Если же по раскольническому умствованию четвероконечный крест – это крыж римский, то его следует всячески почитать, как истинный Крест Христов, потому что Христос был распят на римском крыже, или кресте. А что Христос был распят на кресте римском, смотрите и внемлите истине. Спрошу: кто распял Христа? Вы ответите: евреи распяли. Я же скажу: нет, не евреи. Хотя евреи и предали Христа на смерть крестную или, лучше сказать, купили у Пилата за мзду крестную смерть Христу и были виновны в распятии Христовом по пословице: «Делающий через других делает сам», однако они распяли Его не своими руками и предали Его на смерть не по своему иудейскому закону, в котором крестной казни не было, и потому, когда Пилат сказал им: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его», – иудеи сказали ему: «Нам не позволено предавать смерти никого» ( Ин. 18:31 ). Следовательно, Христос был распят не иудейскими руками. Кто же распял Христа? Пилат со своими воинами, ибо ему предали Христа, как противника кесарева, со словами: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк. 23:2 ). С этими словами иудеи просили Пилата, чтобы он распял Его по своему римскому закону и обычаю. Это сделали с двоякой целью: во-первых, для того, чтобы оправдать себя пред народом, который любил Христа, и показать, что они предали Его на смерть не по какой-либо своей злобе, а за бесчестие кесаря, за то, что Он будто бы был противником кесаря, с другой же стороны, для того, чтобы погубить Его бесчестнейшей языческой, а не иудейской, а вместе и самой мучительной смертью крестной. Здесь я еще спрошу: кто были родом и по вере Пилат с его воинами, распявшие Христа? Иудеи ли? Нет. Пилат был римлянин, присланный римским кесарем в Иерусалим к евреям, которые тогда уже находились под властью римлян. Воинство Пилата также было римское, ибо иудеи, будучи в порабощении и власти у римлян, не могли иметь своего иудейского воинства. Итак, Христа распяли римляне. И нельзя думать иначе, как только так, что Христа, Господа нашего, умучили крестной смертью римляне по настоянию иудеев. Потому-то апостол Петр и говорит иудеям: «Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами, и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» ( Деян. 2:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Распятие. Смерть и погребение Господа (см.: Мф 27, 31–54; Мк 15, 20–39; Лк 23, 26-49; Ин 19, 16-30)      Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова ); обычно это название переводится как лобное место . По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов. Симон несет крест Христов      На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский. Воины мечут жребий о ризах Господних. Монастырь Дионисиат, Афон      Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого ; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

http://pravoslavie.ru/104421.html

Когда вы воображаете в уме Распятого, то тем самым воображаете и Крест Христа. Если же Крест вы изгоняете из вашего ума, то не сможете иметь в уме и Распятого. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? ( Гал. 3, 1 ). Доказательство седьмое Славный чин замечательных воинов, называемых Мальтийскими кавалерами, хвалится знамением Святого Креста, как своей кавалерской печатью. Также и в нашем Российском государстве, по новому благочестивому повелению нашего великого Всероссийского монарха, Петра Первого, славный кавалерский чин избранных и освидетельствованных воинов украшается Крестом святого Первозванного Апостола Андрея, нашего Российского Апостола, и им. как щитом веры, на вооружается на противников. Вспоминается и первый христианский кавалер, великий царь Константин, одержавший столь славные победы Крестной силой, и не будет здесь всуе это воспоминание о нашем благочестивейшем Крестоносном Христоподражательном Всероссийском монархе, который, воюя под этим знамением, взял в плен многие и укрепленные города, и прославился столь многими победами, известными всему миру. Если святой Крест столько помогает в видимой брани с супостатами, то насколько больше он оказывает помощи подвизающимся против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 11–12 ). Каждый христианин есть воин, вооруженный святым Крестом, как щитом веры, которым может угасить силой Распятого на Кресте все разжженные стрелы лукавого. Мы же, как воины Христовы, хвалимся этим знамением Сына Человеческого. Под этим знамением мы ведем духовную брань. В качестве Царя у нас есть Христос, и мы с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением ( Евр. 12, 1–2 ). В качестве вождя у нас есть святой Павел, подвизающийся под тем же Крестным знамением: А я, – говорит, – не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   4) насмехались и ругались над Ним, когда Он был судим, и потом, когда уже висел на кресте (Лк.22:63; Мк.15:20; Лк.23:35);    5) был причислен к разбойникам, между которыми и был распят (Мк.15:27—28);    6) Он знал, что многие останутся равнодушными к Нему и навеки погибнут в своем неверии и греховности.     