Коломенская Основана ок. 1350 г. (встречающиеся в литературе варианты даты основания маловероятны: 1328 г., 1340 г., 1353 г.) Выделена из Рязанской епархии по присоединении Коломны к Москве. Местопребывание – в г. Коломна (ныне – Московская область). В 1657 г. присоединена к Патриаршей Области, но в 1667 г. возобновлена как самостоятельная. Архиепископия с 1672 г. С 1731 г. замещалась епископами. С 1727 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 16.10.1799. Возобновлена 16.01.1918. Московское викариатство. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Коломенская; в 1565 г. – Коломенская и Каширская; 06 .05.1788 – Коломенская и Тульская (указом имп. Екатерины от 06.05.1788 намечающаяся к ближайшему открытию Тульская епархия временно причисляется к епархии Коломенской, отсюда епископы последней титулуются отныне Коломенскими и Тульскими); Коломенская; с 16.01.1918 – Коломенская и Можайская. Ныне о кафедре сохранилось историческое воспоминание в титуле митрополитов «Крутицких и Коломенских». 1350 11.04.1389 13.02.1405 26.08.1406 09.03.1408 Иоаким (Иоанн, Иов) Филимон II 04.06.1473 25.07.1473 05.1480 29.07.1481 16.05.1489 18.11.1490 09.1501 Авраамий II 01.05.1502 01.1504 07.02.1507 01.07.1518 28.02.1520 (Василий) 02.04.1525 06.1542 02.07.1542 Евфимий Герасим IV 21.10.1564 Варлаам II 18.03.1565 11.1569 Иосиф II Савватий 16.04.1581 09.01.1586 27.01.1615 Иосиф III 17.12.1617(1618?) Рафаил Журавлев 17.10.1652 Павел II 03.06.1655 05.12.1657 09.06.1658 09.06.1667 14.09.1671 Мисаил Иосиф IV 02.04.1676 06.09.1681 Павел III Моравский 24.12.1681 07.1704 Никита II Тотемский 18.03.1705 01.06.1716 Антоний Одинович 24.03.1724 19.04.1724 22.05.1727 22.05.1727 02.12.1730 25.07.1731 18.05.1739 Вениамин Сахновский Серб 18.05.1739 16.06.1740 30.06.1740 29.07.1749 17.09.1749 08.10.1755 09.10.1755 29.10.1763 Порфирий Крайский 28.12.1763 30.01.1787 06.05.1788 12.09.1788 12.11.1788 10.04.1799 Афанасий III Иванов 10.04.1799 31.12.1799 Мефодий Смирнов 16.01.1918 28.09(11.10).1919 05(18)05.1920 12(25)09.1929

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 25 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, а также раки святого благоверного великого князя Александра Невского. Справка: В ответ на обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Президента России Владимира Владимировича Путина было принято решение о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым в XV веке, и о передаче в Александро-Невскую лавру раки святого благоверного великого князя Александра Невского, созданной в XVIII веке по указанию императрицы Елизаветы Петровны и изъятой из лавры в 1922 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить глубокую благодарность главе Российского государства Владимиру Владимировичу Путину за принятые решения о возвращении Русской Православной Церкви иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, а также исторической раки святого благоверного великого князя Александра Невского. 2. Подчеркнуть, что возвращение Русской Православной Церкви ее святынь, насильственно изъятых в ходе антицерковной кампании 1922 года, будучи актом справедливости, является важнейшим действием по укреплению духовного единства народа России. Будучи размещены в храмах, святыни становятся открытыми для усиленной богослужебной молитвы верующих, особенно необходимой в сложные для Отечества времена. ЖУРНАЛ 26 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о теме XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях. Справка: Священный Синод в заседании от 16 марта 2023 года (журнал 1) определил: «Провести XII Парламентские встречи 23 января 2024 года, а XXXII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 24 по 27 января 2024 года». Высший Церковный Совет в заседании от 27 апреля 2023 обсудил возможные темы XXXII Международных Рождественских образовательных чтений и направил предложение на утверждение Священного Синода.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1 Император Константин на Соборе располагал, по-видимому, правом голоса, хоти и совещательного (Проф. В. В. Болотов. Лекции по Истории древней Церкви, т. III, с. 48). 