873 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. Письмо 148. С. 333. 874 Преп. авва Исаия. Слово 16, § 10//Добротолюбие. T. I. С. 349. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 83. 875 Никон Черногорец. Панденты. Тактикон//Пастырское чтение. 1915, март. С. 10. См. также: Пролог, 21 мая; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 2-я. Слово 5-е. О терпении. С. 245—246. 876 Пастырское чтение. 1915, март. С. 11. 877 Там же. С. 50. 878 В. П. Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души. М., 1913. С. 170. Старец Амвросий здесь кратко передает рассказ св. Амфилохия, еп. Иконийского, приводимый им в слове о покаянии. 879 Извлечение из беседы о покаянии св. Амфилохия, епископа Иконийского. Киев, 1894. Изд. Киево-Печерской Лавры. 880 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265, преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 11. С. 262; § 108. С. 365. 881 Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 302; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12-е, гл. 4, 5. 882 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265. 883 Преп. Петр Дамаскин. Творения. В 2-х книгах. Изд. 3-е Киево-Печерской Лавры. Киев, 1905. Кн. 1. С. 143. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 56 и 97. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61, С. 151—152. 884 Преп. Петр Дамаскин. Указ. соч. Кн. 1. С. 159. Ср.: Кн. 2. Слово 8. С. 264. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 62. 885 Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. § 85//Добротолюбие. T. III. С. 99. 886 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 25, § 61. 887 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). Изд. 2-е. М., 1899. С. 54—55. 888 Утренние молитвы, молитва 8-я ко Господу Иисусу Христу («Многомилостиве и всемилостиве Боже мой..») 889 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 54—56. 890 Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад. 1911. Слово 7. С. 34—35. 891 Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204—205. 892 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 5, § 30. 893 Он же. Слово 26, § 89. 894 Он же. Слово 26, § 13. 895 Он же. Слово 6, § 10. 896 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 146. Надо иметь в виду, что иногда и наше сластолюбивое сердце, связанное навыком греха, прикрывается рассуждением, что Господь милостив, велел семьдесят раз по семь прощать и проч., только бы не принимать решительных мер к исправлению. И когда согрешивший не принимает надлежащих мер к исправлению, не сокрушается всем сердцем о своем падении, не просит Бога о помощи как должно, то страх Божий не зарождается в нем и человек удобно бывает низлагаем врагом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

В тот же день состоялось третье заседание Поместного Собора. Оно было посвящено прославлению новоканонизуемых святых Русской Православной Церкви. После общей молитвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил Собору доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», являющийся плодом семилетних ученых изысканий Историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии и активной помощи представителей духовных школ Московского Патриархата. Для прославления в лике святых были предложены: благоверный князь Московский Димитрий Донской, преп. Андрей Рублев, преп. Максим Грек, святитель Макарий Московский, преп. Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий (Брянчанинов), преп. Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник. По решению Поместного Собора чин канонизации был совершен.  Это событие стало одним из важнейших в современной жизни Церкви. За канонизацией новоявленных угодников Божиих последует длительный процесс подготовки к канонизации и самой канонизации новомучеников ХХ в. В заключительной части соборного Деяния о канонизации святых Собор повелел: 1. Честные их останки считать св. мощами. 2. Составить особые службы новым святым. 3. Память им  праздновать: благоверному князю Димитрию Донскому – 19 мая, преп. Андрею Рублеву – 4 июля,  преп. Максиму Греку – 21 января, святителю Макарию – 30 декабря, преп. Паисию (Величковскому) – 15 ноября, блаженной Ксении Петербургской – 24 января, святителю Игнатию (Брянчанинову) – 30 апреля, преп. Амвросию Оптинскому – 10 октября, святителю Феофану Затворнику – 10 января (все даты – по старому стилю). 1990 год – В Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор. Предстояло обсудить программу Поместного Собора. Были избраны три кандидата на патриарший престол и постановлено, что Поместный Собор может увеличить их число. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви патриархом могли быть выбраны 75: Устав не допускал избрания епископа моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трех архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (37 голосов), митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский и Галицкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в один голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.

