Люби доброе общество, от худого же сообщества удаляйся. И чародей, и разбойник, и разоритель гробов такими не родились, но научились сему от людей, у которых сатана растлил ум... (прп. Ефрем Сирин , 30, 497). Источник. Умно отдаляйся от вредных встреч, чтоб прекрасно покоился внутренний человек (прп. Ефрем Сирин , 30, 509). Источник. Не проводи время с лицедеями, чтоб не растлились мысли твои, потому что речи их весьма вредны. Стариков заставляют они поступать по-юношески, а молодых вовлекают в беззаконные дела (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Блудник не может любить гнушающегося страстию, и вор – удаляющегося от неправды; но подобному себе прилепится муж ( Сир. 13, 20 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Всегда избегай вредных сходбищ, и душа твоя будет наслаждаться тишиною (прп. Ефрем Сирин , 31, 105). Источник. Живя с праведными, и сами будем жить праведно и преподобно. А если и с грешными живем, то постараемся не делам их подражать, но их при содействии благодати привлечь собою на путь спасения (прп. Ефрем Сирин , 31, 215). ...Горе тому, кто сближается с людьми злочестивыми и непокорными. Он увидит горькие дни, потому что самоуправство, разъединение со всеми и самоволие доводят человека до оскудения и совершенного лишения духовных плодов и дарований (прп. Ефрем Сирин , 32, 230). Источник. Доброго всегда предпочитай недоброму . Обращаясь с порочными, и сам непременно сделаешься порочным. От худого человека никогда не принимай милости, потому что он старается чрез это найти у тебя извинение своим делам (свт. Григорий Богослов , 16, 207). ...С какими людьми кто постоянно обращается, тем и уподобляется нравом (свт. Иоанн Златоуст , 44, 126). Если дружба с кем-нибудь вредит и влечет к участию в нечестии, то, хотя бы то были родители, удались от них... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 501). Источник. Как сообщество злых вредит имеющим сношение с ними, по слову блаженного Павла: тлят обычаи благи беседы злы ( 1Кор. 15, 33 ), так и сообщество добрых весьма полезно сближающимся с ними. Поэтому человеколюбивый Господь наш и попустил жить добрым вместе со злыми, чтобы эти получили пользу от сообщества тех, и не оставались навсегда в грехе, но, имея постоянно пред глазами пример их, извлекали из него себе назидание (свт. Иоанн Златоуст , 47, 34). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Бывает слово праздным, именно когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). ...Худой отзыв о другом есть праздное слово; потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает (при. Ефрем Сирин , 30, 281). Источник. ...Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию; потому что пересказывал, что не было сделано и чего не видал (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). Источник. ...Что такое праздное слово? – Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). То , которое... учит делать доброе, а само не делает (прп. Ефрем Сирин , 30, 282). ...Только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предмет которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию (прп. Ефрем Сирин , 30, 492). Источник. Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него (прп. Ефрем Сирин , 31, 294–295). Источник. ...Как в детях напечатлеваешь первые правила нравственности для того, чтобы они впоследствии избегали пороков, так и в отношении к слову не должно сказывать дерзости и необузданности даже в суждениях о вещах маловажных, чтобы не приучиться к такому злоупотреблению в суждениях о важнейшем. Ибо легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи; как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время его падения (свт. Григорий Богослов , 14, 169). Лучше спать, чем проводить время в пустословии (прп. авва Евагрий, 89, 611).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Враг не знал, что святые победят; иначе, как зложелательный, не вступил бы в борьбу с тем, кто будет увенчан. А если знал, то значит, что стал он доброжелательным. Если же стал доброжелательным, то для чего низлагает падающих? (прп. Ефрем Сирин , 32, 260). Источник. ...