О лечебной силе памяти Божьей говорит Григорий Синайский: «Врачество первобытной памяти от лукавой и пагубной памяти помыслов есть возвращение ее к первобытной простоте. Орудие зла, преслушание не только простую память души расстроило, но и все силы ее расстроило, омрачив естественное вожделение добродетели. Врачуется же память постоянным действием молитвы, утвердившеюся памятью Божьего» 304 . Исаак отмечает своеобразное действие памяти Божьей: «Кто при памятовании о Боге уважает всякого человека, тот по мановению Божью втайне обретает себе помощь от всякого человека» 305 . По Григорию Синайскому, память Божья исцеляет душу от последствий греха 306 . Церковь обладат всеми средствами для врачевания, и в этом – ее непреходящее значение. Феофан Затворник отмечает, что у человека, обратившегося к Богу, благодать Божья врачует все извращения (метасхематизм) духа 307 . В молитве действует благодать, и поэтому молитва – действенный исцеляющий фактор. В молитве все силы тримерии распределяются в иерархическом порядке, действуют гармонически, освобождаются от комплексных связей и соединений и пребывают в духовной своей интенции, восстановив свою первозданную свободу. Восстанавливается «целостность» организма и целостность Я. Посты, бдения, коленопреклонения и все другие виды внешнего делания ведут к ослаблению телесных уз души и духа и способствуют свободному проявлению духовной силы-исхис на высшем плане. Григорий Палама говорит о болезни души: «… никогда не увидишь здравою раздражительную силу души прежде уврачевания желательной силы, и мыслительную – прежде уврачевания этих обеих… Христос – врач души и начинает Свое врачевание с желательной силы» 308 . Желательная часть души движется на страсти, на наслаждения и удовольствия мира сего, а гедопатия, по Василию Великому , соединяет нас с дьяволом 309 . Болезнь души выражается в слабости ее (расслабление души, по Исааку) , в падении тонуса ее, так как силы души расходуются в противоестестве страстей, идут на поддержание жизни духовно-душевных паразитов в виде демонской силы. В умно-молитвенной медитации рождается любовь к Логосу-Христу, и желательная сила души направляется к Нему, ум освобождается от плена чувств и желаний и устремляется к Богу, «прилепляется к славе Божьей» 310 . В этой теофилин ума – источник сил для обессиленной души, и Макарий Великий говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Собор проходил в Никее в 325 году. Он был собран против еретика Ария, отвергавшего Божество Господа Иисуса Христа. Собор начал работу в дни Пятидесятницы. Он послужил славе воскресшего Господа, исповедав Сына Божия единосущным и равночестным Отцу. Как пред воспоминанием о Страшном Суде в Неделю Мясопустную Св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших, так и перед воспоминанием о завершении всего Божественного домостроительства дела спасения человечества перед праздником Пятидесятницы Св. Церковь назначает особый день молитвы за них, Троицкую родительскую субботу. Эта родительская суббота называется Вселенской, как и Мясопустная, на ней мы «совершаем память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших». Заупокойное богослужение совершается точно так же, как в Мясопустную субботу. (2, с. 179). Неделя 8я по Пасхе. Пятидесятница Пятидесятница – один из величайших христианских праздников с апостольских времен. В день Пятидесятницы вспоминается сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков ( Деян.2:1-4 ). Это событие произошло в 50й день по Пасхе, поэтому праздник всегда попадает на воскресение. Праздник Пятидесятницы установлен святыми апостолами. Они