http://pravoslavie.ru/5474.html

Св. Феодосий не любил собирать запасов, но всегда, когда была нужда, в монастырь чудесным образом доставлялись хлеб или другая пища. Преп. Феодосий обличал сильных и защищал невинно пострадавших и слабых. Он призревал бедных и построил для них при монастыре особый двор. Каждый находил в Киево-Печерской обители даром кров и пищу. К преп. Феодосию приходили за советом и князья, и бояре, и простые люди. Православный русский народ считал его еще при жизни святым. Житие его было составлено преп. Нестором. В 1091 году мощи его были обретены нетленными, а через 34 года после его кончины Церковь причислила его к лику святых (память 3 мая). Киево-Печерский монастырь с самых первых лет своего существования явился не только центром монашеских подвигов, но и распространителем церковной культуры. Его значение для жизни Киевской Руси было велико. Почти все епископы в 11 и 12 веках были сперва иноками Печерского монастыря. В его стенах переписывались книги и велась запись событий. Инок Нестор, ученик преп. Феодосия, составил летописное сказание (хронологическое изложение) о событиях до 1111 года, почему и называется Нестором «летописцем». Он же написал житие свв. князей Бориса и Глеба и жития отдельных печерских подвижников (память его 27 октября). Многие монахи Киево-Печерской Лавры занимались иконописанием. Из них наиболее известен преп. Алипий, ученик греческих мастеров, приехавших из Царьграда расписывать соборную церковь , оставшихся потом в Киеве и погребенных в пещерах монастыря. Ему, по преданию, в иконописи помогал ангел, который ночью дописывал его иконы (память 17 августа). Подвиги и жития преподобных описаны в «Киево-Печерском Патерике», который начал составляться преп. Никоном. Продолжили эту работу еп. ростовский Симон и инок Поликарп, написавший 11 житий. Патерик все время пополнялся новыми жизнеописаниями подвижников и был одной из самых распространенных книг в древней Руси. Наиболее любимыми были жития: преп. Пимена, прозорливца и целителя (память 27 октября), преп. Прохора – чудотворца, который питался одной травой лебедой и который во время голода кормил чудесным образом окрестных жителей (память 10 февраля), Иоанна Многострадального (память 18 июля), Дамиана, Матвея и Иеремии прозорливцев (память 5 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скит основан в середине 1840-х гг. в трех верстах от Троице-Сергиевой Лавры наместником Лавры преп. Антонием (Медведевым) по благословению и при непосредственном участии свт. Филарета (Дроздова) . В скиту находилась чудотворная Черниговская икона Богоматери. После революции закрыт. Возрожден в 1990 г. 9, 10, 14]. 10 ...старца Иосифа... – Иосиф (Литовкин Иван Ефимович) (1837–1911) – преп. Оптинский старец. С 1861 г. в Введенской Оптиной пустыни. Келейник преп. Амвросия (Гренкова) . Принял постриг (1872), иеродиакон (1877), иеромонах (1884). Пострижен в схиму (1888). Скитоначальник и духовник братии. Прозорливый старец, по его молитвам совершались исцеления. Память 9 мая, 11 октября в соборе Оптинских святых 35]. 11 ...его келейник о. Анатолий... – Анатолий (Потапов Александр Алексеевич ) (1855–1922) – преп. Оптинский старец. С 1885 г. в Введенской Оптиной пустыни. Келейник преп. старца Амвросия (Гренкова) , позже – преп. старца Иосифа (Литовкина) . Принял постриг (1895), иеродиакон (1899), иеромонах (1906). Назначен духовником Шамординского Казанского женского монастыря. Прозорливый старец, стяжал дар исцеления. Арестован (1921). По возращении в монастырь принял схиму. Скончался перед вторым арестом. Память 30 июля, 11 октября в соборе Оптинских святых 34]. 12 ...преосвященным Иувеналием Виленским... – Ювеналий (Половцев Иван Андреевич ) (1826–1904) – архиепископ Виленский и Литовский. Духовный писатель. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию. С 1847 г. послушник в Введенской Оптиной Пустыни. Принял постриг (1855), иеромонах (1857). Ученик оптинского старца преп. Макария (Иванова) . С 1857 по 1861 г. – сотрудник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Игумен, настоятель Глинской пустыни во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1861). Настоятель Коренной пустыни во имя Рождества Пресвятой Богородицы, архимандрит (1862). Наместник Александро-Невской Лавры (1867). Уволен по болезни на покой в Оптину Пустынь (1871). Наместник Киево-Печерской Лавры (1884). Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1892). Епископ Курский и Белгородский (1893). Архиепископ Виленский и Литовский (1898). Почетный член Казанской Духовной академии

