Иез.29:8 . Посему так говорит Господь Бог: вот, Я наведу на тебя меч, и истреблю у тебя людей и скот. Страна прямо выступает на место царя. См. объяснение Иез.14.13–17 . Иез.29:9 . И сделается земля Египетская пустынею и степью; и узнают, что Я Господь. Так как он говорит: «моя река, и я создал ее»; «И сделается земля Египетская пустынею и степью». Теперешней Египет – пустыня по сравнению с древним. – «Он говорит» – фараон, который опять выступает на место страны, как представитель ее. – «Моя река» – ст. 9. Иез.29:10 . то вот, Я – на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь от Мигдола до Сиены, до самого предела Ефиопии. «Мигдол» греч. Μαγδωλος, город на северной границе Египта с Палестиной, упоминаемый уже Исх 14.2 ; Чис 33.7 (ср. Иер 44.1, 46.14 ; Иез.30.6 ), по др. – египетски Мактл, копт. Мештол; по Itin. Ant. в 12 милях от Пелузия, должно быть нынешний Тел ес Самут – (судя по значению имени: башня) к востоку от Кантары у озера Мензале (Ebers, Durcn Gosen 522 и д.). Вульг. а turre, считая нарицательным, приложением к Сиене. Сиена, слав Сиине, греч. Συηνη, в надписях Сун, копт. Суан, ныне Ассуан, на малых Нильских порогах, на правом берегу; развалины его несколько к юго-западу от Ассуана; на южной, ефиопской границе Египта, как и по Страбону (118): μεχοι Συηνης και των Αιθιοπικων αρων. Посему дальнейшее «до самого предела Ефиопии», однозначаще с Сиеной, ближайшее ее определение. Иез.29:11 . Не будет проходить по ней нога человеческая, и нога скотов не будет проходить по ней, и не будут обитать на ней сорок лет. «Не будет проходить по ней нога человеческая». Полное и ужасное опустошение. Так как такому опустошению Египет не подвергался, то здесь или дозволительная по законам риторики гипербола, или же решение суда Божия впоследствии смягчено, подобно тому, как в отношении Ниневии такое решение, возвещенное пророком Ионой, и совсем отменено (Scaliger, Сапоп isagog. р. 312, который так объясняет много пророчеств Исаии, Иеремии и Иезекииля). – «Сорок лет» – символическое число полноты наказания и покаяния. См. объяснение Иез.4.6 . Так как и Иуда в то же время будет нести свою такой же продолжительности кару, то конец той и другой, может быть, пророк Иезекииль считает одновременным, и связывает с тем мировым переворотом, которым будет сопровождаться восстановление Израиля; ср. Иез.16.53 ; Иер 48:47, 49.6, 39 ; ср. Ис 23.15 и д. |
2 . Аще сокрыются во аде, то и оттуду рука Моя исторгнет я: и аще взыдут на небо, то и оттуду свергу я. С Евр: „хотя бы они зарылись в преисподнюю; оттуда рука Моя возьмет их; и хотя бы взошли на небо, оттуда низведу их“. 3 . И аще скрыются на версе Кармила, то и оттуду взыщу, и возьму я: и аще погрузятся от очию Моею во глубинах морских, то и тамо повелю змиеви, и угрызет я. С Евр: „и хотя бы притаились на верху Кармила, и там найду и возьму их; и хотя бы скрылись от очей Моих на дно моря, и там повелю змею, чтобы он уязвил их“. Нигде, говорит Господь, не спасутся нечестивые Израильтяне в день воздаяния им должного. Если в аде сокроются, и оттоле извлечет рука Моя; если бы даже на небо взошли, и оттоле свергу их; не спасутся на высотах горы Кармила 195 ; если бы вздумали сокрыться на дне моря, и там повелю зверю 196 уязвить или погубить их. Т. е. нигде не найдут себе спасения. 4 . И аще пойдут в плен пред лицем врагов своих, и тамо повелю оружию, и избиет их: и утвержу очи Мои на них во злая, а не во благая. С Евр: „и хотя они уйдут в плен пред врагами своими, и там повелю мечу, чтоб он убил их; и обращу на них око Мое на зло, не на добро“. История Товита и Товии показывает, что несчастные сыны Израиля, плененные врагами, живя в Ассирийских областях, терпели жестокие гонения от Ассирийских царей, например от Сеннахирима (1:2). Исполнился грозный суд Божий над пленными Израильтянами! И утвержу очи Мои них во злая, а не во благая. Т. е. отселе Я буду их только поражать и наказывать, а не благодетельствовать им, как было прежде. 