12. Что такое религиозная вера? Вера есть окончательное постижение собственным опытом, что бытие и господство невидимого Бога являются неоспоримой истиной, которая живет в душе, как потребность высшого блага. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Ebp. XI, 1 ). »Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» ( Евр. Х, 35 ). «Не должно приходить в колебание или сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя-бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры» (Св. Василий Вел., Творен, т. II, «Нравств. правила», пр. 7-е). 13. Что значит для христианина – веровать в Бога? Для христианина веровать – значит: а) быть проникнутьм убеждением, что невидимый Бог открылся человеку в явных образах и деяниях; б) ощущать в себе непрестанное Божие промышление; в) принять всем сердцем Христово евангелие, как закон своей жизни; г) открыто исповедывать свою веру, подтверждая ее своей деятельностью. а) " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самым делам« ( Uoah. XIV, 11 ). «Вера в Господа, как Сущаго, есть для души источник жизни. Как представить Сущаго? – Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь есть» (Свят. Иоанн Кроншт., «Моя жизнь во Христе», ч. II, стр. 407). б) «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их? Вы не гораздо ли лучше их» ( Mф.VI, 26 ). » Но помните, что очи Его – очи Божеския и уши Его – уши Бога вездесущаго « («Моя жизнь во Христе» ч. I, стр. 14). в) «... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Ebp. III, 14 ). г) »Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия на спасете всякому верующему» ( Puм. I, 16 ). " Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царствие Небесное, но исполняющей волю Отца Моего Небеснаго» ( Mф.VII, 21 ). § 36. Символ веры православной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Лишив себя этого блаженства или постоянного общения с Богом, человек стал мало-помалу забывать своего Творца, несмотря даже на то, что все в мире свидетельствует о Нем: «небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь« 403 . »Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им: ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира, чрез рассматривание творений, видимы, так что они безответны " 404 . Но Бог как любвеобильный Отец, зная, что человек, по забвению своего Творца, все более и более будет уклоняться в сторону порока, решил воздействовать при посредстве поразительных явлений, т.е. чудес, и этим самым вести человека к религиозно-нравственному усовершенствованию, к Царству Божию. Как премудрость и любовь Божии, так и все могущество Божие является основанием возможности чуда. «Бог обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать» 405 . Никто и ничто не может воспрепятствовать Ему или остановить на мгновение совершение Его воли 406 . Кроме свидетельства Св.Писания о делах всемогущей воли Божией, можно находить бесчисленные прямые удостоверения этого свойства Божия как в Св.Писании 407 , так и в святоотеческой письменности 408 . Чудо, по самому существу своему, немыслимо без этого свойства Божия. Только Тот, Кто может сделать все, что хочет и как хочет, – только всемогущий Бог может сотворить поразительное, сверхъестественное, необычное деяние – чудо, великое и непосильное для ограниченных сил, не только ввиду их подчинения законам природы, но и вследствие того, что чудо есть действие, направляющее погибающего человека к вечному спасению. Высота цели, ради которой и творится это сверхъестественное деяние, всего более говорит об исключительности своей причины и свидетельствует о всемогуществе Божием. Бог – неограниченный, всемогущий Владыка мира и человека, сотворивший все Своей свободной, всемогущей волей 409 , есть абсолютно самостоятельное Существо и в бытии мира и человека нисколько не нуждается, тогда как мир как творение Бога зависит от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Сихем лежит к северу от горы Гаризим, в долине, которая отделяет ее от горы Гевал. Краткая историческая справка – Самария: Название Самария означает “сторожевое место” или “сторожевая башня”. Самарией называлась центральная область земли Ханаанской, граничащая с Галилеею на север и с Иудеею на юг. Здесь заключались уделы части колена Ефремова и Манассиина, а в настоящее время в нем находятся области Арефская и Наблусская. В