...Когда истинно возлюбишь небесные блага... тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани... (прп. Нил Синайский , 73, 302). Не желай, чтобы в скором времени перестали тебя озабочивать искушения и скорби, но терпи и жди, когда угодно сие будет промышляющему о тебе Христу, Который премудро устрояет дело твое (прп. Нил Синайский , 73, 317). Источник. ...Уничтожь искушения и помыслы, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни (прп. Зосима, 91, 120). Источник. ...Не будем любопытствовать о случающихся искушениях, как, или когда, или чрез кого они нас постигают, ибо соответственность каждого из них с воинами, время неизбежного их последования и содействие к этому всей твари знает один Бог. А мы должны только веровать правде Божией и знать, что все невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу: и потому мы должны терпеть оное, а не отвергать, чтобы не приложить еще греха к грехам нашим (прп. Марк Подвижник , 89, 512–513). Источник. Пребывай в сердце умом, и не будешь утружден искушениями; уходя же оттуда, терпи, что найдет на тебя (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Молись, чтоб не нашло на тебя искушение, а когда найдет, прими его как свое, а не как чужое (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Не думай, что всякая скорбь находит на людей по грехам. Ибо бывает, что иные благоугождают Богу, однакож терпят искушение. И написано не только, что нечестивии и беззаконницы изженутся (ср.: Пс. 36, 28 ), но равным образом и то, что хотящии благочестно жити о Христе гоними будут ( 2Тим. 3, 12 ) (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается (прп. Марк Подвижник , 89, 536). Источник. Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Источник. Всякая скорбь обличает настроение нашей воли, направо склоняется она или налево. Случайная скорбь потому и называется искушением, что подвергшегося оной подвергает испытанию сокровенных его расположений (прп. Марк Подвижник , 89, 558).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРК ПУСТЫННИК [Греч. Μρκος Ερημτης] (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), прп. (пам. 5 марта), автор аскетических и догматико-полемических сочинений. Житие Биографические сведения о М. П. скудны и основываются на упоминаниях позднейших авторов. О егип. происхождении М. П. говорит заглавие его сочинений в древнейшей сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 12175, датированной 533-534 гг., где М. П. именуется «Египетский». Георгий Амартол (IX в.) трижды упоминает М. П. в своей «Хронике» ( Georg. Mon. Chron. Vol. 1. P. 103-104; Vol. 2. P. 593, 599), называя его учеником свт. Иоанна Златоуста наряду с другими персоналиями, жившими в нач. V в. Никифор Каллист Ксанфопул (нач. XIV в.) в «Церковной истории» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30//PG. 146. Col. 1157A, 1256CD) также говорит о М. П. как об ученике свт. Иоанна Златоуста и приводит подробности, независимые от сообщения Георгия Амартола и, возможно, восходящие к не сохранившемуся до настоящего времени источнику ( Durand. Introd. 1999. P. 22-23). Сир. писатель Фома Маргский (IX в.) в «Книге глав» сообщает о некоем Макарии, который противостоял ереси мелхиседекитов во время управления Александрийской кафедрой архиеп. Феофилом I († 412) ( Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas, Bischop of Margâ, AD 840. L., 1893. Vol. 1. P. 52-53). Ввиду схожести написания имен Макарий и Марк в сир. консонантном письме, а также наличия в корпусе сочинений М. П. Слова против мелхиседекитов О. Хессе предложил считать данное сообщение касающимся М. П. и относить деятельность преподобного к 385-412 гг. ( Hesse. 1967). Поскольку в сочинениях М. П. присутствует антинесторианская полемика, принято датировать его кончину после 430 г. М. П. в агиографии и гимнографии В некоторых рукописях сочинения М. П. предваряются Житием, в к-ром он отождествляется с егип. аскетом Марком Келлиотом, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия , еп.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 538.) Рассматривай в себе каждодневно, какую страсть победил ты, прежде чем вознесешь к Богу прошения свои. Преподобный Исаия. (1, с. 344.) Лучше с благоговением (благожелательно) молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 531.) Люди совершенны только на словах, а делают очень мало. Авва Пимен. (2, с. 44.) Не радуйся, когда сделаешь кому добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем сопротивление [от облагодетельствованного]. Ибо как ночи следуют за днями, так и зло за добром. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 551.) Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 71.) По той мере, как цветет тело, истощается душа, – и по мере истощания тела процветает душа. Авва Даниил. (2, с. 51.) Хорошо есть мясо и пить вино, и не снедать в оклеветании плоти брата. Авва Иперехий. (2, с. 19.) Если за телесное (вещественное) подаяние похвалишь человека как доброго помимо Бога (забыв, что это по Божию Промыслу делается), то после тот же человек окажется для тебя злым. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 534.) Христианин обязан всегда иметь памятование о Боге, ибо написано, возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего (Втор. 6: 5); то есть не только когда входишь в молитвенный дом люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу имей памятование о Боге и любовь и приверженность к Нему. Преподобный Макарий Великий. (1, с. 241.) Самомнение и кичение суть причины хулы, сребролюбие же и тщеславие – немилосердия и лицемерия. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 546.) Никого не уничижай, не осуждай и не оговаривай – и Бог дарует тебе спокойствие. Авва Пимен. (2, с. 47.) Чтущий Владыку творит повелеваемое и, если погрешит в чем или преслушает Его, терпит как должное что за это найдет на него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Авва Пимен. (2, с. 23.) Согрешившим не следует отчаиваться. Да не будет сего. Ибо мы осуждаемся не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 496.) Если кто обращается с братом с хитростию – не минует печали сердечной. Авва Исаия. (2, с. 51.) Причина всякой грешности – тщеславие и желание удовольствия. Не возненавидевший их не пресечет страсти. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 529.) Если желаешь Царства Небесного, презирай богатство и ищи воздаяния Божия. Авва Исидор. (2, с. 33.) Душа тому принадлежит, с кем в общении и единении она своими хотениями. Преподобный Макарий Великий. (1, с. 180.) Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы Ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание – каковы люди; иные имеют дыхание и душу – каковы животные; а иные имеют только жизнь – каковы растения. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 93.) Как земля не может принести плода без семени и воды, так человек не может покаяться без смиренномудрия и труда телесного. Преподобный Исаия. (1, с. 344.) Если увидишь, что кто-либо лицемерно хвалит тебя, то в другое время ожидай от него порицания. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 534.) Блюдись разговаривать с еретиками, желая отстоять веру, чтобы яд скверных слов их как-нибудь не уязвил тебя [самого]. Преподобный Исаия. (1, с. 299.) Желающий сделать что-либо и не могущий есть пред Сердцеведцем Богом как бы сделавший. Это должно разуметь как в отношении к добру, так и в отношении ко злу. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 539.) Я лучше желаю себе дела легкого и продолжительного, нежели трудного вначале, но скоро оканчивающегося. Авва Матой. (2, с. 36.) Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и сребролюбив. Авва Пимен. (2, с. 24.) Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие – а потому, прежде всего, должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели. Преподобный Марк Подвижник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В другом месте преп. Марк передаёт вопрос еретиков иначе: «Итак, был распят Господь Славы?» 528 . В этом случае преп. Марк приводит слова оппонентов не буквально, а делает это для того, чтобы подвести их к тексту ап. Павла: «...если бы познали, то не распяли бы Господа Славы ( 1Кор.2:7–8 )» 529 . На текст Писания еретики, по словам преподобного, отвечают: «Слово есть Господь Славы, человек же был распят» 530 . Но для самого Нестория слово «Господь», как замечено выше, могло применяться и к человечеству во Христе, и поэтому он не имел нужды прибегать к такому натянутому толкованию. Также, вероятно, преп. Марк передаёт только мысль, а не буквально цитирует несториан в словах: «глупо верить, что Сын Божий распинается...» 531 , так как выражение «Сын Божий» несторианами могло относиться и к человечеству во Христе, хотя и в несобственном смысле. Преп. Марк передаёт вопрос еретиков: «как Соединённый по ипостаси мог бесстрастно приобщиться страданиям?» 532 . Этот вопрос был одним из основных в несторианской полемике. Несторий видел противоречие в том, что Бог бесстрастно усваивает страдания. К примеру, отвечая свт. Кириллу, Несторий с иронией называл подобные слова святителя заключающими мудрость, непонятную и непостижимую для читающих 533 . Еретики, по словам преп. Марка, называют Господа «мёртвым телом (σμα νεκρν), человеческими домыслами разделяя нераздельное вовеки и богоприлично по ипостаси соединённое» 534 . Видимо, здесь указывается на отрицание несторианами того, что плоть Господа была животворящей, как ставшая собственной Слову 535 . Еретики, по словам преподобного, говорят о том, что плоть Христа нуждалась в очищении (καθαρισμς) 536 . Это соответствует учению Феодора Мопсуестийского о нравственном совершенствовании Христа 537 . Таким образом, преп. Марк, в целом верно определяя основные пункты учения Нестория, был, тем не менее, не вполне точен. Это отчасти объясняется тем, что преп. Марк дискутировал не с самим Несторием, а с его последователями 538 . Кроме того, для этого спора было характерно и то, что при неустановившейся христологической терминологии противники, даже читая труды своих оппонентов, подозревали друг друга в гораздо большем уклонении от истины, чем то было в действительности 539 . 4.1.2 Опровержение несторианства

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

