7.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Уже в самом начале книги присутствует хорошо известный нам образ брака: «И было слово Господне ко мне: иди и возгласи дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за мной в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2:1-2). Израиль, ветхозаветная церковь, называется здесь невестою, а затем – блудницей. Блудодействовал, то есть служил идолам Израиль, за что был сокрушен, и вслед за ним, не устрашившись ничего, продолжает блудодействовать Иудея. «Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля?» – они называются не Израиль и Иудея, а дочь Израиля, дочь Иерусалима, дочь Иудеи, так нередко в Писании обозначаются народы, – «Она ходила на всякую высокую гору, под всякое ветвистое дерево, там блудодействовала, и после того, как она все это делала, Я говорил: “возвратись ко Мне”, но она не возвратилась, и видела это вероломная сестра ее Иудея, и я видел, что когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер. 3:6-8). Вот образ долготерпения. Господь не говорит, что она блудодействовала и Он ее наказал. Напротив, она блудодействовала, а Он долгое время говорил ей: вернись. Но и после того не говорит, что наказал, но что дал ей развод, позволил ей ходить и жить, как ей самой хочется, и просто больше не вступался за нее. И тогда Израиль пал жертвой Ассирии. Заметим, что так же бывает и в духовной жизни. Не желающие исполнять волю Божию порабощаются диаволом. А Иудея, перед глазами которой все это происходило, не вразумилась и следует тем же самым путем. Ради ее спасения Бог готов даже как бы отступить от Своего закона, хотя это, конечно, только образ, ибо Бог не подзаконен. После развода и второго брака жены муж не мог принять ее снова. Бог же готов снова принять Свой народ, связавшийся с идолами и иноплеменниками, если только он покается (Иер. 3:1).

http://sedmitza.ru/lib/text/431483/

   2. Что же Моисей? И он делал это по той же причине. Но ты послушай Христа, который говорит: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20).    Послушай также следующих слов Его: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Для того и пришел Единородный Сын Божий, для того принял зрак раба, для того пролил драгоценную кровь Свою, разрушил смерть, попрал грех, даровал обильнейшую благодать Духа, чтобы возвести тебя к высшему любомудрию. Впро­чем, и Моисей постановил такой закон не без причины, но, будучи вынужден снизойти к немощи тех, которым он да­вал закон. Они были скоры на убийство, родственной кровью наполняли дома и не щадили ни своих, ни чужих; поэтому, чтобы они в домах не убивали жен, которые сделались им неприятными, он заповедал разводиться, предупреждая боль­шее зло — удобство к убийствам. А что они были склонны к убийству, послушай самих пророков, которые говорят: «созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою» (Мих.3:10); еще: «кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос.4:2); и еще: «ваши руки полны крови» (Ис.1:15). А что они неистовствовали не только против чужих, но и против своих, и на это указывает про­рок, когда говорит: «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс.105:37). А не щадившие детей своих не стали бы щадить жен. Чтобы этого не было, Моисей и дал такое дозволение. По­этому и иудеям, которые спрашивали и говорили: как «как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?», Христос, желая показать, что Моисей не в противоречие Ему написал этот закон, гово­рит так: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так», но «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф.19:4, 7—8). Если бы это было хорошо, го­ворит, то Бог не сотворил бы одного мужа и одну жену, но, сотворив одного Адама, сотворил бы двух жен, если бы хо­тел, чтобы можно было одну отвергнуть, а другую принять; а здесь самым способом сотворения Он постановил закон, ко­торый теперь Я предписываю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

   3. Повторю сказанное. Но прошу вас оказать мне поддержку своим молчанием, чтобы возникший шум не нарушил течения моих мыслей. Спаситель наш, желая показать, что евангельское учение возводит нас в древнее, первобытное состояние, когда ученики, — а лучше сказать фарисеи, — стали говорить: «как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею» (Мф. 19:7, 5:31; Втор. 24:1)? — не только не обвиняет закон, но вступается за него: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (смотри, как восстановляет нас в древнем состоянии), — но — «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?.. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4, 6). И во многих других случаях можно видеть, что Спаситель возводил жизнь Церкви к древнему доброму порядку. Итак, образ Церкви осуществлялся до обрезания. И заметь: так как от начала существовал образ Церкви, а впоследствии выступает сама Церковь, середину же занимает закон, то апостол, желая показать последовательное на пространстве веков существование церковных установлений, говорит о законе, что он привходит: «закон же пришел позже» (Римл. 5:20). Не сказал: закон вошел, — но: привзошел. Совершенно различный получается смысл: одно — вошел закон, другое — привзошел. Изначала вошел закон евангельский, не наблюдающий дней, не принимающий обрезания, не устанавливающий запрета на пищу. Этот закон изначала существовал у праотцев и восстановлен затем у отдаленных потомков. В середине же вошел, а лучше сказать -привзошел закон, что и высказал с совершенною ясностью апостол в приведенных уже словах: «закон же пришел позже». Ты хочешь объяснения, как именно привзошел закон? Вспомни историю: как Иаков работал на Лавана ради Рахили, но не получил ее в жены, и как для патриарха предметом его желаний была Рахиль, а тесть обманом заменил ее другою дочерью, его женою стала та, которой он не хотел, — так и в намерениях Божиих всегда было — создать Церковь, но на время Он допустил синагогу, не по действию насилия или обмана с чьей-либо стороны, конечно, но тем не менее в соответствии с указанной древней историей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

