Тесная связь Н. с историей новгородской святости отражена в программе изображений шитой пелены 50-60-х гг. XVI в., происходящей из архиерейского погребения в вологодском Софийском соборе (ВГИАХМЗ; см.: Силкин. 2004; Он же. Пелена «София Премудрость Божия» из собр. ВГИАХМЗ: К вопросу атрибуции и датировки//VI Грабарёвские чт. М., 2005. С. 65-74). Вокруг средника пелены с композицией «София Премудрость Божия» помещены многочисленные фигуры святых, в т. ч. прп. Сергия Радонежского и блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского, а на нижнем поле представлены новгородские святые прп. Варлаам Хутынский, святители Никита и Иоанн (по сторонам свт. Иоанна Златоуста, в публикациях памятника ошибочно названного новгородским еп. Иоакимом), прп. Александр Свирский и Н. («Никола»). Характеристика его облика отклоняется от установившейся традиции: святой имеет относительно короткую округлую бороду, одет не в шубу, а в кафтан с отложным воротником, руки продеты в рукава, а в левой руке - 3 жезла или кочерги. Вероятно, знаменщик пелены, плохо представлявший иконографию Н. или желавший показать суть его юродского подвига, заимствовал эти атрибуты из довольно распространенных изображений более широко почитавшегося рус. блаженного - Прокопия Устюжского ( Силкин. 2004. С. 11). В лит-ре встречается утверждение о том, что Н. представлен в центре нижнего поля иконы «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» 1565 г. (?) из собрания Д. И. Силина, к-рую традиционно связывают с Новгородом (ныне в ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 115. С. 191; Святые Земли Русской. 2010. Кат. 286); по иной версии, это изображение мч. Никиты, но слева от него показан новгородский блж. Феодор или, менее вероятно, Н. ( Туминская. 2012. С. 183-184; Она же. 2013. С. 318; Она же. 2016. С. 162, 286, 334-336). Обе гипотезы, как и новгородская атрибуция памятника, не соответствуют действительности: в центре нижнего поля, занятого фигурами мучеников, в красном плаще и с крестом в руке изображен вмч. Никита, а слева от него в незастегнутом зеленом плаще и также с крестом - вероятно, св. Евстафий или св. Мина. Столь же безоснователен вывод о присутствии фигуры Н. на полях иконы «Положение ризы Пресв. Богородицы» из Христорождественского собора в Каргополе (ВГИАХМЗ) ( Туминская. 2016. С. 161), поскольку на этом образе 1-й пол. XVI в., созданном до прославления Н., из рус. святых представлены только преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 56. С. 356-363).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Васель владел участками земли и «ловлями» даже на Соловецких о-вах. Его сын Григорий также преуспел в освоении земель на побережье Белого м. Со 2-й пол. XVI в., во времена, близкие к деятельности прп. Феодорита Кольского и строительству К. м., среди тех, кто «управлял Лапландией, пока не было еще здесь бояр», был царский сборщик податей Митрофан Кукин, внук Васеля Кокуя. За годы пребывания на царской службе Митрофан не только значительно приумножил владения Кукиных (Кокуевых) - пожни, мельницы, варницы (особенно в районе р. Нивы и губы Порья), но и в дальнейшем жертвовал свои имения в мон-ри Кольского Севера. Значительные вклады от его имени зафиксированы в жалованной грамоте Трифонову Печенгскому мон-рю , также и в писцовых книгах Алая Михалкова можно видеть щедрые пожертвования «Митрофана Григорьева, сына Кукина, Поморца Кандалакшанина, Пречистенским старцам Кокуева монастыря». Возможно, именно потомки рода Кукиных (Кокуевых) еще при прп. Евфимии Корельском, когда совершались первые крещения корелы в XIV-XV вв., являлись ктиторами обители сначала в губе Порья, а затем и в Кандалакше, что и закрепилось в названии Кокуев мон-рь. Последнее пожертвование Кукина мон-рю отмечено в 1599 г.: «…дал два лука… в Колвице» (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 115. 900 [Вкладная книга Кандалакшского мон-ря]). Ок. 1603 г. М. Кукин принял постриг в Кокуевом мон-ре с именем Марк. К. м. продолжали называть Кокуевым, иногда Коковым, и позднее. Настоятели и насельники Вероятно, 1-й строитель К. м. игум. Феодорит был переведен в обитель «в Кандалошской губе на усть реки Нивы на наволоке» Новгородским архиереем ок. 1548 г., после конфликта с насельниками Кольского Свято-Троицкого монастыря, недовольными строгостью Феодоритова устава ( Курбский А. История о великом князе Московском//ПЛДР: 2-я пол. XVI в. М., 1986. С. 380). В монастырских документах упомянуты строители Василий (1563) и Варлаам (1567), игум. Питирим (1572), Сильвестр (1582), игум. Сильвестр (1589), Василий (1592), игумены Зосима (1603), Сильвестр (1604), Ферапонт (1633), Сильвестр (1639), Иов (1643), Феодосий (1645-1650), Иоасаф (1655), Иоаким (1661), Иоасаф (1685), Вассиан (1695), Товия (1696), Дионисий (1703), Александр (1705), Павел (Колянин; 1710), Пахомий (1729), Арсений (1732).

