9. Ибо так как ничто из сущих не может быть неописуемым, кроме Одного, который существует существенно, как и продумано более расширенно в моем трактате «О пределах жизни» 46 , ибо Один только неописуем, который (и есть) присносущий Бог и все ограничивающий в Себе Самом и превосходящий всякое понимание, необходимо, чтобы все, происшедшие от Него, как принявшие бытие из ничего, подчинялись пределу, окончанию и числу. Во-первых, пределу, как в нем присно пребывающие и движущиеся и никогда не выходящие за собственные пределы, во-вторых, числу, как делающему (их) и попятными, и удобоисчисляемыми, в-третьих, окончанию, как подлежащие пагубе и расторжению составляющих частей. Ибо если так полагает о них всякий учитель Церкви Христовой, и это правда, ангелы, стало быть, описуемы и имеют описание в качество творения. 10. А свидетель этому мнению мудрейший отец Иоанн Дамаскин в 14 главе его книги «О месте Божием» 47 , в которой он утверждает, что Божество неописуемо, и в 40 главе 48 , в которой он рассуждает богодухновенно и небе и о силах в нем, если бы ты пожелал обратиться к нему, сам бы избавился от всякого сомнения Ибо мы дернем говорить что-либо не сами по себе, но во всех божественных и человеческих делах мы созвучны с отцами и учителями прежде нас уча всему подобно с ними, соблюдая в этом деле распоряжение Господа апостолам, так говорящего: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:20 ), и кроме того зная, что страшно или от самих себя другое что-либо присоединить к евангельскому учению и сказать то, чего не говорили очевидцы Слова, учащие Церковь Христову или убавить от учения Евангелия и апостолов и опустить (хотя бы) одну полученную заповедь Христа, или научить иначе, чем те научили верных, как Христос и Бог наш говорит: Нарушивший " одну из Моих заповедей сих малейших... малейшим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ), и в другой раз возлюбленному своему ученику: «И Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог меру от древа жизни и (участие) в (святом) граде и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:18–19 ) 49 . |
9. Ибо так как ничто из сущих не может быть неописуемым, кроме Одного, который существует существенно, как и продумано более расширенно в моем трактате " О пределах жизни " ибо Один только неописуем, который (и есть) присносущий Бог и все ограничивающий в Себе Самом и превосходящий всякое понимание, необходимо, чтобы все, происшедшие от Него, как принявшие бытие из ничего, подчинялись пределу, окончанию и числу. Во-первых, пределу, как в нем присно пребывающие и движущиеся и никогда не выходящие за собственные пределы, во-вторых, числу, как делающему (их) и попятными, и удобоисчисляемыми, в-третьих, окончанию, как подлежащие пагубе и расторжению составляющих частей. Ибо если так полагает о них всякий учитель Церкви Христовой, и это правда, ангелы, стало быть, описуемы и имеют описание в качество творения. 10. А свидетель этому мнению мудрейший отец Иоанн Дамаскин в 14 главе его книги " О месте Божием " в которой он утверждает, что Божество неописуемо, и в 40 главе в которой он рассуждает богодухновенно и небе и о силах в нем, если бы ты пожелал обратиться к нему, сам бы избавился от всякого сомнения Ибо мы дернем говорить что-либо не сами по себе, но во всех божественных и человеческих делах мы созвучны с отцами и учителями прежде нас уча всему подобно с ними, соблюдая в этом деле распоряжение Господа апостолам, так говорящего: уча их соблюдать все, что Я повелел вам и кроме того зная, что страшно или от самих себя другое что-либо присоединить к евангельскому учению и сказать то, чего не говорили очевидцы Слова, учащие Церковь Христову или убавить от учения Евангелия и апостолов и опустить (хотя бы) одну полученную заповедь Христа, или научить иначе, чем те научили верных, как Христос и Бог наш говорит: Нарушивший одну из Моих заповедей сих малейших... малейшим наречется в Царстве Небесном и в другой раз возлюбленному своему ученику: И Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог меру от древа жизни и (участие) в (святом) граде и в том, что написано в книге сей |
А что в силу того, что Слово стало плотью и вселилось в нас (ср. Ин.1:14 ), Иисус Христос, Который от семени Давида, по природе и истинно есть Сын Божий, пусть запечатлеет премудрый Иоанн такими словами: Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин.5:20 ), и через Него, и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. Перевод с древнегреческого, вступительная статья и примечания К. Б. Юлаева Никита Стифат, прп. [Вступление] к книге Божественных гимнов преподобного отца нашего Симеона/Пер., вступ. ст., примеч. пером. Дионисия (Шленова)//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 151–176 —151— Перевод вступления прп. Никиты Стифата к «Гимнам» прп. Симеона Нового Богослова выполнен по новейшему критическому изданию А. Камбилиса 437 , улучшенному по сравнению с более ранним изданием И. Кодера в серии «Христианские