Псалом 103 Да будет Господу слава во веки за Его премудрое мироздание и промышление о всех тварях. Псалом Давиду, о мирстем бытии, точнее – не только о творении, но и о промышлении. 1–2. Благослови душе моя Господа. Господи Боже мой, возвеличился ecu зело: во исповедание и в велелепоту облеклся ecu: одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу. При созерцании необъятного мироздания, дивного в нем порядка и промышления Божия о всем творении, псалмопевец приходит в восторг и в торжественной песни восхваляет величие Божие (ср.ст.33–34). – «Благословляй, душа моя, Господа! – Господи Боже мой, возвеличился ecu зело, – Ты открыл свои свойства и совершенства весьма дивно – и в творении и в промышлении о нем. – Во исповедание и велелепоту облеклся ecu, – величие мироздания возбуждает восторг и хвалу псалмопевца. Великолепие всего сущего представляется ему как бы одеянием – покровом, – как бы великолепной палаткой Царя Вседержителя. – «Ты одеваешься светом, как ризою» – на всем мироздании, как верхняя одежда – свет: он покрывает все и является как бы ризой – плащом. Простираяй небо яко кожу, – Ты распростер небо как кожу – как палатку, покрытую кожей. Все это так легко, и вместе так величественно и великолепно, что все обитатели под покровом этой палатки прославляют Владыку Вседержителя. 3–4. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Превыспренняя – поднебесные пространства, самые возвышенные над землей – Ты, Господи, покрываешь водами, т. е. облаками, подобно тому, как в палатке вверху подвешиваются мехи с водою. – Полагаяй облаки на восхождение свое, – облака, именно – грозовые тучи, Ты делаешь своим восхождением или восходишь на них, как царь на колесницу, и шествуешь... Ходяй на крилу ветреню, – Ты шествуешь на крылах ветра, которые как кони несут Твою колесницу – грозовое облако. – Ты творишь Ангелами своими духов, слугами Твоими – огонь пламенеющий, «иначе – пред Твоей грозной колесницей быстро мчатся духи – ветры, вестники Твоего шествия, и летят молнии, как слуги, подобно тому, как обыкновенно пред царской боевой колесницей бегут слуги – вестники и возвещают о грозном шествии царя на поле битвы...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 145 Аллилуиа (Аггея и Захарии). Настоящий псалом есть хваление и славословие Богу, что означает надпись: Аллилуия, которая, по переводу, есть то же, что «хвалите Господа». В некоторых же списках к сей надписи прибавлено и сие: «Аггея и Захарии»; хотя сих имен не имеется ни в еврейской, ни у Семидесяти, ни у переводчиков псалмов в шестистолбцовом, по замечанию Феодорита. Пс.145:1 .  Хвали, душе моя, Господа Это сходно с словами: благослови, душа моя, Господа ( Псал.102:1 Псал.103:1 ). (1) (1) Слова Златословесного: Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои, и здесь опять начинает: хвали, душа моя, Господа. Ибо не мало служит к очищению души сие, т. е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: так да светить свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, который на небесах; и Павел также: прославьте Бога телом вашим и духом вашим. И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом; поелику праведники находятся с нами и поют вместе... Если тот, кто поставив пред собою образ отрока, или друга, воображает, что сам отсутствующий находится при нем, представляя себе его в сем бездушном изображении, то гораздо более мы пользуемся присутствием при нас святых чрез посредство Божественных Писаний, в которых мы имеем не изображения тел их, но душ. Ибо что сказано ими, то составляет образ душ их (Слово на великую седмицу том 5 издания). Пс.145:2 .  Восхвалю Господа в животе моем; пою Богу моему Дóндеже есмь Слова: пою Богу моему, доколе нахожусь в живых в этом мире, суть изъяснение слов: восхвалю Господа моего в жизни моей; так что и те и другие означают почти одну и ту же мысль. (1) (1) Евсевия: Или дух (т. е. находившийся в Давиде) повелевает душе, или душа сама себе, или, что и лучше, пророк возбуждает душу свою к пению во славу Божию. А душа, слушаясь повеления Его, охотно ответствует сему: восхвалю Господа в жизни моей. Но как душа бессмертна, то она и живет и существует всегда и по освобождении от тела. Итак, по силе, говорит, никогда не перестану хвалить Господа, но во всю бессмертную мою жизнь, бесконечные веки, буду хвалить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190:295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. Господи воззвах После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Псалмопевец прославляет величие Божие в устроении видимого неба (ст. 2–5) и, останавливая свое внимание особенно на величественном