Это было в самый святой день Преполовения пятьдесятницы. А на другой день мы вошли в судно. Пловцы принимают нас с радостью. И дал нам Господь ветер попутный. Когда мы были уже на половине моря, говорит раб Божий Николай: «молитесь все, чада! Великий гнев идет на нас, и мы будем в опасности в море». Тогда слуги его припали к ногам св. Николая, говоря ему: отец, тебя больше слушает Бог . Помолись о нас. Пловцы, слышав слова преподобного Николая, припали все к ногам его с плачем, говоря ему: «отец! Кто тебя известил, что нас ожидает гнев и что мы погибнем? Раб же Божий Николай говорит им: «у Господа длинные руки. Я уже видел диавола, окружающего судно и хотящего нас сбить с прямого пути. Он стал у судна, держа двустороний нож, чтобы разорвать все служащие судну веревки, и бросить нас вон в пучину, чтоб мы погибли». Была пятница и час девятый, когда это говорил раб Божий Николай. А около 12-го часа, став (на молитву), с плачем горько молился ко Господу, говоря: «Господи Иисусе Христе, яви лице твое на всех нас и вонми скорби нашей, и услышь нас, на Тебя надеющихся и не посрами нас, но сотвори милость и посещение, и будь нам грешным пристанище, ибо обнищахом зело. Скоро да предварят нас щедроты твои, Господи! Дай нам победу на противоборца и доброненавистника диавола. Ибо я вижу, как он набегает на нас (хотя) искусить нас и истнить веру нашу. Но поспеши (избавить) нас из среды засады 41 его, и дай нам силу и крепость попрать его, и прославим твое имя во веки веков. Аминь». Когда он кончил молитву, все повторили: аминь! И в ту же ночь была великая буря 42 в море, и судно покрывалось волнами. 13 . Пловцы видя, что находятся в опасности, припали к рабу Божию, прося и говоря ему: «господин авва! положи (?) и помолись о нас, ибо бедствуем. И ветер и волны против нас»! И говорит раб Божий Николай: «у Господа длинные руки, и Ему заботиться о рабах своих. Только будем верит Ему, что если захочет, может (Бог) спасти нас». И преклонив колена, раб Божий Николай молился несколько часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Блаженное состояние! Сладкая и любезная рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Рабство Христос, Сын Божий, выкупил нас Себе от диавола и темной его власти. Выкупил не серебром и золотом или другой какой тленной ценой, но Своею Кровью. Крови ради нас Своей не пощадил, пострадать и умереть не отрекся, чтобы нас искупить и Себе присвоить. И хотя сатана лестно завладел было нами и поработил себе, но Христос, Господь наш вступился за нас, и избавил от горького рабства, и присвоил Себе, и сделал нас рабами Своими. И мы при Крещении святом, когда вступали в христианство, отреклись от врага этого, от всей гордыни его, от всех злых дел его и обещали Искупителю нашему Иисусу служить. И вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор. 6, 19–20 )… О воистину великая цена, бесценная цена дана за нас! Воистину не свои мы, а купленные рабы Христовы! Христу, как Господу нашему, купившему нас, служить должны, волю Его творить и заповеди Его исполнять. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5, 15 ). Говорит Господь: всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8, 34 ). Творящий блуд – раб блудной похоти; упивающийся и объедающийся – раб чрева, его бог – чрево ( Флп. 3, 19 ). Любящий серебро и золото – раб маммоны, маммоне служит ( Мф. 6, 24 ). То же думай и о прочих страстях. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб ( 2Петр. 2, 19 ). Сколь же это тяжкая и мерзкая работа! Более тяжкая и подлая, чем служить человеку, ибо лучше человеку всякому, и самому мучителю, как созданию Божию, служить, чем греху и грехом диаволу. О, если бы эту работу бедный грешник увидел! Признал бы себя беднее пленников, каторжных, заключенных в темнице, окованных и прочих бедных и телесно страдающих людей. Но тем более беден, что этой бедности своей не понимает. Ибо страсть ослепляет разумное око. По преступлении заповеди Божией в раю прародители наши и с ними мы, чада их, все сделались рабами греха и пленниками диавола, потеряли духовную свободу и царское духовное благородство, подпали греховному тяжкому рабству и попали под власть диавольскую, и гордился над нами, как страшный исполин и мучитель над пленными. От этого тяжкого рабства и диавольского пленения и власти искупил нас Христос, Сын Божий, искупил же не тленным серебром или золотом, но драгоценной Своею Кровию ( 1Петр. 1, 18–19 ); цену за нас, пленных драгоценной Кровью Своей подал, поэтому называется и есть Искупитель, Освободитель и Избавитель человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Апостол Павел использовал термин «домостроитель» применительно к себе как служителю Христа. При этом он подчеркивает, что каждый домостроитель должен быть верным: здесь можно услышать аллюзию на рассматриваемую притчу. Однако наибольшее сходство между притчей и словами Павла усматривается в указании на второе пришествие Господа, Который осветит скрытое во мраке. