III.2.1. Арабский «Симеон» Большинство арабских рукописей CM – за исключением Vat. arab. 84, переведенной с греческого манускрипта типа IV, и ее апографа, а также отдельных слов в двух поздних рукописях XVIII и XIX вв. Британского музея (где часть слов приписана как Макарию, так и Симеону) – дошло под именем Симеона или Симеона Столпника 659 . В арабской рукописи V (Vatic. arab. 80) 660 собранию Макария предшествует житие Симеона Столпника с общим надписанием: «Книга св. Симеона Столпника», но при надписании отдельных текстов упоминается просто Симеон или Симеон-аскет 661 . Эпитет «Столпник» в общем надписании всей книги может быть чисто формальным (как бы механическим) объединением двух разных книг и восходить – под влиянием предшествующего жития и в соответствии с упоминанием о Симеоне-аскете в словах «Макариевского (в данном случае – «Симеоновского») корпуса» – к переводчику или переписчику рукописи V. Возможна и другая версия: для придания большего веса некоему Симеону-аскету, о котором ничего не было известно, к словам было специально присоединено житие почитаемого святого столпника и вся книга была приписана ему либо в данной рукописи, либо – что нам кажется более вероятным – в ее арабском или даже греческом прототипе. Эта версия вполне правдоподобна: мы уже говорили выше о приписывании слова Симеона Месопотамского «Об исходе из жизни» в независимых от арабской традиции греческих рукописях – например, ГИМ, Синод. греч. 409 и 416 – Симеону Дивногорцу (то есть Симеону Столпнику Младшему)! III.2.2. Другие свидетельства А. Mosq. sinod. graec. 320 Имя Симеона Месопотамского фигурирует в II, 51 в надписании 662 . В одной из двух самых древних и лучших рукописей второго типа и одной из наиболее древних рукописей CM вообще 663 – московской XII в. (M) – обращение сформулировано так: «Симеон возлюбленным и единодушным братьям о Господе. Мир вам в преизбытке от Господа да умножится» 664 , – и далее следует текст: «Мир небесный...». В более поздней рукописи D (использованной Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

с четвериком, и на обиход церковный: на свечи, ладон и вино в год по пяти рублей. В настоящее время собор получает денежного жалованья в год 270 руб. 20 коп., из коих на церковные потребы 18 руб., а остальные 252 рубля 20 коп. сер. даются причту. Вообще судя потому, что Николо-Дворищский собор сооружен, как памятник искренней благодарности, щедрою великокняжескою рукою и существует уже 743 года со времени своего основания, должно заключать, что он построен был самым великолепнейшим и искуснейшим образом. Но находясь по близости окруженным мелкими деревянными строениями, при не наблюдении в то время осторожности, весьма часто подвержен был повреждению от пожаров. Много пожарных случаев, вероятно, было опущено у летописцев; несмотря на это, упоминается о 12-ти пожарах, от коих более или менее потерпел собор. Таковы пожары были в 1152 652 , 1217 653 , 1239 654 , 1385 655 , 1399 656 , 1418 657 , 1425 658 , 1488 659 , 1494 660 , 1508, 1696 и 1709 661 годах. Кроме того известно по найденным в Дворищском соборе антиминсам, что один престол во имя великомученика Георгия освящен в 1149 году, как уже показано было в приведенной надписи антиминса; другой престол, неизвестно какой, был освящен в 1440 году, архиепископом, как видно из надписи на антиминсе: «в лето 6948 священ бысть алтарь архиепископом имярек месяца Маия на память святого священномученика Патрекея 662 . Третий престол, именно в честь св. Николая, освящен был в 1454 году, как видно из надписи также на антиминсе: «в лето 6-тысящне 962 освящена бысть церковь сия св. Никола преосвященным архиепископом великого Новагорода владыкою Евфимием месяца Июля 25 на память успление святыя Анны матере святыя Богородицы». Четвертый антиминс относится к освящению Никольского также храма в 1580 году, как видно из надписи на нем: «освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме святого Николы чюдотворца, при державе благоверного и христолюбивого Царя и Государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси и при его детех царевичей Иоанне и Федоре и при пастве архиепископа Александра Великого Новаграда и Пскова освящен храм сии лета 7088 года Июля 12 ден» 663 . Указания на сии антиминсы, очевидно, служат указанием на годы, в которые был возобновляем и освящаем Николо-Дворищский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

