С приездом в Аранец семьи Аксеновских в деревне снова появились дети Аранец – музей под открытым небом Андрей показывает экспонат будущего музея Аранца - крупорушку Многие жители Аранца с приездом Аксеновских связывают возрождение деревни. Ведь в планах у супругов и открытие в деревне музея. В настоящее время Андрей и Елена ведут большую работу по восстановлению истории Аранца. О некоторых ее результатах Андрей рассказал мне в ходе нашей прогулки. Сразу мое внимание собеседник обратил на то, что Аранец – это музей под открытым небом. А я бы от себя добавила, что это один из прекраснейших музеев, которые я видела! Ведь идя с собеседником по Аранцу в солнечный день, ты внезапно останавливаешься и замолкаешь, не в силах продолжать разговор, потому что не можешь отвести взгляд от той красоты, что видишь перед собой. Всего в 40 километрах от тебя «обитель великанов» Приполярного Урала. В эти минуты ты думаешь о счастье снова и снова приезжать в эту северную деревеньку, мирно дремлющую у подножия древних гор, и просто вот так стоять и любоваться дивными видами заснеженных хребтов. Но Андрей возвращает к теме нашей беседы: – Старинным вещам, которые еще хранятся в деревенских домах, местные жители цену не знают. Я прошу у них что-то из утвари отдать мне для будущего музея деревни, а они говорят, что уже хотели этими «экспонатами» печь топить. Но основные богатства старообрядческой деревни – старинные книги на замках, иконы – были вывезены отсюда сотрудниками музеев и частными коллекционерами в 70-х годах прошлого столетия. Я считаю, что это была спецоперация, потому что книг и икон в домах не осталось совсем. В ходе нашей прогулки по деревне Андрей рассказал мне истории старинных домов и их хозяев. Вот этому дому – 250 лет! Андрей: – Вот этому дому 250 лет. Здесь Валера Подоров живет, который нас на лодке привез в Аранец. Обратите внимание на ассиметричное строение жилища: средняя половина дома вкапывается, летняя ложится на подклеть, и под летней половиной находится ледник. Это классическое строение зырянской избы. Таких домов здесь было большинство. И этот дом сохранился в первозданном виде. Представляете, весь материал для него заготавливался вручную: доски, стены топором тесаны. Дело в том, что в доме Валеры жил лодочный мастер Степан. Он от рождения был глухонемым, но при этом он делал такие деревянные лодки, слава о которых гремела далеко за пределами Аранца. А кроме лодок он изготавливал нарты, сани, вилы, грабли, ляпмы, лопаты. И до сих пор родные пользуются его приспособлениями, сделанными еще вручную. Когда он пилил лес, то после него даже веточки не оставалось – так аккуратно он работал. Молился, жил здесь вместе с сестрой. Умер в 2006 году. Я к нему на кладбище хожу как к родному человеку, хотя его никогда не знал. Местному лодочнику я бы в нашем будущем музее отдельную экспозицию посвятил.

http://pravoslavie.ru/135894.html

Возрождение духовности Православная семья Аксеновских рассказала мне о своем намерении возвести в Аранце на высоком берегу реки Печоры часовню. Побывал в Аранце и благословил место будущего строительства первого в истории деревни Божиего дома архиепископ Воркутинский и Усинский Марк (Давлетов). – А когда у вас возникла мысль возвести часовню? – интересуюсь у Андрея. – Как только увидел аранецкую горку, – делится мой собеседник. – Изучая историю деревни, я узнал, что старообрядцы на этой горке отмечали Пасху. Здесь у жителей деревни ярмарки проходили и народные гулянья. Да и лучшего места для строительства часовни не найти – ведь ее будет видно издалека. Андрей в лесу Лучшего места для строительства часовни не найти – ведь ее будет видно издалека! Аксеновские считают, что сруб для Божиего дома они смогут уже поставить сами – своей большой семьей. Бревна возьмут из тех, что подготовили для строительства своего дома. – Лес, топоры, бензопилы есть, – перечисляет Андрей. – А вот дальше надо будет нанимать бригаду – это, как минимум, два человека: кровельного мастера и специалиста по срубам. Показал Андрей и эскиз будущей часовни: высокая, сруб восьмиугольный и со звонницей! Эскиз будущей часовни – Но дальше идет сложная конструкция крыши – мы хотим ее покрыть деревянными лепестками. Возможно, нам придется пригласить плотников из Кенозерья, где еще живы традиции плотницкого ремесла. Хотелось бы, чтобы архангельские мастера (а договоренность у меня с ними уже есть) некоторое время поработали у нас, а достраивать мы уже сами будем. Андрей и Елена Аксеновские на месте предполагаемого строительства часовни в Аранце Поклонный крест в деревне Аранец Я слушала Андрея, а сама размышляла о том, пойдут ли потомки старообрядцев в православную часовню. По словам местного фермера Евгения Шахтарова, старообрядцев уже в деревне не осталось: «Некоторые уже даже не помнят, как правильно креститься нужно, много и некрещеных в деревне». – Но кто будет здесь служить? – интересуюсь я, зная, что в Печорском районе не хватает священников.

