Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Часовня иконы Божией Матери " Игумения Святых гор " . Часовня в лаврском музее /// Епархия неизвестна Часовня. Действует.   Год постройки:2017. Ссылки:   Адрес: Украина, Донецкая область, Славянский район, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3, в здании братской трапезной. Часовня находится в помещении лаврского музея в месте перехода к лестнице, ведущей с первого этажа на второй и третий этажи здания братской трапезной. Координаты: 49.029023, 37.56817 Проезд:до Успенской Святогорской лавры. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В помещении Лаврского музея в месте перехода к лестнице, ведущей с первого этажа на второй и третий этажи здания братской трапезной, была устроена часовня в честь образа Пресвятой Богородицы «Игумения Святых Гор». Часовня представляет собой небольшое вратарного плана арочное помещение. На сегодняшний день уже полностью окончена роспись часовни, проводившаяся с 2016 по 2017 годы. В том же 2017 году состоялось её освящение. 24 сентября, в день празднования Собора преподобных отцов Святогорских, его совершил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время своего визита в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру по случаю торжеств в честь юбилея обители. По благословению наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения роспись выполнялась мастерами-иконописцами Андреем Баботенко (ведущий иконописец, 12 лет опыта в иконописном деле), Андреем Алексенко (до этого принимал участие в росписи храма преподобных отцов, в подвиге просиявших и вместе с Сергеем Ходоровским - часовни преподобных отцов Киево-Печерских. Имеет 8 лет опыта в иконописном деле). Частично в росписи часовни в Лаврском музее участвовали Сергей и Виктория Ходоровские. Центральная часть часовни посвящена Пресвятой Богородице, Её образу «Игумения Святых Гор». Божия Матерь изображена в полный рост с жезлом в руке, по бокам Её изображены святители Николай Чудотворец и Герман Константинопольский. Этот сюжет заимствован из жития преподобного Германа Святогорского, которому Царица Небесная явилась именно в таком образе в сопровождении этих двух святых. В клеймах рядом с Пресвятой Богородицей написаны Её праведные родители, Богоотцы Иоаким и Анна.

http://sobory.ru/article/?object=51399

под Высочайшим покровительством общества истории и древностей российских соревнователем: В 2-х ч. СПб., 1836. Краткое описание жизни… иеросхимонаха Макария. Краткое описание жизни и подвигов старца Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Одесса, 1901. МДА Московская Духовная Академия. Очерк жизни… архимандрита Германа. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа/Сост. А.Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. РГАДА Российский Государственный архив древних актов. РГБ Российская государственная библиотека. РГИА Российский государственный исторический архив. Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собр. игуменом Иассоном. М., 1906 . Спасо-Илиодоровский скит… Спасо-Илиодоровский скит Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, основанный на месте пустынных подвигов схиархимандрита Илиодора: В память избавления государя императора Николая Александровича от опасности в Японии в 1891 г.: С кратким очерком жизни старца Илиодора и одного из учеников его схимонаха Артемия. Одесса, 1899. Списки иерархов и настоятелей… Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви/Сост. П. Строев. М.-СПб., 1877. Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский . Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский : Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. ЧОИДР Чтения в обществе истории и древностей российских. Чудотворная икона… Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская: Очерк явления иконы и описание чудес, от нее происшедших. 2-е изд. Одесса, 1907 . При ссылке на другое издание этой же книги указываются место и год издания. Примечания издателей Публикуемый труд схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь» был написан им как диссертация на соискание степени доктора богословия. В соответствии с авторским текстом сокращение имени автора дано в виде букв «А. И.» – архимандрит Иоанн. О том, что автор был схимником, стало известно после его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Из села Высочиновки, Змиевского уезда, писал от 27-го сентября А. Ф. Ковалевский: „Имею честь почтительнейше поздравить Вас с близящимся днем Ангела вашего. Молитвенно желаю Вам от Господа доброго здравия, успешных занятий в высоком теперешнем послушании вашем для Св. Всероссийской Церкви, и вечного спасения – сего желаний края для души боголюбивых. Благодарю Вас от глубины души за милостивое принятие моего труда – акафиста Богоматери Неопалимой Купине. Получаю очень отрадные для меня отзывы о нем, из чего заключаю, что видна была особая воля Божия этому акафисту написатися. Действительно, на св. Руси, столь много страдающей от пожаров, он очень не лишен, и я очень доволен, что Святогорскому отцу архимандриту Герману 1466 пришла мысль подвигнуть меня на его написание и, чрез брата своего, живущего в С.