Свобода, которую открыто предлагают нам сегодня, — отсюда. Эти люди хотят освободить молодежь от предрассудков Церкви, от заповедей Божиих, которые всегда — ограничение свободной жизни: не делай того, не делай этого — «не убивай, не воруй, не блуди, не лжесвидетельствуй». «Молодежь, я дам вам свободу», — возвещал глаголемый президент, чтобы вновь быть избранным во власть. Все можно, все позволено. Они поступают так, не потому что не знают, что пока есть в человеке совесть и стыд, он еще остается человеком, пока есть это в народе, он еще остается народом, способным сопротивляться злу и собственному уничтожению. Они поступают так, именно потому что знают это. Речь идет не только о России, речь идет обо всем человечестве. Сатана собирает все силы на последнюю битву с Богом. Крестом Христовым открывается тайна человека беззакония, антихриста: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете», — говорит Христос (Ин. 5, 43).   «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного», — пишет апостол Петр, обращаясь к первым христианам, которые переживали жесточайшие гонения. Но, наверное, не только к первым, но и ко всем, и к самым последним — к нам, читающим, эти слова. Неужели Церковь, несмотря на все свое облагораживающее влияние на человечество, должна быть всегда и неизбежно гонимой? Ольга Гречишкина, г. Брянск На поле истории добрые растения и плевелы растут вместе, неистребимо переплетаясь в корнях. И благодаря заботам врага, плевелы распространяются все обильнее. От философии эпохи Просвещения до марксистско-ленинской идеологии, осуществляемой на практике, и до сегодняшней пропаганды греха как нормы — через идеи, государственные институты, средства массовой информации, через каждодневную жизнь — во все времена, и даже во времена христианства, мы можем наблюдать нападки на христианство в обществе. При этом на горизонте всегда маячит мрачная тень антихриста. Для нас важно видеть, что история Церкви из века в век отмечена мученичеством. Церковь должна всегда страдать и сражаться, прежде чем сделаться способной оказывать влияние на общество и преобразовывать его. В этом сражении она может быть побеждена, рассеяна, подавлена на некоторое время, в определенных местах земли. Сердце сжимается от одного взгляда на карту распространения христианства в конце эпохи Древнего мира и во времена средневекового ислама. Некогда славные патриархаты Востока сегодня носят лишь мало что значащие титулы, будучи отвергнутыми в своем отечестве. А ни с чем не сравнимые гонения на Православие в течение 70-ти лет в нашей России! А то, что назревает в сегодняшнем постхристианском мире!