2 За исключением справки издателей «Деяний» (ст. XII), где перечисляются наиболее выдающиеся участники Собора на основании различных исторических свидетельств. 3 Лекции..., т. I, с. 134—135; т. IV, с. 25—26. 4 Срав. К. Смирнов. Обозрение источников истории Первого Вселенского Собора. Ярославль, 1888, с. 17. 5 Т. е. оригиналы актов. 6 В качестве «письмоводителя», или секретаря, св. Александра, епископа Александрийского (Созомен. Церковная история, II, 17). 7 Об определениях Никейского Собора, 27. Творения св. Афанасия, ч. I, 1902, с. 437. 8 Послание к африканским епископам, 10. Творения св. Афанасия, ч. 3, 1903, с 289; срав. Об определениях Никейского Собора, 3. Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 402 9 Жизнь Константина, III, 14. Говоря о подписях епископов под определением о Пасхе, Евсевий, по-видимому, имеет в виду не отдельный акт по этому вопросу, а соборное послание к Церкви Александрийской (ст. XVI), содержащее краткое замечание относительно празднования Пасхи. Такой же смысл имеет, вероятно, и выражение св. Афанасия: «О Пасхе написали: постановлено нижеследующее» (О соборах, 5. Творения св. Афанасия, ч. 3, с. 96). Срав. ст. XV: «Постановлено — святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день». 10 Цит. соч., с. 19—20 11 Лекции..., т. II, с. 436. 12 Происхождение актов Вселенских Соборов. 2-е прилож. к сочинению «Духовенство древней Вселенской Церкви». М., 1905, с. 482, 3-е подстр. примеч. 13 Евсевий Кесарийскнй. Жизнь Константина, IV, 27. 14 См. Rufin. Hist, eccl., I, 5. 15 Церковная история, II, 21. 16 В редакциях Сократа, блаж. Феодорита и Геласия имеются некоторые разности. 17 «Посему приложил я в конце Евсевиево послание, чтобы из него увидеть тебе неблагодарность к своим учителям этих христоборцев...» Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 403, § 3. 18 «Вселенские Соборы IV-V веков». Изд. 3. СПб., 1904, с. 43, 2-е подстр. примеч., 48, подстр. примеч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

   Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:22 мин. Размер 7.5 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Много в Евангелии притч и поучительных изречений Господа о Царствии Небесном. В них образно Спаситель приоткрывает нам тайны Царствия Небесного, рассказывая, что оно дороже всех земных сокровищ, о необходимости стяжания Святаго Духа, о бодрствовании. И сегодня в одной из таких притч Господь уподобляет Царствие Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Толкователи под царем понимают Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который при Воплощении стал подобен нам по человеческому естеству. И, как мудрый и милосердный Господин, Он не наказывает никого сразу, а сначала производит суд. «Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов…» (Мф. 18: 24). Как известно, талант – это денежная единица. Примерно она равнялась 27 килограммам. Если считать буквально, то раб задолжал своему царю 270 тонн золота. Такой долг невозможно выплатить за всю свою жизнь. Как это относится к нам? Бог – Источник всех благ: небесных и земных. Каждый человек здесь получает бесчисленное множество благ от Бога. Прежде всего, мы получаем в дар саму жизнь, бессмертную душу. Здесь, на земле, мы получаем все духовные блага: мы можем участвовать в Таинствах, в богослужении, нам предоставлена возможность изучать слово Божие и отцов Церкви. Мы получаем всё необходимое для нашего тела и поддержания жизнедеятельности: воздух, воду, пропитание, жилище. Также человек получает возможность для постоянного развития: возможность учиться, работать, заниматься творчеством, спортом и т.д. И так можно было бы перечислять подробно до бесконечности, как Бог постоянно благодетельствует нам. Но мы, в свою очередь, не воздаем ему добром, а много погрешаем. Далее в Евангелии говорится: «…а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» (Мф. 18: 25). Святитель Феофилакт Болгарский утверждает, что царь говорит это не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве. «Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18: 26–27).

