Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким (прп. Иоанн Лествичник , 57, 69). Источник. С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115), Часто один и тот же грех, будучи сделан одним человеком, заслуживает сторично большее наказание, нежели когда он сделан другим, судя по нраву согрешившего, по месту, где грех случился, духовному возрасту, в котором был согрешивший, и по многим другим причинам (прп. Иоанн Лествичник , 57, 122). Некоторые говорят, что по вкушении плотского греха невозможно называться чистым, а я, опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно привить дикую маслину к доброй (прп. Иоанн Лествичник , 57, 124). Источник. ...Доколе мы грешим произвольно, дотоле нет в нас смирения... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 173). Источник. ...Кто от случающихся падений не падает духом, того восхвалят Ангелы, как храброго воина (прп. Иоанн Лествичник , 57, 204). Источник. Потщимся еще здесь избавиться от греховного долга, ибо во аде нет могущего исцелить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 245). Болезнь души есть злая склонность; смерть же ее есть грех, делом совершенный (авва Фалассий, 90, 325). Грех мысленный есть употребление на зло помыслов, а грех деятельный есть употребление на зло вещей (авва Фалассий, 90, 329). Умертви грех, чтобы не воскреснуть мертвым и от смерти малой не перейти в великую (авва Фалассий, 90, 337). Сперва память вносит в ум простой помысл; и если он замедлит в нем, то от сего приходит в движение страсть; если не истребишь страсти, она преклоняет ум к соизволению; а когда и сие произойдет, тогда доводит уже до греха и делом (прп. Максим Исповедник , 90, 174). От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом, ими поборая ум, понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его во грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы соделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь: егда убо узрите мерзость запустения... стоящу на месте святе ( Мф. 24, 15 ). Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного (прп. Максим Исповедник , 90, 183).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

стр. 219–270). Службы эти находятся на Востоке в общецерковном употреблении, равно как и жития, помещенные в нашем патерике. Почти все они официально одобрены Вселенской Константинопольской Церковью. В «Собрание синаксарей», или кратких житий святых (Sunaxaristhz. Benetia. 1819 г.), переведенное на новогреческий язык, исправленное и дополненное упомянутым уже нами святогорцем Никодимом, включены имена всех бывших известными ему новых учеников. В минеях греческих, изданных в 1842–43 гг. в Констанинополе, после тщательного рассмотрения особой комиссией и по благословению святейшего патриарха Германа и его синода, также поставлены имена сих мучеников наряду с именами древних подвижников веры и благочестия. Нет сомнения, что собрания эти не обнимают сказания обо всех, запечатлевших кровью истину своей веры в сии тяжкие для Восточной Церкви времена ига агарянского, но и тех сказаний, какие сохранила благочестивая ревность боголюбивых мужей, достаточно для того, чтобы свидетельствовать о крепости и силе благодатной жизни в Церкви, столько веков томящейся под игом иноверным и всегда представляющей новых поборников веры, готовых стоять за нее до крови. Общение Церкви российской с Церквами Востока, составляющими вкупе с ней единую, святую, соборную, апостольскую Церковь, делает и нас причастниками славы мученичества, которой украшаются собратия наши на Востоке». В самом Афонском Патерике, состоящем из 113 глав, описаны жития следующих святых угодников Божиих (в календарном порядке празднования их памяти): 4 января – св. прмч. Онуфрия. Прмчч. Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков. Св. Евстафия, архиеп. Сербского. 5 января – прмч.Романа. 11 января – прп. Феодосия, митроп. Трапезундского 13 января – прп. Максима Кавсокаливита. 14 января – прп. Саввы I-ro, архиеп. Сербского. 16 января – прп. Ромила, ученика святого Григория Синаита. 21 января – прп. Неофита, Просмонария Ватопедского. Прп. Максима Грека. 24 января – прп. Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе. 30 января – мч.Феодора. 31 января – прмч. Илии Ардуниса. 1 февраля – прп. Василия, архиеп. Солунского. 8 февраля – прп. Саввы II-ro, архиеп. Сербского. 13 февраля – прп. Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря. 16 февраля – прмч. Романа. 23 февраля – прп. Дамиана Есфигменского. Прмч. Дамиана. 1 марта – прп. Агапия. 5 марта – мч. Иоанна Болгарина. 19 марта – прп. Иннокентия Вологодского. 22 марта – нового прмч. Евфимия. 23 марта – прмч.Луки. 4 апреля – сщмч. Никиты. Прп. Феоны, митроп. Солунского. 6 апреля – прп. Григория Синаита. Прп. Григория Византийского. 7 апреля – прп. Нила Сорского. 12 апреля – прп.Акакия Нового. 19 апреля – прп. Симеона Босого, Нового Чудотворца. Прмч. Агафангела Есфигменского.