http://moral.ru/dom_0910.html

Среди знаменитых учителей и пастырей Церкви мы находим образованнейших людей своего времени. Произведения святых Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Василия Великого и др. пестрят выдержками из самых разнообразных писаний, как духовных, так и светских, включая дохристианских и языческих авторов. Среди распространенных заблуждений о сущности христианства одним из самых опасных, бесспорно, является представление его как религии простаков, невежественных, неспособных к образованию и потому отвергающих его людей. Подобную хулу еще на заре церковной истории высказывали такие враги христианства, как философ Цельс (II в.) и император Юлиан Отступник (331–363). К великому сожалению, в более поздние периоды люди, преданные христианству, из ложно понятого благочестия, ради охранения его чистоты, шли на упрощение и тем самым на омрачение Божественного учения. Символично, что к яслям, в которые был положен Богомладенец, вочеловечившийся Логос, пришли на поклонение не одни непросвещенные пастухи, но и преисполненные мудростью, ищущие истинного Бога восточные волхвы. С одной стороны, Спаситель призвал первыми простых рыбаков и сделал их Своими учениками, но с другой – в числе апостолов, более всех распространивших христианство , был Павел, образованнейший человек своего времени. В христианстве очень рано выявились такие выдающиеся мыслители и апологеты, как святой мученик Иустин Философ (нач. II в. – 166), Афинагор († 311), Климент Александрийский (III в. – 217), не говоря уже о плеяде вселенских учителей и пастырей золотого века истории Церкви. Следует напомнить, что апостол Павел, автор трех пастырских посланий, ставил своим ученикам целый ряд требований и указаний для надлежащего приготовления и отбора тех, кто ищет посвящения в пастыри духовного стада. Апостол предостерегает: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ); высказывает требования желающим быть посвященными в сан епископа-пресвитера: Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив... и таких надо прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения ( 1Тим.3:2–3,10 ). Священнослужитель должен постоянно увещевать и обличать со всякой властью, чтобы никто не пренебрегал им ( Тит.2:15 ). Занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании... Вникай в себя и учение; занимайся сим постоянно... ( 1Тим.4:13,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так писано и так надлежало Христу пострадать, согласно с Писаниями, и так Апостол свидетельствует: «Бог же, яже предвозвести усты всех пророков своих, пострадати Христу, исполни тако». Что евреи до сих пор удерживают эти пророчества и служат орудием сохранения и распространения их по всему миру, в то время как они говорят так сильно против них самих же и свидетельствуют так ясно о Спасителе, которому надлежало наперед пострадать, а потом «войти в славу», эти факты столь же несомнительные, как и необъяснимые, и служащие подтверждением христианства до такой степени, что трудно представить себе какое-либо сильнейшее доказательство. Пророчества, как мы видели из простого исчисления немногих, свидетельствующих о страданиях Мессии, не нуждаются в пояснениях; они применяются самым ясным, простым и буквальным образом к истории страданий и смерти Христа. В свидетельстве евреев о существовании этих пророчеств задолго до христианской эры; в сохранении их без изменения по настоящий день; в рассказах евангелистов о жизни и смерти Христа; в свидетельствах языческих авторов 50 , которое часто было приводимо в подтверждение истины, но никогда не было опровергаемо, в доказательствах первых противников христианства, основанных на низком происхождении его Основателя, и из рода Его смерти: мы имеем теперь большую массу доказательств в действительном исполнении всех этих пророчеств, нежели было возможно представить себе, взяв во внимание такое великое расстояние времени. Но пророчества сверх того представляют нам изображение характера, как Евангелия, так и Его Основателя, и описываю как обширность Его царства, так и его страдания. Было предсказано, что Мессия откроет волю Бога человеку и учредит новую и совершенную религию: «и воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить все, что Я повелю ему: а кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу. Ибо дитя родилось нам; Сын дан нам. И будет царская власть на раменах Его, и нарекут имя Его: Дивный, Советник, Бог сильный, Отец вечности, Князь мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Так что Вл. Эрн проповедует Сына Божьего в Его Божественной природе и сомневаться в мудрости авторской проповеди, надеюсь, у Андрея Х. не должно быть оснований. Что же касается предлагаемого им для сравнения текста послания Апостола Павла, то ему следовало бы прежде обратить внимание на стих 21. « Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». А ведь, правду говоря, глубоко верующий Андрей Х. и сейчас пользуется чудесами научно-технического прогресса, и это – не что иное, нежели самые настоящие плоды воплощения мудрости мира, не познавшего Бога в премудрости Божией. Как с этим быть? Вот над чем ему, на мой взгляд, следовало бы подумать. Я же в ответе на этот вопрос не только не нуждаюсь, но он просто бесполезен, поскольку останется без ответа. 17. Ответ на 13, C. Гальперин: Для сравнения: «Не простое усвоение мудрости прошлого, а творческое развитие того глубочайшего умозрения, которое начала великая Эллада, которое продолжил христианский Восток и которое было почти совершенно устранено с магистрали философской мысли новой Европы». (В.Ф. Эрн, «Борьба за Логос») «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;» (Апостол Павел, 1Кор.1:22-24) 16. Ответ на 15, р.Б.Алексий: ...Но отсутствие догматических формулировок, или их не знание ( что одно и тоже для тех кто их не знает), не освобождает человека от ответственности при принятии решения. Например, ответственности тех, кто отверг и не принял Христа при Его земной жизни, не смотря на отсутствие на тот момент церковных догматических формулировок, утверждающих Его Богом, т.к. самой новозаветной Церкви еще не было, как и последующих Соборов.... А другие, несмотря на отсутствие догматических соборных формулировок - в первые века распространения христианства, принимали Христа и истины христианства сердцем - на веру и не требовали как доказательств авторитетные определения соборных формулировок ввиду их отсутствия. Например, подробные догматические определения иконопочитания не содержаться в Писании, а даны были только на VII Вселенском соборе и не смотря на это иконопочитание установилось не после появления соборных определений и не в силу самих этих определений, а как раскрытие самого христинства еще до соборных формулировок... Точно так и с имяславием - оно содержится в христианстве и без соборных определений... А то что подверглось преследованию как ересь имябожия - я не знаю, в таком виде оно никем не исповедывалось. Наглядный пример наших дней - измышленная ересь " царебожия " , которую никто и нигде не исповедывал в том виде, в котором ее приписывают " царебожникам " , которых еще никто не видел и не предьявил...

