Такая молитва сама начинает твориться в сердце человека, и состояние это, полное высочайшего наслаждения, труднопередаваемое словами, уже является не делом человеческим, но даром Божиим, действием благодати в смиренном сердце 254 . За низшими видами молитвы, по словам святого Кассиана Римлянина , «следует молитвенное возвышеннейшее некое состояние, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему и где ум наш, объятый и проникнутый сею любовию, беседует с Богом ближайшим образом и с особенною искренностью» 255 . Это восхищение ума к Богу является общепризнаваемым святыми авторами 256 признаком высшей молитвы. Ум в это время, по словам святого Максима Исповедника , «бывает вне плоти и мира, совершенно безвеществен и безвиден» 257 (т. е. без всяких земных помыслов). Он «тогда одной молитве прилежит и созерцанию, отвергши себя от всего другого, и одною молитвою и созерцанием услаждается в раю любви Божией» 258 . О юноше, достигшем высочайшей степени молитвы, святой Симеон Богослов свидетельствует, что он тогда забыл весь мир и исполнился слез и радости неизреченной. Потом ум его востек на небеса, и он увидел там другой свет, более светлый, чем тот, который был окрест его 259 . «Когда благодать Святого Духа придет в человека посредством молитвы, тогда молитва прекращается 260 , – говорит святой Максим Кавсокаливит, – так как ум тогда весь овладевается благодатию Святого Духа и не может более действовать собственными своими силами, но пребывает бездействен и повинуется только Духу Святому, и куда хощет Дух Святой, туда и ведет его... или... в созерцание несказанное, или... в божественную беседу» 261 . Чтобы дополнить определение этой высшей, совершенной, молитвы, приведем еще слова преподобного Нила Синайского , который говорит, что она есть восхищение некое ума и полное его исступление от всего чувственного, при «ходатайстве Духа... воздыханиями неизглаголанными» ( Рим.8:26 ) пред Богом 262 . Подобное состояние не поддается описанию и определению человеческим языком. Святой апостол Павел, которого подвижники 263 приводят в пример как испытавшего на себе результаты этой молитвы, не знал, как он сам говорит об этом, «в теле ли он был или вне тела " ( 2Кор.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

См. например: Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Глава 17) с.56-59]; Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское с.75]; Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры с.260-261]; Троицкий С.В., проф. Христианская философия брака с.74-77]. При внимательном рассмотрении священной истории становится вполне очевидным тот факт, что аспект предведения грехопадения со стороны Бога пронизывает очень многие события, связанные с сотворением и жизнью человека в раю, начиная с самого Предвечного Совета  (Быт. 1:26), включая, например, даже повеление нарекать имена животным (Быт. 2:19), о чем преподобный Ефрем Сирин пишет так: «Творец сам нарек имена другим тварям, а рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он, что сам нарек имя Еве, что сам дал имя змию, и потому не давался им в обман.  Если бы возмечтали они о себе, что –  выше Адама, и стали соблазнять его древом: то мог бы Адам обличить их именами их; потому что получили наименования от его мудрости и, будучи прежде как бы мертвыми, с именами приняли жизнь» с.198]. Следует заметить, что никаких противоречий между Вторым началом термодинамики и эволюцией (о чем часто любят говорить креационисты) для открытых систем нет. Сам автор не является горячим сторонником эволюционных идей (ввиду их «нефальсифицируемости» по терминологии К. Поппера), однако в принципе не отрицает такого подхода как возможной  модели. Подробнее о визионерской гипотезе (от лат. visio - видение) см.: Покровский А. Библейское учение о первобытной религии: опыт библейско-апологетического исследования с.36-39]. Комментарии ( 1): Swetlana 16 декабря 2012г. 19:37 Естественные науки, к сожалению, в течении многих столетий давали и дают разную оценку возрасту Земли и Вселенной. Все естественнонаучные представления основаны на методах, которые имеют ряд допущений. Наиболее распространенный метод на сегодняшний день - это изотопный метод, который меряет соотношение разных изотопов в минералах. Соотношение радиоактивного и радиогенного изотопов и рассчитывает  возраст Земли.