сами ежегодно его праздновали ( 1Кор.16:8 , Деян.20:16 ). И в постановления Апостольских говорится: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» (Кн.5, гл.20) (7, с. 307). Пятидесятница была одним из трех крупнейших праздников 53 ветхозаветной церкви. Она посвящена дарованию Синайского законодательства. Христианская Пятидесятница, как и христианская Пасха, заменили собой одноименные иудейские праздники. «В какой день дан закон (ветхозаветный), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал, и теперь законополагает Дух Святой». [Блаж. Феофилакт Болгарский . Цит. по 10, с. 20].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Иов Многострадальный (библ.) 19, 23, 122, 145, 379 Иоиль, пророк (библ.) 191 (108) Иосиф Прекрасный (библ.) 20, 23, 122 Иосиф Калофет, мон. 207 175 Ирина (в мон. Евлогия) Хумнена, вдова Иоанна Палеолога, монахиня 165, 173 13, 14 Исаак Ангел, имп. 85 Исаак Аргир, монах, еретик 298 7 Исаак Мадитский, митр. 207 174 Исаак Сирин , прп. 78 6 , 80 12 , 100 127 , 101 сн. , 111, 112 (7) , 152 (77) , 158, 384 (215) , 402 (11) , 438, 505 Исаия, авва 85 Исаия, пророк (библ.) 221, 276, 302, 323, 406, 413 72 , 414 Исаия Газский, прп. 99 112 Исидор, авва 435 10 , 501 Исихий Синайский, прп. 49, 88, 89, 99112 Иуда Искариот (библ.) 56 Иустин Философ , мч. (также Пс.) 179 (50, 52, 54) , 184 (73) , 185 77 , 291 579 , 292 581 , 584 , 293 586, 591 , 294 592 , 412 68 , 505 К аиафа, первосвящ. (библ.) 238 Каин (библ.) 402 Каллист (из монаст. в епархии Навпакта) 307 2 Каллист (память в греч. минее 22 нояб.) 307 2 Каллист Ангеликуд (Катафигиот, Меленикиот, Тиликуд, Ликуд) 5, 6, 307 (2, 3, 5) , 308 (сн., 6, 9) , 309 (сн., 11, 13) , 310 (14−16) , 311 (17, 18) , 312 (20) , 314, 315, 316 5, 6 , 318 16 , 324 35 , 328 сн. , 49, 343 78 , 393 251 , 401 4 , 405 31 , 409 56 , 410 60 , 419 125 , 422 128 , 423, 424, 425 (2) , 426, 433, 439 Каллист II Ксанфопул, патр. Константинопольский, свт. 44 7 , 307 3 , 308 6 , 309, 310 16 , 311 18 , 312 20 , 506 Кир, царь (библ.) 174 Кир Александрийский, еретик 70 (12) Кирилл Александрийский , свт. 48, 179 (48) , 196 (123) , 203 157 , 230, 235 (291) , 248 (364) , 328 сн. , 457 (3) , 506, 512, 513 Клидоний, адресат свт. Григория Богослова 177 Климент Римский (Пс.) 506 Л еонтий Константинопольский, свящ. 277 507 , 504, 506 Лука, св. ап. 380, 435 8 , 454, 472 65 Лукиан Самосатский 270 462 , 489 М акарий Александрийский, прп. 25 сн. Макарий Антиохийский, еретик 70 12 Макарий Витзинский, митр. 207 174 Макарий Египетский (Великий), прп. (также Пс.) 24 68 , 28 94 , 141 7 , 155 96 , 156 102 , 264 426 , 501, 506 Македоний Константинопольский, еп., еретик 169, 216, 247 Максим Исповедник (Maxime le Confesseur), прп. (также Пс.)12 5 , 50 (сн.) , 62, 70 14 , 76 (29) , 138 40 , 151 75 , 157 115, 117 , 158 (115, 117) , 159 119 , 164, 176 (29) , 181 (60) , 182 66 , 183 (69, 71) , 184 72 , 186 84 , 187 (85–87) , 188 (91) , 193, 194 (117) , 197 128, 130, 133 , 198 137 , 200 (146, 147) ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

– об. собла з н нощн. прави нифотовы и из других. За тем до л. 307 отрывки от Старчества. Между 307 и 308 три листа оставлены белые. Л. 308. маима стаца грека, горы синайски. Нач. Ги хе. сне. бе з начанаго тй оца реки прчтыми ти сты . Пространное послание к царю, имя которого не означено, но должно быть, Иоанну Васильевичу. Писано не Максимом Греком , а кем-то из Русских об искоренении некоторых плотских пороков, усилившихся в России. На об. 329 Л. говорится: (св. Владимир Святославич) лю и з нова поро. хе и радовати повел. и ве зако испони по пл. и написа в положи