http://pravoslavie.ru/135894.html

Андрей Аксеновский на пути в Аранец Наконец мы высадились на берег и последовали к временному дому, бывшему совхозному, семьи Аксеновских. Нас встретила высокая красивая женщина – супруга Андрея Елена и, усадив меня за стол, тотчас убежала хлопотать по хозяйству. Такая роль? Елена Аксеновская в роли Ирины Аркадиной в чеховской «Чайке» «Подумать только, ведь Елена Аксеновская – известная актриса Академического театра драмы имени Виктора Савина. Ее зрители знают по ролям Галины в “Утиной охоте”, Софьи в “Горе от ума”, Гонерильи в “Короле Лире”, Ирины Аркадиной в “Чайке” и многим другим. Вероятно, так она готовится к очередной своей роли – роли сельской женщины? – размышляла я, наблюдая за Еленой. – Но, нет, пока не буду спешить с выводами». А тем временем стол постепенно наполнился выпечкой к чаю. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что все: пирожки, шаньги и даже хлеб – были испечены Еленой. Поэтому она порой ложится спать за полночь, чтобы ранним утром домочадцев порадовать свежеиспеченным ароматным хлебушком. Вся выпечка на столе - творение рук Елены На деревенской кухне Аксеновских – А что еще входит в рацион вашего питания? – начинаем беседовать с Еленой. – В деревне очень хорошо можно жить на рыбе. Нам однажды принесли в подарок много рыбы, и я не знала, что с ней делать. Пироги? Но их только муж ест, а дети – нет. Вот местные хозяйки и научили меня делать рыбные котлеты. Из язя, основной здесь рыбы, такие вкусные котлеты получаются! Картошку мы посадили на огороде, предварительно вспахав его на своей лошади, которую купили в деревне. Словом, с голоду здесь не умрешь, – делится моя собеседница. – Но где вы берете средства на то, чтобы прожить в деревне, ведь в Аранце нет работы? – интересуюсь я. Друзья помогли Аксеновским купить в Аранце лошадь Елена: – Сначала здесь, в Аранце, мы работали у местного фермера, чтобы можно было картошку и молоко приобрести. Я продолжаю трудиться в Театре драмы. Андрей является сотрудником национального парка «Югыд Ва», который располагается в 50 километрах от деревни.

http://pravoslavie.ru/135894.html

– Евгения Семеновна Гинзбург-Аксенова, написавшая «Крутой маршрут», приехала из Львова. Когда я раньше, читая рукопись, пыталась представить себе автора, передо мной вставало страдальческое, трагическое лицо старой женщины. Моложавая, хорошенькая, веселая. Полная, но движется легко. Волосы на прямой пробор, сзади пучком. Не по моде. На шее – завитки. Никакая не страдалица. Скорее, благополучная дама. Холеная, ухоженная. У таких бывают домработницы, дачи, машины. Глаза светятся умом. В ее лице – в мягко, но широко развернутых скулах, в разрезе глаз, – и татарские, и российски-простонародные черты. Этим она по-сестрински походила на Фриду, – отсветы давних событий истории в лицах русско-еврейских интеллигенток. Однажды я видела, как она разговаривает с татарской крестьянкой. Обе круглолицые, скуластые, пригожие. Выговор у обеих округлый, мягкий. Резко отличный от того среднеинтеллигентского языка, который обычно звучит вокруг нас. – Если верить в переселение душ, то я в прошлой жизни была деревенской бабой. Через месяц после первого знакомства мы поехали во Львов в командировку. Идти к ней я боялась. Но она так приветливо встретила нас в городе, который показался чужим, неприязненным, что нигде не хотелось бывать без нее. Расставались, когда мы уходили читать лекции. В первый же вечер засиделись допоздна, начался ливень, и она оставила нас ночевать. – У меня никакого угощения, только чай, яйца. К еде равнодушна. Маленькая квартирка, скудно обставленная, чистенькая. Репродукция Мадонны Рафаэля – она потом переехала и в Москву. Фотография Пастернака висит так, что входящие ее не видят, – я бы не заметила этого, но она сама показала – только для своих. Стопки нот. Мы говорим, говорим, перескакиваем с темы на тему – ее и Левины тюрьмы и лагеря, московские новости, политические и литературные, книги Василия Аксенова, львовская газета, в которой она работала внештатным корреспондентом. Много рассказывала о покойном муже, Антоне Яковлевиче Вальтере. Немец из Крыма. Врач, увлекся фольклором, записывал немецкие песни, сказки. Несколько раз встречался с Жирмунским. И арестован был «по делу» Жирмунского.