3) Св. Иоанн Дамаскин говорит: «О каждой Ипостаси Имя Бог глаголется, вопреки же Имени Божества о Ипостаси реши не можем» 656 . 4) Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Если бы Имя Отца было не Бог, и Имя Сына – не Бог, и Имя Св. Духа – не Бог, то следовало бы сказать: «во Имя Бога Иисуса Христа», или даже просто только в «Сына». Но он (Пётр) говорит: «во Имя Иисуса Христа», зная, что Имя Иисуса есть Бог, равно как Имя Отца и Имя Св. Духа» 657 . 5) Св. Иоанн Златоуст говорит: «Пророк присовокупил: «Благословите Имя Его», – будешь ли разуметь Отца или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице Бог 658 . 6) Св. Исихий Иерусалимский говорит: «Да соединим Имя Иисусово своему дыханию. Ово бо есть Свет, те же (т. е. помыслы) тма: и ово (т. е. Имя Иисусово) есть Бог и Владыка, те же (помыслы) раби бесом» 659 . 7) Св. Григорий Синаит пишет: «И что множайше глаголати: молитва есть Бог, действуяй вся во всех» 660 . А что же такое молитва, как не перечень Имён Божиих (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий...)? 8) О. Иоанн Кроншт. говорит: «Имя Божие есть Сам Бог» 661 . «Имя Господа есть Сам Господь, – Дух вездесущий и препростый. Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Св. Дух, воображаемые в душе, – суть Сам Бог и низводят в душу Самого Бога в трёх Лицах» 662 . 9) Св. Симеон Нов. Богосл. в конце 62-го слова (вновь переведено) говорит: «Слово Божие есть живо и непреодолимо и действенно, Бог истинный. Равным образом и истина Божия паче ума и слова человеческого, – Бог бессмертный, неизменный, непреложный и живый» 663 . 10) Св. Макарий Египетский говорит: «Слово Божие есть Бог, а слово мира есть мир. Но большое различие и расстояние между словом Божиим и словом мира, между чадами Божиими и чадами мира» 664 . 11)  Святитель Игнатий Брянчанинов : «Положить другое основание для моления Именем Иисуса, кроме положенного, – невозможно, – оно и есть Сам Господь наш Иисус Христос, Богочеловек»... «Вся сила и всё действие молитвы Иисусовой истекает из поклоняемого и всемогущего Имени Иисус, Имени, единого под небесем, о нем же подобает спастися нам 665 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Иерархии 1285 . Вместе с церковию, вероятно, устроена и находящаяся при ней старинная колокольня, хотя об ней и не упоминается. Дальнейшая судьба монастыря и устроенных в нем церквей остается неизвестною до немецкого разорения в 1611 году, кроме того, что он издавна имел при себе вотчины и земли 1286 . Во время шведского нападения на Новгород, монастырь был разорен и сожжен. В нем остались от пожара два только каменные храма Воскресения Господня и Иоанна Милостивого 1287 . О состоянии монастыря после шведского разорения осталось известие в царской жалованной грамоте, данной 9 мая 1627 года 1288 . В ней указано на челобитье строительницы Александры с сестрами, что «монастырь их от немецкого разорения стоял пуст пятнадцать лет; а было де в том Воскресенском монастыре два храма каменных, третий храм деревянной, а в них семь престолов, и деревянный де храм сожжен 1289 . И которые в том монастыре были старицы, и те от разорения разбрелися розно». Вместе с этим в грамоте, по указанию челобитья, сказано и о возобновлении монастыря от царских щедрот: «и в прошлом де во 134 (1626) году пожаловала к ним в монастырь мать наша великая государыня старица инока Марфа Ивановна на монастырское и на церковное строенье тридцать рублев денег, и на те де деньги один храм покрыт и освящен, и священник призван. А на другой храм Ивана Милостивого пожаловали мы на строение двадцать рублев денег, а ныне де и другой храм строят же». С 1627 года монастырь сделался ружным подобно Михалицкому на Молоткове 1290 , но упразднен до учреждения еще духовных штатов. В 1763 году за церковию Воскресенскою хотя и считалось 20 душ крестьян, но она писана приходскою, каковою состоит и доселе. При ней находится кладбище, а другое общественное градское приписано к ней вместе с Петропавловскою церковию, что на Синичей горе.  