Скажешь: что пользы в моих слезах? – Ты этим исполнишь заповедь апостола – «плакать с плачущими» ( Рим. 12:15 ); вообще исполнишь заповедь о любви к ближнему, а в любви весь закон. И та польза, что ты в награду за слезы получишь утешение от Бога и прощение грехов. Еще о чем плакать должно? Еще должно плакать о неготовности нашей к страшному и праведному испытанию на всемирном суде. Многие святые угодники Божии всю жизнь плакали день и ночь, при мысли о страшном суде и последующей за оным вечной муке нечестивых; а мы, как бы праведники какие, равнодушны к этому окончательному, грозному решению нашей участи, или еще дерзают иные отвергать истину будущего суда и геенны. " Всему, братия, свое время... время плакать, и время смеяться» ( Еккл. 3:1, 4 ). Ныне время плакать. И так будем плакать о грехах (извлеч. из Полного собрания сочин. прот. Иоанна Сергиева, т. I, стр. 166–169). 2. Природа дает урок духовного плача Святые при созерцании природы и ее явлений очень часто извлекали для себя поучительные уроки веры и благочестия. Так напр. делал часто св. Ефрем Сирин . «В один день, – пишет он, – встав очень рано, вышел я с двумя братьями из благословенного города Эдессы; возведя очи свои на небо, которое, подобно чистому зеркалу, со славою осиявало звездами землю, я в удивлении сказал: «Если звезды сияют с такою славою, то не более ли возсияют неизреченным светом Спасителя праведные и святые, творившие волю святого Бога, в тот час, когда придет Господь?» Но лишь я вспомнил о том страшном пришествии Господнем, как содрогнулись кости мои; душа и тело затрепетали; я заплакал с болезнию сердечной и сказал, воздыхая: каким я, грешник, окажусь в тот страшный час? Как предстану престолу страшного Судии? Как мне, разсеянному, иметь место с совершенными? Как мне, безплодному, явиться в число тех, которые принесли плоды правды? Что мне делать, когда святые в чертоге небесном будут узнавать друг друга? Кто признает меня? Праведные будут в чертоге, нечестивые в огне; мученики покажут свои раны; подвижники – свои добродетели; а я что покажу, кроме лени и нерадения?» (из твор. св. Ефрема Сирина , см. слово умилительное). 3. Разсказы о покаянном плаче и сердечном сокрушении о грехе

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Силу слёз показали праведная Анна и грешница в дому Симона. «Хочу, возлюбленные, изобразить вам силу слез. Анна молитвой приобрела пророка Самуила, восторжение и похваление в сердце своем. Жена грешная в дому Симона, плача и омывая слезами святые ноги Господа, получила от Него отпущение грехов» (2, 65). (См. также: 3, 223–229; 2, 360–361; 3, 229–235). Подобным могуществом, по дару милости Божией, обладали и прочие святые. «Один из них мог умолить Бога за многих людей, а двое в состоянии были предстательствовать пред Богом в святых молитвах и праведно умилостивить человеколюбивого Бога даже за тысячи людей» (1,222). Подлинно святые – «это купцы, пошедшие искать прекрасную жемчужину. Это искусные подвижники благочестия» (1,225). «Блаженна страна, блажен город, блаженно поколение, в котором много праведных. Гораздо же блаженнее сами праведники, чрез которых спасается мир» (3,120). Итог всем своим суждениям подводит сам преподобный Ефрем Сирин , когда говорит: «Уразумейте, братия, что все вышесказанное написал я ради себя и с намерением предаюсь скорби, чтоб не подпасть худшей смерти» (1,166). А труд автора данного сообщения или изложения хотелось бы приблизить к богомудрым словам святого Григория Нисского в похвале преподобному отцу Ефрему: «Сколько было возможно, мы исполнили наш святой долг и верим, что и ты не отвратишься от нас... Предстоя пред Божественным жертвенником