источники» 438 . Первую полную публикацию греческого текста вступления (вместе с несколькими гимнами прп. Симеона) осуществил в 1917 г. иером. Пантелеймон (Успенский), преподаватель патрологии МДА, по копии Патмосской рукописи XIV в. 439 в качестве приложения к выполненному им русскому переводу вступления и «Гимнов» 440 . Данное приложение, оставшееся вне поля зрения за- —152— падных учёных, в настоящее время стало чрезвычайной библиографической редкостью, так как оно было издано в малом числе экземпляров и в отличие от русского перевода никогда не переиздавалось. Хотя русский перевод вступления 441 был выполнен достаточно точно, его воспроизведение, даже с рядом уточнений, думается, не доставит исчерпывающего представления о подлиннике, поскольку в нём не в полной мере отражена присущая данному тексту стилистическая возвышенность и своеобразная пафосность, так же как и его лексическое своеобразие. Кроме того, к исполнению нового перевода вступления обязывает также появление критического издания А. Камбилиса, опиравшегося на рукописи 442 , которые не были приняты во внимание ни иером. |
Бог и не оставляет нас, если мы сами того не захотим. " Грехи ваши отвращают лице Его от вас " (Ис. 59, 2). Итак, мы сами полагаем начало оставлению нас Богом, сами бываем виновны в своей погибели. Святитель Иоанн Златоуст (42, 458). Не грешные только, но и ревностно старающиеся держаться всего доброго, нередко бывают оставлены Богом, чтобы научились терпению, твердости и избежали гордости. Преподобный Нил Синайский (49, 54). Временное отсутствие благодати, или оставление Божие, святой Давид считал столь полезным, что и не молился о том, чтобы совершенно ни в чем не быть оставляемым Богом, зная, что это и не сообразно с человеческой природой, и не совсем полезно для того, кто желает достичь совершенства; а просил только, чтобы само оставление было в меру: " Не оставляй меня совсем " (Пс. 118, 8). Другими словами, он как бы так говорил: " Знаю, что Ты для пользы оставляешь святых Твоих, чтобы испытать их; ибо иначе враг не мог бы искушать их, если бы хоть на время они не были оставляемы Тобою! Потому, не прошу того, чтобы Ты никогда не оставлял меня; ибо это не полезно мне, иначе я не почувствую слабости своей и не скажу: " Благо мне, что я пострадал " (Пс. 118, 71), не буду иметь случая упражняться в брани, если неотступно будет осенять меня Твой Божественный покров. Враг не осмелится искушать меня, охраняемого Твоей защитой, а будет только клеветать на Тебя и меня, как обыкновенно клевещет он на подвизающихся ради Тебя: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? " (Иов. 1, 9-10). Но молю, да не оставь меня навсегда совсем. Ибо, сколь спасительно для меня кратковременное Твое оставление для испытания постоянства любви моей, столь же пагубно оставление окончательное, которого я заслуживаю по грехам моим. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Даниил 53, 226). Всякое оставление подвизающихся благодатью бывает обычно за следующие грехи: за тщеславие, осуждение ближнего и надмение добродетелями. Потому, если подвизающиеся повинны в каком нибудь из них, Бог оставляет их. Тогда и не избежать им праведного осуждения за это при падениях, пока, очистившись от греха, который был причиной оставления, не возвратятся они, на высоту смиренномудрия. Преподобный Никита Стифат (70, 103). |
В догматическом определении VII Вселенского собора говорится, что поклоняющиеся священным образам «побуждаются помнить и любить их прообразы, и чествовать их целованием и почитательным поклонением; не истинным, по вере нашей, служением Богопочитания, которое подобает только Божественному естеству, но так же, как воздается честь изображению Честного и Животворящего Креста, Святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей, по благочестивому обычаю древних. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на Такое почитание не является идолопоклонством, суть которого — в поклонении самим вещественным предметам и в молитвенном обращении к идолам с просьбой о помощи и заступничестве. В Ветхом Завете Псалмопевец говорит: «Идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею» ( Пс 113:12–15 ). В Новом Завете апостол Павел напоминает, что мы «не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян 17:29 ). Для христианина недопустимо относится к иконам как к идолам, ибо, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, почитая икону, я «не поклоняюсь материи, но поклоняюсь Творцу Кроме самого изображения, на иконе имеется надпись. Всякая икона обязательно имеет надписание, указывающее на то, что на ней изображено: библейское имя Бога «Сущий» на нимбе слова «Матерь Божия» на нимбе Пресвятой Богородицы, имя и чин святитель, преподобный и др.) на образе святого или наименование изображенного на иконе священного события. Икона является священным образом благодаря связи образа с первообразом — с тем, кто на ней изображен. Преподобный Никита Стифат говорил, что иконописные «образы святы от своих первообразов и освящают почитающих |
