Можно подозревать, что, и по существу дела, такие преимущества чести, как право занимать первое место и право председательствовать на соборах, относятся к области «правовой», а не «духовной или моральной». «Покончив» с моим возражением, как выражается автор, он извлекает новый аргумент, не использованный им в первой диссертации, в пользу своего различия власти «духовной» и «правовой» из Зома, который в свою очередь ссылается на Гиншиуса (Hinschius, Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten in Deutschland, В. 2, § 79). В римско-католической церкви будто бы до сих пор сохранилась мысль, что каждый епископ, как преемник апостолов, есть епископ не какой-либо определенной христианской общины, а всей вселенской церкви, и, следовательно, имеет духовную власть над целою церковью, хотя правовая его власть ограничена пределами ее диоцеза (Sohm, стр. 346– 347). Это рассуждение Зома едва ли покажется убедительным для людей, знакомых с католической догматикой и с католическим церковным правом, признающими лишь за одним папой положение и титул универсального или вселенского епископа (episcopus universalis). И действительно, Гиншиус говорит вовсе не о том, о чем Зом. У Гиншиуса приводится место из конституции Пия 6 от 1786 г., в которой говорится, что епископ, в качестве преемника апостольского, по божественному праву, призван к участию в правительстве универсальной церкви, но обособленную часть всеобщей паствы, по отношению к которой он может осуществлять ординарную правительственную власть (ordinariam regiminis potestatem), он получает не по божественному, а по человеческому праву, не из уст Христа, а в силу иерархического предписания (non Christi ore, sed hierarchica ordinatione). Кто захотел бы оспаривать у римского епископа высшую власть в деле назначения на определенную епископскую кафедру, тому необходимо затронуть (или поколебать) законное преемство епископов в целом мире. Вот что содержится в конституции Пия 6. Это значит, что, путем различения божественного и человеческого права, у католических епископов отнимается возможность смотреть на римского епископа, как на равного им: по божественному праву, конечно, все епископы равны, но каждый епископ получает себе в управление определенную часть всеобщей паствы, или определенный диоцез, не непосредственно от Христа, а от папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

По действующему праву, сговор или другие предварительные акты не имеют никакого юридического значения; оно получается только венчанием. такое значение моментов заключения брака установлено не только для членов православной церкви, но и для всех вероисповеданий в государстве,– за исключением лютеран. По действующему праву, форма установления брачного союза существует в следующем виде: X т. ч. I Св. Зак. ст. 25: «желающий вступить в брак должен уведомить священника своего прихода, письменно или словесно, об имени своём, прозвании и чине или состоянии, равно как и об имени, прозвании и состоянии невесты». Ст. 26: «По сему уведомлению производится в церкви оглашение в три ближайшие воскресные и другие, встречающиеся между оными праздничные дни, после литургии и затем составляется обыск по правилам, от духовного начальства предписанным, и по форме, при сём приложенной. Если невеста принадлежит к другому приходу, то оглашение должно быть произведено и её приходской церкви». При заключении смешанных браков, священник должен требовать свидетельство, удостоверяющее, что оглашение было произведено и в той церкви, к которой принадлежит другой, инославный брачующийся. Это свидетельство при браках православных с римско-католиками может быть заменено свидетельством от полиции, удостоверяющим отсутствие препятствий для бракосочетания означенных в нём лиц. Ст. 27: «По оглашению, все, имеющие сведения о препятствиях к браку, обязаны дать знать о том священнику, на письме, или на словах, немедленно и никак не далее сделанного в церкви последнего из трёх оглашений». Обыск производится тем причтом, который предполагает совершить браковенчание. Производство обыска состоит в собирании документов и сведений об имени, звании, местожительстве и возрасте жениха и невесты и о том, нет ли каких-нибудь препятствий к вступлению их в законный брак. Справки, сведения и письменные документы вносятся в акт обыска, который записывается в так называемую обыскную книгу, и подписывается женихом , невестой, двумя или тремя поручителями и членами причта, производящими обыск и имеющими совершить венчание брака. В обыск вносятся также, где и когда должен совершиться брак. На основании обыска делается запись во 2-ой части метрических книг. Венчание браков, по действующему праву, должно совершаться совокупно с обручением