Если приобучим себя к доброму размышлению, то будем стыдиться страстей, как скоро встретимся с ними. И это знают изведавшие опытом на себе самих. Но будем стыдиться приближения к страстям также и вследствие причин, вызывающих их. Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть, и, таким образом, на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждой страстью и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь. Помышление немощного рассудка немощной делает силу терпения, а твердый ум тому, кто следует помышлению его, сообщает даже и силу, какой не имеет природа. Сподоби меня, Господи, возненавидеть жизнь свою ради жизни в Тебе! Житие мира сего подобно выводящим некоторые только буквы из начертанных на таблице, и, когда кто хочет и пожелает, прибавляет к ним и убавляет, и делает перемену в буквах. А жизнь будущая подобна рукописаниям, начертанным на чистых свитках, запечатанных царской печатью, в которых нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. Поэтому, пока мы среди изменения 347 , будем внимательны к себе и, пока имеем власть над рукописанием жизни своей, какое пишем своими руками, постараемся делать в нем дополнения добрым житием, станем изглаждать в нем недостатки прежнего жития 348 . Ибо, пока мы в этом мире, Бог не прилагает печати ни к доброму, ни к худому, до самого часа исшествия, в который оканчивается дело в отечестве нашем 349 и отходим в страну чуждую. И, как сказал святой Ефрем, «подобает нам размыслить, что душа наша подобна готовому кораблю, не знающему, когда подует на него ветер, и воинству, не ведающему, когда протрубит бранная труба. И, если, – говорит, – так бывает сие для малого приобретения, в таких случаях, которые, может быть, снова возвратятся, то как должно нам приуготовляться и снаряжаться пред оным грозным днем, пред этим мостом и пред этой дверью нового века?» Готовность утвердиться в оном исповедании чаяния да дарует Ходатай жизни нашей, Христос. Ему слава, поклонение и благодарение во веки веков! Аминь. Слово тридцать девятое. О том, почему люди душевные прозирают ведением в нечто духовное, соразмерно с телесной дебелостью, как ум может возноситься над оной, какая причина тому, что не освобождается от нее, когда и в какой мере можно уму пребывать без мечтания в час моления

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Сообщения Ассемани, Сахау 348 о том, что несториане имеют несколько гимнов с именем Феодора, позднейшими научными исследованиями не принимаются как достоверные. Гимны, известные под именем Феодора, принадлежат, на самом деле, говорят, Ефрему Сирину 349 . Наконец, что касается свидетельства об Ефреме Сирине , как виновнике обычая антифонного пения, то здесь нужно заметить, что Ефрем Сирин появился в Эдессе руководителем её духовной жизни только в 363 году 350 . Если так, то поэтому вопрос об отношении Диодора в введении антифонного пения в Антиохии к Ефрему Сирину также следует устранить. По-нашему, очень важное разъяснение в данном случае делают несторианские источники. Бархадбешабба – несторианский писатель VI века 351 и анонимный автор Истории несториан IX века 352 , как мы уже говорили, удостоверяют путешествие Диодора в Персию. А Персия, восточная Месопотамия и Вавилон до Ефрема Сирина знали уже некоторые опыты такого рода поэзии и пения. В Месопотамии был известен в некий Симеон bar Sabbûé (341 г.), который установил там хоровое пение 353 . В биографии сирийского подвижника Юлиана-Сабы есть также указание на практику обычая, напоминавшего антифонное пение. Наконец, и известные гомилии Афраата дают принципы акростиха с разделениями на строфы в духе древнееврейской поэзии 354 . Таким образом, путешествие Диодора в Персию и ознакомление с существовавшим там хоровым пением у христиан, а также указанные литературные особенности произведений известного подвижника Афраата, с коим мы имеем данные представлять Диодора в близких отношениях, могли вдохновлять последнего в возобновлении забытого антиохийцами обычая славословить