Об этом пишется во многих местах; об этом говорит и Богослов. На это указывают и все праздники 232 ... «И удивительно мне, почему это дело (празднование обновлений) оставлено. Только после исследований я узнал, что так началось после того, как Константинополь был порабощен Латинами и служившие при Константинопольской церкви разбежались и поселились в других местах. Когда, спустя долгое время, в продолжение которого обновление не было совершаемо, они возвратились, – оно вовсе было оставлено, потому что установился обычай не совершать; от этой же церкви, как от матери, обычай перешел и к другим 233 . А, что необходимо совершать его, и так предано из начала, об этом свидетельствует опять церковь священного и живоносного Гроба Христова, празднующая обновление храма. И пусть никто не находит предлога в том, что для католических христиан достаточно этого праздника 234 , потому что это обновление одного храма, и все суть равно божественные храмы и гробы, и обители Христовы. Потому то обновление и совершалось прежде во всех храмах, – как читаем об этом в Синаксарях» 235 . Таким образом, Симеон Солунский указыет в качестве terminus’a ad quem повсеместного празднования на востоке обновлений храмов, завоевание Константинополя латинянами, т.е. начало XIII столетия 236 . Но в соборной церкви Солуни празднование обновления храма совершалось, как повествует тот же архиепископ Симеон, еще и в его время 237 . Обычаи праздновать ежегодно день освящения наиболее выдающихся храмов, из греческой церкви перешел и к нам на Русь. Память о нем еще и доселе сохраняется нашим Уставом, где под 26 ноября читаем: «И освящение храма святого великомученика Георгия, иже в Киеве, пред враты св. Софии». Точно также в древнее время в Русской церкви праздновались дни освящения и других знаменитых храмов: 11 или 12 мая совершалась память освящения Десятинной церкви (996 г.) 238 ; 4 ноября праздновался день освящения св. Софии Киевской 239 , 14-го августа – день освящения Большого Московского Успенского собора, 23 июня праздновалось поновление одного из притворов этого собора 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

1) Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского, л. 202 об. (озерск.1:481): «По Моисеове повести тело души прежде бысть... и ныне младенцем в утробе, прежде бывает тело влиянием семенным. словесем промысльным естество. послежде же душу вдаст». 2) Б. Соборник, слово Кирилла мниха в среду 5 нед. поста, л. 446: «Прежде бо созда тело адамле, и потом вдуну душу, такоже и во утробе женстей, первие от семене зиждит тело и потом творит душу». 3) Кирилл св. Туровский, его творения, стр. 87 (изд. 1880 г.): «Прежде создал (Бог) тело Адама, а потом вдуну в него душу, так и в утробе женской Бог первоначально созидает тело от семени, а по прошествии пяти месяцев творит душу». 4) Феодорит бл.: Церковь , веря божественному писанию, учит, что душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самим семенем, из которого образуется тело, и она получала бытие, а так, что, по воле Творца, тотчас является в теле, по его образовании» (Опыт правосл. догмат. богословия еп. Сильвестра т. 3, стр. 324–325; у Феодорита – Divin decret. epitom. с. 9; у Озерск. 1, 482 – из 6 ч. Феодорита, гл. 9, стр. 38). 5) Симеон Солунский т. II. стр. 538: «На третий день после того, как семя принято утробой матернею, образуется младенец; в девятый день сгущается, а в сороковой – получает жизнь и начинает зреть». (Здесь приведено мнение некоторых, почему умершие поминаются в третий, девятый и сороковой день: они приводили, что это бывает в соответствие рождения человека). И это мнение св. Симеон не отверг, а дальше добавляет: «Можно так же думать, что в третий месяц обнаруживает движение ( Быт.25:2 , сн. Лк.1:44 ), в шестой становится уже совершенным, а в девятый рождается» (там же). 6) Деяния 5 всел. соб. стр. 236–237 (изд. 3): «Согласно с Григорием Богословом учит нас и св. Иоанн (Златоуст): «но, может быть, скажет кто: для чего же, если душа выше тела, низшее созидается прежде, а потом уже высшее и важнейшее? Не видишь ли, возлюбленный, что и с (прочим) созданием было тоже самое? Небо и земля, солнце и луна... сотворены прежде, а после всех их и человек... Подобным образом и при сотворении самого человека, прежде является тело, а потом уже и превосходнейшее существо, душа. Как бессловесные, имевшие быть полезными на службу человеку, созидаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу: так и тело созидается прежде души, чтобы когда, по неизреченной мудрости Божией, создана будет душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Таков образец для монаха: «Монах есть тот, – пишет Евагрий, – кто считает себя единым со всеми, поскольку он желает видеть в каждом без исключения самого себя» 235 . И в более общем смысле это есть образец для каждого христианина. Поэтому святой Симеон Новый Богослов советует: «На всех верных мы, верные, должны смотреть как на Единого...» 