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса из того же поучения, которое содержит притчу о благоразумном рабе: Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). То, что во время земной жизни остается для многих скрытым, во время второго пришествия будет выведено на свет, выявлено и обнаружено с предельной ясностью. Второе пришествие станет моментом откровения, прозрения, и оно произойдет вдруг, во мгновение ока ( 1Кор. 15:52 ). Именно эта внезапность второго пришествия является главной темой притчи о благоразумном рабе. Речь в притче не идет о желании раба исполнить волю господина: это желание как бы подразумевается. Речь идет о важности настоящего момента и о том, что ответ на призыв Божий не следует откладывать 212 . Притча построена по иному принципу, чем многие другие притчи, в которых добрый противопоставляется злому, мудрый неразумному, верный неверному. Здесь один и тот же человек выступает в двух ролях: положительной и отрицательной. При этом положительная роль с самого начала приписывается ему (блажен тот раб…), тогда как отрицательная носит скорее гипотетический характер (если же раб тот…). В версии Луки пример верного раба, или верного домостроителя, несет в себе основную позитивную нагрузку, тогда как поведение того же раба в случае, если он будет заниматься рукоприкладством и пьянствовать, описывается в качестве дополнения к этому изначально позитивному образу. В версии Матфея дело обстоит так же, однако есть незначительное отличие: во второй части притчи раб назван злым (выражение если же раб тот, будучи зол, скажет в греческом языке буквально звучит так: «если же скажет злой раб тот»). Это может навести на мысль о том, что с самого начала речь в притче шла о злом рабе. Не следует, однако, придавать большого значения данному различию, которое свидетельствует лишь о том, что при вторичном произнесении притчи тональность сменилась с мажорной на минорную, что соответствовало обстановке последних дней земной жизни Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Взаимоотношения богов и людей в античности лучше всего выражает латинская формула do, ut des — «я даю, чтобы ты дал». Этот римский принцип, изначально устанавливавший в рамках судопроизводства правовые отношения между двумя лицами, был перенесен и на отношения с божествами. Если человек хотел что-то получить от того или иного бога, он должен был сперва умилостивить его — принести жертву. Чем масштабнее была жертва, тем выше был шанс того, что человек получит желаемый результат. Ни о каком сыновстве, безусловной любви тут нет и речи. Редакция Свернуть Это — во-первых. Но есть еще и во-вторых: Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам... Никому, кроме Бога. Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей. Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы... Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22). Как было устроено рабство в Древней Иудее? В Иудее рабство имело патриархальный характер, так что раб становился как бы членом семьи своего господина. Различались рабы-иностранцы и рабы-евреи, от происхождения раба зависел его правовой статус. Иностранцы находились в пожизненной собственности, их можно было продать, подарить или передать в качестве наследства. Отношение к ним было довольно гуманным. Рабы-иностранцы могли заводить семью, хозяин был обязан заботиться о них, обеспечивать жильем и всем необходимым для жизни. Запрещалось увечить рабов — изувеченный раб автоматически получал свободу. Важно, что рабы-иностранцы должны были принять обрезание и исполнять нормы закона Моисеева. В противном случае хозяин по истечении года должен был продать его иноверцу.

http://foma.ru/pochemu-ljudi-raby-bozhi-...