и вместе с Ангелами служа Живоначальной и Пресвятой Троице, помяни всех нас» (Цит. изд. С. 294–295). Блаженный Диадох Фотикийский – духовный авторитет христианского Востока Дай мне, Спаситель, молитвами Диадоха расположение души в веселии о Тебе говорить и делать надлежащее угодное Тебе. Авва Нил (1, с. 14) 576 Блаженный Диадох – учитель правой веры и добродетели, живой свидетель употребления в V веке Иисусовой молитвы – почитается на христианском Востоке как один из духовных его авторитетов. Известен он также и на Западе, так как оказал влияние и на западную традицию – от Цезария, архиепископа Арльского († 542), до Игнатия Лойолы († 1556) и Терезы Авильской († 1582). К сожалению, в русской патрологической науке уделялось ему слишком мало внимания. Из обстоятельных трудов, посвящённых изучению его творений, можно назвать только два: появившееся в самом начале текущего века (в 1903 г.) исследование профессора Киевской Духовной Академии Константина Попова «Блаженный Диадох (V век), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Том 1. Творения Блаженного Диадоха » и защищённая в Московской Духовной Академии в 1992 г. кандидатская диссертация иеромонаха Марка .(Голрвкова) «Блаженный Диадох Фотики йский и его богословские и аскетические взгляды». Профессор К. Попов готовился представить и исследование богословия блаженного Диадоха , но осуществить свой план ему не удалось. Житие

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Св. Василий Великий как пастырь церкви//ВиР 1901. 1. Кн. 1. Отд. 1. С. 23-41; 2. Кн. 2. Отд. 1. С. 82—106; см. также 19, ср. рец.: Попов И. В. Древнецерковная жизнь и ее деятели в текущей духовной журналистике. (Обзор русских журналов)//БВ. 1901. 5. С. 181-194; Васильев М. Власть и положение римских епископов в церкви по учению Василия Великого//ПС. 1901. 4. % С. 343—356; Катанский. О благодати. С. 150-170; Щебедева] Е. А. Св. Василий Великий: (Очерк жизни и трудов его). СПб., 1902. 4, 216 е.; Попов И. В. Василий Великий (статья в ПБЭ, 1903). Переизд.: Попов. Труды. С. 190-202; Соболевский А. И. Жития святых по древнерусским спискам. СПб., 1903 (Пам-ки древней письм-ти и иск. 149). С. 17-57 (Житие св. Василия Великого); Пономарев П. И. Из истории Св. Предания. Учение о Св. Предании св. Василия Великого//ПС. 1904. 2. С. 264-278; 3. С. 318-338 (и в отд. изд.: Казань, 1908); Ефрем Сирин и Василий Великий. Как и чем монаху должно украшаться и быть совершенным/[Сост. не указан.] Одесса, 1906; О добродетелях и подвигах. По творениям святого Василия Великого/[Сост. не указан.] СПб., 1906. 166 е.; Смирнов П. [Ф.] Сущность зла, по учению св. Василия Великого//ХЧ. 1907. 2. С. 238—249; Е. К. Взгляд Василия Великого на происхождение и развитие религиозных знаний в человеке//Таврические епархиальные ведомости. 1911. 19-21; Айвазов И. Власть и положение римского епископа в Церкви по св. Василию Великому//ГЦ. 1912. 9. С. 114-141; Круг-лов А. В. Василий Великий. Очерк жизни и деятельности. М., 1912; Платонов Н. Учение св. Василия Великого о Церкви//ГЦ. 1914. 5. С. 61—73; Зарин С., проф. Учение св. Василия Великого о Святом Духе//Там же. 1915. 4. С. 75-86; 5. С. 72-82; 6. С. 80-90; Перетц В. Сведения об античном мире в Древней Руси XI-XIV вв.//Гермес: Иллюстрированный научно-популярный вестник античного мира. Пг., 1917. 13/14 (сент.). С. 205—210 (по материалам сочинений Василия Великого, известным на Руси. С. 206-207); [Аноним.] Св. Василий Великий (память 1/14 января)//ЖМП. 1955. 1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Епиктет пресвитер † III века,7 июля. Епистима муч. †. 