Не предавай души твоей помышлениям злым, да не осквернят они сердца твоего, и чистой молитвы да не отдалят от тебя (авва Евагрий, 89, 616). Оставляя не только гнусные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где Господь наш (см.: Ин. 12, 26 ) (прп. авва Пинуфий, 56, 536). Справедливо вменяется не в легкий, а в тяжкий грех нечестия, когда кто, изливая молитву Господу, вдруг увлекшись суетным, недобрым помыслом, удаляется от лица Его, как будто Бог не видит и не слышит (прп. авва Феона, 56, 591). Ничего не помышляй и ничего не делай без намерения по Богу; ибо безрассудно путешествующий напрасно будет трудиться (прп. Марк Подвижник , 69, 12–13). Источник. Как огонь не может долго пробыть в воде, так и скверный помысл в боголюбивом сердце (прп. Марк Подвижник , 69, 36). Источник. Постоянно утруждай себя молитвами пред Богом в сердце носящем чистый помысл, исполненный умиления; и Бог сохранит ум твой от помыслов нечистых и скверных... (прп. Исаак Сирин , 58, 19). Источник. Без тишины помыслов ум не подвигнется в сокровенные таинства (прп. Исаак Сирин , 58, 295). Источник. Когда входишь в область умирения помыслов, тогда отьемлется у тебя множество слез, и потом приходят к тебе слезы в меру и в надлежащее время (прп. Исаак Сирин , 58, 340). ...Надлежит всегда памятовать, что невозможно, чтобы всегда были добры помыслы (от которых обыкновенно рождаются подобные им слова и дела), если в ум не вселится прежде Христос Господь, о чем и должно нам подвизаться, сколько сил есть, т. е. чтобы в ум наш вселился Христос Господь (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 89). ...Когда плотские помыслы подавлены в нас, тогда душу, находящуюся в покое, воспринимает благодать Духа и устраивает ее способной вкусить будущих оных и неизреченных благ, которые око страстного и беспечного человека не видело, и ухо не слышало, и на сердце такого человека не всходило; и это вкушение является также залогом этих духовных благ, и сердце, приявшее залоги их, становится духовным и восприемлет полную уверенность в своем спасении (свт. Григорий Палама , 26, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

(прп. Нил Синайский , 72, 135). Источник. Иногда на бдении надо скоро читать псалом, а иногда предпочитать следует пение псалмов. Нам надлежит изменять образ действования в противоположность козням врагов, которые иногда внушают гнать язык в скорочтении по причине объятия души унынием, а иногда возбуждают к величавому сладкопению (прп. Нил Синайский , 90, 242). Кто молится телесно, и не имеет еще духовного разума, тот подобен слепому, взывавшему: Сыне Давидов, помилуй мя! ( Мк. 10, 48 ) (прп. Марк Подвижник , 69, 8). Есть много образов молитвы, отличных один от другого, но ни один образ молитвы не вреден, кроме того, что не есть молитва, но делание сатанинское (прп. Марк Подвижник , 69, 9). Источник. Те, которых ум научился истинно молиться, говорят с Господом лицом к лицу, как бы в уши царя. А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите. Пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 219). Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же ее в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу (прп. Иоанн Лествичник , 57, 235). Источник. Стоит вне первой завесы (вне скинии на дворе) тот, кто блуждает мыслями во время молитвы; за сею завесою внутри скинии (передней ее части, именуемой святая) находится тот, кто молится неразвлеченною молитвою; во святая же святых проникает один тот, кто, по умиротворении естественных помыслов и движений, с единым Тем пребывает, Кто есть превыше всякого естества, получая от Него и потребное просвещение (прп. Илия Екдик, 91, 431–432). Отличительные свойства первого образа таковы: когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых, и кратко все, слышанное в Божественных Писаниях, собирает в ум свой и рассуждает о том тогда, во время молитвы, зря на небо, и подвигает тем душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже слезы и плачет...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источник. Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства: этого достаточно тебе для спасения (свт. Иоанн Златоуст , 54, 964–965). ...