Беляева «Значение книги Бытие для археологии» (1887) признавалось значение отдельных находок, но отрицалась относительная археологическая периодизация и абсолютные даты, предлагаемые светскими учеными: Беляеву удалось указать на ряд действительно слабых мест в концепциях археологов, в их терминологии и тому подобном. При этом Беляев настаивал на введении специальных кафедр археологии при университетах (которых не было тогда и за границей: первая появилась только в 1893 г., в Вене) и справедливо видел в этой науке историческую, а не биологическую дисциплину. В конце XIX в. найти общее решение проблемы соотношения эволюционной теории с Библией оказалось невозможным, впрочем, проблема сохранила свою остроту и по сей день. Систематизаторские труды А. Лопухина Вершиной трудов отечественных «кабинетных» археологов, безусловно, являются работы проф. А. Лопухина , человека, наделенного недюжинными, в том числе административными, талантами, памятником которым является общеизвестная двенадцатитомная «Толковая Библия» (см., напр.: Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./Изд. преемников А. П. Лопухина . 2-е изд. Репр. Стокгольм, 1987). Для развития же библейской археологии куда большую ценность представляли его «Библейская история Ветхого Завета» и «Библейская история Нового Завета». Будучи в общем компилятивным, этот, в своем роде фундаментальный, труд был написан с привлечением всего доступного к концу XIX в. археологического материала (см.: Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета. Репр. М., Лопухин А. Библейская история Нового Завета: [В 3 т.]. Репр. Сергиев Посад, 1998). Более того, автор поднялся над простым изложением фактов и теорий и попытался сформулировать осмысленное понимание причин возникновения библейской археологии как отдельной науки. Причины эти виделись проф. Лопухину в реакции церковной науки на крайности библейского рационализма, больше доверявшего научным сведениям и, тем более, выводам собственного разума, чем Священному Писанию .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

