Учительство и учение Советовал бы я вам, во-первых, иметь в виду то, чтобы здание для училища избрано было там, где можно устроить вход снаружи, а не через гостиницу. Во-вторых, не избирать для обучения детей сестер молодых, а в случае недостатка наставниц лучше нанимать кого-либо из городских лиц женского пола, чтобы приходили в училище учить и опять уходили... В-третьих, чтобы ни под каким предлогом не брать учителей мужского пола, как это делают в некоторых женских училищах. В вашем училище высокие науки не требуются, а первоначальному обучению могут научить и лица женского пола. Разве только для Закона Божия можно приглашать в некоторые дни пожилого священника (2, ч. 2, с. 119–120). Не многие делайтесь учителями ( Иак. 3, 1 )… Учить – это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять – большие камни на колокольню таскать (1, ч. 2, с. 60). Теория – это придворная дама, а практика – как медведь в лесу (1, ч. 2, с. 45). ...Ты иногда охотница старчествовать и поучать келейных, и тут тебе случаются иногда досаждения и укоризны, что ты по-своему без дальних объяснений называешь случающимися скорбями, умалчивая о неблагословенном своем учительстве, за которое мало того что бывают укоризны и досаждения со стороны, но иногда попускается и сильная плотская брань. Поэтому нужно прежде самих себя вразумлять и обучать должному, без сомнения и ослепления, потому что ты бежала от м. П., как бы избегая похвалы, тебе приписываемой, а потом сама стала домогаться сего непрошеным учительством келейных, хотя ты сего доселе не заметила. Страсть славолюбия и любочестия тонка и многообразна, неуловима и неудобопримечаема. Преподобный Марк Подвижник пишет, что некоторые иногда видимо смиряются для того, чтобы уловить похвалу. Ты выход свой из кельи м. П. называешь искусством, а на самом деле оказывается в этом большое неискусство. Ты человек маленький, никому нет надобности понимать твоих целей, а всякий старший и младший понимает и толкует теперь о тебе по-своему (2, ч. 3, с. 46). Научить человека жизни духовной очень трудно. Это все равно... что выучить мужика сказать слово «секретарь». Он все будет говорить: «Слекатарь». Ты говоришь ему: «Вот тебе рубль, скажи только – секретарь», а он выговаривает по-своему: «Слекатарь». «Ну, повторяй за мной: се». И тот говорит: «се». «Кре» – «кре» – «тарь» – «тарь». «Ну говори теперь один раздельней: се-кре-тарь». Говорит не спеша: «Сле-ка-тарь» (1, ч. 2, с. 45–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 756D, p.286 (cap. quing. V,44); LXIV, schol.54, 736A, p.273 (V,15). Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a. Ср. Евагрия, Изречения, Добротолюбие I.4, 638 (гл.12) [с.119, гл.48]. 674 Ер.1, PG.91, 365C-D, р. 202–203. Ambigua, PG.91, 1172D, f.166a (Немезий, гл.44, PG.40, 800С, р.171). 675 Ер.1, PG.91, 369D, р.205. 676 Сар. de charitate I,23; II,11 [р. п. I,98,118]. Ambigua, PG.91, 1105A-B, f.135a-b. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.34, PG.35, 904В; р. п. II,35. Св. Григорий Нисский, De virgin.4, PG.46, 341В–С; р. п. VII,311. 677 Ер.1, PG.91, 365D-368A, p.203. Ер.1, PG.91, 365D-368A, p.203. 678 Ibid. 368D-369B, p.204–205. 679 Cap. de charitate III,85 [р. п. I,132]. 680 Ibid. III,42 [р. п. I,126]. 681 Ibid. I,83.84 [р. п. I,105]. 682 Quaest. ad Tahl. XXXVI, PG.90, 380D-381A. B-C, p.81 [р. п. II,114–115] (cap. quing. II,14,15). Λγοι и τρποι добродетелей: Mystagogia 24, PG.91, 709A, p.522 [р. п. I, 180]; Quaest. ad Tahl. X, 288B, p.26 [р. п. II,49] (cap. quing. I,68); XXV, 333A, p.53 [р. п. II,85]; XXXIV, 377A, p.78 [р. п. II,110] (cap. quing. II,17); LXIII,673A, p.239. 683 См. с.118, прим.8. Λγοι заповедей: Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 521С, p.158 [р. п. II,192] (cap. quing. III,59). 684 Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 332A, p.52 [р. п. II,83]. 