...Вера есть щит, который, отражая раскаленные стрелы похоти, умерщвляет ее страхом будущего Суда и верованием Царству Небесному (прп. авва Серен, 57, 284). Источник. Не думай, что вера, если только надобно назвать верою твою веру, обличаемую делами, возможет спасти тебя; потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Приятый по благодати по справедливости должен изобиловать собственными своими преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности (прп. Исидор Пелусиот , 62, 128). Источник. Веру... должны проповедовать паче дела, нежели слова Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное (прп. Исидор Пелусиот , 62, 201–202). ...Да не осуждают других имеющие веру, но лишенные дел и дара слова (они обличают себя, отрицая веру делами) (прп. Исидор Пелусиот , 63, 238). Источник. ...Бог, приемля от людей веру, дарует верным небесные дарования (прп. Нил Синайский , 73, 168). Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять (прп. Марк Подвижник , 89, 504). Источник. Незнающий истины – и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру (при. Марк Подвижник , 89, 530). Источник. Вера есть истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово (прп. Марк Подвижник , 91, 247). Верующий только, по Евангелию, сдвигает гору ( Мф. 17, 19 ) греха деятельною в добре жизнью, исторгая из себя прежнее пристрастие к чувственным вещам, непостоянным и изменчивым. Кто же возмог сделаться учеником, тот, приемля от Слова руками преломления (ломти) хлебов духовного ведения, насытит ими тысячи, делами показывая размножающую силу Слова ( Мф. 15, 32 ). А возмогший быть и Апостолом врачует всяк недуг и всяку болезнь и бесов изгоняет (ср.: Мф. 10, 1 ): изгоняет бесов, т. с. прогоняет действо страстей; болезни исцеляет, т. е. упованием возводит к благочестивому настроению лишившихся оного; недуги врачует, т, е. расслабевших от лености возбуждает и укрепляет словом о Суде. Но получивший власть наступать на змию и скорпию ( Лк. 10, 19 ) истребляет начало и конец греха (прп. Марк Подвижник , 91, 233–234).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ОПИ. Ф. 484, оп. 1. 74, л. 12 об.; л. 26 об.), – такие записи часто встречаются в приходно-расходных книгах Нилова скита. Скитской Устав также обращал особое внимание иноков на то, что без «Божественных Писаний», без их постоянного изучения невозможен путь к духовному совершенству. «Неумеющим писаниа» полагалось учиться у искусных братий: «не умея книг же пети или прочитати да учится елико есть мощно» (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 211 об.). Знание грамоты и «Божественных Писаний» было необходимо скитскому иноку, ибо книга подчас заменяла духовника. Устав наставлял «вся исповедовати духовным и рассудительным. И по тех разсуждению творити о всех, а не уповати на себя... горе уповающим на ся. И им же, несть окормления, падают якоже листвие» (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 234). Юные иноки, согласно Уставу, обязательно должны были находиться со старейшими и учиться у них. «Кроме старейших младым пребывати никако ж подобает» (там же, л. 220 об. – 221). Двое или трое могли собираться вместе только «по нужному прилучению о имени Господнем». Если собиралось больше трех иноков, все должны были повиноваться «единому старейшему по чину послушаниа во всякой вещи» (там же, л. 231). Эти правила традиционно соблюдались в скитах для того, чтобы опыт монашеского делания обязательно передавался от старца к ученику. Таких примеров можно много найти в скитском патерике 