Издержан на позолоту, на венци святого местного образа. Того ж году с осени прислала старица Анна Вяземская в Богоявленский монастырь вклад десять четей ржи и овса, тож в торговою в костромскую меру, а монастырскую стало. (Л. 55) Того ж дни пожаловал прислал Живоначальная Троицы Павлова монастыря игумен Филарет з братьею книгу Ивана Лествичника письменную в десть, книгу Исаака Сирянина письменную в полдесть, дороги двоелитные восемь аршин, да камка четыре аршина, да ризы, свежие 194 щуки, да вязь сущу: 40 сущин. Из камки зделано оплечье резное да три патрахели, а из дорог зделаны постные ризы, а оплечье на них положено, шито золотом и серебром, шелки куплены на казенные деньги. Того ж дни Корнильева монастыря игумен Макарий с братьею прислал 20 ставчиков братцких, да тарелку большую, да 5 тарелочек малых (Л. 55 об.) деревянных. Да игумен же Макарий прислал от себя по родителех своих Евангелие печатное в десть да Потребничек письменной в четверть. Корнильева монастыря слуга Ияков Кашинцев дал кружку оловянную, держать в ней на вечере святого Богоявления святую воду. Иванова жена Теряева Мая дала в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа сорок четей ржи, да овса пятьдесят четвертей, пшеницы пятьдесят, ячменя десять четей за здравие мужа своего Ивана Никитича, а имя его Павел . Февраля в 4 день Спасской протопоп з дворца (Л. 56) Терентей Петров сын дал по родителях своих Служебник печатной в полдесть. Фераля в 6 день государя царя и великого князя гость Иван да Меньший Фалелеев, дети Прокофьева , дали по родителях своих, в сенаник, Евангелие письменное в полдесть, Апостол печатной в десть, Маргарит печатной же в полдесть да Минею письменную, месяц сентябрь, в полдесть. Того ж дни дал Иев Федоров сын Маврин Служебник московские печати в полдесть. Того ж дни дал Афонасий Черкас Григорьев сын Бабаевского к старому своему вкладу книгу Соборник (Л. 56 об.) в десть, в начале Служба московских чудотворцев Петра, и Алексея, и Ионы, и Псалтырь следованную в полдесть.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Архив Пн В Церкви объявили новый набор добровольцев для ремонта частных домов пожилых людей в Мариуполе 5 марта 2024 г. 19:49 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению  открыл новый набор добровольцев для ремонта разрушенных частных домов нуждающихся жителей Мариуполя. В первую очередь нужны плотники, кровельщики, монтажники окон и дверей, электрики, сантехники, каменщики, отделочники. Также для обеспечения работы бригад добровольцев требуются повара и автоволонтеры. «Прошел ровно год с того момента, как мы начали заниматься ремонтом частных домов в Мариуполе. Зимой мы переключались на внутренние работы из-за погодных условий, а теперь вновь необходимо вернуться к крышам и восстановлению окон и дверей, — рассказал сотрудник Синодального отдела по благотворительности Александр Козленко. — В разрушенных домах прямо сейчас проживают люди, которые не могут самостоятельно отремонтировать свое жилье, даже если им выдали стройматериалы. Пожилые, женщины с детьми, люди с инвалидностью остро нуждаются в нашей помощи». Добровольцы занимаются ремонтом крыш, ремонтом полов, восстановлением коммуникаций, заменой дверей и окон, штукатуркой стен, потолков и откосов жилых домов. Волонтеры помогают нуждающимся мирным жителям города, которые сами не могут этого сделать. Продолжительность одной смены — от семи дней. Проживание, питание и проезд из Москвы берет на себя Синодальный отдел по благотворительности. Для добровольцев из других городов вопрос проезда до Мариуполя решается в индивидуальном порядке. Проект стартовал в марте 2023 года. Группы добровольцев выезжают еженедельно, в каждую группу входит от 20 человек. Всего с 8 марта в Мариуполе побывал 701 волонтер из более 70 городов России. С 8 марта волонтеры отремонтировали 194 частных дома. Чтобы стать добровольцем-ремонтником в Мариуполе, необходимо заполнить анкету или позвонить по телефону горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70 70 222. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6108464.ht...