Из оставшихся монастырских церквей первая во имя уверения св. Апостола Фомы в воскресении Иисуса Христа существует уже 660 лет. Она устроена из камня и кирпича в виде продолговатого квадрата и состоит из двух этажей: верхний этаж занят церковию, а нижний заключает в себе пустой подвал со входом с северной стороны, но был, как видно, прежде занимаем также церковию с семью оставшимися просветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Ныне это местночтимый святой, мощи которого почивают в Махрищском монастыре 660 . Известно, что глава Русской Церкви благодетельствовал православному Востоку. В 1571 г. одновременно с царем митрополит Кирилл направил Константинопольскому патриарху Митрофану III (1565–1572) милостыню 100 рублей. В сопроводительной грамоте он называет патриарха «держащим правление святой Матери Церкви, в прежнем царствующем Богозданном граде, в доме Софии, Премудрости Божией, высочайшею и священною главою вселенского цветущего благочестия, учителем истинного Божественного закона, и показателем веры прежде бывшаго греческаго Православия и всея Русския Земли» 661 . Сохранился ряд документов, свидетельствующих о связях Московского первосвятителя с монастырями того времени. 30 марта 1570 г. митрополит Кирилл подписал духовную грамоту С.В. Степанова, завещавшего похоронить себя в Троице-Сергиевом монастыре 662 . Кроме названного выше вклада в обитель преподобного Сергия по своей матери, митрополит Кирилл уже вскоре после своей интронизации в 1569 «году ноября в 13 день дал вкладу денег 50 рублев» 663 . В обитель преподобного Кирилла Белозерского († 1427; пам. 9 июня) митрополит Кирилл в 1571 г. послал богомольную грамоту в связи с военными действиями со Швецией. В ней говорится: «Писал к нам государь царь и Великий князь Иван Васильевич, всеа Русии самодержец, что пошел со своими детми, с благоверным царевичем Иваном Ивановичем и с благоверным царевичем Феодором Ивановичем, на свое дело и на земское, на своего непослушника, на Свитского» 664 . В грамоте братия Кирилло-Белозерского монастыря призывается творить усиленные молитвы во время Рождественского поста и служить молебны: «И ныне молим и благословляем преподобство ваше и много челом бъем, да подвигнетеся прилежно и трудолюбезно, постом и молитвою, и чистотою душевне и телесне, и прочими духовными добродетелми» 665 . Еще ранее святитель освободил Кирилло-Белозерский монастырь от уплаты митрополичьей дани с одной из его вотчин 666 . Интересно обращение настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря к первосвятителю. Игумен «Леонид з братьею били челом Кирилу, митрополиту всеа Руси, чтоб их пожаловал, на монастырские церкви дал им свою жалованную грамоту. И те прежние митрополичьи грамоты и архиепискупли игумен Леонид перед Кирилом митрополитом положил. И те грамоты у митрополита в московский пожар сгорели» 667 . Указанные монастырские документы сгорели во время пожара 1571 г. при нашествии Крымского хана.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

4 февраля в Москве получены донесения киевского воеводы Ивана Чаадаева об отправлении иеродьякона Мелетия из Киева до Молдавии. 2 мая получено новое донесение И. Чаадаева о том, что дьякон Мелетий благополучно доехал до Молдавии и из Ясс отправился в Царьград – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 5; Фонкич 1977, 165; Фонкич 1995, 67. В мае Константинопольский собор составил два экземпляра «ответов четырех вселенских патриархов о власти царской и патриаршей...» на грамоты царя Алексея Михайловича по «делу» патриарха Никона , привезенные в Константинополь иеродьяконом Мелетием Греком. Соборное определение, или свиток, состояло из 25 глав в вопросо-ответной форме с эпилогом. Патриархи константинопольский Дионисий и иерусалимский Нектарий подписали это определение в двух совершенно сходных списках; затем один список был отправлен к александрийскому патриарху Паисию с самим иеродьяконом Мелетием, а другой список Нектарий послал со своим человеком к антиохийскому патриарху Макарию, оба подписанных патриархами списка были вручены Мелетию в Яссах – Гиббенет 2, 655 – 660; Макарий 1996, 230 – 231; Фонкич 1997, 165. Эти экземпляры в подлиннике на греческом языке с русским переводом хранятся в РГАДА, ф. 135, оп. I, д. 7, 8; изд.: СГГД 4, 84 – 117 27). 29 октября иеродьякон Мелетий отправил царю Алексею Михайловичу уведомление, что два свитка, посланные от константинопольского патриарха к александрийскому и антиохийскому патриархам и ими подписанные, им, Мелетием, отправлены в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 655 – 660. 