Кто помышляет о небесном, тот верует Богу и знает, что все творения суть дело воли Его, а кто не помышляет о том, тот не верит никогда, что мир есть дело Божие и сотворен для спасения человека (прп. Антоний Великий , 89, 72). Источник. Верою человек познает все невидимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога (прп. Антоний Великий , 89, 88). Источник. Все признают себя верующими, но не имеющие добрых дел извергаются вон (прп. авва Исаия , 60, 174). ...Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа (свт. Афанасий Великий , 1, 226). Источник. ...Веру утверждают не изречения, но смысл и благочестивая жизнь (свт. Афанасий Великий , 2, 22). Источник. Если кто, веруя во Христа, не являет дел сообразных с верою, тот, как внимающий дурным учениям и худо постигающий намерение Писания, сам себе высекает гробницу в камне (свт. Василий Великий , 5, 312). Источник. ...Несомненность же... веры получает совершенство по уяснении уже свойств Божиих в сердце преуспевающих в ведении (свт. Василий Великий , 6, 85). Источник. Если кто исповедует по видимому Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется; то он осужден, хотя бы, по особому Домостроительству, дано было ему иметь и духовные дарования (свт. Василий Великий , 7, 313). В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры (свт. Василий Великий , 7, 313–314). Источник. Если кто верует в Сына Божия, то не запнутся стопы его ( Притч. 4, 12 ); и хотя чрез огонь перейдет, пламень не опалит его ( Ис. 43, 2 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 130). Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль – река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее (прп. Ефрем Сирин , 30, 139). Источник. Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли (прп. Ефрем Сирин , 30, 139–140). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕЛЛИИ [греч. τ Κελλα; копт. niri ; лат. Cellia, Cellae; Эль-Муна - араб.  ,  ], один из крупнейших монашеских центров в Н. Египте наряду с Нитрией и со Скитом (Вади-эн-Натрун), известный по источникам c IV по XI в. Руины К. расположены примерно в 60 км к юго-востоку от Александрии и занимают более 100 кв. км. Топоним К. возник вследствие перехода в имя собственное греч. имени нарицательного τ κελλα (кельи) и соответствующего ему копт. niri . Возможно, в копт. языке к К. прилагалось и другое, синонимичное название - nimonh (от греч. μον), к которому можно возвести арабское наименование К.- Эль-Муна ( Evelyn-White. 1932. P. 26). Древние письменные источники помещают К. между Нитрией к северу и Скитом к югу, причем по-разному оценивают расстояние между Нитрией и К. После верной идентификации Нитрии Х. Дж. Эвелин-Уайтом стала возможной и правильная локализация К., предложенная в качестве гипотезы Э. Ф. Ч. де Коссоном в 1937 г. и подтвержденная в ходе раскопок под рук. А. Гийомона в 1964 г. Сведения о жизни в К. в IV-V вв. основаны гл. обр. на письменных источниках, в VI-VIII вв.- на археологических данных. История К. были основаны прп. Аммоном Нитрийским поблизости от учрежденного им же сообщества монахов в Нитрийской пустыне и предназначались для иноков, к-рые желали более строгого уединения. Согласно одной из апофтегм алфавитной коллекции сб. Apophthegmata Patrum, , прп. Антоний Великий однажды посетил авву Аммона в Нитрийской пустыне и тот, сославшись на увеличение числа братии, сообщил прп. Антонию о желании некоторых из них «построить келлии вдалеке, чтобы безмолвствовать» (οκοδομσαι κελλα μακρν να συχσωσι). Авва Аммон попросил прп. Антония выбрать место для новых монашеских поселений. Пройдя за день большое расстояние, на закате они достигли места, где прп. Антоний предложил поставить крест в знак того, что именно здесь будут выстроены новые жилища для нитрийских монахов. Важным обстоятельством, принятым во внимание прп. Антонием, была возможность для иноков Нитрии и нового поселения общаться друг с другом без серьезных затруднений (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 85-88). Основание К. исследователи обычно относят к 338 г., связывая его с путешествием прп. Антония в Александрию ( Читти. 2007. С. 60-61).