-Петербурге, выхлопотать ему довольно скоро разрешение к печати, да и издал он его довольно опрятно и хорошо, не жалея издержек. Мною написана еще служба Ахтырской иконе Богоматери, полуелейная, без акафиста, для Ахтырского собора и Святогорской пустыни, имеющей престол у себя во имя этой иконы, —60— 1883 г. главной святыни епархии нашей. Служба эта, говорят, тоже разрешена к печати, но еще не видел ее печатную. Издают ее Ахтырские соборяне, а не Святогорская пустынь, хотя писал я ее тоже по мысли и просьбе отца Германа. Праздник Успения Богоматери сего года провел я дома, только вернувшись из Киева, где пробыл с 31 июля по 12 августа; во Успение и там не решился остаться, избегая многолюдной толпы, чрез это и в Святые горы не поехал, зная, что и там многолюдство всегда очень велико в этот день. С Владыкою нашим лично я незнаком, да признаться – и особой охоты к тому как-то не чувствую: со времени отбытия вашего из Харькова, как-то стал он для меня мало заманчив в отношении духовном. Скажу Вам откровенно, всякие поездки все более и более делаются мне неудобны по душе: что в уединении и безмолвии соберешь за месяцы, то смотришь в несколько часов растеряешь в поездках. Вот и последняя поездка моя в Козельщину и Киев, хотя и богомольная, и чуждая всяких мирских свойств, все-таки холод и пустоту принесла в результате своем для души, так что нескоро опять вошел в прежнюю колею келейного безмолвия. Впрочем, в Киеве и немало утешений духовных Господь даровал, из-за которых можно еще помириться с неудобствами душевными поездки туда, а вот в отношении Харькова и этого сказать не могу, поэтому и стараюсь подалее от него держаться; вот идет пятый год, как там был, и без особой крайней нужды вряд ли туда скоро поеду. С Владыкою же не теряю надежды и дома познакомиться, когда будет при обозрении Епархии в нашем городке Змиеве. Доселе еще не был, но когда-либо верно же будет. Письменно я с ним знаком: он весьма милостиво принял от меня св. икону, посланную ему при прибытии его на епархию нашу, и почтил меня собственно ручным письмом,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископ Харьковский Макарий предоставил право самому К.Д. Хрущеву выбрать настоятеля монастыря. Выбор Константина Дмитриевича пал на игумена Евстартия, настоятеля Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Владыка одобрил выбор и назначил игумена Евстратия настоятелем Свято-Димитриевской обители. В первые годы малочисленной братии монастыря пришлось пережить много неприятностей. На содержание братии К.Д. Хрущев выделял небольшие средства и не спешил обустраивать келии, монахи жили рядом с лошадьми и другими домашними животными. Игумену Евстратию долгое время никак не удавалось отказать К.Д. Хрущеву от устройства обители в с. Рясное, только визит настоятеля Святогорского Успенского монастыря отца Германа убедил основателя, что монастырь стоит устраивать подальше от села. В 1869 г. архиепископ Харьковский Нектарий основал Свято-Димитриевскую обитель на новом месте. В 1870 г. монастырь оставил настоятель архимандрит Евстратий, который поссорился с К.Д. Хрущевым. Исполнение обязанностей поручилось последовательно иеромонахам: Антонию, Иллариону, Илиодорию. В течении пяти лет, прошедших с момента основания обители на новом месте, строительство велось очень активно, и в 1874 г. она украсилась прекрасным храмом с серебристыми куполами, высокой колокольней с большим колоколом над святыми воротами, был построен братский корпус с 28 кельями, обитель ограждена широким каменным забором со множеством башен, начато строительство трапезного корпуса с небольшим храмом. Однако малочисленная братия все это время жила на господском дворе, богослужение проходило в маленькой церкви, построенной еще в 1868 г. около приходской колокольни. В 1871 и 1874 г.г. К. Д. Хрущев составил два духовных завещания, по которым жертвовал в вечное владение монастыря 4434 десятин земли и 100 000 руб. в процентных выкупных удостоверениях и пятипроцентных билетах государственного банка при условии, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты шли на содержание монастыря, училища и богадельни. Харьковское епархиальное начальство не полагалось справедливо на силу духовного завещания и просило жертвователей сделать дарственную запись, что он со временем пообещал, но в 1876 г.