зрелище солнца в его ежедневном течении (ст. 6–7), переносится мыслью к духовному солнцу нравственной природы человека, – к богооткровенному закону и, восхваляя его совершенства (ст. 8–12), в сознании пред ним своих нравственных немощей, усердно молит Господа – сохранять и очищать его от прегрешений (13–14), и милостиво принять воспеваемую Ему песнь (ст. 15). Писателем псалма надписание называет Давида (ст. 1) и, судя по содержанию и образу выражения, не может быть сомнения в том, что он действительно произведение этого благочестивого певца, который именно любил восхищаться величественными картинами природы, созерцая в них славу Творца (ср. ст. 2–7 с Пс.8 ) и в то же время был искренним чтителем закона Божия (ср. ст. 8–11 с Пс.1:2 ), стараясь удерживать себя от зла и сохранять чистоту и непорочность сердца (ср. ст. 14 с Пс.14 и 100), и который потому по преимуществу был и назывался рабом Господа (ст. 12, ср. 2Цар.7:5, 8, 19, 20, 21 и сл.) и Его обыкновенно любил называть своей твердынею (скалою – ) и избавителем (ср. ст. 15 с Пс.17:3 32:47). Время написания псалма положительно неизвестно, но имея в виду с одной стороны то, что употребляемые в нем наименования Господа твердынею и избавителем выработались на языке Давида во время укрывательства его в горах иудейских от преследования Саула (см. выше прим. с Пс.9:10 стр. 156 и к Пс.17:3 стр. 239), а с другой – принимая во внимание спокойно радостный тон псалма, совершенное отсутствие в нем жалоб на скорби и несчастия и наконец выражение псалмопевцем намерения поступать во всем непорочно по требованию Закона Божия, подобно как это высказывается в Пс.100 , относящемся к первым годам его царствования в Иерусалиме, – можно с вероятностью полагать, что Псалом этот воспет был после избавления от Саулова гонения в первое время спокойного царствования Давида в Иерусалиме (ср. 2Цар.7:1 ), когда он, не тревожась нападениями врагов и другими опасностями, располагал посвятить себя мирной деятельности во славу Господа в духе Его закона. Поводом к написанию его, вероятно, было величественное зрелище утреннего неба с восходящим солнцем, как Пс.8 вызван был подобным же зрелищем ночного неба с сияющими на нем луною и звездами; а так как с началом дня псалмопевец готовился выходить на делание свое до вечера ( Пс.103:22–23 ), то от восходящего дневного светила он естественно переносился мысленно к духовному солнцу – закону Божию)., во свете которого должна была совершаться его дневная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 70  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Христианин и политика 1. Существовала ли в истории человечества теократия - прямое Божественное правление? 1 Да 2 Нет Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Боговластие (Теократия) Комментарий: В древнем Израиле до периода Царств (1Цар.8:7)  существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление. Обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Ответить Пройти весь тест 2. Сопоставьте пророка... Тест: Известные фразы, вырванные из контекста 1. Кем сказана фраза «Цель оправдывает средства»? 1 патриарх Никон 2 пресвитер Арий 3 Игнатий Лойола Правильный ответ: Верно! Комментарий: Полный вариант фразы, автором которой является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола: «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства». Ответить Пройти весь тест 2. Из какой книги Библии взята фраза «Всякой твари... Тест: Проявления 8 главных страстей Назовите страсть, которая соответствует указанной ситуации или состоянию.   1. Очень боишься ошибиться, так как не хочешь выказать себя в невыгодном свете 1 Гордость 2 Тщеславие 3 Мшелоимство 4 Отчаяние Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Греховные страсти: развитие и классификация Ответить Пройти весь тест 2. Алкоголизм Вопрос... Тест: Церковнославянский в псалмах 1. Псалом 3, читаемый на шестопсалмии, начинается со слов: «Господи, что ся умножиша стужающии ми?». Что означает «что ся умножиша стужающии ми»? 1 Как умножились враги мои 2 Как умножились осуждающие меня 3 Почему так много жестоких людей Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Псалом 3 Комментарий: Правильный ответ: Как умножились враги мои. Ответить... Тест: Последование ко Святому Причащению 1. Какие псалмы следуют один за другим в начале Последования ко Святому Причащению? 1 33, 50, 90 2 22, 23, 115 3 102, 103 4 3, 37, 62, 87, 102, 142 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Последование ко Святому Причащению Комментарий: Правильный ответ: В начале Последования ко Святому Причащению, после предначинательных молитв, следуют...