крепи. и заповда чтно и крпко. непоколебимо съблюсти. донн т е кни и вси бжествена по сты ць е сниска в . вс страна со всего свта. по ельскому словес. лча и з бра. а злы и з вергоша во. и зд положиша и з браны та вс. посре сты црквеи правосаавны вры... А тоб великом правосла в ном гдсрю. истиному согласнику. свое праротеа. по ставленом закон. и по готовы киигамъ сты аплъ, и по сты ць и з по сты бжтвны прави моно тоб чинити и крепи ти . Л. 334. Мца того (раз. Ноября) в и днь собо архистратига михаила. После стиха нач. Михаи подонолпныи. начани вышни. Л. 335. В тои днь сказани чюде велика бжи архаггла михаила сведена вкра т це . Нач. Многи и велики блгодний бжии къ чл в ко . Л. 338. В тои днь слово стго млтиваго пе т р мытари . Нач. Въ аракий ргийстей, сей б пе т ръ немилости в . Три последние статьи из Пролога. Правописание Русское, по местам с юсами. 322. (по преж. кат. 569). Сборник, в 4 д., полууставом, 312 л., конца XVI в. Собственное название рукописи, л. 1 об., выражено так: книга в начале. како подобае т чести сты книги. зла т уста. и прочи сты повсти ра з личныа. и превчно совте. и како во бразе адамове пишетс гь сава; и имени како пишетс въ бразе двдве . Но это заглавие не обнимает всего содержания рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

283 Творения в русск. пер. т. 1,1907, стр. 318. 284 Г.56; цит.изд.., 109—110 285 рукопись на этом дне обрывается. Но судя по тому, что подражавший Феодору св. Иосиф Песнописец довел свои трипеснцы лишь до названной субботы, можно думать, что и у св. Феодора они тоже простирались только до этого дня. 286 Преполовение 287 Пропущен четверг Вознесения. 288 Αναλεκτα , II, 29—30. 289 Данные стихиры читаются во многих славянских рукописях XII — XIV вв. 290 Он принял его в возрасте 22 лет. Творения. I, XVI. 291 Триодь ватиканск. 771. 292 Там же, а также триоди — синайск. 734, Барбер. 484 и др. 293 Сергий, Месяцеслов, II, 131. 294 Пят. 1 седм. V песнь, 3 тр. 295 Понед. 2 седм. IX п., 1 тр. — Ср. велик, оглаш., I ч., 1 (цит. изд. твор., I, стр. 458), 33 (536), II4885) 94, (685) 9») и др. 296 Noheд.I ceдм.IXn., 3 тр. 297 Втор. 3 седм., VIII.3 — Ср.вел. оглаш.Ï 8(475), 28(525), 42(556)IÏ 88(869), 79(843), 98(895), 110(930) и др. 298 Втор. 5 ceдм.IX,1. — Ср.вел. Огл. IÏ 54(789), 96(892). 299 Втор. 3 седм. VIII, 1. 300 III ч., 11, цит. изд. II, 1908, стр. 22. 301 Там же, 24. 302 Понед. 2 седм. IX п. 303 Сред.2 ceдм.III,3; понед. 4 ceдм.I, 2; сред.5 седм. VIII, 3; там же IX, 3; 5. nяm.ceдм.V, 3. 304 Pitra, Analecta, 1,169 и 157. 305 18-я строфа из кондака на 50-цу. 306 Ркп. синайск. библ. Русский перевод с нее см. в цит. изд. Творений св. Феодора II, 822. 307 А. Дмитриевский, описание 1,249. 308 Именно седальны — покаянными седальнами Октоиха и тропарями пророчества. 309 Μηναα , Ι - ΧΙΙ , ν Βενετοις , 1861. 310 Так в Орбельской триоди для 3-ей кафизмы. 311 Delehaye, 713. 312 E.Marin. De Studio coenobio constantinopolitano, 1897, p.117. 313 Месяцеслов, II, 126; житие св. Николая PG. 105, col. 920. 314 S. Pe’tridès, Office ine’dit de saint Clement, hymnographe в Byzant. Zeitschrift, XII, 3 и 4, S. 571. 315 PG 99, col. 1341; русск. изд. II, 452. 316 Ты, преподобне, претерпел мучение в ссылке и твердо перенесше разграбление своего имущества 317 Κλημεντα μλπω τον μελουργον εμφρονως .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