http://bogoslov.ru/article/292368

   Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 289—290. Ср. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 33, преп. Исаак Сирин. Слово 58. С. 313—314. См. также: Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 17. С. 61—67.    Древний Патерик. Гл. 10, § 159. Ср.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 292.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 194—195. Он же. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Изд. 3-е. М., 1895. С. 3.    Преп. авва Дорофей. Поучение 5. О том, что не должно полагаться на свой разум. С. 70.    См. Преп. Петр Дамаскин. Творения. Изд. 3-е. Киев, 1905. Кн. 1. С. 6—7.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 2, гл. 13. С. 196—197.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. II. Слово подвижническое. Гл. 21. С. 31—32.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. II. Слово подвижническое. Гл. 23. С. 33.    Там же. Гл. 24. С. 34—35.    Свт. Василий Великий. Творения. Т. 5. С. 45—50.    Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 16—18.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 293—294.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 294.    Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 19, 23.    Об этом предмете подробно пишет епископ Феофан в своей книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь покаяния».    Прот. И. Сергиев. О пастырстве. Гельсингфорс, 1911. С. 6—7.    См. в книге. Скит св. Иоанна Предтечи при Оптиной Пустыни. Сост. И. Л. СПб., 1852. С. 154, 159—160, 184—185.    Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 199.//Душеполезное чтение. 1896, август.    Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся С. 59.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 236.    Еп. Феофан. Что потребно покаявшемуся. С. 77. Ср. высказывание об этом преп. Нила Сорского в его Уставе скитской, жизни//Еп. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 22—23.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. Т. II. С. 260.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. С. 261.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. II. С. 282—284 (§§ 200—201). С. 300—343 (§§ 253—254). Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2-я. §§ 8, 41; Сот. 3-я. §§ 8, 56, 57.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

254 Перевод кондака: «О, сколь много доброго я потерял! Сколь прекрасно Царство, утраченное мною через мои страсти! Я промотал богатство, некогда мне принадлежавшее, переступив заповедь. Увы, страстная душа! Ты обреклась огню вечному. Но, прежде чем придет конец, обратись ко Христу, Богу нашему. Прими меня как сына блудного, о Боже, и смилуйся надо мною». 255 Перевод: «Сегодня — день воскресенья! Да воссияем радостно, о народы! Пасха Господня, Пасха! От смерти в жизнь, и от земли на небеса Христос нас ведет, и мы поем гимны победы. О Христе, великая и святая Пасха, о Мудрость, Слово и Сила Ьогкии! Позволь нам полнее причащаться Тебя в нескончаемый день Царства Твоего. 256 См.: 1 Кор 2:16. 257 Да будет! (лат.). 258 Origen, De principiis, I, 2, 10; ed. Koetschau, p. 41—42; trans. Butterworth, p. 23. 259 См. G. Florovsky, «The Concept of Creation in Saint Athanasius», Studia Patristica VI, part IV, TU 81 (Berlin: Akademie Verlag, 1962), 36—37. 260 Athanasius, Contra Ananas, III, 60; PG 26:448—449 261 Contra Gentes, 41; PG 25:81cD. 262 Contra Arianos, II, 31: PG 26:212B. 263 Там же, II, 2; PG 26:149c. 264 Там же, I, 20; PG 26:55л. 265 Вовне, наружу, сверх (наличного) (лат.). 266 См., напр., Thesaurus, 15; PG 75:276?; там же, 18; PG 75:313с. 267 De fide orth., I, 8; PG 94:812—813. 268 Причина бытия, повод к существованию (fr.). См.: Быт. 1:31. 269 См.: Быт. 1:31. 270 Космос умный; духовный (умопостигаемый) мир (греч.). 271 Из ничего (лат.). См.: 2 Макк 7:28. 272 См. особенно Gregory of Nazianzus, Carm. theol. IV de mundo, V, 67—68; PG 37:421. 273 Там же, I, 9; PG 94:837. 274 Maximus the Confessor, Schoi; PG 4:317. 275 Georges Florovsky, «The Idea of Creation in Christian Philosophy», EChurchQ 8 (1949), 67. 276 Логосы (греч.). 277 CM. Lars Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 76—84. 278 Maximus the Confessor, Amb. 7; PG 91:1081c. 279 Там же, PG 91:108lB. 280 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 81. 281 См. С.Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Киев, 1915, с. 136—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

