Для ближайшего знакомства с этими важными памятниками для истории христианского искусства предлагается здесь описание некоторых из самых замечательных из них. 1) Саркофаг префекта Юния Басса (Junius Bassus) 359 г. Рельефы только с передней стороны; расположены в два ряда; верхние разделены колоннами, под горизонтальным архитравом: нижние тоже между колоннами, но частью под арками в виде раковины, частью под тупыми углами фронтона, вперемежку. По пяти отделов в каждом ряду. В верхнем ряду: в среднем рельефе Христос восседает на престоле с свитком в руке; в ногах у него обнаженная мужская фигура с бородой, по грудь, в руках держит покрывало, спускающееся с головы: это олицетворение небесной тверди, на которую Христос полагает свои ноги. По сторонам его стоят Апостолы Петр и Павел. Направо (от зрителя) в двух рельефах Христос перед Пилатом, умывающим руки. Налево в одном рельефе отречение Петра, и, наконец, в крайнем жертвоприношение Исаака. В нижнем ряду: в среднем рельефе, под Христом, восседающим на престоле: Христос, на осляти въезжающий в Иерусалим. Направо в двух рельефах: Даниил между львами, и Апостол Петр, ведомый в темницу; налево – тоже в двух: Адам и Ева по сторонам Древа Познания, с атрибутами труда, предопределенного им по изгнании из Рая для снискания пищи и одеяния: около Адама сноп жита, около Евы – ягненок, для обозначения прядения шерсти. Наконец, в последнем – Иов на гноище, юношеская фигура, без бороды; около еще две фигуры. Для христианской символики особенно важен этот саркофаг по украшениям, наполняющим пустые углы, образуемые арками нижнего ряда, над барельефами. В этих углах под видом агнцев изображены Христос и другие священные лица в некоторых сценах, обычных для искусства того времени; а именно: агнец жезлом извлекает из скалы воду (Моисей), и получает скрижали от десницы Господней (он же); агнец в пещи (намек на трех отроков в Вавилонской пещи); агнец возлагает свой лапку на другого агнца, на которого сходит с неба Дух Божий (Иоанн крестит Иисуса Христа); агнец с жезлом умножает хлебы, воскрешает Лазаря (Иисус Христос). Снимок со средней части саркофага см. на рис. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

175 Du Cange Ch. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Graecitatis. Lugduni, 1688. P. 1556. S. v. τζγγαι. 177 Перешло в Псалтыри греческие и латинские, Библии (Б. San Paolo fuori le Mura); также рис. Космы Синод. 997 и пр. 178 Шкура в комке в руках Илии изображает вполне точно милоть. Милоть (μηλωτ) есть или овечья кожа, или ζνη κ δρματος; надевается на спину и может повертываться наперед. Так носят шкуру сванеты. У египетских монахов обычная одежда, затем символ строгого учительства и монашества. «Кто из них, – спрашивает Климент Александрийский в «Строматах», кн. III, гл. 6 (PG 8:1157), – ходит как Илия, в милоти и кожаном поясе?» Но уже на саркофагах (Юния Басса) милоть заменена паллиумом или плащем. 179 Вся фигура как будто скопирована с известной мозаики нартекса Св. Софии, но все одежды белые. 180 Эта манера представления усвоена была после мозаиками для изображения Христа Царя Небесного в абсиде: см. мозаики Палатинской капеллы, Собора в Монреале и Мартораны в Палермо. Идет из Греции и есть воспоминание ораторского жеста (Софокл, ораторы Ольвии). Древн[ие премеры] – фигуры Лаврентия в усыпальнице Галлы Плацидии и ангела в S. Michele in Africisco, выражающего благоговение при Христе («Аз и Отец едино есма»). 181 Bottari G. G. Sculture e pitture sagre estratte dai cimiteri di Roma. T. I. Roma, 1737. P. 203 полагает, что она называлась сарабара, но это халдейское имя, встречающееся в Книге Даниила 3:21, скорее относится к шароварам персидским, а по глоссам у Du Cange Ch. Glossarium Graecitatis. S. v. – к разряду brachonia. 182 Диптих Барберинской библ. в Риме: Gori A. F. Thesaurus veterum diptychorum. T. II. Florentiae, 1759. Tab. 50 [Volbach W. F. Elfenbeinarbeiten. 48]. 183 Как побочное обстоятельство заметим, что Косму Инд. уличают в подпадании влиянию несторианской ереси, – замечание, сделанное Лакрозом: La Croze M. V. Histoire du christianisme des Indes. 2е éd. T. I. La Haye, 1758. P. 40–56; см. указание у Gibbon E. Histoire de la décadence et la chute de l " Empire romain. T. IX. Paris, 1789. P. 373–374 n. 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

