Странствие прп. Евфросинии Полоцкой в Св. Землю. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Со 2-й пол. XVII в. утвердилось мнение, что мощи Е. почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря, в нише Благовещенской ц. О времени и об обстоятельствах их перенесения из Палестины в Киев ничего не известно, о мощах Е. в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского . В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 г. в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). В XIX - нач. XX в. жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей Е. из Киева в Полоцк. В 1832 г. такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков) , в 1840 г.- Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский) , в 1858 г.- православные жители Полоцка, в 1864 г.- 13 волостей Полоцкого у., в 1867 г.- Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров) , к-рого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов) . В 1870 г. по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской ц.). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей Е. в Полоцк, к-рое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 г. обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей Е. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором. 20 апр. 1910 г. мощи Е. были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую ц., 22 апр. после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами Е. прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской ц. в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах 1910 г. принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , греч. кор. Ольга.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Болеслава-Юрия она вошла в ВКЛ. Восточнобелорус. земли (Полоцк, Витебск), в XIII в. имевшие собственных князей, вошли в состав ВКЛ в XIV в. и сумели сохранить в отличие от Зап. Б. достаточно широкую автономию. В Полоцкой земле в XIII-XV вв. утвердился коллективный патронат бояр и мещан над местной епископской кафедрой, а также над Спасо-Евфросиниевским мон-рем. Даже в XVI в. полоцкие владыки занимали свою кафедру по челобитью здешних бояр. Полоцкий архиерей считался старшим представителем всей Полоцкой земли, его печатью (после великокняжеской) скреплялись гос. документы. В XIII-XV вв. в Зап. Руси прекратилось строительство каменных храмов. В XIV-XV вв. основывались мон-ри, но их число было несравненно меньшим, нежели в Московской Руси. В XIII-XVI вв. в ВКЛ были прославлены лишь прп. Елисей Лавришевский (на Виленском Соборе 1514) и, возможно, свт. Макарий, митрополит Киевский († 1497). Начиная с Гедимина вел. князья литов., враждуя с Московским княжеством и проживавшими в его пределах Киевскими митрополитами, предпринимали попытки устроить в своем гос-ве особую митрополию с центром в Новогрудке. Ок. 1317 г. Гедимину удалось добиться у К-польского Патриарха Иоанна XIII Глика создания Литовской епархии с центром в Новогрудке, в состав к-рой помимо Полоцкой епархии перешли обширные территории, входившие ранее в состав Туровской кафедры (с кон. XII до нач. XIV в. Туровская епархия не упоминается в источниках). В 1330 г. Литовско-Новогрудская митрополия, как ее иногда называют в лит-ре, временно прекратила свое существование. В 1-й пол. XIV в. в Новогрудке, на детинце, была возведена небольшая каменная ц. Пресв. Богородицы, можно предположить, что она являлась кафедральным собором митрополии. Попытки создания особой митрополии в границах ВКЛ продолжились и после Гедимина. В 1352 г. вел. кн. Ольгерд отправил в К-поль инока Феодорита с просьбой возвести его в сан митрополита, чего, однако, не произошло. На обратном пути Феодорит заехал в Тырново, где в нарушение канонов принял посвящение в сан митрополита от Болгарского Патриарха.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Церковь Св. Троицы в Никитниках. 1631–1634 гг., 1653 г. Фотография. 2010 г. Церковь Св. Троицы в Никитниках. 1631–1634 гг., 1653 г. Фотография. 2010 г. С изменением отношений между гос-вом и РПЦ после 1991 г. в М., как и по всей стране, стали восстанавливать церкви. По-разному шел и до наст. времени не завершен процесс возвращения церковных зданий в пользование РПЦ. Одним из первых в 1983 г. был передан руинированный Данилов мон-рь. 25 сент. 1991 г. после долгих переговоров Военно-воздушная академия освободила здание храма Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке. В храмах, бывших частью музейных комплексов, где мн. чудотворные иконы хранятся как древнейшие произведения национального искусства и культуры, прихожане могут обратиться с молитвой к древнейшим чудотворным иконам, как, напр., в ц. свт. Николая в Толмачах (в составе Третьяковской галереи с 1929) - к Владимирской иконе Божией Матери. Церковь свт. Николая Чудотворца в Толмачах. 1697 г., 1834 г. Фотография. 2014 г. Церковь свт. Николая Чудотворца в Толмачах. 1697 г., 1834 г. Фотография. 