влиянием, с I в. до Р. Х. развивался как поселение римлян (найдено кладбище с десятками погребений). В VI в. до Р. Х. на территорию от Зап. Пиренеев до Атлантического океана вторглись племена, чьи погребальные надписи, керамика и позднее монеты свидетельствуют об использовании кельт. языков. Культура кельтов в И.- часть общей латенской культуры Зап. Европы; их кастры (castors - укрепленные поселки с овальным планом и круглыми домами) отличаются от поселений иберийской культуры, восточносредиземноморских по стилю. Кельтов в И. было немного, но их воинственная знать контролировала местное население. Особое место занимает Кельтиберия - район смешения культур кельтов и иберийцев (совр. провинции Бургос, Сория, Гвадалахара, Куэнка, Сарагоса и Теруэль). В IV в. здесь возникают города с четким планом, общественными зданиями и прямоугольными жилыми домами с небольшими двориками, построенные по принципу римской планировки (Эль-Кастро-де-ла-Коронилья близ Черы, пров. Гвадалахара, и др.). Городище Кабесо-де-Алькала близ Асайлы (пров. Теруэль) состояло из акрополя (246×132 м; стены зданий до 2 м высотой; в наст. время раскопан почти полностью), окруженного рвом с дополнительной тонкой стеной, и собственно города. На перекрестке главных улиц находился храм (во внутренней камере на каменной платформе стояли статуи божеств, стены были расписаны), у ворот - термы, к юго-востоку от акрополя - некрополь с круглыми каменными погребальными камерами. О кельтиберах упоминается в рим. надписях, напр. в бронзовой «Tabula Contrehiensis» (из Боторриты близ Сарагосы) наместника пров. Ближняя Испания Валерия Флакка (87 г. до Р. Х.). Римская археология и архитектура В состав Римской империи И. окончательно вошла к 19 г. до Р. Х. Старые города были уничтожены и заняты колониями рим. ветеранов - Клуния (совр. пров. Бургос), Термес (близ Монтехо-де-Тьермес, пров. Сория), Уксама (близ Бурго-де-Осма, пров. Сория) и др.; их планы восходят к планировке лагеря легиона. Самые крупные поселения - Эмерита Августа (ныне Мерида, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ VIII (1369, Теруэль, Арагон - 28.12.1446, Пальма, о-в Мальорка, до избрания папой и после отречения - Хиль Санчес Муньос-и-Карбон), последний антипапа авиньонской линии в период схизмы в католической Церкви . Род. в знатной арагонской семье, учился в Авиньонском ун-те, получил степень д-ра канонического права. Дядя Санчеса Муньоса с начала папской схизмы в 1378 г. поддерживал антипапу Климента VII и выполнял обязанности его посланника при арагонском кор. Педро IV. Близость дяди ко двору антипапы в Авиньоне помогла Санчесу Муньосу занять место советника кард. Педро Мартинеса де Луны, арагонца по происхождению, к-рого в сент. 1394 г. избрали антипапой под именем Бенедикт XIII . В 1396 г. Санчес Муньос был направлен с миссией к арагонскому кор. Мартину I, получил от него согласие на назначение епископом Валенсии. Находившийся между Валенсией и Таррагоной замок Пеньискола стал убежищем для антипапы Бенедикта XIII после изгнания из Авиньона (1403). Как ближайший помощник антипапы, Санчес Муньос получил от него несколько бенефициев, в т. ч. должности каноника капитула кафедрального собора Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне, каноника кафедрального собора Девы Марии в Жироне, а также должность архипресвитера кафедрального собора Санта-Мария-де-Медьявилья в г. Теруэль. К концу жизни антипапы Бенедикта XIII при его дворе не осталось кардиналов авиньонской линии, т. к. все кардиналы признали решения Констанцского Собора и избрание папой Римским Мартина V . Желая обеспечить преемство авиньонской линии, 27 нояб. 1422 г. Бенедикт XIII совершил назначение 4 новых кардиналов и обязал их избрать ему преемника. После смерти Бенедикта XIII (23 мая 1423) Санчес Муньос организовал проведение в Пеньисколе конклава, к-рый собрался 10 июня в составе 3 кардиналов. Не являясь кардиналом и не имея возможности участвовать в конклаве, Санчес Муньос оказал влияние на его ход, сообщив кардиналам о якобы имевшемся требовании кор. Альфонсо V Великодушного, чтобы избранник являлся подданным королевства Арагон. В тот же день 3 кардинала избрали папой Санчеса Муньоса, который принял имя Климент в память об авиньонском антипапе Клименте VII. Коронация К. состоялась в замке Пеньискола 19 мая 1426 г.