св. Троицу, по примеру ангелов, δι τν ντιφνων μνν. Получившему блестящее светское образование в Афинах, в которое необходимо входили музыка и пение, Диодору не составляло затруднений заняться самостоятельно усовершением и применением антифонного пения к специальным нуждам своего времени и своей паствы. Вводя пение на религиозные собрания верующих, и разнообразя это пение, Диодор предпринимал самые целесообразные меры миссионерского воздействия на народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Печаль Удаляй от себя всякую печаль, потому что она есть сестра сомнения и гнева (св. Ерм , 94, 192). Печаль есть самый злой из всех духов и самый вредный для рабов Божиих и преимущественно пред всеми другими погубляет человека и изгоняет Святаго Духа (св. Ерм , 94, 192). Молитва печального человека никогда не имеет силы восходить к Престолу Божию... потому что... печаль, смешанная с молитвою, не допускает молитве взойти чистою к Престолу Божию. Ибо как вино, смешанное с уксусом, уже не имеет прежней приятности, так и печаль, примешанная к Святому Духу, не имеет той же чистой молитвы (св. Ерм , 94, 194). ...Очищайся от злой печали, и будешь жить с Богом; и все будут жить с Богом, которые только отбросят от себя печаль и облекутся в радость (св. Ерм , 94, 194). ...Печаль по Богу не налегает на человека (подавляющею тяготою), но говорит ему: не бойся, прииди опять Богу), ибо знает Он, что человек немощен, и подает ему силу (прп. авва Исаия , 89, 348). Всякая печаль, которая хотя, по-видимому, не заключает в себе ничего запрещенного, однако же не способствует и к богочестию, есть житейская (свт. Василий Вел кий, 9, 218). Не давай печали сердцу своему, ибо мира печаль смерть соделовает, а печаль яже по Бозе доставля тебе жизнь вечную (ср.: 2Кор. 7, 10 ) (прп. Ефрем Сирин 30, 156–157). ...Печаль же снедает сердце человека, впадшего в нее. Не давай печали сердцу своему, но утешай себя о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы взять и чрез отчаяние ввергнуть их в геенну (пр Ефрем Сирин , 32, 75). Источник. Не будь домом горести, чтобы яд ее не заразил само тебя, после того как сообщишь его ближнему (прп. Ефрем Сирин , 32, 84–85). Источник. Печаль, преклонявшая тебя к земле, вознесет чело твое пред Престолом Судии (прп. Ефрем Сирин , 34, 297). Источник. ...Поскольку человек двойствен, т. е. состоит из души и тела, а сообразно С этим двойственна также и жизнь в каждом действии, в нас происходящем, то прекрасно будет рыдающим в телесной жизни, если у них много поводов к оплакиванию сей жизни, приуготовить душе стройное ликование. Ибо чем чаще омрачается жизнь печалью, тем паче для души скопляются поводы к веселию. Мрачно смотрит воздержание; потупляет взор смирение; потерпеть ущерб – повод к слезам; предлог к плачу – не иметь равенства с обладающими. Но смиряяйся вознесется ( Лк. 14, 11 ), борющийся с нищетою увенчается, покрытый струпами и во всем показывающий жизнь свою достойною слез упокоится на лоне патриарха... (свт. Григорий Нисский , 19, 309). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преп. Иоанн Кассиан (IV-V век) дал первый такое деление. Преп. Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Ефрем Сирин и др. указывают следующие восемь главнейших страстей, борющих людей: 1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние, 7) тщеславие и 8) гордость (см. Добротолюбие. Т. II). 333 См.: Свт. Григорий Богослов. Слово 39-е на Богоявление; преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 1. Семь смертных грехов насчитывается и в Православном исповедании. 334 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 1; ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 457. 335 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, § 2. 336 См. Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 238, 245, 247; преп. Нил Синайский. О тщеславии (см.: Добротолюбие. T. II, § 19. С. 261; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 192—193). 337 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 26. 