Можно указать на аналогичный случай из первых времен христианства, относящийся к периоду гонения на христиан. Мученик Лукиан Антиохийский († 312; память 15 октября) после гибели-кончины был брошен мучителями в море, но, промыслом Божиим, дельфины вынесли его тело на берег. 187 В новозаветное время такое явление приняло совершенно другой характер. Завещание – бросить тело на съедение псам – исходит уже от самого человека и характеризует осознание им собственного недостоинства и греховности. В славнике 6 песни канона из «Чина на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» читаем: «Кая бо мне польза, души моей в страшная муки ввержене быти, телу же пету быти от вас, оставите непогребенно, яко да снедят пси сердце мое». 188 Преподобный Антоний Великий († 356; память 17 января) заповедал ученикам похоронить свое тело, чтобы никто не знал его могилы. Преподобный Пахомий Великий († ок. 348; память 15 мая), чтобы избежать посмертного почитания, специально завещал перезахоронить затем свое тело в безвестном месте. 189 «Идея анонимного погребения из “самоуничижения” со временем – когда отчасти слились идеалы мученичества и монашества – могла трансформироваться в предсмертную просьбу – оставить тело без погребения вообще и бросить его на растерзание диким зверям». 190 Преподобный Иоанн Лествичник († 649; память 30 марта) говорит о виденных им особых подвижниках, спасавшихся в обители «кающихся». 191 Перед своей кончиной каждый подвижник просил не сподоблять «его человеческого погребения, но, как скота... предать тело его речным струям или выбросить в поле на съедение зверям... чтобы... выносили без чести и лишали всякого псалмопения». 192 С подобной же просьбой обратился к своим ученикам перед своей кончиной преподобный Лука Элладский († ок. 946; память 7 февраля). 193 Также заповедал «похоронить» себя афонский подвижник преподобный Феофил Мироточивый († 1548; память 8 июля). 194 Примеры такого отношения к своему погребению известны и в истории Русской Церкви. Преподобный Нил Сорский († 1508; память 7 мая) в своем завещании заповедал своим ученикам: «Завещаваю яже о себе моим присным господиам и братиам, яже суть моего нрава: молю вас, повергнете тело мое в пустыни, да изъядят е зверие и птица». 195 Далее он ссылается на аналогичный пример из византийской истории: «Бойте же ся слова, иже Великий Арсений завеща своим учеником, глаголя: “На Суде стану с вами, аще кому дадите тело мое”». 196 В житии преподобного Арсения Великого († 449–450; память 8 мая) читаем, что он повелел перед кончиной своим ученикам: «Привяжите к ногам моим веревки и выбросите меня за гору». 197

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Из пользования «Дидахи» последующими писателями можно сделать следующие выводы: 1) Некоторые авторы пользовались текстом «Дидахи» в полном объёме современного текста константинопольской рукописи и знали не только учение о двух путях (1–6), но и 7–16 гл. памятника 194 , а также и специфически-христианский отдел первой главы ( Ерм , сирийская «Дидаскалия», блж. Августин , прп. Иоанн Лествичник ). Из IV в. лучший свидетель – «Апостольские постановления». 2) Некоторые авторы знали «Дидахи» во всём объёме, кроме специфически-христианской части 1-й гл. (« Церковные каноны »). 3) Некоторые авторы знали только «два пути» (1–6 гл.) и тоже без специфически-христианского отдела (латин. Syntagma и Fides Nicaena, Oratio Schnudi, сюда, может быть, относится и Варнава). Сюда, вероятно, относится и свидетельство «Стихометрий» Никифора, который в «Дидахи» насчитывает 200 стихов, то есть по приблизительному расчёту 1–6 гл. Таким образом, в III–VIII вв. существовал, укороченный текст «Дидахи» в 6 глав (1–6). Возникает вопрос: какой текст «Дидахи» является первоначальным и можно ли таковым признать текст константинопольской рукописи, или же он образовался впоследствии путём наслоения нескольких редакций? – На этот вопрос учёные отвечают по-разному. В общем существуют две, по-видимому, равноправных теории, из которых одну вместе с большинством протестантских учёных разделяет известный католический патролог Эрхард, а другую защищает не менее известный католический учёный Функ. 6. Теории по вопросу о происхождении «Дидахи» и неповрежденного его текста Эрхард полагает, что Варнава не мог пользоваться «Дидахи» (в современном виде), ибо он не мог опустить специфически-христианского отдела 1 гл. (1, 3–2); что в данном случае мы имеем дело не со случайным опущением, это видно из отсутствия указанного отдела и в целом ряде последующих документов. С другой стороны, между «Дидахи» и Варнавой существует так много случайных совпадений, что объяснить их можно только зависимостью их от одного общего источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