105 . Но и скитский Устав, и препо-добный Нил предупреждали, что найти духовника трудно 106 . Поэтому если духовник «не имеет духа или слепец по Господню речению», «таковому не исповедати» 107 . Тогда единственным духовным руководством оставались «Божественные Писания». Небольшой скит, затерянный среди лесов и болот, имел богатую библиотеку. В ее составе было немалое число богослужебных книг (напрестольные Евангелия, Апостолы, Октоихи, Псалтири, Минеи, Служебники, Часословы, Обиходники, Триоди, Канонники, Святцы и др.). Кроме этих книг описи называют прологи и «соборники писмяные», составленные, как правило, из житий и поучений святых отцов, патерики скитской и азбучной, творения святых отцов – «Лествицу Иоанна Синайского», главы аввы Дорофея , святых Ефрема Сирина , Исаака Сирина , «Маргарит» святителя Иоанна 3латоуста, а также «Ниловы главы» (сочинения преподобного Нила Сорского ) (ФИРИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Высшие достижения человеческой культуры, все иконы Святой Дух, Божественный Иконописец и Дух Красоты, претворяет в Икону Царства. «Всем, кто познал и созерцал видения в образах, данных Самим Богом и виденных пророками, кто хранил Предание, писаное и неписаное, переданное от Апостолов через святых Отцов, кто согласно Преданию изображал святыню в иконах и почитал их, – всем им – вечная память» 228 . Глава 11. Апофатический 229 или восходящий путь иконы Святой Григорий Нисский говорит о «врожденном порыве, устремлении души к вершинам духовной красоты» 230 , а святой Василий Великий указывает на «страстную и врожденную жажду прекрасного» 231 . Таким пониманием значения красоты объясняется столь высокая культура иконы. Может, однако, показаться, что аскетический аспект православной духовности ставит под сомнение и под вопрос эту культуру. Действительно, мистически трезвое и строгое Православие очень невосприимчиво ко всякому воображению, зрительному или слуховому представлению, ко всякой «иллюзии», лукаво претендующим описать божество в образах или формах. Аскетическое стремление к «страсти бесстрастной» 232 очищает мистическии путь и решительно отбрасывает всякое φαντασα, видение, зрительное или ощутимое. Даже экстаз, утверждает святой Симеон, «свойствен не совершенным, а новоначальным» 233 . Представление о чудесном, la fama miraculorum, утверждает Иоанн Ликопольский, относится к области не духовной, а душевной 234 . «Если увидишь юношу, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда, ибо ему это полезно» 235 . «Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой–либо лик или образ», – советует святой Нил Синайский 236 , обобщая в этом высказывании классическое учение восточного подвижничества. И в то же время, именно в Православии возникло почитание иконы, оно окружило себя образами и символами и явило видимый аспект Церкви в столь богатом многообразии. Это как будто ставит серьезный вопрос. Ответ на него дается паламитским исихазмом, тем более, что он – само сердце Православия и особенно оттеняет антиномичный характер восточного мышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