    5:22 Гневается на брата своего  — ряд рукописей добавляет «напрасно». «Рака» — арамейское бранное слово («пустой человек»). «Безумный» — в иудейской среде чрезвычайно резкое ругательство, имеющее в виду не только и не столько интеллектуальный недостаток, сколько нечестие и развращение (ср. Пс 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " »). Геенна  — первоначально название долины (евр. Хинном или Бен-Хинном) к югу от Иерусалима. Дурную репутацию этой долине принесло то, что она бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер 7:31). После того, как эти обряды были прекращены, место подверглось проклятию и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели и тлели огни, уничтожавшие гниение. Уже в ВЗ эта непрекращающаяся работа червей и огня стала символом конечной погибели грешников: «…И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис 66:24). Отсюда метафорическое употребление этого топонима в Евангелиях.   5:26 Кодрант (лат. quadrans — «четвертушка») — очень мелкая римская монета в четверть асса стоимостью.     5:31 Ср. Втор 24:1: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»     5:37 Да, да, нет, нет: возможно, двукратное повторение утверждения и отрицания употреблялось как формула заверения вместо запрещенной клятвы. От Лукавого — или «от лукавого», т. е. «от зла».     5:47 Со своими  — буквально «с братьями вашими»; имеется в виду любой, хотя бы весьма широкий, но замкнутый круг — родичи, свояки, друзья, соплеменники и т. д.     6:2 Лицедеи  — греч. ιποκριτα, слово, нормально означавшее актеров. Традиционный перевод — «лицемеры». Однако слово «лицемер» со временем несколько огрубело в своем значении; скажем, герой комедии Мольера «Тартюф, или Лицемер» — это тривиальный мерзавец, который начинает вести себя как скот, едва его покровитель на минуту отвернется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Блаж. Иероним совсем не читает первого слова стиха: « и видхъ», так что ст. 8 у него находится в грамматической зависимости от ст. 7: «и видела отступница сестра ея, Иудея, что за все прелюбодейныя действия отступницы дочери Израиля Я отпустил ее и дал ей письмо разводное; и не убоялась»... По другому чтению, замеченному у Кенникотта и воспроизведенному в сирском пешито, вместо «и видех» в начале ст. 8 стоит слово «и видела», т. е. повторяется глагол предыдущего стиха. – Слова « въ нихже тъ бысть» составляют объяснительную вставку, не соответствующую буквально никакому слову еврейского текста. Иер. 3:9 9. И бысть ни вочто блдъ е, и оскверн землю, и соблдила есть с каменемъ и с древомъ. 9. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. Ст. 9. И бысть ни во что блдъ е: по смыслу своему, этот слав.-греч. перевод сходен с халдейским таргумом: «вследствие того, что ея блудодеяния были ничтожны в ея глазах». Она «полагала, что не делала ничего беззаконнаго» (блаж. Феодорит). Масор. текст буквально значит: «и было вследствие голоса блуда ея – осквернила она землю». Голосом блуда называется такое свойство этого порока, в силу которого он влечет за собою или призывает на преступника наказание Божие. В таком же смысле в Быт. 4:10  говорится о «голосе крови» Авеля, вопиющей к Богу от земли. Выражение «вследствие голоса блуда ея» значит тоже, что: «вследствие вопиющаго блуда ея» или: вопиющим блудом своим или явным блудодейством (осквернила она землю). О «блуде» см. толкование на Иер. 2:20 ; Иер. 3:2 . « Оскверн землю» – см. объяснение к Иер. 2:7 . « Соблдила есть съ камнемъ и древомъ»: оставив законный союз с Господом, вступила на путь беззаконного служения идолам, сделанным из дерева и камня, стала боготворить дерево и камень; ср. Иер. 2:27 . Иер. 3:10 10. И во всхъ сихъ не обратис ко мн преступница сестра е всего сердца своего, но во лжи, реч Гдь. 10. Но при всем этом вероломная сестра ея, Иудея, не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