Лишь один ответ мне кажется подходящим – богословский. Проповедь сект столь успешна потому, что лукавый им не мешает. Православный проповедник ведь почти никогда не беседует с человеком один на один. За спиной слушателя почти ощутимо стоит «дух сомнения», который влагает в его ум самые невероятные, глупые и взаимно противоречивые аргументы – лишь бы не допустить его согласия с православным словом. Бывает, один и тот же человек за два часа беседы в своей полемике с православием готов встать и на сторону старообрядцев, и на сторону католиков, он будет высказывать предпочтение и буддизму и протестантизму. Он готов отождествить себя с любой религиозной или антирелигиозной системой мировоззрения — лишь бы защитить себя от голоса совести и Евангелия. Массовый успех сектантов означает, что этого барьера они не встречают. Значит, кому-то их деятельность выгодна. Секты – разные. Враг Церкви – один. 239 Преподобный Максим Исповедник. Творения. М., 1993, Кн. 1. С. 89. 240 Святой Василий Великий. Письма. С. 319. 241 Ерм . Пастырь.//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 179. 242 Святой Климент Римский. Первое послание Коринфянам.//Ранние отцы Церкви. С. 44. 243 Цит. Мейендорф Иоанн , протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985, С. 67. 244 Святой Василий Великий. Письма. С. 77. 245 Святой Григорий Богослов. Творения. Ч. 6. М., 1848, С. 177. 246 Последние две фразы надо соотнести с Лк. 8, 23 . 247 Святой Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. С. 51. 248 Святой Василий Великий. Письма. С. 282. 249 Святой Василий Великий. Письма. С. 135. 250 Святой Василий Великий. Письма. С. 319. 251 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 135. 252 Древний патерик. М., 1899, С. 324. 253 Цит. Анри де Любак. Католичество. С. 306. 254 Иоанн Мосх. Духовный луг. Сергиев Посад, 1915. С. 151. 255 Иоанн Мосх. Духовный луг. С. 157. 256 Святой Григорий Двоеслов , папа Римский. Слово к епископам и к народу, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла.//Вестник РСХД. май-июнь. 1952. С. 3–4. 257 Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908, С. 198. 258 Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 9.//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. Вып. 6. С. 15. 259 Рацингер Й. Введение в христианство. С. 272. 260 Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. Троице-Сергиева Лавра, 1902, С. 115–117. 261 Посошков И. Книга о скудости и богатстве. М., 1937. С. 106. 262 Игнатий (Брянчанинов), епископ. Письма к разным лицам. Вып. 1. Сергиев Посад, 1913. С. 151. 263 Евлогий (Георгиевский), митроп. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 33. 264 Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. М., 1913. С. 94. 265 Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. С. 21. 266 Шавельский Георгий , протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954, С. 213. 267 Иоанн (Снычев), игумен. Воспоминания.//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 11. Ч. 2. С. 83. 268 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 50.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

«Воплощение» и «обожение» – это два сопряжённых движения» (Флоровский Г.В. Восточные отцы V–VIII веков. Париж 193 репринт. С. 209). В данном случае воплощение, очевидно, подразумевает то же, что и освящение – вхождение Бога в мир, Нетварного в тварное: «Что Слово «одебелевает» сказано богоносным учителем в том, как я полагаю, смысле, что или Слово, Которое есть простое и бестелесное и питающее по порядку все божественные силы на небе, удостоило и посредством Своего пришествия во плоти от нас взятой, ради нас по нам без греха одебелеть, и подходящими для нас словами и примерами выразить превосходящее силу всякого слова учение о неизреченных предметах. Или же [в том смысле]... что ради нас, дебелых помышлением, Он приял воплотиться и выразиться в буквах и слогах, и звуках, дабы от всех сих нас, последующих Ему, вскоре собрать к Себе, соединив Духом, и возвести к простому и безотносительному разумению о Нем, настолько ради Себя стянув нас в единство с Собой, насколько Сам ради нас распространился по причине снисхождения» ( Максим Исповедник , прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. M., 2006. С. 260–261). Поэтому, мягко выражаясь, странным – или уж во всяком случае далёким от святоотеческой мысли – выглядит следующее утверждение С. Хоружего: «В своём существе, она [установка освящения] типична и характерна для мифологического, магического, символического сознания, иначе говоря, для языческой религиозности, откуда и передалась Православию; вполне показательно, что в богословие она проникала прежде всего через псевдо-Ареопагита, этого главного внедрителя и проводника неоплатонизма в христианстве,.. помимо отношения к институтам власти, она находит для себя почву в обряде (обрядоверие), в присущей Православию тенденции к гипертрофированию храмового и литургического символизма и т. п. Но в то же время, в отличие от аскетической установки обожения, прямо и непосредственно воспроизводящей устремления первохристианского и новозаветного сознания, его отношение к Богу и миру, – установка освящения имеет лишь шаткую, оспоримую опору в Писании и вероучении» (Хоружий С.