1. Ветхозаветная основа Евангелия Изначала евреи веруют в единого Бога: это именно Бог еврейского народа, Бог евреев 2 , Которого они называют наш Бог. Они сами составляют удел своего Бога, Его наследие, а земля, которую они занимают, образует место Его жительства. У них своя земля и свой Бог , как у других народов свои земли и свои боги. Иеффай говорил царю аммонитскому: «не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Иегова, Бог наш» 3 . Во времена судей идея национального Бога была единственною силою, которая объединяла все колена Израиля и отделяла их от соседей, с которыми они жили: когда эта сила ослабевала, они распадались и смешивались с язычниками. Давид, преследуемый Саулом и находясь в изгнании, считал себя вне наследия своего Бога на земле чужих богов. Он говорил Саулу о «сынах человеческих», возбудивших царя против него: «они изгнали меня, чтобы я не мог участвовать в наследии Иеговы, говоря: поди, служи богам чужим» 4 . Об одной из снох-моавитянок, не пошедшей за своею свекровью в землю иудейскую, Ноеминь говорила, что она «возвратилась к народу своему и к своим богам» 5 , а Руфь, «пришедшая к народу иудейскому», по словам Вооза, «пришла к Богу Израилеву» 6 . Иеффай, Давид, Ноеминь и Вооз мыслили так же, как Нееман сириец, захвативший с собою «земли» израильской, «сколько снесут два лошака», чтобы на ней в стране своей «приносить всесожжения и жертвы Иегове» 7 , как царица Савская 8 , как слуги Венадада сирийского 9 . Бог еврейского народа и еврейской земли имел собственное имя Иегова, или Ягве, как Он открылся Моисею, – это было Его имя для «памятования о Нем» в еврейском народе «из рода в род» 10 . В основе религии еврейского народа лежали факты его исторического опыта, факты живого общения его с «единым» Богом. Как всякая действительная религия есть религия отцов, имеет основу в естественной жизни человека и по этой основе уходит в глубь истории; так и религиозный опыт евреев простирался за пределы народной шири, обнимая жизнь их отцов – Авраама, Исаака, Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

2, 8). Врачуют раны народа они легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют (Иер. 6, 14–15; 8, 11–12). Забывался закон о левитской нечистоте, о субботе (см.: Иез. 22, 26), о начатках и десятинах; священники обкрадывали Бога (см.: Мал. 3, 8), оскверняли святыни и вообще попирали закон (см.: Соф. 3, 4). Да и сам закон лукавая трость книжников, как и всегда, и везде, обращала в ложь (см.: Иер. 8, 8). Народ забывал свою религию и обращался к чужим культам. В истории религиозной жизни народа выступило явление, в истории религии известное под названием синкретизма или теокразии, а в политической жизни стали иметь место союзы с языческими народами. Против такого-то отступления от Бога и данного Им закона постоянно боролись пророки, постоянно охраняли народ от забвения закона; они были стражами дома Израилева. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его (Ос. 12, 13). Пророки обличают каждое отступление от закона, общее и частное. Пророк обличает Венадара, который пощадил заклятого (см.: 3 Цар. 20, 35–43). Илия обличает царя Охозию, пославшего спросить Веельзевула, божество Аккаронское (см.: 4 Цар. 1, 2–4). Илия и предназначен был на обличения в свои времена (Сир. 48, 10), он был как огонь, и слово его горело, как светильник (Сир. 48, 1). Иеремия поставлен был укрепленным городом и железным столбом и медною стеною... против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли (Иер. 1, 18). Пророк оправдывал свое назначение. Он обличает идолопоклонство, напоминает о завете (см.: Иер. 12, 2–8), ратует за соблюдение субботы (см.: Иер. 17, 21–27), проповедует священникам и старейшинам в долине сынов Енномовых (см.: Иер. 19, 1–13) и во дворе дома Господня (см.: Иер. 19, 14–15). Пророк возвещает горе тем, которые идут в Египет за помощью (Ис. 31, 1). Пророки возвещают горе и пастырям народа (см.: Иер. 23, 1–2), зовут их к суду с Богом (см.: Исх. 5, 3; Иез.

