См.: Игнатий Брянчанинов, свт. О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 1. М.: Паломник, 2001. С. 453. Последованиемалаго образа, еже есть мантия//Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 28. Там же. С. 25. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 17//Лествица. М.: Правило веры, 2001. С. 260. Игнатий Брянчанинов, свт. Советы относительно душевного иноческого делания. Глава 38. О нестяжании//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 250. Правило 6 Двукратного Собора. См.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Репр. воспр. изд. 1847 г. Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 5. Паисий Величковский, прп. Устав. Глава 7//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой в 2 т. М.: Паломник, 2009. Т. 2. С. 45. Василий Великий, свт. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 130. Писания старца Силуана. Глава XIV//Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 348. Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные 14//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2007. Т. 2 .С. 176. Правила святого Макария Александрийского. Правило 28//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892 г. Рига: Паломник-Благовест, 1995. С. 208. Феодор Студит, прп. 486. Послание к архимандриту готскому//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 3. С. 574. Устав прп. Иоанна Кассиана. Книга 4. Глава 6//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892 г. Рига: Паломник-Благовест, 1995. С. 558. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о монастырях и монашествующих от 31 августа (13 сентября) 1918 года. Глава 5, п. 38, примечание. См.: Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года), П.8. Правила Соборов: VII Вселенского 19, 21; Карфагенского 80; Двукратного 1, 2, 3. Правила Соборов: Апостольского 14, 15, 16; I Вселенского 4, 5, 10, 20, 23; Трулльского 17, 18, 20; Антиохийского 3, 21; Сардикийского 1, 2, 13, 15, 16; Карфагенского 54, 90.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

собрал в своей резиденции 270 епископов, к-рые торжественно осудили новых иконоборцев, низложили Антония Силейского и поклялись вместе умереть за православие. Тогда имп. Лев V решил действовать хитростью. В нач. 815 г. он посулами и угрозами склонил на свою сторону часть епископов, к-рые на поместном Соборе осудили патриарха. В сер. марта 815 г. свт. Никифор был принужден к отречению от престола и под конвоем выслан на побережье Босфора. На его место был поставлен Феодот I Мелиссин Касситера, свойственник имп. Константина V. Оппозицию иконоборцам возглавил прп. Феодор Студит, но вскоре он был отправлен в ссылку. Преследованиям подверглись и др. церковные деятели, среди к-рых был прп. Феофан Исповедник. В апр.- мае 815 г. под председательством патриарха Феодота, во всем послушного имп. воле, в храме Св. Софии состоялся Собор, претендовавший на статус вселенского. На нем присутствовали помимо епископов игумены и приглашенные светские лица. На 1-м же заседании организаторы Собора обозначили главную цель, реабилитировать решения иконоборческого Собора 754 г. В дальнейшем они принуждали правосл. епископов и игуменов к согласию с помощью оскорблений, насилий и угроз. Соборное определение (орос) не сохранилось, но может быть реконструировано на основе обличающих его сочинений свт. Никифора I и др. источников. Оно провозглашало анафему защитникам иконопочитания и отвергало Вселенский VII Собор . В отношении икон было повторено, в несколько смягченной форме, мнение иконоборческого Собора 754 г.: почитание священных изображений было осуждено как «непотребное» (χρηστον), хотя в отношении к ним и не применялось название «идолы» ( Serruys. 1903. P. 348-349). Долгое время считалось, что Собор 815 г. был лишь слабой попыткой возобновить действия решений иконоборческого Собора при имп. Константине V (754). Однако исследователи, изучавшие полемику периода «второго иконоборчества», решительно опровергли эти представления. Напротив, богословские дискуссии вокруг Собора 815 г. получили характеристику «философской кульминации» всех иконоборческих споров ( Alexander.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

