И здесь-то раскрывает святой Иоанн глубину своего смирения, здесь в предсмертной исповеди свидетельствует о сокровенном сердца. «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним,» – отвечал он. «Имеющий невесту есть жених; а Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Иоан. 3:28–30 ). Это было последним словом Предтечи о себе и о своем служении, где явился он во всем величии своего смирения, созревшим уже для той жертвы, которую вспоминаем мы сегодня. Какой же урок преподает нам предлежащая Глава Иоанна Крестителя ? Да, прежде всего она не только напоминает нам, но и в безмолвии проповедует о той любви, которая по слову Апостола «не ищет своего» ( 1Кор. 13:5 ), но все готова отдать для другого. А еще свидетельствует святая Глава о смирении. Вот верный путь в Царство Небесного Отца – путь утверждения в Боге, служения Ему, отказ от всего, ради этого служения. И в наше обнищавшее духовно время нам не только поучителен пример великого проповедника покаяния, но и особенно необходимо молитвенное о нас предстательство любви, которая никогда не прекращается и не умирает. Да укрепит он, сильный, нас, немощных, и да укажет нам путь к Престолу Сильнейшего, до Которого доходят две только дороги – дорога любви и дорога смирения. Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас! Путь преподобного Сергия Ныне вспоминает Святая Церковь одного из великих русских святых – преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Когда берем мы святцы со всем множеством христианских святых и задумываемся над жизнью их, пред нами раскрывается все многообразие их характеров и подвигов. Здесь видим мы и святителей, и отшельников-монахов, и мучеников всякого звания, и простых мирян и, наконец, грешников, покаявшихся и чрез свое покаяние ставших друзьями Божиими. Таково многообразие христианского подвига. Путь преподобного Сергия прям. Это путь цельного духовного образа, путь духовного здоровья.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

И так как от боголюбия всякое блаженство, так от самолюбия всякое окаянство последует. Глава 5: Об узком пути «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», — говорит Христос (Мф.7:13-14). «В мире будете иметь скорбь», — говорит Христос (Ин 16:33). «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», — говорит апостол (Деян.14:22). «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим.3:12-13). § 203 Жизнь человеческая есть путь от самого часа рождения до часа окончания. Этот путь двоякий — «тесный и пространный». Тесный путь пределом закона Божия огражден и не допускает нас ни направо, ни налево уклоняться, и по своей воле скитаться. Пространный путь есть тот, который ограду закона Божиего разрушил и дает свободу по своему изволению бродить идущим по нему. Тесный путь окружают скорби, беды, изгнания, бесчестия и поругания. Пространный все это отвергает и распространяет себя веселостями мира сего. На тесном пути у самого входа стоит крест, и с ним — смирение, самого себя отвержение, терпение, кротость и всякая добродетель, внешне презренная и умаленная, но внутри великолепная, как царица, одетая в ризу позлащенную (Пс.44:10). На пространном — самолюбие, а при нем славолюбие, честолюбие, сребролюбие, злоба и всякий грех, внешне сладкий и надменный, но внутри горький и смрадный. «На тесном пути, — говорит свт. Василий Великий, — умерщвление плоти, а на пространном — угождение плоти. На тесном — пост, а на пространном — пьянство. На тесном — слезы, а на пространном — смех неумеренный. На тесном — молитва, а на пространном — танцы. На тесном — воздыхание, а на пространном — веселье и ликование. На тесном — чистота, а на пространном — блуд» (На Псалом 1). § 204. На тесном пути Предводитель — Сам Христос, Сын Божий, Крест претерпевший и на Кресте распятый, Который говорит всем, кто хочет быть христианином: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). По этому пути идут и следуют за Ним верные Его, от мира сего и его похотей отрекшиеся, и крест свой взявшие, и за Ним, как Вождем своим и Начальником, смирением, любовью, терпением, кротостью и послушанием следующие. На пространном — миродержец, князь мира сего и тьмы, по этому пути гуляют те, кто миру сему служит, и за ним следуют гордостью и величанием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но