Нек-рые построены по заказу рыцарских орденов, связанных со Св. землей; многие из них стоят на путях паломников в Сантьяго-де-Компостела. Церковь Санта-Мария в Эунате (пров. Наварра; 2-я пол. XII в.) - 8-гранное здание с небольшой граненой апсидой, перекрытое лотковым сводом с нервюрами и окруженное со всех сторон открытой аркадой. Находящаяся в том же районе ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель-Рио (пров. Наварра; кон. XII - нач. XIII в.) также 8-гранная, но пропорции ее более вертикализированы. С запада к ней примыкает цилиндрическая башня, с востока - полуциркульная апсида, в центре возвышается граненая колокольня. Иное решение имеет 10-гранная ц. Вера-Крус в Сеговии (1208). Ее внутренняя 2-этажная граненая капелла окружена сводчатым обходом, с востока к ней примыкает 3-апсидный алтарь. Эта конструкция, напоминающая ротонду и кувуклию Гроба Господня, в неск. упрощенном виде повторяет тамплиерский храм в мон-ре Христа в Томаре (Португалия; 2-я пол. XII в.). Возможно, с этими постройками связана и небольшая ц. Сан-Маркос в Саламанке (1178): архаический тип 4-столпного 3-апсидного храма, увенчанного кубической башней над средокрестием, вписан здесь в геометрически правильный круг стен. Свод ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель Рио. Кон. XII — нач. XIII в. Свод ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель Рио. Кон. XII — нач. XIII в. По мнению Э. Ламбера, ряд романских храмов И. отражает влияние бургундской архитектуры (см.: Azc á rate. 1990. P. 26). Ранним примером является собор бенедиктинского мон-ря Сан-Лоуренсо-де-Карбоэйро в Галисии (пров. Понтеведра; после 1171 - до 1192), где апсида имеет обход, капеллы к-рого образуют 3-частный алтарь; все пространство перекрыто нервюрными сводами сложной конфигурации. Вост. часть собора Эль-Сальвадор в Авиле (начат до 1181) с двойным полуциркульным деамбулаторием могла быть построена по образцу обхода базилики Сен-Дени близ Парижа (1135-1144); снаружи она встроена в городскую стену и оформлена как бастион. Близкий тип сводов имеет ц. Сан-Висенте в Авиле (1130 - нач.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Кантабрия; нач. XIII в.). Одновременно росло влияние типологических и конструктивных решений, принесенных нищенствующими орденами. В 1214 г. в Сантьяго-де-Компостела был основан францисканский мон-рь, центральный храм к-рого (не сохр.) воспроизводил ц. Сан-Франческо в Ассизи (обл. Умбрия, Италия, 1228-1253) - однонефный, перекрытый нервюрными крестовыми сводами, с трансептом и 3 апсидами. Это здание послужило образцом для мн. более поздних францисканских церквей Галисии, напр. Сан-Франсиско в Бетансосе (пров. А-Корунья; 1387), Понтеведре (ок. 1310-1360) и др. Не менее широко распространились и сходные доминиканские постройки, напр. ц. Санто-Доминго в Понтеведре (1380-XV в.; с 5 апсидами, в руинах). В Андалусии готический стиль сначала получил воплощение в строительстве во 2-й пол. XIII в. скромных приходских церквей: кирпичных 3-нефных зданий с 3 апсидами, перекрытых крестовыми нервюрными сводами или деревянными кровлями. Большое число церквей подобного типа было возведено в Кордове после отвоевания ее у арабов в 1236 г. и деления территории города на 14 приходов (церкви Санта-Мария-Магдалена, Санта-Марина, Сан-Мигель, Сан-Пабло, Санта-Клара и др.). В декоре этих зданий активно использовались элементы араб. зодчества. В Каталонии окончательное становление готического стиля связано с возведением собора Санта-Эулалия в Барселоне (1298 - ок. 1422, Жауме Фабре и др.). Его план своеобразен: 3-нефный храм с сильно расширенным центральным нефом, трансептом, вписанным в здание, и небольшими капеллами по периметру между контрфорсами. Храм перекрыт крестовыми нервюрными сводами на тонких высоких опорах со сложным профилем, образованным пучком наложенных нервюр, с очень широким шагом. Перепад высоты между центральным и боковыми нефами невелик, что создает эффект просторного зала. Слабая выраженность контрфорсов и аркбутанов в экстерьере и наличие горизонтальных тяг придали собору сходство с крепостными сооружениями. Такая модель построения восходит к цистерцианским образцам ad quadratum в плане и к планировочным решениям южнофранцузских церквей.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Таррагона; 1918-1924), отличается оригинальной, виртуозно разработанной, диагонально ориентированной центрической композицией и изысканным сочетанием природных и искусственных материалов. Для творчества еще одного ученика Гауди, Бернарди Мартореля-и-Пуча, бывшего одно время архитектором диоцеза Солсона, церковная тема была центральной. Ему удалось создать отличный от учителя и узнаваемый архитектурный язык, характеризующийся тонким сочетанием почти лишенных декора кирпичных поверхностей с композициями из узких окон и ярусными щипцовыми очертаниями кровель. Среди его многочисленных церковных построек стоит выделить кладбище в Олиусе (пров. Льейда; 1916), ц. Сант-Агусти в Сабаделе (пров. Барселона; 1924-1932) и комплексы монастырей терезианок в Таррагоне (1926), Санта-Мария-де-Вальдонзелья (1910-1913) и Сантисим-Редемтор-де-лес-Облатес (ныне ун-т аббата Оливы; 1926), оба в Барселоне. За пределами Каталонии в духе архитектуры Гауди построен своеобразный вотивный Морской храм в Панхоне (пров. Понтеведра, 1932-1937; Антонио Паласиос). Мемориальный комплекс в Валье-де-лос-Каидос. 