http://pravicon.com/info-1865

Епифаний Чудотворец, настоятель мон-ря Хандзта, прибывший из Картли в Кларджети вместе с прп. Матоем, «плачем и слезами» изгонял злых духов, «быстро» исцелял больных, молитвами избавлял от смерти; свт. Езра Анчели, еп. Анчийский, происходивший из рода Дапанчули; прп. Захария, ученик прп. Давида, строитель мон-ря Баретелта; свт. Захария Анчели , еп. Анчийский, чудотворец; прп. Зинон (Зенон), «сын выдающегося человека в Самцхе», происходивший «из дома» прп. Февронии, насельник Хандзты, чудотворец, «сокровищница добродетелей, святой чин монашества, ограда Кларджетских пустынь, гонитель злых духов»; прп. Иаков, насельник Мидзнадзори, «многообразными талантами украшенный выше наших слов... как утренняя заря среди звезд»; свт. Иларион , католикос Картли (Мцхетский), ученик прп. Давида, «отец и строитель Цкаростави»; прп. Иларион Парехели , «Богоносный отец», настоятель монастыря Парехи; прп. Иларион Убисели , сподвижник преподобных Феодора и Христофора, 1-й настоятель мон-ря Убе (Убиси), старец, прибывший из Иерусалима; мч. Иоанн Грузин , «новый мученик Христа... из Хандзты доходивший до Иерусалима, убитый руками сарацин в Багдаде за Христа, озаренный знамением»; прп. Иоанн, брат Джибрила, настоятель монастыря Хандзты, закончивший постройку новой церкви; прп. Иоанн, брат игумена Хандзты, один из авторов Жития прп. Григория; свт. Макарий Анчели , еп. Анчийский; прп. Макарий Опизели , насельник мон-ря Опиза, бывший свидетелем молитвы преподобных Григория и Зинона, во время к-рой их лики стали излучать свет; св. Мария, «боголюбивая супруга» азнаура св. Гавриила Дапанчули, первая встретившая «в тех краях» прп. Григория, оказавшая ему «подобающую честь» и рассказавшая о нем мужу; прп. Матой , свящ., чудотворец, прибывший в Кларджети из Картли вместе с прп. Епифанием Чудотворцем, 40 лет служил в жен. мон-ре Мере при игум. прп. Февронии, «великий и славный делами»; прп. Михаил Парехели , отшельник, чудотворец, друг прп. Григория, изгонял бесов, подвизался в пещерах Берты, пришел в Хандзту из Мидзнадзори; свт.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

  АПРЕЛЬ      4 – сщмч. Никиты Славянина, Афонского, Контантинопольского (+1808)    4 – прп. Феоны, митрополита Солунского ( Фессалонийского) ( + XYI)  6 – прп. Григория Византийского, Афонского ( + начало XIY)  7 -  прп. Нила Сорского ( Майкова) (+1508 ) 12 – прп. Акакия Нового, Кавсокаливита (+1730) 19 – прп. Симеона Босого, Филофеевского, Фламурийского, Афонского, игумена,         нового чудотворца ( +XYI) 19 – прмч. Агафангела Есфигменского(+1819)     МАЙ      1 – прмч. Агафангела Есфигменского (+1819)    1 – прмч. Ефвимия Нового, Сярского, Афонского (+1816)    1 – прп. Игнатия Нового, Афонского Константинопольского ( +1814)    2 – свт. Афанасия III-ro Пателария, Сидящего, Лубенского, Патриарха   Констан-       нопольского (+1654)    4 – прп. Никифора Афонского, учителя  свт. Григория Паламы (+XIY)  11 – свт. Никодима, архиепископа Сербского (+1325)  13 – прп. Иоанна Святогорца, Иверского ( Афонского), отца прп.  Евфимия  Нового         ( + 998)  13 – Евфимия Нового, Святогорца ( Афонского), сына прп. Иоанна Святогорца,         Иверского ( + 1028)  13 – прп. Георгия Святогорца , Иверского ( Афонского), ктитора (+1066)  13 – прп. Гавриила Святогорца, Иверского ( Афонского) (+?)  13 – прмчч. Иверских, пострадавших от латинян ( +1276-1280)  21 – прмч. Пахомия  Русского, Афонского  (+1730)  28 – свт. Иоанникия I-ro, архиепископа Сербского ( + после 1270)     ИЮНЬ     2 – мч.Константина Афонского (+1819)   11 – неизвестного по имени «инока Карейского», удостоившегося явления  Арх.              Гавриила ( +Х в.) 12 – прп. Петра Афонского  (+734) 12 – прп. Арсения Коневского (+1447) 14 – прп. Нифонта Афонского (+1330) 15 – свт. Ефрема П-го, патриарха Сербского ( +1399) 18 – прп.Леонтия Прозорливого, Афонского ( +1605 ) 19 – прп. Паисия Хиландарского ( Афонского), Болгарского ( + после 1762) 30    - свт Каллиста I -го, патриарха  Константинопольского ( +около 1363)   25 – прп. Дионисия  Афонского, ктитора Дионисиата ( + после 1380)   25 – прп. Дометия  Афонского, игумена Дионисиатского (+1380)