722 Т. 5. С. 399. 723 Т. 2. С. 653. 724 Т. 4. С. 202. Ср.: Т. 2. С. 346 (св. Ефрем Сирианин). 725 Т. 2. С. 498. Ср.: Т. 5. С. 280 (ср. Григорий Палама). 726 Т. 2. С. 584 727 Ср.: Т. 5. С. 378 (свв. Каллист и Игнатий). 728 Т. 5. С. 427—428 729 Т. 2. С. 137—138. 730 Т. 5. С. 168. 731 Т. 2. С. 583—584. 732 Т. 2. С. 137—138 (св. Иоанн Кассиан Римлянин). 733 Там же. 734 Т. 5. С. 311. Ср.: Т. 3. С. 439 (св. Илия Екдик). 735 Т. 2. С. 281. 736 Т. 5. С. 69. 737 Т. 2. С. 459. 738 Т. 2. С. 131. 739 Т. 3. С. 431. 740 Т. 3. С. 430. 741 Т. 2. С. 702. 742 Т. 2. С. 529. 743 Т. 2. С. 702. 744 Т. 2. С. 192. 745 Т. 4. С. 80—81. 746 Т. 5. С. 455. 747 Т. 5. С. 172—173. Ср.: С. 232 (св. Григорий Синаит). 748 Т. 5. С. 232. 749 Т. 5. С. 341. 750 Т. 2. С. 539. 751 Т. 2. С. 540. 752 Там же. 753 Т. 2. С. 753. 754 Т. 5. С. 18—19. 755 Т. 5. С. 234. 756 Там же. 757 Т. 3. С. 79. 758 Т. 5. С. 234—235. 759 Т. 1. С. 576. 760 Т. 2. С. 724—725 (св. Исаак Сирианин). 761 Т. 2. С. 725. 762 Т. 5. С. 300. 763 Т. 3. С. 431—432. 764 Т. 5. С. 58. 765 Т. 5. С. 456. 766 Т. 5. С. 360. 767 Т. 3. С. 86. 768 Т. 3. С. 194. 769 Т. 5. С. 392. 770 Т. 2. С. 216. 771 Там же. 772 Т. 5. С. 382 (св. Павел Латрский). 773 Т. 5. С. 464 (св. Симеон Новый Богослов). 774 Т. 5. С. 427 (блж. Каллист патриарх). 775 Т. 1. С. 48 (св. Антоний Великий). 776 Т. 2. С. 221 (св. Нил Синайский). 777 Т. 1. С. 21—22 (св. Антоний Великий). 778 Т. 2. С. 219 (прп. Нил Синайский). 779 Т. 1. С. 22. Ср.: Т. 2. С. 220—221 (прп. Нил Синайский). 780 Там же. 781 Т. 5. С. 73. Ср.: Т. 2. С. 218—219 (прп. Нил Синайский). 782 Т. 2. С. 219. 783 Т. 5. С. 73. Ср.: Т. 1. С. 258—259 (св. Макарий Великий). 784 Т. 5. С. 434. 785 Т. 5. С. 233. 786 Там же. 787 Там же. 788 Т. 5. С. 214. 789 Т. 2. С. 215. 790 Т. 5. С. 463. 791 Т. 2. С. 221. 792 Т. 5. С. 233. 793 Т. 5. С. 384. 794 Т. 5. С. 384—385. 795 Т. 5. С. 214—215. 796 Т. 5. С. 218. 797 Т. 5. С. 73. 798 Выражение святых подвижников о науке духовной жизни. 799 Т. 5. С. 464 800 Т. 2. С. 219. 801 Т. 3. С. 436. 802 Т. 1. С. 575.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

643 Т. 5. С. 133. 644 Т. 5. С. 173. 645 Т. 5. С. 379. 646 Т. 3. С. 439. 647 Там же. 648 Т. 5. С. 466. 649 Т. 3. С. 415. 650 Т. 3. С. 414. 651 См. с. 104—110 наст. изд. 652 Т. 5. С. 295. 653 Т. 5. С. 296. 654 С. 469—470. Ср.: Т. 5. С. 367 (свв. Каллист и Игнатий). 655 Т. 4. С. 567. 656 Т. 2. С. 731. 657 Т. 2. С. 704. 658 Там же. 659 Т. 3. С. 45. 660 Т. 2. С. 704. Ср.: Т. 5. С. 433—434 (св. Каллист Тиликуда). 661 Т. 1. С. 215. 662 Т. 5. С. 314. Ср.: Т. 2. С. 467 (св. Ефрем Сирианин). 663 Т. 2. С. 477 (св. Ефрем Сирианин). 664 Т. 5. С. 481. 665 Т. 5. С. 380. 666 Т. 5. С. 471. 667 Т. 2. С. 223. 668 Т. 2. С. 224. 669 Т. 3. С. 172. 670 Т. 1. С. 537. 671 Т. 5. С. 469. Ср.: Т. 3. С. 177 (св. Максим Исповедник). 672 1 Тим. 6. 8. 673 Т. 3. С. 430. 674 Т. 5. С. 346 675 Там же. 676 Т. 2. С. 565 (свв. Варсануфий и Иоанн). 677 Т. 1. С. 459. 678 Т. 5. С. 439. 679 Т. 3. С. 439. 680 Т. 5. С. 251 681 Т. 5. С. 268. 682 Т. 2. С. 216 (прп. Нил Синайский). 683 Т. 5. С. 466 (св. Симеон Новый Богослов). Ср.: С. 389 (свв. Каллист и Игнатий). 684 Т. 5. С. 387. 685 Т. 2. С. 719. 686 Т. 2. С. 671. 687 Т. 5. С. 234. 688 Т. 5. С. 219. 689 Т. 3. С. 299. 690 Т. 3. С. 301. 691 Т. 2. С. 731. 692 Т. 2. С. 468. 693 Там же. 694 Т. 4. С. 265. 695 Т. 2. С. 177. 696 Т. 3. С. 401. 697 Т. 2. С. 222 (прп. Нил Синайский). 698 Т. 3. С. 281. 699 Т. 1. С. 199 (св. Макарий Великий). 700 Там же. 701 Т. 1. С. 440. 702 Т. 2. С. 532 (св. Иоанн Лествичник). 703 Т. 1. С. 323. 704 Т. 2. С. 532. 705 С. 269 (прп. Нил Синайский). Ср.: Т. 5. С. 302 (св. Григорий Палама). 706 Т. 2. С. 724. 707 Т. 3. С. 436. 708 Т. 1. С. 598. Ср.: Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский). 709 Т. 3. С. 373. 710 Т. 2. С. 607. 711 Т. 3. С. 428. 712 Т. 3. С. 431. Ср.: Т. 2. С. 677 (св. Исаак Сирианин). 713 Т. 2. С. 209. 714 Т. 5. С. 134 (прп. Никита Стифат). 715 Т. 5. С. 25. 716 Т. 2. С. 726. 717 Т. 5. С. 377. 718 Т. 5. С. 225 (св. Григорий Синаит). 719 Т. 1. С. 445. Ср.: Т. 3. С. 357 (прп. Феодор Эдесский). 720 Т. 2. С. 208 (прп. Нил Синайский). 721 Т. 2. С. 217.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