http://pravenc.ru/text/1470189.html

Новым настоятелем стал иером. Серапион († 17 июля 1718). Современники называли Серапиона «мужем чудной жизни и высоких добродетелей» (Там же. С. 115). По грамоте председательствующего в Синоде митр. Рязанского Стефана (Яворского) от 4 марта 1716 г. в помощь иером. Серапиону в его строительных трудах были назначены монахи Иоанн, Зосима и Феодосий. При иером. Серапионе в обители был построен 2-этажный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1710) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1714-1718) на 2-м этаже. К Благовещенскому собору в 1717 г. была пристроена колокольня в готическом стиле. Одновременно была сооружена трапезная с храмом преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1724 г. по просьбе игум. Зосимы (Курдюмова) к М. п. был приписан обветшавший путивльский Борисоглебский мужской мон-рь, который был восстановлен молчанской братией. В 1758 г. в качестве подворья М. п. упоминается деревянная Крестовоздвиженская ц. в Путивле, в 1770 г. «упраздненная из-за ветхости». В 1734 г. стараниями игум. Сергия (Самойлова) в М. п. построили летний храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, в 1751-1760 гг., при игум. Иувеналии (Мартиненкове),- каменные больничную Сретенскую и надвратную Покровскую (1757) церкви. В 1766 г., при игум. Арсении, в М. п. был обустроен пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1762 г. в Благовещенском соборе был освящен придел Преображения Господня. В 1776 г. стараниями возглавлявшего пустынь в 1770-1779 гг. игум. Софрония (Хижнякова) на средства помещика Ионы Левшина в Благовещенском соборе была построена Ионинская ц. С 1765 г. М. п. управляли наместники епископов Севских и Брянских, а с 1787 г.- епископов Белгородских и Курских (с 1799 Курских и Белгородских). 12 янв. 1779 г. указом Синода М. п. возглавил игум. Феодосий (Маслов) , подвижник, пришедший из Тисманского мон-ря Валахии. При этом 1-м выборным настоятелем М. п. стал игум. Герман (Ингул), утвержденный в этой должности синодальным указом от 23 янв. 1779 г. С дозволения Синода игум. Феодосий ввел в М. п. афонский общежительный устав, употреблявшийся в молдавских мон-рях. При игум. Феодосии в пустыни подвизался мон. Петр (Сковородка; впосл. иеросхим. Пахомий, духовник братии Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни ). В 1787 г. игум. Феодосий был возведен в сан архимандрита, скончался в 1802 г. Курский и Белгородский архиеп. Феоктист (Мочульский), узнав о смерти архим. Феодосия, 12 дек. 1802 г. отправил в пустынь для поддержания духа скорбящей братии почитаемого иером. Евтихия «с тем, чтобы и после погребения покойного оставаться в вашей (т. е. в Молченской.- Авт.) пустыни». Иером. Евтихию поручалось «все возможное старание приложить о скорейшем освидетельствовании церковных, ризничных и монастырских вещей по описям».