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/04/...

Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников, и, напав, схватили его, и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей 76 . Примечательно, что первоначально оппонентами святого Стефана выступают не палестинские иудеи, но иудеи диаспоры, то есть такие же «эллинисты», которыми были до своего обращения святой Стефан и прочие диаконы. Причем, спор на первых порах носит характер религиозной дискуссии: обе стороны как бы «совопрошают» ( συζητοντας) друг друга. В данной дискуссии победа явно была на стороне святого Стефана – и тогда иудеи- " эллинисты» обращаются к палестинским иудеям («народу», «старейшинам» и «книжникам»), заключая с ними союз. Этот знаменательный факт, часто ускользающий от взгляда историка, свидетельствует о внутренней несовместимости иудаизма и христианства: пути Церкви и синагоги уже принципиально разошлись, хотя пуповина, связывающая Ветхий и Новый Израиль, рвалась еще достаточно долго и мучительно. Иудеи могли терпимо относиться к разноголосице религиозных взглядов в своей среде только до определенной степени. Святой Стефан в своей пространной речи 77 ясно указал, что исполнение закона совершилось в Иисусе Христе, Который и есть обетованный Мессия, не только исполнивший, но и превзошедший Моисеев закон. Его речь, вероятно, особенно задела фарисеев, которые стали главными врагами Первомученика 78 . Вот почему «когда архидиакон Стефан в своих спорах с учениками фарисейскими резко выразил дух христианства, объявив, что с распространением Церкви должна уничтожиться вся ветхозаветная обрядность и богослужение во храме Иерусалимском должно уступить место поклонению Богу духом и истиною; когда в своей пред синедрионом речи подтвердил эти мысли и высказал сильное обличение старейшинам иудейским в их нечестии и жестоковыйности; когда, наконец, смело засвидетельствовал о божественном достоинстве Господа Иисуса, стоящего одесную силы Божией; тогда со всею силою восстала против Церкви и секта фарисейская и открыла жестокое гонение на христиан, первой жертвой которого пал архидиакон Стефан, побитый камнями как богохульник» 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Частные темы для гомилетической разработки могут быть следующие: Христианство есть духовная религия « Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление » (ст.11–12). При сравнении ветхозаветного первосвященнического служения со служением Иисуса Христа, Архиерея и Ходатая нового завета, апостол Павел замечает, что Иисус Христос приобрел людям высшие, духовные, нетленные блага, что Его религия есть дело Божественного Духа и содействует духовной жизни (ср. ст. 14), и что она имеет величайшее преимущество перед Иудейством. Воспользуемся этими чертами, чтобы нам вполне понять и оценить высокое достоинство Христианства. 1. Как понимать это? Христианство есть духовная религия, потому что оно: а) Дело Духа Божьего. Иисус Христос, говорится в тексте, принес Себя в жертву Духом Святым, и все, что Он совершил, было делом божественного Духа, обитавшего в Нем и действовавшего через Него. Он проповедует учение, не как Свое, a как Божье; Он называет Свое религиозное учреждение Божьим царством и заявляет, что Бог через Него действует и открывает свою волю (Иоан. 7:16–17; 8:40. 14. 24 ). Иоанн Предтеча свидетельствует о Нем: « Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. » (Иоан. 3:34). От этого Божественного Духа произошло Христианство. Не Дух ли Божий почивал также и на апостолах, руководил их и наставлял на всякую истину? Не Он ли давал им мужество и силу к распространению учения Иисуса Христа? Единогласно уверяют они, что « приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным » (1Кор. 2:12–13). Мы должны, след., считать Христианство за дело божественного Духа. Об этом свидетельствует также б) Содержание и цель Христианства.