священником, при соучастии членов причта, в личном присутствии брачующихся, при двух или трёх свидетелях, по чину, изложенному в Требнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Западно-католическое церковное право несвободными состояниями, исключающими возможность посвящения, признает, кроме того, ?) связанность не сданным еще отчетом по управлению чужим имуществом в качестве опекунов, попечителей, поверенных и ?) связанность брачным союзом, так как, католическому церковному праву, духовенство должно быть безбрачно (за исключением унированных восточных церквей), но монашества не требуется даже и от епископов. Восточному церковному праву, хотя в него внесены были каноны карфагенского собора, настаивающие на безбрачии духовенства, требование безбрачия осталось чуждо,– мало того, для посвящения в пресвитеры и диаконы стало требоваться предварительное вступление в брак, как conditio sine qua nob посвящения. По греко-восточному каноническому праву, предоставлялась еще возможность безбрачным вступать в клир (апост. пр. 26; анкир. 10; трул. 6; нов. Льва Мудр. II и III); но на Руси уже правилом митрополита Uoahha II было предписано пресвитерам, диаконам и иподиаконам предварительное пред посвящением вступление в брак. Мало того, даже лишение жены во время нахождения в духовном сане, т. е. вдовство, стало рассматриваться, как препятствие к продолжению священнодействия. Именно митрополитом Петром и некоторыми его преемниками, затем соборами московским 1503 г. и виленским 1509 г., было запрещено вдовым священникам и диаконам продолжать священнослужение. Это запрещение без сомнения было вынуждено порочной жизнью вдового духовенства; но уже в самом начале XVI в. ростовским священником Георгием Скрипицей. Скрипицей был написан было бы избегнуть упорядоченным церковным надзором. Стоглавый собор, поддерживая запрещение предшествующих митрополитов и соборов, установил выдавать патриархальные и (уларные) орарные грамоты тем вдовым священникам и диаконам, которые обяжутся жить чисто и целомудренно: грамоты эти, впрочем, давали только право стоять в клиросе и причащаться в алтаре священнику в епитрахили, диакону в стихаре с орарем, вступаться же во что-нибудь церковное овдовевшие не должны были, довольствуясь 1/4 доходов от своих преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2) Вторая форма замещения бенефиций это jus devolutionis. Эта форма существует для обеспечения замещения бенефиций в определенный срок и состоит в том, что если лицо, имеющее право замещать бенефиции, в установленный срок воспользуется своим правом, то это право переходит к ближайшему высшему начальнику. Это право высшего начальника и называется jus devolutionis. По Русскому праву, Кафедральный Капитул в случае открывшейся вакансии на епископскую кафедру, обязан в течение 8-ми дней избрать викария для (замещения) управления диоцезом. Если же Кафедральный Капитул не воспользуется этим правом, то митрополит имеет право по своему усмотрению назначать епископа. 3) Collatio non libera – это такая форма, в которой участвует лицо, не принадлежащее к церковной иерархии. Лицо это может быть, как физическое, так и юридическое. Участие его выражается или в nomination – назначение кандидата или praesentatio – выборе кандидата. По этой форме замещаются бенефиции епископов и весьма часто приходских священников. Nominatio предоставляется, обыкновенно, монархам при замещении епископских кафедр. Под церковным патронатством разумеется совокупность прав и обязанностей, которые предоставлены церковной властью какому-либо лицу, в замещении бенефиций и в управлении ими не на основании принадлежности этого лица к церковной иерархии, а из признательности к нему, вследствие особенных заслуг его в пользу церкви. Jus patronum почти неизвестно в русской православной церкви, хотя некоторые писатели находят его в институте ктиторства. В Римско-Католической церкви jus patronum обязано своим происхождением феодализму средних веков. Землевладельцы, как светские, так и духовные, устраивая новые церкви, или обогащая их вкладами, приобретали для себя и своего потомства право участия в избрании священников и управлении имуществом приходским. Впоследствии все эти права приобретались землевладельцами и по отношению к таким церквам, которых они сами не строили, но к которым принадлежали в качестве прихожан крестьяне, жившие на их землях. Римско-Католическая иерархия не всегда и не везде покровительствовала патронатству, но лишь в тех случаях, когда землевладельцы соединяли свои цели и стремления с целями и стремлениями иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Именно эта третья парадигма, если не по букве, то по духу — наиболее близка римскому праву. «Подобно раннему римскому