1154 ... ν δ λπς π το φθντος καλο πρς τ περκεμενον σπεσπσατο (Vita Moysis II: GNO VII/1,114, 6 ff). 1162 Vita Moysis II : GNO VII/1,116,17 ff. E. Ferguson обращает внимание на отличия этого подхода от синайского видения во мраке. В трех богоявлениях Моисею – в свете неопалимой купины, в Синайском мраке и в скальной расщелине – он видит развитие духовного пути от начального света к «видению, которое заключается в невидении», и далее к познанию того, что «видение Бога означает невозможность насыщения в стремлении увидеть Его» (см. Е. Ferguson, «Progress in Perfection: Gregory of Nyssa’s Vita Moysis»//Studia patristica, 14=Texte und Untersuchungen 117,1976, c. 307–319, особ. 311). На «прогресс» от второй теофании к третьей или же «прогресс» от второго описания к третьему обратил внимание уже J. Daniélou, SC 1 ter, 271, прим. 2, который построил на трех этапах духовного пути у Григория свою работу Platonisme. 1163 Κα οτως οδες ρος πικπτει τς πρς τν θεν νδου τν αξησιν δι τ μτε το καλο τι πρας ερσκεσθαι, μτε τιν κρ τν προδον τς πρς τ καλν πιθυμας γκπτεσθαι (Vita Moysis II: GNO VII/1, 116,21 ff). 1164 ... τοσοτς στιν παρ’ μο τπος στε τν ν ατ διαθοντα μηδποτε δυνηθναι λξαι το δρμου (Vita Moysis II: GNO VII/1, 117, 23 ff). 1166 ... τ ατ κα στσις στι κα κνησις (Vita Moysis II : GNO VII/1, 118, 3 ff). Этот мотив в своем толковании подчеркивает Th. Böhm, для которого единство покоя и движения представляется коррективой Григория к идее насыщения (κρος); уже у Плотина подобный мотив выражает внутреннее единство духа и его прикосновение Единому (cp. Enn. V, 9 8, 7 ff), см. Th. Böhm, Theoria, с. 256–264. См. также Заключение, разд. Полемика с идеей пресыщения. 1167 ... σ τις παγως τε κα μεταθτως ν τ γαθ διαμνει, τοσοτ πλον τν τς ρετς διανει δρμον (Vita Moysis II : GNO VII/1, 118, 6 ff). 1168 См. Vita Moysis II: GNO VII/1, 119, 13 – 120, 4. Христологическую основу теофании подчеркивает Y. de Andia, Henosis, c. 332 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

123. 1 Петр. 3:14-15 ст. 124. Матф. 21:44; Лук. 20:18 и 2, 34 ст. 125. Ко вреду и погибели (Кирилл Алекс.). 126. Законоучители, сами не знавшие и народь не учившие Закону Божию. Ис. 29:10-15. 127. Смиренно-верующий блогочестивый иудей (Феодорит). 128. Евр. 2:17 ст. 129. В алекс. и син. ες σημεα слав. знамения соотв. ват. и text. recept. 130. Т. е. вызванных из земли (1 Цар. 28:12-22). 131. Так называемое чревоволшебство. 132. Противополагается откровенное слово Господне и Закон Божий, помогающий людям, обманчивому и лихоимному слову гадателей и волшебников. Срав. Втор. 18:10-20. 133. Τ πατρια — отечественное, т. е. обычаи и установления, строй жизни в отечестве. 134. Οκ πορηθσεται — не будет в безвыходном положении (ср. Ис. 5:30 πορ). Страдания не будут вечны, а кончатся в известное время. Срав. с Ис. 9:1-2. 135. Т. е. нижеописываемое блогодатное возрождение и просвещение получай и исполняй вь жизни. (Василий Вел. и Кирилл Алекс.). 136. Слав. видеша соотв. εδε в комп. изд.; в др. изд. δ и δετε — ват., text. recept., алекс. Есть чтения: δτω, εδτω — Златоуст, Ориген, Феодорит и др. В рус. синод. пер. увидит. По этим параллелям, контексту и новозав. цитате и мы перевели будущим. 137. Матф. 4:15-16 ст. 138. Т. е. поражения Мадианитян при Гедеоне. Суд. 7:22-25 ст. 139. Под Отроком разумеется Еммануил (Ис. 7:14-15), Иисус Христос. 140. В слав. смерть и в большинстве греч. списков LXX: θανατον, но в синайск. и у Василия Вел. λγον — слово, а также в 239, 304, 305, 306, 307, 308 и в евр. — слово. Василий Вел. относит 8 стих к посланию Слова воплотившогося. Кирилл Алекс. разумеет определение о наказании и смерти нечестивых. 141. Т. е. на опыте познают на себе исполнение смертоносного слова Господня. 142. См. Ис. 5:25 ст. 143. Еврейский народ. Срав. 19—20 ст. 144. В слав. Его оскоблено, потому что в ват. нет, но в алекс. и 36, 51, 62, 90, 106 есть, можно бы по слав. скобы и удалить, какь в параллельных местах 12 и 17 стт. и в Ис. 5:25; 10, 4. 145. Разумеется запись судебных постановлений в соответственные акты и книги (Прит. 8:15). В рус. синод. пер.: пишут жестокия решения.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