На новом кладбище, устроенном в 50-х гг. XIX в. к югу от монастырской ограды, в 1864 г. появилась небольшая одноглавая кубическая церковь во имя Всех святых. У южных ворот в 1874 г. был выстроен 2-этажный больничный корпус с домовой ц. прп. Илариона Великого. На р. Жиздре находился источник прп. Пафнутия Боровского с часовней и купальней. За оградой располагались конный и скотный дворы, сады и огороды. В скиту сложился отдельный архитектурный ансамбль, окруженный оградой. Большинство строений, в т. ч. храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи, были деревянными. В скиту находилось свое кладбище. Библиотека Интерьер домовой ц. во имя прп. Илариона Великого. Фотография. 2009 г. Фото: свящ. Игорь Палкин Интерьер домовой ц. во имя прп. Илариона Великого. Фотография. 2009 г. Фото: свящ. Игорь Палкин Монастырская б-ка с 1854 г. располагалась в отдельном здании, прп. Моисей пожертвовал в нее более 2 тыс. книг; по смерти схиигум. Антония в нее поступило более 2 тыс. книг и 60 рукописей из его келейной б-ки. Пожертвования в б-ку делали и светские почитатели О. п., напр., от кнг. М. А. Мещерской в 1868 г. поступило полное собрание «Греческой патрологии» Ж. П. Миня. По описи 1855 г., в б-ке насчитывалось 3015 книг, в 1876 г.- 8351 книга и 194 рукописи. Среди рукописей были переводы святоотеческих трудов, выполненные схиархим. Паисием (Величковским) и другими монахами. Большинство хранившихся в б-ке рукописей и печатных изданий относилось к XVIII - нач. XX в. С 40-х гг. XIX в. по инициативе старца Макария (Иванова) наиболее образованные монахи О. п., в т. ч. Леонид (Кавелин), Ювеналий (Половцев) и Климент (Зедергольм) , вели лит. деятельность. Они работали с переводами творений святых отцов схиархим. Паисия (Величковского), в т. ч. переписывали их, а также составляли новые переводы на церковнослав. и рус. языки, комментарии. Содействие им оказывали И. В. Киреевский, Т. И. Филиппов и др. Благодаря покровительству ряда иерархов, прежде всего свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, О. п. имела возможность вести издательскую деятельность. Были опубликованы труды святых Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Марка Подвижника, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Максима Исповедника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, Нила Сорского и др.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Семейная жизнь 189. ...Испытай себя хорошенько, можешь ли ты на всю жизнь оставаться безбрачным. А то, по совету и наставлению святого апостола, лучше женитися, нежели разжигатися (ср.: 1 Кор. 7:9) . Брака бояться не следует, ибо, по Святому Писанию, брак есть честен и ложе нескверно (см.: Евр. 13:4) . 190. У родителей своих, да и у всех старших, будь в послушании, поминая, что и Сам Сын Божий, будучи во плоти, повиновался родителям своим. 191 . Супружество – это тяжкие оковы! И это мнение не мое, но преподобного отца Иоанна Лествичника , который супружество именно называет оковами. Конечно, не все могут вместить безбрачие, но имже дано есть (Мф. 19:11) , по слову Спасителя; впрочем, Тот же Господь говорит, что невозможная от человек, от Бога же вся возможна (ср.: Лк. 18:27) . Огонь по природе жжет, а вода орошает. Но идеже Бог хощет, там побеждается естества чин. По манию Божию, и огонь станет холодить, и вода попалять. 192 . О, помните, любезные мои, молю вас Самим Господом, помните, что мы здесь гости! Наше житие, по апостолу, на небеси. Вы, мужие, любите своя жены, якоже своя телеса (Еф. 5:28) , а вы, жены, повинуйтеся мужем своим, якоже Господу (Еф. 5:22) ; вы же, дети, будьте в послушании у своих родителей (см.: Еф. 6:1) ! Все же, и мужие, и жены, и чада, бойтеся Бога и храните Его святой закон, каждый день и час готовясь к исходу своему в век будущий. 193. Не подражай тем родителям века сего, кои заботятся единственно о внешнем образовании детей своих и о доставлении им одного только временного благополучия. Ты же первее всего и более, с помощью Божиею, потщися всадить в юное его сердце страх Господень, который есть начало премудрости и основание счастья. 194 . ...