5 . И Господь Бог Вседержитель прикасаяйся земли, и колебля ею, и возрыдают вси живущии на ней, и взыдет яко река скончание ея, и снидет яко река Египетская. С Евр: „ибо Господь Иегова воинств есть Тот, Который коснется земли, и она растает, и. возстенают все живущие на ней, и зальется вся она как Нилом, и наводнится как от реки Египетской“. Св. Амос как бы поясняет, что Господь Бог имеет полную возможность исполнить вышесказанную угрозу; ибо Он Бог Вседержитель, Владыка всех и всего, одним прикосновением (или мановением гнева Своего) Он заставляет колебаться землю так, что рыдают все живущие на ней. Здесь под землею разумеется царство Израильское, а под колебанием – разорение, опустошение и разрушение сего царства врагами Ассирианами, которые не своею силою поколебали это царство, а Божиею. Далее пророк повторяет то, что сказал выше об опустошении земли Израильской ( Ам. 8:8 ). |
Ам. 9 :2. Если-бы скрылись в ад, то и 145 оттуда рука Моя исторгнет их; и если-бы взошли на небо, то и 146 оттуда свергну их. Ам. 9 :3. И 147 если скроются на вершине Кармила, то и 148 там отыщу и возьму их, и если погрузятся от очей Моих во глубине морской, то и 149 там повелю змею ужалить их. Ам. 9 :4. И если пойдут в плен пред врагами своими, и там повелю мечу поразить их, и обращу 150 очи Мои на них во зло, а не во блого. Ам. 9 :5. И Господь 151 Бог Вседержитель коснется земли и поколеблет ее, зарыдают все живущие на ней, и поднимется, как река, погибель ея, и опустится она, как река Египетская 152 . Ам. 9 :6. Он устроил на небо восход Свой и обетование 153 Свое утвердил на земле, призывает воду морскую и разливает ее по лицу земли. Господь Бог Вседержитель — имя Ему. Ам. 9 :7. Не таковы ли, как сыновья Ефиопов, для Меня вы, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я-ли извел Израиля из земли Египетской, а Иноплеменников из Каппадокии и Сириян изо рва 154 ? Ам. 9 :8. Вот очи Господа Бога на царство грешных: и истреблю его с лица земли, но не до конца истреблю дом Израилев, говорит Господь. Ам. 9 :9. Ибо вот Я повелю развеять по всем народам дом Израилев, как провеивают веялом, и не упадет сокрушенное 155 на землю. Ам. 9 :10. От меча умрут все грешники из народа Моего, говорящие: «не приблизятся и не придут на нас бедствия». Ам. 9 :11. В тот день возставлю скинию Давидову падшую и возстановлю упавшия (части) ея, и трещины в ней заделаю, и возстановлю ее, как во дни века, Ам. 9 :12. Чтобы взыскали Меня остальные люди и все народы, на коих наречено имя Мое, говорит Господь 156 , творящий все сие 157 . Ам. 9 :13. Вот наступают дни, говорит Господь, когда жатва застанет снятие винограда, а виноград созреет во время посева, и горы будут изливать сладость, и все холмы будут насаждены. Ам. 9 :14. И возвращу пленный народ Мой, Израиля, и возстановит раззоренные 158 города, и они населены будутъ 159 , и насадят виноградники и будут пить вино их, и разведут сады и будут есть плоды их. |
