Во время Великого Поста в течение трех воскресных всенощных бдений поется псалом 136, который начинается словами: " На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона... " Последний стих псалма, который обычно не поется, звучит так: " Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень " . Эти младенцы вавилонские символизируют именно описанные выше, невольно приходящие греховные мысли и образы. Их нужно уничтожать сразу же, как только они появляются, и разбивать о камень. Камень же этот есть Иисус Христос. Господи, помилуй В храме мы видим на иконах лики святых людей, преображенных Святым Духом. Во время Евхаристии мы слышим, что поминают " всех с начала века благоговейно служивших Богу святых " , которых объединяет таинство искупления. И невольно вспоминаются слова апостола Павла: " Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса " (Евр.12:1-2). Той славы, которую на иконах символизирует нимб, они достигли только в конце своего подвижничества, а видимым образом прославлены были только некоторые из них. Святые должны начинать с того же, с чего должны начинать и мы, а именно - с покаяния и " свержения с себя всякого бремени и запинающего нас греха " . Решающее начало было положено уже в святом крещении, когда мы обещали отрицать сатану и стоять на стороне Христа. В таинстве покаяния, т.е. исповеди, мы возобновляем нашу верность Христу, проявляем ее даже видимым образом, целуя крест и Евангелие - слово Христово. И все же мы вновь и вновь чувствуем, что " грех так легко овладевает нами " . Даже апостол сокрушается: " Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю " (Рим.7:18-19). Мы знаем, что происходит в нашем внутреннем человеке, как зло входит и развивается в нашем сознании и сердце. Мы также чувствуем наше бессилие. Мы уподобляемся человеку, которого со всех сторон окружает стадо волков. Что человек в таком случае делает? Он взбирается на стоящее за ним дерево и спасается. Этим спасающим деревом является молитва, так учат святые отцы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с Израилем и Иудой НОВЫЙ ЗАВЕТ. Он будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда взял Я их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Хотя они нарушили Мой Завет, Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который Я заключу с Израилем после тех дней, говорит Господь; Я вложу Закон Мой в них самих и на сердцах их напишу его; и стану Я для них Богом, а они будут Моим народом. Не нужно уже будет им учить друг друга познанию Бога: все они от малого до великого будут знать Меня, говорит Господь, ибо прощу Я беззакония их и не буду вспоминать грехов их» (Иер 31:31–34). ПЛЕН И РЕСТАВРАЦИЯ «На реках вавилонских». Халдея, 580—575 гг. до Р.Х. Около 580 г. до Р.Х. Иудея представляла собой мрачное зрелище: она опустела в буквальном смысле этого слова. Остались брошенные поля и виноградники, среди которых лишь изредка можно было встретить хижины нищих и разоренных крестьян. Обезлюдевшие города походили на огромные свалки битого кирпича. Среди изгнанников в Вавилоне нашлось немало таких, которые в конце концов склонились перед чужими алтарями. Они перестали принадлежать к народу Ягве, не видя в этом ни пользы, ни смысла. Деятельность пророков меняет направление. Если прежде им приходилось чаще всего обличать, то теперь они приступили к делу врачевания. Когда в Халдею пришла весть об осаде Иерусалима, Иезекииля постигло семейное горе: внезапно заболела и скончалась его жена, которую он очень любил и называл «отрадою очей». На похоронах пророк ко всеобщему изумлению, вопреки обычаю, сдерживал слезы. Когда же его спросили о причине этого, он ответил, что хочет дать «знак» Израилю, призывая его мужественно встретить несчастье и смириться перед высшим предначертанием. Иезекииль принимает на себя пастырскую роль. Совместная молитва и слушание проповеди в день Господень, субботу, превратились в стержень, вокруг которого вращалась вереница обыденных дней. Когда мы осознаем христианский храм не только как святыню, но и как место братской встречи, где звучит Слово, то нужно помнить, что начало этого восходит к Иезекиилю и основанной им синагоге, где в течение веков сосредоточивалась духовная жизнь диаспоры (рассеяния).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вот уже слышали мы и горестные слова псалма, которыми готовит нас Церковь к вступлению в Великий пост: На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона ( Пс. 136:1 ), т.