http://sobory.ru/article/?object=47242

Перед переходом в иную жизнь игумен Филарет благословил братию и со смирением просил у всех прощения и молитв о себе... В молчании и уединении встречал приближающуюся кончину. Господь благословил ему в духовной радости провести первый день Пасхи. В час пополуночи под понедельник он причастился Святых Таин, а в 6 часов 30 минут утра старец Филарет мирно скончался. Это было 31 марта 1841 года. Знаменательно, что в этот же день совершалось празднование Иверской иконе Божией Матери, которую о. Филарет получил в благословение при переходе на настоятельство в Глинскую пустынь. «Иеромонахи и послушники, старцы и юноши равно оплакивали своего великого старца – отца, который, как святой, лежал в гробу, издавая благоухание от труженического мертвого своего тела» (Очерк жизни Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа. 1894. С. 31). Один из послушников спросил о. Арсения (Митрофанова): «Не положено ли было в гроб каких благоуханий земных?» Отец Арсений, который присутствовал при облачении и положении во гроб свято почившего старца, удостоверил его, что никаких благоуханий не было там положено, а что это благоухание есть возмездие от Бога потов и трудов его преподобных. В самой смерти блаженного старца Филарета, когда все собравшиеся священнослужители в праздничных ризах возносили к Богу победные над смертью пасхальные песнопения, казалось, был залог вечного блаженства почившего в Царствии Небесном. Похоронен был настоятель Филарет «согласно его завещанию у прага храма, да поминают все входящие в храм Господень» (слова, сказанные старцем при приготовлении себе смертного покоя). Последним его предсмертным завещанием было: «Имейте, братие, мир и любовь между собою, а я, если обрету у Господа дерзновение, то верую, яко обитель наша не оскудеет. Вы же сотворите любовь, поминайте меня отцом своим, аще аз и недостойный, и обрящете благодать от Бога». И поистине игумен Филарет не оставил духовных чад своим предстательством перед Богом. Он являлся неоднократно своим ученикам или почитателям, предсказывая им день кончины, подавая необходимые советы, спасительные наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Можно было бы привести много других примеров дара прозрения, которого сподобился старец Филарет за свою богоугодную жизнь. Так, однажды проездом из Киева заехали к старцу Филарету в Глинскую пустынь мать с дочерью. Получив в беседе с настоятелем много мудрых духовных советов, наставлений, они собрались было уже уходить, как вдруг отец Филарет неожиданно слегка ударил своим игуменским посохом Елизавету – дочь матери и сказал: «Привыкай к этому, – когда сама будешь носить, то будешь знать, как им пользоваться». Пророческие слова настоятеля сбылись. Елизавета впоследствии стала Верхо-Харьковской игуменьей Емилией. Дар прозорливости способствовал о. Филарету в осуществлении внешней преобразовательной деятельности в Глинской пустыни. Велика была сила молитв старца Филарета, и многочисленные случаи исцелений свидетельствуют об этом. Однажды один крестьянин с сильной головной болью приехал на монастырскую мельницу. В то время там был о. Филарет; он взял больного за голову двумя пальцами, и болезнь тотчас же прошла. Современники называли о. Филарета «старцем святой жизни». «Олицетворяя в себе тип древнего иночества и настоятельства по образу великих светил иночества: Пахомия, Евфимия, Саввы и других восточных и отечественных наших преподобных, игумен Филарет с великою мудростью духовною и прозорливостью соединял особую кротость и любовь ко всем ближним. Эта любовь выражалась в нем преимущественно в желании и стремлении всех спасти и привести в духовное о Христе совершенство... Это был и настоятель, и вместе любвеобильный отец для всей своей братии, которою руководил он не столько строгостью, сколько любовью и собственным примером святого иноческого жития. Отец Филарет воздвиг Глинскую пустынь «на степень благоустроеннейшего в духовном отношении монастыря» (Очерк жизни Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа. 1894. С. 25). Труды о. Филарета не могли остаться незамеченными. «За отлично усердную службу» 20 января 1829 года он был награжден золотым наперсным крестом из кабинета императора Николая I (весом 15 золотников). «За примерное поведение и попечительность в благоустройстве обители» 1 марта 1835 года о. Филарету был вручен игуменский посох. 