2014 г. С 90-х гг. XX в. в М. ведется активное строительство церквей. Не только восстанавливают древние, разрушенные, напр. храм Христа Спасителя, но и реставрируют сохранившиеся, но утратившие архитектурные детали (конструктивные и декоративные, прежде всего церковное завершение). Одним из главных направлений в совр. церковном строительстве остается возведение храмов в новых районах мегаполиса. Напр., ц. во имя прп. Евфросинии (вел. кнг. Евдокии) Московской в совр. р-не Котловка была построена на месте древней усадьбы Котлы, принадлежавшей святой при ее жизни (2005-2010, архитекторы И. Г. Бирюков, Л. И. Колоколов). Архитектурный облик церкви воспроизводит формы раннемосковского зодчества - одноглавый, квадратный в плане, с аркатурно-колончатыми мотивами в декоре, своеобразное решение фасада в виде единой закомары, с вписанными оконными проемами и порталами. Церковь является памятником св. семье: около храма установлена скульптурная группа с портретами св. вел. кн. Димитрия Донского с супругой и младшим из сыновей (2013, скульптор Д. В. Кукколос); внутреннее убранство напоминает о древних святынях времени преподобной - одна из местных икон воспроизводит храмовую икону Архангельского собора Московского Кремля - образ арх. Михаила с деяниями (ок. 1400, ГММК); внутренняя фресковая роспись бесстолпного пространства в стиле мастеров Ярославля ориентирована на традиции XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ЕВДОКИЯ Григорьевна Сафронова (1878-1938), мц. (пам. 3 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВДОКИЯ Александровна Шейкова (1856-1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородский святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЕВЛОГИЙ прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (1867(1872?)-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВСТАФИЙ златарь, прп. Киево-Печерский (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВСТАФИЙ Владимирович Малаховский (1880 - 1918), свящ., сщмч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВСТАФИЙ Петрович Сокольский (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович; 1870 – 1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_25.html

Вмч. Димитрий с ангелом. Мозаика. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–VI вв. Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в. Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в. Частицы мощей Д. С., миро от них и кровь великомученика неоднократно приносились на Русь церковными иерархами в разное время. Кровь Д. С. значится среди реликвий драгоценного креста прп. Евфросинии Полоцкой (1161) ( Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. Табл. XXXI). Мощи Д. С. находились в серебряном новгородском мощевике рубежа XIII и XIV вв. и в 2 суздальско-нижегородских княжеских нач. XV в.- кнг. Марии 1409/10 г. и кн. Иоанна Даниловича 1413/14 г. (Там же. С. 53-56. 4, 5), миро - в мощевике новгородской работы 1561/62 г., подаренном Семеном Трусовым, игум. Соловецкого мон-ря (впосл. митрополит), свт. Филиппу (Колычеву) (Там же. С. 59-63. 12) и в кресте-мощевике 2-й трети XVII в. из с. Большие Вязёмы (Христианские реликвии. 2000. С. 136-137. 37). В ризнице Благовещенского собора Кремля хранится ампула рус. работы кон. XVII - нач. XVIII в. для мира Д. С. (Царский храм. 2003. С. 296-297. 107). В XVII - 1-й пол. XVIII в. частицы мощей Д. С. находились помимо Благовещенского собора также в Образной палате (опись 1669) и в ризнице новгородского Софийского собора (опись 1736 - Христианские реликвии. 2000. С. 34, 114-115). В 1369 г. свт. Алексий Московский установил в числе новых седмичных постов Димитриевский в память избавления Москвы от осады вел. кн. Литовским Ольгердом: «...положили есмо пост неделю Дмитрову дни, а заговети октябра 19 день» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. Пг., 1917. Вып. 3. С. 105-110; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160; ПЭ. Т. 1. С. 642). Этот пост не укоренился в рус. церковной практике, но, возможно, повлиял на установление в скором времени (после Куликовской битвы 1380) празднования Димитриевской родительской субботы . В 1627 г. в Новгороде митр. Киприан по благословению патриарха Филарета установил особое празднование Д. С. в 4-ю Неделю Великого поста с крестным ходом в ц. во имя Д. С. на Славкове ул. по случаю бывшего там чуда, когда в храме слышались церковное пение и колокольный звон ( Бегунов. 1998; СККДР. Вып. 3. Ч. 4).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ, опубл.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62). Образ св. княгини был включен в скульптурное убранство наружных правых дверей юж. стены храма Христа Спасителя (отлиты из бронзы по моделям скульптора Ф. П. Толстого) наряду с изображениями царевича мч. Димитрия и св. Василия Блаженного и общей надписью: «Приближитеся Богу и приближится вам» (Иак 4. 8). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма образ Е. Д. был помещен в зап. части придела блгв. вел. кн. Александра Невского. В группе подвижников XV в. (по дате преставления) образ Е. Д. в княжеских одеждах имеется в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовое изображение Е. работы В.М. Васнецова вошло в программу росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896, ГТГ; см.: Гос. Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 2007. Т. 2. Кн. 1: Рисунок XIX в. С. 293-294. Кат. 1715). В 2005 г. в ГТГ прошла экспертизу икона на холсте " Св. Евфросиния Московская " , выполненная ок. 1891 г. М.В. Нестеровым (Собрание С.И. Кузьмина, Москва). В композициях Соборов Русских святых Е. Д. представлена погрудно, в куколе, в числе преподобных княгинь и праведных жен - на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собр. ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) фигура святой помещена крайней справа в 1-м ряду, в княжеском одеянии, белом плате и венце, подписана «Ефросиния». На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - Е.