е. сидели мы и плакали, вспоминая о духовной родине – о рае, откуда изгнаны были грехом и злом нашей жизни, но по которому неизбывно тоскует наша душа. Слышали евангельский рассказ о маленьком и грешном человеке Закхее, который так желал видеть Христа, что влез на дерево, и которому за это желание все простил Христос. Слышали и узнали, что именно с желания вернуться к Богу, с печали по утерянной жизни с Ним начинается наше покаяние, духовное восстание и возрождение. Далее, во второе из готовящих нас к Великому посту воскресений мы слышали притчу Христа о мытаре и фарисее, из коих один, фарисей, войдя в храм, во всеуслышание благодарил Бога за то, что он, фарисей, такой добродетельный, в положенное время молящийся и постящийся, жертвующий деньги и т.д., а второй, мытарь (т.е. сборщик налогов), стоял у дверей храма, не смея поднять глаза к небу, и только повторял : Боже, милостив буди мне, грешному! (ср.: Лк. 18:13 ). Слышали и узнали, что в смирении и раскаянии своем этот мытарь оказался ближе к Богу, чем гордый собою фарисей, ощутили правду слов псалма о том, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). В третье воскресенье, наконец, слышали мы притчу Христову о блудном сыне, ушедшем от отца и из дома своего на страну далече, растратившего там в грехе, зле и разврате все свое имущество и вот вспомнившего об отчем доме и решившего вернуться: «Встану, пойду, вернусь!» (ср.: Лк. 15:18 ). И увидел его издалека отец, и бросился навстречу, и обнял его, и все на радостях простил. А теперь мы уже совсем близко к началу поста. И Церковь предлагает нашему вниманию еще одну притчу Христову – о Страшном суде. О чем эта притча, как не о том, что составляет сердцевину христианства, – о заповеди любви, которую Христос называет заповедью новой (см.: Ин. 13:34 ) и о которой говорит, что только по тому, как исполняется она, все увидят, кто подлинные Его ученики. Почему напоминает нам Церковь притчу о Страшном суде почти накануне поста? Да потому, что в ней раскрыт смысл всех предстоящих нам подвигов. И пост, и молитва , и подвиги – сами по себе ничто, если не ведут нас к тому, чтобы в каждом (и особенно – в страдающем) человеке различать Христа, и этот образ Христов в нем полюбить, и в этой любви найти смысл жизни. Об этом говорит и апостол Павел: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Второй пример широко известен. Однако… Это псалом 136-й. «На реках Вавилонских». Текст настолько известен, что его положила по-своему на музыку даже такая группа, как «Boney M» (будет интересно, послушайте). В конце псалма в уста угнанных в плен и крайне униженных еврейских переселенцев вкладываются такие слова: « Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! » Этот текст можно посчитать подлинным кошмаром и призывом к преступлению против человечности, если бы у этих слов не было вполне конкретного духовного смысла. Смысл следующий: вавилонские младенцы – это греховные помыслы. Их нужно вырывать пораньше, до превращения младенцев в юношей. Потом вырывание крайне затруднится или станет невозможным. Так и сорняк легче вырывать в виде травы, а не в виде кустов. Камень же – это одно из известнейших имен Христа. « Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Камень преткновения и камень соблазна » (1 Петр 2:6-7). Так говорит Верховный Петр. Павел говорит еще проще: « Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос » (1 Кор 10:4). Таким образом, в псалме говорится о том, о чем пишет Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисуса. Сильнее оружия не найдешь ни на небе, ни на земле». И картина складывается целостная: грех прогневил Бога, лишил народ силы. С грехом теперь и воевать надо. Бить именем Господа начатки греховных движений, не позволяя им вырасти и усилиться. Ясно, что при буквальном прочтении, как и в случае с мытьем ног и рук в чужой крови, получается нечто кровожадное и бесчеловечное. Еще пример. Это 100-й псалом. Он у нас читается в конце первого часа. Вот его окончание: « С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие ». На это место Писания святой Василий Великий говорит, что совершенно невозможно царю Давиду ежедневно с раннего утра ходить по городу с обнаженным мечом и разить грешников. Нужно докопаться до иного, не буквального смысла. Если же будем считать «городом Господа» сердце человеческое, а «делателями беззакония» – злые помыслы, в сердце живущие, то получится призыв на ежедневную внутреннюю борьбу с грехом. Начинать ее как раз и надо сразу по пробуждении. Вот и Иеремия говорит: « с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит » (Иер 21:12).