http://pravenc.ru/text/1684151.html

Гомилетика Как кузнец, работая молотом, преодолевает дело, какое хочет, так и праведное слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло (св. Ерм , 93, 162). Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, и творит. Поэтому один только Учитель, Который сказал и исполнилось; и то, что совершил Он в безмолвии, достойно Отца (сщмч. Игнатий Богоносец , 93, 275–276). Источник. Кто проповедует истину неверу, укоряет или учит его, тот подобен человеку, бросающему драгоценнейшие жемчужины во глубину моря (прп. Антоний Великий , 88, 60). Не со всяким веди беседы о благочестии и добром житии. Не по зависти говорю так, но потому, что пред неразумнейшим покажешься ты, думается мне, смешным. Подобное подобному сочувствует, а для таких бесед немного слушателей или, вернее, они очень редки. Лучше потому не говорить, ибо не этого хочет Бог для спасения человека (прп. Антоний Великий , 88, 78). Источник. ...Мне пришло на мысль уподобить свою беседу усердию какого-нибудь бедного гостеприимца, который желает прослыть богатым угостителем, но не имеет дорогих яств и досаждает гостям, щедро нося на стол свой бедный запас, так что его радушие обращается для него в укоризну незнания приличий (свт. Василий Великий , 5, 137). ...Думаю, что тогда изготовляется ткань духовной одежды, когда к назидательному слову присовокупляются и дела с ним сообразные. Как, в основу вплетая уток 8 , ткут одежду для тела, так, когда за предваряющим словом следуют сообразные с ним дела, утотовляется сим благолепная одежда душе, имеющей вполне и словом и делом добродетельную жизнь. А рясны привешивают к одежде; и их должно понимать также в духовном смысле; почему и называются они златыми. Поскольку слово обширнее дела, то оно составляет как бы некие рясны. которые спущены вниз с ткани деятельности (свт. Василий Великий , 5, 287–288). ...Если не запасено в сердце добра, то как изнесет устами сокровище не обладающий им втайне? Если имеющий доброе в сердце не возвещает о нем словом, то ему будет сказано: премудрость сокровена и сокровище не явлено, кая польза есть во обоих? ( Сир. 20, 30 ). Посему для пользы других уста моя да возглаголют премудрость ( Пс. 48, 4 ), а для собственного моего преуспеяния сердце да поучается разуму (свт. Василий Великий , 5, 304). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Посему потребно и молиться много и подвизаться, чтобы, приняв от Духа дарование рассуждения духовом ( 1Кор. 12, 10 ), можно было узнать касательно их, какие из них меньше злы и какие больше, о каком деле каждый из них имеет заботу и как каждого из них можно низлагать и изгонять. Ибо много у них козней и много изворотов их наветливости (прп. Антоний Великий , 88, 19). Источник. Великая их толпа в окружающем нас воздухе, и они не далеко от нас. Великая также есть между ними разность. Но о естестве их и различии слово было бы очень продолжительно, и притом говорить о сем более прилично тем, кои выше нас, чем нам. Нам же ныне нетерпящая отлагательство настоит нужда узнать только их против нас козни... (прп. Антоний Великий , 88, 19). Источник. коль скоро увидят всякого христианина, а тем паче монаха, пребывающими в труде и преуспевающими, то первее всего покушаются и пытаются положить на пути соблазны: соблазны же их суть злые помыслы. Но нам не должно бояться этих внушений их; потому что молитвами, постами и верою в Господа враги тотчас низлагаются. Впрочем, и будучи низложены, они не успокоиваются, но тотчас опять приступают с коварством и хитростью. Когда не возмогут обольстить сердце явно нечистыми пожеланиями, то иным опять образом нападают, именно: устроивают разные привидения, чтоб устрашить, для чего претворяются в разные виды и принимают на себя образы: жен, зверей, пресмыкающихся, великанов и множества воинов. Но и таких привидений не должно бояться, потому что они ничто, и тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением креста. Впрочем, они дерзки и крайне бесстыдны. – Почему, если и в этом бывают побеждены, то нападают иным еще образом, – принимают на себя вид прорицателей и предсказывают, что будет спустя несколько дней, также показывают себя высокими, чтоб кого не могли прельстить помыслами, уловить хотя такими привидениями. Но не будем слушать демонов как чуждых нам; не станем слушаться их, хотя бы они возбуждали нас на молитву, хотя бы говорили о постах, а будем внимательнее смотреть на цель нашего подвижничества – и не будем обольщены ими, делающими все с лукавством.