305. Буслаев Ф.И. Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI-ro века по M., 1884. 306. Буслаев Ф.И. О русской иконе. M., 1997 (репр.). 307. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси XII в.: Владимир. Боголюбово. M., 1969. 308. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. M., 1987. 309. Ванеян С.С. Симвология, археология, иконография и архитектура. M., 2006. 310. Веселовский Н.И. История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования. 1846–1896. СПб., 1900. 311. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. M., 1986. 312. Византийская идея. Византия в эпоху Комнинов и Палеологов: Сб. науч. тр. к XXI Международному конгрессу византинистов. Лондон, 21–26 авг. 2006 г./Под ред. В.Н. Залесской. СПб., 2006. 313. Византиноведение в Эрмитаже/Под ред. B.C. Шандровской. Л., 1991. 314. Византия в контексте мировой культуры: К 100-летию со дня рождения A.B. Банк. 1906–1984/Под ред. В.Н. Залесской и др. СПб., 2008. (Тр. Гос. Эрмитажа, 42). 315. Вольская А. Росписи средневековых трапезных Грузии. Тб., 1974. 316. Воронин H.H. Зодчество Северо-Восточной Руси веков: В 2 т. M., 1961. 317. Воронин H.H.. Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. 318. Восточно-христианский храм: Литургия и искусство/Ред.-сост. А.М. Лидов. M., 1994. 319. Восточно-христианские реликвии/Ред.-сост. А.М. Лидов. M., 2003. 320. Герцен А.Г., Могаричев М.Ю. Пещерные церкви Мангупа. Симферополь, 1996. 321. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Т. 1–2. С. Посад, 1917–1918 (репр.: СПб.; M., 1995–1996). 322. Грабар А. Император в византийском искусстве. M., 2000. 323. Дмитриевский A.A. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Историческая записка, составленная по поручению Совета Общества. СПб., 1907 (репр.: M.; СПб., 2008). 324. Домбровский О.И. Византийские мозаики Херсонеса Таврического/Под ред. А.Б. Бернацки, В.А. Кутайсова. Познань, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Corpus des Actes grecs d " ltalie du sud et de Sicilië 1: Saint-Nicolas de Donnoso (1030–1060/61)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1967. – 2: Saint-Nicodème de Kellarana (1023/24–1232)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1968. – 3: La Théotokos de Hagia-Agathè (Oppido) (1050–1064/1065)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1972. – 4: Le brébion de la métropole byzantine de Règion (vers 1050)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1974. – 5: Saint-Jean Théristès (1054–1264)/Ed. S.G. Mercati, С Giannelli, A. Guillou. Città del Vaticano, 1980. Акты Афонские/Изд. В. Регель и др. СПб., 1903–1915. 6 т. (репр.: Amsterdam, 1964–1975). Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. Пантелеймона. Киев, 1873. Своды и подборки Беневич Г.И. и др . Антология восточно-христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия. М.; СПб., 2009. 2 т. Бибиков М.В. Byzantinorossicä Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004–2009. 2 т. Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje. Београд, 1955–1971. 4 т. Гръцки извори за българската история. София, 1954–1980.10 т. Лидов А.М. (ред.) Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники. М., 2006. Максимов Ю.В. Византийские сочинения об исламе. М, 2006. Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968. Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М.; Л., 1964. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970. Поздняя греческая проза. М., 1960. Полякова С.В. Византийские легенды. М., 1972 (репр.: М., 1994; СПб., 2004). Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951. Свод древнейших письменных известий о славянах [до IX в.]. М., 1994–1995. 2 т. Beck H.-G. Byzantinisches Lesebuch. Munchen, 1982. Βυζαντιν γγραφα της Μονς Πτμου. Τ. Α: Ατοκρατορικ κδ. Ε. Λ. Βρανοση. Τ. Β: Δημοσων Λειτουργν κδ. Μ. Νυσταζοπολου– Πελεκδου. Αθναι, 1980. Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founders» Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A.C. Hero e.a. Washington, 1998–2000. 5 vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Byzantion BZ Byzantinische Zeitschrift CahArch Cahiers archéologiques CahCM Cahiers de civilisation médiévale, Xe-XIIe siècles ChHist Church History CSHB Corpus scriptorum historiae byzantinae DOP Dumbarton Oaks Papers DOS Dumbarton Oaks Studies DOT Dumbarton Oaks Texts EChQ Eastern Churches Quarterly EChR Eastern Churches Review EHR English Historical Review EO Échos d’Orient GOTR The Greek Orthodox Theological Review . HUkSt Harvard Ukrainian Studies IKZ Internationale Katholische Zeitschrift JEH Journal of Ecclesiastical History JÖB Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik JTS Journal of Theological Studies LACT Library of Anglo-Catholic Theology OCA Orientalia christiana analecta OCP Orientalia christiana periodica OstkSt Ostkirchliche Studien PO Patrologia Orientalis REB Revue des études byzantines REG Revue des études grecques RH Revue historique RHE Revue d’histoire ecclésiastique RHR Revue de l’histoire des religions RSPT Revue des sciences philosophiques et théologiques RSR Revue des sciences religieuses SC Sources chrétiennes SK Seminarium Kondakovianum SOP Service orthodoxe de presse StP Studia Patristica. Papers of the International Conferenceson Patristic Studies SV(S/T)Q St. Vladimir’s (Seminary/Theological) Quarterly ThS Theological Studies TM Travaux et mémoires TU Texte und Untersuchungen zur Geschichteder Altchristlichen Literatur. ZSlavPhil Zeitschrift für slavische Philologie Издания источников ДВС Деяния Вселенских соборов. Репр. изд. М.: Воскресение, 1996.Т. 1– 4 ПСРЛ Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1911. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39. М., 1995. Т. 41. Репр. изд. – М., 1997– . Т. 1– ACO Acta Conciliorum Oecumenicorum/Hrsg. von E. Schwartz. Berlin; Leipzig, 1922–1974. Bd. 1–4. Th. 1–27 MM Acta et diplomata medii aevi sacra et profana/Collecta editerunt F. Miklosich, J. Müller. Vindobonaë Carolus Gerold, 1860–1890.T. 1–6 PG Patrologiae cursus completus. Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161 PL Patrologiae cursus completus. Series latina/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1844–1864. T. 1–221 Справочные издания DictSpir Dictionnaire de Spiritualité, ascétique et mystique, doctrineet histoire. Paris: Beaushesne, 1932–1995. T. 1–17 DMA Dictionary of the Middle Ages. New York, 1982–1989. Vol. 1–13 DTC Dictionnaire de théologie catholique/Ed. A. Vacant, E. Mangenot, É. Amann. Paris, 1903–1950. T. 1–15 ODB The Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. by A. P. Kazhdan, A.-M. Talbot e. a. New York; Oxford: Oxford University Press, 1991.Vol. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1347 Хрушкова Л.Г. 14 Международный конгресс по христианской археологии/Виз. временник. 2001. Т. 60 (85). С. 238–243. 1348 20 е Congres international des etudes byzantines, Paris, 19–25 aodt 2001: Pre–Actes, 1–3. Paris, 2001. 1349 Guillou A. Technologie/16. Intemationalen Byzantinistenkongress. Wien, 4–9 Oct. 1981. Akten 1/1 (Jahrbuch fur Osterreichischen Byzantinistik, Bd. 31/1). Wien, 1982. S. 19. 1350 Bagatti В. L’archeologia cristiana in Palestina. Firenze, 1962; Avi–Yonach M., Cohen R., OvadiahA. Early Churches/The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Vol. 1. Jerusalem, 1993. P. 305–314. На территории Святой земли выявлены остатки 255 византийских церквей (по состоянию на начало 90–х гг. 20 в.). Карта, на которой они обозначены, дает наглядное представление о их географии в ветхозаветном и новозаветном контексте (см.: The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Vol. 3. P. 306). 1351 Corbo КС. Le fonti del Nuovo Testamento sull pellegrinagio ai luoghi santi della Palestina/Akten des 12 intemationalen Kongresses fur Christliche Archaeologie. S. 167–183. 1352 Loffreda S. Ceramica del tempo di Gesu. Vasi della Terra Santa nel periodo romano antico 63 a.C.–70 d.C. Gerusalemme, 2000. 1353 Вздорнов Г.А. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. М., 1986. С. 251–267; Беляев Л.А., Чернецов А.В. Русские церковные древности (археология христианских древностей средневековой Руси). М., 1996; Беляев Л.А., Бусева–Давыдова И.Л. Церковная археология и церковное искусство/Правосл. энциклопедия. М., 2000. С. 459–465. 1354 Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995 (репр. изд. 1917 г.). С. 16, 27. 1355 Порфирий ( Успенский), епископ. Святыни земли Италийской. М., 1996 (репр. изд. 1894–1902). С.133–204. 1358 Христианское наследие Византии и Руси: Сб. мат–лов 2 Междунар. конференции «Церковная археология: изучение, реставрация и сохранение христианских древностей». Севастополь, 2002/Отв. ред. В.Л. Мыц. Симферополь, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

