Лествица, 27 (PG 88, 1097В). 155 Ер. 2 (PG 32, 228А). 156 Творения аввы Исаака Сириянина (Слова подвижнические), Сергиев Посад, 1911; репринтное издание Донского монастыря и издательства «Правило веры», М, 1993; слово 2, с. 10. 157 Своими дальнейшими рассуждениями я во многом обязан фундаментальному исследованию I. Hausherr, " L " hesychasme. Etude de spiritualite " , Orientalia Christiana Periodica xxii (1956), pp. 5–40, 247–85. Эта работа была переиздана в сборнике статей о. Иринея (Хошера) «Hesychasme et Priere», Orientalica Chrisitiana Analecta 176 (Rome: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1966), 163–237. 158 Достопамятные сказания., Арсений, 1, 2, с. 18. 159 On the Clerical Office 1. 3, 9 (PL 16, 26B). 160 Лествица 27 (PG 88 1100A). 161 Достопамятные сказания.., Антоний 24, с. 15. 162 Патриарх Филофей, Житие св. Исидора, 22//Записки Историко–филологического факультета Императорского. Санкт–Петербургского университета, XXVI. Спб, 1905, с. 21–26. 163 Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В–574В). 164 Discourses 5, 122–141: 6, 153–161: ed. Krivocheine, 1: 286–8 2 260–28; tr. DeCantazaro, 93, 123. 165 Достопамятные сказания… Пимен 27, с. 138. 166 Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554. 167 Лествица 27. Эта же фраза повторяется у св. Григория Синаита: St Gregory of Sinai, On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B). 168 On Prayer 70 (71) (PG 79: 1181C), tr. Philokalia, 1: 164. 169 On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B), tr. Philokalia, 4, 3. 170 The Book of the Poor in Spirit, 2. 3 2: ed. Kelley, 151. 171 On Commandments and Doctrines 113 (PG 150: 1280A), tr. Philokalia 4: 238. 172 Лествица, 27 (PG 88: 1100А); 40 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 173 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 174 The Book of the Poor in Spirit, 2. 3. 2: ed. Kelley, 151. 175 Homily 35(37): tr. Wensinck, 174; tr. Miller, 182. Выше, в статье «Непрестанно молитесь», эта цитата приводится в более развернутом виде. 176 Homily 35(37): tr. Wensinck, 112; tr. Miller, 1116 См. также в «Странная, но все же близкая… " . 177

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

СПб., 1911. Т. 1. С. 604—605 86 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 26. С. 70 87 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 32. С. 85 88 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 35. С. 89—90 89 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 35. С. 90—91 90 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 35. С. 92 91 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 528 92 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 93 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 556—557 94 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 571 95 св. Василий Великий. К Амфилохию, о Святом Духе/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 607 96 митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катихизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия Русской Православной Церкви Заграницей, 1989. С. 53 97 митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катихизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия Русской Православной Церкви Заграницей, 1989. С. 54 98 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 571 99 митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катихизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия РПЦЗ, 1989. С. 56—57 100 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 3. С. 195 101 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 4. С. 196—197 102 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