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени. Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем, и механизм, предложенный Отцами, явится сам собою».    Аскетические опыты. Т. II. С. 356    Аскетические опыты. Т. II. С. 90—91    Духовные беседы. С. 28, 269    Там же.    Лествица. С. 238    Слова подвижнические. С. 19, 164, 165    Приношение современному монашеству. С. 274. Аскетическая проповедь. С. 87    Аскетические опыты. Т. I. С. 133    Аскетическая проповедь. С. 86    Аскетическая проповедь. С. 87    Аскетическая проповедь. С. 97. Об этом же смотри: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 230; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 117, 118, 119; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 168, 183, 183    Аскетические опыты. Т. I. С. 263—264 Там же. Т. II. С. 174. Приношение современному монашеству. С. 101, 105. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 204—205, 526    Слова подвижнические. С. 51—52    Отечник. С. 26. Об этом также смотри: Антоний Великий, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 43; Отечник. С. 19—20; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 118; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 138    Приношение современному монашеству. С. 273    Приношение современному монашеству. С. 270. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 528    Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 513    Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 232    Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 31    Слова подвижнические. С. 411—412    Аскетические опыты. Т. I. С. 143, 197, 272. Приношение современному монашеству. С. 20, 96    Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 286, 290, 448    Лествица. С. 88, 136    Цветы прекрасные. С. 45—46    Приношение современному монашеству. С. 28    Приношение современному монашеству. С. 24    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 831    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

80. В уставе католического монашеского ордена «Общества Иисуса» (основанного св. Игнатием Лойолом в 1540 году) требование послушания доведено до степени, когда младший должен быть – «как палка в руках старшего», и притом, однако же замечено, что не следует исполнять приказание старшего, если оно явно ввергает исполнителя в грех. Благая цель не оправдывает и не освящает неправедного средства (62, 198). 81. У Аввы Дорофея читаем: «И тот, кто поручает дело и тот, кто исполняет его... пусть они никогда не позволяют себе отклониться от заповеди Божией» (прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения – М, 1866, стр. 80; О страхе Божием). 82. Прп. Антоний Великий, наставление 76 (цит. «Русский Паломник», 1891, стр. 679). 83. Свт. Иоанн Златоуст, Беседа I на кн. Бытия (цит. 77, 240–241). 84. Блж. Августин, Об истинной религии, гл. 54 (цит. 82, 41). 85. Прп. Исихий, пресв. Иерусалимский, гл. 198. Свт. Григорий Нисский, ч. 1 – М, 1861, стр. 280. 86. Прп. Иоанн Кронштадтский. Мысли о Богослужении Православной Церкви – СПб, 1903, стр. 11. «Страсть к плотским наслаждениям всегда будет бунтовать против церковных правил, потому что плоть с великим трудом подчиняется духу и его высшим стремлениям» (Стефан (Яворский), митр. Догмат о святых церковных постах – М, 1887). 87. «Говение есть бодренное состояние души, со всем вниманием занимающейся известным предметом или делом» (Дьяченко Г., прот. Поучения во все седмичные дни, т. III – М, 1900, стр. 816). 88. Известно, что прп. Иоанн Кронштадтский совершал литургию ежедневно (за редчайшими исключениями!) в продолжении многих лет священнослужения, и однако же, он ел все то, что имело благословение церковное. 89. В частности, заметим: причастники за литургиями Преждеосвященных Даров, совершаемых в среду и в пятницу на первой седмице Великого поста, оказались бы в числе нарушителей сего указания Типикона, поскольку они в Неделю сыропустную еще ели яйца и сыр. 90. А в «Каноническом послании» (376) свт. Василия Великого к Амфилохию, еп. Иконийскому, читаем: «По достоинству для нас и зелие травное есть то же, что мясо; а в рассуждении пользы, как в зелии отделяем вредное от здравого, тако и в мясе различаем вредное от полезного. Ибо и болиголов есть зелие, и мясо ястреба есть мясо; но никто в здравом уме не будет ясти белену, ниже прикоснется песиему мясу, разве в великой нужде. Посему ядший не сделал беззакония» (Правило 86; цит. 84, 454, 414).