31489) - М. (средовек) получает завет; саркофаг Юния Басса (359 г., Музей собора св. Петра, Ватикан) - М. получает скрижали завета, М. высекает воду из скалы (Ibid. Cat. 386. P. 427); саркофаг Двух братьев (325 - 350 гг., Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 31543) - М. (юный) получает завет; саркофаг (ранний IV в., Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 31546) - М. (с курчавой короткой бородкой) получает скрижали завета). Решение всех этих композиций крайне лаконично. Сцена «Переход через Чермное море», символизирующая переход от рабства смерти к жизни вечной, стала темой группы саркофагов 2-й пол.- кон. IV в. На них в виде развернутого фриза представлены: ведущий народ Израилев столп огня, изображенный в виде колонны; поющая Мариам с тимпаном в руках; М., посохом касающийся моря, в котором гибнет войско фараона. Решение образа М. варьируется: он предстает то безбородым (напр., на саркофагах из Музея Пио-Кристиано, Ватикан (379-395 гг. 31434), и в соборе Сен-Трофим в Арле), то с небольшой бородкой (напр., на саркофаге в Музее древностей в Арле и из Археологического музея в Сплите, Хорватия - см.: F é vrier P.-A. Sarcophages d " Arles/Publ. de l " École française de Rome. R., 1996. No 255. P. 1106-1108, 1099 - 1141). Дочь фараона находит младенца Моисея в реке. Фрагмент миниатюры из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 13) В средневизант. время образы М. получают широкое распространение в иллюстрированных рукописях Библий (Библия кор. Кристины, X в.- Vat. Reg. gr. 1. Fol. 46v, 85v, 116, 155v). Особенно подробные циклы встречаются в Октатевхах (Vat. gr. 747. Fol. 72-215, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 150v - 251v, 2-я четв. XII в.), в Псалтирях, как в «народной» (Хлудовская Псалтирь, 40-50-е гг. IX в.- ГИМ. Л. 76 - 78, 82, 90 об., 98 об., 106 об., 107, 108, 108 об., 139-142), так и в «аристократической» редакции (Парижская Псалтирь, 1-я пол. X в.- Paris. gr. 139. Fol. 419v, 422v). Их также можно встретить в качестве иллюстраций в рукописях других произведений: в Слове Григория Назианзина (Paris.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Вход Господень в Иерусалим: иконы и фрески ФОТОГАЛЕРЕЯ Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств. Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Светлана Липатова. Вход Господень в Иерусалим: Иконография праздника vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Дионисиат, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Дионисиат, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Икона из монастыря Ватопед, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. X в. Слоновая кость. Музей византийского искусства, Берлин vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска работы Мамациоса Георгиоса vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. XV в vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. 359 г. Ватикан vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Фреска работы Феофана Критского. Метеора, церковь св. Николая vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Византия. XIII в. Монастырь св. Екатерины, Синай vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона vk fb tw ok @ g+ lj Вход Господень в Иерусалим. Церковь Святой Троицы, Бутте, США

http://pravoslavie.ru/52772.html

Крещение Господне. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. 1-я пол. IV в. Сцена Крещения в росписи римских катакомб Марцеллина и Петра (первая половина IV в.) частично утрачена. От фигуры св. Иоанна Крестителя, стоящего справа от обнажённого отрока Христа, сохранилась только возложенная на Его голову правая рука. Выше изображён голубь, от клюва которого на Спасителя падают струи воды (лучи?), намеченные серыми линиями. Вода у ног обозначена такими же горизонтальными линиями. В клюве голубь держит ветвь. Эта деталь напоминает о голубе, принёсшем Ною масличную ветвь как знак окончания потопа (ср. молитву на освящение воды: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех»). Таким образом, уже древнейшая иконография Крещения Господня подчёркивает тему очищающего воздействия воды, многообразно варьируемую в чтениях и песнопениях праздника. Ветвь — знак мира, дарованного