что нужно, чтобы человек сеял не зло и неправду, но любовь и милость? Необходима истинная вера, вера неразделенной, Святой, Апостольской Церкви – вера православная, необходима жизнь согласно вере. Мы приходим к выводу, что без христианского воспитания наших духовно нищих детей у нас ничего не получится. Ответственность за христианское воспитание лежит прежде всего на Церкви, на наших священнослужителях и духовно образованных благочестивых мирянах. Послереволюционные годы – это сложный период в истории Церкви, период, когда горячие головы решали, быть или не быть Церкви. Такие люди видели только внешнюю сторону и не понимали, конечно, ее божественной, мистической сущности. В те тяжелые годы Церковь доступными ей средствами продолжала воспитывать своих духовных чад. Сейчас новые условия, и мы должны думать о духовном воспитании верующих боле основательно. Может ли каждый из нас сказать словами Псалмопевца: Я избрал путь истины ( Пс.118:30 )? Часто мы стоим на распутье и не знаем, куда идти, какую дорогу избрать. Об этом Спаситель предупреждает: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф.7:13–14 ). Путь христианина узок и тернист, но он благодатен и спасителен, это путь к Истине, Правде. Когда мы говорим о воспитании духовном, нравственном, интеллектуальном, то прежде всего мы должны заботиться о воспитании наших детей, нашей молодежи. Самое опасное – когда учат наших детей искать спасение во лжи. Тем самым калечат их сформировавшиеся души, калечат их волю. И первая ложь ведет ко второй, третьей и т. д. В таком случае грех начинает увеличиваться, и человеку становится очень трудно отыскать истину. Путь же истины и правды – этот путь благородный и царственный. Человек благородный не будет трусливо бежать от врага, он мужественен и смел перед опасностью. Премудрый Соломон пишет: Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев ( Притч. 28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путь христианина Крест Христов – путь, сила и знамя Церкви Догматическое учение Церкви имеет самую тесную связь со всем нравственным строем христианской жизни, оно дает ей верное направление. Любое отступление от догматических истин приводит к неправильному пониманию нравственного долга христианина. Вера требует «жизни по вере.» Спаситель определил нравственный долг человека кратко в двух заповедях Закона: заповеди о любви к Богу – всем сердцем, всей душой, всей мыслью, всем разумением, – и заповедь о любви к ближнему как к самому себе. Но при этом Спаситель научил, что подлинное исполнение этих заповедей невозможно без самоотречения в той или другой степени, жертвенности: оно требует подвига. Где же верующий найдет силы для подвига? Он получит их через общение со Христом, через любовь ко Христу, побуждающую следовать за Ним. Это следование в подвиге Христос назвал «игом Его.» Возьмите иго Мое на себя... иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть. Он назвал его также крестом. Еще задолго до дня Своего распятия на кресте Господь учил: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною ( Матф. 16:24 ). «Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» ( Матф.10:38 ). Православный путь христианина это – путь креста и подвига. Иными словами говоря, это путь терпения, перенесения скорбей, преследований за имя Христово и опасностью от врагов Христа, пренебрежения благами мира ради Христа, борьбы со своими страстями и похотями. Такой путь следования Христу прошли Его апостолы. «Я сораспялся Христу,» пишет ап. Павел. «Я не желаю хвалиться, только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 2:19; 6:14 ). Следуя путем Христовым, апостолы закончили свой подвиг жизни мученической смертью. К подвигу, в меру своих сил, призываются все верующие: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5:24 ). Нравственная жизнь не обходится без внутренней борьбы, без воздержания. «Ибо многие, – пишет апостол, – о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова: их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Филип. 3:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