http://pravoslavie.ru/5840.html

2Цар.18:15 ); их оказалось лишь 232, невелик был и весь гарнизон города – 7000 (ст. 15; произвольно раввин Ярхи отождествлял эти 7000 солдат с 7000 истинных поклонников Иеговы, не чтивших Ваала), ( 3Цар.19:18 )). Благоприятным для успеха израильтян обстоятельством явилось поведение и настроение Венадада: он продолжал пьянствовать (ст. 16, ср. 12) с соратниками своими и вместе с совершенной беспечностью был уверен в победе (ст. 18); LXX, слав. ошибочно передают евр. суккот, палатки, ст. 16 собственным именем Σοκχθ, слав. " Сокхоф» – имя города на восточной стороне Иордана ( Быт.33:17 ), в колене Гадовом ( Нав.13:27 ; Суд.8:5 ; 3Цар.7:46 ; Ср. Onomast. 884); но в данном месте, где говорится об осаде Самарии, конечно, не могло быть речи о Сокхофе за Иорданом. Благодаря внезапному нападению на сирийский стан отборных вооруженных израильских юношей, а за ними гарнизона израильского (ст. 19), после кратковременного боя (ст. 20: поражал каждый противника своего; LXX слав. добавляют здесь: κα δεευτρωσεν καστος τν παρ αετου, «и удвои кийждо противнаго себе»), победа осталась за израильтянами, и вышедший теперь Ахав довершил победу (ст. 21). 3Цар.20:22 .  И подошел пророк к царю Израильскому и сказал ему: пойди, укрепись, и знай и смотри, что тебе делать, ибо по прошествии года царь Сирийский опять пойдет против тебя. 3Цар.20:23 .  Слуги царя Сирийского сказали ему: Бог их есть Бог гор, [а не Бог долин,] поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их. 3Цар.20:24 .  Итак вот что сделай: удали царей, каждого с места его, и вместо них поставь областеначальников; 3Цар.20:25 .  и набери себе войска столько, сколько пало у тебя, и коней, сколько было коней, и колесниц, сколько было колесниц; и сразимся с ними на равнине, и тогда верно одолеем их. И послушался он голоса их и сделал так. Сейчас после победы над сирийцами к Ахаву является снова тот же пророк (стих 22 ср. 13; во втором случае «нави»(«пророк») имеет при себе артикль) и, предостерегая его от беспечности, убеждает быть готовым к новому нашествию царя сирийского «по прошествии года», евр.: литшуват га-шана, LXX: πιοτρφοντας ενιυτο, слав.: «преходящу лету» – вероятно, весною «когда цари выходят на войну» ( 1Пар.20:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3. Аса, царь Иудеи, побеждает эфиоплянина Зарая у Мареши, 2 Паралипоменон 14–15 Аса правил 41 год. Авторы Библии дали ему положительную оценку, поскольку он «делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его» ( 3Цар. 15:11 ; 2Пар. 14:2 ). Он запретил культ мужской проституции; за идолопоклонство лишил царского достоинства свою бабушку. С Божьей помощью Аса остановил огромную армию под руководством эфиоплянина Зарая. Битва произошла у Мареши в Шефеле (чёрно-жёлтые и синие стрелки). И снова Шефела оказалась буферной зоной – по сути, полем битвы – на западе Иудеи. 4. Битва Асы и Ваасы в земле сынов Вениамина (прибл. 896 год до Р.Х.), 3 Царств 15:16–24 Итогом религиозных реформ Асы стало улучшение ситуации в Иудее. Многие увидели особую Божью защиту в блестящей победе над огромной эфиопской армией. Некоторые израильтяне были недовольны идолопоклонством на севере и признали наличие Божьих заветных отношений с домом Давида и Иерусалимом. Поэтому они переселились в Иудею ( 2Пар. 15:9 ). Массовая миграция раздражила Ваасу, царя Израиля. Чтобы остановить её, он начал строить крепость в Раме, в центре земель Вениамина: Вышел Вааса, царь израильский, против Иудеи и начал строить Раму, чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю иудейскому ( 3Цар. 15:17 ). Аса должен был отреагировать на присутствие Израиля в Раме, в центре земель Вениамина. Этот регион контролировал большинство маршрутов в Иерусалим, включавших не только Дорогу Патриархов, но и маршруты к городу с востока и запада. В опасности были экономические, военные и религиозные интересы. Даже безопасность Иерусалима, наиболее уязвимого с севера, была под угрозой. Шла битва за земли Вениамина. Аса решил возложить надежду не на Господа, а на человека ( 2Пар. 16:7–10 ). Он заключил союз с царём Сирии Венададом, чтобы тот напал на Израиль с севера (карта 6–3). Вааса вынужден был вывести свои войска с земель Вениамина на защиту северных границ. Царь же Аса созвал всех иудеев, никого не исключая, и вынесли они из Рамы камни и дерево, которые Вааса употреблял для строения.. И выстроил из них царь Аса Гизу Вениаминову и Мицпу ( 3Цар. 15:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