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаженнаго изволения!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Архангела Гавриила...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии. На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии; кондак храма. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и прп. Евфросинии. Апостол и Евангелие – дня, четверга (под зачало) и прп. Евфросинии. В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8-й и глас 2-й – 8. «Слава» – прп. Евфросинии, глас 5-й: «Ублажим ныне…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии прп. Евфросинии – 3. На стиховне стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – прп. Евфросинии, глас тот же: «Втайне Богу…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-20/

иеромонах Никон (Скарга) Введение Значение и влияние прп. Ефрема Сирина на восточно-христианскую мистику трудно переоценить. Однако возрастающий авторитет Феодора Мопсуестийского начиная с середины V в. постепенно вытеснял дотоле неоспоримый авторитет прп. Ефрема Сирина , завоевав Эдесскую и Нисибинскую школы и заменив все толкования прп. Ефрема на толкования Феодора. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать влияние на прп. Исаака прп. Ефрема, воспринимая последнего как главного представителя ранней, дофеодорианской сирийской традиции в христианской духовности. Прежде всего, мы рассмотрим связь писаний прп. Исаака с ефремовскими «Комментариями на Диатессарон». Мы приведем несколько аллюзий у прп. Исаака на эти комментарии в качестве прямого подтверждения того, что ему был хорошо известен этот труд. Аллюзии посвящены в основном христологии. 1. Параллели в экзегетическом методе у двух святых отцов Прежде всего, отметим, что у прп. Исаака использование некоторых христологических терминов, таких как «смешение» 1 () [la]) и «лицо» ( [parp]), относится к ранней традиции, которая восходит к прп. Ефрему Сирину 2 . Заметим, что термин «parp» у прп. Исаака не имеет той богословской трактовки, которую придали ему несторианские писатели VI–VII вв 3 . Прп. Исаак употребляет слово «parp» не только в его обыкновенном значении «лицо», но использует его также и в широком антропологическом контексте, практически не затрагивая христологической тематики 4 . Подобное употребление этого термина имело место в ранней сирийской традиции, в частности у прп. Ефрема Сирина 5 . Итальянский сиролог Сабино Кьяла, исследовавший ефремовские цитаты в корпусе прп. Исаака Сирина , отметил одну интересную деталь: «Мар Афрем мог восприниматься как идейная альтернатива мар Феодору Толкователю в контексте двух кризисов VII века: хнанитского спора и истории с Сахдоной. Именно поэтому ни Шим’он д-Тайбуте, ни Иоанн Дальятский, ни Иосиф Хаззайя не цитируют мар Афрема вообще» 6 . Интересно отметить, что не только восточно-сирийские авторы (несториане), но также и западно-сирийские (монофизиты) предпочитали обходить стороной богословское наследие прп. Ефрема 7 . На этом фоне прп. Исаак Сирин является исключительной фигурой. Наличие у прп. Исаака двух прямых цитат прп. Ефрема (слова 5-е и 62-е из 1-го тома) 8 , а также отсылки к «Комментариям на Диатессарон» могут свидетельствовать в пользу того, что экзегеза и аскетическое учение прп. Ефрема Сирина оказали существенное влияние на прп. Исаака Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/vl...

Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий, а осуждать – значит погублять свою душу (прп. Иоанн Лествичник , 57, 98). Источник. Человекоубийцы-бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое... (прп. Иоанн Лествичник , 57,98). Источник. ...За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает (прп. Иоанн Лествичник , 57, 98). Как возношение и без другой страсти сильно погубить человека, так и осуждение, одно само по себе, может нас погубить совершенно... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 98). Видел я таких людей, которые тайно и скрытно соделывали тяжкие согрешения, а между тем, считая себя лучшими других, безжалостно нападали на тех, которые увлекались в легкие, но явные проступки (прп. Иоанн Лествичник , 57, 98). Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, и кислые оставляет, так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо узрит; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки (прп. Иоанн Лествичник , 57, 98–99). Не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы, ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 204). Источник. Не верь помыслу, осуждающему ближнего, потому что имеющий злое сокровище злое и помышляет (авва Фалассий, 91, 295). Бесстрастно говорящий о грехе брата, говорит по двум причинам: или чтобы его исправить, или чтобы принести пользу другому. Если же он говорит самому ли ему, или другому без сих целей, то говорит, осуждая или оклеветывая брата, и такой не избежит оставления от Бога, но непременно впадет или в то же, или в другое прегрешение, и, быв обличен и укорен другими, посрамится (прп. Максим Исповедник , 91, 208). Потребно также внимательно смотреть, не прокрались бы прилоги помыслов тщеславия и самомнения, чтоб не осудить кого, видя, что он делает что-нибудь неподобающее (старец Симеон Благоговейный , 93, 67). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Язык надобно иметь доброречивый и степенный, когда надлежит потерпевших крушение спасать с самого дна порока. Всего же более странным кажется, кто намеревается спасти других, – тому пасть самому. Посему справедливо будет срамоту дел прикрывать, сколько можно, степенностью выражений, чтобы, намереваясь удержать других, не замарать своего языка и, желая избавить их от скверны, не оскверниться самому. Если скажешь, что невозможно говорить степенно и тронуть слушателя, то отвечу: кто пренебрегает скромным обличением, тот еще более не тронется нескромным и откровенным. Если не оказывают кому пользы кротость говорящего и степенность выражения, то вовсе уже не будет полезным откровенное изложение сделанного им (прп. Исидор Пелусиот , 62, 416–417). Врач духовный тот, кто стяжал и тело и душу свободные от всякого недуга, и уже не требует никакого врачевства от других (прп. Иоанн Лествичник , 57, 252). Источник. Кормчий духовный тот, кто получил от Бога и чрез собственные подвиги такую духовную крепость, что но только от треволнения, но и от самой бездны может избавить корабль душевный (прп. Иоанн Лествичник , 57, 252). Источник. Истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвою (прп. Иоанн Лествичник , 57, 252). Источник. Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, т. е. действием осияния, и не требует прочих книг (прп. Иоанн Лествичник , 57, 252). Источник. Блаженна у врачей небрезгливость, а в наставниках бесстрастие, ибо те без отвращения смело приступают к врачеванию всякой смердящей раны, а сии могут воскресить всякую умершую душу (прп. Иоанн Лествичник , 57, 254–255). Источник. Не тот учитель достоин удивления, который способных отроков сделал знающими людьми, но тот, который невежд и тупоумных умудрил и довел до совершенства (прп. Иоанн Лествичник , 57, 256). Источник. Истинного пастыря укажет любовь, ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь (прп. Иоанн Лествичник , 57, 256).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