338 Признаки тщеславия излагаются по учению свв. Иоанна Лествичника, Иоанна Кассиана, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского и др. 339 Преп. Ефрем Сирин. О борьбе с духом тщеславия//Добротолюбие. T. II. С. 420. 340 Преп. Иоанн Кассиан. О страсти тщеславия//Добротолюбие. Т. II. С. 74. 341 Там же. 342 Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II. С. 75. 343 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 5. 344 Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. T. II. С. 79. 345 Архиеп. Антоний. Собрание лекций и статей по пастырскому Богословию. М., 1909. С. 72—79. 346 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. С. 215, 219. 347 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, §§ 2, 3. 348 Преп. Иоанн Лествичник. Слова 22, 28. 349 Он же. Слово 22, § 36. 350 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 22, § 37. Преп. Ефрем Сирин говорит: «Кто выдает себя подвижником, за братской трапезой выдает себя постником и воздержным, а наедине и у себя в келлии тайно ест и пресыщается, тот готовит паутинную ткань (т. е. его дело, доброе только по видимости, подобно паутине), и идет он путем человекоугодников, одержим лукавой страстью тщеславия» (Добротолюбие. T. II. § 276. С. 422). 351 Преп. Нил Синайский. О тщеславии. Творения. Ч. I. С. 217//Добротолюбие. T. II, § 16. С. 217.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Судьба, Православия в Эдесской Церкви, которая по значению города и кафедре Эдесской могла иметь влияние на всю Месопотамию, особенно обратила на себя заботы пламенного ревнителя чистой Христовой истины. Сильнее других сект были в Месопотамии и частью в Эдессе секты Вардесана и Ария. И св. Ефрем обличал отродия нечестия со всею ревностью. «Я нашел, писал он в одном из песнопений, книгу Вардесана, и смущен был на время скорбию, потому что она осквернила мой слух и сердце зловонием своих хулений. Я слышал в стихах его хулы и в его чтениях злословия.... Для рассеяния мрака заблуждений, – я обратился к Свящ. Писанию» 346 . Дерзость последователей Ария возбуждала в нем страх, и он не раз в подтверждение обличений своих указывал на современные грозные суды Божии – на опустошения Персов, как на казни Божии за внимание нечестию. Дело ясное, писал он, сами видите, как наказывает нас Бог посредством нечестивых. Вместо того, чтобы быть пшеницею, мы стали пылью: и вот внезапный ветр от востока развеял нас. Мы не искали убежища в едином убежище спасения и нас не спасли самые укрепленные города. Наши пастыри для суетной славы стремились к высшим степеням: и вот они лежат поверженные на земле, или отводятся в страну магов» 347 . Изумительная твердость в Православии, какую оказали жители Эдессы при Валенте после смерти св. Ерема, свидетельствует, что подвиги св. Ефрема за Православие принесли прекрасный плод Св. Церкви 348 . За то самому Ефрему эти подвиги стоили и трудов, и бед. Еретики столько раздражены были успехами св. Ефрема в подвигах за веру, что раз с каменьями и оружием напали на Ефрема и оставили его чуть живым. Это не ослабило ревности Ефрема: он удалился в свою любимую пещеру, но по временам опять являлся в Эдессу с мечем слова Божия 349 . Как ни были очевидны духовные дарования Ефрема, как ни были велики его иноческие подвиги, и его заслуги для Церкви: смиренный Ефрем считал себя меньшим всех и пожелал видеть великих пустынножителей Египта и знаменитых учителей веры. Взяв с собою ученика, умеющего говорить по-гречески, он достиг берегов Средиземного моря и сел на корабль, чтобы быть в Египте. Гора Нитрийская приняла его, как дорогого гостя. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с Богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, описывая жизнь Паисия, описывает и беседы Паисия с «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец Великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», так говорит Колов 350 . Преподобный Ефрем посещал и других египетских подвижников и оставил по себе память в сердцах их, как о муже богопросвещенном 351 . Он написал для них и наставления 352 , вместе с тем, как получал от них уроки для себя 353 . И в Египте он обличал ариан и людей слабых в благочестии; и здесь, когда слово его оказалось безуспешным, действовала за о чудодейственная сила Божия 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