685 Λγοι добродетели и ведения: Quaest. ad Tahl. III, PG 90, 273D, p.18 [р. п. II,37]; LVI,581A, p.187. Чаще у преп. Максима встречаются λγοι ведения и τρποι добродетели: Quaest. ad Tahl. XXII,321B, p.47 [р. п. II,77]; XXXVII,385B, р.83 [р. п. II,117]; LVIII,596A, p.194; LXIII,677C, p.242 (cap. quing. IV,83). — Ведение добродетелей прибывает по мере исполнения заповедей: преп. Марк Подвижник, De his qui putant 135(145), PG.65, 949D; р. п., с.68. 686 См. с.118, прим.8. Ср. еще Cap. theol. II,18,61 [р. п. I,237,245–246]. 687 Сар. de charitate II,83; ср. IV, 15,44,80 [р. п. I,118,136,138–139,143]. Ambigua, PG.91, 1196А, f.176a. Quaest. ad Tahl. XXII, schol.7, PG.90, 324C, p.48 [р. п. II,240] (cap. quing. I,63); LIV, schol.11, 528D, p.161–162 [р. п. II,305]; LV, 548B-C, p.172 [р. п. II,202] (cap. quing. III,53); schol.33, 568D, p.182 (III,56). Евагрий, Cap. pract. 50, PG.40, 1233A-B; р. п., с.578 [с.108, гл.78]. Ср. св. Григория Нисского, De virginitate 12.18, PG 46, 373С,389С; р. п. VII,346,365 (направление сил души к вещам божественным). См. выше, гл.«Три стороны подвижнической жизни», прим. 2. 688

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Макарий Московск. митр., 15, 79, 152, 156, 161, 209, 212. Макарий Оптинский старец, 369–376. Макарий Уншенский, 133. Максим Грек , 195, 207. Мария Горетти св., 26, 410. Марк пещерник, 52. Мартиниан преп., 135. Мефодий Песношский, 119. Михаил Ярославович Тверской кн. муч., 70, 253. Митрофан Воронежский св., 311. Моисей Новгородский святит., 77. Моисей Путилов преп., 365. Моисей Угрин, 51, 52. Нафанаил, 226. Никита, 49, 197. Нестор Летописец (в иноч. Стефан),  23, 25, 31–35, 37–41, 44, 65, 113. Нестор (не летописец), 22. Никандр Псковский, 233. Никита муч., 22. Никита Новгородский святит, 75. Никита Переяславский святит, 60, 78. Никифор игумен, 350. Никифор митрополит, 44. Никита святоша, 46, 67. Николай Чудотворец св., 14, 146, 262 Николай Японский еп., 115. Никон мастер, 34. Никон игумен, 49. Никон скупой, 52. Никон патриарх , 150. Нил Сорский преп., 132, 136, 137, 1622, 167–193, 194, 200–202, 205209, 215–216, 228–229, 224, 263, 348, 361, 362, 411. Нил Столбенский, 232. Ольга кн. равноапост., 14, 64, 251, 254. Павел Обнорский, 119, 127, 130, 132, 136, 192. Павел Сорский святит., 268. Павел Тобольский, 79. Паисий Величковский преп., 347–364. Паисий Ярослав., 131, 169. Парфений еп., 110., Пахомий Великий св., 387. Пахомий Логофет, 15, 76, 99. Пахомий Сербии, 82, 120. Пафнутий Боровский св., 81, 197–199, 205, 224, 230. Петр Московский митр, св., 79, 82, 152. Пимен св., 36. Пимен Многоболезненный, 51. Питирим св., 115. Поликарп Печерский монах, 45, 47,4 50. Прокопий Устюжский юрод., 241, 243–244. Прохор лебедник, 46. Прохор Ростовский, 79. Ростислав Всеволодович, 48. Савва св., 33, 56, 98. Савва Вишерский св., 133. Савва Черный, 198. Савватий св., 132–133. Серафим Саровский св., 15, 18, 32, 150, 235, 255, 385–409, 413. Серапион Новгородский архиеп., 208. Сергий Нуромский, 108, 127, 131. Сергий Радонежский св., 15–18, 32, 80, 81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150, 189, 192, 194, 206, 209, 214, 234, 344, 348, 409, 413. Сильвестр Обнорский, 119. Симеон Новый богослов , 191, 192, 362, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. I. М., 1892. Слово 7. С. 71; преп. авва Дорофей. Поучение 1. С. 25—26.    Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. 1—5. М., 1873—1885. T. III. С. 280.    Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 7. С. 72—73. Ср.: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. T. V. С. 127.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. XXIX. С. 124, 127.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. М., 1859. С. 139—140.    Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1894. Т. 2. С. 413.