94:7, 8), и препоясав себя такими мыслями, выйдем вон. « Возвести мне скоро милость Твою, ибо я на Тебя уповал; покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею » (ст. 8). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): услышанною сотвори мне с утра милость твою (εξ ορθρου), т. е. скоро. 6. Видишь ли душу, находящуюся в скорби и смущении? Она хочет быть услышанною прежде испытания, чтобы укрепиться надеждами и испытанием. Смысл этих слов следующий: воставь меня по Своему обещанию. Затем присовокупляет и основание прошения: « я на Тебя », говорит, « уповал ». Бог ничего так не требует, как постоянного обращения к Нему. « Покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею ». Что говоришь ты? Когда и природа имеет закон, в самом начале внедренный в нее Богом, и Моисеевы писания обновляют его, ты опять просишь: « покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти »? Это можно понимать или так: совесть моя заглушена грехом, и потому я прошу обновить ее; или под именем пути здесь разумеется многое, неизвестное людям, на что указывает и Павел, когда говорит: « мы не знаем, о чем молиться, как должно » (Рим. 8:26). Если же Павел, при таком ведении, не знал этого, то можно ли удивляться словам Псалмопевца? Впрочем, посмотри, он не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает тому начало. Он не просто сказал: « покажи мне, Господи, путь », ведущий к Тебе, но что? « Ибо к Тебе я вознесся душою моею », т. е. к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры. Таким людям особенно Бог указывает путь. Вот потому–то об иудеях Господь, на вопрос, почему Он говорит им в притчах, сказал: « что они видя не видят, и слыша не слышат » (Мф. 13:13). А слово: « вознесся » значит: я перенес, или передал Тебе душу мою. « Удали меня от врагов моих, ибо я к Тебе прибег » (ст. 9). Смотри, как молящийся везде прибавляет и причины: « не отвращай », говорит, « лица Твоего от меня, ибо я на Тебя уповал; покажи мне, Господи, путь, ибо к Тебе я вознесся душою моею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   10) Послушаем, христиане Небесного Ца­ря, пока зовет, Того, Которого непременно слушать должны. Ибо если земного царя слу­шаем и все исполняем, что повелевает, чтобы милости его не лишиться и гневу его не под­пасть, то тем более слушать должно Царя Не­бесного, Бога, милости Которого лишиться — явная пагуба, и гнев Которого вечной предает казни. И совратившись с погибельного про­странства, войдем на спасительную тесноту, да сей теснотой в пространство вечных уте­шений войдем.    О, пора, пора, «время действовать Господу» (Пс 118:126)! Вот путь сокращается, вот бли­зок конец, ближе к концу подошли сегодня, нежели вчера, и не знаем, когда окончим его. Вот «Грядущий придет и не умедлит, и воздаст каждому по делам его» (Евр 10:36; Мф 16:27). Вот Архангельская труба скоро вострубит, вот скоро «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, и все изменятся» (Ин 5:25, 28; 1 Кор 15:51). Вот скоро «придет день Господень, как тать ночью», вот «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). «Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр 22:7, 12).    Бди и молись, душа моя, «потому что не знаешь ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф 25:13). Тогда от лица страха грядущего Судии весь мир вострепещет. Тогда цари и князья, сильные и славные, богатые и все, в мире сем чем-то великим себя почита­ющие, которые здесь расширяли себя в при­хотях сердец своих, пожелают скрыться в пе­щерах и камнях. Помяни сие, о человек, и встань на путь Христов, и утвердись. Да зве­нит всегда в ушах души твоей глас оный: «Встаньте мертвые, идите на Суд!» «Настави мя, Господи, на путь Твой: в пути Твоем живи мя»(Пс 85:11; 118:37).    Поверь, христианин, Божиему слову. Оно истинно, достоверно, солгать никак не мо­жет, так как это слово Истинного и Правед­ного Бога. Оно, как светильник, показывает нам, что пагубно и что спасительно. Оно до­стоверно объявляет, что широкий путь ведет в пагубу, а тесный ведет в жизнь, ибо прост­ранный путь есть сатанинский, а тесный путь есть Христов. Итак, лучше тесным путем тер­пения и низким путем смирения в жизнь, не­жели пространным путем прихотей и высо­ким путем гордости идти в погибель. Лучше все терпеть временно, нежели там терпеть без конца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Беседа “О Покаянии” — 3я. Недавно рассуждали мы о покаянии и сказали, что есть многие и различные пути