http://pravoslavie.ru/111939.html

Да и нет ничего дурного в том, что пророчества какого-то другого человека, жившего позднее, но продолжавшего ту же самую пророческую традицию, были присоединены к словам Исайи. Точно так же складывались другие библейские книги, например, Притчи Соломоновы или Псалтирь Давидова – к текстам, написанным Соломоном и Давидом, в более поздние времена были добавлены другие подобные тексты, как недвусмысленно указывают и сами эти книги. В Псалтири же есть 136-й псалом «На реках вавилонских», которого Давид, живший задолго до плена, написать не мог (о нем шла речь в 27-й главе). Не то чтобы он не мог этого предугадать, просто это не было его личным опытом, подлинным переживанием. Впрочем, иногда дистанция, на которой «работает» пророчество, огромна. Вслушаемся в слова благословения, которые дает Ной своим сыновьям: «благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт 9:26–27 ). Какие народы считаются в Библии потомками трех сыновей Ноя? От Иафета произошли европейские народы, от Сима – семиты (арабы и евреи), среди которых зародились все три монотеистические религии, а от Хама, отца Ханаана – африканцы. Разве не напоминают нам слова Ноя об истории Нового времени, о колонизации, рабовладении, распространении монотеистических религий по всему миру? Есть и такие пророчества, исполнение которых, может быть, предстоит увидеть только нашим дальним потомкам – и таких в Библии очень много. Вот, например, из книги Исайи: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» ( Ис 65:25 ). Речь явно идет о грядущем царствии Божием… но как же понимать эти слова? Волк и лев станут вегетарианцами? Но это физиологически невозможно; более того, такой травоядный лев явно утратит всю свою «львиность». Кто- то предпочитает видеть здесь символику: мол, под разными животными имеются в виду люди, одни из которых угнетают и пожирают других. Но скорее, здесь речь идет о каком- то удивительном мире, где не будет ни зла, ни страданий, ни смерти, даже в животном мире. Видимо, это будет действительно совершенно новый мир, с новыми телами для живых существ, и сейчас мы просто не в состоянии представить себе это в деталях. Ведь пророчество их и не дает, оно только указывает главное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Да и нет ничего дурного в том, что пророчества какого-то другого человека, жившего позднее, но продолжавшего ту же самую пророческую традицию, были присоединены к словам Исайи. Точно так же складывались другие библейские книги, например, Притчи Соломоновы или Псалтирь Давидова – к текстам, написанным Соломоном и Давидом, в более поздние времена были добавлены другие подобные тексты, как недвусмысленно указывают и сами эти книги. В Псалтири же есть псалом «На реках вавилонских» (Пс 136), которого Давид, живший задолго до плена, написать не мог. Не то, чтобы он не мог этого предугадать, просто это не было его личным опытом, подлинным переживанием. Впрочем, иногда дистанция, на которой «работает» пророчество, огромна. Вслушаемся в слова благословения, которые дает Ной своим сыновьям: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:26-27). Какие народы считаются в Библии потомками трех сыновей Ноя? От Иафета произошли европейские народы, от Сима – семиты (арабы и евреи), среди которых зародились все три монотеистические религии, а от Хама, отца Ханаана – африканцы. Разве не напоминают нам слова Ноя об истории Нового времени, о колонизации, рабовладении, распространении монотеистических религий по всему миру? Вслушаемся и в слова, которыми благословил Господь Измаила, предка арабов: он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих (Быт 16:12). А ведь вплоть до VII века от Р. Х., то есть спустя много веков после того, как это пророчество было записано в книге Бытия, не было ни огромных арабских стран, ни великой арабской культуры, ни арабского языка как языка ислама – только небольшие кочевые племена в Аравии, на краю тогдашнего мира. Конечно, и они в какой-то мере исполняли это пророчество, но в последующие века его смысл раскрылся полнее. Мост в будущее Есть и такие пророчества, исполнение которых, может быть, предстоит увидеть только нашим дальним потомкам – и таких в Библии очень много.

http://foma.ru/chto-takoe-prorochestvo.h...