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 67//Добротолюбие. T. I. С. 544.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам С. 399—400.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 71; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам С. 591.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. О думающих оправдаться делами, § 9.    Преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 93—94.    Преп. Марк Подвижник. Там же, § 154; ср.: §§ 153, 155//Добротолюбие. T. I. С. 553; Слово 6. О прении схоластика.    Он же. Слово 4. О законе духовном, §§ 116—118//Добротолюбие. Т. I. С. 530.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 66.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 41; ср.: Авва Фалласий. Сот. 2. О любви. § 74//Добротолюбие. T. III. С. 301.    Игум. Антоний. Письма. С. 106—107.    Древний Патерик. Гл. 15, § 110.    Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж. 1952. С. 155.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 183.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, С. 75, 142—144.    Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. Гл. 114//Добротолюбие. T. V. С. 41.    Свт. Амвросий Медиоланский. О должностях. Киев. 1875. Кн. I, гл. 37. С. 119.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 160.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 122//Добротолюбие. T. III. С. 260—261.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 53.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 123//Добротолюбие. T. III. С. 261.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 167. T. II, § 205. С. 267.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Lewy. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 918 См. Brock. Note 3 to II/10,35. 919 Ср. Пс. 103:15. 920 II/35,1—6. 921 II/18,2. 922 Пс. 41:3. 923 I/70 (355)=B16 (131). 924 I/87 (415)=B47 (337—338). 925 I/51 (229—230)=B78 (543). 926 II/1,50. 927 I/58 (317)=B6 (95). 928 Главы о знании I,33. 929 Подробнее об этом мы говорили в другом месте. См. Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. второе. СПб., 2001. С. 404—412. 930 На молитве. 931 Т. е. во втором случае. 932 1 Кор. 14:19. 933 Главы о знании I,55. 934 В рус. тексте: «Источается ли непрестанно из сердца некая сладость и влечет ли всецело ум?». 935 I/45 (192)=B70 (486). 936 I/85 (412)=B46 (334). 937 Иерем. 20:9. 938 I/48 (209—210)=B74 (511—512). 939 Ср. 1 Кор. 1:18—23. 940 Ср. 1 Кор. 4:10—13. 941 3 Цар. 8:27. 942 Т. е. принял на себя человеческое естество. Исаак использует характерный для восточно–сирийской традиции христологический язык. 943 Главы о знании 1,88. 944 Рус. «Любовь к Богу». 945 Рус. «восторженной». 946 Ср. 1 Кор. 3:18. 947 Ср. Евр. 11:38—39. 948 I/73 (369—370)=B33 (219—220). 949 Ср. 1 Ин. 4:18. Слова в квадратных скобках добавлены в греч. тексте, но отсутствуют в сир. оригинале. 950 Ср. 2 Кор. 12:11. 951 Ср. Пс. 18:11. 952 I/38 (159—160)=B62 (430—431). В греч. и рус. тексте последние две фразы переведены свободно. 953 Лк. 22:30. 954 Ср. Пс. 103:15. 955 Вар. «очистились». 956 I/84 (398—399)=B43 (316—317). 957 I/25 (117—119)=B51 (360—362). 958 I/25 (119)=B51 (362). 959 I/25 (120)=B51 (363). 960 I/25 (122)=B51 (366). 961 I/25 (123)=B51 (367). 962 Естества Божия. 963 Естества человеческого. 964 I/28 (131)=B51 (376—377). 965 1 Кор. 3:19. 966 I/26 (125—126)=B51 (369—371). 967 I/27 (127)=B51 (372—373). 968 Или «Писаний». 969 Букв. «истины книг», или «истины Писаний». 970 Главы о знании III,99. 971 Главы о знании IV,16. 972 I/28 (128—129)=B51 (373—374). 973 I/26 (126)=B51 (371). 974 I/26 (127)=B51 (374). Ср., например: Марк Подвижник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