236 . Ощущение основополагающей солидарности со всеми позволяет радоваться с радующимися, плакать с плачущими и страдать вместе со страждущими, считать себя совиновником в их грехах, каяться вместе с ними и за них, желать спасения всем, как если бы речь шла о собственном спасении, и не отделять свое спасение от спасения всех. То есть следовать слову апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). «Знаю я человека, – говорит Симеон Новый Богослов , – который... о тех, кои согрешили словом или делом и оставались в грехе, так сильно скорбел и сокрушался, как бы не сомневался, что он один имеет дать ответ за всех их и быть вверженным во ад. Знаю я и такого, который так сильно желал спасения братий своих, что много раз с теплыми слезами умолял Бога, чтоб или и они спасены были, или и он вместе с ними предан был мукам. Движимый богоподражательной теплою любовию, он никаким образом не хотел спасен быть один, без братий своих. Ибо так соединился с ними духовно, союзом святой любви, в Духе Святом, что и в Царство Небесное не желал внити, отделясь от них» 237 . 2. Искать спасение другим значит искать свого спасения Святые отцы, утверждая, что совершенный христианин жаждет спасения других людей, тем не менее настаивают, что его первейшей задачей является стяжание собственного спасения, привносят, таким образом, некоторые нюансы в наши предыдущие рассуждения. Многие отцы считают, что ревностное искание личного спасения предполагает, в первую очередь, бегство от людей. Выразительный пример этой идеи, являющейся лейтмотивом аскетической литературы и показывающей, что она соответствует воле Божией, находим в повествовании об авве Арсении: «Авва Арсений, еще находясь при царском дворе, молился Богу так: “Господи! Научи меня, как спастись?” – и был к нему глас: «Арсений! Бегай от людей – и спасешься”» 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Между словами Григория Цамблака ( 235. 236.) реже встречается слово на память митрополита Киприана: из него сделаны извлечения. Слова митр. Даниила ( 237) подробно разобраны, показаны источники, которыми пользовался проповедник, и представлены выписки мест, касающихся современных нравов и обычаев. Как в древние времена книжники брали отрывки из слов отеческих и с своими переменами и дополнениями предлагали их в назидание церковное под именем того или другого св. Отца: так в XVII столетии, в Москве, составлялись извлечения из слов Киевского проповедника, Кирилла Транквиллиона и других ( 245. 261). А в начале XVIII ст. являются слова на Лествицу пр. Иоанна Синайского, в которых текст подлинника сливается с собственными рассуждениями проповедника и заимствованиями из других книг ( 262). Но были и самостоятельные проповедники, и в Киеве, и в Москве. Таков быль неизвестный по имени Киевский проповедник, во время митрополита Петра Могилы , составивший слова на воскресные и праздничные дни целого года ( 246): здесь, по местам, слышатся жалобы на страдания православных от униатов. В Москве, из Малороссийских же учёных, проповедовали: Епифаний Славинецкий ( 247), Симеон Полоцкий ( 250. 251. 256–258. 340. 341.). Слова Епифания сухи и более имеют достоинства богословских рассуждений, нежели церковных поучений. Симеон Полоцкий более щедр был на слово. Большая часть его проповедей изданы уже под именем Вечери душевной и Обеда душевного, но не все. Да и списки изданных представили любопытные замечания о месте, времени и случае произнесения многих слов, также об источниках, которыми пользовался проповедник. Между Московскими поучениями особенно примечательно слово о милостыне, с проектом об учреждении человеколюбивого общества при царе Феодоре Алексеевиче ( 260). Видим попытки катехизического изложения богословского учения, в трудах Лаврентия Зизания ( 242–244), Симеона Полоцкого ( 252–255), Николая Булгара ( 266). Сюда относятся также: Учение о семи таинствах ( 295 и 296.) ц Воумление священнику, собранное из Требника Петра Могилы ( 296–298). Другие занимались мыслью об устройстве иноческой жизни ( 264). Но вообще самостоятельные работы на этом поле скудны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Триодь Цветная. M., 1992. Л. 130–136. 