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

Закрыть Между первомайскими демонстрациями и Светлой Пасхой нет никакого противоречия Петербургский депутат-коммунист Алексей Воронцов считает неправильным решение главы Крыма Сергея Аксенова 22.04.2016 1081 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что на полуострове не будут проводить в этом году официальные первомайские демонстрации и митинги из-за православной Пасхи. СМИ также сообщали, что по этой же причине от проведения первомайских мероприятий отказываются профсоюзы Сургута и Тамбова. Традиционно организаторами первомайских шествий в России выступают профсоюзные организации, в основном ФНПР, насчитывающей почти 20 млн членов. В свою очередь, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков подчеркнул, что не стоит подобным образом вносить в общество раздор. В интервью радиостанции «Говорит Москва » он отметил, что майские праздники никогда не мешали православным христианам праздновать Пасху. «Демонстрации не всегда совпадают с богослужебным временем в храме. Одновременно с этим нужно помнить, что в общество не стоит вносить какие-то разделения. Если кого-то будет раздражать отмена демонстрации ради празднования Пасхи, то это будет не очень-то правильно», - сказал отец Александр. Тем временем лидер КПРФ Геннадий Зюганов подтвердил, что коммунисты не намерены отказываться от участия в первомайских акциях, сообщает ТАСС. «Отменяются шествия официальные, а что касается общественных организаций, никакой Аксенов не может их отменить», - заявил Г.Зюганов. Он напомнил, что 1 мая - День международной солидарности трудящихся, праздник, который «родился в защиту прав трудового народа», являющийся в России официальным. «И этот праздник никакой администратор не может отменить», - убежден лидер КПРФ. «У трудящихся нет других форм защиты и отстаивания своих прав, кроме как солидарность. И они имеют полное право собраться 1 мая и высказать свое отношение. Мы будем участвовать в этих мероприятиях, и будет участвовать наша крымская организация», - подчеркнул Г.Зюганов.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/22/kr...

Возможно, что пришлет и контрольную комиссию. На самом деле этого нет. На местах не представляют описей, что обращает внимание, особен­но в виду открываемых «кладов». Назначены следователи. Что до инославных, то они обложены тоже (мыслящему ясно, что нечего изъять в мечетях и синагогах), польские храмы тоже без всяких исключе­ний будут изъятию подвергнуты. От Ларионова узнал, что он намерен на этих днях проверить, где ведется преподавание Закона Божьего (групповое), и привлечь священ­ников к суду. Надо сегодня сходить в Рабкрин и предупредить Чельцова и Пакляра. Староста вечером сообщил, что 9,5 пудов серебра готово уже. Слава Богу! 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра Вчера с утра был у Аксенова посоветоваться с ним об уставе Общества. Оказывается, у него уже готов текст (по просьбе Новицкого), только с введением в него богослужебных и богословских вопросов. Сегод­ня посылаю Борю к Португалову на одобрение и - в случае такового - буду готовить его. Приходил Огнев, и я просил его предупредить о.о. Лебедева и Венустова и г. Бирмерт о подписи. От Аксенова узнал (со­общил ему о. Лев), что Митрополит написал, было, короткое и официаль­ное письмо, но, по-видимому, после беседы с Н.М.Егоровым, взял его обратно и таким образом, оставил без внимания мысль о личном ходатайстве. Печально... Там же узнал, что Введенский, Белков и Красницкий уехали в Моск­ву, что Введенский прислал Боярскому записку о том, что «Смольный» ему не доверяет и не дает командировки, на что Боярский будто бы ответил резким письмом и в результате - слухи о подписании ордера на арест Боярского! Получается впечатление, что Введенский - «един от них», определенный агент преследующего духовенства правитель­ства... Насколько всё это правда - трудно разобраться. Дальнейшее покажет! ...Вечером я заходил к Кедринскому, который в субботу был освобожден. Говорит, что вопросы (при допросе) касались исключительно пра­вления, его заседаний, собрания с Митрополитом, вынесенного постанов­ления. Таким образом, совершенно ясно, как и предполагал, что арест не персональный, а групповой, как членов правления или лиц, причастных к нему.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