240. Кто помог Господу Иисусу Христу нести крест?    Нести крест помог Господу Иисусу Христу Симон Киринеянин (Лк.23:26).     241. Кто плакал о Господе Иисусе Христе, когда Он нес крест Свой на место казни?    Когда Господь Иисус Христос нес крест Свой на место казни, плакали и рыдали о Нем многие иерусалимские женщины (Лк.23:27).     242. Что сказал Господь Иисус Христос плакавшим о Нем женщинам?    Плакавшим о Нем женщинам Господь Иисус Христос сказал: «Дщери иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк.23:28).     243. Где и в какой день недели был распят Господь Иисус Христос?    Господь Иисус Христос был распят недалеко от Иерусалима на горе Голгофе, на которой было место казни, в пятницу.     244. Что значит слово «Голгофа»?    Слово «Голгофа» значит лобное место.     245. Отчего это место было названо лобным?    Это место было названо лобным оттого, что на нем лежало много черепов (лбов) и костей казненных, которых, если они не были евреями, не погребали, но оставляли их тела на съедение хищным зверям.     246. Что делали враги Господа Иисуса Христа в то время, когда Он в страшных муках висел на кресте?    Когда Господь Иисус Христос в страшных муках висел на кресте, враги Его смеялись над Ним и богохульствовали.     247. Как отвечал распятый Спаситель на хуления Своих врагов?    На хуления Своих врагов распятый Спаситель отвечал горячей молитвой за них: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).     248. Как вели себя разбойники, распятые вместе с Господом Иисусом Христом?    Распятые вместе с Господом Иисусом Христом разбойники вели себя так: висевший слева «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас»; разбойник, висевший справа, упрекнул его за это словами: «или ты не боишься Бога?» — и просил Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:39—42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Люди эти говорят, что полагать на себе крестное знамение не надобно, что это грешно и противно Слову Божию. Что сказать таким людям? Им надобно сказать следующее. Мы полагаем на себя крестное знамение потому, что так научило нас Священное Предание, которое получило свое начало от Самого Христа и Его Святых Апостолов и есть такое же Слово Божие, как и Священное Писание . Ввиду этого мы, исполняя Св. Предание и полагаем на себя крестное знамение, причем поступая так, не только не грешим, но соблюдаем завет и заслуживаем похвалу апостола Павла, который в своих посланиях писал христианам так: «Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «3авещеваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию» ( 2Фес.3:6 ). «Хвалю Вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Что же касается Священного Писания, то оно многими местами подтверждает и узаконивает крестное знамение; поэтому люди, отвергающие его, показывают лишь то, что они, как сказал Господь, «заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией». Они обращают внимание на букву Писания, а необходимо вникать в дух его, так как буква убивает, а дух животворит, говорит Слово Божие. Господь наш Иисус Христос повелел нам исповедовать Его пред людьми. «Кто,– сказал Он,– исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:32 ). Исполняя эти слова Спасителя, каждый православный христианин должен на всяком месте и во всякое время исповедовать, то есть, открыто выражать свою веру в Христа, распятого на Кресте за наши грехи. Но так как человек состоит из души и тела, то и веру свою в Спасителя он должен выражать не только душевно, но и телесно. Он должен славить Господа и душой и телом, потому что и то и другое от Бога, по слову апостола. Каким же образом мы можем выражать телесно нашу веру в распятого за нас Спасителя? Каким способом? Самым благоговейным и осмысленным способом телесного выражения нашей веры и распятого за нас Спасителя и является крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В устоявшейся иконографии Распятия Господь, как правило, пишется обнаженным, с набедренной повязкой на чреслах . Между тем на ранних иконах Он часто изображался в одежде, например, облаченным в короткорукавный хитон или безрукавную тунику. Возможно, такой подход был связан с установлением: «и не восходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» ( Исх. 20:26 ). Тем не менее, обнаженность Распятого Господа на иконах Распятия согласуется со словами важнейшего мессианского пророчества, посвященного Крестным Страданиям: «Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» ( Пс. 21:18–19 ). Вместе с тем обнаженность Христа подтверждается исторически: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои и между собой об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» ( Ин. 19:23–24 ). Что же касается изображения набедренной повязки, сведения о ней можно встретить во внебиблейских источниках, в том числе