http://pravenc.ru/text/187095.html

Почти одновременно с Благовещенским храмом был возведен Благовещенский придел у Ю-В угла собора Св. Архангела Михаила в митрополичьем Чудовом монастыре. Ранее нам приходилось отмечать, что именно в связи со строительством данного придела и была создана местная храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» по специальной программе святителя Киприана (Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч. II. Почитание святых на Руси. С. 109). После сноса большевиками в 1929 г. Чудова монастыря его местный образ чудом уцелел благодаря тому, что давно находился в Архангельском храме Московского Кремля (Музеи Московского Кремля, Арх. соб., 22 соб., высота 235, 5 см - на 5-7 см доска наращена позднее). Время переноса неизвестно, но вероятнее всего это произошло после кремлевского пожара 1547 г., когда « в Благовещение и во Архангеле (и у) Вознесения новыя иконы царь и государь велел поставляти» (ААЭ. Т. 1. С. 240, 247). Вслед за церковным историком Лебедевым принято связывать создание иконы с преданием о вдове св. блгв. кн. Димитрия Донского – прп. Евфросинии (=1407), в миру Евдокии, вел. кн. Московской, которая незадолго до своего преставления заказала икону Архангела Михаила и повелела поставить ее в домовой церкви Рождества Богоматери (ПСРЛ. Т. 21. М., 1913. С. 410; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 158). В ряде работ кремлевскую икону связывают с именем Феофана Грека, который в 1399 г. расписал снаружи Архангельский собор, где якобы изначально находился этот образ, чему нет никаких документальных подтверждений. Напротив, создание иконостаса Архангельского собора возможно относить ко времени возведения Алевизом Новым нового церковного строения в 1505-1509 гг. (Брюсова В.Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора//Материалы и исследования ГММК. Вып. II. М., 1976. С. 101). Небесный страж у врат рая Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Мне стало до того жаль А.А.Мечева, что я отвел его в сторону и шепнул, что я уверен в благополучном исходе и что все сейчас узнают. Что сделалось с Алексеем Алексеевичем! Он чуть не бегом бросился к столу, сел на свое привычное место и затрепетал от радости со счастливой улыбкой на лучезарном лице. Происшедшая с ним перемена была замечена присутствующими, атмосфера безнадежности разрядилась, все ожили, и через несколько минут было вынесено милостивое постановление педагогического совета, не опротестованное потом и учебным Округом. Счастливое настроение охватило членов совета так сильно, что никому не хотелось расходиться; был организован экспромтом товарищеский завтрак, на котором А.А.Мечев веселился без вина больше всех подвыпивших. В те годы, когда я встречался с А.А.Мечевым в гимназии Е.В.Винклер, я не знал, что он пользуется огромной популярностью как духовник и утешитель прибегающих к нему за моральною поддержкою. Сопоставляя все свои впечатления, я должен признать, что А.А.Мечев обладал тою духовною силою, которая способна делать чудеса. Душевная чистота, безконечная любовь, всепрощение и фактическая горячая вера, соединенные в одном человеке, должны были привлекать к нему «труждающихся и обремененных» для духовного успокоения. Там же. С.39–43; см. также с.43–45. 267 Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле был основан прп.Евфросинией Московской (1353 – 7.7.1407), в миру княгиней Евдокией – супругой блгв. Вел. Кн. Димитрия Иоанновича. Обитель почиталась Царской, и ее игумений обладали правом входить к Государыне Императрице без доклада. Игумения Евгения (Екатерина Алексеевна Виноградова, 1837 – ?), о которой идет речь в воспоминаниях, была последней (перед закрытием) настоятельницей этого монастыря (с 26.4.1893). Постриженица (15.11.1871) Борнео-Глебского Аносина женского монастыря (см. прим. 380). 