Об Иоафаме в книге Царств и Паралип. вообще замечается, что он поступал праведно пред очами Иеговы, точно так, как и отец его Озия, с тем только различием, что он не входил во храм Иеговы со святотатственною целью, как то сделал отец его. В отношении к религиозному и нравственному состоянию народа замечается, что еще опять не разрушены были высоты, и народ приносил жертвы и воскуривал на них, а в книге Паралипом. замечается, что народ жил греховно ( 2Пар. 27,3 ). Еще более проливает света на жизнь народную в это время вторая речь Исаии, которая относится, по вероятным соображениям, к этому времени. Пророк сильно жалуется пред Богом на пристрастие народа к язычеству, на богатство, роскошь и безнравственность ( Ис.2,6–9 ), [устрашает] за все это бедствиями, и прорекает, что государство подвергнется грозному наказанию за гордость, роскошь, мздоимство начальников и пышность в одежде. Впрочем, сравнительно время Иоафама было еще счастливо, Бог помогал царю против внешних врагов ( 2Пар. 27:5,6 .); он сделал так же, как и отец его, довольно много для благоустройства государства и Иерусалима ( 2Пар.27 ). Но преемник его Ахаз был не таков: он не поступал праведно пред очами Иеговы – Бога своего, так, как поступал отец его Давид; он шел дорогой царей Израильских; он даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых Иегова прогнал от лица сынов Израиля: он совершал жертвы и курения на высотах, и на холмах и под всяким деревом зеленым ( 4Цар. 16:2–4 ); за то Бог и наказывал его и народ Иудейский Израильтянами и Асеирианами. Но Ахаз нечестивый не хотел внимать гласу Божию, не хотел чувствовать карающей руки его. И в тесное для себя время, замечается в книге Паралип. ( 2Пар.28, 22–25 ), он продолжал беззаконно поступать пред Иеговою, он – царь Ахаз; он приносил жертвы богам Дамасским, поражавшим его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им, принесу и я им жертву, они помогут и мне. Но они были причиной падений его и всего Израиля. Он обобрал сосуды дома Божия и запер двери дома Иеговы и наделал себе жертвенников во всяком углу Иерусалима, и по всем городам Иудейским устроил высоты для каждения другим богам и раздражал Бога отцов своих. Понятно, как такое поведение царя отразилось на народе, склонном к отпадению от Иеговы своего к богам чужим, пристрастном к порокам самым грубым. Если признать, что первая речь Исаии, помещенная в книге его, относится ко временам Ахаза, то можно видеть, в каком жалком положении находилось Иудейское царство в религиозно-нравственном отношении. О, народ грешный, отягченный беззакониями, говорит Иегова народу, и пр. ( Ис.1:4–10, 21–31 ). Точно также жалуется на народ современник Исаии пророк Михей. Царствование это было одним из самых несчастных во всех отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Оно основывается на законе строгой причинности, и потому ему подлежат только явления, прямо вытекающая из данных явных причин, или находящийся в цепи причин: всякое явление, стоящее вне непрерывной причинной связи, для него неуловимо. Между тем, сущность пророческого предсказания и состоит именно в предсказании явлений, не имеющих причинной связи с очевидными в данную пору явлениями. В противоположность естественно-возможному по закону причинности предсказанию, пророческое предсказание является вполне духовным чудом, таким фактом, который возможен только при содействии высшей сверхъестественной силы. Сознание этого содействия сверхъестественной силы вполне проникает пророков. Сверхъестественное вдохновение является у них основными принципом их деятельности, – дух святой призывает их, просвещает и возвышает их естественные силы, руководит ими и говорит чрез них избранному народу и всему человечеству. С. Писание представляет множество выражений и фактов, в которых высказывается и свидетельствуется действие на пророков сверхъестественной силы. «Я