177 Т. 5. С. 480. 178 См.: (1Тим.2:8). 179 Т. 2. С. 226. Ср.: Т. 5. С. 379. 180 Т. 2. С. 226. 181 Там же. 182 Т. 5. С. 473. 183 Т. 4. С. 427. 184 Т. 4. С. 508. 185 Т. 5. С. 283. 186 Там же. 187 Т. 5. С. 283. 188 Там же. 189 Там же. 190 Т. 5. С. 284. 191 Эти слова очень поучительны для «совопросников века сего», т. к. показывают, что Церковь смотрела на мощи, т. е. что они не должны обязательно представлять собой целое тело человека, а хотя бы какие-либо останки от костей святых. 192 Т. 5. С. 284. 193 Т. 5. С. 297. 194 Там же. 195 Т. 5. С. 357. 196 Т. 2. С. 730. 197 Т. 5. С. 73. 198 Т. 3. С. 394—395. 199 Т. 5. С. 453—457. 200 Т. 5. С. 454—455. 201 Т. 1. С. 290. 202 Подробнее о них будет сказано далее при изложении учения об умной молитве. 203 Т. 5. С. 469. 204 Т. 5. С. 284. 205 Т. 4. С. 360 206 Т. 5. С. 109—110. 207 Т. 4. С. 380. 208 Т. 4. С. 513. 209 Т. 5. С. 359. 210 Т. 5. С. 359—360. 211 Т. 1. С. 96. 212 Т. 5. С. 173. 213 Т. 2. С. 526. 214 Т. 2. С. 724. 215 Т. 5. С. 173. 216 Т. 2. С. 526. 217 Т. 4. С. 611. 218 Т. 2. С. 526—527. 219 Т. 3. С. 311. 220 Т. 5. С. 236. 221 Там же. 222 Т. 5. С. 345—346. 223 Т. 2. С. 526 (св. Иоанн Лествичник). 224 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 225 Там же. 226 Т. 5. С. 389. 227 Т. 5. С. 230. 228 См.: (Сир.34:23). 229 Т. 5. С. 230. 230 Т. 2. С. 225. 231 Посторонними мыслями. 232 Т. 5. С. 133—134. 233 Т. 5. С. 387. 234 Т. 5. С. 387. Ср.: Т. 2. С. 214. 235 Там же. 236 Т. 2. С. 661. 237 Там же. 238 Т. 1. С. 541 (св. Марк Подвижник). 239 Т. 2. С. 477. 240 Т. 2. С. 139. 241 Нерассеянности и отсутствии посторонних мыслей. 242 Указание на обязательное участие сердца в молитве. 243 Т. 1. С. 216. 244 Т. 5. С. 464. 245 Т. 5. С. 465. 246 Там же. 247 Т. 2. С. 137. 248 Т. 5. С. 465. 249 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 250 Т. 2. С. 214. 251 Т. 5. С. 467. 252 Т. 5. С. 467. 253 Т. 5. С. 474. 254 Т. 5. С. 467. 255 Т. 2. С. 134. 256 Т. 5. С. 389 (свв. Каллист и Игнатий, прп. Нил Синайский); С. 388 (св. Иоанн Лествичник); Т. 3. С. 436 (прп. Илия Екдик).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

333 «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 14 (святитель Иоанн Златоуст). 334 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168. (преподобный Иоанн Лествичник). 335 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1846. С. 65, § 6. 336 Там же. С. 139, § 10. 337 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 185. (О покаянии 2). 338 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 210. 339 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 57. 340 Там же. С. 142. 341 Цит. по: Феофан, святитель. Начертание хри-стианского нравоучения. М., 1895. С. 87. 342 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 376. 343 Там же. С. 60. 344 Там же. С. 342. 345 Творения. Слово 39. Сергиев Посад, 1911. С. 166. 346 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 324, § 236. 347 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 62. 348 Там же. С. 234—235. 349 Добротолюбие. Т. 2. Указ. изд. С. 617, § 42. 350 Творения. Т. 2. Указ. изд. С. 348. 351 Творения. Т. 2. Слово о молитве I. СПб., 1896. С. 836. 352 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве I. С. 831. Ср.: Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 369. 