В другом месте Макарий Вел. говорит о действенном влиянии благодати на человека: с имеющий благодать, имеет иной ум, иной смысл и иную мудрость, нежели какова мудрость мира сего». 150 Благодатное преображение бывает не только в душе, но проявляется и в теле; именно оно становится более светлым, прозрачным, легким... „Когда кто соделается причастником Духа Святого, – пишет Никита Стифат , – и наитие его познает из неизреченного некоего Его в себе действа и благоухания, которое ощутимо обнаруживается даже и в теле, тогда в пределах естества пребывать таковый не может...... не чувствует он ни голода, ни жажды, ни других нужд естества». 151 Вся жизнь первых христиан и святых угодников Божиих – ясное доказательство победы нового духовного начала над космическими и историческими законами, вся жизнь их полна чудес. А первичное яркое свидетельство мощи духа человеческого – это преображение Иисуса Христа. Проф. Тареев не хочет никаких чудес и рекомендует покорно подчиняться природно-историческим законам. Очевидно, что он совершенно не считается с некоторыми текстами, совершенно игнорирует их. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, – и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас». 152 «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и, если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». 153 Где же здесь покорность естественному ходу вещей? Наоборот, жизнь «уверовавших» (во Христа) представляется регулируемою иными законами, сверхестественными; а природно-исторические законы не всегда можно считать богоустановленными, поскольку в историческом процессе участвует греховное человеческое начало: они иногда бывают просто напросто «дьявольскими штучками»; Да и сам г. Тареев в другом месте приходит к тому же выводу: «Если царство Божие, – пишет он в 1-м т., – действительно пришло в мир, то оно должно проявиться в действительной 154 власти духа над природою, в преображении тела, в освобождении души от всяких духов злобы, в уничтожении болезней, в победе над смертью . Иначе царство Божие было бы пустым призраком. 155 «Царство небесное (вечная жизнь), – пишет он в другом месте, – должно заквасить своим духом всё человечество, всю историю». |
В этом законе неизбежного сосуществования, в этой двойной жизни, если не сказать раздвоенности, и заключается вся мучительность практики христианской жизни, – мучительность страшная и иногда как будто непосильная. Но так хочет Господь для испытания христианского сердца. «До ревности любит Дух, живущий в нас, но тем большую дает благодать» ( Иак. 4:5–6 ). Человеку, выдержавшему великую скорбь раздвоения, не изменившему Учителю, дается радость надежды, что, может быть, и он будет принят в ученики Христовы. У его веры все шире раскрываются крылья, и она становится все более «уверенной», потому что все более осуществляет ожидаемое Царство Божие. Формула Евангелия, раскрывая суть христианства, срывает все иллюзии о возможности пребывания только во внешности церковного благополучия. «Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр. 3:17 ). Так было сказано Церкви, у которой не было «таинства веры в чистой совести». 7 «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?» ( Ин. 5:44 ). Грех есть основное препятствие к получению или к возрастанию веры и тем самым главная причина неверия. В беседе с Никодимом Иисус путь веры называет путем к свету. «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). Как-то неловко употреблять слово «грех», так же как и слово «добродетель», в разговоре с самим собой как маловерующим человеком. Все мерещатся какие-то скучные английские романы середины XIX века, где добродетель в смешной соломенной шляпке в конце концов побеждает грех , задрапированный в красивый маскарадный костюм. Ни один каталог не смог бы перечислить литературу, в которой так или иначе осмеивается добродетель, или литературу, в которой она выглядит смешной. А вот как говорит о том, что такое добродетель, один из тех, кто действительно вкусил ее райских плодов. «Добродетель есть вещь некая горяча и зело прилична возжещи пламень любве Божия и сотворити душу всю огненну» (Преп. Никита Стифат . Житие преподобного Симеона Нового Богослова) . |