Когда оно в оскудении, пожелания... остаются более покойными и не возбужденными (прп. Нил Синайский , 72, 75). ...Заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, т. е. тщеславия... (прп. Марк Подвижник , 69, 160). Источник. Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, т. е. тщеславия, и хлеб, который вкушаем по окончании назначенного себе поста, должны мы разделять на дни невкушения пищи, чтобы, вкушая ежедневно по малой части, мы могли покорить мудрование своей плоти и иметь сердце твердым к полезнейшей молитве, дабы таким образом, силою Божиею быв сохранены от возношения, мы имели попечение все дни жизни нашей пребывать в смиренномудрии, без которого никто никогда не может благоугодить Богу (прп. Марк Подвижник , 89, 514). Источник. Оно очистит грехи твои и беззакония, сделает душу степенною и важною, освятит ум, отгонит бесов, Бога приблизит (прп. Марк Подвижник , 89, 597). Как скоро начнет кто поститься, вожделевает уже с этого времени умом своим прийти в вожделение собеседования с Богом (прп. Исаак Сирин , 58, 96). Источник. ...Тело постящееся не терпит того, чтобы целую ночь проспать на постели своей (прп. Исаак Сирин , 58, 96). Источник. Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы (прп. Исаак Сирин , 58, 96). Источник. Когда на уста человеку налагается печать постов, тогда помысл его поучается в умилении, сердце его источает молитву, на лице у него грусть, и срамные помыслы далеки от него, не видно веселости в очах его, враг он похотений и суетных бесед (прп. Исаак Сирин , 58, 96–97). Источник. Никто никогда не видал, чтобы рассудительный постник стал рабом худого вожделения (прп. Исаак Сирин , 58, 97). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сокровище Божества отверсто было пред грешницей, чтобы через приближение свое к Нему соделалась она образцом для кающихся (прп. Ефрем Сирин , 33, 167). Источник. ...Наше покаяние... в сравнении с покаянием ниневитян – не более как тень (прп. Ефрем Сирин , 34, 123). Источник. Истинно кающийся – всегда в страхе, и во время тишины, когда полон упования, непрестанно памятует о наказании (прп. Ефрем Сирин , 34, 123). Источник. Слушайте и содрогнитесь: хотя морю благости и исполнено щедрот, но, если человек не приносит покаяния, не получит милости в день Суда (прп. Ефрем Сирин , 34, 238). ...Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия (свт. Иоанн Златоуст , 45, 367). Источник. Недостаточно сказать, что я – грешник, но должно вспомнить и о самих грехах, о каждом в отдельности (свт. Иоанн Златоуст , 45, 709). Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в коих мы признаемся, или в коих обличает нас совесть; а доказательством того, что удовлетворено за грехи и что они прощены нам, служит то, если истреблено из наших сердец и расположение к ним. Надобно помнить, что тот еще не разрешен от грехов, кто во время покаяния и удовлетворения за них представляет себе образы их и воспоминает о них. Из этого следует, что тогда должно почитать себя разрешенным и прощенным в прежних грехах, когда сердце и воображение уже не обольщаются ими. Итак, в совести нашей есть неложный свидетель, который еще прежде суда уверяет нас об окончании покаяния и даровании нам прощения; кратко сказать, в том, что нам прощены прежние грехопадения, должно уверять нас то, если истреблены из сердец наших желание их и пристрастие к настоящим удовольствиям (авва Пинуфий, 56, 531–532). Истинно кающийся подвергается осмеянию безумных. И это есть для него знак угождения Богу (прп. Марк Подвижник , 69, 20). Источник. Истинно кающийся не полагает, что труд его служит заменою прежних грехов, но им умилостивляет Бога (прп. Марк Подвижник , 69, 32). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Старайся дознать свои худые дела, а не ближнего, и хранилище ума твоего не будет окрадено (прп. Марк Подвижник , 69, 13). Источник. Кто не пребывает в рассматривании своей совести, тот не примет на себя и телесных трудов ради благочестия (прп. Марк Подвижник , 69, 25). Источник. Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое (прп. Исаак Сирин , 58, 174). Источник. ...