Братья Карамазовы. Ч.2. Кн.5. Гл.5). 201 Среди древних святых в месяцеслове Православной Церкви указаны Пафнутий Иерусалимский (19 апреля/2 мая), прпмч.Пафнутий Тентирский (25/8 октября сентября), прпп.Пафнутий Александрийский и Пафнутий Преславный (15/28 февраля и суббота Сырной седмицы соотв.). Из церковной истории известен также исповедник Пафнутий, епископ г.Таиса в Верхней Фиваиде, боровшийся с арианством на I Вселенском соборе. Не включенный в месяцеслов, он, тем не менее, именуется в некоторых учебно-справочных изданиях «святым» (см., напр.: Поснов М.Э. История христианской Церкви. [Киев, 1991]. С.307). 202 Вениамин Петроградский (Василий Павлович Казанский, 1874–1922), сщмч., митрополит Петроградский и Гдовский, расстрелян большевиками за «сопротивление изъятию церковных ценностей»; канонизирован в 1992 г., память 31 июля/13 августа. 226 Исаак Сирин (VII-VШ в.), прп., аскет и духовный писатель; поставленный епископом Ниневии, вскоре удалился в монастырь Раббан Шабор, где и умер. Память 28 января/10 февраля. 227 Ср.: «Лествица оного Царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей» (Прп.Исаак Сирин. Слово подвижническое, 2-е.//Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993. Репр. С.10). 248 Гартман (Hartmann) Николай (1882–1950), немецкий философ, основатель так называемой критической (или новой) онтологии. 255 Книга выдающегося русского микробиолога и патолога, лауреата Нобелевской премии (1908) Ильи Ильича Мечникова (1845–1916) «Этюды оптимизма» (1907), написанная в продолжение его же «Этюдов о природе человека» (1903), была посвящена вопросам старости, продолжительности жизни и естественности смерти. 256 Имеется в виду одноименный рассказ И.С.Тургенева из его книги «Записки охотника». Лукерия – героиня рассказа. 270 Из тропаря 7-й песни канона Пасхи: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало». Читать далее Источник: Жизнь и Свет : богословские беседы/В. И. Экземплярский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009. - 284, с. (Слово исповедников XX века). ISBN 978-5-7429-0403-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Поэтому святость твоя, убедившись этим и подобным тому, да взирает на первых и последних и да не домогается созерцания, когда не время созерцанию. И пока ты заключен в теле, будь решительным в делах покаяния и противоборцем страстей, терпеливым в делании заповедей и остерегайся бесовского поругания, а также проповедующих непреложное совершенство в мире страстном и изменчивом. Это выше даже и святых Ангелов, этих служителей Отца и Духа, и они ожидают обновления в посредствующем, чтобы освободиться от работы истления в свободе чад Божиих. Ибо возможно ли совершенство здесь, где солнце восходит и заходит среди облаков, где временами благорастворение воздуха, а временами засухи, иногда радость, а иногда печаль? Что противно этому, то – участь волков, как сказал некто из святых. Бог же да утвердит основание жития нашего истинным утверждением и святым Своим учением. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 257–276 ). Слово 55 преподобного Исаака Сирина написано в форме послания к подвижнику, ищущему сверхъестественных созерцаний и откровений; преподобный Исаак Сирин выявляет ложную направленность подвижничества, приводящую к духовному состоянию, которое святые отцы называют мнением, высокоумием, прелестью. – Примеч. ред. Созидание души, основанное не на исполнении заповедей, но на одних подвигах, непрочно, суетно, оно не может выдержать ни скорбей от людей, ни искушений от бесов, чуждо света, полно мрака и самообольщения ( 111, 60 ). Случалось видеть старцев, занимавшихся исключительно усиленным телесным подвигом и пришедших от него в величайшее самомнение, величайшее самообольщение. Душевные страсти их – гнев, гордость, лукавство, непокорство – получили необыкновенное развитие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 222–223 ). БЕЗМОЛВИЕ Безмолвие – непрерывная служба Богу и предстояние пред Ним. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 227 ) Безмолвие есть состояние ума, не тревожимого помыслами, тишина свободы от страстей и отрады душевной, стояние сердца в Боге; бестревожное, светлое созерцание, ведение тайн Божиих: слово премудрости из чистого ума, бездна разумений Божиих, восхищение ума, беседа Божия, неусыпаемое око, умная молитва, беструдный покой в великих трудах и наконец – единение с Богом ( 70, 140 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