области Арефсской находились город Кесария и гора Кармил, а в Наблусской – Сихем и город Самария. Имя Самарян носит тот народ, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Поселенцы царя смешались между собою и вступили в браки с дочерьми оставшихся Израильтян. Так Самаряне отличались как от Иудеев, так и от язычников. На горе Гаризим они соорудили свой собственный храм. Они приняли Пятикнижие Моисеево и вместе с тем делали себе языческих идолов. Самаряне также ожидали Мессию, что видно из беседы Господа с самарянкой. Сегодня Самаряне имеют список Пятикнижия Моисеева, написанный во времена начала жизни Израильтян в Земле Обетованной Авишуем ( 1Пар. 6, 45–50 ), четвертым первосвященником Иудейским, сыном Финееса, внуком первосвященника Елеазара, правнуком Аарона. Ныне на горе Гаризим находятся руины древнего храма и синагоги. 12 часов Ин. 4, 4–42 : Беседа с самарянкой 404 . Обращение самарян. Ин. 4, 43–45 : Следование Иисуса Христа в Галилею. Пророчество о служении в Галилеи: Ис. 9, 1–2 : “Прежнее время умалило землю Завулонову 405 и землю Неффалимову 406 ; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет”. Галилея Лк. 4, 14–15 : Начало проповеди в Галилее. Радостное восприятие слов Спасителя. 27 или 28 год по Р.Х. Кана Ин. 4, 46–54 : Исцеление 407 сына капернаумского царедворца 408 . 28 год по Р.Х. Назарет Лк. 4, 16–30 : Проповедь 409 Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Первое отвержение Иисуса Христа в Назарете. Желание народа убить 410 Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Господь Иисус Христос почтил своим присутствием и гораздо более поздний по происхождению праздник Обновления. «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» ( Ин. 10:22–23 ). Лет за двести до этого учредил это торжество Симон Маккавей и «установил каждогодно проводить этот день с веселием» ( 1Мак. 13:52 ). Главными Ветхозаветными праздниками, без сомнения, были Праздник Пасхи и Опресноков. Вечером четырнадцатого дня первого месяца Нисан начинали праздновать Пасху Господню, а на следующий день наступал Праздник Опресноков, после чего надо было семь дней есть опресноки ( Лев. 23:5–6 ; Чис. 28:16–17 ). В эти дни воспоминалось спасение народа из египетского рабства. Все благочестивые израильтяне праздновали эти дни. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» ( Лк. 2:41 ). С двенадцати лет ходил туда и Господь (например, Ин. 2:13 ). Когда приблизилось время Страданий Его «множество народа пришедшего на праздник услышав, что Иисус идет в Иерусалим» ( Ин. 12:12 ), с ветвями вышли встречать Господа. Это была последняя Ветхозаветная Пасха, «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор. 5:7–8 ), как сказал Апостол Павел. Та Пасха была прообразом. В ней приносились в каждый год одни и те же жертвы, которые не могли «сделать совершенными приходящих с ними» ( Евр.10:1 ). В этой же Новой Пасхе, празднуемой Церковью, «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Пасху празднуют практически все христианские конфессии. Отмечают ее и многие секты. То, что богослужения ранней Церкви центрировались вокруг воскресного дня, мы уже указывали выше. Каждое воскресение было отражением Главного Воскресения – Пасхи. «Общество Сторожевой башни» считает, что «Пасха не праздновалась ранними христианами», она берет «свое начало в нехристианских празднованиях» 407 . О том, что Новозаветная Пасха стала главным праздником Церкви свидетельствуют источники доконстантиновой эпохи. «Мы строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня… Все они праздновали Пасху…», – читаем мы в письме Поликрата, епископа Ефесского, Виктору, епископу Римскому, которое датируется 190–192 г.г. по Р.Х. 408 Существуют несколько сект, которые празднуют пасху одновременно с иудеями 14 Нисана. Это «Свидетели Иеговы», «Десные братья», некоторые толки молокан и др. Они воспоминают в это время смерть Спасителя, забывая о Воскресении Его. Конечно, это проистекает из других ложных представлений рассматриваемых сект, так, например, учение «Свидетелей Иеговы», отрицающих телесное Воскресение Спасителя, ущербно и в праздновании Пасхи. И это общий закон – ложное теологическое мнение создает ложный обряд.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