348. Т. е. семидесятая, в которую явится Христос и установит новый завет для многих (­ за многия изливаема – Матф. 26:28). 349. ως συντελεας καιρου συντλεια δοθσεται π τν ρμωσιν — буквально: и до конца времени конец дан (т. е. определен) на запустение, т. е. все последнее время существования святилища пройдет в запустении его, возстановления, хотя бы и временного, не последует. „До скончания века запустение пребудет без всякой перемены“. Феодорит. „Иерусалим будет предан забвению и запустению“. Ефрем Сир. Срав. Матф. 24:15. Мар. 13, 14. Под седьминами в 24 – 27 стт. толковники разумеют седмилетия и находят 490 лет от возстановления Иерусалима Неемиею до смерти Христа и полной отмены Ветхого Завета, его богослужения, храма, и замены Новым Заветом. Феодорит, Ефрем Сир., Иероним и др. См. о сем подробнее в сочинении: Рождественский. Откровение Даниилу о семидесяти седминах Спб. 1896 г. 350. Слав. слово открыся. 351. Λγος — слово. 352. Т. е. необычайная, чрезмерная проницательность в усвоении и раскрытии таинственных откровений и видений; срав. Дан. 4:15. 5, 11 – 12. 353. В который Израильтяне вышли из Египта, т. е. Нисана. Ефрем Сирин. 354. δδεκλ­, – наименование Еддекель толковники отождествляют с Тигром, неупоминаемым здесь в евр. тексте. 355. Гр. Βαδδν — льняная священная одежда. Слав. ризу лъняну. 356. Т. е. поясом, отделанным золотом. Слав. светлым соотв. в вулы. obrizo – высший сорт очищенного золота; а по гр. φζ­евр. — название страны Уфаз, обильной золотом (Иер. 10:9), вероятно находившейся в Аравии. Срав. Иов. 28:1 – 7. 357. Т. е. блестело, как топаз, драгоценный камень. 358. Срав. Иез. 1:24. 27. Апок. 1:14 – 15. 359. Слав. слава моя обратися на разсыпание. „Изменился цвет телесной наружности“ (Феодорит), т. е. весь телесный организм показывал удрученное состояние пророка. 360. Κατανενυγμνος — Слав. сокрушен, как бы проколот, пронзен; т. е. душевное волнение охватило и потрясло пророка. 361. См. прим. к 9, 23. 362. Κακωθναι — слав. трудитися, т. е. соблюдать упомянутый в 2 – 3 стт. пост, молитву и т. п., в древних слав. спп. Кирилло-Мефодиевского извода было более точное чтение: озлобитися, т. е. терпеть страдания, с симеон. спп. вошло перифр. чтение: трудитися.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Самоконтроль Каждый день рассуждай, в чем погрешил; и если помолишься о том, Бог простит тебе (прп. авва Исаия , 89, 292). Рассматривай в себе каждодневно, какую страсть победил ты, прежде чем вознесешь к Богу прошения свои (прп. авва Исаия , 89, 344). Обсуждай себя здесь каждый день, в чем недостаточествуешь, и не будешь в затруднении в час нужды смертной (прп. авва Исаия , 89, 348). Рассматривай же себя, брате, каждодневно, если желаешь узнать сердце свое, что есть в нем перед Богом, – не осуждение ли (там брата), или ненависть (к нему), или зависть, или презорство? (прп. авва Исаия , 89, 410). Горе нам, что не посматриваем на то, что находится внутри чрева нашего, и потому побеждаемы бываем сластолюбием и гордостию! (прп. авва Исаия , 89, 440). Рассматривая делание каждого дня, сравнивай его с деланием предшествующего и поспешай к исправлению (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. По прошествии дня и по приведении к концу всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоения, совесть каждого должна быть подвергнута испытанию собственного его сердца (свт. Василий Великий , 9, 63–64). Источник. ...Надобно всякое дело совершать, как бы оно делалось перед очами Господа, и всякую мысль слагать, как бы Господь назирал ее (свт. Василий Великий , 9, 92). Источник. ...Обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи... (свт. Василий Великий , 9, 150). Источник. ...