146 (по преж. кат. 743.). Преп. Иоанна Синайского Лествица , с иными статьями, в 8 д., скорописью, конца XVII в. 686 л. Л. 1–33. Помещены перед словами те же самые статьи и в том же порядке, как и в 143. Л. 34 об.–39. белые. На об. 39-го изображение Лествицы, с заглавиями слов. Л. 40–47. белые. С л. 48. следуют самые слова, и до 268. включительно, числом 4, написаны вполне, как и в прочих рукописях; только текст Лествичника перемежается с толкованием. Толкования большею частью те же, какие и в 145, но со многими дополнениями; другие заменены новыми, коих в Греческом тексте не находится. На л. 270 об., где начинается пятое слово, замечено: с пто степени выписываны выбоные ста т и а не рд а сверху з жити д. степени писаны рдо и спра в лены . Действительно, начиная с 5 слова, помещены одни только избранные места, а из слов 9–13. ничего не выписано. При тексте, хотя и не всегда, встречаются толкования, и в конце 5 слова л. 307 об. – из Петра Дамаскина . Между словами вообще бывают большие или меньшие пробелы. Л. 520. Снова начинаются выписки из некоторых слов, именно 6. 7. 14. 15. 22–30., и иногда те же, какие были выше, как это и замечено кем-то на об. 591 л. За тем л. 601. слово к пастырю. Л. 652. Статья о св. подвижниках Иоаннах, с такими же прибавлениями о Лествичнике, какие замечены и в 145. Л. 663–670. белые. С л. 671. следуют выписки из св. Иоанна Златоустог о, Василия Великого , Исаака и Ефрема Сириных , о еже подобаетъ прочитати бжтвнна писани. Л. 680. Послание григори бгослова. к великому василию ста в . Нач. Юно шатающу о т свое обта о т ходити хотщи ота . (Напечатано при Моск. изд. Лествицы 1647 г. л. 293 об.). Л. 682. Выписано стачетва иносказательное наставление о духовном врачестве против грехов: воприими корень дховныи нищеты литвие тепниа смирениа цв т . см кротости и млтвенны втви смесивъ и сотри в ко т л полушани ... и другие отрывки. Список, как видно, назначался к переписке на – бело. На л. 48. перед текстом Лествицы вверху сделано замечание: в бло в начале писа т заставица а с слова (т.е. начиная с надписи: слово постьническо) по чету строка. Л. 49 об. писа т краны , 50. писа т чены ; в первом случае разумеются численные буквы статей текста, а во втором – толкования. Л. 662 об. после статьи об Иоаннах: в се мсте писа т в полини и з лствичниково книги неудора зу мваемы рчи а о т списаны в осоную те т тра т .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

279 Иер. 15:1; 2 Мак. 15:12, 14. 280 Откр. 8:3—4; 4, 8—9. 281 Быт. 20:7—19; Иов. 42:8—9; 1 Цар. 7:8—10; Пс. 33:16 и др. 282 Иак. 5:16—18; Еф. 1:16; 2 Сол. 1:11—12 и др. 283 Святого апостола Иакова, евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого. 284 Напр.: святитель Василий Великий, святитель Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин и др. 285 Ориген и др. 286 Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. VII Вселенский Собор. Деяние VI. С. 271 и Деяние VI. С. 171. 287 Петр, епископ. Указание пути ко спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 169. 288 О терпении в молитве. «Прибавления к творениям святых отцов». 1855. 14. С. 402. 289 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 17. 290 Прибавления к творениям святых отцов. 1855. 14. С. 403. 291 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 187 (преподобный Иоанн Лествичник). 