праву, Русская Правда уважает достоинство свободного человека, вооруженного и имеющего под своей опекой семью и челядь. Государство держится на способности мужав дружине с другими под водительством князя противостоять любой другой военной силе почти на всей территории Востока Европы» . В заключение, нам хотелось бы отметить, что несимметричность Востока и Запада в том, что касается права, до сих пор остается одной из наиболее трудноразрешимых задач в их взаимном диалоге. В этой связи важно иметь в виду разнообразие парадигм в отношении к праву, которые могут существовать внутри одной цивилизации, для того, чтобы лучше понимать друг друга, идет ли речь о диалоге между политическими образованиями, между культурами или между Церквами Востока и Запада. Важно также учитывать, что несимметричность Востока и Запада касается не столько нормативного содержания права (мы полагаем, что норма естественного права, как часть человеческой природы, везде одна и та же), сколько способности воплотить форму права в жизнь, разрешить проблемы и упорядочить человеческую жизнь посредством права. В этом отношении важно понимать, в чем различие и в чем родство европейской и российской правовой традиции. Это же различение будет актуально и для возрождения церковного правосознания в Русской Церкви. Нам представляется, что для возрождения церковного права в наши дни насущной задачей остается не только внимательное изучение древних источников византийского происхождения (учитывая, что церковное византийское право было все-таки одной из наиболее жизнеспособных частей византийского правопорядка) и не только реформы правового характера, но прежде всего творение заново дисциплины, как образа жизни христианского мужа, ответственного за свою семью и окружение, умеющего противостать злу не словом, но и делом в повседневной жизни в сотрудничестве («дружине») с другими.   В настоящее время также на сайте Института философии. http://iph.ras.ru/page49205742.htm.

http://bogoslov.ru/article/2026984

Падшему и некоторые слова и стихи, отчасти приноровленные к своему времени. В Вильне явились замечательные сочинения, не только полемические, но и научные, показывающие возникавшую потребность воспитания юношества; в 1596 году издана была грамматика славянского языка Лаврентием Зизанием, Азбука с кратким словарем, Толкование на молитву «Отче наш» и Катехизис, излагавший основания православной веры. Затем русские богослужебные и религиозно-политические сочинения печатались и в других местах. Так положено было начало той южнорусской и западнорусской литературы, которая впоследствии, в половине XVII в., развилась до значительной степени. Сам Острожский, несмотря на защиту, которую оказал православию в деле возникавшей унии, как аристократ, для которого польский строй слишком много представлял дорогого, был далек до какого-нибудь решительного противодействия насилию власти: он сдерживал и других, поучая их терпению. Таким образом, в 1600 году он писал львовскому братству: «Посылаю вам декрет, составленный на прошлом сейме, в высокой степени противный народному праву и более всего святой правде, и даю вам не иной какой-нибудь совет, как только такой, чтобы вы были терпеливы и ожидали Божия милосердия, пока Бог, по своей благости, не склонит сердце его королевского величества к тому, чтобы никого не оскорблять и каждого оставить при своих правах». В этом совете сквозило уже будущее бессилие русской аристократии в деле защиты отеческой веры. По жалобе киевского и брацлавского воеводств король назначил на сейме суд между униатами и православными. Тогда умер Рагоза: место его в звании киевского митрополита заступил Ипатий Потий. Явившись вместе с Терлецким на суд, назначенный королем, он представлял, что духовные дела не подлежат приговору светского суда, что, сообразно божественному праву, законам королевства и правам христианским, они подлежат только суду духовному. Униаты указывали на всякие существовавшие до того времени привилегии, данные греческой церкви, как на документы, исключительно принадлежащие по праву теперь только тем, которые признали главою своей церкви римского первосвященника. Король, с совета своих радных панов, признал их доводы вполне справедливыми и обнародовал грамоту, по которой новому митрополиту и епископам, состоящим под первенством митрополита, предоставлял право пользоваться своим саном, сообразно прежним привилегиям, данным сановникам греческой веры, управлять церковными имениями и творить духовный суд. Король не признавал другой восточной церкви в польской Речи Посполитой, кроме уже соединенной с римскою. Все непризнающие унии были в его глазах уже не исповедники греческой веры, но отщепенцы от нее. Тот же взгляд разделяла с королем