Потребило же пищу оно не по естеству смертных тел, но Божественным действием, и как бы сказал кто: как огонь потребляет воск, но только с той разницей, что огонь, чтобы существовать, должен быть поддерживаем топливом, а бессмертные тела не нуждаются в пище для своего существования (свт. Григорий Палама , 26, 218–219). Врата вечные и пути непроходимые открылись перед Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел Пресвятою Душею Своею и неразлучившимся с Нею Божеством во ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников, потом, воскресив Свое тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, небо, небеса небес и вступил на Престол Божества (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 135). Вознесение ...Христос вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но Сам шел этим путем. Илия и не таким путем восшел, как Христос, и вознесен был постороннею силою, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 220). Источник. Претерпев Крест, также и смерть, и воскресши Духом, Он вознесся во славе и обновил путь на небеса всем несомненно верующим в Него... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 108). ...Вознесшись, Христос восшел к Высочайшему Отцу и в самые Отеческие недра, откуда и Дух имеет бытие, и показал Себя участником, даже и по человеческому естеству, свойственного Отцу достоинства тем, что и Он так же послал с небес Духа, исходящего и посылаемого от Отца (свт. Григорий Палама , 26, 239). Искупление ...Смерть Его соделалась для нас спасением, и смертию Его навсегда умерщвлен грех. Его Воскресение соделалось жизнию и врачевством от страстей для верующих в Него, дабы они жили в Боге и приносили плод правды (прп. авва Исаия , 59, 142–143). ...Восприятое Им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приношением сходственного во всех подобных уничтожило немедленно смерть (свт. Афанасий Великий , 1, 202). ...Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти (свт. Афанасий Великий , 1, 202). ...Слову нужно было принять на Себя смертное тело, чтобы Им, наконец, могла быть уничтожена смерть, и люди опять обновились по образу (свт. Афанасий Великий , 1, 208). ...Господь и родился, и явился человеком, умер и воскрес, делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди, отвлечь их и научить ведению истинного Отца Его... (свт. Афанасий Великий , 1, 211). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 73—75; архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 28—31.    Преп. авва Исаия. Слово 8, § 1//Добротолюбие. Т. I. С. 322.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 75—76.    Преп. Нил Сорский. Скитский устав//Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 28—31; преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 73, преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 10//Добротолюбие.Т. II. С. 374; преп. Филофей Синайский//Добротолюбие. T. III. С. 459—460; еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 156—158.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1896. T. III. С. 304. Ср.: Древний Патерик. Гл. 10, §§ 107, 117. См. также: Записки афонского старца иером. Антония//Душеполезный собеседник. 1896. С. 183—184.    Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 74.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 61; преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. II. С. 270; преп. авва Кир Александрийский//Древний Патерик. Гл. 5, § 5. С. 69.    Инок Евагрий. О деятельной жизни. Гл. 48//Добротолюбие. T. I. С. 585.    Преп. Нил Синайский. Слово о блуде//Добротолюбие. Т. II, §§ 29—30. С. 236—237.    Инок Евагрий. Наставления о подвижничестве. § 68//Добротолюбие. Т. I. С. 583.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 280.    Преп. Нил Сорский. Устав скитский (о помысле блуда).    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. § 59. С. 137. Ср.: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, § 88. С. 389.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Изд. 5-е. Ч. 1. С. 99, 101.    Он же. § 75. С. 336; еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 412.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 281.    Преп. Ефрем Сирин. Сто глав о смиренномудрии. Гл. 87.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 1. Сто глав о смиренномудрии. Гл. 87. С. 110; Добротолюбие. Т. II, § 55. С. 383; § 116. С. 397.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 420. См.: Сборник аскетических писаний из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1891, § 12. С. 36, § 42. С. 69—70.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