в апокрифическиой литературе: «Иисус вышел из претории, и два разбойника с Ним. И когда Он пришел к месту, именуемому Голгофой, воины сняли с Него одежды и опоясали чресла Его полотенцем» с. 336]. Наряду с буквальной интерпретацией обнаженности необходимо учитывать, что в иконографии Христа обнаженность может символизировать святость, безгрешность и чистоту . Такая линия толкования основана на библейским свидетельстве о наготе первозданных людей, ещё не отравленных ядом греха и потому не имевших бесчинных, греховных движений: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» ( Быт. 2:25 ). «Не стыдились же они потому, – поясняет преподобный Ефрем Сирин , – что облечены были славой. Но когда после преступления заповеди эта слава была отнята от них, они устыдились того, что стали наги, и с поспешностью устремились оба прикрыть листьями не тела свои, но срамоту свою» т. 3, с. 482].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Но немногие уподобляются Христу в Его вольных страданиях, в трудном несении креста и в распятии. Апостол Павел, умоляя, увещевает нас: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). Но, о апостол святой! Скажи нам, в чем ты подобен Христу, Господу нашему? " Я, – говорит, – подобен в распятии: «Сораспялся Христу» ( Гал. 2:19 )». Вот в чем подобие Христу у апостола: в сораспятии Христу. Может быть, скажет кто-либо: «Мы не читали в житии апостола Павла, чтобы он был распят на древе крестном, как был распят Христос». Да знает таковой, что апостол говорит здесь не о вещественном кресте и распятии, а о духовном, что ясно из других слов того же апостола: «Для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ), – ибо распяться миру – это значит сораспяться Христу, и сораспяться Христу – значит распяться миру. Потому снова скажем апостолу: о истинный подобник Христов! Ты не только подобен Христу, Господу своему, в твоем духовном распятии, но и преподобен Ему, подобнее, чем другие! Ибо кто так распялся Ему как ты, который «носил язвы Господа Иисуса на теле своем и восполнял недостаток в плоти своей скорбей Христовых» ( Гал. 6:17 ; Кол. 1:24 )? Кто так умер для мира, как ты, который говоришь: «От всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Флп. 3:8 )? Обращая здесь свои слова к святому и преподобному отцу нашему Гурию, потребно было бы прежде всего пространно рассмотреть и истолковать, что такое духовное распятие? Но чтобы не увеличить беседы и сократить время, скажем только вкратце, что духовное распятие – это повседневная смерть, которой духовный муж умирает для мира и своей «плоти, желающей противного духу» ( Гал. 5:17 ), и для всех бесовских искушений. Преподобный отец наш Гурий, чтобы яснее отобразить в себе подобие распятого Христа, сделаться преподобным Ему, взял на себя крест иночества и понес его на себе, повседневно распинаясь на нем и умирая, согласно словам Псаломника: «Ради Тебя умерщвляемся весь день» ( Пс. 43:23 ). Двоякая бывает смерть: естественная и духовная. Естественная смерть положена всем, как говорит Писание: «Человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9:27 ), а духовная смерть только для желающих, ибо Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» ( Мк. 8:34 ). Он никого не принуждает, но говорит: «Кто хочет».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   СТАВРОФИЛА. О чудные гвозди, чрез которые получаем вожделенную свободу! Сладкие гвозди, которые сокрушают плоть, но душу радуют. Приятнейшие гвозди, которые умерщвляют плоть, а дух оживляют. Но какой же млат (молот) вонзит их в меня?    АНГЕЛ. «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту» (Иерем. 23:29)? Слово Господне без труда вонзит в тебя гвозди страха Божия и любви; и тогда не подвигнешься уже к тому, что не позволено. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4:12).    СТАВРОФИЛА. О если бы Господь этим млатом вонзил гвозди сии в плоть мою, чтобы в ней изобразилось подобие смерти Его, чтобы уды мои уже не были оружьями неправды греху (Римл. 6:13). Глава 19. О распятии миру («Для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14))    АНГЕЛ. Благое твое желание, Ставрофила; но кроме плоти и еще нечто требуется распять.    СТАВРОФИЛА. Что же такое? скажи мне.    АНГЕЛ. Мир и что ему, свойственно. Как при вознесении Господа Иисуса Христа на кресте «ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских» (Исх. 15:14—15): так и тебя устрашатся диаволы, когда увидят, что ты распята миру, и поистине возможешь сказать: «Для меня мир распят, и я для мира». Таков должен быть христианин. Слова эти он всегда должен иметь в устах своих. Что может быть блаженнее такой мертвости? Она есть основание блаженной жизни (Св. Иоан. Златоуст. бесед. на гл. 6 Посл, к Галат.).    СТАВРОФИЛА. Что же это значит: «Для меня мир распят, и я для мира»? И как это может быть?    