1940–1958 гг. Новая эпоха развития церковной архитектуры началась после перерыва в строительстве во время Гражданской войны и тесным образом связана с проектами диктатуры Франко. Крупнейшим из них было строительство мемориального комплекса Валье-де-лос-Каидос (Долина павших, пров. Мадрид; 1940-1958, Педро Мугуруса и Диего Мендес), посвященного памяти погибших в Гражданской войне франкистов и ставшего усыпальницей Х. А. Примо-де-Риверы, а затем и самого Франко. Центром комплекса является вырубленная в скале гигантская базилика Санта-Крус с огромным эллипсовидным куполом, перед ней построено огромное каре корпусов бенедиктинского аббатства. Над базиликой, на вершине скалы, поставлен самый большой в мире крест (108 м). Архитектура комплекса отражает тенденции неоклассики и ар-деко с аллюзиями на формы Эскориала. При Франко возобновилось строительство ряда ключевых храмов, оставшихся неоконченными в предыдущие годы.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Интерес к ротондальным и овальным пространственным решениям характерен для столичной архитектуры И. XVIII в. В виде небольшой ротонды, окруженной открытой колоннадой, была построена придворная ц. Сан-Антонио в Аранхуэсе (пров. Мадрид, 1752-1766, Сантьяго Бонавия). Изысканную форму растянутого в ширину тетраконха получила капелла Богоматери Пилар (1750-1765, Вентура Родригес), встроенная в центральный неф базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе. Среди провинциальных произведений следует упомянуть 2-башенную ротондальную ц. Вирхе-Перегрина в Понтеведре (1778-1782, Антонио Соуто), отразившую также влияние барокко соседней Португалии. Примером сложного соединения базиликального и ротондального планов стал собор Санта-Крус в Кадисе (1722-1838, Висенте Асеро и мн. др.), стилистический облик к-рого, сочетающий формы барокко и неоклассицизма, отражает долгий процесс его строительства. Фасад собора Санта-Мария-де-ла-Редонда в Логроньо (пров. Ла-Риоха, 1742-1762, Хуан Баутиста де Арбайса) имеет традиц. вертикализированную 2-башенную композицию, сочетая в декоре легкие столичные формы с пышными элементами чурригереско. Лит.: Lampérez y Romea V. Historia de la arquitectura cristiana española en la Edad Media. Madrid; Barcelona, 1930. 2 vol.; Lambert É. L " art gothique en Espagne au XIIe et XIIIe siècles. P., 1931; Weise G. Studien zur spanischen Architectur der Spätgotik. Reutlingen, 1933; idem. Die spanischen Hallenkirchen der Spätgotik und der Renaissance. Tüb., 1953; Contreras y López de Ayala Lozoya J., Peñalosa L. F., de. El arte gótico en España: arquitectura, escultura, pintura. Barcelona, 1935; Selva J. El arte español en tiempo de los Reyes Católicos. Barcelona, 1943. (Speculum artis; 4); Camón Aznar J. La arquitectura plateresca. Madrid, 1945. 2 vol.; idem. La arquitectura y la orfebrería españolas del siglo XVI. Madrid, 1982. (Summa artis; 17); Chueca Goitia F. Sobre arquitectura y arquitectos madrileños del siglo XVII//Archivo Español de Arte. Madrid, 1945. T.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Вот еще текст: явление бывшее Лючии в Понтеведро (МЛрФ, с. 180), записанное со слов духовника Лючии 10 декабря 1925 года: “10 декабря явилась Пресвятая Дева Мария, – так уж величает Лючия Фатимскую Даму, – в Понтеведро и, сбоку от Нее на светящемся облаке, Дитя. Пресвятая Дева положила ей (Лючии) руку на плечо и показала Сердце, исколотое шипами, которое Она держала в другой руке. Дитя сказало: – Имей сочувствие с Сердцем твоей Святейшей Матери, окруженным шипами, которыми неблагодарные люди без конца пронизывают Его, и никто не принесет искупление, чтобы их вытащить. После этого Пресвятая Дева Мария сказала: – Дочь Моя, взгляни на мое Сердце, окруженное шипами, которое неблагодарные люди богохульствами и неблагодарностью бесконечно пронизывают. Старайся хотя бы ты сама утешить Меня, и сообщи, что Я обещаю в смертный час содействовать всеми милостями, которые нужны для спасения этих душ, всем тем, которые в течение 5 месяцев исповедаются по первым субботам, причащаются, читают Розарий и находятся мысленно со Мною в течение 15 минут, размышляя о 15 тайнах Розария, с намерением этим покаяться Мне”. Это типично фатимское видение и по содержанию, и по образу донесения его до адресата. Непростота : Дитя рядом, на облаке, это по-своему логично – руки заняты, в руках, в одной из них – Сердце. А что в этот момент в груди? “Имей сочувствие с Сердцем”, – призыв к состраданию, к сораненности грехами мира в сочетании с воображением, в ущерб покаянию – хорошо известно, к чему приводит этот образ молитвы – к неистовому кровяному разжжению, типичному для латинской молитвенной практики, от эротических “экстазов” Терезы и Анжелы до лопающихся от температуры тела термометров у падре Пио, нового стигматоносца, которому, по свидетельству Марии Виновской, его жизнеописательницы, пришлось перейти на градусники для ванн. “Однажды ртуть поднялась до отметки 48 . Мы знаем, что в монастырях (особенно со строгим режимом) такими пустяками никого не удивишь”, – пишет агиограф . Человеческий белок сворачивается при 42 .

http://sueverie.net/duxovnaya-tkan-fatim...