Uep. V, 734 ). Константин, в монашестве Кассиан, князь Мавнукский (Манкупский, что в Крыму), основатель упразднённого Кассианова (по его имени) Учемского монастыря, который находился в Угличском уезде, скончавшийся 2-го или —10— 4-го Октября (в которые в оба празднуется ему) 1504-го года. Севастиан Сохотский, основатель упразднённого Преображенско-Сохотского монастыря, который находился в Пошехонском уезде, скончавшийся в 1542-м году (празднование ему 26-го Февраля, 17-го и 18-го Декабря. Cfr Ист. Uep. VI, 190 fin.). Леонид Пошехонский, ученик и сподвижник преп. Адриана Пошехонского, скончавшийся в 1549-м году (память 5-го Марта). Игнатий Ломовский, основатель упразднённого Спасо-Ломовского монастыря, который находился в Пошехонском уезде, скончавшийся 28-го Декабря 1591-го года. Анастасия, игуменья Угличского Богоявленского монастыря, потерпевшая смерть вместе с 35-ю монахинями своего монастыря от Литовцев 10-го Апреля около (sic) 1609-го года. Иринарх, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря, скончавшийся 13-го Января 1616-го года. Дорофей Югский, основатель Дорофеевой Югской или Южской пустыни, которая находится в Рыбинском уезде, в 15-ти верстах от Рыбинска, скончавшийся в 1622-м году (празднование 5-го Июня). Иоанн Никифорович Чеполосов, младенец, страстотерпец Угличский, скончавшийся 25-го Июня 1663-го года 1780 . Алексей Стефанович, юродивый Борисоглебский Ростовский, скончавшийся в 1781-м году (празднование 12-го Февраля) 1781 . —11— К сказанному о службах св. Димитрию Ростовскому имеем сделать небольшое добавление. В том же 1758-м году, в котором Арсений Мацеевич послал в Синод две службы, составленные архимандритом Бонифацием, напечатана в Москве служба св. Димитрию, которая усвояется Арсению Мацеевичу , но которая, вероятно, представляет собой одну из служб Бонифация, см. Очерк Славяно-русской библиографии Ундольского, 227 5. Так как Устав повелевает отправлять службу святителю Димитрию по общей минеи, то должно думать что наша служба (как и последующие службы других составителей, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И так оставил всех своих близких сиротствовать. Но и по кончине в некоторые времена, до погребения, некоторым из достойных видимы были некоторый видения. И самые те видения, и его кончина истинно уверили, что у Господа воспринял благую часть за труды и подвиги, которую уготовал Господь любящим его. Уже отлетел, как сокол, и умолк столь многоглаголивый язык, и заключен, как един от учителей, темницу гроба; погас светильник, померкли и сердца утешения от этого светильника. Блажены мертвые умирающие о Господе. 1853 года августа 7 числа в 12 часов дня предал святую душу в руки Божии. Сообщил И. Д. 1 Югский монастырь, в котором скончался и погребен иеромонах Адриан, находится в Ярославской губ. на полдороге между г.г. Рыбинском и Мологой. Туда иеромонах Адриан перешел из Адрианова Пошехонского монастыря (Ярославской же губ.) вследствие притеснений, кажется, со стороны настоятеля. При жизни своей старец о. Адриан пользовался среди граждан городов Мологи, Рыбинска, Бежецка и Пошехонья н жителей окрестных селений большим уважением и славою прозорливца. И по смерти его память о нем хранится среди богомольцев, привлекаемых в монастырь чудотворною иконою Югской Божией Матери; на могиле о. Адриана часто служатся панихиды о его упокоении. Его имя связано с устройством Рыбинского женского монастыря, которому в сентябре 1916 г. исполнилось 60 лет. В течение нескольких лет он руководил общиной женщин и девиц, окончательное устройство которой передал, по завещанию, своему современнику, благочестивому и прозорливому иерею Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близь г. Углича в слободе Входо-Иерусалимской. По указаниям о. Петра был основан в Рыбинске женский монастырь, куда н переселилась вышеупомянутая община и куда с большою торжественностью было перенесено и тело почившего о. Петра, сообразно его предсказанию, в сент. 1866 г. Жизнеописание старца о. Адриана было составлено и напечатано протоиереем Иоанном Покровским. Им же собраны и достопамятные события его жизни, назидательные наречения и келейные записки и напечатаны особой книжкой в 1862 г. в С.