Что ты ни производил бы делом или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься (прп. Ефрем Сирин , 31, 305). ...Произведем строгое испытание не только дел своих, но и слов, и помышлений, и строго исследуем, как проведен каждый день, какой грех сдалан в продолжение сего дня, сколько дней прожито худо, и какое движение или помышление возбудило нас к недоброму движению. И постараемся по мере грехов своих показать и покаяние. Наложим наказание на совесть и подвергнем ее сильному уреканию, чтобы по восстании от греха, страшась мучительности прежних ран, не осмелиться нам снова впасть в ту же пучину. Веди в совести запись и замечай в ней ежедневные грехи свои, и пусть эта записная книга каждый день будет раскрыта перед тобой; взвешивай сам в себе, что доброго и лукавого тобою сделано; приводи себе в память реку огненную, червя неусыпающего и горький ад, чтобы страхом мучений приумножать в себе доброе и истреблять лукавое. Будем плакать прежде времени, чтобы не скрежетать зубами во время и не плакать во времена. Сею жертвою благоугождается Бог; сими водами орошаемый человек приносит плод, сими водами омывается персть, сими водами угашается огонь, просветляется тьма, разрешаются узы, обращаются заблуждавшие, спасаются все, и Бог прославляется; сими водами и Петр омыл прившедшую в него скверну, ибо, изшед вон, плакася горько ( Мф. 26, 75 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 369–370).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Таково краткое содержание Устава св. Пахомия. Кроме этого, им написано Увещание к управляющим монастырями, дышащее кротостью любви, на латинский язык, а так же письма. Так в письме монастырям содержится приглашения всех «ко дню прощения в Августе месяце», где Авва пишет: «Близко время для того, чтобы по древнему обычаю, собрались вы свято праздновать день окончания всех дел. Надобно, чтобы каждый, по евангельской заповеди, простил братиям своим долги, оскорбления, неправды, если была какая-либо ссора, пусть прогнана будет она от святого сонма. Не здесь ли начало Успенского поста?». 20 Перед своей кончиной ему были открыты Господом дальнейшие судьбы монашества. Он знал и говорил братии о том, что последние монахи не будут иметь гой ревности к подвигам благочестия, как первые, они будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. После долгой и слезной молитвы преп. Пахомий услышал голос Господа: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни». 21 Под конец своей жизни преп. Пахомий тяжело заболел и умер от моровой язвы. Скончался он около 348 г. в возрасте 53 лет и погребен у горы возле обители. День празднлвания 15 мая. 3.ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН (-372 гг.) Преп. Ефрем Сирин Православной Церкви известен своими аскетическими подвигами и трудами в иноческой жизни начала 4 века. Он – пророк Сирский. 3.1. Биография Ефрема Сирина Родился сей дивный муж в окрестностях Низибии от бедных родителей, занимавшихся земледелием. Время его рождения христианской Церкви неизвестно. Как он писал в одном из сочинений: «От предков я получил наставление о Христе, родившие меня по плоти внушили мне страх Господень. Предки мои исповедовали Христа пред судиею; я родственник мученикам». 22 С детства он имел вспыльчивый и раздражительный от природы характер, а юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки и предавался худым замыслам и блудным мыслям. Но промысел Божий вразумил пылкую молодость по следующей причине:

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