   Преп. Серафим Саровский//Летопись Серафимо-Дивеев. мон. СПб., 1903. С. 138.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Бесед. 18 на Деян. С. 171.    Оптинский старец Амвросий. Цит. по. Прибавление к Церковным Вед. 1905. 8. С. 333.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. V. С. 14.    Филарет, архиеп. Черниговский. Беседы, слова и поучения. С. 426—427.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Бесед. 28 на Деян. С. 300—301.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 61.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 111—112.    Преп. Марк Подвижник, Слово 6. О прении схоластика. Подвижнические слова. Сергиев Посад. 1911. С. 143.    Он же. Слово 2. О думающих оправдаться делами, § 189. С. 49//Добротолюбие. Т. I. С. 557.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3-я, п. 6. С. 185—186. Еще древний Гомер говорил, что наказание всегда следует медленным, но неизбежным шагом за преступлением.    Преп. Марк Подвижник. О законе духовном, § 118//Добротолюбие. С. 19.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V. Письмо 48. С. 76.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 14 на Матф. С. 136—138.    Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. С. 302.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 14 на Матф. С. 136—138.    Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. М., 1889. С. 79.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 77; ср.: Творения. T. VII. С. 140—141.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. IV, 108. С. 237.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. II. С. 255.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. IV. Сокровище духовное от мира собираемое. 119. С. 286—287.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве, § 154. С. 218.    Свт. Григорий Чудотворец. Творения Петрогр., 1916. Переложение Екклезиаста. T. VII. С. 73.    Свт. Василий Великий. Творения. Т. VII. М., 1854. С. 207.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве, § 137. С. 194.    Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 13//Добротолюбие. T. II. С. 271.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К . Указ. соч., с. 301). 108 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. — Берлин, 1922, с. 198. 109 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. — М., 1970, сс. 56 и 58. 110 Тиссен Г. К . Указ. соч., с. 211. 111 Братский вестник. 1999, с. 15. 112 Там же, с. 209. 113 преп. Марк Подвижник . Нравственно-подвижнические слова. — Троице-Сергиева Лавра, 1911, с. 111. 114 преп. Марк Подвижник . Нравственно-подвижнические слова, с. 109. 115 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т.3. Спб., 1875, с. 170. 116 Justin (Popovitch). Philosophie orthodoxe de la verite. Dogmatique de l " Eglise orthodoxe. T. 1. — Paris, 1992, рр. 309–310. 117 свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. — М., 1994, сс. 676–677. 118 свт. Василий Великий . Творения. Ч. 5, с. 185. (б. г., изд. 4-е). 119 св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. — М., 1994, с.143. 120 Лэдд Г ., цит по: В начале было Слово, с. 123. Заметим, что увлекшийся автор предписывает Богу, как Тому следует Себя вести: Бог должен … И непонятно, откуда взялась та необходимость, которая подчиняет себе Бога, диктуя Ему правила поведения. 121 преп. Иоанн Кассиан . Собеседование. 23,15.//Писания. — М., 1892, с. 599. 122 преп. Исаак Сирин . Творения. — Сергиев Посад, 1911, с. 582. 123 Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. — Муром, 1893, с. 308. 124 свт. Василий Великий. Письма.//Творения. Ч. 6. - Сергиев Посад, 1892, с. 251. 125 Франк С. Л . Реальность и человек. — Париж, 1956, с. 373. 126 Еще Софокл говорил о лекарственном назначении оливкового масла: «масло, чтобы смягчать кожу на наших членах» (см. Климент Александрийский . Строматы 4, 2). 