Воспротивимся и сотворим с ним брань, восприяв на себя сильные оружия нашего воздержания, т. е. прежде всего самую правую веру, упование будущих благ и нелицемерную любовь. Сими тремя духовными оружиями низложим три лукавые ухищрения врага, т. е. забвение, неведение и леность. Ибо это – три лукавые и тонкие его вымыслы; сими тремя силами ввергает он в пагубу род человеческий, особенно тех, которые внимают лукавым его советам. Сии три козни его зловреднее всех его вымыслов, потому что весьма тонки и неприметно вкрадываются в нас, и мы не думаем, что делаем худо, предаваясь сим порокам (прп. Ефрем Сирин , 32, 280). Ничто... так не одолевает и не низлагает , как покорность, послушание, смиренномудрие и искренняя любовь. Сии добродетели... – стрелы в сердце врагу (прп. Ефрем Сирин , 32, 292). ...Человекоубийца искони – диавол, за гордость лишен Царства Небесного и ею же низлагает превозносящихся (прп. Ефрем Сирин , 32, 292). Источник. Если любишь духов злобы и лукавства и услаждаешься ими, вскоре делаются они содейственниками твоими и прилепляются к тебе, потому что враг самый неотступный товарищ людям в грехе и равно рад он всякому (прп. Ефрем Сирин , 32, 316). ...Противник всегда препятствует прекрасному, обольщает или увлекает ум, чтобы при памятовании о прекрасном не возлюбил... горнего, но обольстил волю свою какими-нибудь земными мыслями и пожеланиями (прп. Ефрем Сирин , 32, 338). ...Все усилие и тщание противника... состоит в том, чтобы прийти ему в возможность отвлечь ум от памятования о Боге, от страха и любви ко Господу, употребив для сего земные приманки, или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к благам мнимым от блага истинного, т. с. от любви к Богу. Ибо все, что ни делает человек хорошего, лукавый хочет очернить и осквернить... (прп. Ефрем Сирин , 32, 339). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смотри, лукавый делает нас внутренно гнусными, а снаружи придает нам красивый вид, чтобы стали мы отвратительным гробом, полным нечистот (прп. Ефрем Сирин , 34, 307). Источник. Лукавый сатана видел, что Бог туне расточает сокровища Свои, потому и он отверз свою сокровищницу и также рассыпает губительные дары свои. Одному дает кичливость духа, другому – жестокость сердца; одного делает наклонным к оскорбительным насмешкам, другого – к ругательным словам (прп. Ефрем Сирин , 34, 323). Источник. Лукавый умерщвляет нас с помощью нас же самих; чрез нас самих побеждает нас этот бессильный (прп. Ефрем Сирин , 34, 326). Источник. Лукавый, видя, что облеченные плотию всякими степенями восходят на небо, налагает на них всякого рода бремена, чтобы с высоты низвести их долу, чтобы совратить их с пути, ставит им множество препятствий (прп. Ефрем Сирин , 34, 327). Источник. О, как хитер опутывающий нас своими узами! Мы и не чувствуем, как опутаны ими. О, как искусен налагающий на нас оковы! Мы и не примечаем, как заключены в оковы. Приятны нам стрелы его, когда умерщвляет ими душу, связанный и окованный грешник безмолвствует и остается спокойным. Какое тонкое лукавство у нашего противника, налагающего на нас узы! Вместе и связаны мы и свободны. Вдали от истины удерживается узами дух наш, но, как ничем не связанный, свободно стремится к пороку. Связан он для любви, но не связан для ненависти. Связан и встречает препятствия делать доброе, но беспрепятственно делает худое. Сии узы, какие носим на себе, так же хитры и лукавы, как и наложивший их на нас; дают нам свободу идти ко лжи, но препятствуют приближаться к истине; позволяют поспешать к шуией части, но не допускают к части десной (прп. Ефрем Сирин , 34, 332). Лукавый не ставит себе в труд опутывать нас различными пороками; он рад, если свяжет нас чем бы то ни было (прп. Ефрем Сирин , 34, 333). Источник. Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет все способы умертвить нас (прп. Ефрем Сирин , 34, 335). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Восшумят гласы каждого сонма из обиталищ их, в какое перейдет каждый по заслугам воли своей. Богохульники будут рыкать в геенне, а праведники огласят Царствие хвалебными песнями и возвеличат Жениха (прп. Ефрем Сирин , 33, 241). Источник. Не будет там милости к грешникам и на такое краткое время, какое нужно глазу для мановения; не будет там лицеприятия к злым и на такое краткое время, какое нужно птице, чтобы поднять крылья для полета (прп. Ефрем Сирин , 33, 387). Источник. Там, в Великий день обновления, каждый пойдет и вселится в чертог, какой уготовал себе здесь (прп. Ефрем Сирин , 33, 486). Источник. ...