...Вместо слов, произнесенных безрассудно, будем произносить молитвы... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 707). Праздное слово есть слово, несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например, возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное (свт. Иоанн Златоуст , 50, 445). Источник. ...Неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева... (прп. Нил Синайский , 73, 216). Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас (прп. Марк Подвижник , 89, 533). Если случайно кто попадет в круг людей пусторечивых, пусть себя виновным считает в таких речах, если не по поводу настоящего, то по поводу прошедшего (потому что сам прежде с ними болтал) (прп. Марк Подвижник , 89, 533–534). Да не будет у вас ни смеха неприличного, ни развлечения рассеивающего и разнеживающего, ни долгих праздных бесед... (прп. Феодор Студит , 92, 43). Не будем любомудры на словах, а когда дойдет до дела, оказываемся чуждыми того, что говорим (прп. Феодор Студит , 92, 122). Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и искусом познаем то, о чем говорим (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 418). Источник. Если бы кто подвигся на празднословие, то для пресечения сего бесчиния вставай и делай поклон (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 174). Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и разленения (прп. Никодим Святогорец , 70, 104). Источник. Авва Сисой однажды сказал: «Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: «Господи Иисусе! Защити меня от языка моего». Но и доныне каждый день я падаю и согрешаю языком моим» (97, 248).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

528. Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. 529. Святой Исаак Сирский. Слово 5: «Не должно нам преждевременно искать великих мер, чтобы Божие дарование не потребилось по причине скорости приятия его. Все, легко приобретенное, легко и утрачивается; все же, приобретенное с сердечною болезнию, хранится тщательно». 530. Преподобный Симеон Новый Богослов. О первом образе внимания и молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. Также: Аскетические опыты. Ч. 1. О Иисусовой молитве. Разговор старца с учеником его. 531. Не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17:20). 532. Слово 55. 533. 1 Кор. 2:9. 534. …будете, как боги (Быт. 3:5). 535. 3 Цар. гл. 18. 536. …дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21:13). 537. Житие преподобного Досифея. Книга поучений преподобного аввы Дорофея. 538. Слово 21. 539. Слово 41. 540. Слово 41. 541. Опыт показывает, что встреча с женским полом, с развратным обществом и с другими соблазнами действуют несравненно сильнее на инока, нежели на мирянина, всегда вращающегося среди соблазнов. Действие это на инока тем сильнее, чем внимательнее и строже его жительство. Страсти в нем измучены голодом и кидаются с неистовством и исступлением на свои предметы, когда не будет принята осторожность. Если возбужденная страсть и не совершит убийства, то может нанести страшную язву, для врачевания которой потребуются многие годы, кровавые труды, а более всего особеннейшая милость Божия. 542. Иез. 16:49. Подлинный стих Писания читается так: Сие беззаконие Содомы сестры твоея, гордость в сытости хлеба и во изобилии вина, и сластолюбствоваша та и дщери ея. [Ср.: Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности…] 543. Мф. 5:22. 544. Преподобный Марк Подвижник. Слово к Николаю иноку. 545. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11:25–26). 546. Мф. 5:44. 547. Ин. 4:24. 548. Преподобный Марк Подвижник. Слово 7. О пощении и смирении. 549. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 8, гл. 1. Этот глубоко вникавший в себя инок говорил: «Иногда вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника: кто найдет его, садится на него; когда же сей отпустит, то схватывает другой, и равным образом садится на него».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Преподобный Антоний Великий. (1, с. 73.) Странничество наше состоит в том, чтобы человек обуздывал язык свой. Авва Тифой. (2, с. 19.) Кто, познав волю Божью, посильно исполняет ее, тот чрез малые труды избежит великих. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 536.) Слово лукавое да не произносят уста твои: виноград не производит терния. Авва Иперехий. (2, с. 19.) Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна – и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценней всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, то есть служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: сотворим по образу и подобию Нашему (см. Быт. 1: 26), но сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу. Преподобный Макарий Великий. (1, с. 156.) Что есть смирение? Смирение есть думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь пред Богом. Дела же смирения суть: молчание, немерение себя ни в чем, нелюбопрительность, повиновение, смотрение в землю, имение смерти пред очами, блюдение себя от лжи, непозволение себе в беседах суесловий, противоречия старшему и настояния на своем слове, перенесение положения, ненавидение покоя, нуждение себя на труд и никого неогорчение. Преподобный Исаия. (1, с. 370.) Невозможно выразить или описать неизмеримое, беспредельное и непостижимое богатство христиан. Посему со всяким тщанием должно приступить к христианскому подвигу и принять то богатство, потому что наследие и часть христиан есть Сам Бог. Ибо сказано: Господь часть достояния моего и чаши моея (Пс. 15: 5). Преподобный Макарий Великий. (1, с. 182.) Настоящие прискорбности приравнивай к будущим благам – и нерадение никогда не расслабит твоего подвига. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 534.) Нашептывающий змий изгнал Еву из рая; подобен сему бывает наговаривающий на ближнего: он погубляет душу слушающего и не спасает и своей. Авва Иперехий. (2, с. 19.) Как оруженосец царский стоит пред царем в готовности, так и душа должна быть всегда готова против демона блуда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Итак, кто любит истину и желает трудиться сердечно, тот, по сказанному выше, может не увлекаться и прежде принятыми впечатлениями, но внимать своему сердцу, преуспевать (в достижении) ко внутреннейшему и приближаться к Богу, только да не небрежет о трудах молитвы и жительстве (по Богу); ибо не может не трудиться сердцем тот, кто внимательно воздерживает себя всякий день не только внешне, но и внутренне от мысленных парений и плотских сластей (прп. Марк Подвижник , 89, 490–492). Источник. Когда сердце полно желания удовольствий, тогда возникают пагубные помыслы и слова (прп. Марк Подвижник , 89, 534). Износит сердце и само из себя помышления добрые и недобрые: впрочем, помышления недобрые произращает оно не из естества своего, но иные из них имеет оно потому, что память о недобром обратилась в нем в навык по причине прежних прельщений, большую же часть их, и притом наиболее злых, зачинает оно от злодейства демонов. Мы же все их чувствуем исходящими как бы из сердца; почему некие подумали, что в уме нашем вместе пребывают и благодать, и грех, приводя в подтверждение сего и слова Господа: а исходящее из уст – из сердца исходит, и это оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния и прочее (ср.: Мф. 15, 18–20 ). Не знают же они, что ум наш, по действу тончайшего некоего чувства, и тех злых помыслов, кои влагаются в него злыми духами, делается собственником; так как по действу плоти, тело, падкое на угождение себе, на это паче, не знаем как, увлекает душу, по причине срастворения своего с нею; ибо плоть безмерно любит ласкательства прелести. По сей причине и помыслы, всеваемые в душу демонами, кажутся исходящими из сердца, усвояем же мы их себе, когда вожделеваем соуслаждаться ими: что, укоряя, Господь, как само Божественное являет слово и изрек вышеприведенные глаголы. Ибо когда кто соуслаждается помыслами, лукавым сатаной в него всеваемыми, и память о них как бы написует в своем сердце, не явно ли, что потом он из собственной своей произращает их мысли? (блж.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вероучительное положение о совершенной безгрешности Господа (и в отношении личных грехов, и в отношении греха первородного) ясно выражена в Священном Писании: апостол Иоанн Богослов учит: Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха ( 1Ин. 3:5 ; ср.: 2Кор 5:21 ). Апостол Павел эту мысль выражает так: Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников ( Евр. 7:26 ). Апостол Петр учит, что Христос, чтобы спасти мир от греха, должен был быть непорочным и чистым агнцем ( 1Пет. 1:19 ), только при условии непорочности и чистоты Он мог стать именно тем Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ), Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу ( Евр. 9:14 ), а Его святая Кровь могла стать искупительной для нас (см.: Еф. 1:7 ; Кол. 1:14 ; 1Пет. 1:18–19 ), стать жертвой за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ). Если бы Господь имел расстроенное и повреждённое первородным грехом человеческое естество, тем более если бы Он хоть в какой-либо мере допустил личный грех, то тогда Его страдания не могли бы стать спасительными для нас, ибо в этом случае они были бы уже страданиями не за нас, но – по необходимости расстроенного грехом естества – за Свои грехи, за Себя . Всякие попытки внедрить подобные мысли в церковное сознание под видом учения о постепенно совершенствовавшемся в течение земной жизни Христе (такое намерение имел, например, тот же Феодор Мопсуестийский), святые отцы отвергали категорически. Свт. Григорий Богослов пишет: «Если кто говорит, что Христос стал совершен через дела... да будет анафема: ибо то не Бог, что получило начало, или преуспевает, или усовершается, хотя и приписывается сие Христу» (см.: Лк. 2:52 ), относительно к постепенному проявлению» 534 . Совершенство человеческого естества Спасителя означает, что оно (Его человеческое естество) «непорочно и нескверно; потому что врачует от позора и от недостатков и скверн, произведённых повреждением; ибо хотя воспринял на Себя наши грехи и понёс болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему уврачевания» 535 . Прп. Марк Подвижник , полемизируя с последователями Феодора Мопсуестийского и Нестория, категорически отвергал любые суждения о поврежденности плоти Христа как разрушающие православную сотериологию: «Мир умер Адамовым преступлением. Если же плоть Господа... от одного Адама и подпала греху; как же она тогда могла быть отдаваема за жизнь мира, когда и сама нуждалась, по твоему мнению, в искуплении... Если, как ты говоришь, плоть (Христа) была простой, нуждающейся в очищении, то откуда тогда нам спасение?» 536

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010