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Таким образом, целью нравственной жизни для христианина является не просто достижение нравственного идеала, который мы видим в Лице Господа Иисуса Христа и Его учения, а стяжание обожения, т. е. самой причины этого идеала. Разница состоит лишь в том, что во Христе обожение есть следствие Боговоплощения, т. е. соединение двух природ (человеческой и Божественной) в Его Божественной Ипостаси, а у нас – обожение есть следствие соединения с Богом во Христе по благодати. «Обожение во Христе – это Его человеческая природа, воспринятая в её цельности Его Божественной Личностью . То, что должно быть обожено в нас, это вся наша природа, принадлежащая нашей личности, которая должна войти в соединение с Богом, стать личностью тварной с двумя природами: природой человеческой, обоженной, и природой или, вернее, энергией Божественной – обожающей» 259 . Об этой цели нравственной жизни нам напоминают святые подвижники Православной Церкви, достаточно вспомнить известную беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым, где он говорит своему собеседнику: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколь ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего» 260 . В более широком смысле можно говорить о том, что в основе всякого стремления человека к счастью, а под этим как раз и понимают смысл жизни человека, лежит желание блага, т. е. приобщение к Богу. Однако вследствие поврежденности нашей природы в результате грехопадения человек ищет своё счастье не там. Обожение, собственно, и полагается как главная цель и задача человеческой жизни, к которой был призван человек при сотворении его Богом,– это задача раскрытия и развития образа Божьего в человеке в подобие Божие, или, как об этом пишут современные православные богословы,– стяжание качеств личностного бытия 261 . Об обожении как главной цели человека много писали святые отцы Православной Церкви, например, преподобный Максим Исповедник пишет о том, что задачей Адама было достигнуть обожения через «рождение от Духа» 262 . То есть человек должен стать в определённом смысле богоподобным – должен стать участником в Его Божественной жизни и достойным Его вечной Божественной славы по благому дару Самого Бога – по благодати Святого Духа, или нетварной энергии Пресвятой Троицы, как об этом учит Православная Церковь (при воздействии Самого Бога Своей освящающей и возрождающей человеческую природу и личность силой).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 Дар языков свидетельствует об этом тоже: «…первоначальный язык существовал прежде сотворения жены, не требуя много времени и труда для своего составления и образования, подобно как дарование языков в апостолах…» (Свт. Филарет, митр. Московский. Записки на книгу Бытия. М., 1867. Репринт. Ч. 1. С. 47). Отсюда, между прочим, становится ясно, как уживалось в святителе уважение к праязыку со стремлением перевести Библию на новый – русский – язык. 15 Свт. Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Творения (Слова и речи). Т. 2. С. 13–14.; Т. 5. С. 19. 19 Подробное и последовательное обоснование этого тезиса дается автором в его монографии, готовящейся к печати в текущем году. 23 «Самое обыкновенное дело – слову воплощаться. Мы говорим членораздельными звуками: что это, как не воплощение слова? мы начертываем слова на бумаге: что это, как не воплощение слова?» (Там же. Т. 2. С. 309). Ср.: Максим Исповедник , пр.О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. М., 2006. С. 260–261. 25 «Душа наша – простое существо, как образ и подобие Божие; потому, когда она бывает благоустроена и живет согласно с волею Божией, тогда бывает и мирна, и легка, и радостна; а когда соизволит на грех , или сделает какой грех, или нудится от врага ко греху, тогда бывает беспокойна, мрачна, тяжела» (Моя жизнь во Христе. Т. 2. С. 220). 