292 Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 166. 293 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 128 (преподобный Ефрем Сирин). С. 331—332 (преподобный Исаак Сирин) и др. 294 Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 31. С. 178. 295 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. С. 375—376. (Слово 113). 296 ЕНил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 32. С. 179. 297 Там же. Гл. 33. С. 179. 298 Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 151. 299 Творения. Ч. 6. М., 1850. С. 377 (сл. 113); ср.: Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 458.. 300 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 327, § 244. 301 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 79. 302 Там же. С. 91 (святитель Иоанн Златоуст). 303 Там же. С. 91. 304 Там же. С. 91—92. 305 Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 173. 306 Из молитвы преподобному Сергию. 307 Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. Указ. изд. С. 193—194. 308 Там же. С. 196. 309 Жития святых. Ноябрь. 17 день. Лист 191 на обороте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

304 Бл. Авг . Исповедь IX, 7 305 Henschen. Acta Sanct. Apr. dic 6, t. 1 p. 544. Binterim , Denkwürd. IV, 320. 306 Тертуллиан , De carne Chr. c. 20. 307 Ефр. Сир . Hym. 53. 308 Евс . Церк. ист. IV, 18. 309 Филарет архиеп . Ист. обз. песноп. 54. 310 Евс . Церк. ист. V, 28. Это послание приписывается римскому пресвитеру Каю (II-III в.) на основании фрагмента, изданного Routh " ом в Reliquiae sacrae. v. 2, Oxon 1814, p. 7. 311 Ruinarti Th . Acta martyrum sincera et selecta, Ratisb. 1895 t. I, 48. 312 Augusti I . Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie, Leipz. 1823, VI, 56. 313 Игн. Б . Филад. 5. По хорошему объяснению прот. П. Преображенского (Писания мужей апостольских, рус. пер. с введ. и прим. М. 1862, стр. 412): к Евангелию, как бы к самому, телесно еще присутствующему Христу, а к апостолам, как бы они живые составляли пресвитерство церкви. 314 Ирин . Пр. ер. III, 11 315 Augusti , Denkwürdigkeiten VI, 39. О глубокой древности богослужебного употребления евангелий, по мнению Augusti, говорит прибавка к молитве Господней заключительного славословия. На это славословия (доксология) уже старые критики новозаветного текста смотрели non ut scripturae sed ut liturgiae partem ( Griesbach по Augusti Denkwür., 72). Его нет в кодексах IV в.: Синайском, Ватиканском, в др. лат. пер., в цитации Теруллиана, св. Уирпиана, Оригена; но оно есть в Пешито (III в.), Готском переводе (IV в.) и в цитации «Учения 12 апостолов» (II в.), — впрочем везде в различном виде ( Богдашевский Д . Критические этюды по Новому Завету. IV. О молитве Господней. Труды Киев. Дух. Акад. 1908, 4, 500—511). 316 Варн . Посл., 4. 317 Пастырь, вид. 2. 318 См. выше, стр. 27. 319 Иустин , Разг. с. Тр. 18. 19. 23. 43. 320 Посл. Варн . 5. Ап. Варнава имеет в виду Ис. 1. 13. и Пс. 94, 7 в истолковании, какое дается посланием к Евр. 4:4—7. Ап. Варнава держится мнения о кончине мира чрез 7000 лет его существования. 321 См. выше стр. 52. 322 Игн . Магн. 9. 323 Τηρει ν св. Ириней употребляет везде без дополнения; очевидно, как технический термин, глагол прилагался к соблюдению ветхозаветного закона (Иоанн. 9, 16). На этом основании думают, что здесь имеются в виду еврейские обряды на Пасху, еще не оставленные тогдашними христианами. Об этом мнении см. Зарин Н . Квартодециманы. Глубоковский Н. – Лопухин А . Правосл. богослов. энциклоп. т. IX, Спб. 1908, стр. 308—325.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010