предвозвещение антихриста» (преп. Феодор Студит . Послания. кн. 1. М., 2003, сс. 154 и 116). «В Церкви есть вечное и есть временное. И если догматы Православия неизменны, то выражение Божественных истин в формах культуры, в том числе культуры литургической, развивается вместе с веком» (Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. М., 2004, с. 98) 346 Эта логическая связь хорошо видна из слов иеромонаха Серафима (Роуза) : “Мы уже сейчас живем в век “онечестивившихся” епископов, о которых предсказывал преподобный Серафим, и уже сейчас повсюду встречается скрытое в той или иной мере или явное неповиновение епископам, и это становится духовной необходимостью” (цит. по: Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Указ. соч. С. 484). В итоге само монашество отца Серафима началось с бунта против архиерея и отстаивания своих “прав”, а его ученики ушли в долгое странствие по “юрисдикциям”… Но в данном случае нам важна не история самого отца Серафима, а та логика, которая выражена им предельно ясно: если сейчас время подмен, то духовно не только возможно, но и необходимо оказывать непослушание. 347 архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Миссионерство и прозелитизм/Bichuk прес-служби УПЦ. вип. 22 (липень 2003), с. 25. 348 Послание Архиерейского Синода Российской Православной (Автономной) Церкви боголюбивой пастве, клирикам и мирянам по вопросу об ИНН 351 В референтах же у него ходит бывший игумен Иннокентий Павлов («служу я в часовне греко-католической общины св. Филиппа Московского совершенно бесплатно. А жить то на что-то надо, вот я и подрабатываю литературным и консультационным трудом у м. Рафаила» 353 Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли/Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986, с. 227. 354 «Из земли-матушки достают адское топливо… Какой смысл в машинах, самолетах, во всем, что требует адского топлива?» (с. 206). 355 «Государство уже является главным врагом спасения. Это чудище многоглавое, без имени, без звания, живущее только за счет высасывания последних соков из людей, преклоняющихся перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

    На Псалмы, 119, n. 1, P.L. 37, 1597.    Amélineau, Etudes sur le christianisme en Egypte au VII siècle, 1887.     Беседа на видение Иакова, n. 95, Zingerle-Nozinger, Monumenta Syriaca, t. I, p. 26.    R.P. Louis Beirnaert, “Le symbolisme ascentionnel”, в Eranos-Jahrbuch, t. 18, 1950.     Гимны XI, 11.    Также и Афраат в Слове о молитве. Сирийский патерик, т. I, с. 146.    “Немое искусство умеет говорить”, – говорит святой Григорий Нисский (P.G. 46, 737 D).     Consécration et inauguration d’une église, Chevetogne 1957.    О церковной иерархии, IV, § 12.    Это образ апостола Иоанна, склонившего свою голову на грудь Иисуса (Ин.13:23).     О жизни во Христе, с. 147.    Библиография: О. Wulf und Alpatov, Denkmoeler der Ikonenmalerei, Dresden 1922; W. Weidlé, Les icônes byzantines et russes, Firenze 1950; Трубецкой E.H., Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках, М, 1991; P. Muratov, Les icones russes, Paris 1927; Кондаков Н.П., Иконография Богоматери: в 2 тт.. М., 1914–1915; Кондаков Н.П., Лицевой иконописный подлинник, СПб, 1906; История русского искусства (в 12-и тт.), РАН, Юнеско, 1958, тт. 1–3 (Церковная архитектура и иконопись); P. Evdokimov, “Initiation à l’Icone”, Bible et Vie Chrétienne, 19, 1958, Casterman; L. Ouspensky, W. Lossky, Der Sinn des Ikonen, Bern und Olten; Felicetti–Liebenfels, Geschichte der Byzantinischen Ikonenmalerei, Olten und Lausanne, 1956; Успенский Л.А., Богословие иконы Православной Церкви, Париж, 1989.    Фавор, место преображения Господа.    Dom Idefonse Dirks, Les Saintes Icones, Prieré d’Amay 1939, p. 44.    С 726 г. по 842 г.     Хронография Феофана, с. 825.    Так же, как и святой Иоанн Дамаскин в своем 2-м Слове.    Катакомбы Винья Рандамини, мозаики синагоги Хамман-Лиф, склеп Пальмиры, Дура-Европос.    Феодор Студит, P.G. 99, 180; 348. Также Феодорит, P.G. 80, 264.    Седьмой Вселенский собор.    “Там, где разум не может постичь с помощью слова, ему на помощь приходит икона” (Патриарх Никифор, P.G. 100, 380 D). “Если язычник попросит тебя показать твою веру, отведи его в Церковь и поставь его перед иконами” (Святой Иоанн Дамаскин, P.G. 95, 325 С). И наконец, самое важное: “С помощью моих телесных глаз, которые созерцают икону, моя духовная жизнь погружается в тайну Воплощения” (Святой Иоанн Дамаскин, P.G. 96, 1360).