-Пб. Печатаемая рукопись досталась мне, лет 20 тому назад, от благочестивой пожилой девицы г. Мологи А. Н. Н-вой. Рукопись представляет обыкновенный полулист писчей бумаги, свернутый пополам; писано крупным славянским шрифтом не особенно искусным; некоторые орфографические ошибки пришлось исправить. И. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Родился Косма 22 октября 1885 года в деревне Дуплино Мышкинского уезда Ярославской губернии. По своему воспитанию он был человек «некнижный и простой». С малых лет он вместе с родителями, Иоанном и Синклитикией, братьями и сестрами крестьянствовал. Умел делать все: и грабли мастерить, и лапти плести. Когда умирали в их семье младенцы, Косма делал им гробики и крестики. Он не любил, чтобы ему прислуживали, но всегда сам хотел помогать всем. «Я услужу, — говорил он, — спрячусь и радуюсь, и молюсь». На нем исполнились слова Господа: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить ( Мф. 20:28 ). Четыре зимы ходил Косма в церковно–приходскую школу в селе Шипилове, находившуюся рядом с очень красивым пятипрестольным храмом Иоанна Предтечи, в котором пели и читали на службах школьные учителя и дети священников. В храме имелся престол святых бессребреников Космы и Дамиана. В зимнее время, в метель, церковный сторож звонил в колокол каждый час, подавая знак заблудившимся путникам. В Шипилово на Преображение Господне приезжали монахи из Югского Богородицкого монастыря, что в Рыбинском уезде, с Югской чудотворной иконой Богоматери. Икону встречали потом во многих деревнях уезда. Из Углича в июле месяце ходили с иконами Покрова и преподобного Паисия. Было принято в этих краях, когда люди управятся с яровой, идти куда-нибудь на богомолье: в Рыбинский Софийский монастырь, в Югский, и в другие святые места, которых на Ярославщине, как и повсюду в России, было много. Мать, Синклитикия, тоже ездила с Космой в монастыри, и однажды старец одной обители пророчествовал о ее сыне: «Какая ты счастливая! Сын твой родился не только для вашего спасения, но для спасения очень многих людей». В одном из видений в детстве о. Косма услышал голос: «Родился не от рода сего». «А я думаю, — вспоминал о. Косма, — как же так — не от рода сего? Значит, я плохой? И слышу голос:“Нет, ты Божий”». Пророчествовала о будущем служении о. Космы и блаженная старица Ксения (Красавина Ксения Степановна), жившая неподалеку от деревни Дуплино. Ее открытые голубые глаза ничего не видели, но сердце было зрячим. Поэтому возле ее дома в селе Ларионовка всегда было много людей, желавших получить ее духовный совет. Ее все знали и любили за доброту и мудрость.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

В начале XVII века, в Смутное время обитель выстояла перед войсками шведского короля Густава Адольфа и польскими отрядами Я. Ходкевича и А. Лисовского. Так же стойко обитель перенесла в 1701 и 1703 годах осаду шведских войск. Находясь на самой границе с Ливонией, до Ништадтского мира 1721 года Псково-Печерский монастырь нёс пограничную службу, в обители стоял хорошо вооружённый гарнизон из стрельцов, пополнявшийся в военное время монастырскими слугами и послушниками. В Новое время в Псково-Печерском монастыре не оскудевал источник святости. В XVII столетии среди подвижников монастыря особенно прославился преподобный Дорофей Югский, основавший Югскую пустынь близ Рыбинской слободы (ныне затоплена водами Рыбинского водохранилища). С 1785 года и вплоть до своей кончины в 1824 году в Печерской обители подвизался прозорливый старец преподобный Лазарь. Он славился не только по всей Псковской губернии, но даже в Тарту и Риге. Для духовной