...Чистая и усиленная молитва, воспламеняя и укрепляя ум монаха, соделывает его недоступным для невидимых врагов (прп. Нил Синайский , 73, 292). Когда, стоя на молитве, будешь выше всякой другой радости, тогда (знай, что) истинно обрел ты молитву (прп. Нил Синайский , 90, 241). Источник. Если когда достигнешь огражденного места чистой молитвы, не принимай в это время помышления о вещах, какое влагает враг, чтобы не потерять лучшего. Ибо лучше стрелами молитвы поражать его... чем беседовать с ним, когда он, предлагая нашему вниманию ничтожные вещи, ухищряется отвлечь нас от моления на него (прп. Марк Подвижник , 89, 555). Источник. ...Все роды и виды молитвы, какими только люди молятся Богу, имеют пределом чистую молитву (прп. Исаак Сирин , 58, 68). Источник. ...Без смиренномудрия не может чисто заняться молитвою к Богу (прп. Исаак Сирин , 58, 155). Отведавший сладости молитвы бегает многолюдства, как онагр (прп. Иоанн Лествичник , 57, 227). Источник. Доброе безмолвие добрых рождает чад любовь, воздержание и молитву чистую (авва Фалассий, 91, 325). Два есть высочайших состояния чистой молитвы. Одно случается с людьми жизни деятельной, другое с людьми жизни созерцательной. Одно бывает в душе от страха Божия и благой надежды, другое от Божественной любви и крайней чистоты. Признак первой меры есть тот, когда собирают ум от всех мирских помыслов, творя молитвы без развлечения и смятения, и как бы Сам Бог предстоял ему, как и предстоит действительно. Признак второй – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовию содевающего в нем таковое озарение. В сем состоянии, подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания (прп. Максим Исповедник , 91, 178). Молитву отцы называют оплотом духовным, без которого нельзя выходить нам на брань, чтобы не быть уязвленными копьями вражескими и отведенными в страну их. Но молитву действенную, чистую стяжать нельзя никому, если не присудит он Богу в правоте сердца, ибо Бог есть даяй молитву молящему, и научаяй человека разуму (свт. Феодор Едесский, 91, 321).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

См. также груз. пер.: 14 .313, 337). Григорий Кипрский Малоизв. несторианский писатель VII в., родом с о. Кипр. Подвизался в монастыре на горе Изла, бывшей важным очагом монашества; был другом знаменитейшего сир. богослова Бабая Великого († 628). Перед смертью совершил поездку на Кипр, затем возвратился на Излу. Автор трактата «О священном умозрении», евагрианского направления. Не путать со св. Григорием Кипрским , Патр. Константинопольским в 1283–89 и одним из «духонных предков» св. Григория Паламы (см. Разд. 6 ). 220 . Gregorii Monachi Cyprii De theoria sancta quae Syriace interpretata dicitur visio divina/Ed Hausherr I. Roma 1937. (OCA 110). 221 . Hausherr I. Aux origins de la mystique syriennë Grégoire de Chypre ou Jean de Lycopolis?//OCP 1938. 4. 497–520. 222 . Mingana A. A new document on Christian monasticism. (An essay on Gregory the Monk of Cyprus and his ascetic works). L. 1915. Исаак Нинивийский (Сирин) BHO 540–541; CPG 7868–7870; PG 86 Несторианский монах VII в.; в течение краткого времени епископ г. Нинивии. Оставил кафедру (возможно, из-за несогласия с укрепившимся несторианством) и удалился в горы Бет-Хузайе. Автор самого значительного (традиционная цифра – 7 томов) корпуса сирийских аскетических произведений, переведенных потом на греческий, арабский и др. яз., а также вошедших в русское «Добротолюбие». Житие 223 . ВНО 540/Ign. Ephraem II Rahmani. Sharfe in Monte Libano 1904· (Studia syriaca. 33)· 224 . BHO 541 [арабское резюме]/Assemani J. 5 .1). 1. 444–445. Сочинения Слова (Logoi, CPG 7868; 2 ч. обозначены VI, V2) 225 . Bedjan P. (ed.) Mar Isaacus Ninivita. De Perfectione religiosa. P.; Leipzig 1909. [ Cup. VI . Осн. публикация ч. I]. 226 . Brock S. (ed.) Isaak of Nineveh (Isaak the Syrian). «The Second Part», Chapters IV-XLI. Louvain 1995. (CSCO 554–555, Syr. 224–225). [Сир. V2. Осн. публикация ч. II]. 227 . Sanders J. Une prière inédite d’Isaak de Ninive//Von Kanaan bis Keralä Festschrift J. P. M. van der Ploeg. Alte Orient und Altes Testament. 1982. 211. 499–511. [Сир.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   Цветник духовный. Ч. II. С. 58.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирянам, п. 25. С. 57.    Там же, п. 227. С. 413; п. 150. С. 295.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 205. С. 196, игум. Антоний. Письма, п. 59. С. 72.    