http://azbyka.ru/test/page/13

1. Мне кажется, что начало этого псалма находится в не­посредственной связи с концом предыдущего и составляет с ним как бы одно неразрывное целое. Там пророк сказал: «начало премудрости – страх Господень» ( Пс.110:10 ), а здесь; «блажен муж, боящийся Господа»; другими словами, но теми же мыслями поучает страху Божию. Там он назвал такого человека мудрым, а здесь – блаженным. Действительно, в этом заключается истинное блаженство, а все прочее – суета, тень, ничтожество, укажешь ли на богатство, власть, красоту телесную, обилие богатства. Все это подобно падающим листьям, преходящим теням, мимолетным сновидениям. А страх Божий составляет истинное блаженство. Далее, так как и бесы боятся Господа и трепе­щут, то, дабы ты не подумал, что этого одного достаточно для спасения, он здесь поступает так же, как поступил выше. Как там, сказав: «начало премудрости – страх Господень», присовокупил: «разум добр у всех, руководящихся им», соединяя с учением и соответственную жизнь, так и здесь, сказав о страхе, говорит не об одном только страхе, происходящем от сознания величия Божия, который имеют и бесы, но присовокупляет: «заповеди Его он воз любит весьма». Этими словами он требует строгой жизни, доброго поведения, любомудрой души. Не сказал: «заповеди Его будет исполнять», но: «воз любит», требуя чего-то дру­гого, большего. Чего же именно? Того, чтобы исполнять их с усердием, иметь великую любовь к ним, неопустительно сле­довать их предписаниям, любить их не для награды, обещан­ной за исполнение их, но для Того, Кто установил их, пре­даваться добродетели с удовольствием, не по страху геенны, не из опасения наказания, не за обещание царства, но для Того, Кто дал эти заповеди. И в другом месте, выражая удоволь­ствие, получаемое от заповедей Божиих, он говорит: «как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих» ( Пс.118:103 ). Того же требует, хотя и прикровенно, апостол Па­вел, когда говорит: «как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим.6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Благослови, душа моя, Господа!» ( Пс.103:1 ). Бог, благословляя человека, ограж­дает его безопасность и делает его более славным, как, например, было с Авраамом, а человек не так: он самого себя делает более славным, благословляя Бога. Значит, Бог ли благословляет чело­века, человек ли Бога, то и другое полезно только человеку, потому что Божество ни в чем не нуждается. Воспевать благодетеля Бога научается каждый питомец благочестия. «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в... исповедание и... великолепие Ты облекся». Здесь «дивно» поставлено для усиления, самое же вы­ражение – «дивно велик» – означает неизмеримость величия вообще, а не увеличение его в данном случае. Симмах так и пере­вел: Господи Боже мой, Ты весьма велик. Не малым будучи, Ты возвеличился, но велик будучи по природе, Ты показал это благо­честивым. Как же еще делается великим Тот, Кто всегда велик и Кто не нуждается ни в каком прибавлении, но обладает полным совершенством? Как Он возвеличивается? Когда Его почитатели проводят лучшую жизнь, когда прославляют Его словами и делами, – тогда Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что при этом возрастает Его собственное величие. Но чрез почитающих Его и чрез Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении Его величие открывается и неверующим в Него. Радуясь этому, душа и восклицает с чувством благоговения: «Господи, Боже мой!». А ка­ким образом Он возвеличился, объясняет далее: «в... исповедание и... великолепие Ты облекся». По Симмаху это значит: Ты облачился песнью и славой. Ты не остаешься неведомым для тех, которые поль­зуются Твоими благами: они уже не приписывают теперь принадле­жащей Тебе чести идолам, но Тебя воспевают и Тебе воздают должное славословие. Конечно, величие Божие достаточно обнаруживается в творении ангелов, в создании небес, в утверждении земли и в про­чем, что вместе с этим указывает псалмопевец, но еще больше обнаруживается оно в том, что Спаситель был человеком и остался Богом, и свойственное нам претерпел, и сохранил соб­ственное бесстрастие. Поэтому, хотя в порядке событий дело спасения было позднейшим, псалмопевец поставил его, однако, прежде всего в виду его выдающегося значения. Исповеданием называет именно воплощение, так как во время плотской Своей жизни Господь принес за нас исповедание Богу, возопив к Отцу: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных», и т. д. ( Мф.11:25 ). А великолепие указывает на то, как велико и чрезмерно было то, что Ему угодно было спасти нашу бренную при­роду. Однако, когда