728 Преп. авва Исаия. Слово 8, § 1//Добротолюбие. Т. I. С. 322. 729 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 75—76. 730 Преп. Нил Сорский. Скитский устав//Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 28—31; преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 73, преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 10//Добротолюбие.Т. II. С. 374; преп. Филофей Синайский//Добротолюбие. T. III. С. 459—460; еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 156—158. 731 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247. 732 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1896. T. III. С. 304. Ср.: Древний Патерик. Гл. 10, §§ 107, 117. См. также: Записки афонского старца иером. Антония//Душеполезный собеседник. 1896. С. 183—184. 733 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 74. 734 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 61; преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. II. С. 270; преп. авва Кир Александрийский//Древний Патерик. Гл. 5, § 5. С. 69. 735 Инок Евагрий. О деятельной жизни. Гл. 48//Добротолюбие. T. I. С. 585. 736 Преп. Нил Синайский. Слово о блуде//Добротолюбие. Т. II, §§ 29—30. С. 236—237. 737 Инок Евагрий. Наставления о подвижничестве. § 68//Добротолюбие. Т. I. С. 583. 738 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 280. 739 Преп. Нил Сорский. Устав скитский (о помысле блуда). 740 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. Изд. 3-е. § 59. С. 137. Ср.: Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, § 88. С. 389. 741 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Изд. 5-е. Ч. 1. С. 99, 101. 742 Он же. § 75. С. 336; еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 412. 743 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 281. 744 Преп. Ефрем Сирин. Сто глав о смиренномудрии. Гл. 87. 745 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 1. Сто глав о смиренномудрии. Гл. 87. С. 110; Добротолюбие. Т. II, § 55. С. 383; § 116. С. 397. 746 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 420. См.: Сборник аскетических писаний из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1891, § 12. С. 36, § 42. С. 69—70. 747 Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. Т. II, § 58. С. 383. 748 Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 420; ср.: со стр. 451.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 85; Слово 29, § 10; Слово 15, § 13.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 27.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Изд. 5-е. Сергиев Посад, 1907. Ч. 1. С. 21—22. См. Добротолюбие. Т. II, § 48. С. 382.    Еп. Феофан. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1891. С. 85.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 42—49 и 60.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. 3. Кн. 2. Письма 20 и 174. С. 8—9, 101.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 397. С. 319.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2. Письмо 32. С. 248—249.    Он же. Творения. Ч. 3, кн. 2. Письмо 123. С. 61—62.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 3, кн. 3. Письмо 4. С. 183.    Он же. Творения. Ч. 3. С. 248—249.    Здесь употреблен греч. глагол эпифимэс: сильно желать чего-либо, стремиться к обладанию чем-либо, к сношению и дружбе с кем-либо; иметь страстное желание, влечение, увлекаться любовью к кому-либо.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1890. Ч. 2. Письмо 68. С. 58—59, Письмо 101. С. 81—83, Письмо 103. С. 88; Письмо 156. С. 122—123; Письмо 344. С. 280.    Древний Патерик. Гл. V, § 2. С. 66—67.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 2.    Там же.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. СПб., 1857. T. I. Поучение на праздник Успения. С. 680—681.    Святогорец. Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской. СПб., 1850. T. I. Письмо 16.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. XII, гл. 2; собесед. V, гл. II; Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 5. Добротолюбие. T. I. С. 371; Преп. авва Исаия. (См. в Отечнике еп. Игнатия Брянчанинова, §§ 44, 54. С. 187) Еп. Феофан. Толкование Посл. к Колоссянам (3, 5) и к Галатам (5, 19—21) и к Ефесянам (5, 3).    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 58.    Свт. Афанасий Великий. Послание к князю Антиоху (вопр. 84). См.: Христианское чтение. 1842. Ч. 2. С. 366.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 105. С. 89.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