В Новом Завете есть слова Апостола Павла, которые свидетельствуют о всеобщем характере естественного нравственного закона, его направленности на добро и обязательности его требований даже для язычников, не имеющих истинного познания Бога: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим. 2:14–15 ). Святитель Григорий Богослов († 389 г.) говорил по этому поводу: «Бог явил человеку величайшее милосердие, когда дал ему, кроме всего прочего, Закон, Пророков и еще прежде того естественный закон – неписаный, сего испытателя дел наших». 6 О всеобщем характере естественного нравственного закона пишет и святитель Иоанн Златоуст († 407), по его словам, человечество никогда не жило без естественного закона, т.к. Бог при сотворении Адама «вложил в него и этот закон, сделав его надежным сожителем для всего человеческого рода». 7 Особенно хорошо должны понимать характер этого закона юристы, ведь требования естественного нравственного закона нашли свое отражение в юридических законах (административном и уголовно-процессуальном кодексах). Можно сказать, что юридическое право дает нам необходимый минимум нравственности, однако это только минимум, он дает лишь оценку наиболее вопиющим явлениям – преступлениям и не регламентирует всю жизнь человека и всевозможные возникающие нравственные ситуации. Сказать, что человек, не совершивший преступлений и правонарушений, является нравственным и добрым, нельзя, т.к. возможно, что от их совершения его удерживает лишь страх перед наказанием. Об этом в своих лекциях по Нравственному богословию писал еще святитель Феофан Затворник , по его словам, «законностью дела не отрицается худое сердце, … всякий праведник по обязанностям правды может быть беззаконник нравственный». 8 Христианство принесло в мир совершенно иное, более возвышенное понимание нравственности, т.к. оно основывается не на оценке по внешним критериям, а на расположении самого сердца человеческого. По словам Священного Писания , Бог «знает тайны сердца» ( Пс.43:22 ), и Господь наш Иисус Христос открывает нам в Евангелии, что начало греха зарождается в глубине человеческой души, в нашем сердце: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Поэтому критериев одной только естественной нравственности недостаточно для того, чтобы человека признать добрым и этически совершенным. Совесть и ее роль в нравственной жизни человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

И такое учение обратно Новому завету. «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8:10-11). Тогда как в новой религии источником «спасающей мир красоты» выступает сам Человек в качестве «земного бога», чему евангельский Христос является лишь примером, или образцом для подражания. «Искусства и сама жизнь преображаются в подражании христианству как великому Произведению, создаваемому человечеством, начиная с прихода на землю Спасителя. По Шатобриану, созданные христианством легенды и обрядовые действа никогда не утратят своей привлекательности в силу своей таинственности, допускающей множество толкований. При этом Шатобриан оставляет за собой право художника интерпретировать Гений Христианства, сотворяя свой миф о христианстве, в котором находит свидетельство рождение европейского сознания XIX века. Например, жизнь общин первых христиан представлена Шатобрианом в руссоистском духе. Писатель убеждён, что нравы первых христиан «были в гармонии с природой и законами», а потому церковь на заре своего существования являла собой возвращенный рай, напоминала первые дни мира» (Симонова Л.А. «Гений христианства» Шатобриана – первый манифест французского романтизма. Цит. изд. С.111/ Chateaubriand F . R . de . Genie du Christianisme . P., Firmin-Didot, 1865. Р. 27). « И я узнал, что есть в людях любовь»; « увидал я живого бога и понял, чем люди живы»; « жив всякий человек не заботой о себе, а любовью» (Толстой Л. Чем люди живы? «Детский отдых», 1881. С. 407-434). Если Нагорная проповедь открывает то, что внутренне присуще человеку и требует только нравственного усилия над собой, то такому существу не нужен Спаситель. «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21). Поэтому самой своей гностической («лжеименной») апологией Христианства романтизм свидетельствовал, что он заражён тем же духом антиклерикализма, как и то, чему он себя надменно противопоставлял («бездуховности» революционной буржуазности и социализма).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/21/pa...