Твое главное правило повиноваться всегда и во всем мужу, как главе своей, якоже и святой апостол учит... когда потребует муж к своему служению, то оставь и самую молитву, да не раздражишь его продолжением, ибо святой апостол учит: жена не владеет своим телом, но муж. 195. ...Живи и все дела свои твори в безусловном повиновении родителям, молитва коих будет для тебя оградою от всех козней диавольских...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь слова Божия. От молитвы они переходили к возвещению человекам слова Божия; от проповеди слова они возвращались к молитве. Они находились в непрестанной духовной беседе: то беседовали молитвою с Богом, то беседовали от лица Божия с человеками. В той и другой беседе действовал один и тот же Святой Дух ( Деян.6:2, 4 ). – Чему мы научаемся из примера святых апостолов? Тому, что вслед за послушанием, послушанием деятельным слову Божию, должно сосредоточить всю деятельность свою в непрестанную молитву, потому что непрестанная молитва приводит христианина в состояние, способное к приятию Святого Духа. Господь, возлагавший на апостолов различные служения, когда соделал их способными приять Святого Духа, то повелел им пребывать «во граде Иерусалимсте», во граде мира и безмолвия, вне всякого служения: «седите во граде Иерусалимсте, – сказал Он им, – дондеже облечетеся силою свыше» ( Лк.24:49 ). Из писаний преподобных иноков видно, что память Божия, или поучение, были в общем употреблении у иноков первенствующей Церкви Христовой. Преподобный Антоний Великий завещает непрестанное памятование имени Господа нашего Иисуса Христа: «Не предавай забвению, – говорит он, – имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай его во уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе, помоги мне. Также: славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос» 194 . Занимались непрестанною молитвой не только безмолвники и отшельники, но и общежительные иноки. Святой Иоанн Лествичник говорит об иноках посещенного им Александрийского общежития, что они «и за самою трапезою не престают от умственного подвига, но условленным и введенным в обычай знаком и мановением, блаженные, напоминают друг другу о молитве, совершаемой в душе. И делают они это не только за трапезою, но и при всякой встрече, при всяком собрании» 195 . Преподобный Исаак, безмолвник Египетского Скита, поведал преподобному Кассиану Римлянину, что ему для непрестанной молитвы служит второй стих 69-го псалма: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

478 Приношение современному монашеству. С. 110—111 479 Аскетические опыты. Т. II. С. 189. 194, 196, 198 480 Приношение современному монашеству. С. 264 481 Приношение современному монашеству. С. 265 482 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 157 483 Цветы прекрасные. С. 25—27 484 Аскетические опыты. Т. I. С. 211 Там же. Т. II. С. 309 Приношение современному монашеству. С. 268 485 Антоний Великий, прп. наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С.61; Отечник. С. 9; Макарий Великий, прп. Духовные беседы. С. 23; Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 282; Отечник. С. 208; Духовно-нравственные слова. Издание Оптинской пустыни. С. 411, 412; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 491; Филофей Синайский, прп. Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 412 486 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 180, также с. 169 487 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 436 488 Слова подвижнические. С. 179, 387 489 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 417 490 Лествица. С. 136—137 491 Аскетические опыты. Т. I. С. 300 492 Аскетические опыты. Т. II. С. 300 493 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158 494 Нравственно-подвижнические слова. Издательство Оптинской пустыни. С. 104, 127 495 Слова подвижнические. С. 427—428 496 Аскетические опыты. Т. I. С. 373 497 Духовные беседы. С. 128, 144, 151 498 Отечник. С. 128 499 Лествица. С. 147 500 Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 212 501 Приношение современному монашеству. С. 266. Для подтверждения вышеприведенных мыслей смотри: Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 459, 463; Отечник. С. 211; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 517; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158, 161—162; Нил Синайский, прп. Мысли и увещания.//Добротолюбие. Т. 2. С. 301—302; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово. " » Добротолюбие. Т. 3. С. 19—20; Фалассий, авва. Сотни о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 293, 298; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 220, 221; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 134, 190, 262

