Ненавистник же добра, к искушению нашему, сливает вещи, чтобы правитель – ум не умел различать доброго и худого; посему, при скоплении в нас суетных помыслов... прибегнем скорее к духовному учению... (прп. Ефрем Сирин , 32, 24). Источник. ...Новоначальным нужно реже заводить разговор о тайных помыслах; потому что самое напоминание производит немалое движение, сообщая душе нечистоту и понемногу воспламеняя ее и приводя в страсть. Надобно же такие помыслы открывать святым и опытным старцам; потому что одолеваемые необузданной страстью часто, начав речь о целомудрии, устремляются к разрушению и уничтожению сей добродетели. Посему желающему покаяться надобно крепко взяться за целомудренный помысл, плоть изнурять добрыми трудами, и непрестанным памятованием о Боге очистить мысль от всего худого и гнусного. Через сие ум наш исполняется Божией благодати; обитающая же в уме и обладающая им благодать Божия бывает препятствием злокозненным , заграждая им доступ, когда намереваются войти (прп. Ефрем Сирин , 32, 55). Кто всякую горечь подавлял в своих помыслах, у того в членах потекут источники сладостного веселия (прп. Ефрем Сирин , 34, 386). Источник. ...Каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос (прп. Макарий Египетский , 67, 275). Источник. ...Признай себя храмом Божиим и старайся не изображать в сердце мысленных идолов (прп. Макарий Египетский , 67, 324). Источник. ...Без Бога и самому собой невозможно человеку... освободиться и от борьбы с помыслами; возможно же противиться помыслам и не услаждаться ими (прп. Макарий Египетский , 67, 464). Источник. Не питай пространно плоть твою, и скверные помыслы оскудеют в тебе (авва Евагрий, 89, 610). Как не удерживаешь скорпиона за пазухой, так не держи худого помысла в сердце своем (авва Евагрий, 89, 611). ...Если же зародится внутри (худая мысль), тотчас прогонять ее благочестивым размышлением (свт. Иоанн Златоуст , 47, 29). ...В душе нашей одни помыслы – неразумные и скотские, другие – зверские и дикие; их нужно побеждать, одолевать и покорять власти разума (свт. Иоанн Златоуст , 47, 69). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как же мы избежим огня вечного, тьмы кромешной, скрежета зубов, червя неусыпающего и всех прочих объявленных мучений, иждивая дни свои в покое и роскоши, в лености, в расслаблении, в нерадении и соизволяя на неуместные, суетные, нечистые и гнусные помыслы? Как избежим вечного плача, проводя все время жизни своей во всегдашнем смехе и равнодушии? (прп. Ефрем Сирин , 32, 264). Огонь угрожает, Господи, членам моим, но во мне, Избавитель мой, сокрыта примиряющая Кровь Твоя, геенна ожидает меня на мучение; но тесно соединено со мной Животворящее Тело Твое. Я облечен в ризу Духа Святаго и не опалюсь. Когда восшумит река огненная, угрожая отмщением, тогда угаснет во мне огнь, как скоро приразится к нему воня Плоти и Крови Твоей (прп. Ефрем Сирин , 33, 236). Здешний огонь, как ни силен, вместе с пламенем издает и свет, а тамошний огонь поядает и вместе он – страшная тьма и ночь (прп. Ефрем Сирин , 34, 63). Ад – есть тьма неведения, покрывающая разумную тварь после потери ею созерцания Бога (авва Евагрий, 85, 600). ...Сошедши во ад, где никто не может исповедаться ( Пс. 6, 6 ) и откуда уже никто не освободит нас... уже будет необходимо в стеснении и глубоком мраке и при полном отсутствии утешителей терпеть бесконечное наказание и быть несожигаемою пищею для всепожирающего пламени (свт. Иоанн Златоуст , 45, 164). Источник. Самая угроза геенною, не менее обетования Царства Небесного, показывает Божие человеколюбие. Если бы Он не угрожал геенною, то не скоро можно было бы достигнуть небесных благ. Одно обетование благ не достаточно для побуждения к добродетели, если не имеющих усердия к ней не поощряет и страх наказания (свт. Иоанн Златоуст , 45, 171). Источник. ...Геенны мы должны бояться и страшиться не ради того неугасимого огня, страшных наказаний и нескончаемых мучений, но потому, что оскорбляем столь благого Господа и становимся недостойными Его благоволения, как и в Царство спешить надобно нам из любви к Нему, дабы наслаждаться Его благодатию (свт. Иоанн Златоуст , 48, 223).