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Никон). ...Желать, чтобы другие жили хорошо, — надо, а без вопросов их самой наставлять не следует — это может быть поводом к тщеславию. — Отсекать помыслы тщеславия и похваления тем, что Богу приятнее всего — смирение, а у тебя его нет, следовательно, ничего нет и доброго, — так правильно и должно делать (преп. Иларион). ...Пишешь, что во время заутрени бороли тебя тщеславные помыслы, говорившие тебе, что казначейство твое принесло счастье монастырю, что с тех пор, как ты — казначей, и Владыка стал милостив к м. Игуменье, и окончилось дело о разрешении строить в Москве часовню, что как бы в противовесие тому, что Е. М. билеты свои пожертвовала не монастырю, а причту, в укор за то, что тебя именно назначили казначеей, вслед же за тем одна сборщица привезла денег вдвое более обыкновенного. Что ты стыдишься этих помыслов. И надо стыдиться... (преп. Иларион). Одной девушке, которой родители препятствуют поступить в монастырь, ты для ее подкрепления привела в пример случившееся с тобою, что и тебе в этом были препятствия, но что потом Господь возвестил родителям твоим не удерживать тебя, и думаешь, не грех ли тебе было ей говорить о себе. Ничего, что привела себя для примера, не должно только этим гордиться и давать пищу тщеславию (преп. Иларион). Ты пишешь, что с прочими своими грехами помнишь беспредельную свою гордость и тщеславие, которые и суть причиною всех твоих скорбей и бедствий душевных и телесных, ибо «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3, 34). Помня о беспредельной гордости своей, не красуйся ею, но сбрось с себя, яко непотребную одежду, и старайся облечься в ризу смирения, которая прикроет твою душевную наготу и доставит радование и веселие душе (преп. Лев). Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь (преп. Амвросий). Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: кожу дерут (преп. Амвросий). ...Все мы сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе " ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы (преп. Амвросий). Как христианин в частности не может избежать и пребыть без искушения и испытаний, так бывает и с монастырскими обителями, не только с новыми, но и с старыми. Человеку дана от Бога свобода, и разум, и закон откровения, и свобода эта испытывается, как человек ее употребит. Свобода и ангелов испытывалась... Ежели на небе бывших испытывалась свобода, то кольми паче испытывается свобо­да и произволение на земле живущих (преп. Амвросий). ...Пишешь о расстроенном положении N. Что делать? Она неправа тем, что слишком заботится о внешнем. Но когда человек находится в искушении, надо потерпеть ему, как и самой тебе внушает благой помысл (преп. Амвросий). ...Не помню, чтобы я кого-либо видел без недоумения и недоразумения, потому что всех враг искушает и не хочет никого оставить в покое. Преподобный Макарий Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» (Мф. 10, 34) (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Душой Собора, бесспорно, являлся преп. Максим Исповедник . подготовивший большую часть Соборных документов и постановлений. Характерно смирение преподобного: в материалах Собора его имя фигурирует только единожды – в ряду подписей под Прошением 36 греческих отцов, причем на 34-м месте. Латеранский Собор вынес догматическое постановление о неслитном двойстве волений и энергий Божеского и человеческого естеств во Христе, а монофелитские патриархи Сергий, Пирр, Кир и Павел были отлучены и преданы анафеме. И хотя данный Собор не вошел в историю как Вселенский, он действительно создал прочный фундамент, на котором в свое время утвердился Шестой Вселенский Собор. Император Констанс, узнав о постановлении Собора, решил наказать его руководителей – св. папу Мартина и преп. Максима. Но сразу он сделать этого не мог, так как экзарх Равенны Олимпий, уполномоченный еще до Латеранского Собора арестовать папу Мартина, сам восстал и объявил себя правителем Италии. Поэтому до смерти Олимпия в 652 году, православные жили в Италии спокойно, хотя сам Олимпий, возможно, и оставался формально монофелитом. После Олимпия экзархом был назначен Феодор, начавший расправу над православными в Италии. В 653 году св. папа Мартин, преп. Максим и некоторые другие борцы с монофелитством были арестованы, а в сентябре 654 года доставлены в Константинополь. Престарелого папу Мартина после истязаний сослали в заточение в Крымский Херсонес, где он и приял исповедническую кончину 16 сентября 655 года. Характерно, что в обвинении св. папы Мартина упор делался не на преступлениях против веры и Церкви, а на политических преступлениях: он был обвинен в измене отечеству и в оскорблении императорского величества. Преп. Максима, по прибытии в Константинополь, заточили в темницу. Через несколько дней он был вызван на допрос в Сенат, где на него возвели клевету и старались убедить принять императорский Типос, но преподобный был непреклонен. Ученик преп. Максима, преп. Анастасий, тоже был подвергнут пыткам с требованием возвести на своего учителя клевету. Ничего не добившись, обвинители опять заточили преп. Максима с учеником в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Священники ваши справедливо сказали, что если угодно будет Богу, то Сам Он и прославит (преп. Иларион). Мужество ...Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов все потерпеть, и внутреннее, и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших. Смиренного расстроить, смутить нельзя — он всегда готов ко всему, так и сказал Моисей Мурин, когда его выгнали из трапезы: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Итак, уготовим свои души и сердца смирением, и оно нам поможет в терпении всяких искушений (преп. Никон). Есть старинная мудрая поговорка: «Смелым Бог владеет» (преп. Амвросий). Мшелоимство Что ж касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь (то есть) излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцов, горше и пребедственнее сребролюбия, но да пополяем и окаеваем себя, и Господь Всесилен нас и судьбу нашу во благотишный и спасительный устроить конец... (преп. Лев). Н Наречение имени ...Я не одобряю преждевременной заботливости вашей о имени будущему своему чаду, правильнее бы прежде о том просить Бога, чтоб умерил болезни в рождении и даровал бы благополучно разрешиться от бремени и остаться здоровою, а имена в святцах все святые. И если сказано от Спасителя нашего: «не пецытпеся о утри» (Мф. 6, 34), то должно ли за полгода, или еще более, печься об имени, какое дать чаду (преп. Антоний). А мне недавно пришла мысль такая: если вы первому сыну дали имя дедушкино и отцово, то посему и первой дочери, если ею ныне Господь благословит вас, хорошо дать имя бабушкино и матернее. Впрочем, примите это не за заповедь и не за совет, а просто за праздный помысл мой, а в свое время Сам Господь вразумит вас (преп. Антоний). Наставления Юного брата направляй искусненько, прежде молитвою о нем, а потом и советом кратким, возлагая все на Господа, яко от Того исправляются стопы человеку. Блюди и себя отовсюду (преп. Моисей). Приходящих к тебе за советом и утешением сестер не презирай. А сначала молитвенно воздохни ко Господу и скажи мысленно: «Господи, за молитвы пришедшей ко мне сестры, вразуми безумие мое сказать ей слово на пользу».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1306 Там же. 1307 Тертуллиан. О молитве Господней, XXII. 1308 Свт. Иосиф Волоколамский//Цветник духовный. Ч. I. С. 55. 1309 В житии схиархм. Гавриила. 1310 Помещается в Большом Требнике и в некоторых старых изданиях Молитвослова Киево-Печерской Лавры. 1311 Игум. Антоний. Письма, п. 88. С. 98; см. у него же о молитве в скорбях (п. 11. С. 12); еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 1. С. 275—276; свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 102. 1312 Часослов Тропарь, гл. 8-й на 3-м часе. 1313 Триодь Постная. Среда 1-й седм. Тропарь на 6-м часе. 1314 Ирмосы 4-й и 5-й Воскресные, 8-го гласа. 