Богом человечеству в крещении, как аналогия с голубем Ноя, использованная Тертуллианом, упоминается позднее в связи с крещением свт. Иоанном Златоустом, свт. Григорием Богословом, прп. Иоанном Дамаскином. Композиции, аналогичные фрескам катакомб, во множестве встречаются на рельефах саркофагов, на которых вода Иордана показана вытекающей из скалы. Иногда в сцену Крещения на саркофагах включали мужскую фигуру со свитком в руках; исследователи считают, что это Исаия, пророчество которого упоминают евангелисты . Наряду с историческими изображениями Крещения Господня встречаются и символические. Так, на саркофаге Юния Басса (359, музей «Сокровищница Св. Петра», Ватикан) над арочным обрамлением композиций нижнего ряда имеется сцена с двумя агнцами — один лежит, другой сверху касается его головы копытцем . Другой пример — мозаика купели баптистерия из Келибии (IV в., Музей Бардо, Тунис), обрамленной латинскими надписями. На стенке трёхступенчатой крестообразной в плане купели изображён голубь Святого Духа, отмеченный крестом, от клюва которого исходят лучи. Композиция иллюстрирует определение Христа как «Света истинного», «Света подателя», «Солнца, просиявшего во Иордане» — распространённый мотив святоотеческой проповеди на Крещение, именуемое «праздником светов» или «просвещением». Под голубем помещена монограмма Христа в форме древнеегипетского иероглифа «анх» (сгих ansata), фланкированная буквами α и ω, ниже — изображение большой рыбы, символизирующей Спасителя.

http://bogoslov.ru/article/6172058

Направо (от зрителя) в двух рельефах Христос перед Пилатом, умывающим руки. Налево в одном рельефе отречение Петра, и, наконец, в крайнем жертвоприношение Исаака. В нижнем ряду: в среднем рельефе, под Христом, восседающем на престоле: Христос, на осляти въезжающий в Иерусалим. Направо в двух рельефах: Даниил между львами и Апостол Петр, ведомый в темницу; налево – тоже в двух: Адам и Евва по сторонам Древа Познания, с атрибутами труда, предопределенного им по изгнании из Рая для снискания пищи и одеяния: около Адама сноп жита, около Еввы – ягненок, для означения прядения шерсти. Наконец, в последнем – Иов на гноище, юношеская фигура без бороды; около еще две фигуры. Для христианской символики особенно важен этот саркофаг по украшениям, наполняющим пустые углы, образуемые арками нижнего ряда, над барельефами. В этих углах под видом агнцев изображены Христос и другие священные лица в некоторых сценах, обычных для искусства того времени; а именно: агнец жезлом извлекает из скалы воду (Моисей), и получает скрижали от десницы Господней (он же); агнец в печи (намек на трех отроков в Вавилонской печи); агнец возлагает свою лапку на другого агнца, на которого сходит с неба Дух Божий (Иоанн крестит Иисуса Христа); агнец с жезлом умножает хлебы, воскрешает Лазаря (Иисус Христос). Снимок саркофага на рис. 10. 10. Саркофаг Юния Басса 359 г. 2) Саркофаг консула Аниция Проба или саркофаг Проба и Пробы, 395 г. Рельефы со всех четырех сторон, в один ряд, разделенные колоннами, в нишах под сводами из раковин. На передней стороне, в среднем из пяти отделов, изображен Христос, стоящий на горе, из которой изливаются четыре Райские реки: Тигр, Евфрат, Фисон и Нил, в ознаменование источника жизни и спасения, исходящего от Христа. 11. Саркофаг Аниция Проба 395 г. В левой руке держит Он свиток, а в правой крест, украшенный драгоценными камнями, четвероконечный, в виде посоха, доходящего до земли, с коротким перекрестием в самом верху: изображение, в высокой степени важное для историихристианских древностей (снимок см на рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Последнюю судьбу мог иметь образ более подходящий и выразительный и во всяком случае с библейским характером, что действительно и можно сказать о символическом агнце. 196 В истории христианского искусства этот образ проходит ряд видоизменений, принимает различного рода атрибуты, по которым легко проследить самый процесс развития христианской идеи о Распятом и различные моменты, которые она проходила в христианском сознании. Сначала изображали одного агнца, без всяких дополнительных атрибутов, каковы: монограмма, нимб, крест. В связи с последним знаком агнец приобретает определенное жертвенное значение и представляет Христа, как «Агнца, вземлющего грехи мира». Под этой символической формой Христос изображается у Павлина Ноланского в описании внутреннего убранства христианской базилики. «Под крестом, окрашенным в кровавый цвет, – говорит он, – стоит Христос – Агнец в образе белоснежного агнца, да невинная жертва принесется несправедливой смерти». 