30 мая (30 апреля, вечер – Гиббенет 2, 99; 29 мая – Зызыкин 3, 105) 1664 г. в Москву из Константинополя возвратился иеродьякон Мелетий Грек (вместе с амасийским митрополитом Козьмой – племянником иерусалимского патриарха Некта- рия). Мелетий представил государю следующие документы: два свитка ответов восточных патриархов о власти царской и патриршей, два письма александрийского патриарха к цареградскому, одну грамоту константинопольского патриарха Дионисия к боярам и московскому Собору о разрешении хиротонисать и поставить московского патриарха, книги деяний Вселенских соборов, письмо от хартофилакса цареградской церкви к Мелетию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. блгв. кн. новгородский Василий (3 июля – Собор Новгородских святых). † после 1219, 23 сентября Прп. Авраамий, игумен ярославский (23 мая – Собор Ростовских и Ярославских святых). † до 1224, 21 августа Прп. Авраамий Смоленский. XIII в. († после 1224 г.) Прп. Ефрем Смоленский (21 августа). † 1224, 24 июня Прп. Антоний Дымский (17 января). † 1226, 22 мая Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский (10 мая). † 1228, 25 июня Св. блгв. кн. муромский Петр (Давид). † 1228, 25 июня Св. блгв. кнг. муромская Феврония (Евфросиния). Св. блгв. кн. новгородский и галицкий Мстислав Удалой (10 февраля, 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1221, 1 апреля Св. мч. Авраамий Болгарский, Владимирский. † после 1229 г. Свт. Иоасаф, еп. Владимиро-Волынский (19 ноября, 10 октября – Собор Волынских святых). † 1232, 8 октября Свт. Антоний, архиеп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Акинидин II, игумен киево-печерский, в Дальних пещерах почивающий (2 ноября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1233, 5 июня Св. блгв. кн. новгородский Феодор. 660 Св. блгв. кн. зарайский Феодор мученик (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). Св. блгв кнг. зарайская Евпраксия мученица (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). Св. блгв. кн. зарайский Иоанн постник , младенец, мученик Рязанский (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. рязанский Георгий мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. пронский Олег (в крещении Косма) мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (рязанский) Роман мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (коломенский) Глеб мученик (10 июня – Собор Рязанских святых. † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (муромский) Давид мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. сщмч. Евфросин, еп. Рязанский (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кнг. рязанская Агриппина мученица (10 июня – Собор Рязанских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

182 См. о них, например, у митрополита Макария (Т. 2. С. 281 слл.; Т. 3. С. 243 слл.), Розенкампфа (С. 125 слл.). 183 «Ответы» надписаны так: «Иоанна, митрополита руськаго нареченнаго пророком Христовым, написавшаго правила церковныя от святых книг в кратце Иакову Черноризьцю». Древнейший список сохранился в Софийской Кормчей XIII в. (См.: Ундольский//Чтения в О-ве истории и древностей российских. 1867. Кн. 2). Текст «Ответов» см.: РИБ. Т. 6. С. 1–20; Русские достопамятности. 1. С. 89; Макарий, митр. Т. 2. 2-е изд. С. 369; Бенешевич. Сборник. 1, С. 107–120. «Ответы» внесены в Кормчие книги не позже XIII, а может быть, и в XII в. (См.: Павлов А. Первоначальный славяно-русский Номоканон. 54). Подробные комментарии «Ответов» – у Goetz’a. S. 45–170. 184 Полный текст см.: Павлов А. Памятники//РИБ. Т. 6. С. 21–62; сокращенный – см. Калайдович. С. 173–203. В тексте у нас приведено мнение Голубинского относительно автора и адресатов памятника; по Павлову же, «вопрошание» было сделано тремя священниками – Кириком, Саввой и Илией, а ответы даны одним Нифонтом (Право, с. 165; ср.: Goetz. С. 171); точка зрения митрополита Макария сходна с таковой у Голубинского (Т. 3, с. 221). Полное заглавие памятника: «Въпрошение Кириково, еже въпроша епископа Ноугородьского Нифонта и инех»; древнейший список «Вопрошания» – в софийской Кормчей XIII в. 187 См.: РИБ. Т. 6, 26–28, 31–34, 39, 41–44, 48, 49, 51 и др.; О церковно-канонических правилах древних русских митрополитов//Правосл. собеседник. 