http://pravenc.ru/text/1841393.html

  Идёт испанская война! Фашисты – в Университетском городке. Интербригада! Гвадалахара, Харама, Теруэль! – 18 июня 1936 г., через четыре месяца после победы на выборах в Испании инициированного коммунистами Народного фронта, начальник генштаба генерал Франсиско Франко поднял военный мятеж против левореспубликанского правительства. Мятежников открыто поддержали Германия и Италия. За республиканцев, не афишируя себя, вступился Советский Союз. Более двух тысяч советских военных проникли в Испанию под чужими паспортами. На стороне правительства воевали интербригады, сформированные из представителей (вольных или невольных) более чем пятидесяти стран. В ноябре 1936 г. ожесточённые бои шли за Университетский городок в Мадриде. В феврале 1937 г. к юго-востоку от Мадрида развернулось сражение при реке Хараме. В марте 1937 г. итальянский экспедиционный корпус был разбит под Гвадалахарой. В январе 1938 г. после длительной осады республиканцы взяли Теруэль. Правда, в конце февраля франкисты заняли его снова. Республика пала в марте 1939 г.   В Арчеду-то и назначен ваш эшелон двести сорок пять четыреста тринадцать. – Итак, этот эшелон, «который Зотов проводил прошлой ночью» (с. 191) вышел из Павельца. «Позавчера» Тверитинов отстал от него «в Скопине» (там же). Из проходного Скопина как-то доехал до узлового Ряжска и «вчера утром» был «у ряжского коменданта» (с. 192). Тот выдал «догонный лист» (с. 191) и велел ехать до Кочетовки, а там явиться к военному коменданту. Тверитинов забрался сначала в открытый полувагон эшелона «на Балашов» (с. 193), где ни «сесть нельзя», ни «прислониться нельзя», а «тут ещё и дождь пошёл» (с. 192), затем на остановке по случаю забрался «в незакрытый холодный вагон» (с. 193) с одеялами и нынешним вечером вылез в Кочетовке. Дальше ему предстояло следовать через Грязи (с. 201) и Поворино (с. 202) до Арчеды.   Раньше он назывался Царицын. – По историческим материалам Царицын известен с 1589 г., переименован в Сталинград в 1925 г.   Оборона Царицына. – Обиходное выражение, усиленно навязываемое сталинской пропагандой. С 11 сентября по 19 октября 1918 г. Сталин был одним из членов реввоенсовета Южного фронта, и на этом основании прежде всего ему приписывалась ключевая роль в защите города (июль 1918 – февраль 1919 г.) и в Гражданской войне вообще.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

