Поэтому в удостоверение ему выдана настоящая грамота, утвержденная моей личной подписью и свидетельствами тех, кого я ранее объявил достойными доверия свидетелями. И затем подписывается и духовник, и свидетели. 1864 г. Образец грамоты для бедных Почтеннейшие клирики, благоговейнейшие иереи и все прочие благословенные христиане нашей области, благодать вам и мир от Бога! Предъявитель настоящей нашей грамоты, честнейший во Христе брат (имярек), из города (такого-то), из-за некоторых временных обстоятельств и невзгод впал в огромные денежные долги, о чем мы сами достоверно узнали и о чем нас известили знающие положение этого брата. Поэтому несчастный, не имея другого места, откуда получить помощь и милостыню, обращается к вашим, милостивые христиане, христолюбивый сердцам. Вы все, приняв его приветливо, будучи научены Богом любить друг друга, по апостолу ( 1Фес.4:9 ), каждый подайте ему милостыню по силе, ради Господа, ублажающего милостивых (см. Мф.5:7 ). Ибо вы знаете, что милостыня от смерти избавляет, по словам книги Товит ( Тов.12:9 ), и что, согласно Приточнику, милующий нищего дает взаймы Богу ( Притч.19:17 ), благодать и милость Которого вместе с нашей молитвой и благословением да будет со всеми вами. Аминь. После того как Господь наш Иисус Христос пришел на брак в Кану и там претворил воду в вино, явив таким началом знамений Свою славу, о чем повествует превосходнейший из евангелистов Иоанн, брак удостоен Божественного благословения и чести и возведен на высокую степень таинства, указующего на еще большее таинство. И ап. Павел показывает это, восклицая иной раз: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр.13:4 ), а иной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Поэтому и говорится, что вступающих в брак по божественным правилам и законам благословляет и сочетает Господь, так как, согласно Приточнику, от Господа соединяется жена с мужем ( Притч.19:14 ). Поскольку и мы – Петр и Мария – намереваемся сочетать таким законным и каноничным браком нашего сына Иоанна с честной Еленой, дочерью Павла и Елизаветы, то прежде всего мы от всей души и всего сердца наделяем его нашими родительскими молитвами и благословениями, чтобы они всю жизнь служили ему опорой и спасительным напутствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Примерно перед такой дилеммой и стоит человечество после грехопадения. Земля, над которой люди должны были владычествовать, начала приносить им терния и волчцы, рождение детей стало болезненным процессом. В мир вошла смерть и оказалось, что, по словам Псалмопевца: «…дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь». Брак и деторождение, конечно же — не грех, вот только стоит ли в таких условиях плодиться и размножаться — большой вопрос. Именно об этом и говорит апостол Павел, когда предостерегает своих учеников: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Но и скорби по плоти еще не самое грустное обстоятельство семейной жизни, гораздо печальнее то, что все беды и горести детей неизбежно ложатся тяжким грузом на сердце их родителей. А бед у людей, разучившихся любить Бога и друг друга, во все времена было предостаточно. Первая же попытка реализации благословения на рождение детей в мире, пораженном грехом, дала страшный результат: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын — его жертвой. Убийца-изгнанник Каин, погибший Авель, и их несчастные родители… Так начиналась история человечества, потерявшего Рай в буквальном смысле и в своей душе. Можно долго говорить о ее продолжении и развитии, но это будет очень грустный рассказ. И вот тут самое время вспомнить вопрос рефлексирующего подростка: «Зачем вы меня родили? Я об этом не просил». А в самом деле, не является ли деторождение в пораженном грехом мире всего лишь результатом безответственного родительского легкомыслия, граничащего с жестокостью? Ведь человек появляется на свет не по своей воле, выбора у него по понятным причинам нет. Но в праве ли родители делать этот выбор за него? Тем более, что, как уже говорилось, оно, вроде бы как — само все получается? Нет, конечно же, не в праве. Но дело в том, что они, ведь, и не делают этого выбора. Потому что, как это ни парадоксально, но жизнь новому человеку дают вовсе не они. Служители рождения

http://azbyka.ru/semya/otkuda-berutsja-l...