БДИТЕЛЬНОСТЬ (См. также ВНИМАНИЕ, РАССЕЯННОСТЬ, ТРЕЗВЕНИЕ) Путешествуя, не озирайся направо и налево, но внимай псалмам твоим, молись умом Богу во всяком месте, где бы ты ни находился; не позволяй себе свободного обращения с жителями того места ( Антоний Великий ). VI, 23. Если любишь безмолвие, – не примешивай себя к тем, которых сердце всецело устремлено к суетности. Если случится нечаянно быть с ними, – будь как чуждый им ( Антоний Великий ). VI, 27. Друзей твоих предварительно подвергай испытанию, и не своди со всеми близкого знакомства. Если заведешь обширное знакомство, – не доверяй всем: потому что мир всквашен на лукавстве. В друга себе избери одного брата, боящегося Господа, и прилепись к Богу, как сын к отцу, потому что все человеки, за исключением немногих, предались лукавству; земля преисполнилась суетности, попечений и скорбей ( Антоний Великий ). VI, 27. Если увижу, что самый возлюбленный мой увлекает меня в душевный вред, то немедленно отвергну его от себя, то есть прекращу знакомство и сношения с ним (авва Агафон). VI, 59. [Примечание святителя Игнатия:]. Этим изречением изображается, как тщательно истинные иноки хранили себя от заразы греховной и как они страшились ее. Умоляю тебя: доколе находишься в теле, не оставляй ни на минуту сердца твоего без хранения. До самой кончины человека страсти сохраняют способность восставать в нем и неизвестно ему, когда и какая страсть восстанет; по этой причине он, доколе дышит, не должен оставлять бдительного наблюдения над сердцем своим; он должен непрестанно вопить к Богу, умоляя Его о помощи и помиловании ( авва Исаия ). VI, 145. Если будешь хранить слух, то не согрешишь языком ( авва Исаия ) VI, 164. Если пойдешь в город продать рукоделие, то не препирайся о цене его, как то делают миряне. Продай, как придется, чтобы не утратить устроения, приобретенного в келии ( авва Исаия ). VI, 168. Храни слух твой, чтобы не навлечь браней самому на себя ( авва Исаия ). VI, 203. Человек! Злобные враги твои не дремлют: они неусыпно заботятся о погибели твоей. Не вознеради, не попри твоей совести, никак не доверь себе, что ты достиг во что-нибудь угодное Богу: ты находишься еще в стране врагов твоих ( авва Исаия ). VI, 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Стр. 442 (24). Авва Агафон говорил: монах не должен допускать себе, чтобы совесть обвиняла его в чем-либо. Стр. 57(8). Как должно поступать, чтобы при продаже вещей совесть была спокойна? Брат вопросил старца: авва! что мне делать? я скорблю при продаже рукоделия. Старец отвечал: авва Сисой и прочие Отцы продавали свое рукоделие, и это незазорно. Когда продаешь, скажи однажды цену сосуда, и, если хочешь что убавить от цены – это твоя воля. Поступая таким образом, будешь спокоен. Стр. 386 (59). Должно ли открывать совесть свою тому, к кому не извещается сердце? Авва Пимен сказал: «Не открывай совести твоей тому, к кому не извещается сердце твое». Стр. 332 (32). Близок ли к милости Божией человек, которого продолжает обличать совесть? Он сказал: Человек, которого продолжает обличать совесть, далек от милости Божией. ( Авва Исаия ). Стр. 144 (53). Можно ли сказать, что тот умиротворился совестью своей, кто познает тайны, совершает великие знамения и другие телесные подвиги, но не имеет в себе истинной любви? Земледелец признает потерянным всякое посеянное им семя, не принесшее плода, он тужит о труде и издержках, не вознагражденных. Подобно этому инок, хотя бы узнал все тайны и стяжал обширнейшее знание, хотя бы совершал великие знамения и исцеления телесных недугов, хотя бы возложил на себя разнообразный тягостнейший подвиг, хотя бы соблюдал строжайшее нестяжание и имел одежду, едва способную прикрыть наготу тела: но если не устроит в себе знамений Божественной любви, то находится еще под страхом. Он не умиротворился еще с совестию своею, он окружен еще врагами, ловцами, наветниками, он не узнал еще на опыте, что любы николиже отпадает. ( Авва Исаия ). Стр. 224 (542). Стремились ли подвижники благочестия хранить строго свою совесть? Сказывал авва Исаак, пресвитер Келлий: Видел брата, которому захотелось съесть колос пшеницы в то время, как он жал на поле. Брат сказал владельцу поля: позволь мне съесть один колос. Владелец, услышав это, удивился и отвечал: авва! Ты съешь свое, и меня ли ты спрашиваешь? Так строго хранил брат свою совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Стр. 276 (59). Как должно поступать, когда помысл внушает тебе возлагать упование на свои подвиги? Упражняясь в подвигах, не попусти сердцу твоему возложить упование на них; не сложись с мыслию, что они помогают тебе, но так скажи помыслу твоему: «о! когда бы Бог услышал меня, вопиющего к Нему из бедственного состояния моего злостраданием тела». ( Авва Исаия ). Стр. 167 (149) По какой причине душа наша побеждается помыслами? Брат спросил его: отчего побеждается помыслами душа моя? Старец отвечал: по этой причине и говорит апостол, что в велицем дому не точию сосуди злати и серебряни суть, но и древяни и глиняни. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован. Брат спросил: как это объясняется? Старец сказал ему: это объясняется так: дом – весь мир, сосуды – человеки, златые сосуды суть совершенные человеки, серебряные суть преуспевшие, деревянные и глиняные суть те, которых духовное делание очень мало. Кто очистит себя от сих, то есть от осуждения, даже и самомалейшего, тот соделывается сосудом в честь, благопотребным своему Владыце, уготованным на всякое дело благое. (Авва Пимен Великий ). Стр. 343 (88) Такое объяснение дал великий Отец монаху безмолвнику из глубокого знания деятельности безмолвника. Жизнь безмолвника, по наружности – непорочная и святая, располагает к строгому суждению о ближних человека, еще не обновленного Божественною благодатию. Представляясь такою для поверхностного и невежественного суждения, эта жизнь в сущности – иная. Она преисполнена тяжких искушений от нашествия греховных помыслов, мечтаний и ощущений; она преисполнена невидимых согрешений, уклонений и падений. Это естественное последствие падения, объемлющего все человечество; это допускается промыслом Божиим для охранения вступивших в безмолвие и обучающихся в нем от превозношения и для научения их смирению, на котором одном зиждется и может быть воздвигнуто духовное преуспеяние. Угнетаемый искушениями, бедствующий в мысленных волнах безмолвник, постоянно прибегая к милосердию Божию, стяжавает убеждение, что вся надежда спасения его заключается единственно в милосердии Божием, в Искупителе, стяжавает сердечный залог милосердия к ближним. Он сознает, что долг его сострадать братии, подвергающейся разнообразным согрешениям, а не осуждать их. Для суждения грехов человеческих имеются иные служения, служение безмолвника – плач пред Богом и ходатайство о своих грехах и немощах, о грехах и немощах всего человечества. Доколе сердце безмолвника не освободится от осуждения ближних, дотоле он не погрузится в благость и не облечется ею, дотоле оно не возможет освободиться от ожесточения и пребывать в умилении, которым побеждаются все бесовские помыслы. Когда лучше отражать скверные мечтания и помыслы: при самом ли появлении их или же спустя некоторое время?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

с. 11 и 12; р. 1156–1157). Мирская печаль по степени напряжения разделяется подвижниками на два вида: один вид представляет собой умеренная печаль ( Ефрем Сирин , 1. с. р. 422), могущая приводить к исправлению и очищению пороков; другим видом считается чрезмерная печаль (λπη πρμετρος, И. Лествичник, Слово 26. Μ. 1. с. p. 1085 В.), гибельная (И. Кассиан, De coenobior. instit. lib. IX, с. 9; p. 357: Est etiam aliud detestabilius tristitiae genus), увлекающая аскета в пагубнейшее безнадёжие; этому роду печали подвержены были Каин и Иуда предатель (ibid. р. 357–358). Подобное же деление печали по степени напряжения находим и в аскетическом трактате бл. Диадоха. В этом сочинении встречаются указания на печаль умеренную (гл. 69) и умеренное безнадёжие (πελπισμς σμμετρος, гл. 87, и на печаль сильную ( πολλ λπη), повергающую аскета в безнадёжие и неверие (гл. 59). Вредные для подвижничества последствия мирской печали и средства против неё довольно подробно отмечаются подвижниками. Эта страсть отяготительно действует на духовную и телесную природу аскета, помрачая душу ( Нил Синайский , Ad Eulog. с. 3; р. 1141 D.: λπη... ψυχς σκτισμα. И. Лествичник, Слово 26; р. 1085 В.) λπη πρμετρος καπνδη κα σκοτεινν τν ψυχν ργζεται), отнимая у неё чувство ( Нил Синайский , Περ τν κτ πνευμτων τς πονηρας, с. 12; р. 1157 С.), умаляя рассудок (ibid. p. 1157 В.), расслабляя созерцательный ум (ibid.) и удручая тело (λπη... σαρκς σκληξ, Ad Eulog. p. 1144 А.). Мирская печаль, производящая означенное действие на подвижника, препятствует ему исполнять надлежащим образом обязанности монашеского звания (И. Кассиан, De coenobior. instit. lib. IX. с. I; p. 353), не позволяя воссылать чистую молитву (Нил Синайский, 1. с. с. 11; р. 1156) и совершать её с надлежащей бодростью (И. Кассиан, 1. с.; Евагрий, Capit pract. с 16; р. 1125), заниматься созерцаниями (И. Кассиан, 1. с.; Нил Синайский, 1. с. с. II; р. 1156 С.), служа препятствием для созерцания (Нил Синайский, 1. с. с. 11, р. 1156 С.: λπη... μπδιον ϑεωρας); она располагает инока порицать братий, служащих причиной его душевного смятения, мечтать об уединении (Евагрий, Capit. practic. с. 13; р. 1224), ублажать безмолвствующих в одиночестве ( авва Исаия , Слово 17, с. 6), странствовать по разным местам (Нил Синайский, Ad Eulog. с. 3; р. 1141 D.: λπη... ξενιτεας πρδρομος); странничество же монаха, опечаленного и унывающего (λπη... κηδας σμφοιτος), завершается отпадением от подвижничества и возвращением в мир (Исследования. К сноске абзац начало «g) В отношении к месту жительства»). Отчаяние, безнадёжность и духовная смерть – самые тяжкие последствия мирской печали (И. Кассиан, 1. с. с. 9; р. 357–358); Григорий Нисский , De beatit. Orat. III Μ. XLIV, 1220 В.