— Армянский… Свернул толстую папиросу, склеил языком, и тут же Вася поджёг ему спичку. — А в ватных одеялах — там никто не курит? — осведомился Зотов. — Я не заметил, — уже блаженно откинулся Игорь Дементьевич. — Наверно, не было ни у кого. Он курил с прищуренными глазами. — А что вы упомянули о тридцать седьмом? — только спросил он. — Ну, вы же помните обстановку тех лет! — горячо рассказывал. Вася. — Идёт испанская война! Фашисты — в Университетском городке. Интербригада! Гвадалахара, Харама, Теруэль! Разве усидишь? Мы требуем, чтобы нас учили испанскому языку — нет, учат немецкому. Я достаю учебник, словарь, запускаю зачёты, экзамены — учу испанский. Я чувствую по всей ситуации, что мы там участвуем, да революционная совесть не позволит нам остаться в стороне! Но в газетах ничего такого нет. Как же мне туда попасть? Очевидно, что просто бежать в Одессу и садиться на корабль — это мальчишество, да и пограничники. И вот я — к начальнику четвёртой части военкомата, третьей части, второй части, первой части: пошлите меня в Испанию! Смеются: ты с ума сошёл, там никого наших нет, что ты будешь делать?... Вы знаете, я вижу, как вы любите курить, забирайте-ка эту пачку всю себе! Я всё равно для угощения держу. И на квартире ещё есть. Нет уж, пожалуйста, положите её в вещмешок, завяжите, тогда поверю!... Табачок теперь — «проходное свидетельство», пригодится вам в пути… Да, и вдруг, понимаете, читаю в «Красной звезде», а я все газеты сплошь читал, цитируют французского журналиста, который, между прочим, пишет: «Германия и СССР рассматривают Испанию как опытный полигон». А я — дотошный. Выпросил в библиотеке этот номер, подождал ещё дня три, не будет ли редакционного опровержения. Его нет. Тогда иду к самому военкому и говорю: «Вот, читайте. Опровержения не последовало, значит, факт, что мы там воюем. Прошу послать меня в Испанию простым стрелком!» А военком как хлопнет по столу: «Вы — не провоцируйте меня! Кто вас подослал? Надо будет — позовём. Кру-гом!» И Вася сердечно рассмеялся, вспоминая. Смеховые бороздки опять легли по его лицу. Очень непринуждённо ему стало с этим артистом и хотелось рассказать ещё о приезде испанских моряков, и как он держал к ним ответную речь по-испански, и расспросить, что и как было в окружении, вообще поговорить о ходе войны с развитым, умным человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Испанская и Португальская митрополия Константинопольской Православной Церкви, выделенная в 2003 г. из состава Французской митрополии, насчитывает 39 общин и 30 иереев. Состоит из 5 округов: Центр. и Сев. Испания и Гибралтар; Вост. Испания и Андорра; Юж. Испания; Канарские о-ва; Португалия, Галисия, Азорские о-ва и о-в Мадейра. Приходы Румынской Православной Церкви на территории И. (ок. 68) относятся к епископии Испании и Португалии (с кафедрой в Мадриде), входящей в митрополию Зап. и Юж. Европы. Имеются благочиния Мадрида, Барселоны, Сев. Испании (Витория-Гастейс), Кастельона-де-ла-Плана, Севильи. К Западноевропейской епархии СПЦ принадлежит 2 прихода: в честь Покрова Пресв. Богородицы в Барселоне (с 1988) и во имя Иоанна Крестителя в Жироне. В состав архиерейского наместничества Испании и Португалии Западно- и Среднеевропейской епархии БПЦ входит 3 храма: Пресв. Богородицы (Барселона), св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (Аликанте) и Богоявления (Сеговия). Римско-католическая Церковь в И. имеет 14 архиеп-ств: Барселона (еп-ства-суффраганы: Сан-Фелиу-де-Льобрегат, Терраса), Бургос (еп-ства-суффраганы: Бильбао, Осма-Сория, Паленсия, Витория-Гастейс), Гранада (еп-ства-суффраганы: Альмерия, Картахена, Гуадикс, Хаэн, Малага), Мадрид (еп-ства-суффраганы: Алькала-де-Энарес, Хетафе), Мерида-Бадахос (еп-ства-суффраганы: Кория-Касерес, Пласенсия), Овьедо (еп-ства-суффраганы: Асторга, Леон, Сантандер), Памплона и Тудела (епископства-суффраганы: Калаорра и Ла-Кальсада-Логроньо, Хака, Сан-Себастьян), Сантьяго-де-Компостела (епископства-суффраганы: Луго, Мондоньедо-Ферроль, Оренсе, Туй-Виго), Севилья (епископства-суффраганы: Кадис и Сеута, Кордова, Уэльва, Канарские о-ва, Херес-де-ла-Фронтера, Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна (или Тенерифе)), Таррагона (епископства-суффраганы: Жирона, Льейда, Солсона, Тортоза, Уржель, Вик), Толедо (епископства-суффраганы: Альбасете, Сьюдад-Реаль, Куэнка, Сигуэнса-Гвадалахара), Валенсия (епископства-суффраганы: Ивиса, Мальорка, Менорка, Ориуэла-Аликанте, Сегорбе-Кастельон-де-ла-Плана), Вальядолид (епископства-суффраганы: Авила, Сьюдад-Родриго, Саламанка, Сеговия, Самора), Сарагоса (епископства-суффраганы: Барбастро-Монсон, Уэска, Тарасона, Теруэль и Альбаррасин). На 2011 г. общее количество католиков И. составляет ок. 43,1 млн чел. (согласно данным по диоцезам; An. Pont. 2011).