1864. Ч. 3. С. 195 слл. 188 Текст и сведения об этом памятнике см.: РИБ. Т. 6. С. 347–375; Павлов А. Неизданный памятник русского церковного права XII века//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1890. Ч. 271. С. 275 слл.; Голубинский. Т. 1, 1-я половина. С. 660 слл.; Goetz. S. 344–389 и др. 193 См.: Розенкампф. С. 114 слл.; Калачов Н. Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды. С. 246 и др. 195 См.: Акты ист. Т. 1, 125. С. 185; 155, с. 273–275, 279; А. Э. Т. 1, 221. С. 210; Акты юрид. Т. 1, 16. С. 31; Продолжение древней российской вивлиофики. Ч. 1. С. 25 слл., и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Великий канон: история и иконографические параллели «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» 7 марта, 2011 «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов. Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1-й и 5-й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон «представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви» Великий канон Состоящий из 250 тропарей, Великий канон «велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений» Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: «Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников» (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе «Нового сборника», Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографом и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

273 И именно армян главным образом обличают: 1) Как феопасхитов, основываясь на употребляемом ими прибавлении в Трисвятой песни распныйся за ны или пострадавый за нас. Но армяне отвечают, что, употребляя эти прибавление только в Великий Пяток и по прочим пяткам, также в праздники крестопоклонные, они относят в сем случае всю Трисвятую песнь к единому Христу, воплощенному Слову, и что потому-то они и изменяют это прибавление, судя по различию праздников; например, в праздник Рождества Христова поют: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, явивыйся нам, помилуй нас, в Великую Субботу: погревшийся за ны, в день Воскресения и Господские праздники: воскресый из мертвых, в день Вознесения: вознесыйся со славою ко Отцу, в день Успения Богородицы: пришедый ко преставлению Матери твоея и Девы и проч. Равно как относят иногда всю Трисвятую песнь к одному Святому Духу, воспевая ее, например, в день Пятидесятницы с прибавлением: пришедый и опочивый на Апостолах (в том же Исповед. Армян. Церкви. С. 73–75 (45)). 2) Как монофелитов. Но и это совершенно несправедливо, как прекрасно доказал знаменитый Армянский патриарх Нерсес Клаенский (ок. 1170 г.) в послании к греческому императору Мануилу, и заблуждение монофелитов армяне прямо называют гнусною ересию (там же. С. 11 (45)). 3) Как иконоборцев. Но редко у кого можно находить столько икон, сколько в церквах и жилищах армянских, где воздается иконам полное подобающее чествование поклонением, лобызанием, возжжением пред ними свечей и курением фимиама. Не упоминаем о некоторых других менее важных заблуждениях в вере, в которых также укоряют армян издревле. В обрядности Церковь Армянская, при большом сходстве с православною, имеет и свои особенности... 274 Имена армянских католикосов, бывших в рассматриваемый нами период времени, суть следующие: 1. Святой Григорий просветитель Армении 302–332 2. Аристакес 332–339 3. Вартанес 340–355 4. Усик 356–361 5. Барсег 362–364 6. Нерсес I 364–383 7. Саак 384–385 8. Завен 385–386 9. Астаракес 387–389 10. Исаак I 390–440 11. Иосиф I 441–452 12. Мелите 452–457 13. Моисей I 457–464 14. Гют 465–474 15. Христофор 475–479 16. Иоанн I Мандакуни 480–486 17. Бабкен 487–491 18. Самуил 492–501 19. Муше 502–509 20. Исаак II 510–515 21. Христофор II 515–521 22. Леонтий 521–523 23. Нерсес II 524–532 24. Иоанн II 533–550 25. Моисей II 551–593 26. Авраам I 594–616 27. Комитас 617–624 28. Христофор III 625–628 29. Езр 628–639 30 Нерсес 640–660 31. Анастасий 661–666 32. Израиль 667–676 33. Исаак III 677–702 34. Илия 703–717 35. Иоанн III 718–728 36. Давид I 729–740 37. Тиридат I 741–763 38. Тиридат II 764–766 39. Сион 767–774 40. Исаия 775–787 41. Стефан 788–790 42. Иоанн IV 790 43. Соломон 791 44. Георгий I 792–794 45. Иосиф II 795–805 46. Давид II 806–832 47. Иоанн V 833–854 48. Захарий I 855–875

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010