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Так и в отношении вышесказанного: то, что умом труднопостигаемо и как будто не совместимо одно с другим, на деле таинственно совмещается, дивно сочетается и действует душеспасительно. Этому учит сам опыт; каждый христианин, который вкусил хоть немного этой горечи покаяния и самоуничижения, испытал чувство печали о своей греховности, – тот обязательно заметил, что с ними чудно соединена глубокая внутренняя, мирная, тихая радость, надежда; тот заметил – как душа после таких приливов самоукорения, смирившись, преклонившись пред Богом, бывает милостиво утешена Им; как самоосуждение, признание себя окаяннейшим преступником, величайшим грешником, достойным адских мук, непостижимым образом в глубине сердца укрепляют упование на милость Божию. Когда мы сами себя искренно, из глубины души, осуждаем, окаяваем, то Сам Господь нас оправдывает и прощает, когда мы скорбим, тяжко вздыхаем о грехах своих, то Сам Он вселяет в сердца наши радость помилования. «Печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу; Он благ и милосерд; Он знает, что человек немощен, и помогает ему». Печаль по Богу приносит радость и утверждает человека в воле Божией», – говорит авва Исаия 58 . «Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение... В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует...» «Уготовьтесь на скорби – и скорби облегчатся; откажитесь от утешения, и оно придет к тому, кто считает себя его недостойным...» – наставляет епископ Игнатий 59 . Также случается и противоположное сему: как человек, почитающий себя грешником, чуждым всего доброго, этим самоукорением и смирением приближается к Богу и утверждается в истинном добре; так и наоборот, – тот, кто считает себя ревностным и благочестивым христианином, способным на многие доброделания и подвиги, на самом деле далек от Бога и от истинного добра и часто бывает посмеян от демонов. КАК МОГУТ ДЕМОНЫ, ПРЕДЛАГАЯ ПО ВИДИМОМУ ДОБРОЕ, УЛАВЛИВАТЬ НАС В СВОИ СЕТИ

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

ветхого завета только во образе и стени; полные же дары св. Духа, соделавшие апостолов совершенными и сильными, они получили только в день пятидесятницы. 145 «Примечаем, говорит св. Василий вел., что он (предлог «в») нередко ставится вместо слога: «с». Например: «вниду в дом Твой во всесожжениях, вместо: со всесожжениями,» ( Пс. 65:13 ) « И изведе их в сребре и злате, вместо: с серебром и златом» ( Пс. 104:37 ) И: «не изъидеши в силах наших вместо, с силами нашими». ( Ис. 43:10 ). Подобных мест есть тысячи». (В. В. ч. 3, гл. 25, стр. 260). Так и Христос вместо того, чтобы сказать; «с вами пребывает», сказал: «в вас пребывает». 146 «Извествуяй же нас с вами, говорит ап. Павел, во Христа и помазавый нас Бог, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша» ( 2Кор. 1:21–22 ) Он же говорит: «Понеже есте сынове, даде Бог Духа Сына Своего в сердца ваша вопиюща: авва отче». ( Гал. 4:6 ). Толков. Феофилакта. «Мы приняли Духа, Который божественно, необыкновенно касаясь наших сердец, научает нас называть Бога Отцом». (Гал. стр. 46). Ещё ап. Павел говорит: «Да даст вам по богатству славы своея, силою утвердитеся Духом Его во внутреннем человеце, вселитеся Христу верою в сердца ваша» ( Еф. 3:16–17 ). Толков. Злат. «Смотри, с какой ненасытностью просит им благ для того, чтобы они не колебались. А каким обр. это совершается? Духом Свят. во внутреннем вашем человеце вселитеся Христу верою в сердца» (т. XI, Еф., б. 7, стр. 59). «Как же утвердитеся? Духом Его, толкует эти слова Феофилакт, ибо Он есть подающий крепость. Как и Исаия называет Его Духом крепости» (Еф. гл. 3, стр. 118). Так. обр. из приведённых свидетельств видно, чти мы делаемся сынами Божиими через крещение, а непоколебимыми становимся только тогда, когда бываем утверждены и укреплены силой Духа Св., Которого получаем в сердца наши через помазание и запечатление миром. Вот этой-то благодати, обитающей в сердцах наших после миропомазания, которая помогает людям стоять твёрдо и не колебаться, утверждает в добродетелях, укрепляет «ко брани духовней...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010