250 г., 5 ноября. Епифаний Кипрский † 403 г., 12 мая. Епифаний муч. † 298 г., 7 ноября. Еполоний Антиохийский, 4 сентября. Еразм Печерский † около 1160 г, 24 февраля. Ераст, Ап. из LXX, 4 января и 10 ноября. Ермил, диакон Белоград., † IV в., 13 января. Ерминингельд царевич 1586 года, 1 ноября. Ермипп муч. 305 года, 26 июля. Ермий, Ап. из LXX, 4 января и 8 апреля. Ермий муч. † 166 года, 31 мая. Ермолай муч. † 305 г., 26 июля. Ермократ муч. † 305 г., 26 июля. Ерм , Ап. из LXX, 4 января и 31 мая, 5 ноября. Ерос муч. IV века, 24 июня. Ермоген муч. IV в., 10 декабря. Еротиида муч., 27 октября. Есперь муч. II в., 2 мая. Еферий, еп. Херсонский IV века, 7 марта. Ефрем Сирин † около 373 года, 28 января. Ефрем Новоторжский † 1053 г., 28 января. Ефрем Переяслав. † 1096 года, 28 января. Ефрем Херсонский, IV в., 7 мар. Ефрем, патр. Антиохийский, † 545 г., 8 июня. Ефрем Перекопский † 1492 года, 26 сентября. Ефрем Сербский † 1400 г., 30 авг. Ефрем Печерский XIII в., 7 марта. З ахария пророк, около 520 г., 8 февр. Захария, патр. Иерусал., † 631 г., 21 февраля. Захария, еп. Коринф., † 1684 г., 30 марта. Захария священник, 5 сентября. Захария Печерский, XIV в., 28 авг. Зина, Ап. от LXX, 4 января и 27 сентября. Зина муч. † 304 г., 22 июня. Зинаида муч. I в., 11 октября. Зиновий священномуч. † 285 года, 30 октября. Зиновия муч., 30 октября. Зинон муч. † около 250 г., 10 апр. Зинон, еп. Вероникийский IV в., 12 апреля. Зинон преп. IV в., 19 июня. Зинон Печерский, в., 28 авг. Зинон муч. III в., 7 июля. Зинон муч. † 304 г., 22 июня. Зинон Никомид., 28 декабря. Злата великомуч. † 1795 г., 18 окт. Зографские мученики XIII в., 10 октября. Зоровавель (в неделю Праотцов). Зосима муч., пустын. Киликийский., 4 января. Зосима, еп. Сиракузс., † около 622 г., 30 марта. Зосима Палестинский (с Марией Египетской) † 523 г., 1 и 4 апреля. Зосима Ворбозомский † 1550 года, 4 апреля. Зосима Соловецкий † 1478 года, 17 апреля. Зосима Киликианин VI в., 4 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

279 Иер. 15:1; 2 Мак. 15:12, 14. 280 Откр. 8:3—4; 4, 8—9. 281 Быт. 20:7—19; Иов. 42:8—9; 1 Цар. 7:8—10; Пс. 33:16 и др. 282 Иак. 5:16—18; Еф. 1:16; 2 Сол. 1:11—12 и др. 283 Святого апостола Иакова, евангелиста Марка, святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого. 284 Напр.: святитель Василий Великий, святитель Афанасий Великий, преподобный Ефрем Сирин и др. 285 Ориген и др. 286 Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. VII Вселенский Собор. Деяние VI. С. 271 и Деяние VI. С. 171. 287 Петр, епископ. Указание пути ко спасению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 169. 288 О терпении в молитве. «Прибавления к творениям святых отцов». 1855. 14. С. 402. 289 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 17. 290 Прибавления к творениям святых отцов. 1855. 14. С. 403. 291 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 187 (преподобный Иоанн Лествичник). 292 Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 166. 293 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 128 (преподобный Ефрем Сирин). С. 331—332 (преподобный Исаак Сирин) и др. 294 Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 31. С. 178. 295 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. С. 375—376. (Слово 113). 296 ЕНил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 32. С. 179. 297 Там же. Гл. 33. С. 179. 298 Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 151. 299 Творения. Ч. 6. М., 1850. С. 377 (сл. 113); ср.: Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 458.. 300 Творения. Т. 2. М., 1899. С. 327, § 244. 301 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 79. 302 Там же. С. 91 (святитель Иоанн Златоуст). 303 Там же. С. 91. 