127 преп. Макарий Египетский . Новые духовные беседы. — М., 1992, с. 107. 128 свт. Василий Великий . Творения. Ч. 5, с. 360. 129 Экман У . Указ. соч., с. 176. 130 «Крест есть жертвоприношение, не только жертва. Жертва есть не столько пожертвование, сколько посвящение. На Голгофе священнодействует воплощенное Слово» ( прот. Г. Флоровский . О смерти крестной//Православная мысль. Вып. 2. — Париж, 1930, с. 164). В противоположность этому адвентистская догматика утверждает, что «Со времени Своего вознесения Он стал нашим Первосвященником» (В начале было Слово, с. 318). Выходит, что до Вознесения — на Голгофе и на Вечере Христос не священнодействовал…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

312 Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 6, 1/Симеон Новый Богослов, подобный. Творения. Т. 1. [Сергиев Посад, 1993.] С. 63. 313 Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXXIV/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. [Сергиев Посад, 1993.] С. 146—147. 314 Василий Великий, святитель. Беседы на Шестоднев, 9/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 1. М., 1845. С. 173. 315 «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»: 316 Марк Подвижник. О законе, 184/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58. 317 «Писание, и закон, и учители, и Бог говорят слова, дабы эти слова стали делом в душе», «чтобы само слово это стало действием и силой» (Макарий Египетский, 4,30, 1; 4). 318 Илия Екдик. Цветособрание, 3/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 639. 319 Марк Подвижник. О законе, 119/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 53; ср.: 180/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 57. 320 в Великий пяток на утрени антифон 10-й, глас 6, и в конце вечерни того же дня на стиховне Слава, И ныне , глас 5, на вынос Плащаницы. 321 В неделю мясопустную, о Страшном Суде, на утрени седален, глас 6. 322 Последование погребения мирских человек, на целовании Слава , глас 6. 323 В неделю мясопустную, о Страшном Суде, на утрени седален, глас 6. 324 «О украшении же церковнем пишет святый Иоанн Златоустый: Аще кто совещает, хотя принести церкви сосуды священныя (сребряны), или ино кое украшение, повели ему раздати нищым. Никтоже бо, рече, осужден бысть когда, о еже церкви не украшати. ...Того ради и нам сосуды златы и сребряны, и самыя священныя, не подобает имети, такожде и прочая украшения излишняя, но точию потребныя церкви приносити. ...Великий же Пахомий и самое здание церковное украшено быти не хотяше ...яко не лепо чудитися делу рук человеческих, и о красоте зданий своих величатися» [Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского. Служба и акафист преподобному отцу нашему Нилу, Сорскому чудотворцу. М., 1997 (репринт с изд.: СПб., 1852). С. 63—641.] 325 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2, XII.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

1055 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3-я, п. 6. С. 185—186. Еще древний Гомер говорил, что наказание всегда следует медленным, но неизбежным шагом за преступлением. 1056 Преп. Марк Подвижник. О законе духовном, § 118//Добротолюбие. С. 19. 1057 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V. Письмо 48. С. 76. 1058 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 14 на Матф. С. 136—138. 1059 Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. С. 302. 1060 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 14 на Матф. С. 136—138. 1061 Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. М., 1889. С. 79. 1062 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 77; ср.: Творения. T. VII. С. 140—141. 1063 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. IV, 108. С. 237. 1064 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. II. С. 255. 