Еп. Феофан. Сборн. писем. Вып. VI. М., 1899, п. 1021. С. 170.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V, 342. Св. Исаак Сирин говорит: «Страх смерти печалит мужа, осуждаемого своей совестью. Кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни».    Еп. Феофан. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1895, 41. С. 1055—1056.    Еп. Феофан. Письма//Духовн. Вестн. 1896, 24. С. 469.    Там же, 34—35. С. 681.    Там же, 41. С. 813.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Там же, п. 150. С. 295.    Цветник духовный. Ч. II. С. 199—203.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 4 на посл. к Евр.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. С. 221—222.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 102.    Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т. II. С. 255.    Четьи-Минеи, 5 апр.    Там же, 21 окт.    Там же, 13 ноября.    «Голос Истины», 1-й год изд. С. 13—14. С. 223—224.    Еп. Феофан Письма//Духовн Вестник. 1896, 26, 29. С. 510 и 561.    Он же. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1894, 39. С. 756.    Свт. Тихон Задонский. Там же. С. 223.    Игум. Антоний. Письма, пп. 246, 247, 295. С. 306, 309, 375. См. Триодь постная, понедельник Страст. седмицы.    Иером. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 2, п. 40. С. 50.    См. Патерик Печерский (Житие преп. Пимена Многоболезненного).    Преп. авва Дорофей. Поучение 14. С. 161. Поучение 18. С. 186.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 165.    Праведный (греч. Гdi?kao_s) — справедливый, благочестивый, добродетельный (Втор.32:4). Праведными св. Церковь называет преимущественно свв. угодников Божиих Ветхого и Нового Заветов, которые, живя в миру и исполняя обязанности государственные, общественные и семейные, жили по заповедям Божиим и пребыли верными Богу. Святой (греч. Гa?gio_s от слова Г a?_ksw благоговеть, чтить) — духовно и нравственно непорочный, чистый, освященный (священный), совершенный человек, посвятивший себя служению Богу, живущий по заповедям Божиим и угодный Богу. Русское слово святой — от санскритского корня в значении: белый, очищенный сияющий. Слово святой в общем употреблении означает все заветное, дорогое, связанное с истиною и благом. (См.: Толков, словарь Даля и словарь церковно-славян. языка прот. Гр. Дьяченко.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

208 Μετακσμησις – то есть украшение вновь, новое украшение, переукрашение. – Прим. пер. 209 Григорий Нисский. Труды. 10 ЕПЕ. С. 436 (на греческом языке). 210 Там же. С. 410–412. 211 Там же. С. 416. 212 Там же. С. 416–418. 213 Там же. С. 420–422. 214 Там же. С. 422–424. 215 Там же. С. 428–430. 216 Там же. С. 430–432. 217 Там же. С. 442. 218 Там же. С. 434. 219 SC 129. С. 258. 220 Религиозно-нравственная энциклопедия. Т. 5. С. 953–955 (на греческом языке). 221 Григорий Палама. Труды. 10 ЕПЕ. С. 574–576 (на греческом языке). 222 Там же. 9 ЕПЕ. С. 122 и далее. 223 SC 129. С. 306. 224 Григорий Палама. Творения. 9 ЕПЕ. С. 126. 225 SC 156. С. 168. 226 SC 156. С. 166. 227 Григорий Палама. 10 ЕПЕ. С. 186–188. 228 SC 174. С. 70–72. 229 SC 156. С. 164. 230 1SC113.C. 188. 231 Там же. С. 190. 232 Там же. С. 190. 233 Там же. С. 140–142. 234 ! Там же. С. 142. 235 Там же. С. 142. 236 Там же. С. 458. 237 Там же. 238 SC 174. С. 46. 239 Там же. С. 44–46. 240 Там же. С. 146. 241 Patrologia Graeca (PG) 123,1106 Благовестник/Толкование на святые Евангелия блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарскаго. СПб., 1910. С. 484. 242 Преподобный Никодим Святогорец. Толкование на 14 Посланий апостола Павла. Изд. «Святой Никодим». Афины, 1971. Т. 2. С. ИЗ, примечание 3 (на греческом языке). 243 PG106, 233. 244 PG106, 529. 245 См. Иоанн Романидис. Ромейство. Изд. Пурнарас. Фессалоники, 1975. С. 96 и далее (на греческом языке). 246 Исаак Сирин. Серия «Добротолюбие святых отцов». Т. 8. Фессалоники, 1991. С. 98, слово 72 (на греческом языке)//Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М. 1993. С. 397, слово 83. 247 Там же. С. 224, слово 84 (на греческом языке)//Там же. С. 76, слово 18. 248 Там же. 249 Там же. С. 226 (на греческом языке)//Там же. 250 Там же. 251 Преподобный Никодим Святогорец, указанное выше сочинение. Том 1. С. 110 (на греческом языке). 252 Святитель Василий Великий. Творения. 5 ЕПЕ. С. 120–122 (на греческом языке)//Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М. 1845. Часть 1. С. 240–241.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

