Лупп Солунский (Фессалоникийский), мч. (23 августа/5 сентября; 26 октября/8 ноября) Любовь Римская , отроковица, мц. (17/30 сентября) Любовь Рязанская , блж. (17/30 сентября; 8/21 сентября) Людмила Чешская , кн. (16/29 сентября) Мавра Фиваидская , мц. (3/16 мая) Магн Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Макарий Великий , Египетский, пресвитер (19 января/1 февраля) Макарий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Макарий Жабынский , Белевский, иеросхимонах, чудотворец (22 января/4 февраля; 22 сентября/5 октября) Макарий Желтоводский , Унженский, прп. (25 июля/7 августа) Макарий Калязинский , прп., игумен, чудотворец (17/30 марта; 26 мая/8 июня) Макарий Каневский , Пинский, Овручский, Переяславский, архим., прмч. (13/26 мая; 7/20 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Макарий Киевский , митр., сщмч. (1/14 мая) Макарий Московский и всея Руси, митр. (30 декабря/12 января) Макарий Оредежский , Новгородский, прп. (9/22 августа) Макарий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (19 января/1 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Макарий Печерский , прп., постник, в Ближних (Антониевых) пещерах (19 января/1 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Макарий Римлянин , Новгородский, прп. (19 января/1 февраля) Макрина Каппадокийская , Новая, Младшая, прп., сестра Василия Великого (19 июля/1 августа) Максим Африканский , мч. (10/23 апреля) Максим Грек , прп. (21 января/3 февраля? 21 июня/4 июля) Максим Исповедник , прп. (21 января/3 февраля; 13/26 августа) Максим Московский , Христа ради юродивый, чудотворец (13/26 августа; 11/24 ноября) Максим Новый , Сербский, архиеп. (18/31 января) Максим Тотемский , иерей, Христа ради юродивый (16/29 января) Максимилиан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Малахия , пророк, из 12-ти малых пророков (3/16 января) Мамант Кесарийский (Каппадокийский), мч. (2/15 сентября) Мануил Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Мардарий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 13/26 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К помощи или защите светских властей прибегать только в случае опасности для жизни миссионеров, если это будет заметно со стороны более фанатических язычников, напр. шаманов. Сами члены миссии должны жить в мире и взаимной любви, подчиняться своему начальнику, вести трезвую и достойную жизнь и тем подавать инородцам пример христианской жизни. Кроме этой инструкции XVIII века, Макарий получил еще и высочайше утвержденную инструкцию 1826 года о льготах для крестившихся инородцев (освобождение на три года от податей) и о способах сношения со светскими властями. Для устройства миссии Макарий получил походную церковь (шатер) и все необходимое для совершения богослужения: сосуды, облачения и богослужебные книги. Немного позже от митр. Филарета Макарий получил некоторое количество его Катехизиса (краткого) и другие нравоучительные книги. По началу Макарий получил на устройство миссии и содержания ее сотрудников 990 рублей. 3 августа 1830 года Макарий и два его сотрудника, семинаристы Тобольской семинарии, двинулись в путь на Алтай. 29 августа добрались они до г. Бийска, где первоначально и остановились. Отсюда Макарий совершал поездки по Алтаю для ознакомления с краем и его обитателями. В мае 1831 года Макарий перенес свое местожительство в селение Улала. Здесь жили три русских поселенца-пчеловода и четыре семьи ранее крещенных червенских татар и 15 семей некрещенных телеутов. Со стороны последних, Макарий сразу заметил очень враждебное отношение. При его прибытии они покинули Улалу, чтобы быть подальше от миссионера. Тогда Макарий переселился в соседнее селение Майму и жил там в избе крещеного татарина. В 1832 году здесь был построен особый дом для миссии. Однако, в 1834-м году Макарий, решил сделать центром миссии с. Улалу, где он и оставался до начала 80-х годов XIX в. Первое крещение одного молодого татарина произошло 7 сентября 1830 года, и эту дату нужно считать началом Алтайской миссии. Из «Записок», Писем и «Мыслей о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в российской державе» (составлено около 1836–37 гг.) (4) можно составить представление в каком духе и какими способами Макарий миссионерствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