Бирин Афанасий, сотский. 127. Благовестов Иван, ученик. 129. Богдановский Дмитрий, ученик. 32. Быков Иван, ученик. 32. Быков Иван, ученик. 105. Быстрицкий Семен, префект, 18, 35, 56, 57, 62, 66–70, 73, 81, 114. Беляевский Василий, ученик. 82. Беляевский Иван, ученик. 32. Варваринский Дмитрий, ученик. 114 Варлаам (Леницкий), епископ Суздальский. 5 Васильев Иван, пономарь. 58. Введенский Алексей , учитель. 89–99 и в конце книги дополнение. Великосельский Афанасий, см. иеромонах Антоний. Величковский Фёдор, ученик. 32, 33. Венедикт, игумен, учитель. 77–78. Взорновский Иван, ученик. 71. Виктор (Онисимов), епископ Владимирский и Суздальский. 85, 90. 101, 102. Виноградов Иван, ученик. 71, 72, Волгин Иван, ученик. 137. Волицкий Гавриил, ученик. 131–32. Володский Алексей, учитель. 91–92, 99, 190, 129. Гарин Иван, ученик. 187. Гедеон, иеродиакон. 29. Гедеон, иеродиакон Суздальского монастыря. 123. Геннадий (Драницын), епископ Суздальский. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20 прим. 2, 22, 27, 23, 29, 39, 31, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 46, 47, 43, 06, 70, 7 2, 73, 78, 79, 94, 102, ПО, 111, 130, 134, 135, 149. Гервасий (Линцевский), архимандрит, ректор. 23, 26, 63–66, 74, 75, 84, 88, 89, 106. Глазов Ефим, ученик. 126–28. Глоарский Михаил, ученик. 100. Глебов Алексей, учитель. 86–87, 89, 105. Григорьев, поручик. 40, 41. Григорьев Михаил, священник. 137. Гуляев Козьма, ученик. 130. Денис, целовальник. 127. Димитрий, диакон. 53. Димитрий, поп. 136. Димитрий, сын священ, с. Бородина. 94. Димитрий (Грозинский), архимандрит, ректор. 26, 27–29, 31, 44, 40, 06, 78. Диомидов Макар, ученик. 135. Дмитриев Алексей, ученик. 72. Доброгорский Семен (в монашестве Соломон), ректор. 21, 20, 34, 35, 37, 39, 45–63, 64, 60, 67, 68, 69, 73, 74, 82, 83, 114, 119, 121, 133, 136, 137. Ежев Андрей, ученик. 187. Елизавета Петровна, императрица. 3. Елисеев Пётр, ученик, 114. Емельян, целовальник. 127. Ефремов Алексей, купец. 124. Ефрем, архимандрит Спасоевфимиева монастыря. 33, 73. Жарковский Василий, ученик. 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот же день, в другой зале дворца давался обед для свиты Ольги. 18 октября дан был во дворце другой обед в честь Ольги и её свиты. В одной зале, где обедала свита Ольги, присутствовал царь, в другой же, где обедала Ольга, царица с семьей. Есть возможность вычислить как велика была свита Ольги, потому что в придворном журнале указано, кому какие дары сделаны были после обеда. Оказывается, что мужской персонал свиты, приглашенный к обеду, простирался до 88 человек, женский до 35. Княгиня Ольга получила в подарок от двух до трех сот рублей и золотое блюдо, может быть, то самое, которое видел в храме Св. Софии архиепископ Антоний. В свите Ольги находилось, между прочим, духовное лицо, священник Григорий. Все заставляет думать, что этот священник привезён был Ольгой из России что, следовательно, она была уже христианкой, когда прибыла в Константинополь. Если же это так, то общепринятое мнение о крещении Ольги в Константинополе имеет за собой мало достоверности, или, чтобы, отстоят его, следует предполагать еще другое путешествие ею в Константинополь. По моему мнению, Ольга посетила Константинополь не ради принятия христианства и не с военною целью. Цель её посещения может быт понята, если обратим внимание на состав её свиты, принимаемой во дворце и награждаемой подарками. Без сомнения, во дворце принимали не всех прибывших с княгиней, – о матросах, например, нет и помину, военные люди представлены в небольшом количестве. Из 88 человек, приглашенных к столу, было 44 торговых людей, или по тогдашнему выражению гостей, и 22 поверенных или послов от русских бояр ( οι αποχρισιαριοι τϖ ν αρχοντων Ρωσιας). Очевидно, главнейший элемент в свите был не военный, а торговый; 22 представителя от бояр могут указывать на такое же число городов или волостей по которым сидели подчиненные русскому князю правители. Мы усматриваем, таким образом, здесь выраженными торговые и земские интересы, которые уже в X веке находились в значительной зависимости от правильных сношений с Византией. Путешествие Ольги иллюстрирует договоры с Греками, в которых также сильно выступает стремление установит мирные сношения с империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

27 Свящ. Г. Титов. Цит. соч., стр. 62. 28 Свящ. Г. Титов. Цит. соч., стр. 113. 29 «Пророка воставлю» — это слово, понимаемое в собирательном смысле, относится и ко Христу — Пророку и Пастырю, почему в нашем синодальном переводе это слово пишется с большой буквы. 30 Св. Григории Богослов. Творения, ч. 1, 3-е Слово, стр. 60. 31 Е. Берсье. «Беседы». СПб, 1893, том 3, стр. 142. 32   33 Тропарь 3-й Последования великого освящения воды. Церковная служба на св. Богоявление. М., изд. Моск. Патр., 1948, стр. 15. 34 Маргарит. М., 1892, стр. 185. 35 Прот. Иоанн Сергиев. «Созерцания и чувства христианской души». СПб, 1905, стр. 98. 36 Св. Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. СПб, 1880, стр. 89. 37 Д. Боголепов. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия, изд. 3. М., 1889, стр. 186. 38 С другой стороны, следует обратить внимание, что случай с ап. Петром показывает, как сатана орудиями и еще чаще предметом своих искушений избирает иногда самых высоких по вере и благочестию людей (А. Иванов. Руководство к изъяснению Св. Писания Нового Завета. Киев, 1886, стр. 306). Отсюда видно, насколько пастырь должен быть духовно мудр, чтобы разобраться во всех кознях диавола, который иногда преображается и в светлого ангела, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). 39 Прот. Евгений Попов. Письма по пастырскому богословию. Пермь, 1847, ч. 3, стр. 88. 40 Архиеп. Антоний, там же, стр. 89. 41 Св. Димитрий Ростовский. Творения. М., изд. Сойкина, 1910, т. 1, стр. 930. 42 Епископ Неофит Велички. Пастырское богословие с каноническо право. София, 1910, стр. 211. 43 Маргарит. М., 1892, стр. 168. 44 Архиеп. Антоний (Храповицкий). Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909, стр. 73. 45 Культурное руководство (нем.) 46 Св. Димитрий Ростовский. Цит. соч., стр. 930. 47 Митр. Варфоломей. О пастырском служении по св. ап. Павлу. ЖМП, 1952, стр. 46. 48 Архиеп. Антоний, там же, стр. 75. 49 Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб, 1905, т. 4, стр. 519. 50 Цит. по Еп. Дамиан. Руководство по предмету Пастырского Богословия, тит. лист отсут., стр. 122—123.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