http://predanie.ru/book/221205-kak-spast...

138 Приношение современному монашеству. С. 71. Прп. Антоний Великий в своих наставлениях указывает на то, что в древности отцы уходили в пустыню, там чрез долгий труд достигали здравия своих душ, и так уразумевали, как можно врачевать других (Изречения//Добротолюбие. Т. 1. С. 125). Св. Макарий Великий учит стремиться обрести сокровище благодати Христовой, прежде всего, в своих сердцах, а затем уже из этого внутреннего сокровища предлагать словесную помощь другим (Духовные беседы. С. 160). Прп. Нил Синайский замечает, что, лишь когда покорены собственные страсти, можно приступить к возделыванию душ других (Мысли и увещания//Добротолюбие. Т.2. С. 293). «Врач духовный тот, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — кто стяжал и тело и душу свободные от всякого недуга, и уже не требует никакого врачевства от других» (Слово особенное к пастырю//Лествица. С. 253). Поэтому «великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал» (Там же. С. 256). 139 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 441—442. Прекрасно учит об этом прп. Иоанн Лествичник: «Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, то есть действием осияния и не требует прочих книг» (Слово к пастырю//Лествица. С. 254). Потому-то истинный пастырь может от самой бездны избавить душу, способен воскресить всякую погибшую душу (Там же. С. 253, 256). 140 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 369 141 Слово о смерти. С. 63 142 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 305—306 143 Аскетические опыты. Т. I. С. 242—243. Слово о смерти. С. 64. Приношение современному монашеству. С. 77—78. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 87—88 144 Странник. С. 158 145 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 87 146 Приношение современному монашеству. С. 72—73. В Отечнике свт. Игнатий приводит следующее рассуждение аввы Исаии: «Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Тогда возобитает в нем Дух Господа нашего Иисуса Христа, и пребудет с ним, научая его поклонению Отцу достодолжному. Но пока мы соуслаждаемся вещественной плоти своей, дотоле врагами бываем Богу, и Ангелам Его, и всем святым. Умоляю же вас именем Господа нашего Иисуса Христа, не нерадите о жизни вашей и спасении вашем, и не попустите этому времени мгновенному похитить у вас вечности, которой конца нет, и этому телу плотяному лишить вас Царства Светов, беспредельного и неизглаголанного. Истинно смущается душа моя и дух мой цепенеет от того, что, когда нам свобода дана, чтобы избирать и делать дела святых, мы, опьяневши страстьми, подобно пьяным от вина, не хотим умов своих воздвигнуть горе и взыскать вышней славы, не хотим подражать деяниям святых или последовать стопам их, чтобы, сделавшись наследниками дел их, получить вместе с ними и наследие вечное (прп. Антоний Великий , 89, 30). Как те, кои по каким-либо потребностям и обстоятельствам вынуждаемы бывают переплывать большие реки, если бывают трезвы, сохраняют жизнь, ибо хотя бы случилось сильное стремление вод, хотя бы даже зачерпнулась и вода лодкою, – они спасаются, ухватившись за что-либо, бывающее обычно при берегах; если же бывают пьяны, то хотя бы тьмократно покушались доплыть до края, будучи одолеваемы вином, погружаются в волнах и остаются вне круга живых: таким же образом, если и душа, впадши в волны и кружение течений жизни, сама не возникнет из-под плотолюбия и не познает самой себя, – именно что она, будучи Божественной и бессмертной, соединена с вещественным телом, маловерным, многострастным и смертным только на испытание, и позволит себе увлечься плотскими страстями на пагубу себе; то как презрительница себя самой, пьяная неведением и о себе незаботящаяся, погибает и остается вне круга спасаемых. Ибо тело, подобно реке, часто увлекает нас к непотребным удовольствиям (прп. Антоний Великий , 89, 88–89). Источник. ...До начатия новой жизни надобно положить конец жизни предшествовавшей (свт. Василий Великий , 7, 240).