Ничто не пребывает вовек, кроме истины, правды и жизни, какую обетовал Спаситель наш, и кроме любящих Его, сохранявших заповеди Его (прп. Ефрем Сирин , 33, 508). Источник. ...Вечная жизнь ожидает только тех, которые прияли залог, и при конце, в день явления великого Царя, изыдут в сретение Ему; таковым возвещены блаженства нескончаемые (прп. Ефрем Сирин , 33, 511). Источник. В пристани Царя Христа упокоеваются все подвизавшиеся, творившие и исполнявшие волю Его, сохранявшие все заповеди Его (прп. Ефрем Сирин , 33. 527). Все приходящие к Богу и желающие сподобиться Вечной жизни, по преимуществу должны неукоризненно соблюдать православную веру, и ни для успешного получения чинов, ни из ласкательства пред сильными или по страху к ним не делаться предателями неоцененного сокровища веры (прп. Ефрем Сирин , 35, 469). Источник. ...Когда придет на нас Царствие Божие, тогда все, преобладающее нами теперь, обратится в ничто, потому что тьма не терпит присутствия света; не остается болезни по возвращении здоровья; не действуют и страсти при появлении бесстрастия; бездейственна смерть, исчезает тление, когда воцаряется в нас жизнь и начинает обладать нетление (свт. Григорий Нисский , 18, 424). Источник. ...Когда прекратится это скоротекущее и преходящее время, в которое одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минуется потребность приходить в бытие, и не будет уже разрушаемого, потому что уповаемым воскресением претворится естество в некое иное состояние жизни, когда прекратится и это преходящее свойство времени, потому что не будет уже силы, приводящей в бытие и разрушение, тогда, без сомнения, кончится и эта седмица, измеряющая время, заступит же ее место восьмой день, т. е. последующий век, который весь составляется одним днем, как говорит некто из пророков, уповаемую жизнь назвав днем великим (ср.: Иоил. 2, 11 ), потому что сей день освещать будет не чувственное солнце, но истинный Свет, Солнце Правды, Которое в пророчестве именуется Востоком ( Зах. 6, 12 ), потому что никогда не скрывается на западе (свт. Григорий Нисский , 19, 79–80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Святые с Небесными Силами воспарят на высоту в сретение Господу нашему, когда придет Он; с Ним войдут они в Брачный Чертог – приять награды свои в стране жизни, которая выше всякого страха (прп. Ефрем Сирин , 33, 506). Источник. По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, приидет и для нашего Воскресения (прп. Ефрем Сирин , 33, 513). Источник. Как солнце не чужим светом рассеивает тьму... так в день Воскресения просветятся праведники, ризою их будет свет, покровом их – сияние, и сами для себя соделаются они светозарными звездами. В тот же день... нечестивые облекутся в одежду всякой скверны, покроются всякою нечистотою, и сами из себя источат для себя тьму и мучение, подобно тому, как тело, одержимое недугом, из себя производит жар и другие припадки – эту узду для удержания безрассудства, этот жезл для наказания (прп. Ефрем Сирин , 34, 286). Источник. И небо, и землю обновит Бог при нашем Воскресении, и тварь освободит и возвеселит вместе с нами (прп. Ефрем Сирин , 34, 393). Источник. ...Хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею (прп. Ефрем Сирин , 36, 108). ...В Воскресении ни отцы к детям, ни дети к отцам не обратятся, но все к тому Одному, чтобы, если окажутся достойными, изойти по милосердию к Отцу (прп. Ефрем Сирин , 37, 836). Источник. ...Если душа предпрославлена ныне и вступила к единение с Духом, то и тела сподобятся части в Воскресении (прп. Макарий Египетский , 67, 6). Источник. ...Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле (прп. Макарий Египетский , 67, 55). Источник. ...Воскрешенные тела в Воскресение покроются иною Божественною ризою и будут питаться небесною снедию (прп. Макарий Египетский , 67, 100). Источник. ...