Каждый из нас пусть рассматривает... в каком он находится устроении. Добровольно ли он действует по страсти и удовлетворяет ей? Или, не желая действовать по ней, побеждается ею? Или действует по страсти, увлекаясь привычкою, и, сделав это, скорбит и кается, что так поступил? Или подвизается разумно остановить страсть? Или подвизается против одной страсти ради другой, как мы сказали, что иной молчит по тщеславию, или по человекоугодию, или вообще по какому-нибудь человеческому помыслу? Или он начал искоренять страсть, и разумно ли искореняет ее и делает противное страсти? Каждый пусть знает, где он находится, на каком поприще (прп. авва Дорофей , 29, 122). Источник. Необходимо всегда внимать себе и во всяком случае сохранять себя в законе Божием, не уклоняясь от заповедей ни на десно , ни на шуе , но царский средний совершая путь, где пребывает спасение, незаблудность и благопоспешество (прп. Феодор Студит , 92, 346). ...Прошу и молю, держите себя строго, как взаперти, пока не избежим от здешних врагов и скользких случайностей и не переселимся туда, где будем безопасны от падений и окрадения (прп. Феодор Студит , 92, 360). Потребно также внимательно смотреть, не прокрались бы прилоги помыслов тщеславия и самомнения, чтобы не осудить кого, видя, что он делает что-нибудь неподобающее (старец Симеон Благоговейный , 93, 67). Источник. ...Братия мои, будем непрестанно испытывать и исследовать себя самих, со всем вниманием и тщанием, каждый день и каждый час, если возможно, и приводя на ум заповеди одну за другою, по каждой из них осматривать и обсуждать себя самих. Если найдем, что исполнили какую, возблагодарим Господа Бога нашего и постараемся соблюдать ее и в последующее время. Если же окажется, что не исполнили какой, покаемся в том и восподвизаемся исполнять ее, чтобы иначе, презревши ее, не нарещися меньшими в Царствии Небеснем (ср.: Мф. 5, 19 ) (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 208).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кротость мужа поминается у Бога (см.: Пс. 131, 1 ), и душа негневливая делается храмом Святаго Духа (прп. Нил Синайский , 90, 267). Для кроткого человека прилично верное слово, ибо он не искушает долготерпения Божия и не побеждается частым нарушением заповедей Божиих (прп, Марк Подвижник , 69, 22). Источник. Кроткий по Богу премудрее премудрых, и смиренный сердцем сильнее сильных, ибо они разумно несут иго Христово (прп. Марк Подвижник , 69, 38). Источник. Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым (прп. Иоанн Лествичник , 57, 88). Источник. ...Признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 89). Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 157). Источник. Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренне о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся, а сама она не колеблется. Источник. Кротость есть утверждение терпения, дверь или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного, ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс. 24, 9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святаго. На кого воззрю, глаголет Господь, токмо на кроткого и безмолвного (ср.: Ис. 66, 2 ). Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 158). Источник. Души кротких исполнятся разума, а гневливый ум – сожитель тьмы и неразумия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 158). Источник. ...С кротостью тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 185).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 520.) Если кто положит в сосуд змия и скорпиона и закроет его, то они совсем издыхают; так и худые помыслы исчезают от терпения. Авва Пимен. (2, с. 55.) Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу [на него], не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь. Преподобный Исаия. (1, с. 317.) Кто служит Богу и ищет Его от всего сердца своего, тот действует сообразно со своей природой; а кто делает какой грех, тот достоин порицания и наказания, потому что это чуждо его природе. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 34.) Семя не прорастет без земли и воды, и человек не получит пользы без произвольных трудов и Божественного заступления. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 544.) В собеседованиях не должно быть никакой грубости; ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более, чем дев. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 69.) Должно христианину иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления, и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро». Преподобный Макарий Великий. (1, с. 213.) Не ищи высших [даров] Божиих, пока молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет [для него уготовано] место нескверное и чистое. Преподобный Исаия. (1, с. 316.) Не удалится от цели тот, кто, желая что-либо получить, решится и сам делать то же другим; напротив, он пойдет по прямому пути любви и украсится венцом взаимнолюбия. Святитель Кирилл Александрийский. (3, с. 365.) Корни помыслов суть явные грехи, которые каждый из нас совершает руками, ногами, устами. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 549.) Кто утверждается на собственном своем разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов и не может быть от Духа [Божия], приносящего сердцу печаль (или сокрушение). Преподобный Исаия. (1, с. 316.) Гневливый человек, хотя бы мертвого воскресил, не будет угоден Богу. Авва Агафон. (2, с. 50.) Все попечение надобно прилагать более о душе, а не о теле и телу уступать по необходимости малое время, все же остальное посвящать наипаче душе и искать ее пользы, чтоб не увлекалась она телесными сластями, но паче себе порабощала тело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 516—517.) Осуждение первее самого себя приносит смиренномудрие, а оставление воли своей для ближнего с разумом есть смирение. Чистота есть молиться Богу. Не осуждать есть любовь. Долготерпение есть не помышлять ничего против ближнего. Боголюбивое сердце есть не воздавать [за зло]. Безмолвие есть не допытываться до того, что тебя не касается. Нищета есть незлобивое сердце. Владеть своими чувствами есть мир. Переносить [все] есть кротость. Милостыня есть прощать. Порождает же все сие отсечение воли своей. Оно умиротворяет добродетели между собою. Оно соделывает владычественное [ум] безмятежным. Преподобный Исаия. (1, с. 388.) От всякого человека, получившего крещение, Бог требует следующих трех условий: правой веры от души, истины от языка и целомудрия от тела. Блаженный Григорий. (2, с. 5.) Одного инока известили о смерти отца его; он сказал известившему: «Перестань говорить хулу: ибо отец мой бессмертен». Авва Евагрий. (2, с. 5.) Превознесшись похвалами, ожидай бесчестия, ибо, говорит [Писание], возносяйся смирится (см. Мф. 23: 12). Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 532.) Если человек согрешит и будет отрекаться, говоря: «Я не грешен», не обличай его; иначе отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: «Не унывай, брат, не отчаивайся, но остерегайся вперед», чрез это возбудишь душу его к покаянию. Авва Пимен. (2, с. 56.) Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит или если говорит, то говорит немного и только нужное и Богу угодное. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 69.) Не думай, чтобы ты стяжал добродетель без скорби: такая добродетель не надежна [не опытна] по причине покоя [твоего, при стяжании ее]. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 526.) Если сделал ты что доброе, не хвались тем, (но и с другой стороны, если наделал много зла, да не опечаливается тем чрез меру сердце твое, но стань над сердцем, чтоб не попускать ему более сослагаться с тем) – и соблюдешься от гордыни, если ты мудр. Преподобный Исаия. (1, с. 352.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если пожелаешь с доброю мыслию и разумно читать Священные Писания, то устремишься исполниться не только любви к божественному любомудрию, но и той приверженности к догматам, в которой находит себе основание небу приличный образ жития (прп. Исидор Пелусиот , 61, 422). Как из желания поддержать жизнь обыкновенно едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению словес Божиих должны мы прилепляться сердцем, не зная в этом и сытости (прп. Нил Синайский , 73, 15). Источник. Чтением... Богодухновенных Писаний люди приобретают многие блага (прп. Нил Синайский , 73, 110). Источник. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения, уясняемого опытом (прп. Марк Подвижник , 69, 8). Слова Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым пониманием... (прп. Марк Подвижник , 69, 15–16). Источник. Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы приобрести себе напутствие в силе Промысла Его о всяком роде и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии (прп. Исаак Сирин , 58, 282). Чтение Писаний иное бывает для тех, которые только вводятся в жизнь благочестия, иное для тех, которые прошли до середины преуспеяния, иное для тех, которые востекают к совершенству. Для одних оно бывает хлебом трапезы Божией, укрепляющим сердца их на священные подвиги добродетели, который и силу крепкую подает им на борение с духами, в страстях действующими, и соделывает их мужественными борцами против демонов, так что они говорят: уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне ( Пс. 22, 5 ). Для других оно – вино чаши божественной, веселящее сердца их, в исступление их приводящее силою помышлений, ум их вземлющее от письмени убивающего и в глубины Духа испытательно вводящее, и всего его соделывающее породителем и находителем уразумений, – так что и им свойственно говорить: и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна ( Пс. 22, 5 ). А для третьих – елеем Божественного Духа, умащающим их душу, укрощающим и смиряющим ее преизбытком Божественных озарений и всю ее восторгающим превыше тела, так что и она хвалясь вопиет: умастил еси ежом главу мою... И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего ( Пс. 22, 5–6 ) (прп. Никита Стифат , 93, 139–140).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Надобно заметить причины, производящие отягчение в уме нашем, на которые указывает Господь. В числе этих причин Он не полагает прелюбодеяние, блуд, убийство, богохуление, воровство, которые все признают грехами смертными, гибельными; но объедение, пьянство, печали и заботы житейские, которых не только мирские люди не берегутся и не почитают гибельными, но даже некоторые (о чем стыдно и говорить), называющие себя монахами, предаются этим занятиям, как безвредным и полезным. Хотя эти три причины, даже буквально понимаемые, отягчают душу, разлучают ее с Богом и пригнетают к земле... (прп. авва Исаак, 56, 326). Источник. Ночные мечтания... бывают не только повторениями дневных свиданий и бесед, но и порождениями беспечного навыка; потому что ум, когда объят крепким сном упоения, делается оплотом страстей; а когда бодрственно трезвится и, препоясавшись, с нетерпением ожидает Господа, не преодолевается ни чревом, ни ведущими от него начало страстями (прп. Исидор Пелусиот , 60, 6). Источник. Ум необузданный неудержим и весьма способен к уклонению во все самое неуместное... (свт. Кирилл Александрийский , 65, 124). Источник. Душа, очистившись полнотою добродетелей, приводит ум в невозмущаемое устройство, делая его удобоприемлемым к желаемому состоянию (прп. Нил Синайский , 71, 174). Источник. Ум не перестает порождать помыслы; но ты худые изгоняй, а добрые возделывай (прп. Нил Синайский , 90, 273). Источник. Ум и без тела много делает доброго и худого; тело же без ума не может сделать ничего такого; ибо закон свободы познается прежде действия (прп. Марк Подвижник , 69, 29). Источник. Ум, забывающий истинное ведение, борется с людьми за вредное для него, как бы за полезное (прп. Марк Подвижник , 69, 36). Источник. Ум богословский, самыми словесами Божиими услаждаемый в душе и палимый, достигает своих мер бесстрастия в достаточной широте. Ибо словеса Господня, как говорится, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли ( Nc. II, 7 ). Л ум знательный, утверждаясь на испытании благодатным воздействием, бывает выше страстей. Вкушает и богослов опыта звательного, если смиреннейшие водворит в себе расположения, причащается и знатель в некоей мере созерцательной добродетели, если не погрешительною имеет рассудительную часть души. Ибо оба сии дарования не случается каждому стяжать в совершенстве; чтобы каждый из имеющих одно из них, дивясь тому, чем превосходит его другой, преуспевал в смиренномудрии с ревностию оправданной жизни (блж. Диадох, 91, 48). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010