28 «…мыслимое в имени представляет и заменяет собою душу призываемого или поминаемого существа» (Там же. Т. 1. С. 187). 29 Там же. Т. 2. С. 309. Выражение не случайно: «Слово потому надо еще уважать крепко, что и во едином слове бывает вездесущий и вся исполняющий, единый и нераздельный Господь. Потому и говорится: не приемли имене Господа Бога Твоего всуе [ Пс 20. 7 ], что в одном имени Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопокланяемая» (Там же. Т. 1. С. 197). Можно и еще привести примеры. 30 Там же. Т. 2. С. 134. Ср.: «Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трех лицах…» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Как-то я слышал такое поздравление одного епископа другому епископу. Он начал как обычно: поздравляем, желаем, все, так сказать, традиционно говорил, но потом все-таки не выдержал и сказал: «Но, честно говоря, я удивляюсь, я потрясаюсь, сколько ты нечестия от меня получил и ни разу не ответил. Я бы этого не смог сделать, у меня таких сил нет». Любящий Бога ничего не ищет. «Очень многие люди говорят: все меня сторонятся, я никому не нужен, никто меня не понимает, никто меня не любит. Это они говорят из эгоизма. Когда обращаешься к Богу, то уже ничего не ищешь, перестаешь быть всем неудовлетворенным человеком. Напротив, становишься всем и всеми довольным, начинаешь всех любить и всегда радуешься». Птички прилетели, и то радость. Нет птичек, и это тоже радость. «Когда человек отдает свое сердце Богу, тогда и ум его охвачен любовью Божией. И сердце трепещет от радости. В голове легкость, тело как перышко, и когда любовь Божия больше, чем может вместить сердце, тогда звон в сердце слышен окружающим, так как в этом состоянии участвует и тело». 260 Вот Паисий Святогорец так это описывает. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими Любящий Бога милосердствует. Преподобный Максим Исповедник говорит: «Кто познал немощь естества человеческого, тот получил опытное познание и Божии силы помогающие. И таковой, при помощи ее иное уже совершив, а другое, стараясь совершить, никогда не уничтожает никого из людей». 261 Так что через свои немощи мы можем получить опытное познание Бога, которое ничем не заменишь. «Сам был искушаем, может и искушаемым помощи» ( Евр. 2:18 ). Если мы сами не преодолели искушения, мы никому не можем помочь. Мы будем теоретиками-богословами. Говорить: «Знаешь, ты должен сделать то-то и то-то, но я сам этого никогда в жизни не делал». «Любовь представляет тебе ближнего, как тебя самого. И научает тебя радоваться его благополучию, как твоему собственному, и чувствовать его несчастья, как твои собственные». Сорадость такая, сопереживание, соогорчение. «Не радуется неправде» ( 1Кор. 13:6 ), то есть не радуется, когда другие терпят зло; и не только это, но есть в ней и гораздо большее: «а сорадуется истине», то есть радуется о тех, которые благоустроены в жизни, как говорит Павел: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ). 262

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

262 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. Т. II. С. 260. 263 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. С. 261. 264 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. II. С. 282—284 (§§ 200—201). С. 300—343 (§§ 253—254). Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2-я. §§ 8, 41; Сот. 3-я. §§ 8, 56, 57. 265 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175—176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие — корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346. 266 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Изд. 10-е. Шамордино. С. 2, 14. 267 Преп. Ефрем Сирин. Наставления новоначальному иноку, § 39. Ср.: 1 Тим. (3, 2). 268 Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10—11; св. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107—115. Ср.: Свт. Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, — говорит преп. Максим Исповедник, — около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10). 269 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 3. 270 См. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. T. I. С. 152—161. С. Зарин. Аскетизм. Т. I. Кн. 2. С. 309—353. Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V. Гл. 2; кн. V, гл. 1. 271 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 16. См. также у преп. Ефрема Сирина, у Иоанна Лествичника (гл. 22) и др. 272 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13—14. 273 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 25.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010