покаяния, чтобы легко было для нас спасение. Если бы Бог дал нам один путь покаяния, мы стали бы отговариваться так: не можем идти этим путем, не можем спастись. Но вот, чтобы отнять у тебя этот предлог, Он дал тебе не один только путь, и не два, и не три, но многие и различные, дабы чрез это множество сделать для тебя легким восхождение на небо. Сказали мы также, что покаяние не трудно, и что нет в нем никакой тяжести. Ты грешник? Войди в церковь, скажи: я согрешил и — загладишь грех. В пример представили мы и Давида, который согрешил и загладил грех. Потом предложили и другой путь, то есть плачь о грехе, и говорили: какой это труд? Не нужно ни потратить денег, ни пройти длинный путь, не сделать что-либо другое подобное, а надобно только поплакать о грехе. Тут привели мы из Писания то, что Бог переменил свое определение об Ахааве, потому что он заплакал и спечалился; и это Сам (Бог) сказал Илии “видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его” (3 Цар. 21:29). Затем указали мы и третий путь покаяния, и представили из Писания фарисея и мытаря, т. е. что фарисей, надменно похвалившись, лишился праведности, а мытарь показав чувство смирения, вышел с плодом праведности и, не употребив никакого труда, сделался праведным, — дал слова, а получил дела. Теперь пойдем дальше, и представим четвертый путь покаяния. Какой же это путь? Это милостыня, царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей на самое небо, наилучшая защитница. Великое дело — милостыня… Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там она не останавливается; напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы ангелов, и лики архангелов, и все высшие силы, и предстоит самому престолу царскому. Научись этому из самого Писания, которое говорит: “Корнилие, молитва твоя и милостыня твоя взыдоша пред Бога” (Деян. 10:4). А слова “пред Бога” значат вот что: хотя у тебя много грехов, но, как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из внешних сил не останавливает ея; она требует долга, держит у себя в руках собственное рукописание. Это глас самого Господа, что, сотворил “единому сих меньших”, тот Мне сотворил (Мф. 25:40). Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает все.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

«В доме Отца Моего, – говорит Христос, – обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам». Это дом Отца, и Его Отец – по дару Его, наш Отец. Здесь мы в гостях, а на небе мы будем дома, в родном Отчем доме. Много обителей в нем, и каждый получит единственную свою, и самая прекрасная будет у того, кто больше возлюбил Бога. Много обителей в доме Отца, и это значит, что на небе хватит места для всех. Потому что сердце Божие – пространнее небес. Как уверяет нас Господь в истинности Своего обещания! «А если бы не так, Я сказал бы вам». Он заранее сказал о гонениях, о ненависти, о скорбях, которые предстоят верующим в Него. О кресте, который они должны понести. Но и о славе Креста. Он – не тот, кто пытается привлечь обещанием легкого пути. Он хочет сообщить нам Божественное величие. «Я иду приготовить место вам», – говорит Господь. Надо было, чтобы Он шел впереди всех. Небо не было бы приготовлено для нас, если бы не было в нем Христа. «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Он говорит о Своем Втором Пришествии. Он придет, чтобы собрать всех у Себя. Где Христос, там те, кто Христовы. Они будут вечно – не зрителями только, но причастниками Его славы. И Господь являет Себя Своим ученикам как путь к этой славе. «Вы знаете этот путь, и куда Я иду, – говорит Он им, – Я говорил вам о нем, вы не можете этого не знать». Сколько раз говорил им Господь, куда Он идет, а они никак не могут понять. «Господи, не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?» – вопрошает за всех Фома. Никто не должен стыдиться сомнений, потому что поистине, кто ищет, тот найдет. «Я есмь путь и истина и жизнь, – говорит Господь, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Христос – путь. В Нем – встреча Бога и человека. Кто следует за Ним, никогда не заблудится. Он – истина, в которой нет ни заблуждения, ни лжи. Кто ищет истину, тот найдет ее во Христе. Он – жизнь, ибо мы живы только Богом, и только в Нем, и только через Иисуса Христа. Христос – путь, истина и жизнь.