Глава 41 Сны фараона Быт.41:1 . По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки; Два года считаются, вероятно, судя по связи речи с Быт. 40:23 , от освобождения виночерпия, или же эта дата может обозначать весь срок пребывания Иосифа в темнице. Река, евр. jeor, – без сомнения, Нил, называемый этим нарицательным именем в значении собственного не только в Пятикнижии, но и в других книгах Ветхого Завета ( Ис. 7:18–19 ; Иер.46:7–8 ; Иез. 29:3 и др.). Еврейское название Нила созвучно египетскому: lapo – река: можно думать, что и в египетском языке нарицательное первоначально jeor позже стало обозначать только Нил, важнейшую для Египта реку (как urbs в лат. яз. – Roma; στυ в греч. – Αθναι). Фараон, возвысивший Иосифа, был, по предположению, Апофис или Апапи из династии Гиксов, или, по другим, Аменемха III, 12-й египетской династии. Быт.41:2–3 . и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; Нил, в своих периодических разливах (с июня по октябрь), является главным источником плодородия Египта, то большего, то меньшего, смотря по обилию воды ( Втор. 11:10 ). Эта специфически египетская черта сновидения фараона восполняется далее столь же характерными для Египта чертами: из Нила выходят коровы (рогатый скот в жарких странах подолгу остается в воде). Животные эти чрезвычайно ценились в древнем Египте, служа и предметами культа. Бык – особенно известный Апис – был символом Нила и Озириса (последнее имя жрецы усвоили и Нилу), а потому и земледелия, плодородия. Корова же в египетской символике – тип земли, также плодородия, олицетворение самого Египта ( Иер. 46:20–21 ). Как бык посвящался Озирису, изобретателю земледелия, так корова – Изиде, богине плодородия и любви. Коровы пасутся в тростнике – нильском растении, по-еврейски achu (ср. Иов. 8:11 ). LXX в одних кодексах: ν τ αχει, в др:. ν τ χη; слав.: «по брегу»; Vulg. – ближе к мысли еврейского текста: in locis palustribus. 7 тучных коров, выходящих из Нила, были символом 7-кратного плодородия египетской почвы по влиянию Нила. По противоположности с этим 7 тощих коров, выходящих тоже из Нила, – 7 периодов-годов голода, в зависимости от Нила же, именно меньшего разлития его и засухи. |
Глава 8 Ам. 8 :1. Такое видение показал мне Господь Бог: вот сеть 125 птицелова. Ам. 8 :2. И сказал (Господь) 126 : что ты видишь, Амос? и я сказал: сеть птицелова. И сказал Господь мне: пришел конец народу Моему, Израилю, не буду более прощать 127 его. Ам. 8 :3. И восплачут перекладины 128 храма в тот день, говорит Господь Бог; много будет падших на всяком месте, наведу 129 молчание. Ам. 8 :4. Слушайте же это, губящие с утра 130 убогого и притесняющие нищих на земле 131 . Ам. 8 :5. Вы говорите: когда пройдет месяцъ 132 , и мы будем продавать? и (когда пройдут) 133 субботы, и мы откроем житницы, с тем чтобы уменьшить меру и увеличить весъ 134 и пользоваться неверными весами, Ам. 8 :6. Чтобы приобретать бедных за серебро и нищих за обувь и наживаться от (продажи) всякого хлеба? Ам. 8 :7. Клянется Господь о высокомерии Иакова, что не забудет во веки всех дел ваших! Ам. 8 :8. И от этого не потрясется-ли земля и не восплачут-ли все жители ея? И поднимется, как река, погибель 135 (ея) 136 , и опустится она, как река Египетская. Ам. 8 :9. И будет в тот день, говорит Господь Бог, зайдет солнце в полдень и днем померкнет на земле свет. Ам. 8 :10. И обращу праздники ваши в сетование, и все песни ваши в плач, и возложу на всякое чресло 137 вретище и на всякую голову плешь, и сделаю его 138 как бы (местом) 139 скорби о любимом и находящихся с ним как бы (переживающими) день болезни 140 . Ам. 8 :11. Вот наступают дни, говорит Господь, и Я пошлю голод на землю: не голод хлеба и не жажду воды, но голод слышания слова Господня. Ам. 8 :12. И заволнуются (как) воды 141 от моря до моря, и от севера до востока будут ходить, ища слова Господня, но не найдут. Ам. 8 :13. В тот день изнемогут прекрасные девы и юноши от жажды, Ам. 8 :14. Клянущиеся очищениемъ 142 Самарийским и говорящие: «жив бог твой, Дан, и жив бог твой, Вирсавия» 143 ! они падут и более не возстанут. Глава 9 Ам. 9 :1. Я видел Господа, стоящого на жертвеннике, и Он сказал: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и отсеки (их) на головы всех, а оставшихся из них Я убью мечем, и не убежит из них бегущий, и не уцелеет из них спасающийся 144 . |