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не здесь обещал нам Бог даровать покой и Царство Свое; ибо век сей назначил быть для нас училищем, местом искуса и подвига. Посему не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых. Ибо Господь наш Иисус Христос, податель жизни нашей, все Домостроительство Свое во плоти совершил страданиями (прп. Ефрем Сирин , 32, 278). Источник. Скорби о себе ради Бога, потому что Он сожалеет о тебе (прп. Ефрем Сирин , 34, 48). Источник. ...Не превозноситесь скорбями вашими, – и тот, кто терпел гонение более сотоварища своего, да не превозносится над ближним своим, но кротко и благосклонно каждый да считает своего ближнего выше себя (прп. Ефрем Сирин , 36, 205). Источник. Как мужественный юноша выдерживает борьбу, и на удары, ему наносимые, ответствует ударами, так и христиане должны переносить скорби и внешние, и внутренние брани, чтобы, принимая на себя удары, побеждать терпением (прп. Макарий Египетский , 89, 250). Источник. Самое приличное для скорбящих врачевство есть молчание, так как оно пораженную во время скорби душу успокаивает безмолвием. Если же кто в то время, когда душа еще надрывается страданием, приступает к ней со словами, – рана скорби делается неисцелимой, напоминание о несчастиях растравляет ее подобно терниям (свт. Григорий Нисский , 25, 407). ...После того как нам открыто Царствие Небесное и обещано воздаяние в будущей жизни, уже непристойно исследовать, почему (на земле) праведные живут в скорбях, а порочные в спокойствии. Если там каждого ожидает воздаяние по заслугам, то для чего возмущаться здешними обстоятельствами, счастливыми и несчастными? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 186). Источник. ...Кто здесь переносит скорби благодушно, тот и здесь и там будет блистать и наслаждаться славою бессмертною и истинною (свт. Иоанн Златоуст , 44, 198). Источник. Хотя бы кто отнял у нас имущество, хотя бы изрезал (наше) тело, все это для нас ничто, когда душа у нас остается здравою (свт. Иоанн Златоуст , 44, 384). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://pravoslavie.ru/52193.html

Хула Нельзя насмеяться и поругаться над Богом, нельзя обмануть Его никаким хитрым лукавством (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 169). Источник. ...Произносящий хулу на одну из Божественных Ипостасей не получит отпущения грехов ни в сем веке, ни в будущем (свт. Афанасий Великий , 1, 275). ...Хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне просвещающего, объемлется душевною слепотою (свт. Василий Великий , 8, 331). ...Тот хулит Духа Святаго, кто действия и плоды Святаго Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. ...Оскорбляющие Духа Святаго сравнением Его с людьми подлежат за сие вечному осуждению, потому что хула на Духа Святаго не отпускается (свт. Василий Великий , 11, 7). Источник. Каин, убивший брата, подвергается столь долговременной казни; что же будет с оскорбившими Бога? (прп. Ефрем Сирин , 30, 255). ...Как прославляется добрыми делами Он , так, наоборот, деяниями лукавыми хулится и бесчестится, потому что неверные и язычники, смотря на христиан и видя, что и они, подобно язычникам и неверным, проводят время в объедении и пьянстве, играя и скача с гуслями, и тимпанами, и свирелями, и ликами, не рассуждают, что это – несмысленные христиане, преступающие закон и заповеди Христовы, но в хулу христианству говорят: «Что предал и заповедал им Христос, то они и сохраняют, ибо не могут преступить слова и заповеди своего Учителя». А посему думают, что таково именно учение и таинство Христово. И таким образом, через сие, хулится имя Божие нас ради (прп. Ефрем Сирин , 32, 103). Великое злочестие – хула, бегайте ее, возлюбленные; против живого Бога грешит, кто злословит и хулит (прп. Ефрем Сирин , 34, 427). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