В Воскресение мертвых различною славою будут прославлены и отличены воскресшие, по достоинству заслуг, по причастию здесь еще обитавшего в них Божия Духа (прп. Макарий Египетский , 67, 389). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Отчаяние Если можно исчислить множество щедрот Божиих и измерить великость милосердия Божия, то при сравнении с ними множества и важности грехов будет место отчаянию. А если грехи, как и естественно, и под меру подведены, и исчислены быть могут, а милосердия Божия измерить и щедрот Божиих исчислить невозможно, то не отчаянию время, а познанию милосердия и осуждению грехов, отпущение которых, по написанному, предлагается в Крови Христовой (см.: Еф. 1, 7 ) (свт. Василий Великий , 9, 186–187). Отчаиваться ли мне в своем спасении? Нимало. Ибо сего только и домогается противник. Как скоро доводит он кого до отчаяния, тотчас низлагает его (прп. Ефрем Сирин , 30, 35). ...Радость бывает на небесах... (ср.: Лк. 15, 10 ). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего отчаиваешься? Если на небе бывает радость, когда каешься, то чего тебе страшиться? (прп. Ефрем Сирин , 30, 55). К мертвечине соберутся неясыти: и к душе, которая отчаялась в себе самой, соберутся бесы: идеже бо труп, тамо соберутся неясыти (ср.: Мф. 24, 28 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 170). Источник. Отчаяние да не заградит в тебе входа покаянию (прп. Ефрем Сирин , 30, 375). Смотрите, да никто не говорит: много нагрешил я, нет мне прощения. Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих и сказал: радость бывает о единем грешнице кающемся (ср.: Лк. 15, 10 ); и еще: не приидох призвати праведных, но грешныя в покаяние ( Лк. 5, 32 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 346). Источник. Не должно, братия, отчаиваться в спасении, имея матерь – покаяние. Не должно, возлюбленные, терять надежду на спасение, когда утешает нас такая матерь. Уловлепных зверем вводило оно в рай к Богу, ужели отвратится от нас? Помиловало их, бывших вне Церкви, неужели не умилосердится к нам? Обращается с советами к неуверовавшим еще, ужели отвергнет нас, уже уверовавших? (при. Ефрем Сирин , 32, 161). Источник. Ни один грешник, братия мои, да не впадает в отчаяние, потому что впал в отчаяние Иуда, и изринут из сонма апостолов (прп. Ефрем Сирин , 33, 152). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Из всех толкований прп. Ефрема выделяется толкование на Книгу Бытия, особенно на ее первые главы. Оно представляет собой тщательно обработанный последовательный комментарий на эту книгу. Остальные толкования — это краткие и разнообразные по содержанию заметки на тот или другой стих толкуемой книги. Многие стихи и иногда даже главы остаются без объяснения, отчего толкование носит отрывочный характер. Толкование некоторых книг прп. Ефрем начинает с сообщения общих сведений о книге, ее содержании или о личности пророка. Глубина экзегетических трудов прп. Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Также он был знаком с трудами еврейских толкователей, с которыми он иногда соглашался, а иногда нет. Например, объясняя Втор 26:14, прп. Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9–11), прп. Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственно опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно искать в обычаях халдеев . У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6, прп. Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко прп. Ефрем Сирин указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у прп. Ефрема Сирина, отличался от масоретского текста. Однако, несмотря на склонность к буквальному пониманию текста, мессианские места св. Ефрем толкует прообразовательно, вплоть до отдельных мелких черт. Для прп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить, что прп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов, как «единого тела истины». Это единый глагол, «изреченный одними устами для разных родов», — слабые лучи и полный свет, — подобие и исполнение. Или еще: две арфы, на которых играет единый Художник. Единый путь домостроительства, но тройственный: от рая до Сиона, от Сиона до Церкви, от Церкви до Царства Небесного.