946 Установился также обычай совершать поминальные моления в субботу перед Сырной седмицей и в субботу первой седмицы Вели кого поста, когда Церковь воспоминает чудо, совершенное с коливом святым великомучеником Феодором Тироном († 420). Разные поместные Православные Церкви совершают общие панихиды и в другие дни. Например, Русская Православная Церковь совершает две общих панихиды по православным воинам, павшим за веру и отечество. Одна совершается 29 августа (память усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), а другая — в субботу перед 26 октября (праздник святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого) [с 1996 года установлен еще один такой день — 26 апр./9 мая. — Ред.]. 947 См.: Постановления апостольские. Кн. 8. Гл. 44//ΒΕΠΕΣ. Т. 2. 169 (19–21). 948 На Руси, как правило, — сладкий рис с изюмом. (Ред.) 949 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. 950 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших 15, 19//PG. 95, 261 В, 265 С. 951 Там же, 265 С, 261 С. 952 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение 5. Ст. 9. M.: Синод, б–ка, 1991. С. 336. 953 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62. 204. 954 Он же. Сл. 45. О еже не плакати горько…//PG. 63, 892. 955 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. 956 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 410–411. Согласно св. Дионисию Ареопагиту, святая Евхаристия приносится за «достойных священных молитв […], от немощи человеческой нечистоты приносимых» (О церковной иерархии. Гл. 7. Ст. 6–7//СПб., 1855. С. 226–231). 957 Свт. Климент Римский. К Коринфянам послание II. Гл. 8//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89–90. 958 Свт. Василий Великий. Нравственные правила. Правило 1. Гл. 2//Творения. М., 1993. Ч. 3. С. 359. 959 Свт. Григорий Богослов. Слово 16, в присутствии безмолвствующего отца//Творения. ТСЛ, 1993. С. 236. 960 Свт. Иоанн Златоуст. О Лазаре. Сл. 2. Ст. 3//PG. 48, 985. См.: На Еванг. от Матфея беседа 36, 3//PG. 57, 416; На Пс. 9, 4//PG. 55, 127; На Посл. к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62, 203. 961

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

(Красносельцев. Материалы. С. 25), устав в рук. Ватикан 573 (там же. С. 108). См. также: Φουντολης. παντσεις, τ. Β´. Σ. 236. 532  См., к примеру, С 1602. Л. 113 об.–114 об., С 1646 (в: Meyendorff. Russia, Ritual, and Reform. P. 170–171), C 1652. Л. 148. 538   С.В. Булгаков в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» писал, что так поступали «некоторые священники», утверждая, что, по мысли Служебника, в этом поминовении разумеются не только присутствующие в храме, но и все православные, так как «последовательность поминовения соблюдается здесь та же, что и на ектениях» (см. Булгаков. Настольная книга. С. 905, сн. 88). 539  Формулировка «Вас, и всех православных христиан, да помянет...» предписывается в С 1995, в С 1999 и в С 2001, а «Всех вас, православных христиан, да помянет…» – в «Служебниках 1997, 2000 и 2004 гг. издания. 541  Это особенно касается поминовения архиереев, которые поминаются возгласно после «Изрядно о Пресвятей...». 542   Николай Кавасила . Изъяснение Божественной Литургии, гл. 24. С. 152 (PG 150, 420С). Св. Симеон истолковывает это действие подобным же образом: «Припадают же вси иереем вернии праведно [то есть как и должно], ово убо молитвы тех просяще и воспомянутися им во священнодействии моляще» ( Симеон Солунский . О храме, гл. 46. С. 336/PG 155, 728D–729A/, курсив мой – В. П.). 550  В С 1604 (Стрятин) и в киевских изданиях 1629 и 1639 гг. См. Meyendorff. Russia, Ritual, and Reform. P. 176. 556  Однако в практике при соборном служении хор поёт не «Отца и Сына и Святаго Духа...», а «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя...» (см. ниже, 1.В ). Но по «Иератикону» и «Карманному сборнику чтеца» (см., к примеру, КСЧ 1996. С. 105) хор и при соборном служении отвечает: «Отца и Сына и Святаго Духа...». 557  Согласно предыдущим изданиям «Иератикона», при соборном служении на «Христос посреде нас» отвечают: «И бе, и есть, и будет» («Κα ν, κα στι, κα σται»; см., например, ИЕР 2000. С. 228). Новый «Иератикон» возвращает традиционный ответ «И есть, и будет», совпадающий с ответом в русском чине.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