...Когда потребует нужда явиться на суд, предстать пред правителей, терпеть нападения толпы, видеть страшный взор палача, слышать его суровый голос, переносить мучительный вид орудий казни, подвергнуться пытке, подвизаться до смерти: не теряй веры при всем этом, имея пред очами Христа, ради тебя все сие претерпевшего, и зная, что ради Христа и тебе должно терпеть это. И победишь при этом, потому что следуешь за победителем Царем, Который хочет, чтобы и ты стал участником Его победы (свт. Василий Великий , 9, 34). Источник. ...Боящийся Господа не терпит вреда в сильном огне... (свт. Василий Великий , 11, 226). ...Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, противостав диавольским умыслам смиренномудрием, терпением, любовию к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога, во исполнение заповедей Спасителя... (прп. Ефрем Сирин , 32, 279). Венчавшиеся здесь мечом за Господа нашего славно в венцах своих восторжествуют там победу, потому что тела их посмеялись огню мучителей (прп. Ефрем Сирин , 34, 387). Источник. Конечно, всех мучеников должно чествовать... а все прочее почитать ниже их подвига. Ибо хотя многое служит для нас руководством к лучшей жизни, и многое назидает в добродетели. – и разум, и Закон, и Пророки, и Апостолы, и самые страдания Христа, Сего Первого Мученика, Который восшел на Крест и меня возвел с Собою, чтоб пригвоздить мой грех, восторжествовать над змием, освятить древо, победить сластолюбие, спасти Адама и восстановить падший образ; однако же при столь многих и столь превосходных наставниках не менее поучительны для нас и мученики, сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира (свт. Григорий Богослов , 13, 248–249). Источник. ...Самая выгодная купля – каплями крови приобресть Небесное Царство, и за временные блага получить вечность славы (свт. Григорий Богослов , 13, 260). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Щедрость Как пастырь наемник – не пастырь, так и творящий милостыню, чтобы прославлену быть людьми, берет мзду: он уже не милостыподаятель, он не щедр (свт. Василий Великий , 6, 372). Источник. Должно быть милостивым и щедрым. Кто не таков, тот осуждается (свт. Василий Великий , 7, 352). Источник. Сам Бог наш нередко другие страдания оставлял без уврачевания, по сострадательно милосердовал об алчущих. Ибо говорит: милосердую о народе сем ( Мф. 15,32 ). Посему и на Последнем Суде, где Господь призывает к себе праведных, первое место занимает щедрый. Питатель других первенствует между удостоенными почестей, уделявший хлеб призывается прежде всех, услужливый и благоподатливый преимущественно перед другими праведниками и водится в жизнь. А необщительный и скупой прежде других грешников предастся огню (см.: Мф. 25, 34–46 ) (свт. Василий Великий , 8, 149). Неблагопотребною делается щедрость, если примешивается к ней гордость... (прп. Ефрем Сирин , 34, 336). Источник. Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолвствующий разумен (прп. Ефрем Сирин , 90, 163). Источник. Научимся, на что и когда должно издерживать свое достояние, чтобы не прогневить нам Бога в обоих случаях: и собирая, откуда не следует, и расточая, на что не должно (свт. Иоанн Златоуст , 51, 283). Источник. Верх щедрости – не только ничего не брать, но и отдавать свое, и отдавать не просто, но с великим усердием, даже при недостатке (свт. Иоанн Златоуст , 53, 701). ...Щедрость дающего блаженнее, нежели скудость принимающего, особенно та щедрость, которая подает не из денег, сбереженных по неверию или безнадежности (на Промысл Божий), и не из сокровищ, скрытых по скупости, но происходит от плода собственного труда и благочестного пота. И потому блаженнее давать, нежели принимать, особенно когда подающий хоть и живет в бедности принимающего, однако же своим трудом не только удовлетворяет своей потребности, но с благочестивою заботливостью спешит приготовить еще, что подать бы нуждающемуся... (прп. Иоанн Кассиан , 56, 130).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