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Не обижайте друг друга, – говорит он, – не ссорьтесь, не смотрите друг на друга свысока, не тщеславьтесь, не хвастайтесь тем, что вы-де усерднее поёте, или работаете, что вы-де умнее, или благороднее на происхождение, или красивее по наружности, ибо обо всём этом не следует даже и заикаться. Но стяжая во всём смиренномудрие и повергая себя в послушании пред Богом и начальством, совершайте путь свой…» (2:44:559). Братия, являясь, по словам святого Отца, членами единого тела Христова, «членами честными» (2:14:494), должны кротко обращаться друг с другом, уступать при столкновениях, проникаться взаимным доброжелательством и заботиться друг о друге (1:44:308). Помимо этого, должны ободрять и помогать друг другу как в телесных трудах, так и в духовном совершенствовании, делить с каждым его горе и радость, почитая его падение и успехи общими для всего братства (1:48:315; 1:71:347–348). Если кто-либо из братии согрешит, то прямая обязанность каждого инока или самому врачевать согрешающего или, когда этого сам не может сделать, сказать об этом настоятелю. Обличающий согрешившего должен делать это в духе братской любви и по ревности к заповедям Божиим, а не по какой-либо страсти или неприязни. «Следует показать добрую ревность в отношении к тем, – советует мудрый Наставник, – которые поступают дурно: порок ненавидеть и отвращаться от него, а их самих не считать за врагов, но вразумлять, как братьев ( 2Фес.3:15 ), – чтобы вы были достойны похвалы Апостола, который говорит так: «во всем представисте себя чисты быти в вещи» ( 2Кор.7:11 ) (1:96:388). Старающемуся исправить погрешности брата, самому, однако, надо жить так, чтобы не соблазнить кого-либо нарушением заповедей Божиих или неразумным употреблением того, что позволительно иноку. Как страшно осуждение для соблазняющего, видно из слов Спасителя, вещающего: «Уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и ввержен будет в море, неже да соблазнит от малых сих единаго» ( Мф.18:6 ). Поэтому, чтобы не подпасть под это страшное осуждение, должно с осторожностью наблюдать за каждым своим словом и поступком.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Всячески должно остерегаться ему, чтобы не возвратиться назад и не усвоить себе вновь того, от чего отрёкся (2:51:579); помнить, чтобы «не оказаться позади живущих по-мирскому» (2:77:647). «Ибо насколько монах почтен, – говорит преподобный Феодор, – настолько же ответит за порочность своего жития» (2:48:570). Жизненным законом для монаха должно быть исполнение в точности заповедей Господних; ни о чём другом не должен помышлять он и ничего другого желать, «как только угодить Богу посредством умерщвления страстей и стяжаний добродетелей» (3:58:797). Всяким хранением он должен блюсти своё сердце, не давая места диаволу, но тотчас же отражая его нападения. Неслучайно поэтому преподобный Феодор определяет монашество как «искусство искусств и науку наук» (1:95:385), «духовное мученичество» (3:15:699). Необъятный подвиг мученичества не есть, однако, нечто чрезвычайное в Церкви; мученики – все те, кто живёт благочестиво, кто истинно любит Бога. «Человек боголюбивый предпочитает каждый день умирать за Христа. Так жили все святые, такими намерениями они торжественно засвидетельствовали свою пламенную любовь к Богу» (1:78:358–359). Самой совершенной формой подвижничества преподобный Феодор признавал жизнь монастырскую, общежительную. Последняя предпочиталась преподобным как представляющая наиболее удобные и совершенные условия для осуществления главных иноческих обетов, тогда как жизнь одиночная, в форме анахоретства или отшельничества, представляла много поводов к соблазну, особенно для новоначальных иноков, неокрепших в духовной жизни и неустойчивых в исполнении заповедей монашества. Всякое обособление от братства, по словам преподобного, служит причиной падения. «Чем становится овца, отторгшаяся от стада? Не добычей ли зверя? – Так и тот, кто отторгается от братства» (1:71:348). «Я жалею, – говорит в другом месте святой Отец, – и оплакиваю тех, которые… живут обособленно, так как они находятся на виду, как готовая добыча для диавола» (1:101:397). Не раз преподобный Феодор подтверждал это конкретными примерами падших иноков (6:107:470).