И речеши к нему: Господь Бог Еврейский посла мя к тебе, глаголя: отпусти люди Моя, да Ми послужат еси доселе. Сия глаголет Господь: по сему увеси, яко Аз Господь: се Аз ударю через Аарона жезлом, иже есть в руце Моей, по воде речней, и преложится в кровь для наказания твоего: и рыбы, яже в реце Ниле, изомрут, и возсмердится река, и не возмогут Египтяне пити воды от реки. Моисей, вышел заутра на реку, встретился с Фараоном, и как скоро изрек сии слова к нему от Лица Господня: тотчас Господь рече к Моисею: рцы Аарону брату твоему: возми жезл твой в руку твою, и простри руку твою на воды Египетския, и на реки их, и на кладязи их, и на езера их, и на всякое собрание вод их, ударь жезлом по реке в присутствии Фараона, обозрев силою веры все воды Египетские, и вся вода будет кровь по силе веры вашей и по действию Всемогущества Моего. И сотвориша тако Моисей и Аарон, якоже заповеда им Господь: и взем Аарон жезл свой, удари воду речную пред Фараоном, и пред рабы его: и преложи всю воду речную в кровь: и рыбы, яже в реце, изомроша: и возсмердеся река, и не можаху Египтяне пити воды от реки, которую они большей частью употребляли: и бяше кровь не только в реке, но и по всей земли Египетстей, в древесех же и в камениях, во всех водных вместилищах. Но Фараон, вместо того, чтобы, увидев таковое наказание Божие, смириться и Богу покориться, исполнить святую Волю Его, вознесеся духом против Бога, и, призвав паки мудрецов своих, повелел им подобное сотворить. И сотвориша волсви Египетстии волхвованиями своими такожде, претвориша воду в кровь, вероятно в том месте, где жили Иудеи, и где вода в кровь не претворилась. И ожесточися сердце Фараоново по причине оного чародеяния, и не послуша их, якоже рече Господь. Возвратився же Фараон, вниде в дом свой: и не положи себе и сего во уме, не пришел в себя и не смягчился и по сему наказанию, а мечтал быть великим по упорству своему. За упорством же единого человека, человека начальствующего, весь народ страдал. Все Египтяне не имели ни свежей рыбы для пищи, ни чистой воды для питья. |
«И там повелю морскому змею уязвить их»: морской змей или левиафан чудовище, по народным представлениям обитавшее в морях (ср. Пс 103.26 ; Ис 27.1 ). Ам.9:4 . И если пойдут в плен впереди врагов своих, то повелю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо. Спасшиеся от меча неприятелей пленом погибнут в плену. Ам.9:5 . Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская. Как и в Ам 5.13 , возвещение суда заканчивается прославлением величия и всемогущества Божия. Образ речи в ст. 5 заимствован из воспоминания о недавнем землетрясении ( Ам 4.11 ). Отсюда же в Ам 8.8 пророк заимствует и форму для выражения угрозы. См. прим. к Ам 8.8 . Ам.9:6 . Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Господь имя Ему. Пророк дает образное описание величия Божия. «Он устроил горние чертоги Свои (maalothav) на небесах»: maalah значит собственно восход или ступень на лестнице ( 3Цар 10.19 ; Пс 120.1 и др.); LXX перевели его словом νβασις, слав. «восход»; новейшие комментаторы обыкновенно отождествляют maalothav с евр. alijomh вышние обители, горние чертоги. «И свод Свой» (Vaaguddatho): евр. aguddah значит связь, ярмо, пояс ( Исх 12.22 ; Ис 58.6 ), толпа людей ( 2Цар 2.25 ); в приложении к зданию agguddah может означать свод, фундамент, в каковом смысле и употреблено это слово в ст. 6-м. Пророк называет фундаментом (сводом) чертогов вышних твердь или видимое небо. Все выражение пророка тождественно крепкому изречению Исаии: «небо – престол Мой, земля – подножие ног Мои " х ( Ис. 66:1 ): – LXX производили слово aguddah от гл. nagad и перевели – παγγελα – свидетельство, обещание; отсюда в слав. «обещание Свое на земли основаяй». Ам.9:7 . Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Кира? У Израиля могла оставаться надежда, что он спасется от предстоящего суда Божия, как народ завета, избранный Богом из среды других. |