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

Заслуги всех... добродетелей, хотя сами по себе хороши и ценны, однако же в сравнении со славным созерцанием они затмеваются. Ибо многих святых, занятых упражнением хотя в добрых делах, однако же земных, отвлекают от созерцания высочайшего блага (Бога) и замедляют в стремлении к Богу (прп. авва Феона, 56, 587). Источник. Созерцание есть ощущение Божественных тайн, сокровенных в вещах и в их причинах (прп. Исаак Сирин , 58, 21). Источник. Мысленное созерцание есть естественное ведение, присоединенное к естественному состоянию; и оно называется естественным светом (прп. Исаак Сирин , 58, 186). Источник. Духовное созерцание действует в нас в области чистоты (прп. Исаак Сирин , 58, 263). Источник. ...Созерцание же есть духовное воззрение ума для того, чтобы постигать, что было и будет, и от всего приходить в изумление (прп. Исаак Сирин , 58, 263–264). ...Сперва должно приобрести любовь, которая есть первоначальное созерцание Святой Троицы; а после того и без даяния, естественно, будет... созерцание духовного (прп. Исаак Сирин , 58, 267). Источник. Если же созерцание истинно, то обретается свет, и созерцаемое усматривается близким к действительности (прп. Исаак Сирин , 58, 268). Источник. ...Созерцание нового мира духом откровения, которым ум услаждается духовно, есть действие благодати, а не тень ведения... (прп. Исаак Сирин , 58, 270). Источник. иногда дается по благодати за горячность веры, а иногда за делание заповедей и за чистоту (прп. Исаак Сирин , 58, 270). ...Все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, суть мечтания душевных помыслов, а не действие благодати (прп. Исаак Сирин , 58, 272–273). Источник. ... бывает следствием истинного безмолвия (прп. Исаак Сирин , 58, 408). Ум, устремляясь к созерцанию духовных предметов, имеет от того неотступную сладость (авва Фалассий, 91, 299). Если, отсекши на время причины страстей, займемся мы духовными созерцаниями, но не всегда в них будем проводить время, имея это одно себе дело, то легко опять обращаемся на плотские страсти, не получив от того другого плода, кроме простого знания с самомнением, коего конец есть самого познания мало-помалу помрачение и всеконечное ума к предметам вещественным уклонение (прп. Максим Исповедник , 91, 207).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1 мая – нового прмч.Акакия. 4 мая – прп.Никифора. 11 мая – прп. Никодима, архиеп.Сербского. 13 мая – прп. Иоанна Иверского. Прп. Евфимия нового (Иверского). Прп.Георгия Иверского. Прп. Гавриила Иверского. 21 мая – прмч. Пахомия. 28 мая – прп. Иоанникия, архиеп.Сербского. 2 июня – новомуч. Константина. 11 июня - Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила. 12 июня – прп. Петра. Прп. Арсения Коневского. 14 июня – прп.Нифонта. 15 июня – свт. Ефрема, патриарха Сербского. 18 июня – прп.Леонтия Прозорливого. 20 июня – свт. Каллиста I-ro патриарха Константинопольского. 25 июня – прп.Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской. Прмч. Прокопия. Первая неделя по неделе всех святых - прп. Феолипта, епископа Филадельфийского. 5 июля – прп.Афанасия. Прмч.Киприана Нового. 8 июля – прп. Феофила Мироточивого. 10 июля – прп. Антония Печерского. 11 июля – прп.Никодима. Прмч.Никодима. Прмч.Нектария. 28 июля – прп. Павла Ксиропотамского. 4 августа – сщмч. Космы равноапостольного. 7 августа – прп. Дометия Филофеевского. 11 августа – прп. Нифонта II-ro патриарха Константинопольского. 15 августа – прп.Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС). 19 августа – прп.Феофана. 30 августа - Общая память святых сербских святителей и учителей. 13 сентября – прп.Иерофея. 14 сентября – прмч.Макария. 16 сентября – прп.Киприана, митроп. Киевского и всея России. 20 сентября – прмч. Иллариона. 22 сентября – прп.Космы, отшельника Зографского. Память двадцати шести святых прмчч. Зографских. 1 октября – прп. Иоанна Кукузеля. Прп. Григория, доместика Великой церкви. 2 октября – мч.Георгия. 5 октября - Обретение святых мощей прп.Евдокима Ватопедского. 6 октября – прмч.Макария Нового. 7 октября – прп.Сергия Вологодского, или Нуромского. 11 октября - двадцати шести святых прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян. 14 октября – прп.Евфимия, Нового Фессалоникийского. 20 октября – прп.Герасима Нового. Нового прмч.Игнатия. 21 октября – прп.Филофея.

http://pravicon.com/info-1865

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010