вся католическая Польша и Литва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Зак.). III. Епископские распоряжения и распоряжения начальников монашеских орденов . Они действительны только в пределах власти епископа или начальника ордена и притом постольку, поскольку не противоречат законам церкви и служат к их разъяснению. Важным источником канонического права, в Римско-Католическом вероисповедании являются конкордаты. Конкордатом называется законодательный акт, представляющий собой соглашение между римским папой и государственной властью какого-либо государства относительно подданных его Римско-Католического вероисповедания. Этот институт сложился историческим путем. Первый конкордат (Вормский был заключен в 1122 году между Императором германским Генрихом V и папой Каллистом II по вопросу о замещении церковных должностей. В 1516 году заключен очень обширный конкордат между Львом Х и королем Франции, Франциском I-м. В 1753 г. – испанский. В общем правоведы насчитывают 7–8 конкордатов. Нынешний вид конкордатов сложился в XIX столетии. В 1801 году заключен конкордат между папой Пием VII и Наполеоном I, тогда еще первым консулом. По этому конкордату, имеющему значение и теперь, управление Римско-Католической церкви во Франции совершенно изменилось: старое историческое деление на епархии было уничтожено и согласовано с департаментами. Этот конкордат послужил образцом для составления их и между другими государствами. Русское правительство два раза заключало конкордаты с папами в 1808 и 1848 г. г. относительно положения Римско-Католической церкви в пределах Империи. По конкордату, заключенному в 1848 г. с Пием IX, определялось число епархий в пределах России. В Привислянском крае они оставались в старом положении, только управление их было устроено применительно к разделению на губернии. Этот конкордат сам по себе в настоящее время имеет значение только как исторический памятник, но положения его сохранились в ныне действующем уставе Римско-Католической церкви (т. XI Св. Зак. Рос. Имп. часть I-aя). Относительно юридической природы и значения конкордатов существуют три мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Догма права рассматривает правовые институты в том порядке, как они сосуществуют. Обычно предметом догмы является «чистое» римское право, т. е. такое, каким оно выглядит в кодификации Юстиниана. Но объектом догматического изучения было и «пандектное право». Дело в том, что в ходе рецепции римского права в таких странах, как Италия, Франция и особенно Германия, применялось не «чистое» римское право, а переработанное и приспособленное к тогдашним потребностям право. Результатом такого восприятия и приспособления и явилось то, что в Германии называли «heutiges romisches Recht» или «usus modernus pandectarum», т. e. современное римское право. Приспосабливаясь к новым производственным отношениям, пандектное право все более и более удалялось от своей первоосновы – «чистого» римского права. На основе римского права развивалась и общая теория права. Переработка римского права в Германии не прекратилась и после того, как было издано Германское гражданское уложение 1900 г. (Burgerliches Gesetzbuch). Уже в средние века римское право именовали «писаным разумом» (ratio scripta). Идеализация римского права характерна и для новейшего времени. Многие буржуазные романисты считают это право «совершеннейшим духовным произведением», «единственным по степени своей внутренней законченности». Утверждают, будто в уравновешенном благодаря римскому праву обществе «каждый класс был уверен в завтрашнем дне». Имея в виду отрывок, которым открываются «Дигесты Юстиниана» («предписания права суть следующие: жить честно, не вредить другому, всякому воздавать должное»), заявляют, что достаточно ввести в действие этот отрывок и жизнь людей и даже народов сложится счастливо под господством такого универсального права, как римское (Wenger L. Romisches Recht als Weltrecht.– Osterreichische Zeitschrift fur offentl. Recht, 1948. Bd. 1, H. 3, S. 241–253). Разумеется, нет оснований для подобных идеалистических и совершенно неадекватных социальной действительности утверждений. Отразившееся в Дигестах право позднего Рима возникло на основе античного способа производства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