353 Геннадий, святитель. Правила о вере и жизни христианской. «Прибавления к творениям святых отцов». Год третий. 1845, прав. 45. С. 7—8. 354 Творения. Т. 2. Слово о молитве 2. СПб., 1896. С. 838. 355 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 243. 356 Кирилл Иерусалимский, святитель. Творения. Слово предогласительное. Гл. 6. Указ. изд. С. 11. 357 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. Слово 97. С. 132. 358 Там же. Слово 80. С. 13. 359 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 12. С. 176. 360 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 241. (Сл. 28, гл. 60). 361 Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 4. С. 24. 362 Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 9. Беседа 26. СПб., 1903. С. 250.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

   Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с духом тщеславия//Добротолюбие. T. II. С. 420.    Преп. Иоанн Кассиан. О страсти тщеславия//Добротолюбие. Т. II. С. 74.    Там же.    Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II. С. 75.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 5.    Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II. С. 79.    Архиеп. Антоний. Собрание лекций и статей по пастырскому Богословию. М., 1909. С. 72—79.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 215, 219.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, §§ 2, 3.    Преп. Иоанн Лествичник. Слова 22, 28.    Он же. Слово 22, § 36.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 37. Преп. Ефрем Сирин говорит: «Кто выдает себя подвижником, за братской трапезой выдает себя постником и воздержным, а наедине и у себя в келлии тайно ест и пресыщается, тот готовит паутинную ткань (т. е. его дело, доброе только по видимости, подобно паутине), и идет он путем человекоугодников, одержим лукавой страстью тщеславия» (Добротолюбие. T. II. § 276. С. 422).    Преп. Нил Синайский. О тщеславии. Творения. Ч. I. С. 217//Добротолюбие. T. II, § 16. С. 217.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 6.    Он же. Слово 22, § 44.    Он же. Слово 22, §§ 23, 45.    Он же. Слово 22, 46. Слово 25, § 25. О тщеславии и славолюбии — Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. I. С. 87, 158, 187, 421; IV, 864; VIII, 250; III, 53; VII, 121, 212, 215, 219, 234, 287; VIII, 32, 189, 224; IX, 714; XI, 260. T. I. С. 38, 65, 465, 575; IV, 39, 325; V, 103; VI, 219, 273; VII, 48, 737; V, 251, 572; VIII, 30, 31, 33, 190; 250, 291; IX, 262, X, 360, XI, 260, 284, 340, 589, 850, 852—853; XII, 628. О тщеславии также см.: Добротолюбие. T. II — у преп. Иоанна Кассиана, Иоанна Лествичника, Нила Сорского, Ефрема Сирина и др. О славолюбии и честолюбии см.: Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. §§ 128—134.    Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий (I, Тип. IV, 3). С. 298—300; ср.: Толкование посл. Тит. (I, 15). С. 73—79.    Св. Климент Александрийский. Педагог. II. 1, 8.    С. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. Кн. 2. T. I. С. 262—263.