Первого проректора Московской Духовной Академии, магистра богословия архимандрита Макария (Веретенникова) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 23 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 1 1996 186. Макарий, архим. Макариевские чтения: наши интервью. Для нас и потомков//Новая жизнь (Можайск). 1996 август 17. — С. 2. 187. Он же. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. — С. 304. 188. Он же. Московский Митрополит Макарий//Первый Проректор Московской Духовной Академии архимандрит Макарий (Веретен­ников). М., 1996. — С. 24–26. 189. Он же. Заметки по русской агиологии//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. 2/3 (9/10). — С. 257–267. 190. В “Зеркало” заглянул… архимандрит Макарий. В генах русского человека заложено Православие//Зеркало (Вологда). 1996 октября 3. 198. — С. 11, 13. 191. “Я говорю об ответственности каждого”. Беседа с архимандритом Макарием (Веретенниковым)//Благовестник. Вологодская епархиальная газета. 1996. 5 (20). — С. 3. 192. Makari Archimandrit . Bischof Guri von Rjasan (1554–1562). Aus der Geschichte der russischen Hierarchie des 16. Jahrhunderts//Stimme der Orthodoxie. 1996. 3. — S. 60–61. 193. Макарий архим. Первый образ в иконографии русских святых//Православие и русская народная культура. Кн. 6. М., 1996. — С. 5–21. 194. Он же. Митрополит Макарий и его святые современники//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. 4(11). — С. 158–172. 195. Он же. Ростовский архиепископ Никандр//Русь. Литературно-исторический журнал. 1996. 5. — С. 28–32. 196. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий и его святые современники//Вышенский паломник. Православный журнал религиозного объединения — братства “Благотворитель” во имя святителя Феофа­на Затворника Вышенского. Рязань. 1996. Сентябрь — Ноябрь. — С. 56–60. 197. Он же. Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (традиции и особенности)//Там же. — С. 61–65.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. 1 (1909). С. 213–216; Макарий. 8. С. 75 и след. Максим Грек. Соч. 1. С. 28, 30; 3. С. 51–60, 62, 67 и др. Ср.: Макарий. 2-е изд. 6. С. 179 и след. Изображение этих событий у Макария (2-е изд. 6. С. 177–195) нельзя считать вполне объективным. Голубинский считает (2. 1. С. 663, 712 и след.), что Максим был жертвой интриг и недостаточного знания русского языка, а предъявленные ему обвинения в ереси лишены оснований. Мы разделяем это мнение. Стоглав. Гл. 5 и 23 (вопрос царя); гл. 16, 6, 9, 10, 12, 33, 34. О тех же явлениях говорит и Зиновий Отенский (Истины показание. С. 952, 955, 958–961). Ср. также некоторые обвинения, выдвинутые против Новгородского архиепископа Геннадия (ПСРЛ. 6. С. 221, 232), которые тоже свидетельствуют о различиях в богослужебных обрядах; кроме того, известный спор об «Аллилуиа» в Пскове и вопрос о крестном знамении — двуперстном или троеперстном. Макарий. 8. С. 129, 91 и след. Макарий. 11. С. 173–199; Казанский П. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете, в: Чтения. 1848. 8; о Дионисии см.: Скворцов Д. Дионисий Зобниковский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря (1890). Макарий. 11. С. 10 и след.; РИБ. 2. 902; 10. 189–190. Мансветов. Церковный Устав. С. 311 и след., 319 и след.; он же. Как у нас правились церковные книги, в: Прибавления. 1883. 4; Макарий. 9. С. 43, 66, 89, 120. Мансветов. Церковный Устав. С. 319; Каптерев. Патр. Никон и его противники в деле исправления церковных книг и обрядов. 1. Время патр. Иосифа (1887; 2-е изд., расшир. и переработ. 1913); 1-е изд. также в виде статьи: Патр. Никон как церковный реформатор и его противники, в: Прав. об. 1887. 1–2, с небольшими разночтениями. АЮЗР. 3. 259. С. 323. Ротарь. Епифаний Славинецкий, в: Киев. ст. 1900. 10–12. Ср. главу XI. Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 3. S. 327. Горчаков. Мон. приказ. С. 77; «Мнение патр. Никона об Уложении», в: Записки ОРСА. 2 (1861). С. 423–497, особенно 449, 451, 453, 456. Макарий. 11. С. 193–196; Горчаков. О земельных владениях. С. 330, 337. О церковной политике Никона см.: Каптерев. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. 2 т. (1909–1912); а также работы Зызыкина и Жукова.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Буланин Д.М. Даниил//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 182; Макарий (Веретенников), архимандрит; Турилов А.А., Флоря Б.Н. Даниил//Православная энциклопедия. Т. 14. С. 66. Авторы полагают, что избрание Даниила игуменом осуществилось по желанию Василия III и было «следствием, с одной стороны, конфликта между преподобным Иосифом и великим князем, поддержавшим в 10-х годах XVI века нестяжателей, с другой стороны, доверительных отношений, сложившихся между Василием III и Даниилом». Примечательно, что никакого противоречия в житийных рассказах и грамотах преподобного Иосифа не усматривали ни автор Жития преподобного Иосифа епископ Савва (Черный), ни святитель Макарий Московский, который составил Великие Минеи Четьи. Так, епископ Савва приводит полный текст послания Иосифа к Василию III перед самим описанием избрания Даниила, а святитель Макарий размещает духовную грамоту преподобного сразу же после его жития. См.: ВМЧ. Сентябрь. Дни 1–13. Стб. 453–609. Правда, здесь необходимо сделать некоторое уточнение. В том же житии епископа Саввы (Черного) сказано, что после избрания Даниила преподобный Иосиф «повеле возвестити всей братии, яко по совету преимущих старцев избра старца Данила на игуменьство» (ВМЧ. Сентябрь. Дни 1–13. Стб. 492). Отсюда следует, что выбор игумена был сделан не всей братией, а только «преимущими старцами», то есть, очевидно, монахами, имеющими наибольший духовный авторитет. Ивина Л.