197 Иногда агнец представляется лежащим на жертвеннике, у подножия креста, как жертва совсем приготовленная к закланию или уже умершая. Еще далее, но все еще в границах символической туманности, агнец изображается с проколотым боком, из которого струится кровь. В VI веке выступает новая символическая комбинация, совпадающая с изображением распятия в собственном виде. Разумеем изображение креста с агнцем на его вершине или в медальоне посреди креста, в точке пересечения его ветвей. 198 Трулльский собор дает понять, как широко распространена была эта символика, когда запрещает изображать Христа в виде агнца, на которого указывал рукой Предтеча, и советует представлять Его в собственном виде, «κατ τον νθρπινον χαρακτρα». 199 Но нигде употребление этого символа не заходило так далеко и до такой нехудожественной пестроты, как на саркофаге Юния Басса. Юний Басс принадлежал к знатному римскому роду и в половине IV века занимал очень видную административную должность. На его гробнице, сделанной из белого мрамора, в промежуточных пространствах между арками, Христос изображен в виде агнца, в целом ряде событий из Его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Таким же образом павлин не только является символом весны, но даже исключительно мая месяца в современном этому саркофагу календаре Фурия Дионисия 354 года 638 . Ящерица и пчела как символы весны подкрепляют то же значение и в павлине. Третий мальчик держит чашу. Из сравнения этих двух памятников: саркофага Юния Басса и календаря Фурия Дионисия, мы должны вывести заключение, что павлин не только изображался с четырьмя временами года, но сам даже был символом одного из них, – весны, так что слова Тертуллиана о временах года ясно показывают символическое значение павлина: „Зима и лето, весна и осень возвращаются со своими силами, со своими влияниями, со своими плодами... И так всё это круговращение природы есть свидетельство воскресения мёртвых“ 639 . Кроме того, христиане обратили особенное внимание на сказание о нетленности павлиньего мяса. К этому, может быть, направили их слова апостола Павла ( 1Кор.15:53 ): „Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие“. Это предание так положительно у них было принято, что блаженный Августин сказал (De civit. Dei. lib. XXI, c. 4): „Deus creator omnium dedit carni pavonis mortui ne putresceret“. Мы уже выше заметили, как круглая форма павлиньего хвоста придала этой птице значение бессмертия и вечности. To же самое можно заметить и на христианских памятниках. На средине свода одной из пещер св. Прискиллы 640 написан павлин с распущенным хвостом. Всё изображение заключается в круге, представляющем лавровый венок. В другом отделении тех же пещер 641 , павлин, также с распущенным хвостом, написан на стене гробницы в arcosolium. Перья зеленоватого цвета с пёстрыми золотистыми очами; высокий хохол на голове. Он гордо стоит на красном шаре (рис. 28). И в том, и в другом случае, хотя во втором он становится виднее, павлин изображает Воскресение, а поставленный на зелёном шаре, указывает, что тела воскреснут из земли. Рис. 28 Как символ Воскресения павлин изображался с теми символами, которые относились к раю в различных его символических оттенках. Павлин на шаре представлен между двумя сосудами с пылающим огнём, над гробницею в пещерах св. Агнии 642 . Огонь, как символ Христа, намекает на paradisus lucis или locum lucis. Такой же павлин написан в неаполитанских пещерах 643 ; но тут на сосудах сидят голуби и питаются небесною пищею. Вокруг него цветы и роскошные гирлянды намекают на рай, в значении παρδεισος или роскошного сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троицы (Петра Кортона), у подкупольного столпа – мусийным воспроизведением знаменитой картины Доменикина, представляющей причащение блаженного Иеронима . В капелле Григорианской я поклонился мощам св. Григория Назианзина . Далее ласкали мое внимание мозаические иконы: архангела Михаила с рисунка Гвидо Рени, св. Петрониллы с рисунка Гверчини, воскрешения Тавифы апостолом Петром с рисунка Костанци; исцеление хромого Петром и Иоанном с рисунка Манчини, распятие апостола Петра, по рисунку Гвидо Рени, св. Франциск Доменикина, смерть Анания и Сапфиры Ронкалли. Еще далее любознательность моя была довольна мозаической картиной Сакки, на которой историровано удостоверение неверующего папой Григорием Великим в том, что через продырявленное сукно, положенное на мощи апостола Петра, показывается кровь его. В капелле Коро довелось мне видеть облачение какого-то прелата, служившего тут литургию, и слышать пение кастратов, т.