И услышал я голос Господа, говорящего: “Кого Мне послать? И кто пойдет к народу сему?” И я сказал: “Вот я, пошли меня!” И сказал Он: “Пойди и скажи народу сему: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” И сказал я: “Доколе, Господи?” Он сказал: “Доколе не опустеют города, так что будут необитаемы, и дома, так что не будет людей, и земля захваченная будет пуста. И после того удалит Бог людей, и умножатся оставшиеся на земле”. Ис 6:1–12 Пророчества Исаиина чтение (глава 19): 3. Пророчества Исаии чтение Се Господь седит на облаце легце и приидет в Египет, и сотрясутся рукотворенная египетская от Лица Его, и сердце их умалится в них. И смятется дух их в них, и совет их разорит. И предаст Египта в руки господей, зане сия глаголет Господь, Владыка Святый Саваоф. Пиют египтяне воду яже при мори. Река же оскудеет и изсхнет. Сия глаголет Господь: где суть ныне премудрии твои? Да возвестят ти и да рекут тебе что совеща Господь Саваоф на Египта. В день он будут египтяне в страсе и трепете от лица руки Господа Саваофа, юже Он возложит на них, и будет олтарь Господень в стране египетстей и столп в пределех его Господеви. И будет в знамение в веки Господу Саваофу в стране египетстей. Яко воззовут ко Господу, и послет им Господь человека, иже спасет их. И ведом будет Господь египтяном, и познают египтяне Господа в день он, и сотворят жертву и дар, и помолятся, и воздадят обеты своя Господеви. Вот, Господь восседает на облаке легком и придет в Египет. И потрясутся рукотворные идолы Египетские от лица Его, и сердце их изнеможет в них. И смутится дух их в них, и совет их разрушу, и предам Египет в руки властителей жестоких: так говорит Господь Саваоф. И будут пить Египтяне воду, что при море, а река иссякнет и высохнет. Так говорит Господь: Где ныне твои мудрецы? И пусть они возвестят тебе и скажут, что определил Господь Саваоф о Египте. |
Иез.29:1 . В десятом году, в десятом месяце, в двенадцатый день месяца, было ко мне слово Господне: Декабрь – январь 587 г., должно быть, когда войско египетское двинулось на выручку Иерусалима от осаждавших его халдеев, которые действительно сняли на время осаду ( Иер 37.5 ); это могло возбудить большие надежды и послужило ближайшим поводом к пророчеству, параллельному след. Иер 37.6 и д. Греч. не в 10 году, а в 12 (слав. – 10), должно быть, из желания сохранить хронологически порядок пророчеств, см. Иез.26.1 . Но Иезекииль явно располагает здесь пророчества в географическом порядке ср. ст. 17 и Иез.30.1 . День в греч. и слав. 1-й, а не 12. Иез.29:2 . сын человеческий! обрати лице твое к фараону, царю Египетскому, и изреки пророчество на него и на весь Египет. Фараоном тогда был Офра Угабра Априс классиков, имеющийся в виду и в Иез.17.7 ; пророк не называет его, потому что пророчество направлено не лично против него, а против его государства, что и дается понять прибавлением «и на весь Египет». Иез.29:3 . Говори и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя». Колорит описания заимствован от страны. «Крокодил» (евр. таним собственно всякое морское чудовище – Быт 1.21 , греч. δρακων, Вульг. draco, слав. «змий», может быть, в виду Исх 7.9 ), животное сразу так страшное, отвратительное и чтимое у египтян, отличительная принадлежность страны (теперь в Дельте нет; различаются два вида по числу и