И. Крупная вотчина северо-восточной Руси конца XIV – первой половины XVI века. Л., 1979. С. 130. Макарий (Веретенников), архимандрит, Турилов А.А., Флоря Б.Н. Даниил//Православная энциклопедия. Т. 14. С. 66. Как об этом рассуждают некоторые авторы. См. Макарий (Веретенников), архимандрит, Турилов А.А., Флоря Б.Н. Даниил//Православная энциклопедия. Т. 14. С. 67. Баранов К.В. Новые акты Иосифо-Волоколамского монастыря конца XV – начала XVII века//Русский дипломатарий. М., 1998. Сб. 4. С. 28–29. 3. Макарий (Веретенников), архимандрит, Турилов А.А., Флоря Б.Н. Даниил//Православная энциклопедия. Т. 14. С. 66.

http://pravoslavie.ru/49574.html

Начало: «Се же нам велено вам вспоминати по Господней заповеди о вашем спасение» (язык древний); в труде профессора Алмазова «Тайная Исповедь» этого поучения нет; 24) «И по сем дасть заповедь детем. Се же вы дети учю: Божиих заповедей не преступайте» (179–181); язык древний; в труде профессора Алмазова и этого поучения нет; 25) чин ерейское иеповедание (181–182). Начало: «Согреших приим чин священьства недостоин сый»; (есть некоторыя отличия от изданного проф. Алмазовым, т. III, стр. 230); 26) чин мощей святого пятка Страсти Господня – последование утрени (183–199); 27) последование часов в великий пяток (199–202); 28) стихиры на «Господи воззвах» в великий пяток вечер (202); синаксари: 29) в Лазареву субботу (203–205 об.); 30) в неделю Цветную (205 об.–206 об.). 577. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала и конца, 193 л., несколькими полууставными почерками XV в., в кожаном переплете. Порваны листы с ущербом для текста: 124, 125, 149, 161, 164 и 193. В средине рукописи не достает нескольких листов. Состав: последования: 1) утрени и первого часа, без начала (1–25 об.); 2) часов 3, 6 и 9 с обедницею (25 об.–43 об.); 3) вечерни (43 об.–49); 4) повечерницы великой (49–67); 5) тропари воокресные, богородичны и ипакои восьми гласов (67–71); 6) тропари дневные на каждый день седмицы (71–72 об.); 7) правило Святаго Причащения, т. е., последование ко Святому Причащению (72 об.–82); нелолное; 8) богородичны восьми гласов (83–84 об.); 9) святлы с тропарями и кондаками, отчасти и уставными замечаниями (85–190 об.); 10) кондаки в неделю мытаря и фарисея и блудного сына и уставныя замечания о богослужении в субботу и неделю мясопустную и в субботу и неделю сыропустную (190 об.–193 об.); 11) сказание о малой повечернице како подобает пети (193 об.). В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые: декабря 20 – Петр митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, учитель словенский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский : июля 15 – князь Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зинаида 1 января 2019, 15:52 Святой Преподобный Макарий, помолись, пожалуйста, обо мне грешной, помоги стать лучше и в вере усерднее. И чтобы мама моя выздоровела, и племянницы выросли в вере крепкими. И брату помоги, сам знаешь как. Прости нас Господи и помилуй по великой милости твоей Раиса Макарова 3 февраля 2018, 04:15 Преподобный отче Макарий, моли Бога о нас, рабе Божьей Раисе, сыне моем, рабе Божьем Дмитрие, дочери, рабе Божьей Любови, внуке, рабе Божьем Кирилле, чтобы дети нашли хорошую работу, стали самостоятельными и независимыми, а внук Кирилл навсегда остался жить со своей мамой, рабой Божьей Любовью, в Красноярске, учился отлично и стал самым лучшим ее помощником! Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Аминь. р.Б. Алла 1 февраля 2016, 14:59 Святой преподобный Макарий, моли Бога о нас. Святой Макарий, укрепи мою веру, помоги найти хорошую работу и в устройстве личной жизни. Помоги моей дочери р.Б.Ксении придти к вере православной. Она хоть и крещенная, но неверующая по моим грехам. «Господи, как Ты Сам хочешь и знаешь, будь милостив к нам!» римма 1 февраля 2016, 13:59 Святой преподобный Макарий, помоги в работе мне и моим детям, чтобы мы с удовольствием работали, а внучке даруй успех в учебе. Помолись о нашем здравии душевном и телесном. римма 28 января 2016, 17:04 Святой Макарий Великий, спасибо за помощь, помолись обо мне грешной и недостойной о даровании мне и моим родным здравия душевного и телесного,любви и счастья. Анатолий 1 февраля 2015, 07:59 Преподобный Отче, Макарий избавь мою внучку Софию от частых ангин! римма 30 января 2015, 14:41 Святой преподобный Макарий, помолись Господу Богу о мне грешной, даруй мне счастье ходить на работу с удовольствием. Прости меня недостойную. Марина 2 февраля 2014, 20:45 Св.Макарий моли Бога о р.б.б.Сергии.Да услышит Господь наши молитвы.Слава Богу за все. Татьяна Воробей 2 февраля 2014, 16:23 Преподобный отче Макарие моли Бога о нас! римма 31 января 2014, 11:29 Святой Преподобный Макарий! Помолись, пожалуйста, Господу Богу о мне грешной! Пусть Господь, как Сам хочет и знает, будет милостив ко мне! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/51313.html