230 «Видя в каждом слове своих противников одну ложь, одно невежество, полемист с усердием старался изобличать все, что бы ни сказано было ими. Вследствие сего он оправдал в своем труде от порицаний расколоучителей много таких вещей, которые ни в коем случае не заслуживали этого...» (Татарский И. Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). М., 1886. С. 552). 231 Ср. у П. Паскаля: «Между тем как истинный спор касался христианского поведения, разделение обнаружилось сначала в обрядах или позиции по отношению к грекам, затем в вопросе о дисциплине: послушании Патриарху и царю» (Pascal Pierre. Avvakum et les débuts du raskol. P. XXII). 234 В конце XVII – начале XVIII века был, впрочем, еще один «невольный» транслятор идей блж. Августина в русское богословие – свт. Иоанн Максимович , сделавший перевод «Иллиотропиона», непосредственным автором которого был иезуит Дрекселлий (см.: Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом: В 2 т. СПб., 1862. Т. 2. С. 316). 235 «При полноте и ясности представления дела догматика Полоцкого всего более страдает отсутствием самостоятельной мысли, отсутствием критики... Если встречаются два противоположных свидетельства об одном предмете и со стороны лиц одинаково авторитетных, Полоцкий впадает в совершенную нерешительность, даже и в том случае, когда его симпатии склоняются, очевидно, на одну сторону» (Певницкий В. Симеон Полоцкий //Православное обозрение. 1860. III. No 11. С. 224–225). 236 Ср.: «Древняя Русь, насколько мы можем судить, мало интересовалась так называемой всеобщей историей и не много о ней знала. Случайные упоминания о ней находим в летописях... Не подвергалось определению и самое понятие об истории как об особой отрасли знания... Почин в деле и этого знания относят обычно к Петровской эпохе; однако и в том, что касается истории, она дала только развитие и углубление начал, заложенных веком раньше. Интерес к Западу, явный уже в XVI столетии, возрастает в XVII... Проводником новых знаний часто являлась Юго-Западная Русь» (Белецкий А. И. Стихотворения Симеона Полоцкого на темы из всеобщей истории. Харьков, 1914. С. 3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В.В. Бурега, архим. Симеон (Томачинский) Глава 7. Подготовка проповеди § 7.1. Таинственный процесс рождения проповеди Церковные писатели IV-V вв. советуют пастырям Церкви тщательно готовиться к своим проповедям. Например, св. Григорий Богослов так рассуждал о высоте проповеднического служения: «Что же касается самого раздаяния слова (скажу напоследок о том, что составляет первую нашу обязанность, и понимаю слово Божественное и высокое, о котором ныне все любомудрствуют), то, ежели кто другой приступает к делу этому с дерзновением, и почитает его доступным для всякого ума, – я дивлюсь многоумию (чтобы не сказать: малоумию!) такого человека. Для меня кажется непростым и немалого духа требующим делом – каждому давать в свое время меру ( Лк.2:42 ) слова, и с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов» (Слово З) 235 . Св. Иоанн Златоуст в пятом «Слове о священстве» пишет, что подготовка проповедей требует большого труда даже от того, кто достиг высокой степени совершенства в их произнесении: «Кто владеет великой силой слова (а ее у немногих можно найти), даже и тот не бывает свободен от непрестанных трудов. Так как сила слова не дается природой, но приобретается образованием, то хотя кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы... Принявший на себя долг учительства не только должен трудиться для усовершенствования себя вообще, но, в частности, тщательно должен заботиться о составлении своих поучений» 236 . Это мнение вполне разделяли и западные отцы. Так, св. Григорий Двоеслов в своем «Пастырском правиле» рекомендует духовенству тщательное приготовление к каждой проповеди, чтобы речь проповедника не была беспорядочно болтливой, чего может избежать лишь талантливый оратор. Подготовка, по его мнению, нужна еще и для того, чтобы проповедник не допустил какой-либо неправославной мысли (Кн. 1, гл. 4) 237 . Таким образом, проповедь – это сочетание личных усилий проповедника и Божественной помощи. Оба этих элемента одинаково важны для проповеди. Без благодатной помощи проповедь не может быть успешной. Но это никак не отменяет кропотливой работы пастыря по подготовке проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Праилий, епископ Иерусалимский: 110. Принкипий, епископ: 110. Проект, епископ Западный: 263. Прокл, епископ Константинопольский: 86. 