В 10 гл. Баур главк, обр. останавливается на беседе Спасителя с фарисеями и учениками о расторжении брака. Беседа эта находится у Матфея и Марка и различно изложена этими Евангелистами, хотя в существенных чертах они сходятся между собою. По Евангелию Матфея фарисеи спрашивают у Спасителя: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с своею женою? – Спаситель, отвечая на этот вопрос, указывает на определение, в силу которого они становятся одною плотью и замнчает: и так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. На ответ Спасителя фарисеи делают возражение, указывая на Моисея, заповедавшего давать жене разводное письмо. Объяснив эту заповедь же токосердием Иудеев и назвав всякий развод, кроме развода за прелюбодеяние, и вступление во вторичный брак – прелюбодеянием. Спаситель тем самым дает своим ученикам повод заметить, что в таком случае, лучше не жениться. Замечание не было оставлено Спасителем без внимания: по поводу его он излагает учение о безбрачной жизни Мф. 19, 3 – 12 . У Марка ход дела представлен несколько иначе. По Марку фарисеи предлагают Спасителю вопрос в более общем виде; они спрашивают вообще о законности развода, умалчивая о причинах, побуждающих к нему. Позволительно ли, спрашивают они, разводиться мужу с женою? На этот вопрос Спаситель отвечает прежде всего тоже вопросом: что заповедал вам Моисей? – и когда фарисеи указали на данное им позволение разводиться, Спаситель указывает на жестокосердие Иудеев, как на причину такого позволения, и за тем уже излагает божественную заповедь о союзе между мужем и женою, данную при их сотворении. Разговор этот обратил на себя внимание учеников Спасителя и когда они, оставив фарисеев, вошли с своим учителем в дом, то предложили Ему вопрос о разводе. В ответ на него Спаситель сказал: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от ней. И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Таким образом ответы Спасителя у Марка изложены в ином порядке, нежели у Матфея, и ответ Спасителя на вопрос о разводе представляется у него безусловно отрицательным, тогда как по Матфею, Спаситель в случае прелюбодеяния, признает развод законным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины изображается как двойственное. С одной стороны, женщина находится на “вторых ролях”. Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме.[В ортодоксальном иудаизме такое положение вещей строго сохраняется и до сих пор. В частности, буквальное прочтение стиха из Второзакония (24:1) “Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего” заставляет мужа или его представителя подписывать документ о разводе (“гет”). Современная практика приводит иногда к тому, что мужья начинают шантажировать своих жен, так как не получившая “гет” женщина (даже если состоялась процедура гражданского развода) не считается разведенной, а если она вступает в новый брак, то считается прелюбодейкой, а дети от второго брака — незаконнорожденными. При этом мужчина, не давший первой жене гет, вполне может вступать во второй брак, так как Тора разрешает полигамию. (Телушкин Й. Еврейский мир. М., 1997. С. 523.)] Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина за то, что Бог не создал его женщиной. С другой стороны, большим уважением пользуется женщина-мать (супруга, сестра) как хранительница очага и и воспитательница детей. Правда, исполнение этих функций не вменяется в заслугу, а является обязанностью. Женщина обречена страдать, в муках производя на свет детей ( Быт.3:16 ), но в этом же (деторождении) полагается и ее спасение, и спасение всего человечества, так как семя жены поразит главу змея. Именно поэтому рождение и воспитание детей является принципиально важным и значимым для женщины. В деторождении Ветхий Завет усматривает не столько биологическую функцию продления рода, сколько религиозную, спасительную функцию: от нее может произойти на свет Мессия, который восстановит райское состояние человека. Такая функция женщины, естественно, определяет во многом и отношение к ней.

http://azbyka.ru/zhenshhina-i-muzhchina-...