XIV. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих по лицу всей земли, и сожгут они всю землю на восемь тысяч пятьсот локтей, и сгорят горы высокие, и все скалы рассыплются и сделаются как пыль, и сожжены будут всякое древо, и всякий скот, и всякий гад, ползущий по земле, и все влекущееся по лицу земли, и всякая птица, летящая в воздухе, и не будет более на лице земли ничего, что шевелилось бы, и станет земля недвижной. XV. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда отворю я четыре страны света, и изойдут четыре ветра великие, и выметут все лицо земли от края до края. И выметет Господь грех с земли, и побелеет земля, словно снег, и станет как лист, и не будет на ней ни пещеры, ни горы, ни холма, ни скалы, но будет лицо земли от восхода до заката гладким как стол и белым как снег. И выжжены огнем будут недра земные, и возопит земля ко Мне, говоря: Девственна я пред Тобою, Господи, и нет на мне греха. Как предрекал пророк Давид: Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега 405 . А иной пророк сказал: Всякое ущелье да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие 406 . XVI. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда очистится земля от греха, и преисполнится она благовония, ибо должен буду Я сойти на землю. И тогда выйдет великий и священный скипетр с тысячами ангелов, славящих его, как предрекал Я: И явится тогда с небес знамение Сына Человеческого с силою и славою великой. И тогда узрит это Творящий неправедное со слугами его и заскрежещет громко зубами, и все нечистые духи в бегство обратятся. И схваченные силой незримой, не имея, куда бежать, заскрежещут они зубами, говоря ему: Где сила твоя? Что же ты обманул нас? И убежали мы, и отпали от славы, коей причастны были чрез Грядущего судить нас и всякое естество человеческое. Увы нам, ибо во мрак внешний извергнет Он нас 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

6 Булгаков Сергий , протоиерей. Разводящиеся небеса. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. С. 144–145. «Ибо из рек, – говорит св. Григорий Нисский , – один Иордан, приняв в себя начаток освящения и благословения, как бы из некоторого образного источника излил всему миру благодать крещения». И чуть дальше комментирует пророчество Захарии, в котором символически видит самый смысл крещения Господня: «Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который…сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар.И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду. Ангел же Господень стоял» ( Зах. 3. 3–5 ). «Яснее всего пророчествует Захария, (изображая) Иисуса, облеченным в одежду нечистую, то есть в нашу рабскую плоть. Совлекши же с него мрачное одеяние, украшает его одеждой чистой и грехов, как бы нищенского и из лоскутьев сшитого хитона, облекаемся в священную одежду новой жизни» светлой, этим образным примером научая нас, что в крещении Иисусовом все мы, совлекаясь» (Святитель Григорий Нисский . Творения. Часть восьмая. Слово на день светов, в который крестился наш Господь. М.: Репринт, 1866. С. 18). Ссылаясь на мнения многих отцов Церкви протоиерей Павел Матвеевский так рассуждает о смысле и цели крещения Господня: «Крещением Иоанн приготовлял людей к принятию Спасителя; крещением и Сам Господь благоволил начать Свое открытое служение спасению рода человеческого. «Каким крещением он крестился, – спрашивает св. Иоанн Златоуст (+407) и отвечает: «Ни иудейским, ни нашим, но Иоанновым. Для чего? – Для того, чтобы ты из самого свойства крещения познал, что Он крестился не ради грехов, и не как имеющий нужду в даре Духа, так как это крещение не имело ни того, ни другого. Он был безгрешен, равно и плоть Его не была непричастна Духу Святому, как такая плоть, которая была в самом начале произведена Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

И еще один важный момент. После всего, что на него обрушилось, Иов ждал от Бога только одного — ответа, объяснения. Не возвращения того, чего он лишился, а «обратной связи». Ему важно было убедиться, что Господь есть и что Он его не оставил. Долго Иову казалось (как часто и нам), что Бог молчит и не слышит. Но затем он получил ответ — парадоксальный, «асимметричный», совсем «не о том», но это был ответ от Бога! И Иов был рад. Ему не так важно было, чтó ответит Бог; важно было, что Бог — ответил. Ответ от Бога приходит всегда, даже если сейчас нам кажется, что Он напрочь игнорирует нас с нашей просьбой. Если же мы только предъявляем Богу свои пожелания, а Его мнением не интересуемся, тогда это уже и не просьба, а — требование, каприз, «топанье ножкой». Кстати, когда ребенок капризно топает ножкой и скандалит, разумные родители тоже не спешат исполнять его требование. Тезис четвертый Просьбы верующего человека выстраиваются в определенную иерархию. И на первом месте — исполнение воли Божией В этой статье мы уже несколько раз упомянули о молитве — и не случайно. Молитва — это разговор с Богом. И когда мы у Него чего-то просим, это тоже молитва. А молиться Христос учит нас в духе и истине  (Ин 4:32). Примерно то же говорит апостол Павел: Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом  (Еф 6:18). «Это значит, что мы должны просить себе отнюдь не мирских или житейских вещей, а того, что угодно Богу», — объясняет Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407). Можно сказать и несколько иначе: когда мы хотим о чем-то попросить у Бога, первым делом стоит задуматься — а Богу это может быть угодно? Сам Христос побуждает учеников обращаться к Отцу с просьбами во имя Его, Христово . Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна  (Ин 16:24). Просить во имя Христово — значит как бы от имени Самого Иисуса Христа. И тут пристало задуматься: тó, что мы просим у Бога Отца, — мог бы этого просить Сам Христос? Насколько наши просьбы к Богу адекватны тому образу Сына Божия, который мы находим в Евангелии? Думаем ли мы вообще в эту сторону? Или просто предъявляем Богу свои «заказы», словно официанту в ресторане?..

http://foma.ru/pochemu-bog-ispolnjaet-ne...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010