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Сим способом ты всегда удобно можешь обращать в бегство вражеские полчища» (в рус. пер. стр. 193–194). – «Итак, если хочешь одержать победу над страстьми, то, молитвою и содействием Божиим внутрь себя быв, сойди в глубь сердца и там проследи следующих трех сильных исполинов, – разумею – забвение, разленение и неведение, сию опору мысленных иноплеменников, чрез коих прочие злые страсти, возвращаясь, действуют, живут и крепнут в душах сластолюбивых. Но ты, многим вниманием и настоянием ума с содействием свыше нашедши этих многим неведомых злых исполинов, легко уже потом, опять вниманием же и молитвою, возможешь избавиться от них. Тогда ревностию об истинном ведении, о памятовании слова Божия и о согласовании с тем благого произволения и жизни, при стоянии вниманием в сердце силою действенной благодати тщательно хранимом, самый след забвения, неведения и разленения истребится и исчезнет» (там же, стр. 295). Святого Иоанна Лествичника «Безмолвник тот, кто существо бестелесное – душу свою усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и дивный!» (27, 6). «Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5, 2). Затворяй дверь келлии для тела, дверь уст для бесед, а внутреннюю дверь души – для лукавых духов» (27, 17–18). «Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это, и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие и какие тати хотят войти и украсть грозды винограда. Когда страж сей утрудится, то встает и молится; а потом опять садится и принимается за первое дело с новым мужеством» (27, 22, 23). «Иное дело хранение помыслов, а иное – блюдение ума; и елико отстоят востоцы от запад (Пс. 69, 2), столько последнее делание выше первого, хотя и несравненно труднее его» (26, 78). – «Как тати, видя, что в каком-либо месте лежат царские орудия, не как попало нападают: так и сочетавший молитву с сердцем не как попало окрадается мысленными татями». Видишь ли глаголы, обнаруживающие дивное делание сего великого отца? Но мы, как во тьме ходящие, без внимания пропускаем сии душеспасительные вещания духа и, как произвольно глухие, не слышим их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Самым ранним памятником, который может претендовать на принадлежность к жанру аскетической литературы, является Послание мниха Иакова к князю Дмитрию. Идентификация как его автора, так и адресата остается спорной. Первые попытки определить того и другого, равно как и время создания послания, привели Μ.А. Погодина и митрополита Макария к заключению, что автором следует считать Иакова, избранного Феодосием Печерским своим преемником, в силу чего на роль адресата мог бы претендовать только князь Изяслав Ярославич (крещальное имя “Димитрий”; время правления: 20 февраля 1054–15 сентября 1068, 2 мая 1069-март (?) 1073, 15 июля 1077–3 ноября 1078). Эта интерпретация была поставлена под сомнение Е.Е. Голубинским , а затем подвергнута резкой критике Н. К. Никольским , тогда как В. Вальденберг решительно поддержал ее 693 . Совершенно иную гипотезу предложили А.И. Соболевский и С.И. Смирнов , исходившие из чтения древнейшего списка XV в., в заглавии которого поименован князь Дмитрий Борисович: за этим именем не может скрываться никто иной, кроме Дмитрия Борисовича Ростовского (1253–1294), да и содержание послания хорошо объясняется распрей Дмитрия со своим братом в 1281 г. 694 . Однако личность мниха Иакова остается по-прежнему неясной. Языковые данные не могут внести дополнительную ясность в этот вопрос, так как установленные заимствования из Иоанна Лествичника и Пандектов Антиоха делают архаичность языка вполне естественной. Издания: Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.2. С.324–327 (К духовному сыну) (editio princeps; неудовлетворительно); важные исправления (для отдельных частей послания): Вальденберг В. (прим. 184). С. 100 (по другим спискам); Смирнов С. [И.] (прим. 248). С. 189– 194. 39 (критич. изд.) [Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу/Подг. текста и перев. В.В. Колесова//ПЛДР, XIII век. Μ., 1981. С.456–463 (по изд. Смирнова); Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси (прим. 208). СПб., 1992. С. 199–202 (заново по трем из четырех списков, учтенных в издании Смирнова). – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010