862 Палама призывает также воздерживаться от сообразных с ними дел (Ibid.). Здесь узнается сходная схема генезиса греховного деяния: помысл > действие, поступок. 864 Приведу в оригинале последнюю часть фразы: ... λλ’ καστος μν δι’ νς τοτων, κα πλεινων, πντες ξεκλναμεν, μα χρειθημεν· 865 См. его перевод в приложении к настоящему изданию. См. также: Макаров Д. И. Учение Григория Паламы об очищении человека (по трактату «Три главы о молитве и чистоте сердца») и некоторые параллели в поздневизантийской мистике//Мир Православия. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 61–72. 866 Rigo A. Nota sulla dottrina ascetico-spirituale di Teolepto metropolita di Filadelfia (1250/51–1322)//RSBN. 1987. N. S. Vol. 24. Р. 199–200. 870 βασιλες γρ κα ατοκρτωρ τν παθν π Θεο δεδημιουργημνος... [sc. νος] (505C). Само это использование «политической» лексики довольно характерно. 873 Поразительную по остроте картину того, как люди «...начали похищаться тиранствующим грехом//и влачились к местам похотей...//...Грех же радовался этому», создал уже во II в. св. Мелитон Сардийский в знаменитой гомилии «О Пасхе». Недавно вышло превосходное русское издание памятника с глубоким и всесторонним комментарием под ред. А. Г. Дунаева, в чьем переводе мы и цитируем текст: Св. Мелитон Сардийский . О Пасхе//СДХА. С. 533 (строки 359–360 правой нумерации), 535 (строка 395 правой нумерации). 874 Ср., например, поучение Древнего патерика о мужественном перенесении невзгод: Древний патерик, изложенный по главам/Пер. с греч. М., 1899 (репр.: М., 1991). Гл. 7. С. 107–130. 877 Св. Григорий Нисский . Точное изъяснение Песни Песней Соломона//Творения. М., 1862. Т. 3 (отдельный репр.: М., 1999). С. 246. (Критическое издание: Gregorii Nysseni Opera. Vol. VI. In Canticum Canticorum/Ed. H. Langerbeck. Leiden, 1960). 882 Слово χειργραφον означает долговую расписку, признание долга. Тема эта очень древняя для христианской литературы; она берет свои истоки уже у Тертуллиана . См.: Lampe G. W. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1991. S. v.; Aubineau M. Commentaire//Hesychius de Jérusalem et al. Homélies pascales. Paris, 1972. P. 217–218. См. также параллель в изданной Обино гомилии св. Василия Селевкийского «Слово на Святую Пасху». Христос, по словам Василия, «...освободил наше естество от древней долговой расписки ( παλαιο... χειρογρφου)» (Ibid. P. 206.4–5; ср. перевод Обино: Ibid. P. 207).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Принимая во внимание модель перехода к принятым древними канонами цензам, предложенного свт. Филаретом Московским,туманный оптимальным для настоящего времени видится введение «временно терпимых» возрастных норм, задачей которых будет возвращение к каноническим цензам. Сопоставив рекомендацию Святителя с действующим Codex iuris canonici Римо-Католической Церкви, излагающим вполне подходящую для сегодняшнего дня практическую схему, представляется целесообразным внести следующие предложения по совершенствованию современного законодательства Русской Православной Церкви о возрасте рукоположений: Можно подумать и о возможности возрождения у нас практики Греческой Церкви по выдаче специальных духовнических грамот. В заключение отметим, что рамки настоящего исследования не позволяют затронуть весь круг вопросов практического характера, возникновение которых неизбежно при внедрении поправок по изменению возрастных норм для ставленников, а изложенные предложения вовсе не претендуют на окончательность и безапелляционность. Очевидно, данная проблематика требует дальнейшего более подробного изучения и принятия необходимых решений на уровне Священноначалия Русской Православной Церкви. Смотреть также: Возрастной ценз кандидата в священство: историко-правовой анализ. Часть I - Церковные каноны и практика древней Церкви.   Возрастной ценз кандидата в священство: историко-правовой анализ. Часть II - Возрастные цензы кандидата священства и практика рукоположений в Русской Церкви (988-1918 гг.) Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об епархиальном управлении от 1 (14), 7 (20), 9 (22) февраля 1918 года//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 1-4. Репр. изд. 1918 г.- М., 1994. Вып. 1. - С. 19. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии от 18 (31) июля 1918 года//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 1-4. Репр. изд. 1918 г.- М., 1994. Вып. 4. - С. 44.