Во время скорби читай 32-й псалом, Господь и избавит тебя и прежде всего будет умиротворять твой дух. Впрочем, если бы попущением Божиим и удалось противникам улучить свою волю, и тогда будет правильнее и благонадежнее по сказанному: «Блажени изгнаны правды ради» (Мф. 5, 10). Но видно, что они и сами опасаются и не дерзают на это, а хотят угрозами тебя изгнать, чтобы сама ушла. Поэтому и не советую тебе, чтобы ты сама решилась исполнить волю и желание противников твоих, вернее предаваться во всем воле Божией, и силен Господь избавить нас, как древле избавил неповинную Сусанну от ее противников и клеветников (преп. Амвросий). Что мать Н. много наговорила о тебе, об этом слишком не заботься и не скорби, а предай все это суду Божию. Переписку же со мною тебе оставлять нет причины, а можешь писать мне по-прежнему, надеясь на милость Божию, что силен Господь покрыть тебя от всех козней вражиих (преп. Амвросий). Между добродетелями главными, основными поставляются четыре добродетели: мудрость, мужество, целомудрие и правда. Смиренный Никита Стифат пишет, что каждая из этих добродетелей находится между другими: мужество с одной стороны имеет терпение, а с другой — крепкое сопротивление. Вас публично и даже печатно поносят. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но в девяти блаженствах евангельских главным и высшим поставлено последнее, т. е. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11—12). И с другой стороны, глаголет Господь во Святом Евангелии: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелам» (Ср.: Мк. 8, 38) (преп. Амвросий). Однажды батюшка , показывая... письмо, написанное, видимо, нарочно коверканным поддельным почерком, сказал: «Вот письмо. В нем меня обзывают самыми площадными, ругательными словами. Особенно за мои собеседования в монастыре. Думаю на того, на другого... но кто бы это ни был, во всяком случае — благодетель. Может быть, Господь за это простит мне что-либо из моих грехов...» (преп. Варсонофий). |
«Девство, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадема и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать Солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель». Тайновидец святой Иоанн Богослов, видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред Престолом Божиим» ( Откр. 14:1,4–5 ). Однако нужно помнить о том, что девство – это особенный дар, и потому дается он немногим по воле самого Господа. Преподобный Никита Стифат пишет: «Девство и брак не для всех, но целомудрие (то есть чистота нравов, благочестие) для всех. Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, да, отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. – Что значит «целомудренно»? – Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и в особенности плотских похотей, восстающих надушу (см.: 1Пет. 2:11 ). Только так живущие в нынешнем веке могут ожидать блаженного упования в будущем (см.: Тит. 2:13 )». Поучительное слово жениху и невесте Святой праведный Иоанн Кронштадтский Честный женише и честная невесто! Вы приступаете к великой тайне, называемой браком; великой потому, что брачный союз мужа и жены изображает святейший союз Иисуса Христа с Церковию, то есть с верующими в Него: как муж есть глава жены, так Христос есть глава Церкви ( Еф. 5:23 ); как жених и невеста в браке венчаются в плоть едину, так и Христос и Церковь Его – также едино тело, ибо истинно верующие в Него суть члены Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5, 30 ). |
Добродетели, как и страсти, действуют с помощью одних и тех же органов, сил, способностей: добродетель соответствует их здравому применению, согласному с их правильным и естественным предназначением, то есть применению, обращенному к Богу, а страсть соответствует извращенному, патологическому применению способностей, соответствует их направленности к цели, которая не согласуется с их природой и заключается в чувственной или плотской реальности. По этой причине переход от страстей к добродетелям подразумевает не отказ от использования этих органов, сил или самих способностей, не их умерщвление или разрушение, но подразумевает их перенаправление, обращение к их естественному и изначальному «объекту»: к духовной реальности, к Богу, к Благу. Поэтому преподобный Никита Стифат ясно говорит: «Нужно посредством трудов покаяния и подвижнических усилий перестроить силы души и сделать их такими, какими Бог дал их нам в начале, когда сотворил Адама» 2836 . Преподобный Максим Исповедник , в свою очередь, объясняет, что человек «испорченный следует похотениям и устремлениям плоти, тогда как добродетельный... силится обратить ко благу испытываемые им движения такого рода» 2837 . «Ревностные люди пользуются этими страстями – разумеется, не страстями как таковыми, а энергией, силой, их питающей, – с одной стороны, чтобы уничтожить зло, нынешнее или будущее, с другой – чтобы обрести добродетель и знание и хранить их по примеру ученых врачей, претворяющих в лекарство даже яд гадюки. В общем, страсти становятся благими в силу правильного их употребления у того, кто предает в послушание Христу все свои мысли и всю свою волю» 2838 , – говорит также преподобный Максим Исповедник . А вместе со святыми Каллистом и Игнатием Ксанфопулами можно сказать, что «совершенная душа – это душа, страстная сила которой полностью обращена к Богу» 2839 . Сам апостол Павел побуждает принявших Крещение обратить к Богу все способности и через это обрести добродетельный порядок, свойственный их природе: Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу как оживших из мертвых и члены ваши Богу в орудия праведности ( Рим. 6:13 ); как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые ( Рим. 6:19 ). |
| |