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Эти два толкования не противоречат друг другу, ибо вселение Христа всегда происходит действием Святого Духа, и, следовательно, под «звездой утренней» можно понимать общее просвещающее действие Христа и Святого Духа, восприемлемое святыми отчасти уже в этом мире, полноты же и совершенства достигающее в Будущем веке. Именно об этом источнике Божественного света – «звезде утренней» – говорит апостол Петр: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петр. 1, 19). Смысл этих слов: до тех пор, пока Духом Святым не вселится в человека Христос, светильником для него является Священное Писание. 29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.  Как период истории Фиатирская церковь приблизительно соответствует эпохам Высокого и Позднего Средневековья. 31 31 Характерно, что среди семи Церквей она занимает четвертое, то есть среднее место. С одной стороны, это время характеризуется глубоким проникновением христианства во все сферы жизни человека, всесторонним воцерковлением культуры и быта. С другой стороны, в эту же самую эпоху возрождается, преимущественно на Западе, влияние античного язычества, возникают и набирают силу многие антихристианские движения и организации: тамплиеры, альбигойцы, различные тайные общества и т. п. Вероятно, именно к ним следует отнести слова о Иезавели, идоложертвенном и глубинах сатанинских.  Также эта эпоха характеризуется широким распространением христианства среди язычников в западной и восточной Европе, Азии, Америке (ср.: «дам власть над язычниками» 2, 26).  Слова Господа «последние дела твои больше первых» следует, по-видимому, отнести к некоторым положительным явлениям в христианской жизни того времени, например, к исихастскому движению, оказавшему глубокое влияние и обусловившему христианский подъем не только в монашестве и духовно-аскетической практике, но и во всей церковной жизни, в христианском искусстве и литературе и даже, по мнению некоторых, в сферах социальной и политической.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Этот реалистический подход наиболее четко проявляется в двух характерных чертах, присущих всем сочинениям св. Иустина. Во-первых, он последовательно подчеркивает все те конкретные детали земной жизни Христа, которые были предсказаны пророками. Во-вторых, он указывает на то, что повсеместное распространение христианства в современной ему ойкумене само по себе уже и есть исполнение многих пророчеств. Вот одно из наиболее характерных мест. Речь идет о тексте пророка Исаии (кстати сказать, самого любимого св. Иустином и наиболее часто цитируемого им пророка): «А когда пророчественный Дух говорит как предрекающий будущее, тогда говорит так: “от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать” (Ис 2:3—4). Что это так и было, можете сами удостовериться. Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, не умеющие говорить, но силою Божиею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию. И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостию исповедуем Христа и умираем»[ 22 ]. Нельзя не обратить внимания на конкретность приводимых св. Иустином ссылок на текст, а также на точность исторических фактов. Для того, чтобы наиболее ярким образом подтвердить правду христианства на основании исполнения ветхозаветных пророчеств, он ссылается на те факты, которые любой из его современников мог видеть и засвидетельствовать их истинность. Мотивация мученичества вполне достойна раннехристианского апологета: лучше умереть, чем стать лжесвидетелем. Обращает на себя внимание и спор в области “текстуальной критики”, вызванный сомнениями Трифона в подлинности текстов, цитируемых его оппонентом. В ответ на возражения Трифона св. Иустин сам обвиняет иудеев в том, что они исказили многие места в Писании, исключив отдельные слова и фразы ради того, чтобы смягчить очевидный христианский смысл пророчеств.

http://pravmir.ru/vetxij-zavet-kak-xrist...