http://pravenc.ru/text/2564084.html

И мы, братие, подобно древнему Израилю, сражавшемуся с амаликом в пустыне под водительством Богоизбранного вождя своего Моисея, который поднятием рук своих поразил врагов, – имели свою небесную Предстательницу, молебно воздевавшую руки Свои к Сыну Своему и Богу о даровании нам совершенного избавления от нападавших на нас в сей Соловецкой пустыне врагов из современного сильного народа, воевавшего тогда против нашего отечества. Она, непобедимая Воительница наша, в знак воинствования Своего за нас, благоволила принять иконою Своею Знамения, две великие язвы от неприятельских орудий, что видят все входящие в сию св. обитель. Как Аарон и Ор способствовали Моисею в побеждении амалика, так и преподобные отцы наши Зосима и Савватий вместе с Богоматерию своими молитвами содействовали спасению обители, ими основанной. Возблагодарим же Бога за то, что Он по ходатайству и заступлению Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, и по молитвам угодников Своих Зосимы и Савватия спас обитель нашу от разрушения, а живущих в ней иноков от явной смерти, и в день страха и смятения скоро обратил для них плач в радость. Аминь. 14. Поучение в день памяти Преподобнаго Иринарха Игумена, Соловецкого Чудотворца, – 17 июля Честна пред Господем смерть преподобных Его ( Пс.115:6 ). Чем заслуживают память себе великие мира, – это известно каждому. Один из них распространяет пределы государства покорением стран и народов; и вот благодарное потомство воздвигает ему памятник в честь его побед. Другой пишет законы для отечества и производит в них новый порядок; и его имя записывается на скрижалях истории и передается отдаленному потомству. Иной содействует просвещению государства науками и искусствами; и его память переходит из рода в род с похвалами. Чем же заслуживают по себе память праведники живущие часто в удалении от мира и нередко восстающие против его понятий и обычаев? Чем заслуживают ее преподобные иноки? Действительно, иноки не одерживают побед над врагами отечества, не издают законов, не изобретают наук и художеств; между тем имена святых иноков остаются незабвенными в роды родов. Скорее изгладится память о каком-либо из великих мира, нежели память о преподобном. Так, память о преподобном отце нашем Игумене Иринархе не только в течение 280 лет сохранилась в нашей обители, но в последние два года еще более почтилась сооружением над его мощами серебряной раки и составлением ему особой службы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Епарх. 115. Л. 587). На его погребении присутствовала братия монастыря, а также племянники игум. Песношского монастыря Вассиан II (Топорков) и Досифей (Топорков) (в одном из списков «Жития прп. Иосифа, составленного неизвестным» вместо игум. Вассиана ошибочно назван архиеп. Вассиан (Санин), умерший ранее: Белокуров. 1903. С. 47). И. был погребен с юж. стороны Успенского собора - «противу алтаря в каменной палатке» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 493). Борьба с ересью жидовствующих Наиболее ранним свидетельством вступления И. в полемику с еретиками считается его Послание еп. Нифонту Суздальскому (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 160-161), датируемое 1490-1494 гг. К этому же периоду исследователи относят послания И. архим. Евфимию, Вассиану II (Санину) (Там же. С. 424. Примеч. 3; Плигузов. 1992. С. 1048-1050; иначе см.: Алексеев. 2010. С. 204-314). По-видимому, волоцкий игумен вступил в борьбу с ересью, откликнувшись на призыв Новгородского архиеп. Геннадия. В «Надгробном слове» упоминается, что он «воздвигал» на борьбу с ересью архиеп. Геннадия ( Досифей (Топорков). 1865. С. 173). В посланиях И. имя митрополита-еретика не названо, но поскольку обличительные пассажи совпадают с теми, которые читаются в тексте «Просветителя» и посвящены митр. Зосиме (Брадатому) , то можно утверждать, что относятся они именно к Зосиме. В Послании еп. Нифонту И. утверждает, что на святом престоле Московских святителей «ныне седит скверный злобесный волк… первый отступник в святителех в нашей земли», и призывает к борьбе с ним. Он обвиняет митрополита в богохульстве, в иконоборчестве, в отрицании Евангелия, в неверии во Второе пришествие Христа и в воскресение мертвых, а также в развратном образе жизни (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 160-161). Вероятно, под влиянием обличительных посланий И. и поддержавших его иерархов митр. Зосима был сведен с престола и отправлен в Симонов, а затем в Троице-Сергиев монастырь ( Зимин. 1977. С. 63). Понимая, что успех в борьбе с ересью в немалой степени зависит от позиции вел.