304 Там же. С. 91—92. 305 Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 173. 306 Из молитвы преподобному Сергию. 307 Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. Указ. изд. С. 193—194. 308 Там же. С. 196. 309 Жития святых. Ноябрь. 17 день. Лист 191 на обороте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Еразм, муч. при Ликинии, с Алфием и др. 10 мая. Еразм, преп. Печерский 12 в. 24 февр. Ераст, ап. из 70, с Олимпом и др. 10 ноября. Ермей пресв., ученик ап. Тита, муч. от Ливания комита, с Никандром еп. 4 ноября. Ермил и Стратоник, постр. ок. 315 г. в Мисии при Ликинии. 13 янв. Ерминингелд царевич, муч. Готфский в Испании, в 584 году. 1 ноября. Ермипп, муч. Никомидийский около 305 г., с священномуч. Ермолаем. 26 июля. Ермипп, муч. при Диоклетиане, с Емилианом, еп. Тревийским. 18 авг. Ермий, ап. из 70, еп. Далматийский. 8 апр. Ермий воин, муч. Команский в Каппадокии ок. 166 года. 31 мая. Ермий, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Ермиония св., дочь Филиппа диакона, 4 сент. Ермоген, муч. Никомидийский, с Каллистой и Еводом. 1 сент. Ермоген, муч Александрийский при Максимине ок. 313 г., с Миной и Евгафом. 10 дек. Ермократ, Ермолай и Ермипп, священномучч. Никомидийские ок. 305 года 20 июля. Ерм, ап. из 70. 30 мая и 5 ноября. Ерм, Серапион и Полиен, мучч. Римские. 18 авг. Ерос, муч. при Диоклетиане, с Орентием и др 24 июня. Еротиида, муч. Каппадокийская при Диоклетиане, с Капитолиной. 27 окт. Еспер, Зоя и чада их Кириак и Феодул, мучч. Атталийские (в Памфлии) при Адриане (117–138). 2 мая. Есфирь праведная. В нед. праотец. Ефав, муч. Италийский, с Валентином еписк. 30 июля. Ефрем, еписк. Херсонский, постр. в начале 4 в. 7 марта. Ефрем Сирин, преп. ум. 378. 28 янв. Ефрем, патриарх Антиохийский, сконч. позже 546 года. 8 июня. Ефрем преп., Новоторжский чудотворец, 11 века. 28 янв. Ефрем евнух, еписк. Переяславский, ум. 1015. 28 янв. Ефрем, преп.. Перекомский, ум. 1492. 16 мая. Еверий, еписк. Херсонский, сконч. при Константине Великом . 7 марта. З Завулон, из 12 патриархов. В нед. праотец. Закхей, приявший в дом свой Господа, еп. Кесарии Палестинской. 4 янв. Закхей, диакон Гадаринский, и Алфей, мучч. Палестинские в 303 году. 18 ноября. Занифа, муч. Персидский в 327 г., с Ионой и Варахисием. 28 марта. Захария прор. серповидец, сконч. за 520 л. до Р. Хр. 8 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

C. 62. 34 Слова и речи. Ч. I. С. 166. 35 Избр. Слова. С. 102–103. 36 Избр. Слова. С. 98. 37 Там же. С. 56, 57. 38 Там же. С. 68. 39 Акафист Богородице, кондак 4. 40 Андрей Критский. См.: Избр. Слова. С. 53. 41 Избр. Слова. С. 126–135. 42 Слова и речи. Ч. 1. С. 153, 157. 43 Слова и речи. Ч. I. С. 154. 44 Там же. С. 180. 45 Григорий Богослов. Слово XLV//Христианское чтение. 1840. Ч. IV. С. 313. 46 Слово о св. Богородице и Симеоне//Христианское чтение. 1841. Ч. I. С. 47 Избр. Слова. С. 24, 27. 48 Андрей Критский. См.: Избр. Слова. С. 103. 49 Избр. Стова. С. 112, 113. 50 Избр. Слова. С. 86. 51 Там же. С. 109. 52 Избр. Слова. С. 93, 94. 53 Ефрем Сирин . Ч. VI. С. 375. 54 Слова и речи. Ч. I. С. 166. 55 Св. Ириней. Против ересей. V. 19. 56 Город, в котором находилась Скиния с Ковчегом Завета ( 1Цар.1:3 ). 57 Слово еврейское и означает внутреннее отделение ветхозаветного храма или Святое Святых. См. 3Цар.6:5. 19, 20, 22. 8, 8 . 2Пар.3:16, 5:7 . 58 Избр. Слова. С. 57, 58. 59 Избр. Слова. С. 12. 60 Ефрем Сирин. 4. VII. С. 169, 174. 61 Там же. С. 188. 62 Там же. С. 196. 63 Октября 24 тропарь. 64 Служба 6го часа Богородичен. 65 Избр. Слова. С. 13. 