113 «Также многие отцы и учителя Церкви, признавая души бессмертными, усвояли им бессмертие не по самой природе их, а ставили его в полную зависимость от одной только воли Божией» (Сильвестр, еп. Указ. соч. С. 240–254). Так, св. Феофил Антиохийский писал: «Ни смертным не был первый человек, ни бессмертным; если бы Бог сотворил его бессмертным, то сделал бы его богом, а если бы смертным, то был бы виновником смерти; Он сделал его способным к тому и другому с тем, чтобы человек соблюдением заповеди Божией достигал бессмертия» (Ad Aut. 2, 27). Бл. Августин говорил, что состояние первосозданного не заключало в себе невозможности умереть, но возможность не умереть (In Genes, ad litter. 6, 25, η. 36; De civit. Dei XIII, 23). В том же виде представляли состояние Адама Ефрем Сирин и др. авторы. Не надобно считать несогласными с этой мыслью тех из древних учителей, которые говорили, что Адам был бессмертен, например св. Иустина, Иринея, Кирилла Алексанрийского, «ибо это означало у них только то, что Адам, деятельно усовершаясь в любви к Богу и усвояя себе таким образом жизнь Божию, мог, наконец, достигнуть до полного наслаждения жизнью, до невозможности умереть; почему те же учителя выражались об этом состоянии, что оно назначено было, как дар благодати» (Филарет. Указ. соч. С. 201–202). 114 Ср.: Tert. Apol. 50: «Никакая изысканная жестокость ваша не приносит вам успеха; она скорее располагает к религии (sectae) нашей. Чем более истребляете нас, тем более мы умножаемся: кровь христиан есть семя». 115 Серы жили в северо-западной части Китая и на юге нынешней Бухары; славились изготовлением шелковых тканей. 121 См.: Dobschiitz. Das Decretum Galasianum (Texte und Untersuch zur Gesch. d. altchristl. Literat. 38 Bd. Heft. 4). Lpz., 1912. S. 56, 348, 353, etc. 122 Cm.: Teuffel. Op. cit. S. 197; Ebert. Op. cit. S. 71; Francke. Die Psychologie und Rekenntnislehre d. Arnobius. Lpz., 1878. S. 11–12; Leckelt. Op. cit. S. 15; Monceaux. Op. cit. P. 270. 126 Badham F. P. Arnobius and the «Gospel of Peter»//The Academy. Febr. 29. 1896. N 1243. P. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

296 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18, 2, 2. С. 760 (цитата приведена выше) и 18, 4, 3. С.767 («Затем он [Вителий] сме­стил первосвященника Иосифа Каиафу и назначил на его ме­сто Ионафана, сына бывшего первосвященника Анана»). 300 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 84, 2 (PG 58, 754). Рус. пер.: С.840. 303 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 84, 2 (PG 58, 754). Рус. пер.: С.840. 304 Августин. Трактат на Евангелие от Иоанна. (CCSL 36, 648). Рус. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви. Новый За­вет. Т.2. С.264. 305 Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 20, 16 (CSCO 137, 291). 20-я глава комментария прп. Ефрема не сохранилась на языке оригинала. Русский перевод с армянской версии дается по изданиям: Библейские комментарии отцов Церкви. 310 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 85,1 (PG 58,757). Рус. пер.: С.845. 317 Juster J. Les juifs dans l’empire romain. Vol.2. P.132–145; Lightfoot R. H. History and Interpretation in the Gospels. P. 147­148; Winter P. On the Trial of Jesus. P.90–130. 319 Müller K. Moglichkeit und Vollzug jüdischer Kapitalgerichtsbarkeit im Prozess gegen Jesus von Nazaret. S.52–58; Omerzu H. Der Prozess des Paulus. S.348–349. 320 Обзор источников см. в: Chapman D. W, Schnabel E.J. The Trial and Crucifixion ofJesus. P.15–31. 326 Характерны в этом отношении высказывания лидера Реформа­ции Мартина Лютера: «Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, ко­гда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство... Во-первых, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нуж­но закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы... Во-вторых, я со­ветую сравнять с землей и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. В-третьих, я сове­тую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству. В-четвертых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти. В-пятых, я советую, чтобы евреи были ли­шены права на охранное свидетельство при передвижении. В-шестых, я советую запретить им ростовщичество и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото.» Цит. по: Лютер М. О евреях и их лжи (Martin Luthers D. Werke. Bd.53. S.522–524).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010