28/Х (6 стр[аница]) – представление Иова, д[олжно] б[ыть] преставление; 29/Х (7 стр[аница]) – преп. Авросиния, д[олжно] б[ыть] Авраамия; 4/II (16 стр[аница]) – Печенегских, д[олжно] б[ыть] Печенгских; 11/III (19 стр[аница]) – прп. Софрония, затв[орника] Печерск[ого] – память эта 362 в н[астольном] к[алендаре] на 57-й г[од] не указана, а 11/V она повторяется; 4/V – прпп. Никиты... Сокольницких 363 – в н[астольном] к[алендаре] на 57 г. добавлено [?]. 11/V (стр[аница] 23) – прп. Софрония, затв[орника] Печерск[ого] – в н[астольном] к[алендаре] 57 г. она указана 364 . 16/V (стр[аница] 24) – прп. Касмиана, д[олжно] б[ыть] Кассиана; 27/V (26 стр[аница]) – Кирпиана, д[олжно] б[ыть] Киприана; 5/VI (27 стр[аница]) – прп. Вассиана..., утонувш[его] в Белом море +1561 г., д[олжно] б[ыть] вместо + предлог «в». 6/VI – Климнецкого, д[олжно] б[ыть] Климецкого. 8/VI (стр[аница] 28) – бл[аговерного] кн[язя] Василия... – в н[астольном] к[алендаре] на 57 г. добавлено «обретение мощей»; 3/VII (31 стр[аница]) пропущено: перенесение мощей свт. Филиппа из Соловец[кой] обит[ели] в Москву 365 (в н[астольном] к[алендаре] на 57 указано) и память бл[а]г[оверных] кн[язей] Василия и Конст[антина] Яросл[авских] (в н[астольном] к[алендаре] 57 г. указана); 18/VII (32 стр[аница]) – прп. Иоанна многотерпеливого. д[олжно] б[ыть] многострадального 366 . 30/VII – прп. Германа... в н[астольном] к[алендаре] 57 г. добавлено: «обретение мощей» 367 : 27/VIII (стр[аница] 35) – прп. Кукшки, д[олжно] б[ыть] Кукши. Вот все более или менее существенное. Есть еще явные описки – для всех понятные, а также пропуск запятых. Еще хочется обратить внимание на отсутствие слова «преставление», напр[имер]. 3/IX блж. Иоанна... в 1580 году; 25/I свт. Моисея в 1362 году; 10/II прп. Прохора... в 1107 г.; 28/II блж. Николая... в 1576 г. и другие. 7/IХ прпмч... Макария † от турок в 1678 г. Простите, святый Владыко, за этот перечень, м[ожет] б[ыть], не вполне мною продуманный и только Вас утомивший! Еще, святый Владыко, хочу напомнить Вам, что Вы в своем письме в день памяти прор. Самуила писали мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Максим Исповедник и прп. Симеон Новый Богослов . Другие встречающиеся жанры – агиографический, повесть («Об авве Филимоне»). Авторы и тексты Заметим, что в рамках патрологической науки авторство некоторых сочинений, представленных в Добротолюии, оспаривается. К числу авторов, чьи сочинения (в том или ином объёме) вошли в состав Добротолюбия, принадлежат следующие (перечень скорректирован в соответствии с современными научными данными): прп. Антоний Великий , прп. Макарий Великий , Авва Исайя , Марк Подвижник , Евагрий Понтийский , прп., прп. Исихий Синаит (Исихий пресвитер) Нил Подвижник, прп. Ефрем Сирин , прп. Иоанн Лествичник , прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прп. Авва Дорофей , прп. Исаак Сирин , Диадох Фотикийский , Иоанн Карпафский , блж. Авва Зосима Палестинский , прп. Максим Исповедник , Авва Фалассий , св. Феодор еп. Едесский, прп. Феодор, Авва Филимон (в повествовании о нем представлены некоторые положения его учения), Феогност, Филофей Синайский, Илия Экдик, прп. Феодор Студит , прп. Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , св. Феолипт митр. Филадельфийский, прп. Григорий Синаит , Никифор Уединенник (Исихаст), свт. Григорий Палама , св. Каллист, Патриарх Константинопольский, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Симеон, архиеп. Солунский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Иоанн Дамаскин , Феофан монах, прп. Максим Кавсокаливит (его мысли отражены во фрагменте из его жития); Петр Дамаскин , Каллист Катафигиот . Характерно разнообразие внешних особенностей авторов: а) по положению в церковной иерархии (от Константинопольского патриарха до простого монаха); б) по происхождению (греки, сириец, копты, латинянин); в) по образованности. Повторим, подлинность большинства текстов и принадлежность их названным авторам не вызывает сомнений, однако авторство некоторых сочинений ставится под сомнение, встречаются и псевдоэпиграфы, содержание которых, тем не менее, вполне отвечает задачам составителей: Так, например, оспаривается атворство сочинения, приписываеммого прп.

http://azbyka.ru/dobrotolyubie

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010