исполнен силы Духа Господня», говорит о себе пророк Михей. «Нисшел на меня Дух Господень, и сказал мне», говорит пророк Иезекииль. «Найдет на тебя Дух Господень и ты будешь пророчествовать». «Дух Божий сошел на слуг Саула и они стали пророчествовать». И вообще повсюду пророчество поставляется в причинную связь с нисшествием Духа Святого и слова Иеговы. Поэтому-то почти пред каждой речью пророков мы читаем их заявление: «и было ко мне слово Иеговы», «таки говорит Господь Бог», и пр., и пр. 327 . О боговдохновенности пророков ясно свидетельствуют и апостолы: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»; «Бог говорил издревле в пророках» ( 2Пет. 1:21 ; Евр. 1:1 ). Таким образом, пророк изрекает свое слово (это чудо в богословском, философском и историческом смысле) по внушению сверхъестественной силы и только при этом условии, по библейскому воззрению, пророчество получает смысл реальной истины, какою оно и показало себя в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Под влиянием винных паров награжденные деньгами и другими подарками, они предсказывали счастливую и мирную будущность и сулили все блага мира своим богатым и щедрым покровителям. Но светлые лица их омрачались, радостные предсказания обращались в грозные, когда зубы их не жевали чужой пищи, когда рука их не получала подарка. Вот как описывает этих людей пророк Михей: «Так говорит Иегова на пророков, совращающих с пути народ мой, которые жуют зубами своими и кричат: «мир»! А кто не кладет им в уста, тому объявляют войну. За то у вас будет ночь, не будет видений; и мрачно будет у вас, не будет предвещаний; зайдет солнце над пророками, и померкнет над ними день. И устыдятся прозорливцы, и посрамятся предсказатели; и все они закроют рот, потому что не будет ответа Божия» ( Мих.3:5–7 ). «Главы его (дома Израилева) судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его пророчествуют за сребро» ( Мих.3:11 ). Потому люди бедные или хорошо понимавшие характер лжепророков и без уважения относящиеся к ним слышали от них одни угрозы и мрачные предсказания, и даже подвергались их вражде и преследованию. Но кто лучше истинных пророков, действительных посланников Божиих, понимал характер этих продажных и вредных людей? Кто сильнее их противодействовал влиянию лжепророков на народ? И потому истинные посланники Божии больше, чем кто-нибудь, испытывали огорчений, неприятностей и вражды от ложных пророков. Без сомнения, истинные посланники Божии больше всего скорбели о народе, доверившемся этим обманщикам. Обольщая его своими похвалами, они возбуждали в нем самомнение и гордость, производили в нем крайнее невнимание к грозным и обличительным речам истинных пророков. Вот как жалуется на это пророк Исайя: «Священник и пророк шатаются от напитков хмельных; поглощены вином, обуяли от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются... А говорят: «кого он хочет учить ведению? И кого вразумляет проповедию? Разве мы недавно от молока груднаго отняты, отлучены от сосцев матери? Ибо все заповедь к заповеди, заповедь к заповеди, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» ( Ис.28:7, 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Прежде чем высказать горькое слово пророчества, пророк Михей иронически повторяет совет пророков Ахава идти на войну, с ироническим же обещанием победы: это было как бы увещание к совести Ахава, упрек за лицемерный его вопрос (ср. блаженный Феодорит, вопр. 68). Цель своеобразного приема пророка была достигнута: Ахав требует от пророка высказать только одну истину по откровению Иеговы (ст. 16), хотя и не связывает себя обещанием следовать слову пророка. 3Цар.22:17 .  