http://pravenc.ru/text/578410.html

в 1838 году было всех братий 29 человек 112 ; в 1840 году-34; в 1849 г. считалось уже всех 90 человек 113 . В 1861–65 годах число братии было: архимандрит Димитрий 114 ; наместник – игумен Зосима 115 ; казначей – игумен Аркадий 116 ; ризничий – иеромонах Леонид; духовник братский – иеросхимонах Гавриил 117 ; чередных иеромонахов 35; иеродиаконов 29; монахов 15; послушников и живущих на испытании 25. Всех 109 человек. С 1888 года и по настоящее время число братии Задонского Богородицкого монастыря в следующем составе: архимандрит Прокопий; наместник – игумен Леонид 118 ; казначей – иеромонах Антоний; ризничий – иеромонах Иринарх; духовник братский – иеромонах Никодим 119 ; чередных иеромонахов 16; иеродиаконов 12; монахов 7; послушников и живущих на испытании 20. XVII. Настоятели монастыря Описав степень Богородицкого Задонского монастыря и преимущества его по классу, заключим наше историко-статистическое обозрение кратким перечнем в хронологическом порядке и степени бывших здесь отцов настоятелей. Из писцовых книг и Диптиха монастырского видно, что после первых смиренных двух строителей и основателей сего монастыря благочестивых старцев схимонахов Кирилла и Герасима настоятелями в обители сей первоначально были игумены, потом с половины XVII и до второй четверти XVIII столетий – архимандриты, затем опять игумены – до 1798 года; а с 1798 года и по настоящее время исключительно уже архимандриты. Вот достопамятные имена сих отцов настоятелей. Первые строители и основатели сего монастыря – схимонахи Кирилл и Герасим 120 . Игумены 1. Прохор – упоминается в 1632 году. Сей игумен, судя по времени и как это видно из актов монастырских, был первый преемник в управлении Задонским монастырем после упомянутых благочестивых старцев Кирилла и Герасима. 2. Леонид, 3. Ефрем I 4. Ефрем II 5. Трифон – настоятельствовал в 1693–1697 годах; им сооружена вторая деревянная церковь Владимирская и возобновлен весь монастырь деревянным строением после пожара, бывшего в 1692 году. Когда скончался и где погребен – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

522 П. С. P. летоп., т. IV, 303; VIII, 295. Стоглав изд. Кожанчикова, 278–279. Тихонравов, Летописи русской литературы и древности, т. V, 1863 г., отд. III. Статья «К материлам для Истории Стоглава.» Жданов, Журн. Минист. м. Просвещ. 1876 г, август, 213–215. 524 Точное, неподлежащее никакому сомнению, известие о времени смерти Даниила найдено мною в одной рукописи Волоколамского монастыря. Рукопись содержит в себе, опись церковного имущества Волоколам. монастыря, составленную в 1545 году (7053 г.) старцем Зосимою и книгохранителем Паисием. В описи на обороте одного чистого листа, которому предшествуют несколько таких же чистых незаписанных листов, находится следующая запись: «лета 7055 (1347) майя 22.го преставися бывший Даниил митрополит всея Руси». Далее следует перечень пожертвованных митрополитом книг. Опись имущества составлена 1545 года за два года до смерти Даниила. Но запись о смерти Даниила сделана на особом листе. Почерк руки, какою написана заметка, одинаков с почерком, каким написана большая часть рукописи, но только более крупный, и запись сделана более отчетливыми чернилами. Переписывал книги инок Зосима, он же, вероятно, внес и запись о смерти Даниила, как очевидец и как должностное лицо, которому необходимо было поместить в составленную им ранее опись вновь поступившие по смерти Даниила в монастырскую библиотеку книги, что он и сделал. – Рукоп. Волоколам. монаст., в монаст. ризнице, (не разборчиво) л. 25 об. – Неизвестно, на основании каких данных некоторые историки указывают на 2-е февраля 1539 г., как на время смерти Даниила. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина, ч I, СПБ. 1818, 114–115. Очевидно, здесь смешивается год смерти Даниила с годом его низложения. 525 Выпись о начале Иосифова монаст.; рукоп. Моск. Духов. Академ. (не разборчиво) Ак. Волок., л. 73–74. Строев, Списки иерархов и настоятелей рус. церкви, 182. 527 В описи церковного имущества Волоколам. монастыря 1545 года после записи о времени смерти Даниила находится следующая, относящаяся к нему, заметка: «дал манастырю книг: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Вологодский Дмитрий Матвеевич; 5.11.1865, с. Рождественское Канского окр. Енисейской губ.- окт. 1937 (?), г. Минусинск Красноярского края), архиеп. Минусинский. Из семьи псаломщика. Окончил Красноярское ДУ (1879) и Томскую ДС (1885). 2 авг. 1887 г. рукоположен во иерея. Служил священником в храме с. Болотинского (Болотного) Томской губ. В 1892 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью канд. богословия. Настоятель Благовещенской ц. в Красноярске (с 1896) и красноярского кафедрального Рождественского собора (с 1897). Возведен в сан протоиерея. В 1909 г. назначен смотрителем Красноярского ДУ, 30 окт. 1914 г.- Пермского ДУ. Принял монашество, был возведен в сан архимандрита. Награждался наперсным крестом (1914), орденом св. Владимира 4-й степени (1913). После закрытия Пермского ДУ в 1919 г. вернулся в Сибирь, служил в храмах Красноярской епархии. 19 мая 1923 г. хиротонисан в Москве во епископа Минусинского, назначен викарием Енисейской епархии. Поскольку прежний Енисейский и Красноярский еп. Зосима (Сидоровский) перешел в обновленчество , Д. самостоятельно управлял приходами в юж. части Енисейской губ. Имеются сведения, что в это время оформилась самостоятельная Минусинская и Усинская епархия, правящим архиереем которой был Д. Первое время служил тайно, а 19 нояб. 1923 г. совершил первую архиерейскую литургию в кладбищенской Сретенской ц. в г. Минусинске. Принимал покаяние у священников, возвратившихся из обновленчества, требовал от них публичного покаяния перед верующими. Трудами Д. вернулись в каноническую юрисдикцию 95 приходов из 115, ранее захваченных обновленцами (по отчетам их руководителей, к Д. перешло не более 50 приходов). Обновленцы были серьезно обеспокоены тем, что благодаря решительным действиям архиерея в народе укрепилась «непримиримая ненависть ко всякому проявлению обновленчества в Церкви». Вместе с Д. активно обличал обновленцев настоятель Сретенской ц. иером. сщмч. Амфилохий (Скворцов ; с марта 1925 епископ Красноярский). В 1924 г. при поддержке властей обновленцы пытались захватить Сретенский храм, его настоятель был арестован. Уголовное дело власти возбудили и против Д., ему было запрещено совершать богослужения и выезжать из Минусинска. В 1925 г. на предложение обновленцев об объединении с приглашением на свой 2-й собор («Третий поместный») Д. и еп. Амфилохий ответили письмом, в котором объявили обновленческий собор неканоничным и самочинным. Отказавшись вести с обновленцами переговоры об объединении, епископы заявили: «Наше соединение с вами возможно лишь тогда только, когда вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние» ( Левитин, Шавров. С. 501).