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Посади в совести своей судиею разум, и поставь перед его судилищем все твои беззакония, исследуй все грехи души твоей, потребуй от нее со всею строгостью подробного отчета и скажи ей: зачем ты отваживалась делать то и то? А если она будет уклоняться и разбирать дела других, скажи ей: не за чужие грехи я сужу тебя, не за них должна ты отвечать, – что тебе до того, что худ такой-то? Ты зачем согрешила в том-то и в том-то? Отвечай; не показывай на других, смотри на свои дела, а не на чужие. Таким образом вводи ее, как можно чаще, в этот подвиг. Потом, когда уже ей нечего будет сказать и она начнет укрываться от суда, уязвляй ее, поражай ее, как рабу кичливую и любодейную. Каждый день открывай для нее это судилище, представляй ей реку огненную, червя ядоносного и другие мучения; не попускай ей продолжать связь с диаволом и не принимай от нее таких бесстыдных оправданий: он приходит ко мне, он устрояет мне ковы, он искушает меня! Но скажи ей: если ты сама не захочешь, все это будет тщетно. А если она заговорит: но я сплетена с телом, облечена плотию, живу в мире, пришельствую на земле, – скажи ей: все это один лицемерный предлог и пустые отговорки! Вот и этот святой облечен был плотию, и этот жил в мире и пришельствовал на земле, и однако же они вели жизнь достославную; да и ты сама, когда делаешь добро, делаешь это, будучи обложена плотию. Пусть ей и больно это слышать, ты не переставай ее наказывать: не бойся, не умрет она от твоих ударов; напротив, ты еще избавишь ее от смерти (свт. Иоанн Златоуст , 50, 448). Если бы мы неизменно пребывали в страже над собою, не предаваясь пресыщению и усыплению и не оскверняя Божия образа, т. е. не допуская подменивать доброе семя, то сеятель плевел не нашел бы к нам доступа и не возрастил бы в нас достойных огня плевел (прп. Исидор Пелусиот , 60, 124). ...Будем внимательны к себе, и не станем осмеивать других, ибо в нас самих много такого, за что смеемся над другими (прп. Нил Синайский , 72, 234). Источник. Кто любит истинный и прямой путь, тот, когда смутится чем, всегда сильно укоряет и обличает самого себя... (прп. Зосима, 91, 110). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Версия Луки существенно отличается от обеих приведенных версий: Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40–46 ). В некоторых рукописях Евангелия от Луки рассказ значительно короче. В них отсутствуют два предложения: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Так, например, эти слова отсутствуют в папирусе III века, хранящемся в оксфордском Музее Эшмола (Ashmolean Museum) и содержащем фрагменты из 22-й главы Евангелия от Луки. 234 Отсутствуют они в Синайском (первая редакция) и Ватиканском кодексах IV века, Александрийском кодексе V века, ряде других манускриптов. На этом основании данный отрывок печатается в современных критических изданиях Нового Завета в двойных квадратных скобках. 235 В то же время отрывок присутствует во второй редакции Синайского кодекса, в кодексе Безы V века и во множестве других рукописей. Из древних авторов отрывок не упоминают Климент Александрийский (II век) и Ориген (III век), Афанасий Александрийский и Амвросий Медиоланский (IV век), Кирилл Александрийский (V век) и Иоанн Дамаскин (VIII век), 236 но о кровавом поте Христа упоминают Иустин Философ 237 и Ириней Лионский (II век), 238 Ипполит Римский (III век), Евсевий Кесарийский , Дидим Александрийский , Иоанн Златоуст и блаженный Иероним (IV век). 239 Количество свидетельств в пользу принадлежности отрывка оригинальному тексту Евангелия от Луки достаточно велико. Объяснить его исключение из текста в силу тех или иных причин проще, чем объяснить его включение в текст на более позднем этапе. 240 Так, например, можно объяснить опущение указанного отрывка тем, что Иисус представлен здесь как будто бы зависящим от ангела, пришедшего Ему на помощь. 241 В любом случае мы будем рассматривать отрывок как неотъемлемую часть рассказа о Гефсиманском борении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010