беседы Лазаря посещал император Александр I. В начале XX века обитель посетил государь император Николай II. 5 августа 1903 года почти все члены Царствующего Дома прибыли в Псково-Печерский монастырь. У церкви Сорока Мучеников богомольцы встречали государя почти сплошной стеной, стояло духовенство. Из монастыря под несмолкающий колокольный звон вышел крестный ход с хоругвями. После встречи государя и краткого молебна Николай Александрович приложился к мощам преподобных Вассы, Марка и Ионы, поклонился гробу схимонаха Лазаря, после чего осмотрел святые пещеры. В ризнице высокие гости подробно интересовались всеми достопримечательностями, хранившимися в ней, в том числе и библиотекой. Государь, в частности, осмотрел рукописный сборник, в котором содержалось «Слово о кончине князя Ярослава, сиречь о погибели Русской Земли». Потом члены императорской фамилии прикладывались к чудотворной иконе Успения Богоматери, почтили память погибших в войне 1812 года, захороненных в обители. Провожали государя эстонские девушки, с которыми император беседовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не сохранилось точных сведений, в каком состоянии обитель ушла под воду: была ли она перед этим разрушена, или разобрана на кирпичи, или же ее строения сохранились. Чтобы получить точные координаты святыни, специалисты провели эхолокацию и сравнили данные со старыми картами. " Мы выбрали Югский монастырь, потому что это одна из духовных жемчужин региона. Честно говоря, надеялись обнаружить хоть что-то: фундаменты или фрагменты, но выяснилось, что, судя по всему, в период затопления монастырь был полностью разрушен, его взрывали " , — рассказал РИА Новости Константин Богданов. Водолазы нашли лишь несколько артефактов — металлических изделий, украшавших ограду или ворота монастыря. На месте центрального храма обнаружили двухметровую яму, видимо, образовавшуюся из-за взрыва. Во многих местах — плотное нагромождение кирпичей. При внимательном рассмотрении в них угадываются контуры колокольни, монастырских стен, храмов… Однако исследователи не унывают. Во время погружения водолазы вели видеосъемку, и теперь Константин Богданов надеется сделать 3D-мoдeль Югского монастыря, чтобы хоть таким образом " вернуть " его современникам. Нынешние технологии позволяют воссоздать образ храма или монастыря, даже если от него остались одни руины. " Рыбинское водохранилище — это огромный подводный музей, на дне которого сохранились фрагменты поистине уникальных или, по крайней мере, очень интересных исторических, архитектурных памятников — усадеб, храмов, монастырей. Мы пытаемся показать, как это выглядит сегодня и как это выглядело тогда " , — говорит Богданов. Игумен Данилова монастыря Иннокентий (Ольховой) тоже не раз погружался на дно Рыбинского водохранилища. " Для нас это память. Для меня как священника это прежде всего память духовная, память о тех, кто молился в этих монастырях, жил там, кто своей крепкой верой помогал людям, был для них светом духовной жизни… И там мы почувствовали, что есть связь времен, она существует " , — поделился игумен с РИА Новости. Большой крест памяти всех затопленных святынь в селе Мякса. Фото из личного архива протоиерея Геннадия Беловолова     

http://pravoslavie.ru/112703.html

Молитва и за врагов, к которой особенно возбуждал старец, кротость и долготерпение были единственною опорою их стеснённого положения и отрадою в болезнях и скорбях сердечных. Между прочим, к утешению старец, по дару прозорливости, близким своим или притчами или какими либо знаками или словами давал понимать о скорой и решительной перемене его обстоятельств к лучшему, во славу Божию, для него и для всех от него во спасение пользующихся. Скоро Милосердый Господь и Царица Небесная милостивно призрели на смирение рабов, в кротком и молчаливом духе преклонивших выю свою под благое иго Христово. По неисповедимым судьбам Божиим, чудно и премудро