Апофатические свойства Божии характеризуют совершенства Божественной природы путем отрицания за ней всевозможных ограничений. Самобытность . Прежде всего, Бог по природе Своей ни от кого не зависит. Он Источник Самого Себя, то есть Он ни от кого не происходит, есть причина Самого Себя, что в философии принято называть causa sui. В Священном Писании имеются тексты, указывающие на эту характеристику Божественной природы: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ); «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ). Неизменность . Божественная природа неизменяема. Отрицание изменяемости Божественной природы вытекает из совершенства Его природы. Процесс изменения может быть только при условии, что есть некая перспектива изменения: в лучшую или худшую стороны. Однако в отношении Божественной природы такого предположить нельзя, так как в противном случае она бы не была совершенной, а значит Божественной. Следовательно, так как Бог не может измениться в лучшую сторону, потому что таковой просто нет, поскольку нет никаких совершенств, которых Он уже не имеет, то Бог неизменен. В Писании есть тексты, свидетельствующие об этом свойстве Божественной природы: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» ( Мал. 3:6 ); «У Отца светов... нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ). Прп. Максим Исповедник говорит: «В Боге нельзя заметить никакого изменения, как совершенно невозможно помыслить в Нём какого–либо движения, благодаря которому происходит изменение [тварных существ], приводимых в движение» 111 . Частным аспектом учения о неизменяемости является вопрос о том, изменился ли Бог при Воплощении. Исходя из учения Православной Церкви, выраженного в оросе Халкидонского Собора, природы во Христе «неслиянны, неизменны, нераздельны, неразлучны», то есть при Воплощении Божественная природа не претерпела никакого изменения, будь то слияние или нечто подобное, оставаясь, таким образом, тождественной самой себе, а значит, неизменной. Вечность. Бог вечен. В Священном Писании об этом сказано: «Живу Я вовек!» ( Втор. 32:40 ); «от века Живущий» ( Пс. 54:20 ); «вечный Господь Бог» ( Ис. 40:28 ); «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» ( Иер. 10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1.5–7 ). «Этот свет (греч. φς) или озарение можно определить как видимый признак Божества, божественных энергий или благодати, в которой познается Бог . Это свет не интеллектуального порядка, каковым бывает иногда озарение ума, взятое в аллегорическом и абстрактном смысле. Это также не реальность чувственного порядка. Однако этот свет наполняет одновременно разум и чувства, открываясь всему человеку, а не только одной из его способностей. Божественный свет, как данный в мистическом опыте, одновременно превосходит чувства и разум. Он не материален и не имеет в себе ничего чувственного» ( В. Н. Лосский ). Божественный свет бывает видимым чувственным зрением и умом человека, «ибо когда достойные получают духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством, и умом видят то, что превосходит всякое чувство и ум. Как – это ведает Один Бог, испытывающий такие действия» (Свт. Григорий Палама ). «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4.7–8 ). Любовь – дар Божественный, совершенствующий человеческую природу, пока она «не проявится в единстве и тождестве с Божественной природой посредством благодати» (прп. Максим Исповедник ). Это нетварный дар, Божественная и обожающая энергия, в которой люди реально приобщаются природе Святой Троицы, становясь «причастниками» Божеского естества. А потому любовь к Богу безусловно связана с любовью к ближнему. Сведение воедино этих двух аспектов: любви и славы – еще раз высвечивает центральные темы православного богословия, на которых строится все его здание. Это те узловые точки, на которых сфокусировано православное богослужение. Поэтому не кажется странным, что на них сосредоточена и православная миссиология. В деле искупления человека любовь Божия и слава Божия нерасторжимы. Бог, Который есть Бог любви, любит людей и делает все для их искупления. А они в ответ воздают Богу славу за Его искупительный промысел и таким образом распространяют эту славу все дальше и дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В Беседе на 46 псалом свт. Иоанн Златоуст подчеркивая: «Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле, чувственном и духовном». Обычно в Священном Писании выделяют следующие смысловые уровни: 1.Буквальный. 2. Небуквальный, или духовный. 3.7. Методы толкования Священного Писания В зависимости от того, какой уровень библейского текста толкуется, используются разные методы. Прп. Максим Исповедник (580–662 гг.) пишет: «Телом всего Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, служит историческая буквальность его, душой же – смысл написанного ‹...