7 . Антоний (Блум), митроп. Учитесь молиться. Пер. с англ. М. 1999. 122. 8 . Антоний (Галынский-Михайловский), архиеп. Путь умного делания: О молитве Иисусовой и Божией благодати. Красногорск 1999. 80. 9 . Антоний (Галынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой и Божией благодати. Красногорск 2000. 367. 10 . Беседа об Иисусовой молитве. Спб. 1994. 11 . Беседа об умосердечной молитве старца с одним учеником и одним монахом-афонцем. Курск 1912. 12 . Беседы о молитве Иисусовой. М. 1998. 509. 13 . Благодатное действие молитвы Иисусовой/Сост. иером. Стефан [Куртеев]. М. 2 1897. 32. 14 . Большаков С.Н. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру (личные воспоминания и встречи). Брюссель 1971. 2 1991; Краснодар 1991. 63. Люберцы 1992. 30; М. 1995. 64. пер.: Bolscbakov S. N. Auf den Höhen des Geistes. Gespräche eines russischen Mönches über das Jesus-Gebet. Wien 1976. 88. пер.: Bolshakoff S. Luce del Tabor. Gradi superiori di preghiera e l " esperienza della trasfigurazione. (Ricordi personali di incontri con esicasti). Fratocchie 1972. 15 . Бунге Гавриил, иером. Скудельные сосуды: Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Пер. с нем. Рига 1999. 217. пер.: Bunge Gabriel. Vasi di argilla. La prassi della preghiera personale secondo la tradizone dei santi padri. Bose 1996. 232. (каталанский) пер.: Bunge Gabriel. Vasos de terrissa. La praxi de la pregaria cristiana segons la tradicio dels Padres. Montserrat 1998. 16 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы»//ВРЗПЭ 1952. 10. 35–38. же://Он же 1 .52), 32–38. пер.://ВРЗПЭ 1951. 7–8. 55–59. 17 . Вениамин (Федченков) , митроп. Молитва Господня: Из творений. М. 1996. 224. 2 1998. 18 . Герман, схиигумен. Заветы о делании молитвенном. Берлин 1923. Platina, СА 1984· 19 . Григорий Нисский , св. О молитве: С истолкованием молитвы Отче наш . М. 1999. 94. 20 . Дунаев А. Г. История Иисусовой молитвы и «Макариевский корпус». [Вопрос о происхождении Иисусовой молитвы. Иисусова молитва на Руси. История Иисусовой молитвы]//Преп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания 4 .540). Кн. 1. Ч. 2. Гл. 4. 245–301.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   Преп. Антоний Великий. Наставления. § 61//Добротолюбие. Т. 1. С. 45.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 56 на Деян.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 312, 354.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 35.    Иеросхм. Макарий Оптинский//Указ соч. С. 399—400.    Там же. С. 703.    Архиеп. Филарет Черниговский. Слова и речи. Слово в день апп. Петра и Павла. С. 427.    Преп. авва Дорофей. Поучение 13.    Еп. Петр. Наставление и утешение в скорби. С. 14.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 43 на Деян.    Там же. С. 158. Ср.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. T. V. С. 39—40.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6. Гл. 9.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 42 на Деян. С. 374.    Буго, еп. Лявальский. Смысл страданий. М., 1911. С. 41.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X. Беседа 26 на 2Кор. С. 694—695; свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, § 420. С. 274—275.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 121—122.    Опт. старец Анатолий. Письма. С. 127.    Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. Вып. I, п. 88. С. 122.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. X. С. 694, 470.    Цветник духовный. Ч. II. С. 36; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 129.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. п. 50. С. 61.    Преп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном. Гл. 9.    Епископ Буго//Указ. соч. С. 23.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 15; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. П. 59. С. 130.    Жизнеописание монахини Елецк. монаст. Магдалины. С. 31.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3, § 82.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к инокам. С. 239—240.    С. Четвериков. Старец Амвросий. С. 136.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 564.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 45; игум. Антоний. Письма, п. 149. С. 179, иеросхм. Макарий. Письма к мирским особам, п. 79. С. 183.    Иеросхм. Арсений. Маргарит. С. 165.    Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. T. III. М., 1861. Слово в день обретения мощей преп. Сергия во время губительной болезни. С. 77.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