устроящим спасение людей, старцу указывается другой монастырь. Об этом событии, имевшем благотворное влияние на дела, касающиеся вечного и временного благосостояния многих из Христиан, старец много утешенный, к близким своим писал: «благодарите Премилосердаго Творца: Югский отец Варфоломей у нашего отца Сергия (съехавшись в Ярославле) выпросил меня у него. О, несказанная милость!» В Успенском Адрианове Монастыре, покрываемый Богом, старец подвизался, по примеру святых, в трудах совершенного иночества 30 лет и 3 месяца: Отсюда перемещён Ярославской губернии, Рыбинского уезда в Югскую Дорофееву Пустынь, в которую прибыл во время благовеста к обедне 1851 года, 14 Февраля. II. Сказания о жизни старца отца Адриана во время пребывания его в Югской Дорофеевой Пустыне 1. Отец Адриан с обычною ему неутомимостью продолжает в Югской пустыни свою старческую деятельность Вступивши будто для успокоения в Югскую св. Обитель в число больничных её братий, старец, глубоко проникавший в нравственные нужды современных ему людей, и здесь день и ночь не имел покоя, посвящая все силы души и тела на служение спасению их. В Югской Обители деятельность отца Адриана в пользу духовного просвещения ближних принимает тот же самый характер и выражается в тех же самых благотворных действиях. Так как здесь был разрешён ему Игуменом Варфоломеем выход за врата Обители и доступ к нему народа, ищущего пользы душевной в Богомудрых советах от него то народ всякого звания, состояния, пола и возраста буквально наводнял Обитель с целью видеть и слышать Богомудрого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители. Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей. Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья. Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 6 июня Псково-Печерский патерик Преподобный Дорофей Югский (+ 1622) После кончины Дорофея в 1622 (или 1623) г. священники села Никульского поставили святую икону в своей приходской церкви. Но на другой день не нашли ее там. Отправились в келью Дорофея и там обнаружили ее стоящею на прежнем месте и с горящею пред нею свечой. На следующий день, подивившись чуду и отпев молебен, они взяли святой образ и поставили в приходской церкви. Но икона опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. Ужаснулись этому новому чуду священники и все люди и более уже не смели прикасаться к чудотворному образу. Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери за помощью, утешением и исцелением от болезней, и Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о чудесах стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму II, который донес о них патриарху Филарету. Последний, доложив о том царю Михаилу Феодоровичу, с его согласия послал грамоту митрополиту с разрешением на устроение обители. Была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери и кельи для иноков. Новая обитель получила название Дорофеевской Югской по имени старца Дорофея и реки Юга, а отсюда и самая чудотворная икона Богоматери, находящаяся в ней, стала называться Югской. Многие чудеса и исцеления совершились у сей иконы. Известны два кратких исторических известия о благодатной помощи Бо- жией Матери Ее Югской (ранее Псково-Печерской) иконы во время двух моровых поветрий. Ныне обитель затоплена водами Рыбинского водохранилища. Память преподобного Дорофея совершается трижды в году: в день Собора Псковских святых (в 3 неделю по Пятидесятнице), в день Собора Псково-Печерских святых (в 4-ю неделю по Пятидесятнице) и в день Собора Ростово-Ярославских святых (23 мая/5 июня). 6 июня 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53852.html