Пришедшие в ту жизнь не в силах молиться о себе, и они с великой надеждой ожидают наших церковных и домашних молитв и милостыни об упокоении. Идите в храмы, друзья мои, в дни родительских поминовений и молитесь за ушедших отсюда в Вечность. Жизнь предельно коротка, наступит час, когда и мы будем ждать, чтобы о нас помолились живые. Призываю вам на это Божие благословение и Покров Царицы Небесной. Аминь. Неделя Мясопустная, о Страшнос Суде Последнее воскресенье перед масленицей церковь называет мясопустным, так как грядущие 7 дней можно употреблять любую пищу, кроме мясной. В это воскресенье церковь напоминает о кончине мира и Страшном Суде. Господь скрыл от нас день и час Второго Пришествия. Произойдет оно через 10, 15 или 100 лет — мы не знаем, но признаки приближения этого дня в Святом Писании открыты. Каковы же они? Иисус сказал: «…как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как во 1 шел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…» ( Мф. 24:37-39 ). Однако не совсем так будет, как при Ное. Христос приводит сравнение лишь для того, чтобы показать, что этот день придет неожиданно и явится Сын Человеческий во Славе со всеми святыми и Ангелами судить мир. Почему я сказал, что будет не как при Ное? Да потому, что Сам Иисус говорит, что вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, Силы Небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные и увидят Христа, грядущего на облаках с силою и славою великой. Всему этому будут предшествовать трагические события: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…», — все это начало бедствий ( Мф. 24:7-9 ). Тогда внезапно раздастся странный голос трубы архангельской, от которого содрогнется вся Вселенная. Небо исчезнет, как пишет пророк Исаия, горы вострепещут ( Ис.5:8-30 ). Что тогда сотворит грешный человек? — восклицает пророк. Иисус сказал, что наступит время, когда «…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Разбираясь в этой теме с помощью трудов богоносных Святых Отцов наших, толкования Писаний Ветхого и Нового Заветов, понимаем, что Бог благословил однобрачие (моногамию). Господь не говорил – «соединяется множество в плоть одну», но сказал и будут два одна плоть ( Быт.2:24 ). И гармония чувств возможна только у такой пары. Семья – лампада благочестия Семья в нашем Предании – это малая, домашняя Церковь , создать ее по благословению Бога – значит возвысить свои голоса в прославлении имени Его, присоединиться к Его Таинствам. Семья есть ясли Вифлеемские, приносящее потомство свое для служения Богу в Его Церкви. Семья – это зажженная лампада благочестивой материя; первое вкушенное молоко веры, которую ребенок познает от матери. Семья приводит детей к неиссякаемому источнику животворящей веры, пламени духовному, к Святым Небесным Таинствам. Павел, апостол Божий, учил, как соблюсти любовь и мир в семейной жизни, и Церковь на протяжении веков учит простой истине: муж оказывай жене благорасположение; подобно и жена мужу ( 1Кор.7:3 ), дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле ( Исх.20:12 ). Видите, что сразу после четырех (ветхозаветных) заповедей о почитании Бога следует заповедь о почитании родителей. Из благочестивых семей Церковь ожидает будущих иерархов, клириков, певчих. Из семьи общество получает будущих чиновников, политиков, представителей власти, преданных и мужественных воинов, родителей, и не когда-то, а завтра. И если нет в обществе задатков благочестия, не ждите от него тогда чего-то доброго. Семья, школа и Церковь Три общественных института влияют на воспитание и культуру человека – семья, школа и Церковь . Ребенок как мягкая податливая глина вбирает в себя и копирует те примеры поведения, которые видит вокруг себя. Чистота взгляда каждого ребенка зависит от родительской любви и поданного примера. То есть самую главную роль в жизни и мировосприятии ребенка играет семья, и нельзя перекладывать свои обязанности на посторонних людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Супруги-христиане не только «одна плоть», они близки друг другу и по духу, «близки Кровию Христовою» (Еф. 2, 13). Для таких супругов терпение — добродетель и в кратковременных, как и все в этой жизни, горестях они видят несение креста Христова, то есть путь к Жизни Вечной, а в своих страданиях смотрят «не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18). Это вечное — будущая вечная жизнь, величайшая награда терпению. Впрочем, Божий дар любви, ниспосланный в таинстве браковенчания, помогает преодолеть и то, что кажется непреодолимым. И все же… Приходят за советом и благословением на расторжение брака. Приходят не под влиянием временного настроения, приходят в отчаянии: «Не могу больше так жить». Такое отчаяние подобно отчаянию самоубийцы: «Не могу больше так жить». То есть жить могу, а «так» не могу. Вспомним, что самоубийц не отпевают в церкви, не хоронят в освященной земле, не поминают на церковной службе, в общей молитве. Потому что это бесполезно. Их будущее — геенна огненная, рядом с Иудой. Участь супруга, разделяющего соединенное Богом, так же печальна. Спаситель недвусмысленно называет разводящегося для вступления в новый брак прелюбодеем, также и вступившего в брак с разведенной или разведенным. Во времена Иисуса Христа прелюбодея наказывали, как убийцу. Сегодня мы говорим: прелюбодеяние — это смертный грех. Господь предупреждает таковых: «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет» (Прем. 3, 16). Посмотрите вокруг, как возрастает число несовершенных физически и нравственно детей, увеличивается родительское горе. К тому же эти дети, даже преступные дети, будут свидетелями против своих родителей на Страшном Суде. «Ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитии, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» (Прем. 4, 6). Но и в этой жизни гнев Господень поражает страданиями тех, кто, желая лучшего, менее обременительного или более сладостного союза, расторгнул первый. Так некогда Господь обрек на страдания целый народ, в чем и упрекает Пророк своих единоплеменников: «За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал. 2, 14). Не оставлена без скорбей и та, «которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» (Притч. 2, 17).

http://pravmir.ru/razvod/

Такой «стрелой», посылаемой Божественным Стрелком, для пророка Даниила был архангел Гавриил, уязвлявший сердце его. Святой пророк вспоминает: «И когда он (архангел Гавриил) говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое» и начал возвещать ему таинственное Откровение. Когда оно закончилось, «я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим...» ( Дан. 8 гл.). Это не должно понимать, как обычное обморочное состояние. Так поймет этот текст только материалист, не ведающий ничего подобного. «Без чувств» – это в первую очередь отрешенность от всякой земной чувствительности. Пораженная небесной Стрелой душа уже ничего не чувствует здесь (в том числе, действительно, она уже не ощущает голода, холода, сонливости и проч.). А после вина Любви и откровений Божиих пророк совершенно изнеможден, он болен тем, что видел и ощутил, и не скоро может вернуться к земным делам. Воистину Даниил – «муж желаний» (9:23), к нему влечение и желание Небесного Жениха! О объятия любви, ведомые только возвышенным и святым душам!.. А вот пример юного сибирского подвижника Петра Алексеевича Мичурина (1800–1820 гг.), подвизавшегося в Томской губернии Петр Мичурин родился в Томской губернии в благочестивой дворянской семье. Проходил военную службу. Был прост, мягок, приветлив. Ближние любили его. Но он так возлюбил Бога, что был совершенно неприспособлен к делам этого мира. Получив отставку от службы и благословение родительское, ушел к пустынникам. Там жил под руководством некоего старца Василиска. Подвизался в строгом воздержании и детском послушании старцу. «Старец Василиск указал ему больше всего заботиться о внутренней молитве, и научил его такой молитве. А Господь даровал ему такой дар этой молитвы, что часто он находился как бы вне тела, и все существо его трепетало радостью молитвы. И любовь к Богу с такой силою охватывала его, что он, будучи не в состоянии скрыть ее, громко взывал к Богу и восторженно благодарил Его. Иногда он чувствовал благоухание, превосходящее все ароматы. Иногда старец спрашивал его, зачем он так громогласно зовет и плачет во время молитвы, когда Христос заповедал молиться втайне. А Петр отвечал откровенно и смиренно: «Прости, отче! Не могу стерпеть, чтоб не кричать. Ибо я вижу духовными очами моими, как Владыка мой, Христос Господь, пред мной неповинно страждет и истязуется жидами. Его пресвятое Тело избито и истерзано, как ветхое рубище. Животворящая Его Кровь течет потоками. От того я не могу терпеть. Прости меня, отче!..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