› Как человек смертен по своей видимой части, а по невидимой бессмертен, так и Священное Писание, с одной стороны, обладает преходящей явленностью буквы, а с другой – содержит сокрытый в ней дух, бытие которого непреходяще и который составляет истинный предмет созерцания» (Мистагогия, 6). Он же говорил о двух видах, в которых Писание являет себя людям: первом – «простом и общедоступном, видеть который могут многие»; втором – «более сокрытом и доступ- ном лишь для немногих, то есть для тех, кто, подобно Петру, Иакову и Иоанну уже стали святыми апостолами, пред которыми Господь преобразился в славу, побеждающую чувство» (Главы о богословии и домостроительстве, 1, 97). В ряде случаев для уяснения различных оттенков смысла возможно истолкование одного фрагмента разными методами. Историко-филологический метод толкования Целью историко-филологического метода толкования является установление буквального (непосредственного) смысла библейского текста. Определение буквального смысла – это важный этап, без которого нельзя приступать к выяснению других смысловых уровней Священного Писания. При чтении Священного Писания нужно помнить, что слова в любом языке могут выражать прямой и переносный смысл. Поэтому нужно отличать слова с собственным смыслом от слов с переносным смыслом. Например, «ибо Ты каменная гора моя и ограда моя» (Пс.30:4), «Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их» (Пс.9:16), «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:12–13 ). Понятно, что все эти слова – это образные выражения, и их нельзя понимать буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В сущности это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II-III b.), по природе является христианкой [ 19 ]. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием. 2. ДВА ПУТИ ЕСТЕСТВЕННОГО БОГОПОЗНАНИЯ Различают два пути естественного богопознания. а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13, 1-2), поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). «Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его», — учит прп. Максим Исповедник [ 20 ]. По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень [ 21 ]. б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII b.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого» [ 22 ], «знание, что Бог есть, нам от природы всеяно» [ 23 ]. Поэтому «если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» [ 24 ], — говорит свт. Василий Великий. 3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ 3.1. Познание Бога из Божественного Откровения Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По определению «Пространного Катехизиса»,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Вопросоответы, 61). «Есть два суда: один тайный, другой явный. Тайный суд, – это страдание, которым каждый из людей теперь испытывается для очищения или побуждается к обращению, или ослепляется в осуждение, если пренебрежет призванием и учением Господа. Явный же суд, – это когда придет Господь судить живых и мертвых. Теперь же, сказано, время начаться суду с дома Божия, то есть с Церкви, которая через испытание нынешних печалей готовится к грядущей радости, ибо насколько недостойные ныне в безопасности проводят свою жизнь, настолько в будущем их не ждет ничего, кроме кары, как сказано у блаженного Иова: Проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю» ( Иов.21:13 ) (св. Беда). 18). И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? " Праведником он (здесь называет) верующего, который хранит дарованную в (таинстве) Крещения благодать. Нечестивым называет того, кто чужд евангельской благодати вследствие неверия во Христа, а грешным, – верующего, но нарушающего евангельские заповеди. Поскольку Бог будет местом всех спасенных, – местом неописуемым и беспредельным, то праведник не будет где, в (каком-то определенном) положении, ибо Бог неизмеримо превосходит (всякое) где. А нечестивый и грешный где явится, будучи неспособным воспринять присутствие Божие и не имея той Божественной Жизни, которая ускользает от всякого описания и (пребывает) за пределами всякого места. Где явится (означает, что нечестивый) не имеет Бога, становящегося местом (упокоения) для всех избранных» (прп. Максим Исповедник . Вопросоответы, 61). «Не хотят поверить пелагиане, что в одном человеке весь род человеческий был совращен и весь осужден, и от этого греха и осуждения спасает, и освобождает только благодать Христова. Ведь почему праведник едва спасется? Разве трудно для Бога освободить праведника? Нет. Но чтобы показать, что человеческая природа заслуженно подверглась осуждению, не хочет легко освобождать от такого зла даже Сам Вседержитель» (св. Беда). 19). Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Все верующие составляют одно тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ). «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:26 ). Следовательно, никто не имеет права говорить: Синод согрешил, или: «Архиереи согрешили, а мы причём? Мы не виноваты». Если бы какой член Церкви согрешил грехом не к смерти, скажем, личным грехом, как и все мы согрешаем, то хотя Церковь как общее тело и страдает, ибо св. ап. Павел говорит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор. 6:15 ); но за свои личные грехи каждый из нас сам даст ответ Богу. Но совсем иное дело с грехом касательно веры или догматов. Здесь совсем иной расклад ответственности. Если какой член Церкви уклонился в ересь и эта ересь не пресекается окружающими еретика другими членами Церкви, которые своим молчанием и греховным равнодушием (богопротивной «обоморенностью») дают ей разрастаться по телу церковному, заражать других членов Церкви, тогда заболевает всё тело церковное и грех ереси падает как на еретика, так и на тех, кто мог бы предотвратить распространение ереси, отсечь от тела церковного еретика, как гнилой член, но не сделал это. Подобным образом, если один архиерей уклонился в ересь и, пребывая неисправимым, заражает ересью окормляемую им паству, то он заражает ересью всё тело Церкви. Власть церковная, данным ей от Бога правом, должна отсечь от тела церковного архиерея-еретика. Если она не отлучит от Церкви еретика, то грех ереси падает как на самую главу – власть церковную, так и на всё тело Церкви, на всю окормляемую им паству. В истории Православной Церкви бывали случаи, когда в ересь впадали сами Патриархи со всей иерархией. Однажды во времена прп. Максима Исповедника оказались в монофелитской (единовольческой) ереси восточные Патриархи: Византийский, Александрийский, Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник , ради сохранения в чистоте веры Православной, не общался ни с одним из этих патриархов, отделился от видимо-господствующей Церкви еретической, а за ним пошла часть народа.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Вторым прошением ум, достигший высшей степени чистоты, умоляет о том, да приидет как можно скорее Царствие Отца его, разумея под сим или то всегдашнее царствование Христа во святых, которое наступает тогда, когда, по истреблении из сердец наших смрадных пороков, власть диавола прекращается и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владычествовать, – когда вместо побеждённой плотской похоти воцаряется в уме нашем чистота, вместо подавленного гнева – мирность, вместо попранной гордости – смирение – или то царство, которое в предопределённое время обещано всем вообще достигшим совершенства и сделавшимся сынами Божиими, когда Христос скажет им: «придите, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ). К сему-то Царствию бывают устремлены и как бы пригвождены взоры, желания и ожидания чистой души, когда она взывает к Богу: да приидет Царствие Твое! Ибо она твёрдо уверена свидетельством своей совести, что тотчас наследует это Царство, как скоро оно откроется. Напротив, никто из беззаконников не осмелится желать его, ибо тот, конечно, не захочет и видеть престола судии, кто знает, что в день пришествия Его получит он за свои дела не венец и награду, а наказание. Прп. Максим Исповедник Господь говорит: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливого, и трепещущаго словес Моих» ( Ис.66:2 ). Отсюда ясно, что Царство Бога Отца принадлежит смиренным и кротким. Ибо говорится: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ). Бог обещал в наследие любящим Его не эту землю, а землю, которая по природе занимает во вселенной срединное положение. Открывая нам истину, Он говорит: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). И ещё: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). И опять в другом месте Он с благодарением сказал работавшему: «Войди в радость господина твоего» ( Мф.25:21 ). А за Ним и божественный Апостол говорит: «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» ( 1Кор.15:52 ). Также: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Ибо собрания свои они показали пещерами разбойников и других отводят от Церкви и приводят к себе» (блж. Феофилакт). 20). Вы же, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, «Молитва, – дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым. Итак, все церковные молитвы, – дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе свет, духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние» (св. Иоанн Кронштадтский ). 21). сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милость Господа нашего Иисуса Христа, в жизнь вечную. «Совершайте собрания свои в молитвенных зданиях своих по учению Духа Святого и сами себя в любви Божией соблюдайте, то есть сохраняйте, ожидая милости от Господа, который в последний день воздаст вам жизнь вечную» (блж. Феофилакт). 22). И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, «Если они удаляются от вас, обличайте, то есть обнаруживайте нечестие их пред всеми; если же они располагаются к уврачеванию, то не отталкивайте их, но принимайте по милости любви своей, спасая их от угрожающего им огня» (блж. Феофилакт). 