[ix] Захария (Захару), архимандрит. Христос как путь нашей жизни. — Изд. 1-е. — Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь и др., 2002. — С. 141. Очень интересно говорит о трех периодах в духовной жизни христианина на примере истории Исхода израильского народа из Египта митрополит Антоний Сурожский (см.: Антоний (Блум), митрополит. Школа молитвы. – Клин: Христианская жизнь, 2001. – С. 21-42). [x] Захария (Захару), архимандрит. Указ. соч. С. 134. [xi] Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. — С. 88. [xii] Там же. С. 64. [xiii] Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. — С. 347, 363-364. [xiv] Даже слушая беседы архимандрита Софрония в записи, замечаешь, как иногда дрожит его голос от слез умиления, когда он говорит о Боге или о старце Силуане. И если отец Софроний не мог сдержать этих слез на людях, то можно только догадываться, какая любовь охватывала его на молитве, когда предстоял он Возлюбленному Господу наедине — лицом к Лицу. «И ничто иное, как только святая любовь источает слезы из сердца христианина. Писание говорит, что Иисус, …возлюбив Своих сущих в мире, ДО КОНЦА ВОЗЛЮБИЛ ИХ (Ин. 13: 1). И лишь этим до конца объясняется Его кровавый пот в молитве Гефсиманской. Там, где нет любви, — нет слез, хотя бы аскетический подвиг принимал крайние формы… Когда смиренный дух владеет нами, тогда льются слезы из “глубины” сердца. Об этом плаче говорит Христос: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5: 4). Каким утешением? В данном случае — утешением, исходящим от Духа Святого, Которого Христос именовал УТЕШИТЕЛЕМ; утешением не психологического или физиологического порядка, но ОНТОЛОГИЧЕСКОГО, относящегося к Божественной вечности» (Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. — С. 63). [xv] Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. — С. 55. [xvi] Там же. С. 80. [xvii] Там же. С. 35-36. [xviii] Софроний (Сахаров), архимандрит. Подвиг богопознания: Письма с Афона (к Д. Бальфуру). — Изд. 1-е. — М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, «Паломникъ», 2001. — С. 46.

http://pravoslavie.ru/52090.html

Эти слова принадлежат, по-видимому, издателю книги бакалавру богословия Владимиру Панковцу, так как автор пространного жизнеописания владыки Антония (с. 21–88) под названием «Ваш Богомолец Смиренный Старец» (уже само написание этих слов говорит о многом) неизвестен. На этой же, 21-й, странице дается такая характеристика старцу: «Истинный христианский философ, автор выдающегося труда в отечественном богословии (?), премного возлюбленный Господом и оклеветанный сатаной как ни один (?) святитель во все века (?!), разрешивший (!) переданный Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом на усмотрение Вселенского Собора церковный вопрос об имени Иисуса Христа (?), раскрывший тайну спасения (?!), написавший совершенное (!) руководство в делании молитвы Иисусовой и преподнесший в дар Пресвятой Богородице акафист Царице Небесной Афонской Игумении (логика — ?), — архиепископ Антоний дан в наставники самим Духом Божиим». Казалось бы, больше сказать невозможно, — ан нет! На последней странице обложки этот панегирик дополнен такими словами: «Возлюбивший град Киев — мать городов русских и упокоившийся под ним (?), сын псаломщика Орловской губернии, рожденный в паломничестве во Иерусалиме, крещенный во Иордане (?) и нареченный в честь Иоанна Крестителя, послушник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни… магистр Императорской Киевской Духовной Академии, кавалер боевого ордена святого князя Владимира, дворянин, миссионер, исповедник… заканчивающий (?!) монашество», — это все из того же предисловия. Почему же «заканчивающий» монашество? Оказывается, слова эти принадлежат, если верить биографу, самому старцу, который сказал о себе: «Преподобный Антоний Великий начинал монашество, а я его заканчиваю» (с. 35). Мне кажется, комментарии излишни. В том же предисловии мы читаем, что «о его (архиепископа Антония) жизни сведений сохранилось мало… владыка не писал мемуаров, не вел дневника, а на вопросы духовных чад о его жизни отвечал «Епископу не положено о себе рассказывать» (интересно, кем и почему «не положено»?) Только иногда, в случае крайней необходимости или в качестве личного примера, кратко рассказывал или в письмах писал о своей жизни».

http://pravmir.ru/vsegda-li-pravoslavna-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010