То есть если чадо подражает добродетелям родительским, получит благословение родителево; последует их порочному образу жизни, будет и наказано с ними. Вот родословие Измаила ,– говорится далее (Быт. 25, 12). Итак, позиция с Исааком обозначена, он находится в месте, где Бог слышит и видит человека, пребывающего в данном случае в трауре. А теперь говорится про Измаила. Перечисляются имена его (Измаила) потомков, таким образом Тора (Пятикнижие) подчеркивает значимость этого человека и свидетельствует о глубине его покаяния. Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма (Быт. 25, 12–15). Вот эти имена представляют интерес. С какой стороны? Здесь мы впервые встречаем чисто арабские имена! Не еврейские имена… Как мы с вами поняли, каждое еврейское имя что-то означает – например, Исаак означает «радость». Причем не просто «радость»: слово ицхак – это радость в будущем времени. То есть если дословно перевести имя Исаак, то получится так: «возрадуется». Это очень примечательно, что у отца всех верующих, Авраама, рождается сын, который получает такое таинственное имя – «Возрадуется». Ведь Исаак – прямой предок Господа Иисуса Христа, Рождество Которого и обернулось Радостной (Евангелие), или Благой, Вестью для всего человечества. Все имена Библии глубоко символичны. Указывая на будущее, буквы имени Исаака рассказывают о его настоящем. ( Иц нак ): Первая буква – «йот» означает «десять». Мы знаем, что Исаак не так легко стал сыном Авраама: Аврааму пришлось испытать 10 переживаний. И десятое – когда Бог потребовал принести в жертву уже и самого Исаака. То есть такие праведные дети – они не даются просто! Следующая буква в имении Иц нак – «цади» – 90. 90 лет было Сарре, когда у нее родился Исаак. И следующая буква – «хэт» – 8. В восьмой день Исаак был обрезан. Исаак считается первым человеком, который был обрезан на восьмой день после рождения, в восьмидневном возрасте. Потому что, когда Бог повелел Аврааму совершать обрезание, самому Аврааму было 99 лет, Измаилу было 13, а Исаак – это первый человек, который был обрезан по Закону Божьему, как и сказано: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме (Быт. 17, 12). И последняя буква – «кав» в имени «Исаак»; числовой смысл этой буквы, ее числовое значение – 100. Сто лет было Аврааму, когда родился Исаак.

http://pravoslavie.ru/110922.html

Тогда Авраам с полною преданностью воле Божией отпустил Агарь с сыном ее Измаилом. Странствуя, они заблудились в пустыне и уже умирали от жажды, но Бог чудесно спас их и утешил скорбящую мать обетованием произвести от ее сына великий народ [ 39 ]. В то время Авраам пользовался огромным влиянием и уважением посреди соседних царей и владетелей Ханаана. Высшее покровительство и особенное благословение Божие на Аврааме так было ясно для всех, что Авимелех, царь Герарский, искал с ним союза. Но Авраам и после сего жил по-прежнему как странник, нигде не имея постоянного для себя жилища. Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал: — Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. Не смотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам ни мало не усомнился, что оно — от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования (Евр.11:19). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь [ 40 ]. На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, — и пошли оба вместе на гору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Тогда он решился возвратиться в родительский дом, надеясь на милосердие своего отца, сердце которого тронется состраданием при виде сына в рубище и страшной нищете. Так грешник, раскаиваясь в своих грехах пред Господом Богом и веруя в Его милосердие и помощь, спешит излить душу свою пред Ним и молить о прощении... Вот скиталец уже на родине своей. Отец издали увидел и узнал его. Забыв о неблагодарности сына своего, он поспешил к нему навстречу и, не сказав ему ни одного укоризненного слова, обнял его, прижал к сердцу своему и облобызал его. В этом трогательном изображении любви родителя к сыну ясно выражается любовь Отца Небесного к падшему человеку. С радостью