В пределах Грузии оставался центр епархии - Ишхани. В 1006 г. к югу от кафоликона Ишхани, напротив юж. портала, царь Тао Гурген II († 1008), отец царя единой Грузии Баграта III (975-1014), построил малую церковь во имя Богородицы. На архитраве входа письмом асомтаврули была вырезана строительная надпись, в которой указано, что Гурген II «построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей... «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 117. 20.- Авт.). Все входящие, помяните меня в молитве. Кроникон был 226 (1006 г.- Авт.)». Такая же дата, только в арм. летоисчислении (45 г.) и исполненная арм. буквами, помещена на правой стороне надписи, напротив грузинской даты. Исследователи считают, что арм. обозначение даты - дань местному халкидонитскому арм. населению, посещавшему мон-рь. Очевидно, Гурген II построил церковь как свою усыпальницу, и, возможно, был там и похоронен. Двери кафоликона и церкви расположены друг против друга так, что во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Современником царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072) был архиеп. Антоний (I), который в 1014-1027 гг. достроил кафоликон в Ишхани. Сведения об этом были внесены в 2 надписи, на основании которых деятельность архиеп. Антония (I) датируют нач.- 40-ми гг. XI в. В научной лит-ре архиеп. Антоний (I) отождествляется с Антоном Цагерели, фигура которого изображена на чеканной серебряной иконе прп. Симеона Чудотворца, хранившейся в с. Лагами в Сванети (ныне в ГМИГ). Из надписи на иконе становится известно, что Антоний (I), будучи епископом Цагерским, побывал в Ишхани, возродил здесь церковную жизнь, возобновил храм и пожертвовал ему икону прп. Симеона. Исследователи считают, что позже он был переведен на Ишханскую кафедру. Т. о., можно утверждать, что на Лагамской иконе прп. Симеона Столпника сохранилось портретное изображение Антония (I), когда он был еп. Цагерским, согласно датировке Г. Чубинашвили, в 20-х гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/1237983.html