И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом. Пророк рисует открытую ему в видении картину: израильтяне рассеяны по горам (Галаадским), как овцы без пастыря ( Чис.27:17 ), так как глава их и пастырь царь будет отнят у них: «сим показывает Ахаву, что злоба его причиняет поражение. Если бы Израиль имел благочестивого пастыря, то одержал бы решительную победу над неприятелями» (блаженный Феодорит, вопр. 68). Оставшись без главы, царя, войско мирно разойдется. Как смерть царя, так и возвращение войска впоследствии произошли в точном согласии со словом пророка (ср. ст. 17 и ст. 35–36). Опровергая это, существенно языческое воззрение Ахава на пророчество (LXX и славянский текст передают, евр. лахен с отрицанием: οχ οτως – «не тако», что гораздо более соответствует противоположению слов Ахава, ст. 18, и речи пророка 19 сл.), пророк рассказывает продолжение своего видения (ср. ст. 17), в котором указано таинственное обоснование всех видимых фактов: обольщение Ахава ложным пророчеством его пророков, имеющее повлечь гибель Ахава в предстоящей битве, есть Божие попущение, образно представленное в виде совещания пред Иеговою воинств в среде ангелов или духов, по И. Флавию, Иуд. Древн. VIII, 15, 4, «решающее значение в предприятии Ахавом похода имела роковая неизбежность предопределения ( χρεν= νγκη или ειμαρμνη стоиков), в силу которой слова лжепророков показались Ахаву убедительнее слов истинного пророка».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк Михей, живший в VIII веке до Рождества Христова, возвещает о рождении Христа, прямо указывая на место, в котором произойдет это величайшее событие: И ты, ВифлеемЕфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Совершенно очевидно, что пророк говорит не об обычном человеке, а о некоей особой Личности, происхождение Которой – от дней вечных. И действительно, Иисус родился в небольшом иудейском городке Вифлееме во времена царствования Ирода. Когда волхвы задали вопрос, где должен появиться на свет Царь Иудейский, Ирод собрал книжников и законников, которые сказали, что, на основании пророчества Михея, Он должен родиться именно там. Рождество Иисуса ознаменовалось появлением на небе особой звезды, о которой в разное время говорилось очень и очень много. Например, немецкий математик, астроном, оптик и астролог Иоганн Кеплер (1571–1630), открывший законы движения небесных тел, вычислил, что именно в год рождения Христа должен был произойти так называемый парад планет. Он полагал, что именно их визуальное совмещение и породило эффект Вифлеемской звезды. Некоторые считали, что в таком виде явился Ангел Господень, другие были уверены, что перед ними – специально сотворенная Богом звезда. Истинная природа этого небесного явления нам попрежнему неизвестна, что и не удивительно, ведь даже о Тунгусском метеорите ученые продолжают спорить до сих пор. Но о том, что такое чудо будет явлено миру, говорилось еще за пятнадцать веков до этого события. Причем повествовал об этом не иудейский пророк, а язычник Валаам, увидевший приближавшихся израильтян: Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля ( Чис.24:15–17 ). Это пророчество осуществилось через явление Вифлеемской звезды.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Пророк Михей примерно за семьсот лет до описываемого события предсказал, что Мессия родится в Вифлееме , и, таким образом, римский властитель Август, сам не зная этого, послужил Божественному Промыслу. Этот же Промысел раскрылся в том, что Великий Властитель, пришедший на землю ради спасения людей, начал Свое служение в уничижении и бедности. Убогая пещера – таким оказалось единственное место, где смог найти пристанище Спаситель мира. Это яркий образ того, что в сердце людей, порабощенном страстями, часто не остается места для Любящего и Спасающего Бога. Пророк Исаия говорил об этом великом дне: Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9: 6). Тот же пророк, предвидя жестокосердие людей и сокрушаясь об этом, сказал: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис. 1: 3). Удивительно, но евангелист Лука повествует