потому его и зовут сундучником. А то есть большой Аксенов, который настоящий игрушечник... он и росту большого, и богатый, сравнить нельзя его с маленьким Аксеновым... даже и в Сибирь игрушки загоняет, внук у него этим делом орудует, а сам он духовным делом больше занимается, ихнего прихода староста, уважаемый... но только он богомольцев не пускает, с этого не живет, и не слыхано даже про него такое, и даже думать невозможно! — Вы, — говорит, — что-то путаете... вам, верно, сундучник нужен, подумайте хорошенько!..Увидал нас с Анютой и смородинки по веточке выкинул. Мы ему говорим, что и мы тоже люди не последние, не Христа ради, а по знакомству, сродственник Аксенова нас послал. Горкин ему еще объяснил, что и мы тоже старосты церковные, из богатого прихода, от Казанской, и свои дома есть... — А большие дома? — спрашивает, — до той стороны будет?Нет никакой силы разговаривать. Горкин ему про Трифоныча сказал — Аксенов, мол, нашему Трифонычу сродни и Трифоныч у нас лавочку снимает, да второпях-то улицу нам не записал на бумажку, а сказал — Аксенова там все знают, игрушечника, а не сундучника! — Очень, — говорит, — всем нам обрадуется, так и Трифоныч сказал. К нему даже каждый праздник Саня-послушник, Трифоныча внук, из лавры в гости приходит.Тот смородину доел, повздыхал на нас и показывает на Федю: — И босой этот тоже с вами в гости к Аксенову? и Осман-паша тоже с вами? — Какой Осман-паша?.. — спрашивает его Горкин: совсем непонятный разговор стал. — А вот турка-то эта толстая, очень на Осман-пашу похожа... у меня и портрет есть, могу вам показать.И стал смеяться, на всю-то улицу. А это он про Домну Панферовну, что у ней голова полотенцем была замотана, от жары. Мы тоже засмеялись, очень она похожа на Осман-пашу: мы его хорошо все знали. А она ему: " Сам ты Осман-паша! " Ну, он ничего, не обиделся, даже пожалел нас, какие мы неприглядные, как цыганы. — Жалко мне вас, — говорит, — и хочу вас остеречь... ох, боюсь, путаете вы Аксеновых! И может быть вам через то неприятность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1380...

Ну почему же сразу «безальтернативным», хочется спросить сразу одного из главных ответственных в былое время за «крымский вопрос». Вот не зашли бы «вежливые люди» в ВС Крыма и не было бы никакого референдума. Был бы Крым в составе Украины «с особым статусом». Даже с более значимым, чем тот, которого российские политики добиваются для Донбасса. Что не устраивало Россию в «особом статусе» Крыма? Наличие на его территории военной базы, которую нельзя было потерять? Стратегическое положение полуострова, позволяющее контролировать Черное море? Безусловно, именно это! Однако, говоря о «безальтернативности» решения по Крыму, господин Затулин лукавит, и знает, что лукавит. Если принять во внимание заявления крымских политиков до «безальтернативного» решения, то вспомнится, что альтернативы, по их мнению, очень даже были. «Я не раз выступал с обращением, что я являюсь гражданином Украины, никаких переделов и никаких возвратов к прошлому быть не может», - заявлял еще в 2012-м году в эфире телевидения Сергей Аксенов. «Чем Россия отличается от нас? Только количеством полезных ископаемых и площадью, по большому счету. Низкий уровень жизни. Доходы если сегодня в Европе 30 тысяч на человека в России 12 тысяч долларов» - рассказывал телезрителям в 2012 году один из наиболее «пророссийских» политиков Украины Сергей Аксенов. «Мы, парламентарии Крыма должны услышать голос крымчан, мы сегодня за единство. За единство автономии в составе Украины» , - заявляла 26-го февраля 2014-го года, буквально накануне появления «вежливых людей» тогда еще помощник министра юстиции Украины, а ныне член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Ковитиди. Не для того это упоминаем, чтобы кого-либо упрекнуть, а лишь для того, чтобы напомнить г-ну Затулину, что альтернативы «крымскому варианту» очень даже были, по мнению даже самых что ни на есть ключевых деятелей «крымской весны» и «пророссийских политиков». Далее в интервью Константин Затулин рассуждает о трудной судьбе крымчан при Украине: « Крымчане были и оставались до 2014 года заложниками российско-украинских отношений. Официальная Россия с 1991 по 2014 год жертвовала интересами крымчан ради общих российско-украинских отношений. Потому что исходила из целей: сохранить Украину в качестве партнера в особых отношениях с Россией. Когда в 2014 году это оказалось подорвано государственным переворотом, было принято решение».