положению чешуи на спине. Трош), был самым подходящим образом для гордой египетской монархии, менее страшной, чем она казалась, и часто становившейся добычею отважных предпринимателей (Сиггеу по Тр.). Август изобразил на монетах Египет после подчинения его под видом крокодила. Арабы называют крокодила в насмешку фараоном. – «Лежа», чувствуя себя вполне безопасным. Тот самый Офра, при котором и на которого написано это пророчество, по Геродоту (II, 169) говорил, что ни Бог, ни человек не может отнять у него царства (лишен престола Амазисом). – «Рек» – множественное число указывает на систему рукавов и каналов Нильских. При 27 династии столицей был Саис на Дельте. – «Моя река» – йеор, слово, прилагавшееся сначала исключительно к Нилу, взятое с египетского (в Розетских надписях йор, в копт. йаро) и только позднее получившее и общее значение реки или канала ( Иов 28.10 ; Дан 12.5–6 о Тигре). – «Я создал ее». Чудовищное самопревозношение, имевшее мнимое основание в том, что система каналов, сообщающая Нилу все его значение для Египта, обязана существованием фараонам; ср. голландскую пословицу: «землю сотворил Бог, а Голландию мы». |
Как молния, гибель от Него поражает сильных и опустошение разрушает крепости (на которые беспечные израильтяне возлагают большие надежды ( Ам.6:13 ). Таким образом и здесь (как и в Ам. 8:8 ) доксология не нарушает связи пророческой речи, а наоборот сообщает главным мыслям всей проповеди Амоса логическую устойчивость и смысловую полноту. Полная уместность в кн. Амоса и славословия Ам. 9:5–6 , особенно рядом с мыслями предшествующих стихов 2–4, – непосредственно очевидна уже при простом последовательном чтении всего отдела (2–6 ст.). И здесь, как и в 4:13 и 5:8 (пожалуй, здесь даже более определенно, чем в этих местах) обращение пророка к величию и всемогуществу Божию есть объяснение праведного суда Иеговы из самых глубоких оснований религиозного исповедания пророка. От грозного суда Иеговы, предрекаемого пророком, никто и нигде не укроется (2–5), ибо Господь вездесущ и всемогущ: Он все видит в мире, потому что Он Сам есть Творец мира и верховный его управитель. Если прервать речь только на 4 стихе, то она лишится необходимого и естественного заключения, в котором именно и лежит определяющий акцент всей речи и без которого предшествующие стихи в своем содержании делали бы впечатление недоговоренности 101 . Впрочем, если бы даже мы не имели в книге пр. Амоса пререкаемых славословий, от этого понимание пророком универсального могущества Иеговы нимало не утратило бы своей высоты. Ни с чем несравнимое величие, вездеприсутствие и всемогущество Иеговы выступает в совершенно раздельных чертах и в (неоспариваемом) отделе Ам. 9:2–4 . «Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы скрылись от очей Моих на дне моря, и там повелю морскому змею уязвить их». Грозный Судия Своего народа Иегова единовластно распоряжается всем миром; Его всемогуществу подчинены небо, земля и преисподняя. К таким определениям существа Иеговы немного нового прибавляют черты божественного величия, содержащиеся в рассмотренных доксологиях ( Ам.4:13; 5:8; 9:5–6 ). Затем, нижеследующие изречения из кн. Амоса служат лишь пояснением (срв. конец 5 ст. 9 гл. и 8:8) содержания доксологий: Ам. 1:2 : Господь возгремит с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила; Ам. 7:4 : Вот Господь Бог произвел для суда огонь, и он пожрал великую пучину 102 , пожрал и часть земли; Ам. 8:7–9 : Клялся Господь славою Иакова: поистине не забуду ни одного из дел их! He поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская 103 . И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень, и омрачу землю среди светлого дня. |
| |