Согласно Житию прп. Стефана и обеим редакциям Сказания, родители Г. владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353). Через нек-рое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости прп. Стефан, к-рый начал здесь строительство мон-ря. В обители юноша овладел грамотой. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, прп. Стефан постриг его в монашество, все имущество новоначальный инок отдал мон-рю. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский еп. Алексий по просьбе прп. Стефана рукоположил Г. во иерея. Активная деятельность прп. Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая дер. Юрцово может отойти мон-рю. Юрцовские пригрозили прп. Стефану и Г. расправой, после чего иноки были вынуждены оставить Махрищский мон-рь и уйти в Вологодскую землю. Уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря в источникахне датирован. Встречающаяся в лит-ре дата - ок. 1370 г. (см., напр.: Соснина Е. В. Прп. Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и дух. жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 76) - вызывает сомнения. Известно, что прп. Стефана в Махрищском мон-ре посещал прп. Сергий Радонежский. Это могло случиться ок. 1372 г., когда прп. Сергий был вынужден из-за разногласий с братией покинуть Троице-Сергиев мон-рь ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92), или ок. 1373 г., когда митр. св. Алексий вызвал преподобного в Москву из киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Следов., уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря мог состояться вскоре после 1372-1373 гг. Через нек-рое время подвижники обосновались вблизи р. Сухоны у Юрьева протока, в пределах Ростовской епархии. Здесь прп. Стефан и Г. поставили крест, затем построили деревянные храмы во имя Св. Троицы, вмч. Георгия, в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а также трапезную и кельи. Вскоре к ним присоединился местный землевладелец Константин Дмитриевич (во 2-й редакции Сказания он назван «простолюдином»). Сначала он стал послушником, научился грамоте и письму и в 23 года принял постриг в Авнежском мон-ре с именем Кассиан, завещав обители все имущество. После богослужения и молитвы обычным делом подвижников было выкорчевывать лес и засевать освободившуюся землю. Вскоре в мон-ре собралась братия, и он получил известность. Вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской прислал в обитель «милостыню доволну и книги своя». Через нек-рое время он вызвал прп. Стефана в Москву. Покидая Авнежский мон-рь, святой поставил Г. игуменом, а К. келарем. (Согласно 2-й редакции Сказания, прп. Стефан, Г. и К. вместе прожили в Авнежском мон-ре 35 лет, т. е. приблизительно до 1407-1408. Однако, исходя из дат смерти вел. кн. Димитрия Донского - 19 мая 1389 - и прп. Стефана - 1406,- эти сведения нельзя признать достоверными; речь может идти не более чем о 10 годах пребывания прп. Стефана на Авнеге.)