1315 Игум. Антоний Оптинский советует читать эту молитву, находясь в унынии (п. 2. С. 34). 1316 Тропарь праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 1317 Тропарь иконе Божией Матери Казанской. 1318 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к монашествующим. С. 330, 53; свт. Тихон Задонский. Творения T. I. Изд. V, п. XIX. С. 236 и 223. 1319 Он же. Письма к мирянам, п. 94. С. 192. 1320 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 202. С. 194; ср.: п. 25. С. 36. 1321 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 20. С. 32—33. 1322 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 183. С. 180. 1323 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 163—164. 1324 Там же. С. 463. 1325 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. С. 336. 1326 Еп. Феофан Затворник. Письма.//Санкт-Петербурский Духовн. Вестник. 1891. 41. С. 812—813. 1327 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 11 на Матф. С. 108—109; см. также: Беседа 39 на Быт. 1328 Филарет, митр. Московский. Сборник мыслей и изречений. М., 1897. С. 42. 1329 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XII. С. 131. 1330 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 36—37. 1331 Там же. T. VII. С. 419. 1332 Свт. Климент, еп. Римский. Первое посл. к Коринф., гл. 46//Писания мужей апостольских. С. 147. 1333 Филарет, митр. Московский. 1334 Преп. Нил Синайский. 1335 Иннокентий, митр. Московский. 1336 Иером. Арсений. Маргарит. С. 164; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 411. С. 128.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

«Покаяние же, – пишет преп. Марк, – не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами, но совершается посредством (исполнения– и. В.Ф.) заповедей Христовых» («Добротолюбие», Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Наставления Марка Подвижника о духовной жизни», 2, п. 34). «Если мы и до смерти будем подвизаться в покаянии, то и таким образом еще не исполним должного, ибо ничего достойного Царствия Небеснаго не сделали» («Добротолюбие», Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Наставления Марка Подвижника о духовной жизни», 2. п. 39). 4. Преп. Марк объясняет необходимость как телесной брани (против страстей, гнездящихся в плоти), так и духовной брани. Духовная брань выше телесной, но условия для ее успешного прохождения закладываются в брани телесной. Когда плоть аскета утончена, он готов успешно проходить умное делание, в чем и состоит главное призвание монаха. Преп. Марк учит: «Если же хочешь... стяжать и иметь внутрь себя собственный светильник умного света и духовного ведения, чтобы непреткновенно мог ты ходить в глубочайшей ночи века сего,... то покажу тебе к тому дивный способ, состоящий в нравственном внутреннем настроении духа, которое требует не телесного труда или подвига, но преболезненного труда душевного, властвования ума (над всем внутри) и внимательной мысли, при содействии... любви Божией» («Добротолюбие», Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Наставления Марка Подвижника о духовной жизни», 1, п. 22). То есть речь идет о молитвенном трезвении, отсекающем нечистые помыслы, чего подвижник достигает при соработничестве с благодатью Божией. 5. Учение преп. Марка о молитве отличается сдержанным характером. Понимая, что человеку невозможно превзойти свою меру и что плоды совершенства достигаются постепенно, преподобный говорит: «Много есть образов молитвы, один от другого отличных. Впрочем, ни один образ не бывает вреден» («Добротолюбие», Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Наставления Марка Подвижника о духовной жизни», 3, п. 22). По восходящей линии, ступени молитвы суть следующие: 1) молитва , на которой стоят телом, но развлекаются мыслью, 2) молитва, совершаемая время от времени, между другими занятиями, 3) молитва почти непрестанная, которую предпочитают, насколько возможно, всем мирским попечениям, 4) непрестанная, неразвлекаемая молитва, которая при необходимости может легко сочетаться с внешними занятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010