Она не побежала прочь от раба, как незнакомого, и не отказала в просьбе под видом целомудрия, но с великой кротостью сказала: " пей, господин " . Подумай только: в таком возрасте, какая строгость целомудрия, какая великая кротость, какое усердное страннолюбие! Не ценнее ли это всякого богатства? Каким сокровищам не предпочтет этого всякий из нас? Вот самое лучшее приданое; вот неисчислимое богатство, вот сокровище, никогда не оскудевающее. Итак, благоразумный раб, видя в этом явный промысел Божий, " с изумлением " , как сказано, " в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет " (Быт.24:21). Что значит: " желая уразуметь " ? Значит, что он наблюдал и самые слова девицы, и взор, поступь, одежду и все прочее, и выжидал случая дознать, " благословил ли Господь путь его, или нет " . Все до сих пор бывшее уже показывало великую и чрезвычайную добродетель девицы. А потому, в вознаграждение за ее послушание и за подаяние воды, раб предложил, как сказано в Писании, " золотую серьгу, и два запястья " ; и затем, тщательно испытывая то, что до нее касалось, спросил ее: " чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? " (Быт.24:23)? Заметь и теперь ответ девицы. Как прежде, когда он просил у нее воды, она не только исполнила просьбу, но, дав пить ему, напоила потом и верблюдов, – так и теперь на вопрос раба: есть ли место и чья она дочь, – отвечает девица: " я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору " (Быт.24:24). Она упоминает об отце и деде, чтобы раб, узнавши их, стал (к ним) благорасположеннее. Заметь же добродушие девицы: на вопрос об отце, она сказывает не только о нем, но и о деде. И когда раб спросил только о том: " есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? " – она отвечает: не только место, но и " у нас много соломы и корму " (Быт.24:25). Раб, услышав это и удивившись столь усердному страннолюбию девицы, узнавши также, что он не к незнакомым пришел, а в дом Нахора, который был брат праотцу, – " и преклонился человек " , сказано, " поклонился Господу " (Быт.24:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Слава Богу, мы неленостно исполняем свое дело. Откройте же свои сердца перед проповедью нашей, уготовьте путь Господу, грядущему в сердца наши! Чему должно прежде всего научить вас, чтобы вы достойно приняли грядущего Господа? Тому, чтобы вы стали рабами Божиими. Хотите ли вы стать рабами Божиими? Нет ли среди вас таких гордых людей, которым настолько ненавистно слово " раб " , что они не хотят быть и рабами Божиими; таких, которые стремятся к совершенно неограниченной свободе, к ничем не сдерживаемому своеволию? Может быть, и есть, ибо гордость, своеволие, непокорство свойственны весьма многим. Конечно, тяжко и презренно положение раба человеческого. Но разве одно и то же - быть рабом людей и рабом Божиим? Разве вы сами не называете любовно именем раба Божия того человека, в котором видите образец кротости, любви и смирения, которого считаете добрым и чистым? Всякий раб человеческий предстоит господину своему, всегда видит лицо его, имеет постоянное общение с ним, а раб Божий находится в таком же положении по отношению к Самому Богу. Раб Христов имеет величайшее счастье всегда лицезреть Христа, иметь с Ним непосредственное духовное общение, слышать Его, а не только видеть. Часто Он говорит со Своими рабами словами Священного Писания, ибо бывает так, что человек с глубоким смирением и великим вниманием читает Священное Писание и вдруг неожиданно какая-нибудь фраза, как молния, пронзит его ум, сверкнет небесным светом в сознании, и человек почувствует и с глубокой уверенностью познает, что это были слова Самого Бога, обращенные к Нему. Многим святым Он открывал волю Свою в видениях, т. е. непосредственно речью, обращенной к ним. Стать рабом Божиим может каждый, если смирится пред Богом, как малое дитя, отвергнет гордость и самость. И если поставить задачей жизни своей исполнение святых Христовых заповедей, то из рабов Его можно сделаться Его друзьями, по неложному слову Спасителя, обращенному к апостолам: Я уже не назышаю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 13; 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче. Иногда такое рабство называют патриархальным . В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником ( Быт.15:2-3 ). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» ( Притч.17:2 ). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке. Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» ( Исх.21:2-3 ). Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве ( 2Цар.18:29 ). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой ( Руф.3:9 ). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея ( Нав.1:1 ), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что « говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим » ( Исх. 33:11 ).

http://azbyka.ru/rabstvo-v-biblii