а) После трехлетнего мира с Сирией, Ахав, желая возвратить Рамоф Галаадский, объявляет войну Сирийцам и привлекает Иосафата в союз с собою (ст. 1–4). б) Четыреста пророков Израильских предрекают победу, и один из них (Седекия) для наглядности делает символические железные рога; но по настоянию Иосафата посылают за Михеем, сыном Иемвлая (ст. 5–12). в) Михей, предсказав неудачу, объясняет лживость пророков Израильских и терпит за это ударение от Седекии, от царя же Ахава – темничное заключение (ст. 13–28). г) Во время сражения, переодетый царь Израильский получает смертельную рану от стрелы, пущенной наудачу, и погребается в Самарии (ст. 29–40). д) Краткий обзор царствования Иосафатова (ст. 41–50). е) Примечание о царствовании Охозии, сына Ахавова (ст. 51–53). Ст. 1. Прожили три года, и не было войны между Сириею и Израилем… Три года здесь, очевидно, считаются от победы, одержанной Ахавом над царем Сирийским Веандадом, о которой повествуется выше, в главе 20. Естественным продолжением этого повествования, прерванного историей Навуфея (гл. 21) и служит исследуемая глава 22. Ст. 2. …На третий год Иосафат, царь Иудейский, пошел к царю Израильскому… Это не должно казаться странным; ибо враждебные отношения, существовавшие до этих пор между обоими царствами, прекратились. Иосафат даже породнился с Ахавом 533 , взяв за сына своего Иорама Гофолию, дочь Ахава 534 . Частью – этот родственный союз, частью же – политический расчет общими силами ослабить Сирию, склонили Иосафата на предложение Ахава принять участие в войне с Сирийцами 535 . Ст. 3. …И сказал царь Израильский слугам своим: знаете ли, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берем его из руки царя Сирийского… Из этих слов изъясняется повод, по которому началась Сирийская война. По условиям мира, три года тому назад дарованного Венададу, он должен был возвратить Ахаву крепость Рамоф Галаадский 536 . Оправившись от своего поражения, царь Сирийский и не думал исполнять этого условия. От этого-то и возгорелась союзная война против Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Азаил возвращается к царю Венададу, и затем в стихах 14 и 15 рассказывается одна из тех таинственных драм востока, которые чаще всего остаются неизвестными истории. Слуга Венадада, Азаил, который считался по словам Фл. Иосифа самым преданым из его слуг, душит его в постели его мокрым одеялом, не оставляющим никаких следов совершенного преступления; и затем без всяких потрясений: «воцарился Азаил вместо его» (VIII, 15). В это время, когда Иорам продолжает царствовать в Израиле, на престол царства Иудейского восходит сначала одноименный с царем Израильским царь Иорам 978 , сын благочестивого Иосафата, но сам женатый на Гофолии, дочери Иезавели; а после него Охозия, сын его. Не без причины VIII глава 4-й книги Царств напоминает читателю о том, что жена Иорама Иудейского и мать Охозии была Гофолия (дочь Иезавели), которую стих 26-й называет «дочерью Амврия», т.е. потомком того рода, который предназначен был к уничтожению. В этом стихе и следующем 27-м деятельность как этого рода, так и Охозии Иудейского, сына Гофолии, – дочери того же рода, – очерчена так: «И ходил (Охозия) путем дома Ахавова и делал неугодное в очах Господних, подобно дому Ахавову, потому что он был в родстве с домом Ахавовым». Очертив всю эту семью в ее преступной деятельности несколькими словами, летописец переходит к сказанию о событиях, следовавших одно за другим по повелению Божию и имевших последствием окончательное истребление всего этого царского рода, забывшего Бога и растленного язычеством 979 . Вслед за этим (4 Ц. VIII, 28–29), как продолжение сказания ст. 15 о воцарении в Дамаске Азаила, повествуется, что: «пошел он (Охозия Иудейский, сын Иорама и Гофолии, внук Иосафата) с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну с Азаилом, царем Сирийским, в Рамоф Галаадский». Иорам Израильский ранен и возвращается в город Изреель, во дворец свой, чтобы лечиться от ран. Охозия Иудейский приходит проведать царя Израильского, дядю своего по матери, по-видимому из Иерусалима, – так как война была уже кончена и Рамоф – как увидим ниже, – был занят войсками Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Амессай не выполняет поручения в назначенный ему срок, и Давид поручает преследование Савея Авессе. К этому