http://bogoslov.ru/article/314677

64 Правила святых вселенских соборов. С. 206. 65 Там же. С. 207. 66   Ohme H.Frauen im niederen Klerus und als Ehefrauen von Klerikern in den ostlichen Traditionen//Kanon XVI (Yearbook of the Society for the Law of the Eastern Churches). Egling, 2000. S. 167–189. 67   Бенешевич В. Н.Древнеславянская Кормчая. С. 12. 68 Там же. С. 155. 69 Там же. С. 12. 70 Правила святых вселенских соборов. С. 235. 71   Бенешевич В. Н.Древнеславянская Кормчая. С. 93. 72 Правила святых вселенских соборов. С. 70. 73 Там же. С. 71. 74   Бенешевич В. Н.Древнеславянская Кормчая. С. 269. 75 Там же. С. 269. 76 Кормчая. Л. 74 об. 77 Правила святых поместных соборов с толкованиями. М., 2000 (репр. изд. ОЛДП. М., 1880). С. 220–221. 78 Правила святых апостол и святых отец с толкованиями (репр. изд. ОЛДП. М., 1876). М., 2000. С. 295. 79 Там же. С. 296. 80 Там же. С. 297. 81   Троицкий С. В.Второбрачие клириков: Историко-каноническое исследование. СПб., 1912. 82   Бенешевич В. Н.Древнеславянская Кормчая… С. 314. 83 Кормчая. Л. 120 об. Законоправило или Номоканон светога Саве. Иловички препис 1262. година. Фототипи]а/ПетровиЬ М. Деч]е Новине. 1991. (далее – Законоправило). 84 Там же. 85 См.: Г. A. " Palin M. Пот1п. ЕДутауца wv Geuav Kai ieprov Kavovrnv T. 3. S. 309–312. 86 Правила святых поместных соборов. С. 386–387. 87 Законоправило. Л. 110–110 об. 88 Составление этого собрания приписывают патриарху Иоанну Схоластику (VI в.). 89   Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая. С. 787. 90 Там же. 91 В печатном издании этой новеллы – 40. 92 Кормчая. Л. 349. 93 Кормчая. Л. 356. 94 Кормчая. Л. 360. 95 Текст «Эпитоми» Константина Арменопула до сих пор не издан на русском языке. Перевод этого собрания был сделан в XVII в. Евфимием Чудовским и известен в ряде списков. Мы пользуемся рукописью ГИМ. Син. 226 (1 ). 96 ГИМ. Син. 226. Л. 3177. 97 Кормчая. Л. 596 об. 98   Бенешевич В. Н.Два списка славянского перевода Синтагмы Матфея Властаря , хранящиеся в Санкт-Петербургской Синодальной библиотеке//ИОРЯС. СПб., 1901. Т. 6. Кн. 8. С. 185.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