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ход заседаний и прений собора не известен: но, не впадая в большую погрешность, можно думать, что деятельное участие в обсуждении занимавших собор вопросов принимало твердо убежденное меньшинство, быть может, не более десяти лиц, что обсуждение это велось по заранее составленной программе и обставлялось заранее заготовленными доказательствами 112 . Ниже мы будем иметь случай вернуться к подробному обозрению этих доказательств, а теперь заметим только, что они были подобраны и формулированы мастерски и в отношении точности выражений, последовательности, ясности и силы не оставляли желать ничего лучшего для иконоборцев 113 . Долгое время они не находили соответствующего опровержения со стороны православных. Вполне подорвать ρος 754 г. удалось только такими литературным гигантам 9 в., какими были патриарх Никифор и Феодор Студит . Принимая во внимание это обстоятельство, а также то, что литературная защита иконопочитания до 754 г. была слаба и имела немногих представителей, едва ли нужно подыскивать какие-либо другие объяснения того поразительного с первого взгляда факта, что 348 епископов империи единодушно предали анафеме иконопочитание. О насильственном давлении на собор со стороны императора не может быть и речи: 7-й вселенский собор не обмолвился об этом давлении ни одним словом, хотя трудно было бы ожидать, чтобы он упустил случай отметить главное условие незаконности определений 754 г., если бы такое условие имело место в действительности 114 . В числе побуждений, подогревавших ревность главных деятелей собора, можно отметить только то обстоятельство, что со смертию патриарха Анастасия преемник ему не был назначен до окончания соборных заседаний. Справедливо догадываются, что вакантная столичная кафедра по мысли Константина должна была напрягать усердие тех епископов, которые мечтали занять ее 115 . Осуждение иконопочитания на соборе 754 г. имело громадные последствия: оно дало в руки правительству такое оружие, какого последнее до сих пор не имело. Противодействие указам императора теперь становилось сопротивлением не власти, вторгающейся незаконно в не принадлежащую ей область, а – неповиновением церкви, отвергшей иконопочитание в лице ее представителей, имеющих полномочия по вопросам веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Точный текст: " ...Будем жительствовать достойно Главы нашей... как сотелесники и соучастники и сонаследники Его (Христа. - С. Ф.)... Оскверняющий тело уже не член Христов, злопамятствующий... другою какою-либо страстью обладаемый не член Христов и потому недостоин причащаться Святых Тайн " (преп. Феодор Студит. Малое оглашение//Творения. СПб., 1907. Т. 1. С. 246). Слова. Вып. 1. С. 277-278. Там же. Вып. 2. С. 335. Точный текст: " ...внесенная в растворение Святого Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго: часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приемлет от принесенной за него жертвы. Поэтому священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби. " Сего ради, - вопиет Павел, - в вас мнози немощни и недужливи, и спят доволни " " (цит. по: Дмитриевский. С. 422-423). Ср. в молитве перед св. Чашей: " Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн " . - Ред. Добротолюбие. М., 1889. Т. 3. С. 375. Там же. С. 418-437. Св. Димитрий Ростовский. Таинство святейшей Евхаристии//Творения. 1910. Кн. 1. С. 85. Цит по: Дмитриевский. С. 256. Древний Патерик. С. 348. Священник Павел Флоренский. Радость навеки. Сергиев Посад, 1907. С. 4-5. Св. Иоанн Златоуст. Беседа против кафаров//Творения. СПб., 1906. Т. 12, кн. 1. С. 319. Георгий Задонский. Указ. соч. С. 577. (Смысл первой части приведенной цитаты - " грешников бо... не престанет " - в контексте всего высказывания св. Тихона таков: " Потому говорим мы о них: " И грешников слушает Бог " , что грешник будет грешником до тех пор, пока не перестанет грешить " . - Ред.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