http://pravoslavie.ru/81391.html

  Вопрос номера. Зачем мне исповедь :   «Зачем мне исповедь, если не в чем каяться?» Письмо читательницы/ Ирина , Санкт-Петербург. Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - – март 2017. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   Инструкция по экстренной помощи безгрешным. Известный духовник о христианах-одиночках и их проблемах с исповедью. Беседа с протоиереем Игорем Фоминым , настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, председателем комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы. Беседовала Валерия Михайлова //Фома. - – март 2017. – С.18-25. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   Отвечает Александр Ткаченко . Такой нестрашный грех. Почему мы не умеем видеть то, что нас убивает? //Фома. - – март 2017. – С.26-28. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   На врезках к материалам рубрики – истории из жизни святых, проясняющие тему. Рисунки Наталии Кондратовой//Фома. - – март 2017. – С.19,20,22-23,24,27. - (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »). Подборка включает заметки:   Праведный Антоний Муромский и камешки . – С.19;   Покаяние преподобного Амвросия Оптинского. – С.20;   Блаженный Августин и груши. – С.22-23;   Авва Зенон и огурец. – С.24;   «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» [Преподобный Зосима Палестинский (460-560)…]. – С.27.   Патриарх Кирилл. Почему даже апостол считал себя «первым грешником»? Из слова после Литургии в Храме Христа Спасителя, 3 февраля 2013 года. Заголовок дан редакцией//Фома. - – март 2017. – С.29. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   ВЕРА (раздел) – С.30-53.   Школа «Фомы». Именины:   Алексий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Алексий – имя греческого происхождения, переводится как «защищать», «отражать», «предотвращать»; Дни памяти : 30 марта - день памяти преподобного Алексия, человека Божьего; Преподобный Алексий, человек Божий (конец IV - начало V вв.) . [О нем]. Подготовил Тихон Сысоев ; Другие известные святые с именем Алексий : Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец (между 1292-1305-1378), Святой праведный Алексий Московский (Мечёв) (1859-1923), Священномученик Алексий (Нечаев) (1875-1937); Интересные факты ]. Ил.: Преставление святого Алексия. Книжная миниатюра и др.//Фома. - – март 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-167-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера и разум 22.10.2008 338 В мире, где самые жестокие формы экстремизма все чаще оказываются связанными с религиозными догматами, а некоторые поступки лидера " единственной сверхдержавы " (с его собственных слов) предписываются ему напрямую самим Господом, Европа выступает основным оплотом просвещенного секуляризма. Это не значит, что повсюду в Старом Свете церковь отделена от государства, как это сделано, например, во Франции. В Британии монарх выступает и главой англиканской церкви; в Дании, Греции, на Мальте и Кипре христианство считается государственной религией, а первая строка конституции Ирландии подчеркивает, что этот документ принимается " во славу пресвятой Троицы, от которой проистекает всякая власть [на Земле] и с которой людям и государствам должно сообразовывать свои действия " . Однако традиции существуют сами по себе, а жизнь идет своим чередом. И сегодня только в 11 из 27 стран ЕС в бога верят более половины взрослых граждан, а в Германии, Англии, Франции, скандинавских странах и Бенилюксе от 26% до 60% жителей называют себя не принадлежащими к религиозным конфессиям (для сравнения: в США к верующим причисляют себя от 78% до 92% населения). Регулярно посещают богослужения чуть более 14% европейцев (против 42% граждан США). Воплощается ли нерелигиозность европейцев в их меньшей духовности, как это должно бы быть, если верить утверждениям наших священнослужителей о существующей между этими явлениями чуть ли не прямой зависимости? Скорее всего нет: в 2007 г. в ЕС на 100 000 жителей совершалось в 3, 4 раза меньше убийств, в 4, 9 раза меньше вооруженных нападений и в 5, 7 раза меньше изнасилований, чем в Соединенных Штатах (и соответственно в 9, 9, 11, 4 и 8, 6 раза меньше, чем в " проникающейся духовностью " России), а распространенность венерических заболеваний среди тинейджеров в Америке в 27(!) раз выше, чем в ЕС (добавим, что 19 из 25 самых опасных городов США находятся в так называемом библейском поясе - штатах с наиболее ярко выраженной религиозностью).