Отпевание А. было совершено 23 июля в церкви свт. Николая в Щепах соборно еп. Трифоном (Туркестановым) и еп. Анастасием (Грибановским) в сослужении многих священников при огромном стечении народа. А. был похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой. Множество людей посещало его могилу, где всегда горела лампада, часто служились панихиды. В 30-х гг. могила А. была разорена, но крест с нее был сохранен его духовной дочерью Н. В. Ширяевой. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг . на месте могил А. и его родственников были похоронены погибшие воины. Одна из братских могил была определена верующими как наиболее вероятное место погребения А. Согласно др. мнению, на месте могилы А. пролегла дорожка между рядами братских надгробий. Это подтвердилось после проведенного по инициативе Московского подворья Валаамского мон-ря исследования, в мае 1998 г. на месте могилы А. было установлено надгробие с крестом, прежняя условная могила была также оставлена. Число богомольцев, приходящих к могиле А., увеличивается, служатся панихиды, с могилы берется песок для исцеления от болезней, существуют свидетельства очевидцев о чудотворениях А. В марте 1998 г. синодальная Комиссия по канонизации святых приняла решение о прославлении А. в лике местночтимых святых. Ист.: Послужной список//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 763. Ед. хр. 9; Письма к А. его родных//ЦГИАМ. Ф. 2244. Оп. 1-2. Соч.: О браках в духовном звании//Калужские ЕВ. 1863. 8; Библейская история Ветхого и Нового Завета. М., 1875. Ч. 1; Очерки из библейской истории Ветхого Завета. М., 1895. Ч. 1; Юрьев, 1910. Ч. 2; Духовные беседы, произнесенные в Архангельском соборе в 1896-1902 годах. М., 1910; Воскресные Евангелия. М., 1910, 1998р; Великий пост. М., 1910, 1995р; Духовные поучения: Проповеди, записанные одной из его духовных дочерей [А. И. Зерцаловой]. М., 1916 (репр. под загол. «Проповеди»: М., 1995); Письма к Екатерине Михайловне и к архим. Серапиону Машкиным//БВ. 1914. 7-8. Лит.: [Зерцалова А. И. ] Истинный пастырь Христов. М., 1910; она же. Краткое описание выдающейся пастырской деятельности... прот. В. Н. Амфитеатрова. М., 1910; она же. Светильник Православия. М., 1912; она же. Подвижник веры и благочестия. М., 1914, Бочарова Е. Московский утешитель: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1995, 19973; Благодатный пастырь: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1998.

http://pravenc.ru/text/114652.html

См. также 13 .195, 303. Игнатий Брянчанинов Дмитрий Александрович Брянчанинов, 5.02.1807–30.04.1867, канонизир. в 1988, пам. 30 апр.: Правосл. церк. календарь на 1990.4 608 . Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками, и письма преосвященнейшего к близким ему лицам. СПб. 1881. 140, 144. СПб. 196. Сочинения Собрания сочинений 609 . Изд. 1: СПб. 1 (1865) – 4 (1867). 610 . Изд. 2: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . СПб. 1886. 1: Аскетические опыты. 568; 2: Аскетические опыты. 418; 3: Слово о смерти. 315; 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 541; 5: Приношение современному монашеству. 480; 6: Отечник. 532; 7: Письма. 480. М. 1–7 (1993). М. 1 (1996) – 5 (1998). М. 1995. 4. 554, IV. 611 . Изд. 3, исправл. и пополн.: СПб. 1905. 1: Аскетические опыты. 570; 2: Аскетические опыты. 413; 3: Аскетические опыты [Слово о чувственном и духовном видении духов. Слово о смерти. Прибавление к слову о смерти. Письмо о существе сотворенных духов и души человеческой. Речь в святейшем Синоде при наречении во епископа Кавказского и Черноморского]. 315; 4: Аскетические проповеди. 537; 5: Приношение современному монашеству. 464. Джорданвилль 1985. 1; М. 1989. 2, 3; М. 1991. 3 [под загол.: Слово о смерти]; СТСЛ 1991. 5; М. 1–2(1998) [под загол.: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. 1: Аскетические опыты. 572; 2: Аскетические опыты. 413]. 611а. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова /Сост. и общая ред. Стрижева А. Н. М. 1 (2001) – 6 (2004). [Изд. (с комм., обширн. новыми материалами и сверкою текстов по автографам) продолжается. Т. 4, 644–776: Библ. трудов святителя Игнатия и лит-ры о нем]. Отдельные издания 612 . Игнатий Брянчанинов . Валаамский монастырь (Очерк). СПб. 1847. 27. Брянчанинов И. Посещение Валаамского монастыря//Лит. учеба. М. 1991. 4. 119–131. 613 . Игнатий, архим. Речь в Святейшем Синоде при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, октября 25 дня 1857//ХЧ 1857. 2. 346.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В частности, 1 марта 1962 г. отец Николай писал: «Дорогой братец! Посылаю письмо Успенского, полученное с оказией. Адрес его указан. Если по долгу вежливости надумаешь, следовало бы ответить, но с таким расчетом, чтобы выдержать дискуссию, т.к. получивший полный текст доклада еще и не то скажет». Из письма 4 марта 1962 г.: «посылаю особым письмом (заказн.) письмо от Успенского. На всякий случай Париж заменил Москвой (в загол ке). Будешь отвечать, как вежливость требует, укажи дату получения. Адрес указан в конце письма. Б м , нужно это сделать через Иностр. Отдел? Но не отвечать неудобно, т. к. еще, может быть, встречаться с ним придется. Но, конечно, соглашаться с ним никак нельзя. Поднимается очень интересный вопрос – о допустимости внесения в живопись церковную национального элемента и особенностей русского стиля. Что уже давно решено даже в древней иконописи (см. посл работу Лазарева о Феофане Греке), нам русские мастера вносили свои черты и “переваривали” византийский образ. Если еще можно согласиться с изображением преп. Сергия в духе XIV века, то как нам изобразить преп. Серафима на камне, уж не в духе ли Феофановского столпника? Каждая эпоха отражается в церковном стиле, искусстве и архитектуре, и тут ничего не поделаешь. Да и где мастеров взять? А подражание древним – удел немногих, и т. д. и т. д. Если даже собор и не состоится, то проработка вопросов, указанных в программе (ЖМП. 1961. 11. С. 25–27), принесет несомненную пользу, разбудив спящую русскую Богословскую мысль. Пусть пошевелят мозгами и священники, и преподаватели, и искусствоведы. Есть над чем подумать. Прости, люб брат Николай». Можно предположить, что некоторый ответ Л. Успенскому был дан, и своеобразным ответом на предполагаемое письмо епископа Сергия явилась статья Л. Успенского «По поводу одной из тем будущего Предсобора» 7 . Приведем выдержки из нее. В перечне тем предстоящего Предсобора, одобренном первым Всепра- Вославным Совещанием на острове Родос в 1961 г., ставится вопрос о церковном искусстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...