http://pravenc.ru/text/166842.html

О свт. Игнатии – с. 11, 20:710. Сергеенко А. О братолюбии в сочинениях русских святителей: (Мысли еп. Игнатия о любви к ближнему и об обществ. обязанностях христианина//Журн. Моск. Патриархии. – 1966. – 4. – С. 73–77. 711. Аверкий (Таушев) . «Соль обуевает» – знамение приближения конца: К столетию блаженного преставления епископа Игнатия (Брянчанинова) //Православ. путь. – Jordanville; New York, 1967. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 712 . Марк (Лозинский) . Завершение многолетнего богословского труда//Журн. Моск. Патриархии. – 1968. – 2. – С. 21:713. Марк (Лозинский) . Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) : Автореф. одноим. дис. представл. на соискание учен. степени магистра богословия//Богосл. тр. – 1971. – Сб. 6. – С. 226–231:714. Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие//Богосл. тр. – 1972. – Сб. 8. – С. 215–230. Упоминание о свт. Игнатии среди «стяжателей Духа»: прп. Паисия Величковского , свт. Тихона Задонского , свт. Феофана Затворника – с. 227:715. Памяти игумена Марка (Лозинского) //Журн. Моск. Патриархии. – 1973. – 3. – С. 28–29. 716. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа . – 2-е изд. – Париж, 1981. О богословии свт. Игнатия – с. 393:717. Осипов А. Основы духовной жизни по творениям еп. Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. – 1983. – 8. – С. 71:718. Флоровский Г. Пути русского богословия/Предисл. прот. И. Мейендорфа . – 3-е изд. – Репринт. изд. 1937. – Париж: Ymca-Press, 1983. – 600 с. – По указ. именем.: Игнатий Брянчанинов , еп. – с. 584. 719 . Ильичева Н. Святитель Игнатий Брянчанинов о духовной жизни//Журн. Моск. Патриархии. – 1989. – 5. – С. 56–57:720. Исайя (Белов). Предисловие [перед публикацией соч. «Слово о человеке " ]//Богосл. тр. – 1989. – Сб. 29. – С. 284:721. Бубнова В. А. Дорогою к Ниловой пустыни//С.-Петерб. епарх. вед. – 1990. – 5. – С. 78–80. Упоминание о свт. Игнатии как продолжателе духовной традиции старца Нила Сорского . 722 . Исайя (Белов). Предисловие к «Слову о ангелах»//Богосл. тр. – 1990. – Сб. 30. – С. 305:723. Новоселов М. А. Забытый путь опытного богопознания: (В связи с вопросом о характере православ. миссии)/Братство Всемилостивого Спаса. – Репринт. изд. 1902 г. – М., 1991. – 69 с. – (Религиоз.-филос. б-ка; Вып. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Иное есть бесстрастие души, иное – бесстрастие тела. Бесстрастие души освящает и тело; но бесстрастие тела, одно само по себе, не может полную доставить пользу тому, кто стяжал его (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 398). Источник. Святое... бесстрастие есть как венец некий круглый, который окружает святых, заключая их среди себя, отовсюду покрывает их, как шатром, сохраняет их невредимыми не только от всякого греха, но и от всякого злого помысла, делает их неискусимыми и свободными от всех врагов, и даже неприступными для них (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 422). Бесстрастием почитаю я то, когда кто не только удаляется от действования по влечению страстей, но чужд бывает и самой похоти их; и не это только, но когда ум его обнажен от самого помышления о них и свободно возносится превыше небес, как ни захочет, заходя за пределы всего видимого и чувственного, как бы чувства его были совсем закрыты и ум превитал в области вышечувственной, имея однако ж с собою и чувства, как орел имеет свои перья (в выси при себе) (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 562–563). ...К свету бесстрастия не приближается страсть, как к солнцу – тень или тьма к свету (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 63). Источник. ...Вне мира и этих тел нет желания плотской страсти, но некое бесстрастие, которое кто возлюбил, тот чрез эту любовь приобрел жизнь (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 127). Приблизившийся к пределам бесстрастия правые о Боге и естествах вещей творит умозрения, и от красоты тварей, соразмерно со своею чистотою, востекая к Творцу, приемлет светолития Духа. Благие о всех имея мнения, о всех всегда думает он хорошо, всех видит святыми и непорочными, и правое о вещах Божеских и человеческих произносит суждение. Ничего не любит он из вещей мира сего, о коих так рачительны люди, но, совлекшись умом от всякого мирского чувства, к небесам и к Богу востекает он, чистый от всякой тины земной и свободный от всякого рабства; весь предается мысленным благам Божиим в едином духе и, зря Божескую красоту, любит боголепно пребывать мысленно в божественных местах блаженной славы Божией, в неизреченном молчании и радовании, и изменившись всеми чувствами, как Ангел в вещественном теле невещественно сообращаегся с людьми (прп. Никита Стифат , 89, 116).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ничтожество характера Симеона и мелочность его деятельности обнаружи­ваются уже в том, что он действовал, главным образом, из личных, своекорыстных расчетов: напротив Петр был воодушевлен одной идеей – принести благо России, и он всю свою жизнь и деятельность посвятил на служение этой идее. Собственно говоря, сопоставлять эти два характера и этих двух деятелей можно только для курьеза. А между тем, г. Татарский, называя Симеона «самым характерным представителем своего времени», а его время считая очень важным, признавая ближайшей подготовительной ступенью к реформе Петра, тем самым указывает на Симеона, как на предтечу Петра, яко бы подготовившего реформу последнего. Мы кончили характеристику личности и деятельности Симеона. Наш Симеон далеко не похож на Симеона г. Татарского. Его Симеон – человек превосходный во всех отношениях, святой человек и великий деятель: наш Симеон – и как человек, и как деятель, имеет крупные недостатки и слабости. Далее, мы уверены, что наш Симеон гораздо более походит на действительного Симеона Полоцкого , жившего в 17 в., чем Симеон г. Татарского. Уверенность эту мы основываем частью на том, что все люди имеют недостатки, а Симеон Полоцкий не может же составлять единственное исключение из всего человеческого рода, а главным образом, на том, что характеристику на­шего Симеона, мы составили почти исключительно на основании фактов, приведенных в книге самого же г. Татарского. Беда не в том, что Симеон г. Татарского не похож на нашего Симеона, а в том, что в его собственной книге Симеон двоится: из фраз выглядывает у него один Симеон, а в фактах и указаниях обрисовывается другой Симеон. Вот тот то Симеон, т. е., описанный фразами и не похож на Симеона действительного. Для читателя особенно невыгодно то, что этот «дутый» Симеон фигурирует в книге на первом плане и совершенно заслоняет собой другого Симеона, неясные черты которого едва мелькают там и сям в разрозненных фактах. Причины, по­чему Симеон в книге г. Татарского двоится, и почему он изобразил его в преувеличенных и неверных чертах, заключаются – частью в пренебрежении самыми элементарными научными приемами или в незнании их, частью в неуважении к правде, частью в отсутствии прямого и здравого взгляда на вещи, и критического анализа, частью в неясности и шаткости нравственных суждений автора, но, главным образом, в фальшивой тенденции его – восхвалить Симеона, во чтобы то ни стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Гордость надмевает мысли до напыщенности, научает пренебрегать всякого человека... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. ... думает, что на все имеет силы, будучи вовсе бессильною (прп. Нил Синайский , 71, 184). ...До безумия доводит высокопарный помысл, внушает мечтать о равнобожии, не признает Промысла и попечительности Всесовершеннейшего... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. – водяной пузырь, надутый суетным о себе мнением; если только дунуть, обращается в ничтожество (прп. Нил Синайский , 71, 184). Бегай гордости, человек... чтобы со временем не иметь тебе противником своим Бога (прп. Нил Синайский , 71, 243). Источник. ...Из всех грехов больший грех есть гордость; за нее изобретатель всего худого диавол низвержен с неба... (прп. Нил Синайский , 71, 399). Источник. Блистание молнии предуказывает громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низлагает добродетельную душу (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Горе высокомерному! Когда ляжет во гроб, узнает, кто он (прп. Нил Синайский , 89, 303). Источник. ...Кто сам себя почитает премудрым, тот отпадает от Божией премудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 47). Источник. Когда же человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности (прп. Исаак Сирин , 58, 155–156). Источник. ...Когда человек возлюбил гордыню, не знает уже сокрушения (прп. Исаак Сирин , 58, 156). Источник. Бойся гордости, и будешь возвеличен (прп. Исаак Сирин , 58, 302). Источник. ...Гордость не понимает, что ходит во тьме, и не имеет понятия о мудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 351). ...Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божиею (прп. авва Дорофей , 29, 41–42). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней.   Прп. Тарасий  был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим. Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой». Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/41585.html