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле К 95-летию со дня рождения 28.12.2023 132 Время на чтение 14 минут 25 декабря 2023 года исполнилось 95 лет со дня рождения приснопамятного Высокопреосвященнейшего Максима (Крохи), архиепископа Могилевского и Мстиславского ( † 27 февраля 2002 г.). Владыка Максим служил в Ленинградской и Ярославской епархиях, в далекой Аргентине, холодной Сибири и Туле. А в Белоруссии он прослужил двадцать семь лет, из них — четырнадцать лет в Минской епархии и тринадцать в Могилевской. Его уважали священнослужители и любила его паства. Богом избранный и прославленный, наделенный от Него дарами Святого Духа Святитель Максим и после своей блаженной кончины принимает деятельное участие в жизни могилевской епархии, Свято-Никольского монастыря и тех людей, которые с верой обращаются к нему в молитвах. По случаю дня рождения владыки Максима в Соборе Свято-Никольского монастыря состоялась Божественная литургия и панихида, которую совершили священнослужители епархии. Храм был полон молящихся, которые пришли почтить память дорогого архипастыря. П родолжаем знакомить читателей с биографией архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима богатой скорбями и исповедническими трудами во славу Божию и Церкви Христовой, на благо Отечества и спасения душ православных христиан. В основу этой статьи, к ак и предыдущих, положены дневниковые записи и публикации игумении Евгении - основного биографа владыки и его верной помощницы около двадцати четырех лет, начиная с Сибири (ноябрь 1978 г.) и вплоть до его блаженной кончины в Могилеве (27.02.2002 г.). Биография владыки дополнена новыми материалами и новыми свидетельствами его благодатной помощи по молитвам к нему. Служение святителя-исповедника Максима в Сибири В статье, опубликованной в конце декабря прошлого года, к 94-летию со дня рождения владыки мы остановились на том, что епископ Максим 26 декабря 1974 года был назначен епископом Омским и Тюменским на место злодейски убитого два месяца перед тем 23 октября правящего архиерея архиепископа Мефодия (Мензака). Несколько архиереев, которым предлагали эту кафедру отказались. А епископ Максим смиренно согласился, во исполнение пророческого благословения его духовника архимандрита Петра: «Если будут назначать в Сибирь, в частности - в Тобольск, ты не отказывайся, будет помогать тебе Святитель Иоанн Тобольский».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

К выходу в свет в феврале этого года в издательстве «Рипол-классик» романа известного писателя и телеведущего Юрия Вяземского «Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник». Юрий Вяземский . Художник и тайна /Беседовал Владимир Гурболиков; Фото Владимира Ештокина//Фома. - – февраль 2008. – С.18-20,22,24, 26,28,30. – (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »). Протоиерей Николай Емельянов , заместитель декана богословского факультета ПСТГУ. Евангелие – вызов для каждого. Фото священника Андрея Близнюка.//Фома. - – февраль 2008. – С.21. – (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »). Сергей Лукьяненко , писатель. Неимоверно сложная задача … Фото Сергея Авдуевского//Фома. - – февраль 2008. – С.23. – (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »). Ирина Роднянская , литературный критик, член редколлегии журнала «Новый мир». «Вечно новая» Книга: стимулы к пересочинению. Фото Андрея Василевского//Фома. - – февраль 2008. – С.25,27. – (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »). Алексей Варламов , писатель, доктор филологических наук. Мимо Евангелия не возможно пройти, не исповедовавшись . Фото Виталия Каплана//Фома. - – февраль 2008. – С.27,29. – (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »). Наталья Трауберг , переводчик. Вход в евангельское пространство . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – февраль 2008. – С.29,31. - (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »). Можно ли и нужно ли, на Ваш взгляд, писать художественную прозу о Евангелие? Диаграмма по результатам социологического опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru в декабре 2007 года по заказу журнала «Фома»//Фома. - – февраль 2008. – С.31. – (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »). Владимир Гурболиков , первый заместитель главного редактора «Фомы». Не по Воланду . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – февраль 2008. – С.32-33. – (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »). Десять наиболее известных произведений ХХ века на евангельскую тему. (1913-1997). Список произведений с краткими аннотациями//Фома. - – февраль 2008. – С.35. – (рубрика « Тема номера: Писатель и Писание »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-58-f...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Донской и Новочеркасской епархии , выходившее с 1 янв. 1869 по июнь 1917 г. В 1869 г. журнал издавался еженедельно, в 1870-1898 гг.- 2 раза в месяц (в 1898 вышло 27 номеров), в 1899-1914 гг.- 3 раза в месяц, с 1915 по июнь 1917 г. офиц. отдел выходил еженедельно, вместо неофиц. отдела по указу Святейшего Синода от 9 дек. 1914 г. ежемесячно выходил «Донской православный вестник: Прибавление к Донским епархиальным ведомостям». 1-м редактором «Д. е. в.» был назначен и. о. ректора Донской ДС архим. Вениамин (Смирнов ; впосл. епископ Воронежский). В 1869-1876 гг. он выпускал офиц. и неофиц. отделы, в 1877 г.- только неофиц. отдел, а редактирование офиц. отдела было передано в консисторию (соредакторы секретарь А. Ф. Мухин и член консистории игум. Иадор). С 6 за 1878 по 29 за 1908 г. оба отдела выпускались силами ДС, редакторами были с 1878 по 1883 г. 12) преподаватель А. К. Гиляревский, с 1883 13) по 1901 г. 25) преподаватель и инспектор А. А. Кириллов, с 1901 26) по 1905 г. 35) ректор прот. Митрофан Симашкевич (впосл. митр. Донской Митрофан ), с 1905 36) по 1908 г. 9) должность редактора исполнял Кириллов, с 10 его сменил ректор прот. Александр Замятин, к-рый редактировал неофиц. отдел по 1909 г. 13), его преемником с 1909 14) по 1914 г. был преподаватель Д. И. Грацианский, к-рый в 1915-1917 гг. редактировал «Донской православный вестник...». Издание офиц. отдела с 30 за 1908 г. было вновь поручено консистории, редакторами были секретари С. Г. Павловский (1908-1914 16)) и Н. И. Булгаков (1914 27) - 1917). В неофиц. отделе «Д. е. в.» печаталось немало статей, посвященных Донской епархии, ее архиереям и др. выдающимся делателям, мон-рям и святыням, а также истории Донского казачьего войска и его участию в военных кампаниях (русско-тур. войне 1877-1878 гг., экспедициях в Ср. Азию, русско-япон. и первой мировой войнах). В ознаменование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.

http://pravenc.ru/text/178957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Митропольский Стефан; 27.09.1836, Калуга - ночь на 3.05.1914, Болдинский Покровский муж. мон-рь, близ Астрахани), еп. Аксайский, вик. Донской епархии. Род. в семье причетника. По окончании Калужской ДС (1858) поступил в МДА. Учился вместе с буд. профессорами А. И. Гренковым и М. И. Каринским . 29 авг. 1861 г., еще студентом, Митропольский был пострижен в монашество, 25 сент. рукоположен во диакона, 29 (по др. сведениям, 21) июня 1862 г.- во иерея. Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) В 1862 г. И. окончил академию по 1-му разряду, 3-й магистр XXIII курса (1858-1862). 28 сент. утвержден в степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром: сначала на кафедре церковного красноречия и церковной археологии (30 окт.- 2 нояб. 1962), с 11-12 янв. 1863 г. на кафедре всеобщей церковной истории. 17 мая 1864 г. назначен помощником библиотекаря академии. С 26 сент. того же года соборный иеромонах Донской иконы Божией Матери московского монастыря . Опубликованная в том же году работа И. «О христианском девстве» свидетельствовала о его знании святоотеческой лит-ры не только в рус. переводах, но и на лат. и греч. языках. Наряду с апологией девства как новозаветной добродетели И. рассматривал основные возражения против него, в т. ч. в медицинской лит-ре, и искажения христ. идеала девства в секте скопцов. 27 окт. 1868 г. И. был возведен в сан архимандрита, 3 мая 1869 г. определен помощником инспектора академии, с 31 янв. по 20 июня 1870 г. исполнял должность инспектора. Особо почитал митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) , сказал слово у гроба святителя, впосл. посвятил ему изд. «Два цветка из венка, сплетенного на гроб приснопамятного высокопреосв. митр. Филарета при встрече и погребении его в 1867 г.» (Новочеркасск, 1898). К этому периоду относится написание известного труда И.- обзора деяний Вселенских Соборов на основании наиболее употребляемых в изучении этой темы источников.

http://pravenc.ru/text/469514.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010