Таким образом, по воззрениям римских каноников, только признание папы дает силу конкордату; в его власти признать или не признать конкордат. Конкордаты имеют только тогда значение, когда папа дает на это буллу. Обнародование его в государстве не имеет никакого юридического значения. Конкордат – папский законодательный акт. Воля, лежащая в основе этого акта, – единолична. От папы же зависит продлить действие конкордата. Однако при нынешнем развитии государственного начала такое определение силы действия конкордата невозможно. Установилось мнение, что государству принадлежит вся полнота власти, и без согласия верховной власти ничто не может иметь силы. Доказательством того, что конкордат без признания правительства не имеет силы, может служить следующий исторический факт: русское правительство, два раза заключив конкордаты с папами в 1818 и 1848 г. о положении Римско-Католической церкви в пределах Империи, в настоящее время отменило оба конкордата. в) Третье мнение самое справедливое. – Конкордат есть закон государства относительно его подданных католического вероисповедания, составленный по предварительному соглашению правительства с Римской Курией. Обращаясь к нему, мы видим, что и практика оправдывает такое определение. Что это есть чисто государственный акт, без согласия Верховной власти, не имеющий никакого значения, видно и из того, что в конституционных государствах даже при условии согласия Государя, этот акт приобретает силу только после согласия палат. Были примеры, что нижняя палата утверждала подобного рода законопроект, верхняя противилась и конкордат не получал силы. Существуют видоизменения этих трех изложенных мнений, но они не представляют ничего существенного. В России, кроме того, источником канонического права служит Устав Римско-Католической церкви (XI т. Св. Зак. Р. И. и прод.), куда вошли многие положения конкордата 1848г. В. Особенные источники права евангелической церкви Для евангелическо-лютеранской церкви источниками права служат: Символические книги, в которых изложено отличительное вероучение этой церкви. Они содержат в себе символы: 1) Заимствованные из Римско-Католической церкви – апостольский, никейский, со вставкой Filioque и афанасьевский; 2) Составленные ими самими: Аугсбургсоке исповедание (1530 г.), Апология его (1531 г.); Шмалькальденские члены (1551 г.); Большой и малый катехизис Лютера (1528 и 1529) и образец согласия (Formulae concordiae). В них изложены основания вероучения и до некоторой степени нравоучения лютеранской церкви. Отношение этих книг к праву такое же, как и вообще Св. Писания – государственные законы. В России таким источником права служит Устав Евангелическо-Лютеранской церкви (XI г. Св. Зак. Р. И.) и некоторые другие узаконения; 3) Определения, постановления или инструкции консисторий генеральной и особенно окружных; 4) Наконец, определения и постановления Синода, одобренные правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Итак, нет, кажется, надобности в сторонних миссионерах, среди воссоединённого народа, для утверждения его в Православии. Уповаю, что Господь, совершивший дело воссоединения, поддержит и утвердит оное навсегда своею благодатью. Если останутся в здешней стране какие разности, то они не имеют существенного религиозного значения и подобны различиям, существующим в разных других странах Церкви Православной. Хотеть искоренить все эти разности есть трудиться не для церковного единения, но для раскола, не на пользу Церкви Православной, но на пользу врагов её. Массы народные преобразуются и сливаются только временем. Но если нет особенной надобности во внешних миссионерских средствах для утверждения воссоединённого народа, то весьма сильная есть нужда во внешнем охранении сего народа от могущественной в западных губерниях латино-польской партии. В пределах Литовской епархии Православного народа едва третья часть противу Римско-католического: но важнее то, что все почти помещики и более трёх четвертей чиновников принадлежат к сему последнему исповеданию, а следовательно, Православный здешний народ зависит от Римско-католических помещиков по крепостному праву, а от Римско-католических чиновников по управлению. Естественно, Римско-католическое духовенство имеет полные средства: действовать на Православных, покушаться на их совращение, поддерживать совращённых, избегать ответственности по делам с Православными или изворотливыми решениями, или бесконечными проволочками. Независимо от сильнейшего местного преобладания, Римско-католическое духовенство имеет в столице самостоятельное управление и, пользуясь влиянием и связями своей партии, приобретает час от часу более силы и самонадеянности пред воссоединённым духовенством. Неудивительно, что эта самонадеянность разрешилась наконец дерзким совращением воссоединённых прихожан Диорновицких в Витебской и Порозовских в Гродненской губерниях. Достойно замечания, что эти совращения совершились в епархиях, управляемых непосредственно митрополитом Жилинским, пользующимся особенною доверенностью правительства, и совратители ссылались на его авторитет, как гласили слухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010