110. 260. Пэания, дем: 21. Рим – город, Римляне: 121. 149. 151. 189. Родоп: 170. Роман, мученик: 130. Руфиниан: 163. 169. Руф, епископ: 170. Руф, комит: 79. Савеллий, епископ Ливийский (еретик): 151. Сампсон, ветхоз.: 16. Самуил, ветхоз.; 127. 128. 223. Сеннахирим: 180. Сергифейское поместье: 198. Сергий, мученик: 250. Симеон, епископ Амидский: 111. Симеон, подвижник Кирский: 253. Симон Маг. еретик: 104. 145. Сирены: 207. Сицилия: 264. Сократ, философ: 21. Софокл: 29. 228. Спарта: 72. Стефан, архидиакон: 130. 144. Стефан, пресвитер: 77. Стратегий, диакон: 237. Сусанна, ветхоз.: 110. Сусанна, † дочь диакониссы Аксии: 224. Тарс: 178. Тиверий, кесарь: 151. Тимофей, Апостол: 78. Тимофей, епископ (низложенный Дамасом): 170. Тимофей, мученик: 130. Тир, город, митрополия: LXXXVI. Тит, комит: 253. Тиана, город: 231. Транквиллин, епископ Антиохии Писидийской: 263. Фараон: 180. Фасганий: 207. Филипа, декурион Кирский: 42. 44. 47. 197. 200. 220. Филипп, пресвитер: 148. Финикийские церкви: 79. 80. 81. Финикия: 80. 110. 166. Фирм, епископ Кесарийский: 112. 231. Флавиан, епископ Антиохийский: 145. Флавиан, епископ Константинопольский: 112. 113. CXIII. 121. 151. 181. Флорентий, епископ (из Африки): 201. Флорентий, префект: 44. 47. 209. Фотин (еретик): 104. 151. Фотий, епископ Тирский: LXXXV1. Халкидон: 163. 167. 168. 178. 229. 236. 240. 249. 250. Целестиак. [Целестиан], знатный Карфагенский гражданин: 29. 30. 31. 32. 33. 35. 36. Элида: 72. Эрмий, языч. божество: 194. Эсхил: 29. Ювеналий, епископ Иерусалимский: 166. 202. 263. Юлиан, епископ (Сардикский): 170. Юлиан, мученик: 130. 144. Юлиан-Отступник, император: 83. Фалассий, диакон: 24. Фемистокл, сын Неоклов: 73. Феодорит, епископ Кирский: 149. 163. 165. 170. 179. 181. 233. 234. 242. 248. 250. 253. 268. Феодор, епископ Мопсуфстийский: 16. 149. Феодосий II, император: 150. Феодот: 204. Феодот, архонт: 212.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не отвергая «первенства по диптихам», можно было бы употребить теорию «реального первенства» для того, чтобы, с одной стороны, обезопасить Русскую Православную Церковь от излишних претензий Константинопольского Патриархата, с другой стороны – способствовать оживлению сотрудничества во Вселенском Православии на реальных духовных, а не виртуальных юридических основах. Рейтинг: 9.8 Голосов: 157 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Беда Достопочтенный , прп. Гомилии на Евангелия. CCSL 122: 36–7. Библейский комментарий отцов Церкви. Тверь, 2007. С 175.   Иоанн Златоуст , свт. О прошении матери сыновей Зеведеевых. PG 48. 774.  Там же.  Epistula ad Romanos. Cap. 4, 3, 1.  Антиохия, по сути дела, считалась столицей префектуры Востока. И, соответственно, она также являлась также и церковной столицей всех входивших в нее территорий.  Ad Romanos. 1.  Против ересей III. 3. 2. Ad hanc enim ecclesiam propter potiorem principalitatem necesse est omnem convenire ecclesiam. Adversus haereses Русский перевод дается по изданию  Св. Ириней Лионский . Против ересей. СПб. 1900. С. 22.  См.  Евсевий . Церковная история. 5. 24.11.  Sententiae episcoporum. PL 3. 1085 C. 1053A–1054A.  Manente concordiae vinculo et perseverante catholicae Ecclesiae individuo sacramentop, actum suum disponit et dirigit unusquisque episcopus rationem propositi sui Domino redditurus. Epistula 52. 21.  Сл. 26. 15 17–23  PG 37 Col 1238–1239.   Прп. Симеон . Послание об Исповеди. Стоит отметить, что в известном смысле преп. Симеон прав: архиереи, особенно в Русской Православной Церкви практически не исповедуют и поэтому народ за редкими исключениями не воспринимает их как старцев и духовных руководителей. В них видят скорее возглавителей литургии и администраторов, реже – проповедников.  Подробнее об этом см.  Ларше Ж.К.  Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004. Passim.  Theodorus Studites. Epistula 236. linia 16. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии АлександрГ. 30 июля 2019, 14:08

http://pravoslavie.ru/122683.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010