Апостолы, получив повеление от иудеев не учить во имя Христово, говорили: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? ( Деян.4:19 ); и еще: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ( Деян.5:29 ). Это же и подобное следовало сказать и тем, чтобы Бог прославился чрез них, чтобы сделать назидание православным, чтобы утвердить монастыри, чтобы укрепить страждущих в ссылках. Почему же мы предпочитаем монастыри Богу и получаемое от того благополучие страданию за благо? Где слова: глаголах пред цари и не стыдяхся ( Пс.118:46 )? Где изречение: се, устнам моим не возбраню ( Пс.39:10 )? Где слава и сила нашего звания? Как блаженные Савва и Феодосий в то время, когда император Анастасий предался нечестию 599 , пламенно восстали в защиту веры, то анафематствуя лжеучителей в Церкви, то свидетельствуя в тех письмах, какие посылали к императору, что они готовы скорее потерпеть смерть, нежели изменить что-нибудь из постановленного? [Col. 1121] Эти же господа игумены, как рассказывают, говорят: «Кто мы такие?» Во-первых, христиане, которые теперь должны непременно говорить; потом монашествующие, (267) которым не следует ничем увлекаться, как не привязанным к миру и независимым; далее игумены, которые отклоняют соблазны от других и никому не должны подавать повода к искушению: да служение, говорит апостол, беспорочно будет ( 2Кор.6:3 ). А какой соблазн и искушение или, лучше, унижение произвели они собственноручною подписью, об этом нужно ли говорить? Ибо если молчание есть отчасти согласие, то насколько позорно утверждение этого согласия подписью пред целою Церковью? Еще вы говорите, что, «скрытно священнодействуя, Никифора 600 поминают», тайно и все патриции, не говоря о других, остаются православными. Но что говорит Христос? Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ), а противное тому в случае отречения; и если они дали собственноручную подписку только не сходиться друг с другом, то и это то же самое. Ибо как они будут соблюдать сказанное Христом: приходящего ко Мне не изгоню вон ( Ин.6:37 )? Приходит кто-нибудь, спрашивая и желая научиться истине, игумен ли или кто другой, что же ответит ему игумен? Очевидно, [это]: «Я получил повеление не говорить; и о, если бы только так! но и не принимать тебя в монастырь и не иметь общения». А Христос говорит: прими и научи, если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Евр.10:38 ). Итак, они дали подписку

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Апостолы слышали и видели Богочеловека и проповедали о Нём, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Если мы не видели Иисуса Христа, то это не значит, что мы не можем видеть образ, напоминающий о Нём, ведь мы не слышали и проповеди Господа, но это не значит, что мы не можем прочитать о том, чему Он учил, в Евангелии, чтобы помнить Его заповеди и следовать им. Христос «нигде не повелел апостолам начертать даже краткое слово» (преподобный Феодор Студит ) (9), однако никто из христиан не отрицает Нового Завета как истинного свидетельства о Его славе. И немногие христианские конфессии воздерживаются от изображения Христа, Пресвятой Девы и апостолов в Библии для детей потому, что это помогает представить и понять прочитанное (наукой установлено, что глазные нервы у человека в 25 раз толще, чем ушные, а значит, мы запоминаем то, что увидели, гораздо лучше. Как гласит народная мудрость, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Вспомним апостола Фому, который усомнился в том, что  Иисус воскрес. И Спаситель, показав ему раны Свои, сказал: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ). Сказал так потому, что знал – апостолы смогут засвидетельствовать о Христе словами, но передать Его внешний облик, не имея ни фотоаппарата, ни видеокамеры, будет крайне затруднительно. Ведь изображения, сделанные красками, не являются документальным свидетельством, и тот, кто их видит, может верить, а может не верить в то, что они отображают действительность. 