В исламском мире, где сегодня люди живут по законам ислама, женщинам не разрешено инициировать или отвергать развод (в таких странах, как Саудовская Аравия, Иран или Судан). В более светских государствах женщины, все же, обладают большими правами в сфере развода. Например, Египтом в 2003 году был принят закон, позволяющий женщине просить развода при особых обстоятельствах, таких, как супружеская неверность мужа. Множество аспектов, касающихся развода, компенсаций, периода, предшествующего следующему вступлению в брак, затронуты в хадисах. Закон ислама предусматривает право на развод по множеству причин, даже малозначительных. Все зависит от взгляда мужа на сложившееся положение вещей. Он может развестись со своей супругой только из-за того, что жизнь с ней кажется ему сложной. Коран позволяет мужчине иметь до четырех жен в случае, если он способен содержать их: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех» (Сура 4:3). Мухаммеду, однако, было позволено иметь более четырех жен, как вы увидите далее в этой главе. Учение Иисуса о женщинах в браке В противовес Мухаммеду, Иисус учил, что развод должен быть ограничен: «Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь; в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» ( Мк.10:2-12 ). Иисус придавал браку высокодуховное значение. Он поддерживал учение в Ветхом завете, гласящее, что Бог освящает узы между мужем и женой. Эти узы настолько крепки, что двое становятся словно единой плотью (см. Быт.2:4 ).

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

В какой-то момент Господь запрещает самому пророку молиться о народе израильском, говоря: « Не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7:16; 11, 14; 14:11). Если ты будешь молиться, ты пойдешь против Меня, поэтому возвещай о грядущем наказании. Эти слова Господь повторяет трижды, добавляя, что не принял бы даже ходатайства Моисея и Самуила (Иер. 15:1), так что дело не в том, что пророк плохо молится. Тема прощения, помилования, избавления от наказания сменяется темой неизбежного наказания. Ибо никак невозможно этот народ исправить, кроме как проведя его через огонь искушений. « Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились» (Иер. 6:29). Следующее за угрозами обещание избавления касается уже не всех израильтян, не всех иудеев, а того остатка, который будет выделен и очищен после прохождения через эти искушения, после возвращения из вавилонского плена. Благие обетования касаются тех, кто уцелеет во время разгрома, тех, кто переживет плен или родится там, то есть тех, кто некогда вернется в Палестину. Уже к ним относятся эти обетования, а вовсе не ко всем слушателям пророка. 7.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи Уже в самом начале книги присутствует хорошо известный нам образ брака: « И было слово Господне ко мне: иди и возгласи дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за мной в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2:1–2). Израиль, ветхозаветная церковь, называется здесь невестою, а затем — блудницей. Блудодействовал, то есть служил идолам Израиль, за что был сокрушен, и вслед за ним, не устрашившись ничего, продолжает блудодействовать Иудея. « Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля?» — они называются не Израиль и Иудея, а дочь Израиля, дочь Иерусалима, дочь Иудеи, так нередко в Писании обозначаются народы, — «Она ходила на всякую высокую гору, под всякое ветвистое дерево, там блудодействовала, и после того, как она все это делала, Я говорил: " возвратись ко Мне " , но она не возвратилась, и видела это вероломная сестра ее Иудея, и я видел, что когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

В Новом Завете указанный запрет из книги Второзакония рассматривается Самим Господом Иисусом в связи с проблематикой развода. «Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь . В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мк 10:4–6). Понятно, что Христос здесь возводит учение о браке на уровень совершенных отношений, но здесь нам важен Его взгляд на появление ветхозаветной заповеди. Оказывается, заповедь была дана Богом не как повеление, а является предписанием самого пророка Моисея : «обрати внимание и на то, что Он не сказал: По жестокосердию вашему повелел вам Бог, но: Моисей, так что, — как говорит апостол (1 Кор 7:25), — это совет человеческий, а не повеление Божие». Вернемся снова к обоснованию запрета из книги Второзакония: «ибо сие есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли , которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор 24:1, 3–4). Получается, что выражение «мерзость пред Господом» нельзя воспринимать буквально, а понимание текста кроется в последующем указании «не порочить земли», что можно истолковать как призыв следовать нормам общественной морали своего народа. Это «было временным и местным применением или понижением идеала к уровню частно-национальной действительности нравственного состояния Израиля». Описанный нами способ понимания ветхозаветных текстов как результата снисхождения Бога к людским немощам шокировал иудеев во времена земной жизни Спасителя. «Явно критическое отношение Иисуса к Торе проявляется в отмене данного Моисеем разрешения разводиться (Втор 24:1). О том, какое впечатление должна была производить эта отмена предписания Торы на людей того времени, можно судить по следующему таннаитскому тезису, который, вероятно, представляет собой прямой отклик на Мк 10:5: «Когда кто-либо говорит: (вся) Тора — от Бога, за исключением того или иного из стихов, которые изрек своими собственными устами не Бог, а Моисей, то о нем можно сказать: он пренебрег словом Яхве».

http://blog.predanie.ru/article/kto-zhal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010