212 Преп. авва Дорофей. Поучение 12. См. Поучение 1. 213 См.: Преп. Исаия. Слово 21, § 18//Добротолюбие T. I. Изд. 3-е. М., 1895. С. 38. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 13. 214 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 1-я, §§ 1, 2, 15, 28, 36, 64—66, 94. 215 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 4, § 71; Слово 25, § 11; см. Слово 25, § 36. 216 Он же. Слово 26, § 11; Слово 22, § 32. 217 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, §§ 9—12. 218 Он же. Слово 29, § 1. 219 Он же. Слово 26, 82. 220 Арх. Ювеналий. Монашеская жизнь. Киев, 1885. Ч. 1. С. 86. 221 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 14. 222 Он же. Слово 26, § 242. 223 Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 17, 54, 89, 74, 90. 224 К. Попов. Блж. Диадох и его творения. Киев, 1903. Т. I. С. 515. Ср. рассуждения свт. Иоанна Златоуста о невозможности человеку быть безгрешным, т. е. совершенно бесстрастным. Творения. T. I. С. 853—854. 225 Свт. Иоанн Златоуст. Творения T. I. С. 853—854. 226 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 29, § 6—8. 227 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1886. T. III. С. 167. 228 Еп. Феофан. Письма о духовной жизни. М., 1892. Письмо 7. С. 70—73. Письмо 4. С. 32—39. 229 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 853—854. 230 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. М., 1899. С. 104—105. 231 См. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Сост. архм. Серафимом Чичаговым. Изд. 2-е. С. 81—83. 232 Древний Патерик. Изд. 3-е. М., 1899. Гл. 9, § 18. См. также:·Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Изд. 3-е СПб., 1891. § 4. С. 55. 233 Преп. авва Дорофей. Поучение 2. О смиренномудрии. С. 43—45. 234 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. Изд. 2-е. М., 1899. С. 105—106. Ср. Лавсаик. § 18: об авве Макарии Египетском и § 20 о преп. Марке. 235 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 36. С. 155. 236 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1895. T. III. С. 625. См. Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13, 14, 27. 237 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 34. С. 130. Письмо 66. С. 221. 238 Древний Патерик. Гл. 10, § 119. С. 191. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 15, § 41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

227: «Вот, Я посылаю вас, как овец»: Матфей 10:16. 227: «Предаст же брат брата на смерть»: Матфей 10:21–22. 228: «Но Я истину говорю Вам: лучше для вас»: Иоанн 16:7. 228: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я»: Иоанн 17:18. 228: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет»: Иоанн 12:24. 229: «Не в сие ли время, Господи»: Деяния 1:6. 230: «Слушающий вас Меня слушает»: Лука 10:16. 231: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей»: Матфей 25:31–46. 232: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите»: Деяния 1:11. 235: «Не вы Меня избрали»: Иоанн 15:6. 235: «до конца возлюбил их»: Иоанн 13:1. 236: «Но сокровище сие мы носим»: 2 Коринфянам 4:7. Глава 13 241: «Достигло до вас Царствие Божие»: Матфей 12:28. 241: «Приблизилось Царство Небесное»: Матфей 3:2. 241: «Ибо сказываю вам, что многие пророки»: Лука 10:24. 241: «И вот, здесь больше Соломона»: Матфей 12:42. 244: «эта лисица»: Лука 13:32. 244: «чтобы нам не соблазнить их»: Матфей 17:27. 244: «Любите врагов ваших»: Матфей 5:44. 247: «если будете иметь любовь между собою»: Иоанн 13:35. 247: «Ибо так возлюбил Бог мир»: Иоанн 3:16. 247: «Царство Мое не от мира сего»: Иоанн 18:36. 248: «Не придет Царствие Божие приметным образом»: Лука 17:20. 248: «отдавайте кесарево кесарю»: Матфей 22:21. 249: «И смирится народ Мой»: 2 Паралипоменон 7:14. 251: «Да приидет Царствие Твое»: Матфей 6:10. 251: «В мире будете иметь скорбь»: Иоанн 16:33. 251: «Также услышите о войнах и о военных слухах»: Матфей 24:6. 252: «Не в сие ли время, Господи»: Деяния 1:6. 252: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо»: Деяния 1:11. 252: «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»: Филиппийцам 2:10–11. Глава 14 259: «Если праведность ваша»: Матфей 5:20. 261: «Я есмь путь»: Иоанн 14:6. 261: «Я посылаю»: Матфей 23:24. 262: «Я и Отец»: Иоанн 10:30. 262: «Прежде нежели»: Иоанн 8:58. 262: «Господи! Покажи»: Иоанн 14:8. 262: «Видевший Меня»: Иоанн 14:9. 262: «О том, что было»: Первое послание Иоанна: 1:1. 262: «Как солнце»: Откровение 1:16. 263: «Я есмь путь»: Иоанн 14:6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