270 В Москве лишь единичные приходы сохранили верность Патриарху Тихону, поминая его на ектениях и Великом Входе. В числе их были «Маросейка» и Данилов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Как крестник прп. Сергия Радонежского П. Д. сохранял особые отношения с Троице-Сергиевым монастырем. Скорее всего он финансово участвовал в возведении там каменного Троицкого собора, а на завершающей стадии передал обители исключительные права на рыбные и бобровые ловли в Терменёвском омуте и р. Воре на значительном ее протяжении. Сохранившийся подлинник акта был явно составлен в мон-ре при посещении П. Д. обители, что удостоверяет точная дата - 4 авг. 1423 г. Она символична: вклад был сделан в день памяти Евдокии , мц. Персидской (по всей видимости, патрональной святой матери П. Д.), и за день до праздника Преображения Господня. Ок. 1432-1434 гг. кнг. инокиня Евфросиния отдала в обитель свое приданое - с. Новое - для поминания П. Д. и «своих детей» (АСЭИ. Т. 1. 100. С. 80). Вдова П. Д. пережила мужа почти на 40 лет, скончавшись в 1466 г. Она владела рядом сел в Дмитрове, отдельными московскими волостями Дмитровского удела (в частности, вол. Куней), но прежде всего завещанной ей П. Д. обширной верейской вол. Илемна. Местом ее проживания был Вознесенский мон-рь в Московском Кремле, у нее сохранился небольшой штат светских лиц, в т. ч. бояр и боярынь из двора П. Д. После кончины Евфросинии вел. кн. Московский Иоанн III Васильевич вложил вол. Илемну в Троице-Сергиев мон-рь «по душам» П. Д. и его супруги на исключительных условиях: игумен обители должен был «ведать и держать» Илемну «по старине, как была Илемна за моим дядею за князем Петром Дмитриевичем и за моею теткою княгинею Ефросиньею» (подлинник грамоты сохр. в архиве Троице-Сергиевой лавры, публ. см.: АСЭИ. Т. 1. 342. С. 250). Ист.: ДДГ; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Опыт реконструкции. М.; Л. 1950; АСЭИ. Т. 1; ПСРЛ. Т. 3, 24, 25; АСЗ. Т. 1. Лит.: Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л. 1948. С. 60-62, 75-80, 102-103, 106; он же. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 713-718, 744-747; Назаров В. Д. Дмитровский удел в кон. XIV - сер. XV в.//Истор. география России XII - нач. XX в., М., 1975. С. 46-55; он же. Комментарии к актам моск. Богоявленского мон-ря//АРГ: АММС. С. 440-443, 446-447, 470-472; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991 (по указ.); Лурье Я. С. Две истории Руси XV в. П.; СПб., 1994. С. 37, 45-46; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996. С. 126-129; Кистерёв С. Н. Полная грамота И. М. Дубенского//РД. 1997. Сб. 1. С. 5-24; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.); он же. Завещание Василия I Дмитриевича: проблемы последовательности и датировки//ДРВМ. 2017. 1(67). С. 20-34; Зайцев В. В. Мат-лы по рус. нумизматике XV в. К., 2004. С. 72-93 (разд. «Монеты удельного княжества Дмитровского»); он же. «Союзные» деньги Петра Дмитриевича Дмитровского нач. XV в.//Нумизматический альманах. 2010. 1. С. 17-20; Беспалов Р. А. Литовско-московские отношения 1392-1408 гг. в связи со смоленско-черниговской и рязанской политикой Витовта и Василия I//Средневековая Русь. М., 2012. Вып. 12. С. 129-182.

http://pravenc.ru/text/2580388.html

Ист.: Житие Макария Калязинского: Древнерус. текст и перевод/Авт. вступ. ст., пер.: В. З. Исаков. М., 2008; Древнерус. патерики/Сост.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 197; Крушельницкая Е. В. Записка о Макарии Калязинском//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 308-314. Лит.: Лебедев А. Н. Описание Троицкого Колязина муж. первокл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Предтеченский Н. С. Кожино, что при р. Кашинке, Кашинского у.//Тверские ЕВ. 1891. 9. Ч. неофиц. С. 256-261; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 124; Виноградов И. А. Археол. экспедиция в с. Кожино и города Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901, 1997р. Т. 3. С. 553; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 49-53. Прил. С. XI, XVII; Пономарёва И. Г. Прп. Макарий Калязинский//Ист. вестн. 2001. 1(12). С. 64-79; Гадалова Г. С. Житие Макария Калязинского в рукописной традиции//Житие Макария Калязинского. М., 2008. С. 65-83. И. Г. Пономарёва Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/673951.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010