http://pravenc.ru/text/674995.html

На одной из фресок живописец изобразил знаменитый эпизод из истории Животворящего Креста, представляющий собой битву между восточноримским императором Ираклием (610–641) и персидским шахом Хосровом II Парвизом (591–628). Войска Ираклия были представлены в миланских доспехах, современных художнику, под штандартами Священной Римской империи. Пьеро делла Франческа выбрал тему для своей работы далеко не случайно, ибо фрески, иллюстрирующие историю Животворящего Креста, стали художественным откликом автора как на падение Константинополя под ударами султана Мехмеда II Фатиха в мае 1453 года, так и на собор в Мантуе, провозгласивший крестовый поход против турок-османов девять лет спустя. Фреска «Битва Ираклия с Хосровом» за освобождение Креста композиционно предваряется фреской, изображающей битву Константина с Максенцием. Подобная композиция в полной мере соответствовала византийской религиозно-политической идеологии, присутствующей в «Хронографии» Феофана (760–818), которая была переведена на латынь Анастасием Библиотекарем (810–879) и стала, таким образом, известна в Западной Европе. Примерно два десятилетия спустя после создания фресок Пьеро делла Франческа, около 1481 года, испанский художник Мигель Хименес (1462–1505), ставший придворным живописцем арагонского короля Фердинанда II (1479–1516) продолжил изображение истории императора Ираклия. Мигель Хименес совместно с Мартином Бернатом (1450–1505) написал картину для приходской церкви Блезы (Теруэль), хранящуюся ныне в музее Сарагосы. На картине был представлен император Ираклий, возвращающий Животворящий Крест в Иерусалим после победы над персами в обществе равноапостольной императрицы Флавии Елены, матери Константина Великого. Причем лица Ираклия и Елены имели явное портретное сходство с католической королевской четой – Фердинандом и Изабеллой. Не исключено, что эта картина была создана под впечатлением нападения войск османского султана на Отранто, приморский город в южной Италии, в 1480–81 годах. Трагические события турецкого нашествия вызывали в воображении арагонских кабальерос, еще продолжавших реконкисту под Гранадой, героические образы Елены и Ираклия, ибо Елена некогда обнаружила Животворящий Крест, а Ираклий избавил его от персидского пленения.

http://bogoslov.ru/article/6192254

всегда исходили из того, что могут привлекать материальные ресурсы католич. Церкви в И. для решения задач внешней политики, направленной на защиту католицизма. С этой целью монархи, начиная с Карла V, добивались от Римских пап разрешения на секуляризацию части церковных и орденских земель (от Климента VII в 1529, от Павла III в 1536 и 1538, от Павла IV в 1559, от Григория XIII в 1572 и 1574); эти земли переводились в разряд владений короны, а затем продавались. По переписи 1591 г., в Кастилии насчитывалось более 40 тыс. монахов и монахинь; более 33 тыс. чел. составляли секулярный клир (Historia de España/Fundada por R. Menéndez Pidal. Madrid, 1989. T. 19: Fernández Alvarez M. El siglo XVI: Economía. Sociedad. Instituciones. P. 352). Католич. духовенство составляло в это время более 10% населения Кастилии (в XVII в., возможно, еще больше). В 1523 г. папа Адриан VI буллой «Eximiae devotionis affectus» расширил право королевского патроната на все еп-ства Кастилии и Арагона, это пожалование подтвердили папы Климент VII (в 1530) и Павел III (в 1535). Во 2-й пол. XVI в. церковная организация И. значительно изменилась. К 7 ранее существовавшим архиеп-ствам (Толедо - кафедра примаса католич. Церкви в И., Сантьяго-де-Компостела, Севилья, Гранада, Сарагоса, Таррагона, Валенсия) в 1574 г. было добавлено новое архиеп-ство Бургос (в его состав вошли еп-ства Бургос, Памплона, Паленсия и Калаорра), в 1595 г. было учреждено еп-ство с кафедрой в Вальядолиде. На территории Арагона созданы еп-ства Ориуэла, Барбастро, Теруэль, Сольсона; прежде единое еп-ство Сегорбе и Альбаррасин разделено на 2 диоцеза. К кон. XVI в. в И. насчитывалось свыше 50 еп-ств, причем границы архиеп-ств и еп-ств не совпадали с адм. границами. Еп-ства Леон и Овьедо, как и прежде, напрямую подчинялись Папскому престолу (obispados exentos). Помимо епископата к высшему клиру относились члены соборных капитулов (ок. 7 тыс.). Только в капитуле кафедрального собора в Толедо числились 60 каноников и 200 капелланов. Наиболее высокопоставленные из них получали большие ренты.

http://pravenc.ru/text/674995.html