Двадцать три года пророчествовал он, убеждая своих соотечественников оставить путь нечестия и возвратиться на путь истины. Во все это время он останавливался то во вратах города, то во вратах храма; являлся всюду, где только собрание народа было значительное, и увещевал их с угрозами и нередко со слезами. Но на все увещания ему отвечали насмешками, ругательствами, покушениями на его жизнь. Тогда в царствование Иоакима, он стал возглашать вслух жителей Иерусалима: «так говорит Господь Бог: вот Я возьму все племена северные и Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и приведу их на эту землю и на все окрестные народы, разорю их и превращу в пустыни вечные. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет. Когда же окончатся семьдесят лет, Я накажу царя вавилонского и его народ за их беззакония и землю халдейскую превращу в пустыню вечную». Для того чтобы сильнее изобразить предстоявшее иудеям рабство, Иеремия, по повелению Божию, надел на свою шею и несколько времени носил сначала деревянное, а потом железное ярмо. За эти предсказания старейшины иудейские присудили Иеремию к смерти и бросили его в темничный ров, наполненный тиною. Один, богобоязненный эфиоплянин, служивший при царском дворе, нашел средство освободить пророка из рва и таким образом спас ему жизнь. По разрушении Иерусалима Навуходоносор изъявил Иеремии свое уважение и позволил ему жить, где он хочет. Иеремия остался на развалинах Иерусалима трогательно оплакал бедствия своего отечества. Беспорядки, возникшие в земле иудейской, заставили оставшихся в ней иудеев бежать в Египет. С собою они увлекли Иеремию и, по преданию, там побили его камнями. Времена вавилонского владычества § 93. Состояние иудеев во время плена вавилонского Иудеи, выведенные Навуходоносором из земли своей, были рассеяны в различных областях Вавилонского царства и преимущественно по берегам реки Ховар. На чужбине они с горестью воспоминали об Иерусалиме и проклинали виновников своего несчастия. Чувства, наполнявшие душу их во времена плена, сохранились в следующей песне: : На реках вавилонских, там мы сидели и плакали, вспоминая о Сионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Для Южного (Иудейского) царства тех веков борьба с хананейской религией не была столь актуальной. Ни от Илии, ни от Елисея, ни от «сынов пророческих» до нас не дошло ни единой строки: ранняя пророческая проповедь была устной. Первые письменные пророческие тексты ­появляются лишь во второй половине VIII века до Р. Х., в Северном (Израильском) царстве. Это книги пророков Амоса и Осии. С этих двух небольших текстов начинается письменная пророческая традиция, которая достигнет своего максимального развития в Иудее: Израильское царство в 722 году до Р. Х. погибнет в результате ассирийского завоевания, 10 колен будут депортированы в коренную Ассирию и там весьма быстро ассимилируются. Но дело пророков Северного царства будет продолжено на Юге, в Иудее. Книги пророков Амоса и Осии вместе с рассказами о пророках Илие и Елисее будут принесены в Иерусалим — и там, во граде Давида, из этой искры, используя выражение Одоевского, возгорится мощное пророческое пламя. У Илии и Елисея, у Амоса и Осии появятся многочисленные последователи — иудейские пророки, чтобы, как сказал Пушкин, Божиим «глаголом жечь сердца людей», сначала под сенью Иерусалимского храма и на улицах Святого города, затем — в плену, «на реках Вавилонских», и вновь — в отстроенном в персидскую эпоху Иерусалиме. В книге пророка Малахии, в самом ее конце, содержатся очень важные слова, представляющие собой прямую речь Бога: Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4, 4–6). Этими удивительными и загадочными словами завершается не только книга Малахии, но и весь раздел пророческих книг. Пророчество на несколько веков умолкает. Следующим пророком Священной истории будет уже святой Иоанн Креститель. Суровый образ его жизни, обличительная проповедь, призыв к покаянию заставили многих его современников задать себе вопрос: не Илия ли это? Не исполнились ли слова Малахии? Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти (Мф.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_il...