http://pravenc.ru/text/178151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛЛ [Ахилла] († ок. 312 или 313), свт. (пам. греч. 3 июня, зап. 7 нояб.), еп. Александрийский. При еп. Александрийском Феоне был возведен в священнический сан, возглавлял Александрийское огласительное уч-ще и приобрел известность подвижнической жизнью. В 311 г., после мученической кончины еп. Александрийского сщмч. Петра I , стал его преемником. О продолжительности пребывания А. на кафедре данные источников противоречивы. За время епископства он восстановил в священническом сане Ария (отлученного от Церкви еп. Петром), хотя и не разделял его взглядов. А. был противником мелитианской ереси ( Сократ. Церк. ист. I 6). Датой смерти А. является 13 июня, однако визант. календари отмечают его память 3 июня: Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 77) и нек-рые рукописные синаксари и Минеи (напр., Paris. Suppl. gr. 152, XIII в.). Ист.: Евсевий. Церк. ист. VII 32 (30); Созомен. Церк. ист. I 15; SynCP. Col. 726. Лит.: Lightfoot J. B. Achillas (1)//DCB. Vol. 1. P. 17; Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский. [Вып.]: Александрийская патриархия: Сб. СПб., 1898. Т. 1. С. XI, 2, 115, 324, 330, 332; Prinzivalli E. Achillas//Dictionnaire encyclopedique du christianisme ancien. P., 1990. Т. 1. P. 24. И. Г. Коновалова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/77184.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАПИЙ И МАВР [Лат. Papias et Maurus] († нач. IV в.), мученики Римские (пам. 7 июня; пам. зап. 29 янв.). Сведения о П. и М. содержатся в «Страстях святого папы Марцелла и святых Сатурнина, Сисинния и Кириака диаконов» (BHL, N 5234; см. в ст. Маркелл I , св., епископ (папа) Римский). Согласно этому источнику, август Максимиан Геркулий (286-305), вернувшись из Африки в Рим и желая угодить своему соправителю имп. Диоклетиану (284-305), решил построить в его честь термы. Для этих работ Максимиан привлек арестованных воинов-христиан. Тогда были схвачены диаконы Сисинний и Кириак, к-рые вместе с благочестивыми Смарагдом и Ларгом снабжали заключенных единоверцев пропитанием и одеждой. Через нек-рое время Сисинния вместе со старцем Сатурнином, который тоже находился в темнице, привели на допрос к префекту Лаодикию. Они смело исповедовали Христа. Префект пытался заставить Сисинния и Сатурнина воскурить фимиам языческим богам, но по молитве святых медные треножники в языческом храме расплавились. Присутствовавшие при этом чуде воины П. и М. уверовали во Христа и исповедовали Его Истинным Богом. Лаодикий приказал пытать Сисинния и Сатурнина. Видя, как они мужественно переносят страдания, П. и М. вторично объявили себя христианами. Желая, чтобы воины умолкли, префект приказал бить их по устам камнями и заключить в темницу, где папа Маркелл I крестил П. и М. Через 12 дней они были доставлены на допрос. За отказ вернуться к поклонению языческим богам префект повелел жестоко избить П. и М. Претерпевая мучения, святые неустанно призывали помощь Божию и скончались. Пресв. Иоанн ночью 29 янв. похоронил тела П. и М. на Номентанской дороге, в месте, называемом ad Nymphas beati Petri (вероятно, это был баптистерий времени ап. Петра). В рим. итинерариях VII в. упоминается гробница П. на Номентанской дороге под базиликой св. Эмеренцианы, находившейся на Большом кладбище (Coemeterium Maius) (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 115, 145). Дж. Б. Де Росси предположил, что П. и М. упоминаются в вотивной надписи IV-V вв. (как «господа святые Папр и Мавролеон» - ICUR. T. 8. N 21591), однако И. Делеэ критически отнесся к данной т. зр. ( Delehaye. Origines. P. 277-278). В 50-х гг. XX в. при раскопках на Большом кладбище были обнаружены фрагменты мраморной трансенны с вотивной надписью мученикам, среди которых назван П. и, возможно, М. (ICUR. N. S. T. 8. N 21592); в т. н. аркосолии Зосима сохранилась фреска IV в. с изображением 2 воинов (предположительно П. и М.), к-рых 2 др. воина ведут, вероятно, на казнь (см.: Fasola U. M. Le recenti scoperte agiografiche nel Coemeterium Majus//Rendiconti. 1954-1956. Vol. 28. P. 75-89).

http://pravenc.ru/text/2578931.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010