14 марта 1839 года «за прохождение настоятельского служения с отличным усердием и особенно пользою для обители» о. Филарет был возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ясно было, что нужно и нам построить храм, чтобы иметь возможность и свободу в отправлении богослужений во всей полноте, требуемой чиноположением Церкви. А если поручить богослужение монахам, то нужно устроить для них и келлии. Таким образом выходит, что нужен монастырь. Устроение самостоятельного монастыря – дело большое, требующее много времени и средств, как для его постройки, так и для обеспечения содержания братии. Решило все участие в деле о. Германа, настоятеля знаменитой Святогорской пустыни, которая в силах устроить необходимые помещения для монашествующих и прокормить их на первое время, а для управления ими поставить от пустыни благонадежного иеромонаха, в зависимости от ее настоятеля. Так, как бы само собою складывалось иноческое общежитие, известное у нас при больших монастырях под именем скитов. Итак, построим скит, и в память чудесного спасения Царя , назовем его: “Святогорский Спасов скит”. Не теряя времени, на Страстной же неделе, я написал о нашем намерении частное письмо Г. Обер-Прокурору Свя- тейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву , прося его совета и, если можно, ходатайства о Высочайшем соизволении на наше предприятие. Ни в живом участии Г. Обер-Прокурора, ни в Высочайшем разрешении я не сомневался. Приходилось только подождать разрешения. Между тем, надобно было готовить и средства. Мы с о. Германом поделили дело пополам: я принял на себя сооружение храма со всеми принадлежностями, а он – монастырскую обстановку. Но у него средства готовы, а мне надобно было их искать. Но я всегда веровал и видел раньше на собственном опыте, что на храмы Божии в нашем отечестве, по крупицам, но непременно собираются средства, и при усердии строителей они не остаются не оконченными. Если изнемогают одни деятели на этом поприще, на их место находятся другие. Но в настоящем случае я с изумлением увидел, как от народа, возбужденного чувством радости о спасении Царя и благодарности к Богу, потекли жертвы, явились сотрудники, воодушевились художники и ремесленники, и то, что обыкновенно делается годами, совершилось в три месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   Старец Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор//Курские епархиальные ведомости. 1895. 23. С. 478.    Краткое сказание о жизни монаха Досифея Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. С. 49.    Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. Харьков, 1894. С. 35—36.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 122—123.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91. Из воспоминаний настоятеля Угрешского монастыря архимандрита Пимена известно, что незадолго до своей кончины игумен Евстратий ездил на родину и по дороге дважды заезжал в Угрешский монастырь (Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР. Кн. 3. Отд. 2. М., 1876. С. 62). Точная дата кончины о. Евстратия в документах не упоминается. На сохранившихся документах последний раз подпись игумена Евстратия встречается 7 апреля 1855 г. (ОР ГБЛ, ф. 213, к. 109, ед. хр. 30, л. 3); новый настоятель был назначен в Глинскую пустынь 19 октября 1855 г. (Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91).    Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898. С. 164.    Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря Анатолий, архим.//Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 563.    Там же. С. 564.    Там же.    Там же. С. 565.    Там же.    Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898. С. 164.    Там же.    Там же.    Лебедев Л. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь//ЖМП. 1989. 8. С. 67.    Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898. С. 164.    Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря Анатолий, архим.//Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 565.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