Я пришел ко Христу и нашел ответ на все мучившие меня вопросы, нашел и душевный покой». Значит и он заблуждался? До сих пор мы рассматривали некоторые выводы, с неизбежностью вытекающие из предположения, что Иисус Христос – только человек. Остановимся теперь на нескольких выводах противоположного свойства. Предположим, что мы, тем или иным путем, убедились, что Христос был действительно Тот, за Кого Он Себя выдавал, – не простой смертный человек, как мы, но воплощение Божества, «Единородный Сын Божий», Спаситель мира. Что вытекает из такого положения? Попытаемся, прежде всего, забыть все то, что мы когда-либо читали или слыхали о Христе, и войдем в положение человека, узнавшего об евангельской Вести в первый раз. Мы с детства так свыклись с нею, что словно притупились для правильной оценки ее. Услышав впервые евангельскую Весть: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 )… весть о том, как жил, учил, страдал, умер за нас и воскрес Христос…, о том, что Он не только «когда-то жил», но и «теперь жив» и призывает нас к Себе… мы были бы потрясены такою Его жертвою и такою любовью до самой глубины нашей души. Мы почувствовали бы обязанность и горячее желание узнать все то, что только можно узнать о Христе, познать Его Самого как можно глубже, и мы принялись бы с величайшим усердием за основательное чтение той Книги, которая говорит нам о Нем. Мы сознали бы, что совершилось мировое событие непостижимой важности, последствия которого должны быть неизмеримо велики…, что такая жертва не могла пройти даром…, что наверно теперь открыты для каждого человека новые возможности примирения, очищения и чистой, святой и полезной жизни на земле в общении с Богом…, что истинное христианство должно быть чем-то высоким, чудным и светлым, непохожим на то номинальное, мизерное христианство, которое мы привыкли видеть вокруг себя… Мы прониклись бы сознанием, что одно внешнее признание Христа, одно наружное исполнение хотя бы всех религиозных обрядов и обычаев, одно умозрительное понимание Св. Писания и пути спасения не могут удовлетворить ни Его, ни нас. Его жертва так велика, что она к чему-нибудь нас да обязывает. Мы поняли бы, Что Он должен сделаться личным нашим Законодателем и Господом и что все наше отношение к Богу, к людям, к себе самим и ко греху должно определиться волею Христа. Именно в этом пункте многие верующие так непоследовательны. Мы почувствовали бы горячее стремление ответить на такую любовь – тем же и, не стыдясь имени Христа, смело и решительно положить наши лучшие силы и дарования на служение Ему и на распространение Его Царства на земле.

http://azbyka.ru/mozhet-li-sovremennyj-c...

11. Кем спасались взиравшие с верою на «знамя спасания» при Моисее? «Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою Спасителем всех» ( Прем.16:7 ). 12. Как св. ап. Павел хвалится крестом Господним? «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Так и христиане, когда взирают с верою на древо крестное, получают помощь и спасение от Распятого на нем. Об изображении в первохристианское время Креста Господня и о всеобщем почитании его ясно свидетельствуют и мужи апостольские и писатели века апостольского, а равно также и писатели последующего затем времени. Св. Игнатий Богоносец , муж апостольский и ученик ап. Иоанна Богослова, писал о кресте: «Мой дух – в прах пред крестом». Св. Иустин Философ и мученик (пострадал в 265 г.) свидетельствовал пред язычниками о кресте: «Крест есть величайший символ силы и власти Христовой» (Аполог. 1, гл. 72). В конце II-ro и в начале III-ro столетия чествование креста настолько было распространено, что об этом уже знали язычники и издевались над христианами, называя их крестопоклонниками. Христианские апологеты (т.е. защитники христианства) не отвергали этого обвинения, но только старались выяснить настоящий смысл приписываемого им культа. Так, напр., христианский писатель того времени Тертуллиан (ум. 220 г.) в защиту своих братьев писал: «Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы не стыдимся того» (Аполог. 2, гл. 16). Святые Отцы 7-го Вселенского собора вот как богомудро рассуждали о почитании креста Господня: «Когда ты видишь, что христиане поклоняются Кресту, то знай, что они относят поклонение к распятому Христу, а не к дереву. Если бы они почитали естество дерева, то покланялись бы всем деревьям и рощам... Но мы не говорим ни Кресту, ни изображениям святых: «Вы наши боги», потому что они не боги наши, но иконы Христа и святых Его, которые употребляются для воспоминания и почитания святых» 67 . 4. О крестном знамении

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010