6. Мессия Христос пришел на землю не для того, чтобы нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ). Он не отверг храма со святыми изображениями, но освятил почитание храма собственным примером и учением. Спаситель Сам ходил для поклонения Богу в храм Иерусалимский: Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник ( Лук.2:41,42 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Благодать вам и мир, скажу словами апостола, от Бога Отца нашего (343) и Господа Иисуса Христа, Надежды нашей ( Гал.1:3 ), за Которого и ради Которого это гонение, скорбь и притеснение, удаление в пустыни и ссылка, заключения под стражею и мучения и все прочие ежедневные бедственные обстоятельства и события. Поэтому, возлюбленные братия мои, желая доставить какое-нибудь утешение за отсутствием смиренной нашей особы, мы посылаем вам это послание, извещая, что непрестанно воспоминаю о вас в смиренных молитвах наших ( Рим.1:9, 10 ), воспоминая и представляя себе каждого из вас, со слезами и воздыханиями воздевая руки к Богу, чтобы мы как приняли на себя подвиги за истину и [Col. 1132] вышли с одним духом и одной душою, как бы из гнезда, из наших священных мест подвижничества, так и пребывали до конца силою Господа, имея ту же веру, ту же любовь... единодушны и единомысленны ( Флп.2:2 ) и содержа учение истины, проповеданное и написанное перед глазами и в слух всей твари поднебесной, именно: поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, преславной и блаженной Троице, по богословскому учению; исповедовать, что одно из [Лиц] Троицы, Сын и Слово Божие, Господь наш Иисус Христос , уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Флп.2:7 ), в образе нашем представляется и изображается в телесном виде, так как Он есть совершенный Бог и вместе человек, столько же подлежащий описанию, подобно нам, которых и естество Он принял, сколько чуждый этого по неописуемому естеству Божескому. Ибо не Ангелов, говорит где-то Писание, восприемлет, хотя и им свойственно принимать образ, как видели те, кто взирал Духом, но восприемлет семя Авраамово. Посему он должен был во всем уподобиться братиям ( Евр.2:16–17 ). Пусть же скажут христоборцы, как возможно семени Авраамову не изображаться на иконе? Как Он будет во всем подобным нам, братом которых Он назвался, если оказывается, что Он не получил свойства описуемости, подобно нам, братьям Его? Тогда Он не будет ни братом, ни подобным нам, поэтому Он и не человек. Такое (344) заключение следует из их слов, что Христос не изображается на иконе, подобно нам; так они разрушают спасительное Домостроительство, подобно манихеям, валентинианам и маркионитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Бог исполнял молитвы святых, которые соблюдали и исполняли заповеди Божии и когда они жили здесь, на земле и сейчас, когда они находятся на небе» (прп. Иустин Попович) . 23). А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. Апостол «непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности… Стало быть, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас и следовательно, не все равно, как верить. У него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе! Любовь идет от Бога и ведет к Богу, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его, стало быть и веровать, вера есть источник любви» (свт. Феофан Затворник ). 24). И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. «Он со Своей благодатной силой присутствует в каждой заповеди. «Господь сокрыт в Своих заповедях», – говорит святой Марк Подвижник . Господь помогает каждому борющемуся в соблюдении заповедей Его. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам. Это значит, что христианин никогда не один, но он, – сожитель и соработник Трисвятого Бога» (прп. Иустин Попович) . Четвертая глава 1). Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. «Если будем исполнять (это) апостольское наставление, мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или предложен нам какой-либо догмат, очищено ли это Божественным, Небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия» (прп. Иоанн Кассиан ). «Бывают и ныне (чудесные) знамения, как слышим. И неудивительно; ибо благодать Духа, как тогда действовала, так и ныне действует неоскудно. Однако ж не следует без разбора верить всему разносимому молвой; ибо, многим еретикам и нарушителям заповедей Божественных, как древле, так и ныне попускалось и попускается творить похожие на знамения дивности. Так что не следует таковыми увлекаться, но надлежит испытывать, истинные ли они ученики Господни, по тем признакам, кои предал нам Господь» (прп. Феодор Студит ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Божественный Кирилл и в другом месте говорит, что благодаря Причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: " Честная Кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в Духе " . Святой Феодор Студит чудесно описывает пользу, которую каждый получает от частого Причащения: " Великую силу имеют слезы, умиление, но прежде всего и более всего - Причащение Святынь, по отношению к которым видя вас, не знаю почему, расположенными нерадиво, я очень удивляюсь. Если будет воскресенье, вы еще приступаете к Таинству, если же Литургическое собрание случится в другой день - никто не причащается. Хотя в монастыре желающему можно было бы причащаться каждый день. Теперь же Литургия совершается реже, но вы и при этом не причащаетесь. Говоря же это, я не имею в виду, чтобы вы захотели причащаться просто так и как случится, ибо написано: " Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе " (1Кор.11,28-29), - не различая, где Тело и Кровь Господа. Не для того я говорю, да не будет! Но для того, чтобы с желанием Приобщения насколько возможно мы очищали себя и делали себя достойными этого дара, ибо причастием жизни является предлежащий Хлеб, сшедший с небес. Если кто будет есть от этого Хлеба, будет жить вовек: " Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира " . И снова: " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин.6,56). Видишь непостижимый дар? Он не только умер за нас, но и Самого Себя предложил нам в пищу. Что может быть большим знамением крепкой любви? Что может быть спасительнее для души? К тому же обычную пищу и питие никто не отказывается есть каждый день, а если и не поест - чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни, и не обычного питья, но Чаши бессмертия, то мы относимся к ним как к вещи неважной и не абсолютно необходимой. Что может быть более безумным и безрассудным? Впрочем, как бы дела ни обстояли до сих пор, на будущее, прошу вас, будем оберегаться, зная силу дара, и, насколько возможно, очищенные да причащаемся Святынь. И если случится, что мы заняты какой-нибудь работой, как только зазвучит колокол, да оставляем дело и идем причащаться Даров с великой охотой. И это (как я думаю или, вернее, как истинно на самом деле) будет нам очень помогать, так как подготовка ко Причащению будет хранить нас в чистоте. Если же мы будем равнодушны к Приобщению, то как избежим того, чтобы работать страстям? Да будет же нам Причащение проводником в жизнь вечную "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

Братия и отцы. Изречение Боговдохновенного Писания следующее: Аз любящия Мя люблю, ищущии же Мене обрящут Меня ( Притч.8:17 ). И признак любви указывает оно, говоря: любяй же наказует прилежно ( Притч.13:25 ). Так как и я, смиренный, для этого поставлен над вами, то в предшествующем оглашении по необходимости порицал вас, не яко да оскорбитеся, – дерзаю сказать слово апостола, – но любовь да познаете, юже имам изобильно к вам ( 2Кор.2:4 ), печалясь с вами во время скорби вашей и радуясь с вами при вашей радости. Ибо на кого другого мне и смотреть или о ком другом печалиться и радоваться, как не о вас? Вы мои и братья, и дети; и отцы, и друзья; и родные, и возлюбленные, и желанные; [вы] и радость, и венец, и все другое, что служит для означения родства. Свидетельствую, что и вы относитесь ко мне так же и не обращаетесь ни к родителям, ни к братьям, ни к родству, ни к отечеству и ни к чему другому из того, что видимо, но только к Богу и после Бога – к моему смирению. И благодарение Богу, так соединившему нас во Святом Духе, чтобы мы любили и были взаимно любимы, служили [другим] и от других принимали услуги, – едино тело и един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего ( Еф.4:4 ). Поэтому, братия, будем радоваться и сорадоваться друг другу и не будем смущаться из-за того, что вам часто приходится подвергаться порицаниям, но будем переносить наставление долготерпеливо, потому что оно [совершается] по любви [к вам] и для общей пользы. Ибо написано: сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемы егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет ( Притч.3:11–12 ). И апостол говорит: аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог . Который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове ( Евр.12:7–8 ). Спасение через скорби, по подражанию Христу. Затем, богатство и власть и другие желательные людям вещи не без труда достаются, но с великим усилием и трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Будьте внимательны на своих