Молю Бога, да укрепит вас Своею благодатию!   Вас любящий и почитающий, Югский Игумен Варфоломей . 1850 г. 1 декабря. P. S. В скорбех познается человек: любит ли Бога и укоряет ли себя, а не иных? Прости, брате! Отца Адриана к Игумену Варфоломею: За милостивейшее ваше соболезнование о моих стесненных обстоятельствах всепокорнейше, (целуя ваши) ножки) благодарю. Вам угодно знать: какия причины негодования на меня? Извольте: Не для жалобы, а как духовному врачу порасскажу: я отказывался ехать в Рыбинск для сбора, по многим причинам моея неспособности. Начальникова на меня сильнейшая (скрытная притом) зависть и ненависть за то, что меня более, а не его ищут, уважают, доверяют, пользуются советами; и почему я, получаемыя мною подаяния, не сам к нему приношу, а чрез заслуживающего доверие посылаю. 1850 года 30 декабря. О. Варфоломея к о. Адриану: Возлюбленный о Господе! Вкратце отвечаю вам: что может минет все находящее на вас, утихнет вся буря воюющих против вас напастей и скорбей и сделается тишина велия: возмогай о Господе! А если встретятся уже невыносимые для вас обстоятельства: то я не откажу вам в вашем желании переместить вас в мою Обитель в больничные; а все бы наперед желалось вас видеть, впрочем предаю воле Божией. С истинным моим почтением к вам есть навсегда ваш доброжелатель грешный Варфоломей. 1851 года 17 января. О. Адриана к о. Варфоломею: Драгоценнейший мой отец! Позвольте мне недостойному поцеловать ваши ножки, с усерднейшею моею благодарностию за получение мною от Вас вторичного ко мне вашего благоволения на письме. Вот, милостивейший мой Попечитель, теперь пришло время уже и пряменько безпокоить мне вас: в недавние дни к нашему Архипастырю донесена (о чем пишут ко мне мои Благодетели) какая-то бумага, касательно меня. Ожидаю, с сея истории, не начнется ли мне наводимо быть невыносимое притеснение? Посему и осмеливаюсь усерднейше вас просить: не изъявите ли милости, мне приняту быть в вашей св. Обители в число больничных; а мои многоразличныя болезни, думаю, вам давно уже известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Всем моим знакомым скажите мое почтение? Все тебе посылают по низенькому поклону. Очень мне грустно, что я не имею средств выполнять по уставу св. Обители правило? Часто молись, каждодневно постись, слушайся Прологов, – так и благополучна будешь. 161. 1850 года 28 января. Я худо веду себя? Библии, Прологов и Четь-Миней слушаться полезно. Сестру и себя с большим трудом содержу. Любящий Бога ни в чем не имеют недостатка. Если бы я имела деньги: то прислала бы вам на переписку? Ваши у нас заслуги, сударыня, я должен помнить завсегда. Псалтирь читается очень мало. Принуждайте себя к такому дражайшему занятию. Вы изволите писать, что в мае скажем, как живем: к вам что ли мне отправиться, или ожидать от вас какого посланнаго? В мае мы будем ожидать известия от вас о вашем благосостоянии. Простите мне, что я худо ищу Царствия Божия: вся душа моя занята успокоением моих родных? Если к Царству-то пойдешь: так и все найдешь. Требуют с нас 800 руб., да подушныя людей наших возлагают на нас? О сем спросите совета у духовнаго отца. Молюсь очень мало? Сколько ты к Богу, столько и Он к тебе. Книг для чтения желала бы иметь: но не найду случая? Смирение доставит возможность. Мое почтение всем знакомым. Все живи. Е.Н. Пыхачева просит вашего благословения. На людях Господних благословение Его. Еще г-жа моя благодетельница Е.Н. просит вашего благословения? Господь благословит люди Своя миром. Е. Николаевна благодарит вас за приписку? Не нам, но Имени Божию дадим славу. Извините, что, по причине болезни моей, ответ на письмо ваше имел замедление. 162. 1850 года 25 марта. Желаем мы с сестрою и одною знакомою идти в Воронеж? С Богом идите. Вещи мои, если не дорого будет стоить, переслать? Оныя проданы и деньги употреблены на потребы Святыя Обители. Елена Николаевна, Екатерина Ниловна, Екат. Ив. просят вашего благословения? Господь благословит люди Своя миром. Пелагея Як., которая сбирается с нами в Воронеж, просит вас, чтобы вы удостоили ее хоть одной строчкой? Аще хощете и послушаете Господа: благая земли снесте.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010