23). а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью. А других страхом спасайте. – «Не сие ли самое, братие, совершает Святая Церковь в чине Торжества Православия? Некоторые из членов ее попустили обнять себя тлетворному пламени ересей богопротивных; и вот она возвышает глас свой и поражает их страхом анафемы, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола ( 2Тим.2:25–26 ). Анафема есть последний предостерегающий глас Церкви к заблуждающимся. Но суд, произносимый ныне Церковью, есть суд любви» (свт. Иннокентий Херсонский ). «Одежда, которая осквернена плотью, есть внутреннее настроение и расположение, формирующее душу, сообразно (лукавой) совести, памятованием дурных движений и действий плоти. Видя это расположение, постоянно облачающее ее, словно одежды, душа наполняется зловонием страстей… и от плоти при неразумном сплетении страстей друг с другом получается какая-то риза нечистая и оскверненная, являющая собой вульгарность души и придающая ей иной вид и образ вместо божественного» (прп. Максим Исповедник . Вопросоответы, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Именно так толкует слова «до времени» прп. Максим Исповедник: «До какого времени? До времени крестного страдания, дабы, как он полагал, ему удалось с помощью искушений [связанных], со страданием, найти в Господе какое-либо [проявление] человеческих страстей» . И вот это время исполняется. Сатана приступает ко Господу через одного из ближайших учеников, входит в Иуду, становится его полным властителем. Но Христу известна эта страшная метаморфоза, произошедшая с одним из двенадцати. При этом Он не скрывается и не только показывает, что знает все сатанинские планы, но еще и торопит, выказывая этим, что все козни сатанинские учтены в Его Божественном плане и не способны поколебать его. Господь как бы говорит сатане: «Вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей» (Иез. 39, 1–3). Печальный пример Иуды показывает нам, что любовь к материальным благам, которая все более и более завладевает миром, постепенно превращается в страсть, открывающую свободный вход князю мира сего. В итоге человек, призванный быть храмом Божиим (1 Кор. 3, 16, 17), становится жилищем и орудием сатаны, закрывая для себя путь возвращения ко Христу. Человек, призванный быть храмом Божиим (1 Кор. 3, 16, 17), становится орудием сатаны Так же и в истории человечества наступит время, когда отступивший от Бога мир возглавит антихрист, который явится как бы персонализацией отрекшегося от Христа и полностью подпавшего под власть сатаны человечества. Тогда Господу вновь не останется ничего сказать этому миру и его князю, кроме слов, уже сказанных в свое время Иуде и его властителю диаволу: «что делаешь, делай скорее». Делай скорее, чтобы приблизить второе, славное и уже окончательное, Пришествие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и неодолимое силами зла всеобщее воскресение. И лишь горстка гонимых и преследуемых христиан будет способна тогда вслед за апостолом воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).

http://pravoslavie.ru/120780.html

Ни одна философия, за исключением христианства, никогда не отождествляла Логос с самой личностью Бога, чья связь с сотворенными существами должна определяться в соответствии с Его собственным произволением по отношению к ним, чтобы они существовали не только вне Его, но в некотором смысле и в Нем тоже, – как объекты, в чье бытие Он вовлечен лично. Поистине Бог – не только Творец мира, но и Тот, Кто так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). Следовательно, Слово Божие, сотворившее вселенную, – не просто перводвигатель или абстрактная первопричина. Все сотворено не только Им, но и в Нем (ср.: Кол. 1:16 ). Он был до того, как они начали существовать, и их существование духовно укоренено в Нем. Вот как великий прп. Максим Исповедник представляет не только единый трансцендентный Логос Божий, но и логосы отдельных творений, которые зависят от него и пред существуют в Нем: Мы полагаем, что логос ангелов существовал до их сотворения; [мы полагаем], что логос каждой сущности и каждой силы, составляющей горний мир, логос людей и логос всего, чему Бог дал бытие (перечислить все эти вещи невозможно), в своей абсолютной трансцендентности невыразим и непостижим, будучи выше любой твари, любого тварного различия и особенности; но этот же самый логос выражается и умножается сообразно Благу во всех существах, происходящих от Него, свойственным каждому образом, и воссоединяет в Себе все вещи 200 . Это не просто возрождение платоновского «мира идей», но также – как мы отмечали выше – пересказ некоторых глав из ветхозаветных «Книг Премудрости», который мы встречаем и в 3-й главе Послания к Ефесянам: домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем ( Еф. 3:9–11 ). Это говорит нам прежде всего, что в божественном Логосе мир имеет смысл, цель и предназначение, существовавшие прежде самого творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010