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ср. отдельные примеры в моей книге, например, прекрасный рассказ об авве Дорофее. Op. cit. S. 31–34. Василий Великий, в: PG. 31. P. 884 С, 632 В, 1388 В. Прп. Антоний Великий сказал однажды о послушании: «Когда ты увидишь молодого монаха идущим на небо по своей воле, держи его ноги, влеки его вниз, ибо это не полезно ему», в: Палладий, архим. Новооткрытые изречения по коптскому сборнику. Сказания о преподобном Антонии (1898). С. 14. Ефрем Сирин. Ук. соч. С. 226. Здесь уместно заметить: во многих древних православных сочинениях выражено мнение, что Христос был монахом, ср: Holl. Op. cit. S. 164. PG. 88. P. 706 C. Добротолюбие (Philokalia). 2 (1879). С. 229. См. прекрасный перевод этих «Гимнов»: Kirchhoff P. Kilian. O. F. M. Symeon der Theologe. Licht vom Licht. 2-е изд. 1951; послесловие представляет собой весьма ценное исследование о Симеоне. Meyer Ph. Die Haupturkunden (1894) и статьи, в: ZfKG. 11. 1890; а также работы Г. Вундерле и Порфирия Успенского (см. перечень литературы). Эти творения в: PG. 150. P. 1329–1346, 1313–1314, 1303–1304. Ср. мою книгу. Op. cit. S. 47 и след., 264. Об исихастах см. в библиографии работы Энгельхардта, Ф. Штейна, П. Сырку, монаха Василия; а также: Острогорский Г. Афонские исихасты и их противники, в: Записки Русс. науч. института в Белграде. 5 (1931) и новую работу архим. Киприана «Духовные предки Святого Григория Паламы», в: Богословская мысль. Труды Православного Богословск. института в Париже. Париж, 1942. С. 102–131; здесь автор дает очерк истории православной мистики от Ареопагита до Григория Паламы. О Никодиме Святогорце см.: Viller M. Nicodume l’Hagiorite, в: Revue d’ascйmique et de mystique. 5 (1926); 5. Grumel. Nicodume l’Hagiorite, в: ДТС. 11. 1. P. 487–490; ср. также: Ammann. Op. cit. S. 7–11. Голубинский. 1. 1. С. 571, 605–606, 625. Приселков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси (1913). С. 168. Смирнов. Духовный отец. С. 487–492. Интересно, что и прп. Венедикт Нурсийский в своем уставе (гл. 21) говорит о «деканах» (decani), то есть об опытных пожилых монахах, духовному руководству которых вверялось по 10 послушников. PL. 66. P. 483.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

– Бояться же их не должно, хотя бы казались они наступающими на нас, хотя бы угрожали смертью, потому что они немощны, и ничего более не могут сделать, как только угрожать (прп. Антоний Великий , 88, 19–20). Сколько мириад злых бесов, и сколь бесчисленны виды козней их! Они и после того как увидели, что мы, пришедши в познание своих страстей и своего посрамления, стараемся уже избегать злых дел, на которые они нас наводят, и уха своего не склоняем к злым советам, которые они нам внушают, – не отстали, но приступили к делу с отчаянным усилием, зная, что участь их уже окончательно решена и что наследие их есть ад, за их крайнюю злобу и отвращение (от Бога). Да откроет Господь очи сердец ваших, чтоб вы видели, сколь многочисленны козни демонов и как много зла причиняют они нам каждый день, – и да дарует вам сердце бодренное и дух рассуждения, чтоб вы могли принести самих себя Богу в жертву живую и непорочную, остерегаясь зависти демонов во всякое время и их злых советов, их скрытых козней и прикровенной злобы, их обманчивой лжи и помышлений хульных, их тонких внушений, которые влагают они каждый день в сердце, гнева и клеветы, на которые подущают они нас, чтоб мы друг на друга клеветали, себя самих только оправдывая, других же осуждая, чтоб злословили друг друга или, сладким говоря языком, скрывали в сердцах наших горечь, чтоб осуждали внешность ближнего, внутри самих себя имея хищника, чтоб спорили между собою и шли наперекор друг другу в желании поставить на своем и показаться честнейшими. Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, падает произвольно, когда рад бывает (сочувствует) тому, что в него влагаемо бывает от врагов, и когда думает оправдать себя только видимо совершаемыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который научает его всякому злу. Тело такого наполнится постыдными срамотами, – ибо кто таков, тем овладевают страсти демонские, которых он не отгоняет от себя. Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные, ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов и явными их делаем в теле (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010