446 Буганов В.И. К изучению синодика опальных царя Ивана Грозного 1583 г.//Архив русской истории. Научный исторический журнал. М., 1993. Вып. 3. С. 150. 447 [Смирнов С.К.] Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 15. 456 См.: Макарий, архим. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: XVIII–XIX вв.)//Макарий, архимандрит 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Макарьевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 г.). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макарьевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18; Он же. Материалы о митрополите Макарии (Библиография: 2001–2005)//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 13–23. 459 Известна точная дата его поставления в архимандриты Лужецкого монастыря (См.: Макарий, архим. Святитель Макарий. С. 86). 460 Макарий, архим. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Макария//Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 5–18. 462 Макарий, архим. Духовный писатель, волоколамский старец Досифей (Топорков)//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 163–173.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Основоположником монашества был великий Антоний. Учеником и продолжателем его дела был великий Макарий. Пр. Макарий родился в египетском селении Птинапор расположенном недалеко от Нитрийской пустыни. Меланхоличность и торжественность местности, вечно ясное небо, величественные пирамиды строгих очертаний, развалины гигантских храмов и зданий, всё это земное величие в своем прахе невольно вызывало мысль о бренности всего земного. Кроме того, эти места были овеяны воспоминаниями великих ветхозаветных событий, совершавшихся здесь: всё это располагало к созерцательной жизни и к самоуглублению. Родители Макария, пресвитер Авраам и Сарра, были праведной жизни и, подобно одноименным ветхозаветным праотцам, дожили до старости, не имея детей. Рождение пр. Макария предвозвещено было его отцу явившимся во сне патриархом Авраамом, а затем и ангелом. Также во сне болящему пресвитеру Аврааму предстал ангел, исцелил его и, предрекая рождение сына, сказал: «Он будет обиталищем Святого Духа и многих приведет к Богу». Родившемуся сыну дали имя Макарий, что значит «блаженный». Этот «сосуд избранный» отличался необыкновенно чуткой совестью. Сам преподобный расказывал об одном случае из своего детства. Его сверстники в чужом саду нарвали смокв. Убегая оттуда, они уронили одну. Макарий поднял ее и съел. Всю жизнь скорбел он о своем поступке и не мог о нём вспомнить без слез. Когда Макарий возрос, то, повинуясь воле родителей, против своего желания вступил в брак, но, притворившись больным, уклонился от брачной жизни. Вскоре жена его умерла, а через некоторое время отошли ко Господу и его престарелые родители. Усердно молился Макарий, чтобы Господь послал ему мудрого наставника в духовной жизни. По внушению Божию в храм пришел подвижник благообразной наружности, с длинными волосами и бородой, с изможденным подвигами телом. Там его и встретил Макарий. Проведя в душеспасительной беседе весь день в келье отшельника, утомленный Макарий с наступлением ночи заснул, старец же стал на молитву, и ему было пророческое видение: вдруг явились сонмы иноков в белых одеждах и с крыльями и стали ходить вокруг спящего Макария, призывая его на служение, указанное ему Богом. Старец советовал Макарию не откладывать свое намерение всецело посвятить себя иноческой жизни. Внял совету Макарий. Раздав всё свое имение, он вернулся к отшельнику, который, приняв его с любовью, обучил его монашескому деланию и плетению корзин. Поселил он его недалеко от себя в отдельной келье, где Макарий и предался усердно аскетическим подвигам, быстро преуспевая в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

49 ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33. 51 Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214). 52 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76. 54 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010