последнему присоединяется Иоан, встречает Амессая у Гаваона и умерщвляет его (4–10). Важно для нас здесь то, что Иоан встречает Амессая у Гаваона. Амеесаю дано поручение созвать иудеев и явиться с ними в Иерусалим. Амессай конечно трудится над исполнением его и по этом исполнении, хотя и не в указанное ему время, идет в Иерусалим чрез Гаваон. Но каким образом чрез Гаваон, когда область колена Иудина лежала значительно к югу от него? Объяснение нам кажется одно, именно: становясь царем в Иерусалиме, Давид становится вместе с тем царем и над страною к югу от указываемой нами пограничной линии, и Амессай созывает не иудеев только, а жителей этой страны вообще. Таким образом, уже ранее разделения еврейского царства при Ровоаме обозначается естественная граница образовавшихся позднее царств, и этой границею является указываемая нами граница между средним и южным Ханааном. He удивительно поэтому, что именно она признается вообще северною границею царства иудейского, как видно это из выражения: «от Гевы до Вирсавии» ( 4Цар.23:8 ), хотя на деле граница эта между ними отодвигалась по временам и в ту и в другую сторону. Насколько крепка указываемая нами пограничная линия, показывает следующий факт. В третьей книге Царств говорится: «И вышел Вааса, царь израильский, против Иудеи и начал строить Раму, чтобы никто не выходил и не уходил (=приходил) к Асе, царю иудейскому» (15:17). Эта мера Ваасы оказывается настолько чувствительною для Асы, что он берет все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и покупает на них союз с Венададом, царем сирийским. Когда затем, вследствие нападения последнего царя на царство израильское, Вааса вынужден был прекратить работы в Раме, «Аса созвал всех иудеев, никого не исключая, и вынесли они из Рамы камни и дерева, которые Вааса употреблял для строения. И выстроил из них царь Аса Гиву Вениаминову (собственно Геву Вениаминову) и Мицпу» (22).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Аса, царь иудейский, делавший в иных случаях угодное в очах Господа, которому Господь даровал блестящую победу над кушитянами, согрешил только в одном. Он взял сокровища из храма Божиего и подкупил ими сирийского царя Венадаца, из Дамаска, чтобы он расторгнул свой союз с израильским царём и стал союзником Асы. Сирийский царь взял сокровища и сделал больше, чем требовалось от него, а именно: он не только уничтожил союз с израильским царём, но внезапно напал на него и отнял несколько городов. Всё это не принесло Асе никакой пользы. Сокровища, взятые из храма, были растрачены напрасно. Тогда пришёл к Асе прозорливец Ханани и стал укорять его следующими словами: «Так как ты оперся на царя Сирийского и не оперся на Господа, Бога твоего, за то спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Кушитяне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками очень многочисленными? Но так как ты оперся на Господа, то Он предал их в руку твою». Укорив так царя Асу, пророк добавил ещё следующие значительные слова: «Потому что очи Господни обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему». И потом предсказал царю: «За то отныне будет у тебя война». Так и было…» Другой пример: иудейский царь Охозия делал неугодное пред очами Господними, главным образом по вине своей недоброй матери, Гофалии. Среди остального зла, сделанного им, было ещё и заключение союза с нечестивым и беззаконным Иорамом, сыном Ахава. Они выступили против Азаила, сирийского царя, для завоевания Рамофа Галаадского. Союзники проиграли войну, Иорам был тяжело ранен и с трудом перенесён в свою столицу Изреель. Охозия, возвращаясь с похода, решил посетить в Изрееле раненого союзника. «И от Бога было погибелью Охозии, что он пришёл к Иораму». Как раз в эти дни против Иорама восстал воевода Ииуй и убил его, а сам воцарился на его месте, Охозия бежал и скрывался в Самарии. Но его поймали, и привели, к Ииую и умертвили. Все эти примеры ясно показывают, насколько зависит исход войны от моральных достоинств союзников. Сербы это хорошо знали и руководились этим в течение всей истории. Эта истина и теперь ещё жива в сознании балканских народов. Королевич Марко был, по преданию, союзником турок в их войне с румынами. Марко говорил: пусть я первый погибну, только бы победили христиане! Так и было: христиане победили, а Марко погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 6 стихе Господь глаголет, что Ассур совершил все это по Его повелению. В стихе же 7 рисуются дальнейшие планы Ассура, измышляемые его гордостью: „разорить и истребить не мало народов“. Повидимому совершенно правильно предполагают, что в этом указании надо видеть намерение Ассирийских царей покорить или уничтожить царство Иуды и овладеть Египтом 599 . Таковы и были действия Сеннахерима, остановленные по воле Божией гибелью его армии на границах Дельты. Не воля Ассура, а воля Божия управляет событиями. Но Ассур мыслил иначе. 