о том, что Богородица, спеленав Младенца, положила Его в ясли – кормушку для животных, укрывавшихся от непогоды в вифлеемской пещере. Все эти события поражают своей глубиной и символичностью: то, чего люди ожидали так долго и напряженно, происходит тайно от всего мира. Первыми о долгожданном приходе Мессии узнали самые простые люди. Пастухам, пасшим стада в тех краях, явился Ангел Господень и возвестил им о рождении Спасителя и о великой радости не только для их народа, но для всего мира. Вслед за простецами поклонение Богомладенцу совершили и мудрецы. Три волхва, узнавшие о рождении Великого Царя по явлению на востоке необычной звезды, прибыли в Иерусалим, чтобы найти Его, воздать поклонение и принести дары. Рождество Христово – второй по значимости праздник после Пасхи – это день Пришествия в мир Господа. Празднику предшествует длительный Рождественский пост. Празднование Господнего Рождества – Святки – продолжается одиннадцать дней и завершается в Крещенский сочельник – постный день накануне праздника Крещения Господня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Пророки различают два основных способа получения пророчеств – через слово и через видение. «Благодать Св. Духа, различно действуя в чудных пророках, устрояла, что иные видели что-либо, как богомудрый Исаия, Михей, Даниил, Иезекииль и Захария; а иным посредством гласа сообщалось, что угодно было Духу, и им представлялось, что слышат Кого-то беседующего с ними, другие пророчествовали по вдохновению, и что угодно было Духу, провещевал их языком. Ибо пророчественная благодать, внезапно объемля их ум и отлучая их от всего человеческого, соделывала способными стать орудиями и служителями для изглаголания пророческих словес. Сие-то, а именно восхищение ума и преставление от всего человеческого, пророк назвал пророчеством (Наум 1:1)» т. 30, с. 6—7]. Нам непросто понять, как пророки могли так уверенно говорить, что слышали именно слово Божие. Очень ценное замечание содержится в житии преподобного Симеона: «Слышал я от одного монаха-иерея, доверившегося мне как другу своему: “Никогда (говорил он) не литургисал я, не увидев Святого Духа, как видел Его сошедшим на меня в то время, когда меня рукополагали и митрополит читал надо мною молитву иерейского посвящения и Евхологий лежал на бедной главе моей”. Я спросил его, как он Его тогда видел и в какого рода образе? Он сказал: “Простым и безвидным, однакож как свет; и когда я, увидев то, чего никогда не видел, удивился и сам в себе рассуждал, что бы это было такое, – тогда Он таинственно, но внятным гласом сказал мне: Я так нисхожу на всех пророков, и апостолов, и нынешних избранников Божиих и святых; ибо Я есмь Святый Дух Божий. Ему Слава и держава во веки веков. Аминь”» c. 59 – 60]. Таким образом, при изучении пророческих книг, следует иметь в виду следующее. Пророки возвещают то, что им открыто Богом. Поэтому выражение «пророк говорит» практически равноценно выражению «Бог через пророка говорит». Кстати, по свидетельству архимандрита Софрония, на вопрос о том, как говорят совершенные, преподобный Силуан Афонский ответил: «Они от себя ничего не говорят. Они говорят лишь то, что дает им Дух» с. 26 – 27]. Более того, Бог строго взыскивает с тех, кто говорит то, что им не было поручено. Так случилось, например, с Моисеем и Аароном (Чис. 20:1-13). У пророка Иезкииля сказано: «А если пророк допустит обольстить себя и скажет слово так, как бы Я, Господь, научил этого пророка, то Я простру на него руку Мою и истреблю его из народа Моего, Израиля» (Иез. 14:9). Происходит это именно в силу божественного авторитета пророческого слова. Исходя из этого, следует избегать представления о пророках, как о простых ревнителях и проповедниках веры, действовавших по собственным побуждениям, и говоривших от своего разумения, и выражавших интересы тех или иных социальных слоев или политических партий.