1065 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. IV. Сокровище духовное от мира собираемое. 119. С. 286—287. 1066 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве, § 154. С. 218. 1067 Свт. Григорий Чудотворец. Творения Петрогр., 1916. Переложение Екклезиаста. T. VII. С. 73. 1068 Свт. Василий Великий. Творения. Т. VII. М., 1854. С. 207. 1069 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве, § 137. С. 194. 1070 Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 13//Добротолюбие. T. II. С. 271. 1071 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. Беседы на Пс.7. С. 76; T. VI. С. 47, св. Исидор Пелусиот. Творения. Ч. I. М., 1859. С. 125—126. 1072 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 55. 1073 Он же. Творения. T. I. С. 843. 1074 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V, II. Толков. 14 на Матф. С. 41—141; Ср.: Творения. T. V. С. 132. 1075 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 246. С. 369—370. 1076 Преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика//Нр.-подвижнические слова. Изд. 2-е. С. 142. 1077 Там же. С. 142—145. Свт. Василий Великий говорит: «Из случающихся с нами бедствий, иные постигают в наказание за грехи, другие для исправления нравственности в искушаемых, а иные для истребления безнадежных, как было с фараоном» (Творения. T. II. М., 1853. С. 26). Преп. Иоанн Кассиан говорит, что искушения скорбями посылаются для испытания (веры и добродетели), для очищения от грехов и для смирения, в наказание за грехи и для явления на нас славы и дел Божиих, наконец, для поражения тех, которые уже перешли меру нечестия (Собес. 6, гл. II).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Царство Божие внутрь вас есть, – то есть величайшее [Благо], какое только можно вообразить (вернее, и вообразить-то нельзя никак). Оно все превосходит... Указан путь к этому царствию. Тысячи людей прошли этим путем и удостоверяют не только словами, но пролитием крови (мученики), целожизненным подвигом (преподобные), чудесами, дивными творениями – почти никто даже из верующих, не идет этим путем. Таково падение человека. А кто пойдет – те никогда не раскаются, что избрали этот путь, хотя дьявол и будет смущать и мешать на каждом шагу, но “мужайтесь, Я победил мир”. И Эту победу Он дает Своим искренним последователям. (П.248) Главная заповедь: будь верен в малом... Ненавидящий страсти, отвергает причины их; пребывающий в усвоении причинам произвольно, подвергается нападению страстей и против воли своей.  (Преп. Марк Подвижник . “Слово о законе духовном” гл.119) 5 игумен Никон: Кто будет верен в малом, тот получит власть над многим. (П. 263) Борись со всеми, с самыми малыми грехами. Кто неверен в малом, тому не доверят большого. А то дьявол так и внушает: “Это пустяк, это мелочь,” – а про более важное: “Где же нам с этим бороться. Это для “подвижников”. (П.187) Не считай грехи зрением, слухом, осязанием и всеми чувствами за малые. Они велики по своим последствиям, поэтому сразу кайся, если погрешишь. А если заметишь, что поддаешься часто греху каким-либо чувством, то пиши и сокрушайся, ибо это начало большого греха. (П.293) Заповеди Господь сокровен в заповедях Своих, – и обретается ищущими Его по мере исполнения заповедей Его. (Преп. Марк Подвижник . “Слово о законе духовном” гл.190) схиигумен Иоанн: Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. Вы теперь знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри Вас Господи, и меня не забывайте в своих святых молитвах. (П.6) Мудрую духовную жизнь святые отцы до тонкости объяснили в своих писаниях, а их писание больше познается жизнью. Если сам будешь работать, очищать сердце от страстей – тогда будет все яснее и понятнее. (П.28)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010