Если за буквальным смыслом мы почувствуем, доверимся духовному призыву, то и с нами может случиться описанное в Евангелии: «Но, чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: «тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Лк.5:24 ). Непосредственное впечатление таково, что надо идти к родимому очагу. Но можно спросить здесь: где мой настоящий дом, если мне простили грехи? У Отца. Это еще одно свидетельство, что в глубине, как сокровище нам не нужна дорога со Христом, а нужны помощь, здоровье, удача в бизнесе от Него, не нужно вечных обителей у Отца, отношений с Ним, поэтому Ему и негде голову приклонить. Можно было, как Самарянка у колодца Иакова о своих мужьях, спросить, где моя обитель? А то, что у меня было – не дом, как у нее – не мужья. «Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:20 ). В этой притче говорится о человеке-богаче, которому не нужен путь-общение (пусть и с нищим), нужно только питание! И оказывается, что, оказавшись рядом с лоном Авраамовым, при дороге второго поприща, он не может попасть на нее к людям, желавшим взаимности – между ними бездна. Из сочетания этой притчи с притчей о талантах, которые надо умножать, можно сделать вывод, что важнейшие дары человека, составляющие истинное богатство, – не научная изобретательность, не способность к художеству, не музыкальность, а те, что помогают умению дружить – быть вместе, но именно эти таланты богач закопал в землю. В Символе веры мы исповедуем, что желаем второго поприща: «чаю жизни будущего века», свидетельствуя, что та жизнь нам самим недоступна, то есть законы той жизни невозможны для исполнения здесь, но не забываем про них на реках Вавилонских, помним сердцем и верим, что, будучи верными в малом, обретем спасение, вернувшись в Горний Иерусалим любви. Поэтому одна из добродетелей – память смертная – является напоминанием о втором поприще, а не о конце, прекращении всего. Для того, чтобы оно стало нам возможно с Ним, Ему «….должно пострадать… и быть убиту…» и «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:21,24 ). И тогда, казалось, теряя душу, обретешь ее – оказывается, она живет, только когда теряет себя, а сберегая себя – умирает в одиночестве. Еще и еще раз Христос, взойдя на Свой Крест, приглашает нас вместе с Собой в путь, взяв наши кресты, посвященные и завещанные Им нам – признания Его вольных, а потому спасительных страданий и смерти от нашего эгоизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-odno...

Ефаму (иначе Идифуну), из племени Мерари принадлежит 88 псалом. Идифун, по свидетельству 1 книги Паралипоменон, играл «на цитре во славу и хвалу Господа» ( 1Пар. 25, 3 ). Под его руководством находились шесть его сыновей. Еман и Ефан упоминаются также и в 3 книге Царств, как мудрецы, чью мудрость превосходила мудрость Соломона. «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина и Емана и Халкола и Дарды, сыновей Махола, и имя его было во славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» ( 3Цар.4, 30–32 ). Наконец, одиннадцать псалмов принадлежат сынам Кореевым. Это псалмы с 41 по 48, а также 83, 84 и 86. Под именем сынов Кореевых известны потомки Корея, поднявшего некогда возмущение против Моисея и Аарона. Корей происходил из колена Левия и племени Каафы и погиб вместе с другими возмутителями народа: Дафаном и Авироном. Всех их поглотила разверзшаяся по слову пророка Моисея земля. Дафан и Авирон погибли вместе с потомством. «Но сыны Кореевы не умерли» ( Числ.26:11 ). В обязанности левитов, потомков Корея, входило следить за благочинием в храме и за чистотой его дворов. Потомки Корея отличались преданностью Давиду и сопровождали его во время бегства от преследования Авессалома. Поэтому большинство псалмов сынов Кореевых посвящено событиям из жизни царя Давида. Псалом 136 («На реках Вавилонских») в славянской Библии имеет надписание «Давиду Иеремием». Приписка «Иеремием» (означает: «Иеремиев» или «через Иеремию») известна уже блаженному Феодориту по какому-то греческому тексту. В Септуагинте и в Вульгате псалом в надписании псалма стоит имя Давида. В еврейском масоретском тексте указание на авторство псалма отсутствует. Если исходить только из содержания псалма можно заключить, что он написан во времена Вавилонского плена. Если же этот псалом написан царем Давидом, то это выдающееся по провидению будущего пророчество. Пророк Иеремия не был в Вавилонском плену, но являлся современником увода евреев в плен и оплакивал это событие. Таким образом, псалом написан либо в пророческом вдохновении царем Давидом, либо неизвестным автором как подражание псалмам Давида и «Плачу Иеремии».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010