66 Избр. Слова. С. 106, 107. печатается по изданию 1870 г. Цитаты о молитве «Богородице Дево» «Тропарь воскресной вечерни (“Богородице Дево”), по обычаю Православной Церкви , заключающей каждый ряд песней песнью в честь Богоматери, посвящен Ей… Для такого тропаря выбраны самые радостные из слышанных Богоматерью и дошедших до нас слов – приветствие Ей Ангела и прав. Елисаветы, следовательно, тропарь составлен из библейских ( Лк.1:28-42 ) боговдохновенных слов, которые, однако, окружены и переплетены нашими (“Богородице Дево”, “Марие”, “Яко Спаса родила еси душ наших”). Основная мысль песни, приглашающей Богоматерь к радости (“радуйся” на евр. и греч, языках, впрочем, имело значение вообще приветствия, соответственно лат. и рус. “здравствуй”, как и передано здесь это слово в лат. переводе), – не без отношения к событию воскресения, почему и усвоена исключительно воскресной и постной – по другим основаниям – вечерне.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

Классификация рукописей Зографского монастыря I. Рукописи по содержанию 1 . Евангелия – 39: 1–39. 2 . Апостолы – 6: 40–45. 3 . Евангелие и апостол – 1: 46, 4 . Псалтири – 14: 47–60. 5 . Октоихи – 12: 6164 и 66–73. 6 . Пентаихи – 2: 65–66. 7 . Триоди – 10: 74–83. 8 . Стихирарь – 1: 84. 9 . Трефологий – 1: 85. 10 . Служебные Минеи – 19: 86–104. 11 . Праздничные Минеи – 3: 105–107. 12 . Часословы – 4: 108–111. 13 . Каноники – 2: 112–113. 14 . Требники – 6: 113–118. 15 . Служебники – 16: 119–134. 16 . Службы – 2: 135–136. 17 . Молитвословы – 5: 137–141. 18 . Акафистари – 2: 142–143. 19 . Богослужебный сборник – 1: 144. 20 . Типики – 3: 145–147. 21 . Кормчая – 1: 148. 22 . Синтагма Матвея Властаря – 1: 149. . 23 . Месяцеслов – 1: 150. 24 . Компиляция Зонары – 1: 151. 25 . Постнические поучения В. Великого – 2: 152–153. 26 . Богословие Иоанна Дамаскина – 1: 154. 27 . Ефрем Сирин – 1: 155. 28 . Шестоднев Иоанна Златоуста – 1: 156. 29 . Лествичники – 7: 157–163. 30 . Патерики – 2: 164–165. 31 . Жития святых – 1: 166. 32 . Четьи Минеи – 3: 167–169. 33 . Молитвы и поучения – 1: 170. 34 . Прологи – 10: 171–180. 35 . Легенды – 1: 181. 36 . Сборники – 3: 182–184. II. Рукописи по времени написаний XIII в. – 17: 1–5, 40, 47, 74, 75, 85–88, 113, 119, 145. XIII–XIV – вв. 7: 6–11, 48. XIV в. – 15: 12, 13, 14, 15, 41, 49, 61, 76, 114, 120, 150, 152, 167, 171, 172. XIV–XV вв. – 2: 154, 164. XV в. – 14: 16, 17, 18, 50, 51, 105, 121, 122, 153, 157, 158, 159, 181, 182. XV–XVI вв. – 4: 52, 77, 84, 135. XVI в. – 54: 19–34, 42, 43, 44, 46, 53, 54, 55, 62, 63, 78–82, 89, 90, 106, 107, 112, 115, 123–130, 136, 137, 148, 160, 161, 162, 165, 169, 170, 184. XVI–XVII вв. – 8: 55, 56, 144, 156, 166, 173, 174, 183. XVII в. – 65: 35–39, 45, 57–60. 64–73, 83, 91–104, 108, 109, 110, 111, 113, 116, 117, 118, 131, 132, 133, 134, 138–143, 146, 147, 149, 151, 163, 168, 175–180. Датированные из этих рукописей относятся к годам: 1305 г. 1359 г. 41), 1367 г. 152), 1504 г. 129), 1543 г. 23), 1544 г. 24), 1550 г. 25), 1558 г. 26), 1562 г. 19), 1563 г. 80), 1567 г. 27), 1569 г. 28). 1578 г. 130), 1585 г. 54), 1589 г. 62), 1626 г. 91), 1630 г. 45), 1640 92, 93), 1641 г. 58), 1644 г. 65), 1653 г. 94, 95), 1669 г. 59). III. Рукописи по редакциям

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