http://pravoslavie.ru/3295.html

Здесь описывается состояние укоренения во зле тех людей, которые совершают зло уже не ради выгоды, а по привязанности к злу. И таков финал пути зла, который когда-то начинался с мелких грехов. Само произволение человека меняется настолько, что он начинает получать извращенное удовольствие просто от совершения зла. Зло становится не средством достижения каких-либо материальных благ, а целью. И это уже предельная степень уподобления дьяволу . Притч. 4:18–19 «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся» ( Притч. 4:18–19 ). Вот как комментирует эти слова священник Даниил Сысоев : «Путь праведников – это путь все усиливающейся благодати, все усиливающегося сияния, пока не наступит полный день Царствия Божия. Путь праведников… становится все более ярким. Господь все больше открывает Свою силу, являет Свои таинства. Пути же грешников, как тьма, – Чем беззаконнее человек, тем меньше замечает за собой ошибок, потому что путь его – темный». Притч. 4:20–22 В следующих стихах продолжается наставление: «Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его» ( Притч. 4:20–22 ). Как мы помним, имеется в виду не только эта жизнь, но путь к вечной жизни. Притч. 4:23 «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Притч. 4:23 ). Сердце издревле считается средоточием чувств и пожеланий. Мы помним, как Христос сказал, что именно «из сердца человеческого исходят злые помыслы» и греховные деяния ( Мк. 7:21 ). Здесь же говорится, что из сердца – «источники жизни». От нас зависит, что будет исходить из нашего сердца. А исходить из него будет то, чем мы себя наполняем и чему следуем. Поэтому очень важно наблюдать за своим сердцем, как писал святитель Афанасий Великий , что нужно «постоянно трезвиться и, как написано, больше всего хранимого хранить сердце ( Притч. 4:23 ), ибо имеем у себя страшных и коварных врагов, лукавых демонов». Они как раз пытаются вложить в наше сердце те или иные недобрые чувствования, соблазнить нас на грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И вот это-то «милующее сердце,» братие, должны все мы в непрестанной горячей молитве испрашивать у Бога. Не путь священника и левита, а милосердный путь милосердного самарянина должен быть нашим путем. Этот путь деятельной христианской любви, сияющей делами милосердия и сострадания, приведет нас к Тому, Кто есть Путь и Истина и Жизнь, и союз с Которым возможен только в любви и чрез любовь. Этот путь соединит нас с ближним и даст нам возможность «едиными усты и единым сердцем,» славить великое имя общего Небесного Отца. И, наконец, только он один, путь милующего христианского сердца, приведет к вратам вечного Христова царства, уготованного возлюбившим и возлюбленным, благословенным сынам Божией Правды и Божией любви. Неделя 26я по Пятидесятнице: Богатство в Боге ( Лук. 12:16–21 ) Мир всегда стремился к обогащению. Идеал сытой, довольной и спокойной жизни всегда был идеалом подавляющего большинства… Потрудиться и отдохнуть… Вкусить от плодов своих долголетних забот и попечений… Почить на лаврах, собственными руками созданного личного благополучия … Вот к чему стремилось, чего искало, по чем болело душой, по преимуществу, бедное и несчастное человечество… Жизнь тяжела… Давит и сгибает плечи ее часто невыносимое бремя. Как должны мы дорожить тем, что с таким трудом приобретено нами. Как счастлив и как крепко должен держаться за земное благополучие тот, кто сумел его приобрести. Так судит мир… Но иначе рассудило Евангелие… В том Евангельском чтении, которое ныне предлагает нам Святая Церковь, дается нам Господня притча о богаче, стяжавшем себе многое состояние. Достигнут идеал земного благополучия… «Что мне делать, – в самодовольном недоумении вопрошает богач, – некуда мне собрать плодов моих.» И приходит к решению: «сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое…» И дальше – сокровенное сердца: «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись… » Так говорил человеческий практический разум. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут (по славянски лучше – «истяжут») у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Открылось одно забытое обстоятельство: на земле последнее слово принадлежит смерти. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (слова многострадального Иова). Как карточный домик рушится все, что создал для себя человек, в пепел и прах обращаются и богатство, и счастье, и земная радость, и благополучие …

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010