В церкви же препод. Платона и св. муч. Татианы чтится их местная храмовая икона. Теперь там нечто в роде скита, в котором до 100 человек братий. Богослужение, уставы и чиноположения в нем почти одинаковы с монастырскими. – Местность, на коей стоит эта обитель иноков, очаровательна. Оттуда открывается вид к Афонскому перешейку и на оба морских залива: Свято-горский (Монте-Санто) и Иериссовский, которые разделяет и перешеек. За ними вдали виднеется хребет Македонских гор, а еще дальше, влево, высокие горы Олимпийския. На берегу моря или залива святогорского есть две пристани, одна от другой расстоянием версты на две, к которым от скита ведут две прекрасный дороги. Недалеко от сего скита, на одной из высот Афона, именуемой по-гречески «Мегали-Вигла», а по-русски – «Великая стража», Афонский подвижник преподобный Марк, ученик св. Григория Синаита , видел Царицу Небесную на превознесенном божественном престоле, в чудной красоте и царственной славе. Ее окружало множество небесных сил, воспевая Ея величие и достоинство. Богоматерь оттуда осеняла всю гору и, проливая на нее свет благодати, ограждающей Ея земный жребий от мира и соблазнов его, стала как-бы неусыпающим стражем для спасающихся. Между тем, начиная от св. Афанасия и Петра Афонских, множество Афонских иноков, окружая престол Царицы Небесной, вместе с Ангелами, стояли как-бы стражами святой горы, осияваясь светом небесным и блистая как огненные столпы, в означение того, что при державном покрове Божией Матери они остаются для Афона твердым ограждением (см. Афонский патерик). Вблизи скита строится новый кладбищенский храм в честь чудотворных икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской. Кроме того, на кромичной земле устроено несколько пустынных келлий с церквами, а именно: 1) Преподобных Зосимы и Савватия соловецких и Сергея и Германа валаамских чудотворцев, близ скита, на холме, иждивением разных благотворителей, при содействии схимонаха Серафима (Сергия Павловича Калмыкова). При ней пчельник. 2) Св. Василия Великого , верстах в полутора от скита, по дороге к морю, келлия безмолвная, в горах. Устроена иждивением почетного гражданина Василия Ивановича Сушкина; церковь освящена о. архимандритом Макарием в 1873 г. При ней масличный сад. 3) Иверской Божией Матери, на берегу моря, близ пристани, на широкой равнине. Об этой келлии упомянуто выше. При ней масличный сад. 4) Св. великомученика и целителя Пантелеймона, о коей упомянуто выше, близ Иверской келлии. При ней пчельник. 5) Святителей: Петра митрополита московского и Тихона Задонского , близ другой главной пристани. Устроена иждивением московского купца Петр Ивановича Протопопова и тульского купца Ивана Сергеевича Белобородова; освящена о. архимандритом Макарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 5) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 5) Честь добродьтелем Макарие Великий,Градскии же — хвала благочестия… Честь добродьтелем Макарие Колязиньскии,Унежъскии же — хвала благочестия… В другом тропаре 4-й песни соловецкий пустынножитель Савватий уподоблен отшельнику Петру Афонскому (тр. 3), а сподвижник Савватия Герман Соловецкий — основателю святогорской Великой лавры Афанасию Афонскому (тр. 6). Основанием для этих уподоблений послужил признак духовно-топографический, в соответствии с которым уподобляются прежде всего святые места (Соловецкий остров и Святая Гора Афон), а затем — подвизавшиеся в этих местах святые. Уподобление в данном случае осуществлено благодаря устойчивому представлению русского религиозного сознания о том, что Соловки — это и есть “русский Афон” 16 . Ср.: У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 3; п. 1, тр. 7) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 3, 6) В пьснех да восхвалится Петр,постивыйся в горе Афоньстъи изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Афанасия, иже в горъ Афоньстъи свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи…. В пьснех да восхвалится прехвалный Саватие, постивыйся в Соловецком отоцъ изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Германа, иже во отоцъ Соловецком свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи… Принцип “уподобления” был использован иноком Сергием и при создании им других песен “Канона”. Например, в 3-м тропаре 5-й песни “Канона” он подыскал агиотип для “троицы” святых ярославских князей-иноков — Федора Черного и его сыновей Константина и Давида, которых уподобил “троице” византийских святых — Ксенофонту и его сыновьям Иоанну и Аркадию. Основанием для такого “замещения” послужило сходство одной семейной “троицы” — отца и двух его сыновей — с другой такой же преподобной “троицей”. В 4-м тропаре той же песни инок Сергий нашел агиотип для еще одного русского преподобного — Павла Обнорского, уподобив его (с помощью приема “замещения”) преподобному Герасиму Иорданскому. Общим признаком, послужившим основой для их уподобления, стал образ жизни обоих подвижников, обитавших вместе с дикими зверьми и деливших с ними хлеб и молитву. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010