К 1510 г. орден К. состоял из 17 провинций, в к-рых находились 191 муж. и 6 жен. обителей. В 1502 г. были обретены мощи св. Бруно Картузианца, что способствовало восстановлению ордена в Калабрии (в 1513). В 1509 г. приор Франсуа дю Пюи (1503-1521) составил устав «Tertia Compilatio» (Третья компиляция). Он был объединен с предшествующими сборниками статутов ордена («Consuetudines Guigonis», «Statuta antiqua», «Statuta nova») и издан в Базеле в 1510 г. Жаном Амербахом (репр.: Hogg. 1989. Vol. 3. P. 323-377). В этом уставе впервые вводились послабления в дисциплине поста. Во время Реформации 94 обители К. были уничтожены (46 из них навсегда), ликвидированы орденские провинции Саксония и Англия. Во владениях протестантов члены ордена подвергались гонениям, имущество общин конфисковывалось, мн. К. стали мучениками и исповедниками. В Англии в 1535 г., при кор. Генрихе VIII Тюдоре, за нежелание отказаться от учения о примате папы Римского были казнены 18 членов ордена К. (3 приора и 15 монахов; беатифицированы в 1886, приоры канонизированы в 1970). Во Франции в 1562 г. гугеноты разорили Ла-Гранд-Шартрёз; в течение 4 лет генеральный капитул не собирался. (Подробнее о К. в период Реформации см.: Martin. 1995.) В католических странах положение ордена оставалось прочным. По итогам Тридентского Собора в 1582 г. был составлен сборник административных статутов К. «Nova Collectio Statutorum» (Новое собрание статутов; изд.: P., 1582; Correriae, 1681 (репр.: Hogg. 1992. Vol. 5-7); R., 1688 (это издание получило одобрение папы Римского Иннокентия XI (булла «Iniunctum nobis» от 27 марта 1688); Correriae, 1736; Montreuil, 1879). Литургическая часть была опубликована отдельно под названием «Ordinarium Cartusiense» (P., 1582; Lugduni, 1641). В 1597 г. учреждена 1-я картузианская обитель в Португалии (недалеко от Лиссабона), подчинявшаяся непосредственно Ла-Гранд-Шартрёз. В 1628 г. орденскую провинцию с центром в Женеве переименовали в пров. Шартрёз, а Ломбардию - в пров. св. Бруно. В 1648 г. основана картузианская обитель в Великом княжестве Литовском - Картуз-Берёза.

http://pravenc.ru/text/1681193.html

К концу Гомилий на книгу Бытия Ориген возвращается к этой теме и прямо говорит: «Писание посвящено не столько историческим повествованиям, сколько вещам и идеям, которые являются мистическими» ( Hom. Gen. 15.1; пер. Heine 1982 репр. 2002, 203). Нужно рассматривать Писание как отдельный жанр, равным образом действенный. Как всегда, Ориген борется как минимум с двумя противниками одновременно. В то время как он громогласно выступает против того, что он называет «еврейскими баснями», то есть иносказательных интерпретацией Писания, он старается защищать Писание от нападений «(..) философов (которые) презирают эти истории как сказочные и сформированные подобно поэтическим вымыслам» ( Hom. Gen. 3.1; пер. Heine 1982 репр. 2002, 89). Действительно, в других местах Ориген использует греческое слово «миф» как антоним слову «истина». Так, например, в своем трактате Против Цельса он говорит иудею: То, что вы называете мифами, и мы рассматриваем как таковые; но утверждения Писания, которые являются общими для нас обоих, которыми не только вы, но и мы гордимся, мы вовсе не рассматриваем как мифы (Против Цельса II.58; Ante-Nicene Fathers , p. 455). Когда Цельс утверждает, что библейское повествование — это просто еврейский миф­ (μυθολγησαν) для маленьких детей, Ориген упрекает Цельса за его враждебность, неподобающую философу, и обращается к Библии (τν ρχαιοττην ουδαων γραφν), древним иудейским писаниям (Contr. Cels. IV.41). Таким образом, в рассматриваемом нами примере нужно различать древние еврейские тексты о Саре и Аврааме и еврейскую ложную интерпретацию, mythologos, в которой об Аврааме говорится с пренебрежением. Это «мифическое» чтение, как отметил де Ланге, просто еврейское буквальное чтение Писания (de Lange 1976, 104-105 и n. 8). Под словом «миф», как оно понималось во времена Платона и далее, Ориген подразумевает ложь, которая является противоположностью­ истины (Naddaf 1998, x). По сути, Ориген заменяет мифологическое понимание на мистическое и отказывается от исторического понимания событий, прибегая только к мистической интерпретации.

http://bogoslov.ru/article/6168970

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010