И причащаются Пречистого Тела Христова со страхом и твердой верой. Затем священник произносит: Вот, я снова прихожу ко Христу, бессмертному Царю и Богу моему. Таже священник восклонься приемлет обема рукама с покровцем святый потир и причащается трижды из него, глаголя: Честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, священник имярек, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь. И, взяв обеими руками святой потир, причащается из него трижды со словами: Драгоценной и Святой Крови Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа причащаюсь я, раб Божий священник (имя), для прощения грехов моих в жизнь вечную. Аминь. И тако свои устне и край священнаго потира в руку держимым платом отер, глаголет: Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. И так, отерши уста свои и край священного потира, целует его и произносит: Вот, это коснулось губ моих, и удалит беззакония мои, и грехи мои очистит. Таже призывает диакона, глаголя: Диаконе, приступи. Также призывает диакона, говоря: Диакон, приступи. И диакон приходит и покланяется единою, глаголя: Се паки прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему. И: Преподаждь ми, владыко, честную и святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И диакон подходит и совершает поклон со словами: Вот, я прихожу ко бессмертному Царю и Богу моему. И: Преподай мне, владыка, Драгоценную и Святую Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. И священник глаголет: Причащается раб Божий, диакон имярек, честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. И священник произносит: Причащается раб Божий, диакон (имя) Драгоценной и Святой Крови Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную. Причастившуся же диакону, глаголет священник: Се прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит. И по причащении диакона говорит священник: Вот, это коснулось губ твоих, и удалит беззакония твои, и грехи твои очистит.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Я вижу, что молитвы его весьма сильны у Бога. И Бог сделал это нам за тем, чтобы не печалился авва. Когда пловцы сделали это, корабельщик, говорит преподобному: ну, господин авва, по слову твоему выходи, и иди в монастырь свой, и помолись о нас, чтобы Господь, молитвами твоими, дал нам попутный ветер, да плывем в Св. Град 111 , и возблагодарим Бога за твои преподобные молитвы. И говорит раб Божий: воля Божья да будет. И сел в лодку и высадился в Андриак. И тот час подул опять попутный ветер, и судно поплыло в путь свой. И возблагодарили Бога и раба его Николая; ибо, как он сказал, так и вышло. Он отправился в монастырь свой а они поплыли в Святой Град, не повредивши совершенно парусов. Собрались же все на поклонение преподобному, узнавши о его прибытии. И было веселие и радость великая. И все славили Бога. В те дни, когда обсекали гору перед раковиною (алтарным выступом) св. Сиона, говорит раб Божий Николай: желание опять мне, пришло отправиться ко св. местам на поклонение честному Древу и св. Воскресению, и, если послушаетесь меня, отпустите ли мастеров каменотёсов. И говорит Артема, брат его: а что? мы разве уже не можем распоряжаться мастерами? и говорит им преподобный: не (можете). Мне Бог дал благодать эту; меня слушается камень, и как хочу, так и делаю. И говорят ему: отпускай, кого хочешь. И отпустил их. А когда отправился раб Божий к св. местам, посамовольствовал брат его Артема, шлет и зовет мастеров. И идут в горы. И хотели поворотить один камень, но не могли. И послав в село, созвал (Артема) 70 человек 112 . Целый день бившись около камня, они не могли (таки) повернуть его. Дабы сбылось слово преподобного, которое он сказал: (что) «без меня не можете сделать ничего» 113 . А по возвращении его из Св. Града, позвал он 12 человек 114 . Пошел и поворотил камень, и прославили Бога все слышавшие 115 , что сила Господня была в нем, и (что) не только люди, но и камни повинуются ему. И опять в один из дней приходят к нему в монастырь муж с женою из Зимуполя, и припадают к ногам 116 его, говоря: помилуй нас, раб Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

3. А там, где живет Всевышний, если и зависть приступит, или рабство, или клевета, Господь, живущий в том человеке, за целомудрие не только избавит его от бед, но и возвысит, и прославит, как и меня. 4. Ибо всякий человек прельщается или в делах, или в словах, или в помыслах своих. 5 . Знают братья мои, как возлюбил меня отец мой, но нисколько не возносился я в мыслях моих, и хоть был еще ребенком, страх Божий имел в сердце моем, ибо знал, что все прейдет. 7. И не восстал я в злобе против них, но почтил их; и уважая их, даже когда продали меня, умолчал пред Измаильтянами, что я сын Иакова, мужа великого и праведного. XI. Так и вы, дети мои, имейте во всяком деле вашем страх Божий перед очами и чтите братьев ваших, ибо всякий творящий закон Божий возлюблен Им будет. 2. И когда шел я с Измаильтянами, вопрошали они меня: Раб ли ты? И говорил я, что раб домашний, дабы не опозорить братьев моих. 3. Говорил же мне старший из них: Ты не раб, ибо видно это по тебе. Я же сказал им: Я ваш раб. 4. Когда же пришли в Египет, спорили из-за меня, кто из них даст золото и возьмет меня. 5. И решили все, что должен я остаться в Египте с перекупщиком товаров их, пока не вернутся они с товарами своими. 6. Господь же даровал мне милость в очах перекупщика того, и доверил он мне дом свой. 7. И благословил его Бог рукою моей и обогатил его золотом, серебром и имуществом. 8. И был я у него три месяца. XII. А в то время прибыла в пышности великой Мемфиянка, жена Пентефриса, ибо услышала она обо мне от евнухов своих. 2. И сказала она мужу своему, что разбогател тот купец руками некоего юного Еврея, и говорят, что украли его из земли Ханаанской. 3. Сотвори же ныне суд и забери юношу в дом наш, и благословит тебя Бог Еврейский, ибо благодать небесная на юноше том. XIII. Послушался Пентефрис слов ее, и призвал к себе купца, и сказал ему: Что это слышу я о тебе, что крадешь ты души из земли Ханаанской, и в рабы перепродаешь их? 2. А купец пал к ногам его и стал умолять: Прошу тебя, господине, не знаю я, что ты говоришь.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010