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/31/n...

Часто сказка – это сюжет о семье, где есть три сына, старший, средний и младший. Или есть действующее лицо под именем Иван-дурак. А. Простокишин: - Образ дурачка в сказках — это хорошо или плохо? Г. Аксенова: - Мы здесь опять соприкасаемся со словом. Оно хранит нашу историческую память. В современном понимании «дурак» — это оскорбление. Если бы мы произнесли это слово в крестьянской среде в XIX веке, то на нас бы никто не обиделся, потому что дурак – это добрый, наивный и искренний в помыслах человек, который всегда готов оказать помощь ближнему. А старший умный детина – это тот, кто думает только о собственном благополучии, эгоист. Как старшие поступают в сказке «Бой на Калиновом мосту»? Братья заснули, сражается младший. Старшие потом убивают младшего, чтобы выдать его подвиги за свои. Но есть живая вода. Птицы и животные, которых спасал младший по доброте душевной, ему помогают. Вспомните борьбу с Кощеем. Иван-царевич помог медведю, зайцу, уточке. Потом они ему помогают в борьбе с Кощеем. Иванушка-дурачок, Емеля и просто младший брат живут на благо общества. Г. Аксенова: - Верно! Я сама преподаю древнерусскую историю и палеографию, то, что связано с русской письменностью. В древнерусских сказках обилие информации. Часто за примерами приходится обращаться именно к сказкам. Первый вопрос, который задаю – читали ли люди сказки? Тишина... Это так грустно. Родителям было не до детей, они вкалывали на работе. Дети выросли недолюбленными, брошенными, недовоспитанными. Школу преобразовали до того, что мы стали оказывать там образовательные услуги. Никакого воспитания, общего чтения. Все только готовятся к экзаменам. Нет обращения к сказке, к высокой литературе. Мы должны читать Солженицына. Но есть же Есенин, Тургенев, Пушкин – блистательная русская литература. Людей не приучили к искусству наслаждения словом. Надо этому учиться. Сказка дает возможность слушать, слышать и задавать вопросы – там много непонятного, ребенок непременно начинает задавать вопросы. Сказка приучает познавать мир.

http://radonezh.ru/2022/03/25/skazki-kak...

НОВИЦКИЙ . Мы с Егоровым ушли, когда митрополит отправил второе письмо. Сказав нам: «Передайте, а по поводу его ни в какие обсуждения не вступайте». Мы это письмо передали, а там это письмо обсуждалось. ПРЕАСЕДАТЕЛЬ . К чему ваша роль сводилась? НОВИЦКИЙ . Мы были простыми передатчиками – так понимал я и Николай Михайлович. ПРЕАСЕДАТЕЛЬ . Вас митрополит уполномочил отнести это письмо? НОВИЦКИЙ . Да, второе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . На предварительном следствии вы указали, я вам процитирую, что вы пришли на заседание Комиссии и узнали... (читает) НОВИЦКИЙ . Второе заседание было в комиссии ВВЕДЕНСКОГО. Это относится к первому. Если понедельник был 6, то заседание было в пятницу. Комиссия Введенского, значит, была 9 или 10 марта, там велись разговоры с Егоровым о пожертвованиях, конечно. Заседание было очень продолжительное, было назначено в 11 часов. Началось в 11 1/2 ч., и около 3 1/2 часа мы вышли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . Вы делали такое заявление? НОВИЦКИЙ . Да, делал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . Это относится ко 2 заседанию? НОВИЦКИЙ . К 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . К заседанию, на которое вы пошли, чтобы отнести это письмо? НОВИЦКИЙ . Я и АКСЕНОВ были в Смольном, и так как Аксенов заболел сыпным тифом, то его заменил Егоров, это было в 1 заседании. ПРЕАСЕДАТЕЛЬ . В первом обсуждении вы сделали такое заявление? НОВИЦКИЙ . Выяснил, что вопрос идет не о том как говорил митрополит в понедельник, что церкви будут так делать: ценности митрополит сам снимет при помощи священнослужителей, потом они будут превращены в слитки и постепенно отдаваться власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . Здесь идет вопрос о самостоятельной помощи церкви, вы делали такое заявление? НОВИЦКИЙ . Конечно, когда Введенский сказал, что мы приглашены к обсуждению вопроса об изъятии церковных ценностей. Мы несколько изумились и говорим, что не можем принять (участие в обсуждении – Н.К.), потому что нужно сказать митрополиту, что его письмо в Смольный не принято, и пусть он поступает дальше, как знает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . Значит, ваше посещение было – в 1 раз вы снесли письмо и участвовали?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010