http://sedmitza.ru/lib/text/431378/

Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка — Илия и Елисей. Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия — после плена. Все же остальные пророки жили до вавилонского плена. Пророк Илия 3 Цар. 16:29–34; 17–19:21; 4 Цар. 12:1–15 Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал. Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою ! — воскликнул Илия грозным голосом. — В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно. Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

«Прославлю Тебя, Господи, ибо Ты принял меня и не дал торжествовать врагам моим. Господи Боже мой, я воззвал к Тебе. И Ты исцелил меня, Господи! Ты извел душу мою из ада, Ты спас меня, не оставив с низверженными в пучину. Пойте хвалу Господу, пойте Ему, все святые Его, и прославляйте святость Его. Ибо ярость в негодовании Его и в воле Его жизнь». И также все святые Божии, простершись перед Господом, сказали единогласно: «Ты пришел, Спаситель мира, и исполнил все, что предсказал Ты через закон и пророков. Ты искупил живущих крестом Твоим и через смерть крестную Ты снизошел к нам, чтобы избавить Твоим величием от уз ада и смерти. Господи, как водворил ты знамение славы Твоей на небе и знамение искупления – крест Твой на земле, – водвори так же, Господи, и в аду знамение победы Креста Твоего, дабы не царствовала больше смерть». И Господь, простерши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. И все святые последовали за Ним. Тогда пророк Давид громко воскликнул: «Пойте Господу песнь новую, ибо сотворил Он дела дивные. Десница Его и рука Его спасла нас. Господь поведал нам спасение Свое; Он открыл правду Свою пред лицом всех племен земных». И все множество святых ответило, говоря: «Отныне слава сия для всех святых. Аминь. Хвалите Господа. И тогда вскричал пророк Аввакум, говоря: Ты пришел для спасения Твоего народа и освобождения избранных Твоих». И все святые ответили, говоря: «Благословен грядый во имя Господне, Господь Бог просвещает нас». Так воскликнул и пророк Михей, говоря: «Кто между богами, как Ты, Господи, снимающий грехи и беззакония наши? И ныне Ты сдержал свидетельство гнева Твоего, ибо склонился более к милосердию. Ты умилосердился над нами, и Ты отпустил нам грехи наши и погрузил беззакония наши в пучину смертную, как и клялся отцам нашим во дни оны». И все святые ответили, говоря: «Он Бог наш во веки и во веки веков, Он будет царствовать над нами во все времена. Аминь. Хвалите Господа». Подобно сему все пророки и святые словами древних пророчеств своих славили Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Теперь об имени Эммануил (с нами Бог) – это Богочеловек. У пророка Исайи ( Ис.8:5–10 ) говорится о Младенце как о властителе Иудеи и одновременно говорится о нашествии царя Ассирийского. В ( Ис.9:6 ) говорится о Младенце так, что это ни к кому, кроме Мессии, не может относиться – «владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». «Народ (земли Завулоновой и Неффалимовой), ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет возсияет» ( Ис.9:1–2 ). В связи с чем было дано это пророчество? Исторические обстоятельства были таковы, что царь Сирийский Расой и Израильский Факей напали на Иудею для того, чтобы уничтожить династию царя Ахаза и установить новую династию. Пророк Исайя Ахаза успокаивает, напоминая известное пророчество Иакова о том, что «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). Значит династия Ахаза не может прекратиться. Более того, пророк Исайя говорит, что знамением этому является то, «Дева во чреве приимет». И поэтому царь Ахаз может быть спокоен. Речь идет прямым образом о Мессии. Это вполне понимали современники апостолов. Евангелист Матфей ( Мф.1:22–23 ), писавший Евангелие для иудеев, указывал на это чудо как на одно из доказательств, что Господь наш Иисус Христос и есть тот долгожданный Мессия. Пророк Михей возвестил, что Спаситель родится в Вифлееме: «И ты, Вифлеем – Евфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который будет владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней века» ( Мих.5:2 ). На это пророчество указывали волхвам, когда говорили о месте, где должен родиться Мессия ( Мф.2:4–6 ). Малахия по создании второго Иерусалимского Храма предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он приидет в сей храм и что пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указуется Иоанн Креститель. «Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред л идем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Его же вы ищите, и Ангел завета, егоже вы хощете» ( Мал.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010