АНГЕЛ. Миру тогда ты распнешься, когда князь мира, пришед, ничего в тебе не найдет своего. А тебе мир тогда распнется, когда ты не будешь принимать никаких греховных пожеланий. Любовь креста Господня рождает жизнь, а любовь мира — смерть. Итак, потребно, чтобы взаимно друг для друга умерли, ты для мира, и мир для тебя (Св. Амвросия Медиол. на гл. 6 к Галат.). Под миром же при сем разумей не небо и землю, но дела житейские, славу человеческую, почести, похвалы, богатство и наслаждения. Это и все, что мир считает славным и сладостным, да будет для тебя мертво; равно и ты для всего этого, будь мертва, чтобы ни что не удивило тебя, не пленило и не увлекло к себе, и чтобы тобою не обладало никакое пожелание (Св. Иоанн Златоуст. бесед. на гл. 6 Посл. к Галат.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Кто из нас не чувствовал в себе разливающийся по жилам огонь греха? Кто из нас не знает, что грех именно не бьет, но жалит человека, исподтишка и тайком, чтобы вернее убить его? У кого не хватает разума понять, что ужаленному нужно действовать быстро и с умом, иначе он погибнет? И вот мы путешествуем и чувствуем, что змей жалит нас болезненно и неожиданно. Где лекарство? Вот оно. «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). Евреи смотрели на изображение змея, мы же смотрим на изображение распятого за нас при Понтийском Пилате Иисуса Христа. Распятого, погребенного и воскресшего в третий день, согласно с Писаниями. В дни Великого поста Крест часто предлагается взору верующих именно потому, что укусы змея становятся заметными и особенно болезненными. Взирай, христианин, на распятого Господа своего и исцеляйся сердцем от того яда, который в тебе. Поэт так сказал об этом взирании и припадании ко Кресту: Приникни с жаркими слезами Креста подножье обними Ты примиришься с небесами, С самим собою, и с людьми. (И. Никитин) Эти стихи обращены к ребенку, который учится молиться, еще не зная силы греха. «Молись, дитя» называется стихотворение. И взрослый человек заранее предупреждает ребенка о том, что нужно будет делать, если грех обманет, обольстит со временем повзрослевшую душу. Но мы, давно повзрослевшие и много раз обольщенные грехом, видим для самих себя в этих словах урок и призыв. Остается только понять, почему змей, существо перегруженное отрицательным отношением и смыслом, связан здесь с Господом. Один из отцов говорит по этому поводу, что как медный змей похож на настоящего, но яда в себе не имеет, так Христос был во всем подобен человеку обычному, но греха в Себе не имел . Кроме того, Писанию свойственно одним и тем же именем, в зависимости от контекста, пользоваться для обозначения понятий святых и грешных. Так Петр апостол говорит о диаволе, что тот ходит, «как рыкающий лев, ища , кого поглотить» (1 Пет.5:8). А апостол Иоанн Богослов говорит о льве, связывая его образ с Господом: «вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр.5:5). И там и там – лев, но в значениях противоположных.

http://pravmir.ru/zmeya-v-pustyne/

Обратим внимание, что солнце пишется на иконах Распятия вверху, (почти что) в зените, и всегда – с противоположной стороны Креста относительно луны. Этим свидетельствуется, что наступление тьмы во время Крестных Страданий Спасителя не было обыкновенным астрономическим явлением: естественным закатом или естественным солнечным затмением. – Тьма явилась как результат особого, чрезвычайного действия Божия , и это в точности соответствует духу ветхозаветных пророчеств: «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» ( Зах. 14:6–8 ). И действительно, закат происходит тогда, когда солнце склоняется к линии горизонта, то есть тогда, когда оно находится внизу, а не вверху, как обозначено на иконах. Во время же солнечного затмения луна находится между солнцем и землей (отчего и перекрывается солнечный диск); в этом случае оба светила пребывают по одну сторону от наблюдателя, расположенного в области тени на поверхности земли, а не по разные, как зафиксировано в иконографии. И этому есть объяснение: день Распятия Господа Иисуса Христа соответствовал кануну иудейской Пасхи, которая, как известно, бывает в полнолуние; полнолуние же бывает тогда, когда Солнце и Луна находятся по разные стороны от Земли. Иногда солнцу и луне предаётся неправильная геометрическая форма. Например, одна их половина пишется округлой, а внешний контур другой половины – в виде ломанной линии или даже в форме, напоминающей хвост летящей кометы. Вероятно, этим отображается мысль о каком-то стремительном движении на небосводе . О том неестественном перемещении луны относительно солнца сообщал в свое время Дионисий Ареопагит : «оба мы тогда вместе находясь в Гелиополе и стоя рядом, видели как луна невероятным образом заслонила солнце... Мы видели, что это совмещение начиналось с востока и луна, дойдя до края солнца, затем возвратилась и, стало быть, не с одной и той же стороны произошло совмещение и очищение, но с диаметрально противоположных сторон» с. 427].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010