10. Видимо, этот народ [франки] всегда был привержен язычеству; они совершенно не признавали Бога, но делали изображения лесов и вод, птиц и животных, и других стихий природы и поклонялись им, как богу, и приносили жертву 224 . О, если бы до глубины их сердец дошел наводящий трепет голос, возвещавший народу устами Моисея: «Да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся всякому подобию того, что на небе, и что на земле, и что в воде; не сотвори и не служи им» 225 . И еще: «Господу, Богу твоему, поклоняйся, и Ему одному служи, и именем Его клянись» 226 . Если бы они могли знать, какое наказание понесли израильтяне за поклонение литому тельцу, когда они после пира и песен, после игр и танцев нечестивыми устами говорили об этом изображении: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской» 227 . Пало из них двадцать четыре тысячи 228 . А как были повергнуты и убиты родственниками те, которые, посвятив себя Ваал-Фегору, блудили с дочерьми Моава? 229 Этим избиением первосвященник Финеес, убив соблазнителей, укротил гнев Бога, «и это вменено ему в праведность» 230 . Далее, если бы дошли до их слуха и слова Господа, вложенные в уста Давида: «Ибо все боги народов – бесы, Господь же небеса сотворил» 231 . И в другом месте: «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Подобны им будут делающие их и все надеющиеся на них» 232 . Или же такие слова: «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами своими» 233 . И еще слова пророка Аввакума: «Что за польза от истукана, что изваяли его? Создали это литье, мечтание ложное. Есть же это изделие из золота и серебра, никакого дыхания в нем нет. Господь же – во храме Своем святом: да убоится пред лицом Его вся земля» 234 . И другой пророк так же говорит: «Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли и из-под небес» 235 . То же самое в другом месте: «Так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог , образовавший землю и то, что на ней; Он, Создатель ее, не напрасно основал ее, для обитания сотворил ее» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

13 . С Евр.: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих». 14 . От готового 227 жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Т.е. от места «уготованного, украшенного», поясняет св. Афан., т.е. неба; по св. Василию В. – от места отовсюду открытого: «не отверзаются двери, не собираются завесы, готово к видению Божие жилище; ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены, нет никакого препятствия очам Божиим» (Вас. В.). С Евр.: «С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле». 15 . Создавый на едине 228 сердца их. На едине – поодиночке, отдельно. Т.е. потому и знает дела всех людей, всякого человека в частности, что Сам сотворил и творит в частности каждого человека, или каждую душу, каждое сердце; а что сотворено Богом, то не может не быть ведомо Ему, то Он знает всесовершенно. С Евр.: «Он создал сердца всех 229 их, и вникает во все дела их». 16 . С Евр.: «Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила». 17 . С Евр.: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею». 18 . С Евр.: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». 19 . С Евр.: «Что Он душу их спасет от смерти, и во время голода пропитает их». 20 . С Евр.: «Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша». 21 . С Евр.: «О Нем веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали». 22 . С Евр.: «Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя». 222 В Еврейском нет никакого надписания, но в Греческих – Римского и других изданий LXX стоит: псалом Давиду, как и в нашей Славянской Псалтири. 224 «Восклицание ( αλαλαγμα) есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов», говорит бл. Феод., 226 В Римск. издании LXX: σηναγων ως ασκον υδατα θαλασσης– Но Симмах читает: εν ασκω utre – в мехе; Августин и некоторые древние Латинские Псалтири: utrem – в мех. Потому св. Афанасий так объясняет: «призывает воду морскую и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках». Также бл. Феод. «и как в мехе каком собирает в облаках водное естество». В сокровищах – в сокровищницах или в хранилищах. 3Цap. VII:51 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010