156 Тв. св. Ефр. Сир. т. VIII, стр. 329. Толк 1, на кн. Быт., гл. 14. Ной «был честным иереем во второй твари», подобно тому, как Авель «был иереем в начале твари». Ср. Твор. св. Ефр. Сир. т. Ill, стр. 232, слово о священстве. 159 Твор. бл. Феодорита т. И. Толк, на кн. Быт. вопр. 65; ср. св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. II, стр. 290–292. Бес. 35: св. Феоф. Антиох. к Авт. кн. II. 31 –см. свящ. II. Преображ. Соч. др. хр. апол, стр. 220; св. Кир. Алекс, твор. т. 4, 97. 164 Св. Ефрем Сирин , указывает и на другое побуждение к отказу: «так как имение Содомлян перемешано было с имением побужденных царей, то Авраам отказался от добычи, отнятой у царей, им побежденных». См. Твор. св. Ефр. Сир. т. VIII, стр. 329. Толк, на кн. Быт. гл. 14. 166 Точной цитаты для высказываемого положения мы не можем представить, но нам кажется, что понимание св. Амвросием всей истории Авраама, изложенное им в соч. «De Abraham», дает нам право приписать ему эту мысль; см. De Abraham, lib. II, cap. Ill, 10, 11. 176 Св. Иоан, Злат. «Против Иудеев» гл. VII, 5; изд. 1895 г. С-Петерб. т. 1, стр. 727. Ср. св. Кирил. Алекс. Твор. ч. IV, стр. 81–82; св Епиф. Кипрск. Толк, на посл, к Ebp. VII, 6 , стр. 601; св. Иустина: «Разгов. с Трифон.» гл. 33, стр. 130. 178 Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 290–291, Бес. 35; тоже см. Бес. на разн. м. Св. Пис. ч. I, стр. 191–200. Бес. на слова «сей бо Мелхис. царь Салимский!» ( Ebp. VII, 1–3 ); бл. Феодор. т. И, стр. 64. Толк. на кн. Быт., вопр. 65; бл. Август. «О граде Бож.» кн. XVI, гл. 22; св. Басил. В. Твор. т. II, стр. 96; св. Епиф. Кипрск. Твор. ч. II, «О ересях» LV и мн. друг. 182 «Mentem hic formaris», – слово hic здесь указывает именно на историю Авраама, поэтому мы и дозволили вольность в переводе представленного латинского текста, руководясь при этом предыдущими рассуждениями св. Амвросия. 194 В русской и славянской Библии говорится, что Ховал по левую сторону Дамаска, тогда как у Амвросия выходит, что Ховал находится по правую сторону Дамаска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

249 Так понимают: Бл. Феодорит (стр. 328), св. Ефрем Сирин (стр. 134), Кальмет (см. Migne . S . Script , t . 20 р. 691), Баумгартен (см. I usti . S . 109), у нас архиеп. Ириней (лист 23 наобор.). 250 Такое мнение Эккермана принимают также Юсти ( S . 109 – 110) и Мейер ( Wurzelw ö rterb . S . 472). 251 Так понимается большинством ученых: Абен-Езрою, Абувалидом, Танхумом (см. W ü nsche . S . 1 66), Гитцигом ( S . 13), Кейлем ( S . 138), Вюнше ( S . 166), Куком ( p . 505. 513) и др. 253 „ Что сильнее саранчи, которой человек не может противостоять“, – говорит Бл. Иероним в объяснение рассматриваемого нами места. р. 82. 254 „ Непобедимо и неотразимо для людей нападение саранчи“. Cyrilli opera. Migne Patrol. Curs. Compl . t . 71. p . 360. Ser . graec . 255 Быстроногость представляется одною из черт героя и Гомером; ср. его выражения: „πδας ς χιλλες“, „ ποδρης“ и др. 260 Gesenius Thesaurus, р . 981 и HHWB.W. S. 591; Meier „ Wurzelwörterbuch“, S. 270; Wünsche. S. 169. Keil. S. 138 и np. 263 Эвальд несколько раз менял свой взгляд относительно предл. (см. W ü nsche . S . 171 и Meier / WWB . S . 480). Мы касаемся не всех его взглядов, а имеем в виду только последнее его мнение, представленное им в его „ Ausfuhrbeh . Lebrbuch d. Hebr Sprache“ 7 Ausg. 1863. S. 562 – 563. 265 Нельзя не видеть, что происхождение этого последнего значения Мейер показывает весьма неясно. Непонятно, каким образом „ проходитъ позади вещи“ значит „ проникать“ ее или, как он выражается ( W ü nsche . S . 171): „ hinter eine Sache kommen = sie durchdringen “. 267 Кейль ( S . 139) переводит: „ н е рассекаются“, т. е., по его мнению мечом. „ Это, – говорит он, – конечно, превосходит природу естественной саранчи, но объясняется тем, что пророк представляет здесь саранчу как непобедимое воинство Божие“. Против такого, довольно произвольного, мнения Кейля должно заметить, что в каль не имеет страд. значения. 271 Меркс, таким образом, гл. принимает в таком же значении, в каком принят он в халд. парафразе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010