послушаниях, не ломайте небрежной работой нужных вещей и инструментов: повозки, плуга, писала, топора, памятных досок, чашки и т. п.; вследствие этого у вас происходит в работе остановка, и это свободное время, которое нужно было бы употребить на духовное дело, у вас тратится на пустяки. Напоминаю также вам насчет пищи: не преступайте того, что я определил, дабы вам не разлениться. Ибо не уклонися, сказано, ни на десно, ни на лево ( Нав. 1:7 ), но шествуйте царским путем, ибо дела весьма тяжелы, а для кого они хоть и не кажутся такими, все-таки воздержание для него будет очень трудно. Проявляйте в своих делах как можно больше во всем усердия и молите Бога о милости против невидимых и видимых врагов 191 , во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Оглашение 41 О том, чтобы проводить время в труде и за работами и таким путем достигать вечных благ Отцы мои, братия и чада. Так как у меня болят ноги, то я не могу явиться на исполняемые вами работы, и это меня печалит немало. Правда, я не принесу вам никакой пользы своим присутствием, но я желал бы видеть и ободрять каждого из вас в его рвении, послушливости, терпении и трудолюбии, а также наблюдать и смотреть за тем, как вы все стараетесь и несете духовные и телесные труды. И я вот молюсь Богу моему, да не оскудеет твердость ваша (см. Лк. 22:32 ), да не ослабеет ко мне, ничтожному, ваша духовная любовь (см. Мф. 24:12 ), но да будете утверждени в томже разумении ( 1Кор. 1:10 ) и в том же образе мыслей и да исполняете заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Величие монашеского труда И вы, чада мои, состоящие на послушании, Нил честной, Досифей, Тифой 193 , Афре и Дий (всех перечислять у меня нет времени), – смотрите, как вы принимаете указания старших, как слушаетесь, как поступаете. Да не будет у вас, чада мои, смеха, преогорчевающего Господа. Да не замечается у вас опечаливающего Святого Духа празднословия, а также взаимных огорчений, ибо апостол сказал: всяка горесть, и гнев, и ярость да возмется от вас, со всякою злобою ( Еф. 4:31 ), а также: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим ( Еф. 4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Быть может, вы скорбите по поводу того, что я говорю; и я замечаю, что вы [и действительно] скорбите; но и я говорю, страдая и как имеющий в день Суда дать отчет о каждом из вас. Увещание. Но так как написано: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор.6:2 ), то удалим, братия, пороки из своих душ, научимся делать добро, явимся чистыми пред нашим Благодетелем, прежде даже не приити дню Господню великому и просвещенному ( Деян.2:20 ), в который мы дадим отчет даже за праздное слово, чтобы, перешедши из этой жизни, насколько возможно, с доброю совестью, мы получили жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 96. Об отделении брата Картерия 221 и наставление о единодушии и мире Братия и отцы. Часто беседуя с вами [в настоящее время], я по-видимому [уже] не имею необходимости [более] беседовать, так как вы уже усовершенствовались, в чем следовало, и не нуждаетесь в напоминании. Однако, как я теперь вижу, [беседовать снова] весьма необходимо, так как и при таких моих [частых] беседах в некоторых из вас не перестает действовать возмущение и мятежничество. Потому я и удивляюсь, как те, которые должны быть учителями, судя по времени, все еще понапрасну младенчествуют, поступая неразумной [даже] безрассудно. Недостаток любви. Причина же – недостаток любви. Ибо если, по апостолу, любы долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит ( 1Кор.13:4–7 ), то очевидно, что, когда она отсутствует, берет силу противоположное – неверие, отчаяние, нетерпение, раздор, самомнение. И как, находясь в таком состоянии, мы можем быть достойны называться учениками Господа, когда Он взывал и говорил: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 )? И опять в другом месте: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В Ветхом Завете Бог ставил пророков стражами вдохновенной проповеди во Святом Духе на протяжении их жизни. Так же и в Церкви. Бог призывает монахов на смотровые башни пророков и мучеников для возвещения жизни будущего века. Они стоят выше смерти, принимают на себя Божественные обетования во плоти, прообразуют грядущее Царство. Святой Антоний и блаженные отцы его эпохи: святой Пахомий, основатель и устроитель общежития, Василий Великий , внесший усовершенствования в монашеское житие, пришедшие за ними Савва Освященный, святой Феодосий, затем Феодор Студит , святой Афанасий Афонский и многие другие, каждый в свое время, воспитали сотни сотен монахов и возвели тысячи тысяч духовных твердынь, которые направляли по пути духовному и молодых юношей, детей, и стариков. Каждый из них, как некогда пророк Моисей, однажды услышал глас Божий: Взойди ко Мне на гору и будь там ( Исх. 24:12 ). И вот результат: И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и сошла слава Божия ( Исх. 24:15–16 ). Бог призывает монаха на служение лично, в конкретном месте и в определенный час, подобно пасхе – это переход из тела душевного в тело духовное ( 1Кор. 15:44 ). И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор. 15:49 ). И этот переход есть отречение от мира, удаление в пустыню, то есть в монастырь, восхождение на гору Божию. Нельзя оставить без ответа воззвание Христа, обращенное ко всем: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возъми крест свой, и следуй за Мною ( Лк. 9:23 ). Сам Христос, словом побуждавший толпы людей, ходивший по земле и чудотворивший, уходил в пустынные места и молился ( Лк. 5:16 ). Большинство монастырей было основано безмолвниками, многие из которых жили в пещерах и лишь потом были вынуждены выстроить великолепные архитектурные сооружения с целью служения душе и радения о Духе. Эта цель ктиторов-исихастов остается и по сей день ненарушимым рубежом, а исихастский дух продолжает оставаться главным критерием для монаха. Но время бежит, и мы бежим вместе с ним. Поэтому нам нужно «задержаться» и посмотреть на жизнь Отцов, на «иного жития вечнаго начало» 3 . Как апостолы и их преемники основывали Поместные Церкви, так и преподобные ктиторы закладывали очаги апостольской жизни, устраивали повсюду храмы и подворья ради достижения Божественной любви и осуществления встречи человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

В Ветхом Завете Бог ставил пророков стражами вдохновенной проповеди во Святом Духе на протяжении их жизни. Также и в Церкви. Он призывает монахов на смотровые башни пророков и мучеников для возвещения жизни будущего века. Они стоят выше смерти, принимают на себя Божественные обетования во плоти, прообразуют грядущее Царство. Святой Антоний и блаженные отцы его эпохи: святой Пахомий, основатель и устроитель общежития, Василий Великий , внесший усовершенствования в монашеское житие, позднейшие основатели монастырей – такие, как Савва Освященный, святой Феодосий, затем Феодор Студит , святой Афанасий Афонский и многие другие каждый в свое время воспитали сотни сотен монахов и возвели тысячи тысяч духовных твердынь, которые направляли по пути духовному и молодых юношей, детей, и стариков. Каждый из них однажды услышал глас Божий, как это произошло с Моисеем: Взойди ко Мне на гору и будь там ( Исх. 24:12 ). И вот результат: И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и сошла слава Божия ( Исх. 24:15–16 ). Бог призывает монаха на служение лично, в конкретном месте и в определенный час, подобно «пасхе» – это переход из «тела душевного» в тело духовное ( 1Кор. 15:44 ). Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор. 15:49 ). И этот переход есть отречение от мира, удаление в «пустыню», то есть в монастырь, восхождение на гору Божию. Нельзя оставить без ответа воззвание Христа, обращенное ко всем: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною ( Лк. 9:23 ). Сам Христос, словом побуждавший толпы людей, ходивший по земле и чудотворивший, удалялся в пустынные места и молился ( Лк. 5:16 ). Большинство монастырей было основано подвижниками, многие из которых жили в пещерах и лишь потом были вынуждены выстроить великолепные архитектурные сооружения для служения душе и радения о Духе. Непреступаемыми рубежами стали основы общежития, заложенные ктиторами монастырей, а успехи на стезе подвига безмолвия доныне служат критерием оценки истинного духа монаха. Но время бежит, и мы движемся вместе с ним. Поэтому стоит хотя бы иногда «отставать» и смотреть на жизнь отцов, на «иного жития вечнаго начало» 299 . Как апостолы и их преемники основывали поместные Церкви, так и преподобные ктиторы закладывали очаги апостольской жизни, устраивали повсюду храмы и подворья ради достижения Божественной любви и осуществления встречи человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010