8. Ибо он окажет: „ не все ли цари князья мои? 9. Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск? 10. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, – 11. то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самарией и идолами ее? “ Самария еще не разрушена, но пророк, произнося эти слова, живет мыслию в будущем; он уже видит Самарию в развалинах, и провидит мысли Сеннахерима, начертанные в письме, которое Езекия в скорби приносит пред Господа 600 . Все это открыто пророку заранее, дабы он мог, объявив это народу, укрепить его веру, сославшись на слова свои в грядущие испытания при Езекии. Надменность и самонадеянность царя Ассирийского 601 рисуются в ярких красках. Он спрашивает, какая разница между Халне (будущий Ктезифон на Тигре, ср. Быт. 10:10 ) и Кархемисом (переправа на Евфрате); какая разница между Емафом на р. Оронте, и Арпадом (ср. Иер. 49:23 ) или между Дамаском и Самарией? Смысл этих вопросов тот, что во всем известном Ассуру мире нет города, который бы не был его достоянием, когда он того захочет: это только вопрос времени для него. Но он касается в своем невежественном самомнении страшного для него вопроса, важности которого он не подозревает, как не понимал его Венадад Сирийский во время войны против Самарии 602 . Эти язычники осмелились сравнить Бога с своими идолами, и потому Ассуру кажется, что его боги, оказавшиеся сильнее других богов, должны быть сильнее и божества Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В долине Иорданской, как мы знаем из 4 Ц. II, 5; VI, 1 и др., находились общины сынов пророческих. Очень может быть, что такие же общины жили и глубже в стране заиорданской, отчасти пустынной, вдали от больших городов и вне влияния развратных культов. Мы видели выше, что пророк Илия был житель Галаада (3 Ц. XVII, 1) и вероятно изучал закон Божий, которого он стал ревнителем, среди одной из этих школ, в которых по-видимому сосредоточивалось в то время религиозное знание. Среди этих пустынножителей, развивавших в себе песнопениями и молитвами пророческий дар, один, – движимый Духом Божиим, – потребовал от другого пророческого сына, чтобы тот избил его и нанес ему многие раны. Когда тот не послушался, «не послушал гласа Господня» (ст. 36), – т.е. не поверил, что Господь глаголал к пророку, – этот последний в пророческом провидении предсказывает ему смерть от льва (что и исполняется, ст. 36). Другой, из тех же по-видимому сынов пророческих, исполняет приказание пророка, движимого Духом Божиим, и этот последний, израненный и покрытый покрывалом, идет навстречу царю и предстает пред ним на дороге. Он требует от него справедливости и отмщения за нанесенные ему раны, рассказывая царю, что ему был поручен пленник, которого он упустил, и что за это его избили и требуют еще с него талант серебра, или его душу за его душу. «И сказал ему царь Израильский таков тебе и приговор; ты сам решил» (40 ст.). 41 . «Он снял тотчас покрывало с глаз своих, и узнал его царь, что он из пророков» 827 . 42 . «И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа». Это пророчество крайне встревожило и огорчило Ахава. Он теперь понял, что, получив от «человека Божия» (ст. 28) пророчество о победе над Сириянами за хулу Сириян и одержав победу не своею силою, а силою Божиею, – он должен был подчиниться и воле Божией и, – если он не вполне понимал, что ему надлежит делать, – то по крайней мере отставить решение вопроса о Венададе, доколе воля Божия будет ему разъяснена пророками. Теперь же ему становилось ясно, что он отдал будущность царства в руки Сириянам, а быть может он еще смутно понимал, что это была неуловимая уже теперь минута, когда будущность его семьи и династии зависела от того, преклонится ли он пред волей Господа Бога и исполнит ли ее, или нет. Но сердце Ахава было нечисто, и Господь предал его и собственным его грехам, и последствиям его самонадеянности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010