По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны прп. Евфросинии (по дважды). Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»; стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Евангелие прп. Евфросинии. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобныя матере нашея Евфросинии…». Стихира прп. Евфросинии. Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и прп. Евфросинии на 8. Примечание. Согласно указаниям, содержащимся в службе прп. Евфросинии в Минее, канон Богородицы заимствуется из Октоиха, из службы повечерия в четверг вечера 6-го гласа: «Приими, Дево...». Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаженнаго изволения!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Архангела Гавриила...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии. На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки:

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-20/

Г. И. Беневич Византийское богословие X-XII веков Св. Симеон Новый Богослов (Д С. Бирюков) Прп. Симеон Новый Богослов родился ок. 949 г. в Пафлагонии и скончался ок. 1022 г. 842 Прп. Симеон – влиятельнейший учитель подвижнической жизни своей эпохи и один из величайших мистических писателей Православной Церкви. Основным источником сведений о жизни прп. Симеона является его «Житие», написанное учеником Симеона Никитой Стифатом 843 ; о событиях жизни прп. Симеона упоминается и в его собственных различных сочинениях. Прп. Симеон происходил из знатной семьи. В возрасте 11-ти лет он был привезен отцом в Константинополь для обучения. Его дядя Василий занимал крупную должность при императорском дворе и хотел представить императору своего племянника, однако тот отказался. Исходя из того, 410 в 22 «Огласительном слове» Симеон, ведя речь о себе во время пребывания в Константинополе, использует имя «Георгий» 844 можно предположить, что это и было его мирским именем 845 . При покровительстве дяди он стал служителем при почивальне императора (спафарокубиларием), а затем и членом синклита. Еще в отрочестве прп. Симеон возжелал найти духовного наставника, могущего направлять его к совершенной жизни по Богу, однако от окружающих он слышал только то, что такого человека на земле не существует 846 . Однако отрок нашел наставника: когда после смерти дяди он попытался вступить в братство Студийского монастыря, то встретил там престарелого монаха Симеона, которого прозывали «благоговейным» 847 . Вернувшись в 976 г. в Пафлагонию, Симеон исполнял различные обязанности на государственной службе. Жизнь в миру подталкивала благочестивого молодого человека к духовной расслабленности и греховным помыслам 848 , однако он не порывал отношений со своим наставником. Когда Симеону было ок. 27-ми лет, он вернулся в Константинополь и поступил послушником в Студийский монастырь. Однако особенная привязанность Симеона к своему наставнику, прп. Симеону Благоговейному , вызвала недовольство братии и игумена монастыря, в котором традиционно придавалось большое значение личной власти игумена и соблюдению распорядка, и после требований, предъявленных Симеону, отказаться от того, чтобы его духовным руководителем был прп.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010