26 . Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Второзаконие. [Электронный ресурс]. URL: http://bible.optina.ru/old:vtor:18:15 (дата обращения: 11.04.2023). 27 . Игнатий Брянчанинов , свт. Полное собрание творений и писем: в 8 т. Т. III. М.: Новое Небо, 2018. 560 с. 28 . Игнатий Брянчанинов , свт. Полное собрание творений и писем: в 8 т. T.II. М.: Новое Небо, 2018. 670 c. 29 . Иероним Стридонский , блж. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Сибирская Благозвонница, 2018. 464 с. 30 . Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение Православной веры. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. 476 с. 31 . Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Деяния Апостольские/Полное собрание творений: в 12-и т. Т. IX. М.: ЭКСМО, 2017. 1008 с. 32 . Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: в 12-и т. Т. VII. М.: ЭКСМО, 2017. 912 с. 33 . Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: в 12-и т. Т. VIII. М.: ЭКСМО, 2017. 1010 с. 34 . Иоанн Златоуст , свт. Творения: в 12 т. СПб.,1898. 35 . Иоанн Кронштадтский , прав. Дневники. Т. I. М.: БУЛАТ, 2005. 298 с. 36 . Иоанн Кронштадтский , прав. Дневники. Т. II. М.: БУЛАТ, 2005. 560 с. 37 . Ириней Лионский , свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди./Перевод протоиерея П. Преображенского , Н. И. Сагарды . М.: Православный паломник, 2010. 640 с. 38 . Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М.: изд. Сретенского монастыря, 2012. 848 с. 39 . Кирилл Александрийский , свт. Слово об исходе души и Страшном Суде. М.: Сибирская Благозвонница, 2016. 48 с. 40 . Кирилл Александрийский , свт. Творения. Кн. 2. М.: Паломник, 2001. 798 с. 41 . Кирилл Иерусалимский , свт. Творения. М.: Типография В. Готье, 1855. 398 с. В серии: святыхъ отцевъ въ русскомъ переводе, издаваемыя при Московской Духовной 42 . Лука Войно-Ясенецкий , свт. Дух, душа, тело. М.: Даръ, 2019. 320с. 43 . Макарий Великий , прп. Духовные беседы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. 544 с. 44 . Махди Мунтазир ал-Каим. Иисус в Коране и хадисах/пер. с англ. Д. А. Бибаева. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. 395 с.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Детьми и племенем называю помышления, рождающиеся в уме моем, чувствования, рождающиеся в сердце моем. Дети мои! Племя мое! Оставьте землю Гесем, ее тучные пастбища, лишь удобные для скотоводства. Переселитесь из Египта, из этого дольнего мира, где господствует плоть и грех, переселитесь на Небо! Тело мое да снидет на время в землю, из которой оно взято. Когда же, возбужденное трубой воскресения, оно восстанет от сна смертного, вы - помышления и чувствования мои - окрыленные Духом, вознесите воскресшее тело на небо! Небо обетованно Богом всему человеку: не только душе его, но и телу! Так! Придет время - посетит Бог человека, соберет тело его, рассыпавшееся в прах, смешавшееся с землей, оживит это тело. И если помышления и чувствования человека достойны неба, помазаны, запечатлены Духом, то и тело его изменится, прославится, окрылится, вместе с душою возлетит на небо. Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе, в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели. Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся - и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 18). Делание благодарения объяснено с особенной удовлетворительностью в ответах прп. Варсонофия Великого. Быт. 32. Быт. 33. Быт. 34-35. Быт. 34-35. Быт. 37. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие, ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. Пс. 1, 19. Быт. 37, 25. Мф. 26, 15. Быт. 39. Быт. 40. Быт. 41. Porro ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. Ин. 6. Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. Быт. 42. Быт. 43. Пс. 22, 5. Быт. 44. Быт. 45. Быт. 46. Быт. 47. Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. Евр. 11, 21. Быт. 48. Преподобный Исаак Сирин. Слово 1. Быт. 50.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010