326 Из отчёта Саратовского губисполкома в особую комиссию КССХ при ВЦИК о кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. С. 138. 330 См.: Васильева О.Ю. Изъятие церковных ценностей в 1922 году: некоторые аспекты проблемы/Религия, общество и государство в 20 веке. Материалы конференции. М., 1991. 336 На соборе 869 года был один из самых рьяных обвинителей против Фотия. Им написано письмо к патрицию Мануилу, где с враждебной точки зрения изложена история избрания и первого правления Фотия. Впоследствии примирился с Фотием и был с ним в дружеских отношениях. 342 См.: Огицкий Д.П., проф. Профессор Фр. Дворник о патр. Фотии I//Богословские труды. М., 1985. 26. С. 245. 346 Очень важно сделать правильные выводы из 1-й и 2-й частей этой главы. В этом помогает католический учёный Фр. Дворник, выставляя и оценивая святого Фотия с лучшей стороны. В то время как даже русские учёные идут на поводу у западных историков, которые неприглядно оценивают Фотия. Например, см.: Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, 1964. С. 536. 347 Искать кандидата среди игнатиан решительно не хотел Варда. А проведение на патриаршую кафедру кандидата из партии Асбесты могло вызвать ожесточённый отпор со стороны игнатиан и создать новую смуту. 348 Это видно из письма Римского папы Николая I императору Михаилу III. См.: Dvornik Fr. The Photian schism. Cambridge, 1948. P. 48. 353 Россейкин видит в этом отказе две причины. Первая – скромность, которую он не принимает в расчёт. Далее он, правда, принимает на веру искренность этого отказа, полемизируя с Гергенретером. Хотя отказ кандидатов был обычным явлением: отказываются Игнатий, Николай Студит, папа Николай спасается от избирателей бегством, Адриан II долго уклонялся от избрания. Вторая причина – сложность создавшегося положения, а именно: отказ Игнатия дать отречение (выше уже говорилось о противоречии у Россейкина в данном вопросе) и отсутствие единодушия среди епископов. См.: Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского . Сергиев Посад, 1915. С. 69–70.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

665 La prière des Eglises de rite byzantin , Mercenier, t. V, I partie, p. 39, 52. 666 На Псалмы , 119, n. 1, P.L. 37, 1597. 667 Amélineau, Etudes sur le christianisme en Egypte au VII e siècle , 1887. 668 Беседа на видение Иакова , n. 95, Zingerle-Nozinger, Monumenta Syriaca , t. I, p. 26. 669 R.P. Louis Beirnaert, “Le symbolisme ascentionnel”, в Eranos-Jahrbuch , t. 18, 1950. 670 Гимны XI, 11. 671 Также и Афраат в Слове о молитве. Сирийский патерик , т. I, с. 146. 672 “Немое искусство умеет говорить”, – говорит святой Григорий Нисский (P.G. 46, 737 D). 673 Consécration et inauguration d’une église , Chevetogne 1957. 674 О церковной иерархии, IV, § 12. 675 Это образ апостола Иоанна, склонившего свою голову на грудь Иисуса (Ин.13:23). 676 О жизни во Христе , с. 147. 677 Библиография: О. Wulf und Alpatov, Denkmoeler der Ikonenmalerei , Dresden 1922; W. Weidlé, Les icônes byzantines et russes , Firenze 1950; Трубецкой E.H., Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках , М, 1991; P. Muratov, Les icones russes , Paris 1927; Кондаков Н.П., Иконография Богоматери : в 2 тт.. М., 1914–1915; Кондаков Н.П., Лицевой иконописный подлинник , СПб, 1906; История русского искусства (в 12-и тт.), РАН, Юнеско, 1958, тт. 1–3 (Церковная архитектура и иконопись); P. Evdokimov, “Initiation à l’Icone”, Bible et Vie Chrétienne , 19, 1958, Casterman; L. Ouspensky, W. Lossky, Der Sinn des Ikonen , Bern und Olten; Felicetti–Liebenfels, Geschichte der Byzantinischen Ikonenmalerei , Olten und Lausanne, 1956; Успенский Л.А., Богословие иконы Православной Церкви , Париж, 1989. 678 Фавор, место преображения Господа. 679 Dom Idefonse Dirks, Les Saintes Icones , Prieré d’Amay 1939, p. 44. 680 С 726 г. по 842 г. 681 Хронография Феофана , с. 825. 682 Так же, как и святой Иоанн Дамаскин в своем 2-м Слове . 683 Катакомбы Винья Рандамини, мозаики синагоги Хамман-Лиф, склеп Пальмиры, Дура-Европос. 684 Феодор Студит, P.G. 99, 180; 348. Также Феодорит, P.G. 80, 264. 685 Седьмой Вселенский собор. 686 “Там, где разум не может постичь с помощью слова, ему на помощь приходит икона” (Патриарх Никифор, P.G. 100, 380 D). “Если язычник попросит тебя показать твою веру, отведи его в Церковь и поставь его перед иконами” (Святой Иоанн Дамаскин, P.G. 95, 325 С). И наконец, самое важное: “С помощью моих телесных глаз, которые созерцают икону, моя духовная жизнь погружается в тайну Воплощения” (Святой Иоанн Дамаскин, P.G. 96, 1360).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010