встречает Он каждого раскаявшегося грешника, прощает его и забывает его прежнюю дурную жизнь. Притчей о блудном сыне Церковь указывает нам на то, что мы, раскаиваясь в грехах своих, не должны отчаиваться в помиловании и спасении: Господь Бог , как милостивый и любящий Отец, принимает обращенную к Нему молитву грешника, радуется его исправлению и прощает ему все грехи его. В воскресенье третьей приготовительной недели Церковь чтением пророчества Спасителя о втором Его пришествии и страшном суде напоминает, что если человек не раскается, не обратит внимания на свою дурную жизнь, то нельзя ему ожидать вечного спасения, потому что милостивый Господь есть в то же время праведный Судия, Который в последний день суда воздаст каждому по заслугам его. «Когда приидет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним (говорится в Евангелии о последнем дне мира), тогда сядет Он на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы. Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит одних по правую, других по левую сторону. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, которое назначено для вас от создания мира; потому что, когда Я был голоден, вы накормили Меня, хотел пить – вы напоили, был странником и вы приютили Меня, был наг и вы одели Меня, в темнице был и посетили Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. Не знаком ли кому-нибудь этот холодный, оскорбительный для сердца родительского тон: Дай мне следующую мне часть имения. Дай Бог, чтобы он не был никому из нас известен. Он свидетельствовал бы о крайнем расстройстве семейных отношений наших. Конечно, это еще не решительное зло, когда дети ищут того, что закон и обыкновение сделали не только позволительным, но даже должным. Но надо бы вглядеться в чувство таких детей, в их сокровенное побуждение; спросить их, для чего им та часть имения, которой они домогаются? Если вопросом своим мы поставим их в затруднение, и они, стыдясь отвечать прямо, дадут нам несколько отзывов уклончивых, из которых ни один не успокоит нашего встревоженного сердца, то да возьмем мужество подумать, что, может быть, в наших детях и кроется этот, не радостный для родителей блудный сын. Дай мне следующую мне часть имения. Чтобы мы ни говорили такому сыну, всё будет напрасно. Если у него хватило решимости раз явиться к родителям с этим требованием, то уже никакое убеждение, никакое увещание, никакие угрозы и просьбы не сильны будут остановить и отклонить его от запавшего в душу желания… Может быть, он не раз уже слышал подобного рода родительские речи и привык их оставлять без внимания… Может быть, сами родители вели его к тому лествицей любви, нежности, ласки, снисходительности, поблажки, невнимательности, преждевременного радования его преждевременной возмужалости и т. д. Каких же плодов ждать от такого посева? Дай мне, — нагло и настойчиво скажет он, и не привыкшие отказывать, испуганные и опечаленные, мы должны будем разделить имение, дать ему собственность, которая при его неопытности и самонадеянности должна повлечь его ко всему, отважить на всё!… У сына лукавого ничего нет доброго!… Дай мне следующую мне часть имения… Сколько раз этот грубый вопль земного самолюбия и неразумия восходит на небо! Дай мне! Дай мне! Отовсюду несется один и тот же голос к Престолу Отца Небесного! Несчастный сын! Почему ты знаешь, что есть у тебя какая-то следующая тебе часты? Кто дал тебе право требовать ее? Чьим духом и внушением научен ты стать пред Отцом всей твари и заговорить о бедной собственности своего ничтожества?.. Дай мне следующую мне часть имения, - говорит неразумный. Для чего тебе, пригретый любовью и милостью отеческой, окруженный благами земли и неба, защищаемый Провидением, благословляемый во Христе всяким духовным благословением в небесах ( Еф.1:3 ), искупленный и унаследованный Богу сын, — для чего тебе желаемая тобой и столь мало известная тебе часть имения? Знаешь ли ты, что имение влечет за собой заботу, столь несродную твоей немощи, выводит тебя из круга мирного и безопасного послушания, поставляет необходимость собственной головой поработать над судьбой своей и подвергает тебя страшной ответственности перед Богом, над имением Которого ты самовольно вызываешься быть приставником?..

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010