е. скопленных мужчин. Отвратительно оно! Тут под св. трапезой покоятся мощи св. Иоанна Златоустог о. Я мысленно поклонился им и отошел в крещальню, где замечательны купель из порфирового камня и мозаические образа, представляющие крещение Христа (Маратта), Корнелия сотника (Прокаччиния) и святых Процесса и Мартимиана (Пассерия). В ризнице я не был, а слышал, что тут можно видеть рукописное житие св. Георгия с миниатюрами знаменитого живописца Джиотто. Самое священное место в храме св. Петра есть Sagre Grotte Vaticane, – подхрамный вертеп, в котором покоятся святые мощи апостолов Петра и Павла, и останки многих пап римских 208 . Я два раза благоговейно поклонялся оным мощам, хотя они и скрыты от взоров поклонников. Ведь вера проникает сквозь камни и осязает накрытые ими святыни. В апостольскую усыпальницу обыкновенно спускаются по лестнице из верхней капеллы св. Вероники. Этим ходом и меня свели туда. Что же я видел там, кроме названных мощей? Видел выпуклые изображения святых (барельефы), статуи и гробницы пап, кардиналов и знатных мирян, и в конце концов пресловутый саркофаг римского префекта Юния Басса, умершего в 359 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Другое изображение рыбы с надписью: σσαις – «спасешь» не оставляет никакого сомнения, что под рыбою древние христиане разумели Христа (см.: рис. 7). Между изображениями, хотя и редко, встречаются такие, которые составлены, очевидно, под влиянием мифологических понятий и, конечно, должны быть понимаемы в переносном смысле. Так, на одном своде катакомбы, посредине, представлены: Орфей, играющий на лире, между зверями и птицами на деревьях, а по сторонам – Моисей, ударяющий в скалу, Давид с пращою, Даниил во рву львином, Господь, воскрешающий Лазаря. В Каликстовой же катакомбе наткнулись на языческое изображение смерти и Плутонова суда. Объясняют это обстоятельство тем, что в этом месте христианская катакомба нечаянно совпала с частью древнейшей, языческой. Со времени императора Константина Великого появляются в катакомбах саркофаги. Около сотни таких саркофагов сохранилось. Два древнейших – из порфира, они приписываются императрицам – святым Елене и Констанции; первый украшен на крышке львами и в нижней части – всадниками, а другой – гениями, собирающими и выжимающими виноград; заметны также павы и овцы грубой работы. Гораздо изящнее саркофаги Юния Басса († 359) и Пробы и Аникия конца IV века. Саркофаги особенно важны для изучения христианского искусства и археологии по изображениям, нередко встречающимся на них. Барельефы представляют те же библейские лица и события, что и изображения, сделанные красками: Адам и Ева, Моисей у скалы и на Синае, Илия, возносящийся на небо, Иов на гноище, Иона, три отрока в пещи, Даниил во рву львином, восточные волхвы, Христос между учениками, сидящий или стоящий на горе, из которой истекают два или четыре потока, чудеса над слепорожденным, расслабленным, в Кане Галилейской, умножение хлебов, вход в Иерусалим, бичевание, Пилат, апостол Петр. Все эти барельефы имеют неодинаковую отделку и показывают, что они принадлежат различным временным периодам истории. Предметы, найденные в древних гробницах и около них, весьма значительны как с точки зрения истории, так и искусства, и имеют отношение или к вере или просто к жизни первых верующих. Эти драгоценные остатки древности сохранялись в катакомбах более пятнадцати веков, чтобы свидетельствовать нам о давно минувших временах. Это – камни с резьбою, тарелки, кольца с печатями, похороненные с почившими, вазы, лампы, украшения гробниц, даже орудия мучений и сосуды, еще с остатками крови мучеников.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010