псалмопевец говорит, что Он «облекся» в это исповедание и великолепие, то не имеет, конечно, в виду временного облачения, как будто потом Он и «разоблачится», а указывает на то, что воплотившись Он не преложился в человека, но и Богом остается, и человеком делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Всенощное бдение ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ Диакон  Напечатанное курсивом не читается во время молитвы. : Востáните! Хор: Господи, благослови! Иерей: Слáва Святéй, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздéльней Трóице всегда, ныне и присно и во вéки векóв. Хор: Аминь. Священнослужители в алтаре: Приидите, поклонимся Царéви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадéм  По-церковнославянски слово читается так, как пишется, например: [припадéм], а не [припадём] (в церковнославянском языке нет звука ё); [убóятся], а не [убояца], [святáго], а не [святово]. Христу, Царéви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадéм Ему. Псалом 103, предначинательный  Стихи псалма (они поставлены в квадратных скобках) читаются канонархом и повторяются хором. В приходских храмах обычно поются только некоторые стихи псалма (они напечатаны жирным шрифтом). Благослови, душé моя, Господа. [Благословéн еси, Господи.] Гóсподи Боже мой, возвеличился еси зелó  Сильно, очень (здесь и далее в сносках даются комментарии, раскрывающие смысл текста). Своя, полагáяй óблаки на восхождéние Свое, ходяй на крилу вéтреню  Ходящий по облакам, на крыльях ветра. Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основáяй землю на твéрди éя, не преклонится  Не сдвинется. Твоегó побéгнут, от глáса грóма Твоего убóятся. Восхóдят гóры и низхóдят поля в место, éже основáл  Установил. еси им. Предéл положил еси, егоже не прéйдут, нижé обратятся покрыти зéмлю. Посылáяй истóчники в дéбрех  Долинах. хлеб от земли. И вино веселит сердце человéка, умáстити лицé елéем  От елея украшается лицо. , солнце познá зáпад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нéйже пройдут вси звéрие дубрáвнии  Лесные. и взыскáти от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрáшася, и в лóжах своих лягут. Изыдет человéк на дéло свóе, и на дéлание свóе до вéчера. Яко возвеличишася делá Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси: испóлнися земля твáри Твоéя. Сие море великое и прострáнное, тáмо гáди

http://ms.pravoslavie.ru/109807.html

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) II. Священнические молитвы Византийской Вечерни (1971) Семь молитв, каждая сопровождаемая своим собственным возгласом или κφνησις, все тайно произносятся в настоящее время священником в начале Вечерни по византийскому чину, в то время, как чтец читает вводный псалом или προοιμιακς, Пс. 103 46 . Для соблюдения указания в Διταξις τς εροδιακονας, которая служит введением в Евхологии 47 и которая приписывается патриарху Филофею Константинопольскому 48 , священник должен прочитать эти семь молитв между стихами 24 и 35 (последним) псалма; поскольку последующая великая ектения также произносится священником, то получается невозможная ситуация; по общей практике молитвы начинают в начале псалма, но это не является настоящим решением проблемы: физически не хватает времени, чтобы прочесть семь молитв средней длительности во время чтения псалма из 35 стихов. Было бы возможно осуществлять это предписание, а оставалось бы решить еще задачу: какой смысл и какую роль могли иметь эти семь священнических молитв, составленных во множ. числе (и, следовательно, от имени верных), читаемых подряд и еще тайно. Все авторы византийской традиции, занимавшиеся этим вопросом 49 , единодушно заявляют: эти молитвы находятся не на своем месте; они должны были находиться с различными ектениями, которые рассыпаны по всей вечерней службе. Только М. Скабалланович 50 , допуская, что молитвы находятся не на своем месте, предполагает символическое объяснение действующей практики: семь молитв соответствуют семи дням миросоздания, и поэтому они читаются одновременно с Псалмом 103. Эта проблема ставилась уже во времена Св. Симеона архиепископа Солунского, который говорит о ней слишком бегло, чтобы удовлетворительно разъяснить нам ее: « μετ τος ψαλμος δ το ερως συνθως εχαριστσαντος, κα τν μεγλην ερηκτος συναπτν, τοι τ ερηνικ κα κφνως τν τριαδα δοξολογσαντος τ Κριε κκραξα δοται » говорит он, сообщая о монастырской Вечерне 51 . Это εχαριστσαντος Η. Борджиа переводит как «чтение соответствующих молитв» 52 , и он не совсем неправ, но нельзя же выжать много выводов из одного такого скудного текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010